Путепрокладчик БАТ-М
Путепрокладчики на базе колесных наших используются в основном для выполнения земляных работ и расчистки снега при подготовке и содержании войсковых путей, полевых аэродромов и для устройства проходов в легких завалах. Путепрокладчик БАТ-М оснащен универсальным бульдозерным оборудованием и крановым оборудованием. В качестве базовой машины в нем использовано изделие 405МУ. Универсальное бульдозерное оборудование в рабочей и столу-транспортном положении размещается в передней части машины, крепится к ее бортам с помощью толкающей рамы, а в транспортном положении укладывается через кабину на платформу тягача.
Все операции по укладке выполняются системой гидравлического управления с использованием лебедки тягача. Такая компоновка при транспортных перемещениях обеспечивает хороший обзор местности из кабины механика водителя и более равномерное распределение нагрузки по опорным каткам ходовой части. Все операции по установке крыльев отвала в двухотвальное, бульдозерное и грейдерное положения осуществляются вручную с использованием комплекта толкателей крыльев. Управление лыжней — гидромеханическое.
Крановое оборудование установлено в кормовой части платформ и используется для укладки элементов мостовых переходов, щитов проезжей части, а также для монтажа и демонтажа универсального бульдозерного оборудования. Для управления крановым оборудованием имеется дистанционный пульт управления.
Кран и лебёдка
Кроме бульдозерного рабочего оборудования, многофункциональная инженерная спецмашина БАТ-М также оснащена оборудованием крановым – крановой установкой грузоподьёмностью в две тонны. При этом управлять им есть возможность с выносного пульта. Благодаря этому, крановщик (или же механик-водитель) может одновременно выступать в процессе работы также и стропальщиком-такелажником.
Наличие мощных лебёдки и крановой установки в значительной степени расширяет возможности использования данной инженерной спецмашины. Особенно в сочетании с тем, что сравнительно небольшое удельное давление на грунт помогает использовать её в любых, даже самых труднопроходимых местах.
Вылет крановой стрелы составляет 5,4 метров. Наибольшая высота подъёма груза краном: при минимальном вылете в 1 метр – 5,3 м, а при максимальном вылете в 5,4 метра – 1,8-2,2 м. Тип привода механизма подъёма и опускания груза – гидравлический.
Усилие лебёдки равняется 40 т/с. Рабочая длина троса лебёдки составляет при этом 100 метров. Диаметр этого троса равен 28 мм. Второй трос установлен на стреле крана. Он рассчитан на усилие 20 т/с.
Технические характеристики лебедки БАТ 2: мощность и скорость
Лебедка БАТ 2 – это мощное устройство, предназначенное для выполнения тяжелых подъемно-тяговых работ
При выборе лебедки важно обратить внимание на ее технические характеристики, такие как мощность и скорость
Мощность
Мощность – это главный фактор, определяющий способность лебедки справляться с различными нагрузками. Чем выше мощность, тем больше веса она способна поднимать или тянуть.
Лебедка БАТ 2 имеет высокую мощность, которая составляет XXX ватт (X кВт). Благодаря этому, она может поднимать или тянуть тяжелые грузы, например, при автомобильном буксировании или строительных работах.
Скорость
Скорость работы лебедки – также важный параметр, который следует учитывать при выборе устройства. От скорости зависит время выполнения работы и эффективность процесса.
Лебедка БАТ 2 обладает высокой скоростью подъема и опускания груза. В среднем, она способна осуществлять подъем или опускание груза со скоростью XXX метров в минуту. Это позволяет значительно сократить время выполнения работ и повысить производительность.
Прочие характеристики
Кроме мощности и скорости, лебедка БАТ 2 обладает и другими техническими характеристиками, которые также важны при выборе и эксплуатации устройства:
- Грузоподъемность – определяет максимальный вес, который способна поднимать лебедка. У лебедки БАТ 2 грузоподъемность составляет XXX кг.
- Длина каната – определяет, насколько далеко можно вытянуть канат. Для лебедки БАТ 2 она составляет XXX метров.
- Питание – указывает на источник энергии лебедки. БАТ 2 может работать от аккумулятора автомобиля или от внешнего источника питания.
- Управление – определяет способы управления лебедкой. Лебедка БАТ 2 может иметь ручное или пультовое управление.
При выборе лебедки БАТ 2 рекомендуется обращаться к профессионалам, которые помогут подобрать устройство с оптимальными техническими характеристиками, соответствующими целям и задачам эксплуатации.
Корпус и кабина
Путепрокладчик БАТ-2 построен на базе цельносварного коробчатого корпуса. Для доступа к агрегатам спецмашины (при техобслуживании и ремонте) в её крыше и днище предусмотрены люки. В передней части корпуса размещена кабина. Её поверхности (как внутренняя, так и внешняя) обшиты. Между обшивкой и корпусом находятся специальные профили и изолирующие материалы. Поэтому кабина БАТ-2 является полностью герметичной. Непосредственно в кабине размещаются два члена экипажа, а также имеются дополнительные места для шестерых человек инженерно-сапёрного отделения.
Созданный на замену путепрокладчику БАТ-М, инженерный танк БАТ-2 демонстрирует значительное увеличение общей производительности, по сравнению со своим предшественником. Однако и масса спец машины при этом значительно возросла. Из-за чего БАТ-2 отличается высоким удельным давлением на грунт, который ведёт к снижению проходимости: на тяжёлом бездорожье, в вязкой земле машина может застрять. Особенно у неопытного водителя.
Подобные БАТ-2 задачи способна успешно решать инженерная машина разграждения ИМР-2, которая может работать и в качестве путепрокладчика. Однако при этом она значительно дороже стоит.
Силовая передача
Трансмиссия БАТ-М – механическая, коробка переключения передач – трёхходовая, с постоянным зацеплением шестерёнок. Количество передач – пять вперёд + одна назад.
Передаточные числа КПП: первая передача – 4,69; вторая – 2,19; третья – 1,56; четвёртая – 1,12; пятая – 0,71; передача заднего хода – 4,69.
Механизмы поворота – планетарные, двухступенчатые. Передаточные числа: на прямой передаче – 1, а на замедленной передаче – 1,42.
Тормоза используются ленточного типа, с чугунными колодками. Зазор между колодками тормозной ленты и барабанами составляет 1-2 мм. Зазор между роликом рычага малого тормоза и впадиной кулака-разделителя блокировочного устройства равен 3,5-5 мм. Полный ход рычагов управления ПМП и тормозами, составляет 300-350 мм. Главный фрикцион – многодисковая, выключающаяся муфта трения (сталь по стали). Бортовая передача представляет собой одноступенчатый понижающий редуктор (в 6,78).
Бульдозер
Бульдозерное оборудование выполняет послойное срезание и перемещение необходимых объёмов грунта. Оно навешено в передней части спецмашины и может находиться в рабочем либо в транспортном положении. В положении рабочем отвал бульдозерного оборудования опущен на грунт.
При необходимости перегона спецмашины своим ходом на небольшие расстояния бульдозерное оборудование подвешивают на цели. Если перемещаться нужно на расстояния свыше 10 километров, то его укладывают методом опрокидывания через кабину на платформу и фиксируют в транспортном положении.
Это разгружает передние катки, обеспечивает тяжёлой спецмашине достойную проходимость при передвижении по пересечённой местности. Кстати, площадь опорой поверхности гусениц у БАТ-М аналогична танковой. Данное свойство, в сочетании со значительно меньшем, чем у среднего танка, весе (27,5 тонн) гарантирует инженерной спецмашине возможность уверенного передвижения по мягким грунтам, глубоким рыхлым снегам, в распутицу и по заболоченным участкам местности.
Бульдозерное рабочее оборудование есть возможность устанавливать в бульдозерное (шириной 5 метров), двух отвальное (шириной 4,5 метра) или грейдерное (шириной 4,0 метра) положения. Благодаря этому свойству, путепрокладчики БАТ-М могут быть использованы для самых разнообразных дорожных и землеройных работ. Расположенной впереди рабочего органа, регулируемой по высоте лыжей обеспечивается возможность снятия земляного слоя именно заданной толщины. Опускание и поднятие, принудительное заглубление и перекашивание бульдозерного рабочего органа на любую сторону осуществляется при помощи гидравлического привода.
Высота стандартного бульдозерного отвала БАТ-М составляет 1,15 метра. Угол резанья при вертикальном положении рычагов механизмов перекоса равен 42 градусам. Возможность перекоса рабочего органа относительно оси спецмашины равна 8-ми градусам.
Рабочий орган бульдозера состоит из рамы, толкателя рамы, двух крыльев, лыжи, толкателей крыльев (для бульдозерного и грейдерного положения), ножей и соединительных элементов.
Рама рабочего органа – это сварная конструкция прямоугольного сечения Г-образной формы. Внутри неё, на месте изгиба толкающей ветви, смонтированы диафрагмы жёсткости. К толкающей стороне рамы приварена литая вилка для соединения с шарниром механизма перекоса. С левой стороны рамы приварена коробка, в форме проушины, используемая для подсоединения толкателя рамы. К середине передней части рамы приварена лобовая часть отвала: коробка в форме двухотвального плуга с тупой носовой частью. К лобовой части подсоединяются крылья, лыжа и крепятся ножи.
Толкатель рамы сделан в виде прямого бруса прямоугольного сечения, который сварен из листовой стали. К заднему концу толкателя приваривается литая вилка – для соединения с шарниром механизма перекоса. К нижнему и верхнему листам переднего конца толкателя приварены проушины, в отверстия которых вставлен штырь, соединяющий толкатель рамы с самой рамой.
Оборудование
Рис.1.
1 – бульдозерное оборудование, 2 – базовая машина 3 – крановое оборудование, 4 – разрыхлительное оборудования, 5 – продольный брус обхватывающей рамы.
Бульдозерное оборудование предназначено для послойной разработки и перемещения грунта. Тип оборудования – с универсальным отвалом. Ширина отвала в положении путепрокладчика – 4000 мм, бульдозерном – 4570 мм, грейдерным – 4300 мм. Высота отвала 1200 мм. Размер углубления 450 мм, подъема – 3700 мм. Угол перекоса отвала до 10 градусов.
Бульдозерное оборудование располагается в передней части машины и состоит из обхватывающей рамы, толкающей рамы, отвала, лыжи и механизмов управления.
Обхватывающая рама предназначена для передачи усилий от корпуса машины на толкательную раму. Она имеет П – образную форму и состоит из двух боковых продольных брусьев, соединенных в передней части корпуса машины поперечной балкой и двух упорных кронштейнов.
Толкательная рама предназначена для передачи усилий, возникающих при разработке грунта, от обхватывающей рамы на отвал и прикрепленной к ней всех основных частей бульдозерного оборудования. Она представляет собой сварную конструкцию коробчатого сечения, выполненную в форме арки .
Отвал предназначен для послойного срезания и формирование призмы грунта. Он воспринимает усилия от толкающей рамы в процессе разработки грунта. Основными частями отвала есть левое и правое крыло и центральная часть. Левое и правое крыло отвала одинаковые по строению и представляют собой сварную металлоконструкцию .
Лижа предназначена для регулирования толщины срезаемого слоя почвы при путепрокладочном положении крыльев отвала. Она воспринимает вертикальные нагрузки, возникающие в процессе разработки грунта, и тем самым частично разгружает гидроцилиндры механизма подъема. При движении машины вперед лыжа копирует поверхность местности, заставляя приподниматься или опускаться отвал, поддерживает постоянную толщину срезаемого грунта. Она крепится к центральной части отвала и вынесена вперед. Основными частями лыжи является кронштейн, опора, цепь и гидроцилиндр.
Механизмы управления предназначены для изменения положения бульдозерного оборудования. К ним относятся: два механизма установки крыльев, механизм перекоса отвала, механизм поворота и механизм подъема бульдозерного оборудования.
В транспортном положении бульдозерное оборудование фиксируется двумя пальцами путем соединения балки с корпусом машины и двумя винтовыми штангами, которые соединяют корпус машины с качающимися стойками.
Управление бульдозерным оборудованием осуществляется с пультов управления.
Особенности конструкции лебедки бат 2: прочность и надежность
Лебедка бат 2 является одним из наиболее надежных и прочных устройств для выполнения различных экстремальных задач. Ее конструкция предусматривает использование высококачественных материалов, которые обеспечивают долговечность и безопасность во время эксплуатации.
Одной из главных особенностей конструкции лебедки бат 2 является наличие прочной и надежной рамы. Она изготовлена из прочного металла и обеспечивает устойчивость и стабильность работы устройства. Рама имеет специальные крепления, которые позволяют легко и надежно установить лебедку на нужной поверхности.
Важной составляющей конструкции лебедки бат 2 является механизм со шнековым редуктором. Он обеспечивает высокую степень вращения штока и позволяет регулировать скорость подъема или спуска груза
Механизм имеет специальные защитные покрытия и уплотнители, которые защищают его от пыли, грязи и влаги, что обеспечивает его долговечность и безотказность.
Еще одной важной особенностью конструкции лебедки бат 2 является наличие прочной и надежной тросовой системы. Трос изготовлен из качественной стали, что обеспечивает его прочность и износостойкость
Трос имеет специальные крепления и защитные элементы, которые предотвращают его перекручивание и обеспечивают максимально надежное закрепление груза.
Конструкция лебедки бат 2 также предусматривает наличие надежной системы тормоза. Она обеспечивает безопасность при работе с тяжелыми грузами и предотвращает случайное отпускание груза во время его подъема или спуска. Система тормоза имеет специальные диски и пружины, которые обеспечивают максимальную надежность и эффективность.
Для удобства использования лебедки бат 2 оснащена специальной рукояткой. Она имеет удобную форму и специальную рукоятку, которая позволяет легко и комфортно управлять устройством. Рукоятка имеет специальные элементы, которые обеспечивают ее надежное закрепление и предотвращают скольжение.
Итак, лебедка бат 2 обладает рядом особенностей конструкции, которые обеспечивают ее высокую прочность и надежность. Она имеет прочную раму, механизм со шнековым редуктором, надежную тросовую систему, систему тормоза и удобную рукоятку. Благодаря этим особенностям, лебедка бат 2 является идеальным выбором для любителей экстрима и выполнения сложных задач.
Лыжи
Рис.2.
А – грейдерным положение, Б – бульдозерное положение, В – положение путепрокладчика. 1 – крыло, 2 – захват; 3 – телескопическая штанга; 4 и 13 – крюки; 5, 12, 18 – гидроцилиндры, 6 – толкающая рама, 7 – поперечная балка; 8 и 14 – рычаги; 9 и 11 – гидроцилиндры механизма перекоса; 10 – трубчатая цапфа; 15 – лыжа; 16 – цепь; 17 – полоз лыжи; 18 – палец; 20 – отвал; 21 – крышка; 22 – ножи отвала.
Разрыхлительное оборудование предназначено для разрыхления твердых и мерзлых верхних слоев почвы. Оно установлено в задней части базовой машины и состоит из рабочего элемента и привода перемещения.
Рабочий элемент состоит из стойки, наконечника и деталей крепления. Стойка является несущим элементом. Наконечник, который имеет устойчивое к износу наплавки, является переменной частью и непосредственно осуществляет отделение разрушения грунта при движении путепрокладчика.
Привод перемещения рабочего элемента представляет собой Параллелограммную конструкцию, которая состоит из двух верхних тяг, рамы, корпуса и двух гидроцилиндров. Параллелограммная конструкция обеспечивает постоянный угол резания независимо от величины заглубления рабочего элемента в грунт.
Разрыхления твердых и мерзлых грунтов осуществляется на задней передаче с включением реверса вперед. Рабочим элементом нарезают ряд продольных борозд на глубину 0,5 м с расстоянием между ними 0,7-0,9 м. При необходимости нарезаются поперечные борозды под углом 50-60 градусов к продольным.
Гидравлическое оборудование
Механизм отбора мощности предназначается для привода гидронасосов. Он смонтирован слева, на средней части корпуса базовой машины и составлен из привода редуктора и редуктора гидронасосов. Привод редуктора выполняет роль связующего звена между редуктором лебёдки и валом отбора мощности. Он представляет собой вал, по концам которого выполнены шлицы для соединения с валом отбора мощности редуктора лебёдки базовой машины и с валом редуктора гидронасосов.
Редуктор гидронасосов представляет собою шестерёнчатый механизм, выполненный вместе с фрикционной муфтой сцепления. Он предназначается для включения и передачи крутящего момента от вала отбора мощности к гидронасосам. На редукторе установлены 2 гидронасоса модели 210.25 и ещё два – 210.16. Корпус у редуктора является разборным.
В самом редукторе установлен шестерёнчатый насос НШ-10Е3, обеспечивающий подачу масла для подключения фрикционной муфты. Подача масла производится через систему клапанов, размещённых в крышке, в полость под поршень, который установлен в барабане сжимающего диски фрикциона. Сжатием дисков производится соединение барабана фрикциона и ведомого барабана, объединённого с зубчатым колесом. Оно передаёт крутящий момент на валы гидронасосов.
Гидравлический привод предназначается для управления всем рабочим оборудованием – бульдозерным, разрыхлительным и крановым. С помощью гидропривода осуществляется заглубления и выглубления отвала, перевод оборудования бульдозерного и разрыхлительного оборудования, а также лыжи в рабочее либо в транспортное положение, перекосы отвала, фиксация его крыльев в разнообразных рабочих положениях, подъёмы или опускания стрелы, привод механизма поворота и грузовой лебёдки кранового оборудования.
Основные части гидропривода – это гидробак, два гидронасоса 210.25 и два гидронасоса 210.16, три гидравлические панели, 2 гидроцилиндра фиксации рычагов механизмов установления крыльев отвала, 2 гидроцилиндра разрыхлительного оборудования, 2 гидроцилиндра перекоса отвала, гидроцилиндр лыжи, 2 гидравлических цилиндра подъёма бульдозерного оборудования, гидропривод кранового оборудования, аварийный агрегат и охладитель.
В передней части спецмашины смонтирована лебёдка с тяговым усилием в 25 тонн. Длина её троса составляет 100 метров. Конструкция лебёдки была позаимствована от артиллерийского тягача АТ-Т. Точнее, это та же самая лебёдка и есть.
Тактико-технические характеристики
Техническая производительность при прокладке колонных путей, км / ч: | |
– по пересеченные местности | 6-8 |
– в зарослях | 2-3 |
– по снежной целине | 8-15 |
– в лесных завалах | 0,2 |
Техническая производительность при планировании местности, устройстве спусков и засыпке воронок, м3 / ч | 350-400 |
Максимальная транспортная скорость, км / ч | 60 |
Средняя транспортная скорость по грунтовым дорогам, км / ч | 28-35 |
Масса, т | 39,7 |
Габаритные размеры в транспортном положении, мм | |
– длина | 9640 |
– ширина | 4000 |
– высота | 3690 |
Расчет, чел | 2 |
Периодичность технического обслуживания, моточасов: | |
– ЕТО | 1,5-2 |
– ТО-1 | 100 |
– ТО-2 | 300 |
Трудоемкость технического обслуживания, чел. / час: | |
– ТО-1 | 16-21 |
– ТО-2 | 29-30 |
Расход топлива, л: | |
– на 100 км пробегу | 275-300 |
– на 1 час работы двигателя | 80-100 |
Запас топлива по ходу, км | 500 |
Глубина рыхления, мм | не меньше 500 |
Грузоподъемность кранового оборудования, т | 2 |
Тяговое усилие лебедки, тс | 25 |
Подвеска и ходовая часть
Инженерная машина БАТ-М была построена на базе советского среднего танка Т-54. Её гусеничный движитель – пятикатковый.
В его составе – мелкозвенчатая гусеничная цепь цевочного зацепления с открытым шарниром, пять сдвоенных опорных катков диаметром по 8ЗО мм, с наружной амортизацией в формате резиновых бандажей, направляющее колесо заднего расположения с кривошипным механизмом натяжения гусениц и ведущее колесо переднего расположения со съёмными зубчатыми венцами.
Гусеничная цепь составлена из 93-х траков с направляющими гребнями (их ширина – 500 мм). Площадь опорной поверхности гусениц (как уже было отмечено здесь выше) обеспечивает спецмашине БАТ-М отличную проходимость по мягким грунтам, пескам и суглинкам, снегам и заболоченным участкам.
Источник