Двигатель ЯМЗ 240: технические характеристики

Конструкционные особенности двигателя ЯМЗ 240

Двигатель ЯМЗ 240 — это дизельный двигатель с внутренним сгоранием, который разрабатывался и выпускался в России компанией «Ярославский моторный завод». Данный двигатель был широко применяем в различных транспортных средствах, таких как грузовики, автобусы и специальные технические средства.

Основными конструкционными особенностями двигателя ЯМЗ 240 являются:

  1. Цилиндровый блок. В двигателе ЯМЗ 240 используется чугунный цилиндровый блок, который обеспечивает надежность и прочность конструкции.
  2. Поршневая группа. Двигатель ЯМЗ 240 имеет коленчатый механизм и поршневую группу с плоскими поршнями. Это обеспечивает высокую эффективность сгорания топлива и повышенную мощность двигателя.
  3. Топливная система. Двигатель ЯМЗ 240 оснащен системой непосредственного впрыска топлива, которая обеспечивает точное дозирование топлива и повышенную экономичность работы двигателя.
  4. Система смазки. Для смазки двигателя ЯМЗ 240 применяется система смешанного типа, которая обеспечивает надежную смазку всех движущихся частей двигателя и предотвращает износ и повреждение.
  5. Система охлаждения. Для охлаждения двигателя ЯМЗ 240 применяется система жидкостного охлаждения, которая обеспечивает оптимальную рабочую температуру двигателя и предотвращает перегрев.

Конструкционные особенности двигателя ЯМЗ 240 позволяют ему обеспечивать высокую надежность и эффективность работы, что делает его привлекательным выбором для различных транспортных средств.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Стоимость зависит от того какой двигатель, как доставляем и какой транспортной компанией. Расчёт можно произвести у менеджера нашей компании или на сайте ТК которую выберете. Средняя цена 15000 рублей. Сроки 3-7 рабочих дней.

Да, ознакомьтесь с полным прайс-листом. Проконсультируем по всем возможным вопросам.

На двигатели после капитального ремонта – 6 месяцев. На индивидуальную сборку и заводскую сборку – 1 год.

ООО “Сарвис” проповедует полную открытость перед клиентами

Наша репутация – это самое важное. Поэтому мы предоставляем полный фотоотчет отгрузки двигателя, видеоотчет запуска двигателя, видео обкатки двигателя со всеми параметрами

Демонстрируем все датчики – давления, оборотов двигателя, температуры. На новые двигатели с завода идет заводской паспорт и уникальный номер, который можно проверить на официальном сайте завода, подтверждающий подлинность двигателя.

Наша схема очень удобна и клиентоориентированна. Клиент вносит фиксированную предоплату равную 100 000 рублей. (Данная сумма покрывает наши собственные расходы). Мы оправляем двигатель выбранной транспортной компанией. Вы сможете посмотреть двигатель в терминале ТК. Если всё в порядке, оплачиваете оставшуюся часть.

В случае гарантийных случаев мы предоставляем выездную техническую помощь. Также бесплатные технические консультации по телефону по протяжении всего периода эксплуатации двигателя.

Возможные неисправности дизеля

Несмотря на то, что двигатель обладает по современным меркам достаточно простой конструкцией, длительным периодом выпуска, что позволило отработать технологию производства, как и у другого сложного механизма при его эксплуатации возможно появление определенных неполадок. К наиболее частым из них на основании опыта эксплуатации данных силовых агрегатов следует отнести:

  • поломка топливного оборудования в связи с применением некачественного топлива или не соответствующего сезону эксплуатации, а также несвоевременной замены топливных фильтров;
  • ранний износ шатунно-поршневой группы по причине применения несоответствующих смазочных материалов;
  • возникновение постороннего стука в связи с нарушением регулировки клапанов;
  • снижение мощности по факту засорения выпускного тракта и/или воздушного фильтра.

Мощный ДВС ЯМЗ-240, технические характеристики которого и проверенная конструкция по-прежнему эффективны при использовании на специальной технике, требующей высокой мощности и большой надежности, широко применяется и сейчас.

голоса

Рейтинг статьи

Технические характеристики двигателя «ЯМЗ-240» в цифрах

«ЯМЗ-240» – это 12ти-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель, с воспламенением от сжатия, имеющий длинный ход поршня и высокие показатели тяги. Расположение цилиндров – V-образное, с углом развала в 75 градусов. Мощность двигателей «ЯМЗ-240» варьируется, в зависимости от их модификации, от трёхсот до восьмисот лошадиных сил.

«ЯМЗ-240/БМ2-4» – тракторная модификация, специально для «Кировцев»

Сначала о технических параметрах, общих как для атмосферных, так и для газотурбинных версий семейства:

  • Рабочий объём двигателя – 22,3 литра.
  • Диаметр цилиндров –130 мм.
  • Ход поршня – 140 мм.
  • Диапазон крутящего момента – от 1275 до 1818 оборотов в минуту.
  • Номинальная частота вращения коленчатого вала – 2100 оборотов в минуту.
  • Частота вращения коленвала при максимальном крутящем моменте – 1600 оборотов в минуту.
  • Минимальная частота вращения коленвала – 60 (=/-50) оборотов в минуту.
  • Максимальная частота вращения коленвала – 2325 оборотов в минуту.
  • Габаритные размеры мотора: Длина от 1577 до 1860 мм; Ширина от 1014 до 1098 мм; Высота 1190 мм.
  • Ёмкость системы смазки – 39 л.; системы охлаждения – 35 л.

О цифровом выражении показателей, различных у атмосферных и турбированных версий:

  • Мощность – от 300 до 420 лошадиных сил у атмосферников; от 500 до 800 лошадиных сил – у газотурбинных модификаций.
  • Удельный расход топлива при номинальной мощности: 230 г/кВт-ч у атмосферников; 224 г/кВт-ч у газотурбинных среии «НМ»; 228 г/кВт-ч у газотурбинных серии «ПМ».
  • Масса незаправленного двигателя: 1670 кг – мотора без турбонаддува; 1790 кг –турбированного «движка».
  • Степень сжатия в двигателе без наддува – 16,5; в газотурбинном – 15,2.

Расположение и принцип работы основных узлов двигателя ЯМЗ 240

Двигатель ЯМЗ 240, как и любой другой двигатель внутреннего сгорания, состоит из нескольких основных узлов, каждый из которых выполняет свою функцию. Рассмотрим их расположение и принцип работы.

1. Блок цилиндров

Блок цилиндров является основной частью двигателя и в нем расположены цилиндры, поршни и клапаны. Благодаря блоку цилиндров осуществляется процесс сгорания топлива внутри двигателя.

2. Головка блока цилиндров

Головка блока цилиндров закрывает верхнюю часть блока цилиндров и обеспечивает герметичность цилиндров. В головке блока цилиндров расположены клапаны и свечи зажигания, которые играют важную роль в процессе сгорания топлива.

3. Коленчатый вал

Коленчатый вал является одной из самых важных деталей двигателя. Он преобразует поступательное движение поршней во вращательное движение, которое передается на ведущие механизмы (например, маховик).

4. Маховик

Маховик с помощью коленчатого вала передает вращательное движение на другие узлы двигателя, такие как коробка передач.

5. Топливная система

Топливная система обеспечивает подачу топлива в цилиндры двигателя. Она состоит из таких узлов, как топливный насос, фильтры и распылители. Топливная система играет ключевую роль в эффективной работе двигателя ЯМЗ 240.

6. Система смазки

Система смазки предназначена для обеспечения надлежащего смазывания двигателя и уменьшения трения между движущимися деталями. Она состоит из масляного насоса, масляного фильтра и масляного радиатора.

В целом, двигатель ЯМЗ 240 состоит из множества узлов и деталей, каждый из которых выполняет свою функцию. Расположение и принцип работы этих узлов взаимосвязаны и обеспечивают надежную и эффективную работу двигателя.

История создания ЯМЗ 240

История нашего героя, двенадцати цилиндрового ЯМЗ 240 начинается с далёких 50-х годов Советского союза. Тогда партия народа, поставила серьёзную задачу перед ведущими производителями моторов. Для будущего развития экономики СССР, нужно было создать новую линейку четырёхтактных, дизельных двигателей с разным количеством и объёмом цилиндров. Только новые, мощные, дизельные моторы могли удовлетворить возросшие потребности народного хозяйства. Здесь нужно отметить, что до этого, на ЯМЗ выпускались только двухтактные дизельные двигатели.

Проектировщиками и инженерам ЯМЗ, удалось выполнить, на первый взгляд невыполнимую задачу. В результате чего с конвейеров Ярославского завода в 1962 году, сошли сразу три новых, четырёхтактных, дизельных мотора: ЯМЗ 236, ЯМЗ 238 и, рассматриваемый здесь, двенадцати цилиндровый двигатель ЯМЗ 240.

Разрабатывался он совместно с ЯМЗ 236 и ЯМЗ 238, у которых было шесть и восемь цилиндров соответственно. В серийное производство вышел после них, сказалась более сложная конструкция. Некоторые недалёкие специалисты утверждают, что 240 модель, это два спаренных двигателя ЯМЗ236. Это суждение в корне не верно. Двести сороковой, это совершенно другой двигатель

Чтобы это понять, достаточно обратить внимание на угол развала цилиндров. У ЯМЗ 236 и ЯМЗ 238 он составляет 90, а у ЯМЗ 240 угол развала составляет 75

Кроме этого, масса других конструкционных несоответствий, о чём будит подробно рассказано в описании двигателя.

Так если два первых мотора сразу проектировались как универсальные, их изначально планировали ставить на разные виды транспортных средств. То 240 модель, планировали использовать для решения узкого круга специальных вопросов. В частности это — установка на специальные виды тяжёлой техники, использование которой возможно при наличии у двигателя огромной мощности, постоянной и могучей тяги.

К такой технике относятся:

  • снегоболотоходные транспортные средства;
  • карьерные самосвалы;
  • тяжёлые трактора, сельскохозяйственного направления;
  • тепловозы с дизельным двигателем;
  • специализированные путевые машины.

Во время производства двигатель постоянно дорабатывался и совершенствовался. Одна из серьёзных модернизаций произошла в 1999 году. До этого БЦ с каждой стороны закрывался двумя головками. Каждая ГБЦ была на три цилиндра. С 1999 г., конструкция блока изменилась. Теперь она предусматривала для каждого цилиндра отдельную головку.

В связи с модернизацией прекратился выпуск таких запчастей:

  • блок цилиндров под тройные ГБЦ;
  • тройные ГБЦ.

В связи с этим, ремонт двести сороковых ДВС старого образца стал затруднён. Если головку ещё можно отремонтировать, так как большинство деталей ГБЦ унифицировано с ЯМЗ236 или 238, то БЦ старого образца взять негде. Встречаются на русских просторах мастера, которые берутся за ремонт БЦ старой модели. Но его стоимость настолько велика, что проще взять б/у ДВС ЯМЗ 240, выпущенный после 1999 года. Именно в таком виде этот двигатель дожил, и продолжает выпускаться в наши дни.

Модификации двигателя «ЯМЗ-240»: краткий обзор

В настоящее время Ярославский моторный завод выпускает шесть модификаций данного семейства 12ти-цилиндровых моторов. Из них 2 версии – это «атмосферники», и 4 – газотурбинные двигатели. Основным спросом в последние годы пользуется модель «ЯМЗ-240/НМ2», применяемая на 42х-тонных тяжёлых самосвалах «БелАЗ».

Самосвал «БелАЗ-7523» с двигателем «ЯМЗ-240/НМ2»

  • Базовой моделью семейства сейчас является «ЯМЗ-240/М2». Данные двигатели пришли на смену выпускавшимся до 1988 года моторам «ЯМЗ-240/М» и являются взаимозаменяемыми с ними. Их основное предназначение – установка на карьерные самосвалы «БелАЗ» нескольких модификаций (главным образом, «БелАЗ-75405») с грузоподъёмностью до 30 тонн и полной массой до 52-х тонн. Мощность – 360 лошадиных сил.
  • Двигатель «ЯМЗ-240/БМ2-4» является тракторной модификацией «ЯМЗ-240/М2». Он разработан специально для применения на тяжёлых тракторах «Кировец К-701». В настоящее время эта модель прославленного трактора снята с производства (в 2002 году). Соответственно, и моторы «ЯМЗ-240/БМ2-4» на новую технику не устанавливаются и поставляются исключительно в запчасти. Так как данный вариант двигателя производится без гидромуфты, то генератор, конструктивно устанавливаемый на гидромуфту, с двигателем также не поставляется. Двигатели «ЯМЗ-240/БМ2-4» взаимозаменяемы с моторами «ЯМЗ-240/БМ», которые делали до декабря 1988 года, и с ЯМЗ-240/Б, выпускавшимися до октября 1985 года. Мощность «тракторной версии» составляет 300 лошадиных сил.
  • Вариант «ЯМЗ-240/ПМ2» – это турбированная модификация двигателя, предназначенная для «БелАЗов» -7540А, -75401, -75406, -75409, грузоподъёмностью в 32 тонны и полной массой в 53 тонны. Технологически данный мотор аналогичен двигателю «ЯМЗ-240/М2», и отличается от него только наличием системы турбонаддува.
  • Двигатели «ЯМЗ-240/НМ2» также относятся к классу форсированных турбированных моторов. Они устанавливаются на карьерные самосвалы «БелАЗ-75485», с полной эксплуатационной массой до 72 тонн. Мощность «ЯМЗ-240/НМ2» составляет 500 лошадиных сил, против 420ти у «ЯМЗ-240/ПМ2».
  • Турбированный двигатель «ЯМЗ-240/НМ2-1» также обладает мощностью в 500 лошадиных сил и используется в качестве силового агрегата для «БелАЗ»ов -75485, -75486 и -75487, с грузоподъёмностью от 42х до 45ти тонн.

На указанные модели карьерных самосвалов также возможна установка двигателей серии «ЯМЗ-240/НМ2-2», с похожими на «ЯМЗ-240/НМ2-1» техническими характеристиками, и незначительно от них отличающимися конструктивно.

Описание устройства ЯМЗ 240

ЯМЗ 240 проектировался и разрабатывался параллельно с ЯМЗ 236 и ЯМЗ 238. Силовые агрегаты унифицированы друг с другом, многие детали ШПГ и другие запчасти подходят на каждый из этих двигателей. Такая взаимозаменяемость значительно сэкономила разработку и производство этого семейства силовых агрегатов ЯМЗ.

Среди водителей бытует мнение, что 240 дизель получили путём добавления четырёх цилиндров к ЯМЗ 238, или шести цилиндров к 236. Однако, это совсем не так, и вот этому ряд доказательств:

  • У 236 и 238 версии ДВС, угол развала между противоположными цилиндрами прямой, девяносто градусов. А у 240 версии этот угол развала составляет семьдесят пять градусов. Что вразрез противоречит теории конструкционного сходства вышеперечисленных двигателей;
  • конструкция опорных шеек коленчатого вала изменена, что вполне естественно при изменении угла развала между противоположными цилиндрами;
  • на блоке цилиндров тоннельного типа 240 версии, впервые вместо подшипников скольжения для коренных шеек коленвала, они же вкладыши, используются подшипники качения;
  • инновационным было решение нанести нумерацию цилиндров на гаситель, стабилизирующий крутильные колебания. При совмещении нумерации с меткой, становиться ясно какой клапан нужно сейчас регулировать;
  • отличительной особенностью нужно считать систему масло закачивающего насоса. Данный насос может обеспечить надёжную поставку моторной смазки, в самые отдалённые уголки этого ДВС;
  • правый ряд на двигателе, выдвинут вперёд, по сравнению с первым. Это видно даже не вооружённым взглядом. Разница составляет 35 мм., данная конструкционная особенность необходимо для установки на одну шатунную шейку двух шатунов. Одного шатуна для левого, а другого, для правого ряда цилиндров;
  • на 240 модели ДВС, на турбированных её модификациях, применяются две турбины типа ТКР 100. Один турбокомпрессор на правую сторону цилиндров, а второй на левую сторону цилиндров;
  • до модернизации 1999 года, конструкция ЯМЗ 240 ДВС имела четыре ГБЦ. Одна головка использовалась для трёх цилиндров, на каждой стороне стояло по две ГБЦ. После модернизации 1999 года, для каждого цилиндра используется индивидуальная головка БЦ.

Из выше написанного ясно, что несмотря на то, что определённые запасные части одинаковые у ЯМЗ 240, 236 и 238 моделей, конструкция ЯМЗ 240 является индивидуальной и уникальной, что гарантирует высокие технические характеристики этому мощному и неповторимому мотору.

Модификации 240 модели ЯМЗ

В текущее время ЯМЗ производит 6 модификаций двенадцати цилиндровых ДВС. Среди них 4 модели с турбонаддувом, а 2 модели атмосферные.

Все эти модели нашли себе достойное применение:

  • ЯМЗ 240М2, модификация взаимозаменяемая с ЯМЗ 240М, последняя модификация производилась до 1988 года. Данные моторы являются атмосферными, их мощность составляет 360 л., сил при 2100 оборотов мин. Устанавливаются силовые агрегаты на самосвалы марки БелАЗ, с максимальной грузоподъёмностью ограниченной до 30 т., общая масса должна быть не более 52 тонн.
  • ЯМЗ 240БМ2 4, эта модификация, конструктивно и по техническим характеристикам аналогична предыдущей модели. Их главное отличие в применении. Данная модификация специально разрабатывалась и приспосабливаясь для использования на тяжёлых сельскохозяйственных тракторах типа Кировец К701. В настоящий период данная модель технически и морально устарела и с 2002 года снята с серийного производства. Модификация сейчас выпускается в ограниченном количестве, исключительно на запасные части. ЯМЗ 240БМ2 4, взаимозаменяемая с ЯМЗ 240БМ и ЯМЗ 240Б, выпускающимися до 1988 и 1885 года соответственно. Мощность данных тракторных модификаций составляет 300 л., сил при 2100 оборотов мин.
  • ЯМЗ 240ПМ2, является турбированной модификацией ЯМЗ 240М2. Эти двигатели технически и конструкционно идентичны. Единственное отличие состоит в наличии на 240ПМ2 системы турбонаддува. Применяются на карьерных самосвалах марки БелАЗ, допустимой грузоподъёмности до 32 тонн и общей массой до 53 тонн. Мощность данного силового агрегата составляет 420 л., сил, при 2100 оборотов мин.
  • ЯМЗ 240НМ2, это так же турбированный аналог ЯМЗ 240 М2. Силовая установка применяется на карьерных автомобилях БелАЗ с повышенной грузоподъёмностью и общей массой до 72 тонн. Мощность модификации 240НМ2 при 2100 оборотов мин., составляет 500 л., сил.
  • ЯМЗ 240НМ2-1, очень похож по всем параметрам на ЯМЗ 240НМ2. Его используют на грузовиках БелАЗ с допустимой грузоподъёмностью до 42 тонн. Мощность силовой установки 500 л., сил
  • ЯМЗ 240НМ2-2, модификация аналогична ЯМЗ 240НМ2, имеет незначительные конструкционные отличия. Её мощность так же составляет 500 л., сил. 240НМ2-2 устанавливается на самосвалы БелАЗ с допустимой грузоподъёмностью до 45 тонн.

Модификации с мощностью 420 и 500 л., сил могут устанавливаться на другие виды тяжёлой техники и железнодорожные машины специального назначения

О компании ООО “Сарвис”

Компания ООО “САРВИС” зарекомендовала себя надежным поставщиком запчастей ЯМЗ, ТМЗ, ЯЗДА, ремкомплектов, комплектов переоборудования, КПП и двигателей ЯМЗ, ТМЗ.

Так же наша компания имеет свою площадку по сбору двигателей и коробок передач. Работая с нами, клиент получает качественный сервис, быстрый ответ на рекламацию и гарантию от производителя.

За счет квалифицированных кадров наша команда отлично разбирается в запчастях ЯМЗ, ТМЗ, ЯЗДА и других. Мы имеем ответственных поставщиков-производителей и даем гарантию 1 год ( а в отдельных случаях и более того) нашим клиентам на всю линейку товаров. Мы продаем не столько запчасти сколько качественный сервис , максимально минимизируя возможные проблемы наших клиентов, заботясь о каждом из наших клиентов, делаем обслуживание лучше изо дня в день!

ТНВД ЯМЗ-236

На двигатели ЯМЗ-236 ставятся многосекционные топливные насосы высокого давление.  Привод у ТНВД шестеренчатый. Сам насос расположен в развале блока цилиндров и соединен с топливопроводом. Конструктивно ТНВД состоит из следующих компонентов:

  1. Плунжерные пары, которые выполняют функции клапанов, обеспечивая герметичность конструкции. Для обеспечения необходимого уровня герметичности и поддержания давления, поверхности плунжеров шлифуются на специальных станках. При отклонении от норм во время шлифовки теряется герметичность, падает давление, повышается расход топлива и вообще эффективность дизельного двигателя падает.
  2. Подкачивающий насос (помпа), обеспечивающий подкачку топлива к самому ТНВД в случае долгого простоя двигателя. Этот второй насос дополняет основной.
  3. Кулачковый вал, приводящий всю конструкцию в движение. Толкатели на валу давят на клапана и происходит нагнетание топлива.

Схема топливного насоса высокого давления двигателя ЯМЗ-236:

1-корпус ТНВД; 2-упор; 3-рейка; 4-зубчатый венец; 5-перепускной клапан; 6-плунжер; 7-штуцер; 8-пробка; 9-корпус регулятора; 10-тяга; 11-зубчатое колесо привода регулятора; 12-кулачковый вал; 13-фланец; 14-эксцентрик; 15-ролик; 16-поворотная втулка; 17-выступы плунжера; 18-толкатель; 19-кулачок; 20-шарикоподшипник; 21-опорный палец; 22-пружина муфты; 23-ведущая полумуфта; 24-крышка муфты; 25-грузик; 26-ведомая полумуфта; 27-ось грузика; 28 и 39-опорные тарелки пружины; 29-стопорный винт втулки; 30-канал отвода топлива; 31-упор пружины нагнетательного клапана; 32-пружина нагнетательного клапана; 33-нагнетательный клапан; 34-седло нагнетательного клапана; 35-втулка плунжера; 36-канал подвода топлива; 37-стопорный винт рейки; 38-пружина плунжера; 40-регулировочный болт.

ТНВД двигателя ЯМЗ-236 имеет автономную систему смазки, т.е. она не зависит от смазки самого мотора. Для очистки масла есть двойная система фильтрации – грубая и тонкая. За уровнем масла можно следить с помощью проволочного щупа с метками.

Регулировка ТНВД

Выполняют регулировку ТНВД для того, что изменить количество подающегося в систему топлива. Подача топлива определяется исходя из текущей нагрузке на двигатель. Регулировка может помочь поддерживать необходимую частоту вращения коленвала.

Для простой, ручной регулировки на корпусе насоса сбоку есть специальный болт под ключ. Вращая его можно отрегулировать холостые обороты, изменив подачу топлива, а так же полностью её перекрыв.

Для более тонкой регулировке ТНВД ЯМЗ 236 сначала до верхней отметки заливается дизельное топливо. Затем в течение 2 минут проверяется герметичность клапанов с помощью метода опрессовки топливом под давлением. В этот период течь недопустима. Перепускной клапан закрывается пробкой.

Далее проверяется корректор подачи топлива. Фильтр штуцера промывается в бензине и продувается сжатым воздухом. Отверстия прочищаются мягкой проволокой.

Следующим шагом будет проверка герметичности мембраны. К крышке корпуса подается воздух под давлением.

Для регулировки цикличной подачи топлива на ТНВД есть специальный полт на рычаге. Вкручивая его, подача топлива увеличивается, выкручивая, соответственно, уменьшается. После регулировки болт необходимо законтрить.

Для регулировки подачи топлива при промежуточном значении давления используют пружину. Вкручивая – уменьшается, выкручивая – увеличивается подача топлива. Затем корпус пружины так же контрят с помощью гайки.

Далее проверяется корректор по наддуву. Рычаг останова ТНВД поворачивают на 45 гр., при этом подача топлива должна прекратиться.

Проверяется и запас хода рейки насоса. При отсутствии люфта, винт выворачивается до упора. Свободный ход должен составлять величину в пределах 1-1,5 мм.

Если самостоятельная регулировка не принесла результата, то тогда вам потребуется специальный стенд и хорошо обученный человек.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий