Классификация дизельного топлива

Как зовут солярку?

Цетановое число

Цетановое число ответственное за самовоспламенение жидкого горючего. Чем выше это значение, тем быстрее самовоспламеняется порция тепловоздушной смеси. Низкое ЦЧ приводит к затрудненному пуску, увеличению дымления, нестабильности производительности двигателя. Жесткая работа двигателя характеризует высокий показатель ЦЧ, что также нежелательно, так как возможен его «разнос».

Количество серы

Характеризует экологическую безопасность. После сгорания дизтоплива сера преобразовывается в серные, сернистые кислоты которые вызывают коррозию цилиндропоршневой группы, особенно в условиях минусовой температуры. Раздражают слизистую оболочку.

Смазочные свойства

Определяется как «диаметр пятна контакта» на специальном оборудовании. Отвечает за противоизносные свойства двигателя. Маленький показатель приводит к преждевременному износу деталей цилиндропоршневой группы, заметно снижает пусковые характеристики. Пригоревшее горючее осаживается на распылителях форсунок.

Предельная температура фильтруемости

Определяет температуру, при которой дизтопливо проходит сквозь воздушный фильтр. Одна из основных характеристик. Определяет класс дизельного топлива.

Содержание ПАУ

Полициклические ароматические углероды – опасные ароматические соединения, вызывают рак, так как являются носителями канцерогенов.

Температура вспышки

Определяет минимальную температуру, при которой возможно воспламенение горючего.

Производители и продавцы обязаны указывать в местах доступных для потребителей, кассовых чеках название продукции и полную информацию о соответствии тому либо другому виду, классу. В паспорте в обязательном порядке должно перечисляться наличие присадок и список техники, для которой возможно использование данного вида дизтоплива. Применение несоответствующего горючего чревато серьезными сбоями в системе и даже выходом из строя двигателя.

Принятые стандарты дизтоплива

Классификация и виды дизтопливаСамо по себе дизтопливо (ДТ) не что иное, как продукт фракционной переработки нефти. Основное отличие от обычного бензина заключаются в способности детонировать от сжатия. Обладая рядом преимуществ перед традиционным бензином, с каждым годом дизель пользуется все большей популярностью.

Как и бензин, дизель различается по сортам. Для его производства используют два стандарта качества:

“Топливо дизельное” Госстандарт 305-82

Топливо дизельное ЕВРО” Госстандарт Р 52368-2005

Топливо по первому ГОСТу используют в дизельной технике II класса и в старых дизельных агрегатах, которые не соответствуют современным стандартам. ГОСТ 52368 предусматривает производство ДТ с заданным содержанием серы. Также к нему предъявляются более строгие требования относительно температуры вспышки, содержанию ароматических углеводородов, цетановому числу и др. Такие сорта дизельного топлива по этому ГОСТу применяются в современных установках, где давление впрыска составляет около 1500 Бар.

Какие виды дизельного топлива существуют

Дизтопливо классифицируется по сезону, когда его рекомендовано использовать. Разница заключается в максимальной температуре, до которой применение нефтепродукта не приводит к засорению топливной системы из-за кристаллизации. Если говорить о том, какие марки дизельного топлива выпускает наша промышленность, то это будут:

  • Летнее дизельное топливо (Л). Предназначено для использования при температуре от -5 °C и выше.
  • Межсезонное (Е). Используется при температуре окружающего воздуха от -15 °C и выше.
  • Зимнее (З). Рекомендовано для применения при температуре до -25 °C и до -35 °C (в зависимости от реальной температуры фильтруемости, о которой пойдет речь ниже).
  • Арктическое (А). Применяется при температуре от -45 °C и выше, оптимально для использования в суровом климате.

Зимнее дизтопливо можно получить путем добавления в летнее специальных депрессорных присадок, которые снижают температуру застывания и незначительно влияют на температуру предельной фильтруемости. Самый дорогой способ получения арктического топлива – депарафинизация летнего, т. е. очищение от парафинов, выступающих причиной кристаллизации при низкой температуре окружающей среды.

Какие виды дизельного топлива бывают по экологичности:

  • Евро 3. Устаревший стандарт ДТ, бывший актуальным до 2006 года. Сегодня вытеснен с производства, поскольку не удовлетворяет новым требованиям.
  • Евро 4. Все ввозимые в Россию транспортные средства с 2013 года должны соответствовать минимум стандарту Евро 4. Но нужно учитывать, что в ближайшем будущем международное сообщество намерено отказаться и от этого стандарта.
  • Евро 5. Действует с 2009 года, считается обязательным для всех дизельных автомобилей, выпускаемых мировой промышленностью с 2010 года. В России этот стандарт тоже действует как в отношении ввозимого транспорта, так и в отечественном автомобилестроении.
  • Евро 6. Новый стандарт, введенный в Европе с 2015 года. В соответствии с ним были созданы новая схема рециркуляции выхлопов EGR, система селекции газов SCR и сажевые фильтры. За счет этого в выхлопах содержатся только вода и безвредные газы. На территории России стандарт пока не действует.

Дополнительно дизтопливо классифицируется на экологические классы, зависящие от содержания серы:

  • К2 – не более 500 мг/кг;
  • К3 – не более 350 мг/кг (вид I);
  • К4 – не более 50 мг/кг (вид II);
  • К5 – менее 10 мг/кг (вид III).

Виды дизтоплива

Далее, рассмотрим основные марки дизельного топлива и их характеристики. К слову, тут легко запутаться, поскольку производители и потребители сегодня имеют право руководствоваться разными стандартами и техническими руководствами, принятыми официально. Но, обо всем по порядку!

Ключевые виды

Если не углубляться в маркировку и расшифровку, можно выделить следующие виды дизтоплива:

  1. Летнее. Используется при температуре до 0°С, при более низкой – густеет, при -10°С – застывает;
  2. Зимнее. Имеет предельный температурный уровень применения -25/-30°С (зависит от присадок);
  3. Арктическое. Застывает при -55°С.

Важнейшие свойства

Указанные выше три базовые разновидности определяют важнейшие характеристики дизеля:

  • Температурный предел воспламенения от давления (в камере внутреннего сгорания дизель воспламеняется не от искры, а в результате сжатия кислорода и последующего впрыска горючего);
  • Предельная температура использования;
  • Температура загустевания и застывания.
  • Также важным параметром является цетановое число (показатель качества воспламенения). Оно означает скорость возгорания смеси в цилиндрах мотора. Чем меньше цетановое число, тем медленнее происходит взрыв, и наоборот. Соответственно, большее цетановое число предполагает более эффективную работу ДВС. Другими словами, дизель, при поступлении в двигатель, быстрее воспламенится от сжатия. Цетановое число можно повысить путем добавления специальных присадок, ускоряющих детонацию.

Солярка обычно имеет цетановое число менее 40. Качественный же дизель – от 48 и до 56. К слову, слишком высокий показатель (более 60) – тоже не есть хорошо. Это значит, горючее не успеет сгореть полностью, следовательно, выхлоп будет более дымным, увеличится расход.

Дизтопливо имеет желтый или светло-коричневый оттенок, оно прозрачное, слегка вязкое по консистенции. Не смешивается с водой. Легко воспламеняется. Токсичное (4 класс опасности для человека).

Маркировка ДТ и ее расшифровка

Далее, переходим к маркам дизельного топлива и их характеристикам, а также подробным расшифровкам ГОСТов.

Согласно ГОСТу «305-2013. ДТ. Технические Условия», выделяют следующие коды марок дизельного топлива:

  • Л – летнее. Дизельное топливо марки Л эксплуатируется при t не ниже -5°С;
  • Е – межсезонное. Эксплуатируется при t до -15°С;
  • З – зимнее. Рекомендовано к использованию при t до -30°С;
  • А – арктическое. Применяется при t от -30°С до -55°С.

Данные марки топлива ДТ были выделены еще в советское время. Сегодня Россия больше придерживается европейских стандартов.

Согласно ГОСТу 32511-2013 (EN 590:2009) «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия», в России используются следующие сорта и марки дизельного топлива:

  1. Марка Л делится на сорта A, B (Б), C, D (Д);
  2. Марка Е на E, F;
  3. Марка З делится на классы 0-3;
  4. Марка А имеет класс 4.

Сорт и класс марки дизельного топлива по данному стандарту отражает температурный предел и условия сферы применения: от +5°С (и выше) до — 44°С (и ниже).

Также существует ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное. Технические условия». Гост делит марки зимних дизельных топлив на классы в зависимости от климатических условий использования и t фильтруемости:

  • З-32;
  • З-38;
  • А-44;
  • А-48;
  • А-52.

Это еще не все! Сегодня в России также функционирует государственный стандарт на дизельное топливо «ГОСТ Р 52368-2005». Он ограничивает содержание в горючем серы:

  1. Вид I – не более 350 мг/кг;
  2. Вид II – не более 50 мг/кг;
  3. Вид III – не более 10 мг/кг.

В 2011 году, в связи с образованием Таможенного Союза на территории России, Беларуси и Казахстана, был принят Технический Регламент обозначения марок дизельных топлив и области их применения, согласно которому горючее обозначают группой знаков через дефис:

  • ДТ;
  • Климатическое условие применения: Л, Е, З, А;
  • Экологический класс: К2 (сера не более 500 мг/кг), К3 (до 350 мг/кг), К4 (до 50 мг/кг), К5 (до 10 мг/кг).

Таким образом, группа знаков ДТ-Е-К5 означает, что перед вами межсезонное дизтопливо (применяется при t до -15°С) экологического класса 5 (Евро 5).

Большое количество разных стандартов и ГОСТов привело к путанице и смешиванию понятий, марок, классов, сортов и видов дизельного топлива. Некоторые производители даже указывают разные виды маркировок в технических паспортах горючего. Надеемся, с нашими расшифровками, вы сумеете разобраться!

Классификация дизельного топлива (дизтоплива, солярки)

В СССР, а впоследствии и в России в соответствии с ГОСТ 305-82 дизельное топливо делилось на следующие марки:

летнее — используется при температуре воздуха не ниже 0°С и имеет в своем обозначении кол-во серы и температуру вспышки, например, Л-0,2-40;зимнее — применяется при температурах не ниже -20°С и имеет в обозначении кол-во серы и температуру застывания, например, З-0,05 (-25°С);арктическое — применяется до -50°С, имеет в обозначении кол-во серы и температуру застывания, например, А-0,05 (-50°С).

В настоящее время вышеуказанный стандарт СССР устарел, но старые обозначения солярки еще можно встретить в запросах потребителей.

В Европейском союзе в 1993 г. введен стандарт EN 590 (первоначально Евро-1), который претерпел 4 модификации. В настоящее время действует европейский стандарт EN 590-2009, он же ЕВРО-5. Эти стандарты классифицируют дизельное топливо по температурно-климатическим зонам применения: Class A — F для температур от +5 до -20 °С, Class 0 — 4 для температур от -20 до -44 °С.

В России при уходе от советского стандарта изначально решили переходить на европейскую систему классификации. С 2005 г. в РФ действует новый государственный стандарт на дизельное топливо — ГОСТ Р 52368-2005. Он полностью соответствует спецификации EN 590. Согласно новому стандарту в дизельном топливе ограничивается содержание серы, а именно:

вид I — содержание серы не более 350 мг/кг;вид II — содержание серы не более 50 мг/кг;вид III — содержание серы не более 10 мг/кг.

Новый ГОСТ рассматривает дизельное топливо отдельно в зависимости от климатических условий местности его использования. Для районов с умеренным климатом дизельное топливо разделяется по сортам, которые указывают на предельную температуру фильтруемости:

Сорт А (+5 °С)Сорт B (0 °С)Сорт C (-5 °С)Сорт D (-10 °С)Сорт E (-15 °С)Сорт F (-20 °С)

А для районов с холодным климатом дизельное топливо подразделяют на классы c предельной температурой фильтруемости:

Класс 0 (-20 °С)Класс 1 (-26 °С)Класс 2 (-32 °С)Класс 3 (-38 °С)Класс 4 (-44 °С)Класс 5 (-48 °С)Класс 6 (-52 °С)

В 2011 г. в рамках Технического регламента Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России приняты новые обозначения марок дизельного топлива, которые включают следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис:

Первая группа: буквы

ДТ — дизельное топливо для автомобильных дизельных двигателей.Вторая группа: буквы, обозначающие климатические условия применения

Л — летнее (температура фильтруемости не определяется);Е — межсезонное (-15 °С);З — зимнее (-20°С);А — арктическое (-38°С).

Третья группа: символы, обозначающие экологический класс дизельного топлива

К2 — содержание серы не более 500 мг/кг;К3 — содержание серы не более 350 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид I);К4 — содержание серы не более 50 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид II);К5 — содержание серы менее 10 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид III).

Таким образом, группа символов ДТ-З-К5 согласно ТР ТС 013/2011 обозначает дизельное топливо автомобильное зимнее экологического класса 5 (соответствует Евро-5).

В результате одновременного использования производителями и потребителями двух стандартов: ГОСТ Р 52368-2005 и ТР ТС 013/2011, — на рынке дизельного топлива РФ произошло смешение понятий и обозначений. Поэтому одно и то же топливо можно найти под обозначением как Сорт F вид III (Евро-5), так и ДТ-З-К5. Многие российские производители указывают обе маркировки в паспортах качества.

Необходимо отметить, что в настоящее время (2014 г.) в России запрещено использование дизельного топлива экологического класса К2, с 01 января 2015 г. выводится из обращения топливо класса К3, а с 01 января 2016 г. на территории Российской Федерации разрешен выпуск и обращение дизельного топлива экологического класса не ниже К5.

С 1 июля 2014 года в России будет введен в действие ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное». Это топливо производится с применением современного метода каталитической депарафинизации. В соответствии с ГОСТом, дизельное топливо для районов с холодным климатом обозначается следующим образом:

ДТ-З-К3 (К4, К5) минус 32;ДТ-З-К3 (К4, К5) минус 38;ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 44;ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 48;ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 52.

При этом выпуск и использование дизельного топлива по ГОСТ Р 52368-2005 не ограничивается.

Как видно, при классификации дизтоплива используются 2 основных параметра солярки: содержание серы и температура фильтруемости. Между тем, дизельное топливо характеризуется большим количеством показателей, часть из которых приводится в паспортах качества на выпущенную партию топлива.

Дополнительные показатели дизельного топлива

Кроме выше описанных критериев, отражённых в маркировке, горючее должно соответствовать по следующим показателям, отражённым в паспорте на партию произведённого материала.

  1. Цетановое число, не менее  — 56
  2. Цетановый индекс, не менее — 46
  3. Плотность при 15° — 820-545 кг/м³
  4. Полициклические ароматические углеводороды по массе, не более — 11 %
  5. Температура вспышки в закрытом тигле — 55 С°
  6. Коксуемость 10%-ного остатка разгонки по массе, не более — 0.3 %
  7. Содержание воды, не более – 200 мг/кг
  8. Зольность по массе не более — 0.01%
  9. Общее загрязнение, не более — 24 мг/кг
  10. Окислительная стабильность, количество осадка, не более -25 г/м³
  11. Показатели коррозии медной пластинки
  12. Смазывающая способность, не  более — 460 мкм
  13. Кинематическая вязкость при 40°С — 2.00-4.5 мм²/с
  14. Фракционный состав при температуре 250°С  менее 65%, при 350°С менее 85%
  15. Содержание метиловых эфиров жирных кислот по объёму, не более – 5%
  16. Все значения перечисленных показателей проверяются рядом установленных испытаний, методы и порядок которых регламентирован ГОСТами.

Паспорт дизтоплива по классификации ЕВРО

Виды дизтоплива

Далее, рассмотрим основные марки дизельного топлива и их характеристики. К слову, тут легко запутаться, поскольку производители и потребители сегодня имеют право руководствоваться разными стандартами и техническими руководствами, принятыми официально. Но, обо всем по порядку!

Ключевые виды

Если не углубляться в маркировку и расшифровку, можно выделить следующие виды дизтоплива:

  1. Летнее. Используется при температуре до 0°С, при более низкой – густеет, при -10°С – застывает;
  2. Зимнее. Имеет предельный температурный уровень применения -25/-30°С (зависит от присадок);
  3. Арктическое. Застывает при -55°С.

Важнейшие свойства

Указанные выше три базовые разновидности определяют важнейшие характеристики дизеля:

  • Температурный предел воспламенения от давления (в камере внутреннего сгорания дизель воспламеняется не от искры, а в результате сжатия кислорода и последующего впрыска горючего);
  • Предельная температура использования;
  • Температура загустевания и застывания.
  • Также важным параметром является цетановое число (показатель качества воспламенения). Оно означает скорость возгорания смеси в цилиндрах мотора. Чем меньше цетановое число, тем медленнее происходит взрыв, и наоборот. Соответственно, большее цетановое число предполагает более эффективную работу ДВС. Другими словами, дизель, при поступлении в двигатель, быстрее воспламенится от сжатия. Цетановое число можно повысить путем добавления специальных присадок, ускоряющих детонацию.

Солярка обычно имеет цетановое число менее 40. Качественный же дизель – от 48 и до 56. К слову, слишком высокий показатель (более 60) – тоже не есть хорошо. Это значит, горючее не успеет сгореть полностью, следовательно, выхлоп будет более дымным, увеличится расход.

Дизтопливо имеет желтый или светло-коричневый оттенок, оно прозрачное, слегка вязкое по консистенции. Не смешивается с водой. Легко воспламеняется. Токсичное (4 класс опасности для человека).

Маркировка ДТ и ее расшифровка

Далее, переходим к маркам дизельного топлива и их характеристикам, а также подробным расшифровкам ГОСТов.

Согласно ГОСТу «305-2013. ДТ. Технические Условия», выделяют следующие коды марок дизельного топлива:

  • Л – летнее. Дизельное топливо марки Л эксплуатируется при t не ниже -5°С;
  • Е – межсезонное. Эксплуатируется при t до -15°С;
  • З – зимнее. Рекомендовано к использованию при t до -30°С;
  • А – арктическое. Применяется при t от -30°С до -55°С.

Данные марки топлива ДТ были выделены еще в советское время. Сегодня Россия больше придерживается европейских стандартов.

Согласно ГОСТу 32511-2013 (EN 590:2009) «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия», в России используются следующие сорта и марки дизельного топлива:

  1. Марка Л делится на сорта A, B (Б), C, D (Д);
  2. Марка Е на E, F;
  3. Марка З делится на классы 0-3;
  4. Марка А имеет класс 4.

Сорт и класс марки дизельного топлива по данному стандарту отражает температурный предел и условия сферы применения: от +5°С (и выше) до — 44°С (и ниже).

Также существует ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное. Технические условия». Гост делит марки зимних дизельных топлив на классы в зависимости от климатических условий использования и t фильтруемости:

  • З-32;
  • З-38;
  • А-44;
  • А-48;
  • А-52.

Это еще не все! Сегодня в России также функционирует государственный стандарт на дизельное топливо «ГОСТ Р 52368-2005». Он ограничивает содержание в горючем серы:

  1. Вид I – не более 350 мг/кг;
  2. Вид II – не более 50 мг/кг;
  3. Вид III – не более 10 мг/кг.

В 2011 году, в связи с образованием Таможенного Союза на территории России, Беларуси и Казахстана, был принят Технический Регламент обозначения марок дизельных топлив и области их применения, согласно которому горючее обозначают группой знаков через дефис:

  • ДТ;
  • Климатическое условие применения: Л, Е, З, А;
  • Экологический класс: К2 (сера не более 500 мг/кг), К3 (до 350 мг/кг), К4 (до 50 мг/кг), К5 (до 10 мг/кг).

Таким образом, группа знаков ДТ-Е-К5 означает, что перед вами межсезонное дизтопливо (применяется при t до -15°С) экологического класса 5 (Евро 5).

Большое количество разных стандартов и ГОСТов привело к путанице и смешиванию понятий, марок, классов, сортов и видов дизельного топлива. Некоторые производители даже указывают разные виды маркировок в технических паспортах горючего. Надеемся, с нашими расшифровками, вы сумеете разобраться!

Экологические стандарты топлива

Классификация моторных масел-обозначение

Страны Европы и таможенного союза при определении уровня экологической безопасности ГСМ руководствуются стандартом Евро 6. В нем содержится большое количество требований к концентрации разных веществ в выхлопных газах автомобилей. Основные из них:

  • Оксиды азота, их должно быть не более 0,4г/кВт*ч. Предыдущий стандарт, Евро-5, устанавливал норму 2г/кВт*ч.
  • Твердые частицы, концентрация не должна превышать 0,01 г/кВт*ч, для Евро 5 была установлена норма 0,02 г/кВт*ч.
  • Остаточные углеводороды в выхлопных газах могут присутствовать в концентрации не более 0,13 г/кВт*ч против прошлых 0,46 г/кВт*ч.

Современные виды дизтоплива, выпускаемые отечественными производителями, обязаны соответствовать нормам, которые ввел Евро 5. Соответствия Евро 6 в России пока что не требуется, но в дальнейшем для стран таможенного союза планируется переход на установленные этим стандартом рамки.

Вне зависимости от типа маркировки (европейской, российской или выработанной для стран ТС) в ней отражаются ключевые параметры дизельного топлива — концентрация серы и температура фильтрации. Они важней других параметров, поскольку уровень серы в топливе ограничен нормативными документами (ГОСТ, Евро-5, Евро-6). От второго показателя зависит, заведется ли автомобиль в холодную погоду. Другие характеристики дизтоплива — состав, плотность, смазывающая способность и т.д., отражаются в сопроводительном паспорте качества.

Классификация солярки в СССР

В соответствии с ГОСТ 305-82 солярка в Советском Союзе делилась на 3 основные категории:

  • летняя;
  • зимняя;
  • арктическая.

Под летней понималась солярка, использование которой рекомендовалось при температуре не ниже 00С. Температура вспышки устанавливалась на уровне л-0 или же 2-40. Под зимней понималась солярка, использование которой допускалось вплоть до -200С. В то же время не налагалось каких-либо ограничений на использование такой зимней солярки в летнее время года. Фактически, она являлась универсальной.

Солярка арктического типа – самая дорогая в производстве, использование её допускается при температуре до -500С. Требования к данному типу топлива устанавливаются максимально высокие.

Дизтопливо и экология

Выше, в числе преимуществ дизельного топлива, мы упомянули такое его качество, как высокая экологичность. Действительно, его химический состав не содержит столь токсичных соединений, как у бензина. Соответственно, качество выхлопа при правильно настроенной топливной аппаратуре будет иным.

Тем не менее, в мире принят целый ряд экологических стандартов, известных как Евро 3 … Евро 6 (последний в России пока не внедрен из-за необходимости более глубокой модернизации нефтеперерабатывающей отрасли и автомобильной промышленности). Скорее всего, вы слышали об этих «евро», устанавливающих ограничительные нормы содержания в выхлопе двигателя таких опасных химических соединений, как оксид азота, оксид углерода, оксид азота в углеводороде, а также взвешенных частиц (сажи).

Euro 3 — устаревший еще в 2006-м стандарт экологичности, уже фактически не используемый в Европе.

Euro 4 — стандарт, соответствие которому минимально необходимо для ввозимой в Россию техники и с 2006 года занявший в Европе место предыдущего. Еще действует для транспортных средств, произведенных до 2010 года. В РФ соответствие данному стандарту обязательно с 2013 г.

Euro 5 — ныне действующий в России стандарт, обязательный в Евросоюзе с 2010 года для всех производимых транспортных средств.

Euro 6 — самый «свежий» стандарт экологического соответствия, официально введенный для стран Евросоюза в 2015-м. Если честно, то это насколько хорошие требования, настолько и трудновыполнимые в силу своей затратности. Конструкция всех ДВС должна, помимо новых сажевых фильтров, содержать систему селекции газов SCR, а также реализованный по новой схеме механизм рециркуляции выхлопа EGR. Зато указанные системы вместе с другими мерами ограничат выхлопы двигателей лишь нетоксичными газами и водяным паром.

Биодизель

Еще одна перспективная ветка исследований и технологических разработок связана с использованием при производстве дизельного топлива не ископаемых ресурсов, а вполне себе возобновляемых биологических исходников — растительных и животных жиров. Подсолнечник, рапс, арахис, пальмовое масло — все идет в ход, причем качество лучших образцов созданного таким образом дизтоплива ничем не уступает обычному нефтяному. И технологии продолжают стремительно развиваться, приближая нас к радикальной замене всего дизтоплива на дизель с приставкой «био».

Что нужно знать для общего понимания вопроса:

Биодизельное топливо изначально не содержит токсичных химсоединений и в результате сгорания под давлением не создает новых.
Ресурсная база — маслянистые растительные сельхозкультуры, а также жировые массы крупного рогатого скота.
Современный биодизель имеет цетановое число от 50 до 58 и может использоваться как самостоятельно, так и в качестве добавки к обычному.
Предназначение биодизеля — преимущественно для легкового автотранспорта в умеренных климатических условиях, в меньшей мере — для грузового транспорта. Добавление присадок увеличивают «зимние» свойства биодизеля.
Технология производства концептуально заключается в равномерном смешивании масла и спирта в соотношении 10:1

Новые разработки позволяют вообще исключить спирт из состава биодизеля.
Биодизель дешевле традиционного дизельного топлива.
Важное и пока еще не устраненное препятствие для массового производства биодизеля и создания его запасов — ограниченный примерно 3-мя месяцами срок хранения: после этого химическая структура вещества изменяется, происходит биологические распад неиспользованного биодизеля. Данный факт дополнительно играет на руку экологичности, поскольку любая утечка такого топлива просто разложится и полностью усвоится в грунте.

Классификация дизельного топлива

Дизельное топливо — это вид топлива, предназначенный для работы дизельных двигателей. Оно может быть разных видов в зависимости от его химического состава и характеристик. Классификация дизельного топлива включает в себя несколько основных типов.

1. По содержанию серы:

  • ДТ Зимнее — содержание серы 0,2-0,5%;
  • ДТ Летнее — содержание серы 0,05-0,2%;
  • ДТ Низкосернистое — содержание серы менее 0,001%.

2. По вязкости:

  • ДТ Легкое — вязкость 5-6 сСт;
  • ДТ Среднее — вязкость 7-15 сСт;
  • ДТ Тяжелое — вязкость 16-40 сСт.

3. По октановому числу:

  • ДТ-3 — октановое число 25;
  • ДТ-4 — октановое число 28;
  • ДТ-5 — октановое число 32-40.

4. По цетановому числу:

  • ДТ-Л — цетановое число 45-49;
  • ДТ-З — цетановое число 50-54;
  • ДТ-К — цетановое число 56-62.

5. По кинематической вязкости:

  • ДТ-В2 — кинематическая вязкость при 20°C 2,2-3,5;
  • ДТ-В3 — кинематическая вязкость при 20°C 3,6-5,5;
  • ДТ-В4 — кинематическая вязкость при 20°C 5,6-9,0.

6. По контенту полициклических ароматических углеводородов:

  • ДТ-5-С — содержание полициклических ароматических углеводородов 5%;
  • ДТ-2-С — содержание полициклических ароматических углеводородов 2%;
  • ДТ-0-С — содержание полициклических ароматических углеводородов 0%.

Таким образом, классификация дизельного топлива позволяет выбрать наиболее подходящий вариант для конкретного виде транспорта или условий эксплуатации.

Биодизель

Отдельного внимания заслуживает появление инновационной технологии производства ДТ из растительных масел. Такое топливо отличается экологичностью, так как полный его распад наступает за 30 дней после попадания в воду или почвенный слой. Это происходит без вреда для окружающей среды.

Биодизель имеет цетановое число до 58%, температуру воспламенения около 100°С, хорошую смазывающую способность. Совокупность этих характеристик позволяет говорить об увеличении ресурса дизельного мотора, облегчении транспортировки такого вида ДТ, снижении рисков взрыва или пожара.

Биодизель изготавливают аналогично солярке (с учетом эксплуатации при разных наружных температурах). В Европе существуют три вида биодизеля: летний, для межсезонья и регионов с умеренным климатом, а также зимний биодизель.

Указанный вид топлива для лета можно использовать от 0°С, промежуточная марка подразумевает эксплуатацию до -10°С, на зимнем биодизеле можно ездить до — 20°С. В процессе производства биодизеля для межсезонья и зимы также могут использоваться различные присадки, которые изначально разрабатываются для улучшения свойств биодизельного топлива.

Запреты на марки дизельного топлива

С 2014 года дизель К2 запрещен в России. Его производство, эксплуатация, попытки ввоза из-за границы преследуются по закону. С января 2015 года введен запрет на использование ГСМ класса К3 в автомобильной промышленности. С января 2021 года автомобилистам предписано перейти на топливо класса К5.

Производство горюче-смазочных материалов осуществляется по ГОСТ Р 52368-2005. Настоящий стандарт не ограничивает производителей в количестве выпускаемой продукции, не устанавливает ограничений на продажу, покупку, использование топлива.

Нормы производства зимнего дизельного топлива методом выжигания вяжущих регулируются ГОСТ Р 55475-2013. Этот стандарт свободен от ограничений на количество производимых, продаваемых и используемых продуктов. Обязательно соблюдение только маркировки и допустимого уровня примесей серы.

Дизельное топливо, выпущенное на территории России, должно соответствовать техническому паспорту, который сопровождает каждую партию товара. За разбавление дизельного топлива и подделку ГСМ предусмотрена административная ответственность, реже — уголовная.

Новейшие разработки сортов дизельного топлива для автомобилей

В связи со стремлением понизить выброс загрязняющих веществ в атмосферу, набирают обороты двигатели, приспособленные для работы от биодизеля. Такой сорт обладает хорошими смазочными способностями и большим цетановым числом. Основной недостаток – срок хранения, который составляет не более 3 месяцев, ввиду разложения топлива микроорганизмами.

Альтернативой ему является эмульгированное дизтопливо. В его состав входит до 15% воды и 1% эмульгатора. Двигатели не требуют переоборудования для работы на таком виде горючего. Однако используется оно, в настоящее время, только в Германии.

Выберите для себя нужный тип ДТ, и пусть ваш двигатель работает как часы!

Разновидности ДТ в соответствии с европейскими стандартами

Европейские стандарты классификации дизельного топлива (ДТ) устанавливают требования к качеству и составу топлива, а также определяют его физико-химические свойства. По этим стандартам, ДТ разделено на классы, которые соответствуют различным требованиям и использованию в разных типах дизельных двигателей.

Классы европейских стандартов для дизельного топлива обозначаются буквой «Е» и числом, например, Евро 5 или Евро 6. Каждый класс представляет собой набор требований к содержанию различных примесей, таких как серы, ароматических углеводородов, а также к октановому числу и фракционному составу.

В зависимости от требований, ДТ может быть разных видов и сортов. Например, выделяются следующие виды топлива: низкосернистые (нсДТ), биодизельное топливо (B10, B20 и т.д.), а также различные марки, такие как АИ-80, АИ-92, АИ-95 и другие.

Классификация ДТ по европейским стандартам имеет важное значение для автопроизводителей и пользователей дизельных двигателей. Соответствие топлива требованиям данной классификации обеспечивает оптимальную работу двигателя, снижает негативное воздействие на окружающую среду и повышает эффективность использования топлива

https://youtube.com/watch?v=4JnM7xE67KM

Итог

На территории Москвы и Московской области относительно недавно перешли на стандарт топлива Евро-5. Именно по этой причине качество как солярки, так и бензина в данном регионе на порядок выше, чем в остальных. Выполнение данных стандартов топлива устанавливаются федеральным законодательством. Именно поэтому все без исключения компании-производители (Лукойл, Башнефть и другие) обязаны соблюдать устанавливаемые требования.

Контроль топлива на соответствие стандартам осуществляется на государственном уровне. При этом существует большое количество самых разных сортов, типов солярки. При наличии таковой возможности стоит заранее ознакомиться с этой информацией.

https://youtube.com/watch?v=lMxUv2mt0Sc

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий