Луидор-Тюнинг представила новые автобусы-вахтовики хорошей проходимости

Смольный: новые лазурные автобусы не выпустят на линию, пока завод-изготовитель не устранит недочеты

Власти провели тщательное расследование причин возгорания техники на маршрутах

Фото: Комитет по транспорту Петербурга

Новые лазурные автобусы прибыли в Петербург в ходе транспортной реформы. На сегодняшний день статистика такова, что из 5 тысяч газовых машин 12 оказались непригодны по техническим причинам. Пассажиров сразу эвакуировали при первых признаках задымления. Но сама ситуация требовала экстренного расследования.

Сегодня на площадке крупнейшего петербургского автобусного парка на Хрустальной улице состоялось расширенное выездное совещание под руководством вице-губернатора Кирилла Полякова, председателя Комитета по транспорту Валентина Енокаева, а также при участии руководителей компаний – изготовителей лазурных автобусов МАЗ и «Волгобас» и всех перевозчиков, участвующих в регулярных автобусных пассажирских перевозках. При совместном обследовании моторов были рассмотрены возможные причины, приведшие к возгораниям.

Основная причина ЧП – замена из-за санкций главных узлов иными комплектующими, которые не успели пройти тестовую эксплуатацию.

«13 лет мы поставляли эти автобусы в разные страны, – говорит Анатолий Бакулин, основатель компании Bakulin Motors Group («Волгобас»). – Все были довольны. И вдруг в одночасье не стало немецких комплектующих. Мы видели, где слабые места. Но сначала занялись преобразованием тормозной системы, потом противопожарной. Хорошо, что руководство города готово к диалогу и обсуждает с производителем – что, где и как надо переоборудовать. Благодаря этому мы создали принципиально новый автобус, который будет готов уже через два месяца. Десять месяцев у нас ушло на его создание».

Все возгорания произошли в период гарантийного срока, и расходы на замену транспорта несет производитель. Кирилл Поляков объяснил: сначала требовалось провести анализ, аккумулировать данные обо всех ЧП, проконсультироваться с производителями и сторонними специалистами.

Зато теперь, когда причины возгораний стали очевидны, новую партию автобусов на улицы попросту не выпустят, пока не будет проведен детальный аудит. Их, как сказал Кирилл Поляков, «поставили к забору» и будут проверять и дорабатывать по необходимости. А перед этим вызвали в Петербург представителей МАЗ и «Волгобаса», чтобы разъяснить им их персональную ответственность.

«Кроме того, решается вопрос о строительстве в Колпино нового обучающего центра, – заявил Кирилл Поляков. – У нас там моноплощадка для автобусов МАЗ. Там же теперь будут учиться обращаться с автобусами этой марки и сдавать экзамены».

Технику с недочетами должны доработать в течение ближайшего времени, а до тех пор всем перевозчикам дано указание усилить текущий контроль перед выпуском транспорта на линию.

Микроавтобус Луидор 225000

Как известно, в гамме завода ГАЗ уже есть собственный микроавтобус, построенный на шасси заслуженной Газель Некст. Он имеет индекс 3221. Но за годы производства у людей, эксплуатирующих эти машины, появилось две серьёзных претензии:

  • сдвижная дверь подходит для фургона или скорой помощи». Но она неудобна в условиях города, так как часто выходит из строя. А открывать и закрывать её пассажирам очень непросто. Особенно – в переполненном салоне.
  • потолок слишком низкий, что создаёт неудобство тем, кто продвигается на своё место. Даже человеку среднего роста приходится сильно наклоняться, чтобы не стукаться головой о потолок.

Луидор годами строит 225000 – автобус, фото характеристики которого в изобилии встречаются в Интернете.

Описание автомобиля

Для постройки используется шасси Газель Бизнес. Это популярнейшая машина на всём постсоветском пространстве. Встречаются Газели также и за его пределами – например, в Турции и Польше. Запчасти на Бизнес есть повсюду, а стоят они недорого.

Крыша – полностью новая, высокая. Это позволяет даже высоким людям испытывать внутри минимум проблем, по сравнению со стандартной Газелью. Взамен сдвижной двери на Луидоре устанавливают собственную, распашную. Она имеет намного меньшую ширину, что позволяет легко открывать и закрывать такую «калитку» как изнутри, так и снаружи. При этом не нужно хлопать по нескольку раз.

В салоне устанавливаются комфортные кресла. Каждое из них имеет анатомическую форму, снабжено высокой спинкой и подголовником, а также — трёхточечным (на первых трёх сиденьях) или двухточечным ремнём безопасности.

Снаружи отсутствует внешняя ступенька (в отличие от заводского микроавтобуса). Это сделано намеренно, чтобы водитель мог подъехать вплотную к бордюру, без опасения повредить эту подножку. А для удобного входа уже в салоне располагаются ступеньки, намного ниже общего уровня пола.

В крыше имеется прозрачный тонированный люк, который в экстренной ситуации играет роль аварийного выхода. Второй выход находится сзади, компоновка салона специально продумана так, чтобы не препятствовать доступу к нему. Повсюду установлены поручни жёлтого цвета. Кроме потолочного освещения салона, конструкторы также установили отдельные лампы у ступенек, чтобы входящий или выходящий человек видел, куда ступает и не травмировался.

Это интересно: Kenworth W900: описание модели и технические характеристики

Описание

Микроавтобус «Луидор 225000» обладает такими отличительными характеристиками, как:

  • вместительность «Газели» бизнес-класса: 14 мест для пассажиров + 1 место для водителя;
  • авто обладает высокой крышей и полом без подиума;
  • распашные удобные двери;
  • имеется вентиляционный люк;
  • вариант остекления: панорамное + 2 форточки;
  • есть поручни при входе, а также верхний прочный длинный поручень;
  • размеры микроавтобуса «Луидор 225000» – 570х238х286 см;
  • габариты пассажирского салона – 310х183х188,5 см;
  • средняя масса авто – до 3,5 т.

Кузов автомобиля «Луидор 225000» обладает отличной термо- и шумоизоляцией, благодаря чему передвижение будет комфортным и не утомительным. Микроавтобус имеет хорошее освещение области входа и зоны салона. Для предотвращения получения травм пассажирами, напольное покрытие автомобиля выполнено из влагостойкого, нескользящего и антистатического покрытия. «Газель Луидор 225000» технические характеристики:

  • механическая коробка передач 5-ступенчатая;
  • задний привод 4х2;
  • двигатель 2890 см3, бензиновый или 106 л.с.;
  • автономная воздушная отопительная система салона рассчитана на 2 кВт;
  • система безопасности ASR (антипробуксовочная система при движении, а при торможении – антиблокировочная система);
  • имеется усиленный передний и задний стабилизатор;
  • расстояние между водителем и пассажирским салоном – 30 см (есть перегородка, которая сделана из рифленого алюминия).

GAZ-33081 «Sadko 4х4» (вахтовый автобус): технические характеристики и цены. Детальный обзор «вахтовок ГАЗ-3308» с фотографиями.

Вахтовый автобус ГАЗ-33081 «Садко» направлен на транспортировку рабочих бригад к местам осуществления строительных, ремонтных и прочих вариантов работ по дорогам всех категорию, а также по пересеченной местности (его эксплуатация допустима даже в суровых климатических условиях)… Автомобиль сочетает в себе простую и надежную конструкцию, высокую ремонтопригодность, отличную проходимость и оптимальное соотношение качества и цены…

ГАЗ-33081 «Садко» оснащается кабиной капотной компоновки с двумя посадочными местами.

В длину вахтовый автобус насчитывает 6250-8950 мм, в ширину укладывается в 2340 мм (с учетом внешних зеркал – в 2700 мм), а в высоту не превышает 2570 мм (по уровню кабины). На межосевое расстояние у полноприводного автомобиля приходится 3770-5070 мм, а его минимальный клиренс составляет 315 мм.

В снаряженном виде вахтовый вариант ГАЗ-33081 «Садко» весит от 4050 до 4115 кг, а его грузоподъемность не превышает 2000 кг. Допустимая масса автобуса варьируется от 6150 до 6300 кг в зависимости от модификации.

Для автомобиля предлагаются различные вахтовые надстройки, в которых может быть установлено от 5 (в грузопассажирском исполнении) до 20 мягких сидений с трехточечными ремнями безопасности.

Стандартно полноприводная «вахтовка» оснащается одностворчатыми дверями (боковой и задней), боковыми окнами, принудительной вентиляцией и автономным отопителем пассажирского отделения, а также другим оборудованием.

Для ГАЗ-33081 «Садко» предлагаются два дизельных четырехцилиндровых мотора, отвечающих экологическим нормам «Евро-4», с рядной компоновкой, турбокомпрессором, жидкостным охлаждением, непосредственным впрыском горючего и охладителем наддувочного воздуха:

  • Первый вариант – 4.75-литровый двигатель ММЗ Д-245.7, который развивает 125.4 лошадиных сил (92.2 кВт) при 2200 об/минуту и 417 Нм крутящего момента при 1100-2100 об/минуту.
  • Второй – агрегат ЯМЗ-5344 рабочим объемом 4.43 литра, производящий 134.5 л.с. (99 кВт) при 2300 об/минуту и 417 Нм предельного потенциала при 1200-2100 об/минуту.

Стандартно вахтовый автобус оснащается 5-скоростной (синхронизированной) «механикой», сухим однодисковым сцеплением постоянно замкнутого типа и полноприводной трансмиссией с раздаточной коробкой и блокируемыми дифференциалами (межколесными и межосевым).

Максимальная скорость машины составляет 90 км/ч, а топливный «аппетит» у нее колеблется от 17 до 19 литров на каждую «сотню» пути.

«Вахтовка» может преодолевать броды с жестким дном глубиной до 1000 мм без какой-либо специальной подготовки.

В основе ГАЗ-33081 «Садко» находится лонжеронная рама, на которой базируются все важные агрегаты и узлы. Его кузов-фургон представляет собой конструкцию каркасного типа, изготовленную из гнутых стальных профилей, с навешенными оцинкованными листами из стали. «По кругу» вахтовый автобус оснащен зависимыми подвесками на полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами. Автомобиль укомплектован рулевым механизмом строения «винт — шариковая гайка» с интегрированным гидроусилителем управления, а также двухпроводной тормозной системой с барабанными устройствами на всех колесах и ABS.

Источник

Вахтовый автобус Садко-Некст

Вахтовый автобус — фургон на полноприводном шасси Садко-Некст, оборудованный для перевозки пассажиров. Вахтовки перевозят рабочие бригады по дорогам с покрытием и без него.

Садко-Некст

Садко-Некст появился на смену горьковскому внедорожнику ГАЗ-3308. В целом изменения, которые претерпело шасси, относятся в внешнему виду и комфортному управлению: легендарная проходимость Садко осталась той же. Автомобиль линейки Некст получил унифицированный трёхместный кабинный модуль с современной панелью и креслами. Управление раздаточной коробкой и подключение переднего моста теперь осуществляется при помощи кнопок на торпедо. Передачи переключаются при помощи джойстика: из пола больше ничего не торчит. Также Садко получил тормоза Wabco, которые несколько лет применяются на Газонах-Некст. Дизельный двигатель ЯМЗ-534 остался без изменений.

Список заводских опций тоже расширился. Если раньше с завода можно было заказать только лебёдку, то теперь по желанию покупателя ГАЗ-С41А23 может комплектоваться ещё и шноркелем, кондиционером, фаркопом и дополнительным топливным баком.

Фургон Вахта

Стандартный вахтовый фургон оборудуется 15 или 20 пассажирскими креслами. Внутренняя обшивка выполняется из декоративной ламинированной ДВП или фанеры. Толщина стенки составляет 40 мм, в качестве утеплителя выступает пенопласт. Наружная обшивка выполнена из плакированного металла. По обоим бортам прорезаются окна, двери с откидными трапами располагаются по правому борту и в задней части фургона, в потолке монтируется вентиляционный люк. Кресла оснащены двухточечными ремнями безопасности. Под сиденья устанавливается автономный отопитель, на стенку — кнопка зуммера для сигнала водителю.

Также, вахтовый автобус Садко-Некст может иметь индивидуальную планировку и дополнительные опции:

  • Грузовой отсек;
  • Задние распашные ворота;
  • «Северный» пакет: двойные стёкла, утеплитель 80 мм, дополнительный отопитель;
  • Заниженный вход вместо трапа;
  • Переговорное устройство с водителем;
  • Кондиционер;
  • Сиденья повышенной комфортности, оборудованные трёхточечными ремнями безопасности;
  • Систему мультимедиа.

Комплектация шасси ГАЗ-C41A23

  • Гидроусилитель руля
  • Круиз-контроль
  • ABS
  • Противобуксовочная система ASR с функцией отключения
  • Подогрев зеркал
  • Утеплитель радиатора
  • Центральный замок
  • Сигнализатор незакрытой двери
  • Индикатор износа тормозных колодок
  • Электростеклоподъёмники
  • Руль с регулировкой по высоте
  • Аудиоподготовка
  • Маршрутный компьютер
  • Держатели для пластиковых бутылок (4 шт.)
  • Подстаканники
  • Регулируемое освещение приборной панели
  • Подготовка под подключение тахогрофа (место + провод)
  • Подрессоренное водительское сиденье с подлокотником, регулировкой по высоте, горизонтали и наклона спинки
  • Запасной инструмент и принадлежности
  • Полноразмерное запасное колесо

Цена на Вахтовый автобус Садко-Некст стартует с отметки 3850000 рублей. В неё входит автомобиль ГАЗ-C41A23 с фургоном на 15 пассажирских мест в базовом оснащении.

Отправьте заявку, и мы рассчитаем фургон в другой комплектации и предложим дополнительные опции.

Сервис

На автомобили семейства Садко-Некст действует увеличенный срок гарантии — 2 года или 100 тыс. км пробега. Межсервисный интервал — 10 тыс. км. Широкая дилерская сеть от Горьковского автозавода предоставляет сервисное обслуживание в любом регионе России. Гарантия на фургон — 1 год. Гарантийный срок на оборудование — по условиям производителей.

Луидор 225000: технические характеристики и оснащение

Микроавтобусы давно и прочно вошли в нашу жизнь. Они возят сотрудников предприятий, детей из небольших деревень в населённые пункты, где есть школы, и, конечно, работают на регулярных городских, пригородных и междугородных маршрутах. Но крупные заводы-производители базовых шасси (например, ГАЗ) не являются гибкими, они не способны подстроиться под все потребности конкретного клиента – это не позволяет технология массового производства. Тогда в дело вступают относительно небольшие предприятия – такие, как нижегородская компания ПКФ Луидор. Автобусы Луидор 225000 продолжают набирать популярность у перевозчиков. Этих машин становится всё больше, а география их работы невероятно широка – это, по сути, вся территория России.

Технические характеристики

Автобусы обладают следующими характеристиками:

  • внешние габариты машины – 570х238х286 см;
  • внутренние размеры пассажирского салона: 310х183х188.5 см. При этом высота – на 38.5 см больше, чем у стандартной Газели;
  • количество посадочных мест – 14 для пассажиров и 1 – для водителя. Перевозка людей стоя производителем не допускается;
  • под капотом установлен бензиновый инжекторный двигатель УМЗ 4216. При рабочем объёме 2,9 литра он выдаёт максимальную мощность 107 л.с. при 4000 об/мин;
  • расход топлива – 10.5 литра на «сотню» при 60 км/ч, 13 литров на 100 км – при скорости 80 км/ч.

В целом же технические характеристики Луидор 225000 отличаются от базовой Газели не очень существенно, потому что изменения затронули главным образом салон.

Старые или новые?

Всеми участниками техсовета, а помимо представителей эксплуатационных предприятий в Коломну приехали производители российских автобусов, признано, что отечественные автобусы имеют недостатки, проблемы, но над ними постоянно работают, техника совершенствуется. Из эксплуатации будут выводить Mercedes-Benz Connecto, Setra и отечественные ЛиАЗ-5256. Вновь закупаемые автобусы полностью собираются в России. Это микроавтобусы «Луидор 2250 DS» на шасси «ГАЗель NEXT», ПАЗ-320445-04 «Вектор NEXT», пригородные ГолАЗ-525110 и ЛиАЗ-5250 «Вояж». Вся техника доработана под индивидуальные требования «Мострансавто», кроме того, по факту выпуска на маршруты автобусы помимо валидаторов оборудуют турникетами.

«Луидор 2250 DS» с раскладными рампами для заезда маломобильных пассажиров

Автобус – селу!

…Вторым и более масштабным шагом стало освоение выпуска именно «Волгаря». Инициатором создания этой машины стал Государственный комитет по материально-техническому снабжению сельского хозяйства РСФСР «Госкомсельхозтехника РСФСР» (до 1978 года В / О «Россельхозтехника»). Предыстория этого проекта уходит корнями в десятилетнюю давность.

Многие помнят, как год за годом битва за урожай начиналась с лихорадочного поиска свободных автомобилей, в том числе и для перевозки людей. В 1971 году на уровне Совета Министров СССР был жестко поставлен вопрос о нехватке пассажирского транспорта в системе сельского хозяйства. Руководство страны понимало, что повсеместная практика перевозки доярок и механизаторов в бортовом кузове на скамейках в эру освоения космоса давно себя изжила. Однако автобусов для этих целей не хватало: возможности промышленности были несопоставимо малы по сравнению с народнохозяйственными потребностями.

Пытаясь выйти из этой ситуации, Правительство обременяло предприятия, занимавшиеся в то время производством автобусов дополнительными заказами для сельского хозяйства, составлявшими до 40 % их ежегодного объема выпуска. Среди таких предприятий не только головные автобусные (павловский, курганский), но и ведомственные заводы (краснодарский, псковский) других министерств.

Из всех попыток организовать автобусное производство на собственных ведомственных авторемонтных заводах удачными оказались только единичные… Массово развернуть выпуск автобусов на предприятиях АПК не получилось во многом потому, что абсолютное большинство заводов системы Госкомсельхозтехники РСФСР из-за слабой технической оснащенности или культуры производства не смогли освоить выпуск такой сложной продукции, как автобус. В этом смысле концепция «вахтовки» была в разы проще и посильна многим предприятиям, имеющим стандартную номенклатуру металлообрабатывающего и сварочного оборудования. Это обстоятельство и определило вектор дальнейшего развития в сторону создания вахтового автобуса.

Когда встал вопрос о разработке перспективного типажа на шасси ГАЗ-53А, было решено обратиться во Всесоюзный конструкторскоэкспериментальный институт автобусостроения (ВКЭИА) ВПО «Союзавтобуспром» (Львов). За основу была взята конструкция «транспортных средств» производства НЗАС, созданных специалистами института за несколько лет до этого. В соответствии с техзаданием, выпуск транспортного средства модели «3966» намечался на Куйбышевском ордена «Знак Почета» авторемонтном заводе ПО «Куйбышевсельхозремонт», который к тому моменту имел опыт производства автобусов капотного типа на горьковских шасси. Поэтому автомобилю присвоили торговое наименование «Волгарь».

История ГК «Луидор»

Открылись автосалоны «ГАЗ-Луидор» на 19 км МКАД в Москве и «Луидор-Казань» в Татарстане. Создана компания «Строй-Риэлти и К°», началось строительство жилого комплекса «Маленькая страна». Автосалон «Луидор-Уфа» получил дилерство «LADA».

Июнь 2017 года — открывается сеть предприятий по направлению реализаций автомобилей с пробегом «Луидор – Эксперт».

Сентябрь 2017 год – Сдан первый дом ЖК «Маленькая страна».

Январь 2018 года – запуск второго завода «LPRO» по производству фургонов и спецтехники для разного назначения на базе отечественных и импортных шасси и спецавтомобилей на ул. Монастырка,20 ., располагающийся на 1,5 ГА земли.

Март-апрель 2018 года – открытие учебных центров для обучения и повышения квалификации сотрудников по направлению ГАЗ в Москве: Балашиха, Химки, 19 км МКАД, Казани, Уфе, Челябинске, Нижнем Новгороде.

Июль 2018 года – открытие 5 автоцентра в Москве в районе Кунцево.

20 сентября 2018 года – «Луидор-Авто» становится официальным дилером « Volkswagen » — открытие первого интерактивного шоурума.

30 января 2019 года — Торжественное открытие с первыми лицами администрации региона 4ого корпуса ПКФ «Луидор» в г.Балахна.

В феврале 2019 года открылся второй автоцентр ГАЗ «Луидор» в Уфе (в п.Вавилово). Чуть позже, там же начал работу самый большой из всех регионов центр реализации автомобилей с пробегом «Луидор-Эксперт».

Осенью 2019 года завершилось строительство всего ЖК «Маленькая страна», а это три 17-ти этажных дома с отдельной блогоустроенной территорией. Все дома сданы в срок.

С октября 2020 года компания «Луидор» стала партнёром компании « Sollers ». Открылись дилерские центры УАЗ в Москве (МКАД 78-км), УАЗ и FORD в Уфе (ул. Интернациональная, 20) и Казани (Сибирский тракт, 59).

В феврале 2021 года «Луидор» стал официальным дилером автомобилей марки Chery в республике Татарстан. И в Казани был открыт первый автоцентр Chery «Луидор».

В марте 2021 года компанией «Луидор» были получены сертификаты на гарантийное обслуживание автомобилей КамАЗ в республиках Мордовии и Башкортостан. Были открыты первые официальные посты СТО этой марки в Саранске и Уфе.

Источник

Дополнительная информация

Модель «Луидор 225000» отличается от других вариантов микроавтобусов тем, что в своем строении не имеет выносной подножки, что не увеличивает габаритные размеры автомобиля и позволяет вплотную подъезжать к остановкам. Функцию такой подножки играет заниженный порог распашной двери. Все детали в салоне микроавтобуса выполнены из прочного пластика. Отделка салона (потолок, боковые элементы, накладки на дверях и под окнами) сделана из панелей из алюминия, которые оклеены специальной тканью.

Микроавтобус оснащен анатомическими пассажирскими сидениями, обитыми прочной темной тканью. Сидения оснащены ремнями безопасности:

  • на первых пассажирских сидениях – трехточечные (плечевой и поясной ремни);
  • на остальных – двухточечный пояс безопасности с инерционным механизмом блокировки.

«Газель Луидор 225000» оснащена аптечкой, молотком для аварийного выхода и огнетушителем. Такой набор позволяет обезопасить передвижение автомобиля и при несчастном случае быстро выбраться из автомобиля, а также предоставить первую медицинскую помощь.

Стоимость микроавтобуса — от 500 тыс. руб., в зависимости от выбранной комплектации.

Источник

Путевка в жизнь

Работы по созданию и доводке машины возглавили ведущий конструктор проекта от ВКЭИА В. А. Рябов, главный конструктор Госкомсельхозтехники РСФСР В. В. Опоцкий, работники Куйбышевского АРЗ – главный инженер Л. М. Александров и главный конструктор Т. Д. Поддубский. Первый опытный образец ТС-3966 был изготовлен экспериментальным цехом ВКЭИА в декабре 1982 года. В течение лета 1983 года «Волгарь» проходил эксплуатационные испытания в совхозах и колхозах Куйбышевской области, а в декабре в передвижной механизированной колонне №19 управления строительства «Куйбышевводстрой».

В ноябре 1983 года был выпущен второй опытный образец ТС-3966, направленный на лабораторно-дорожные испытания на автополигон НАМИ в Дмитров, а через месяц обе машины были представлены межведомственной комиссии, которая по результатам полного комплекса приемочных испытаний актом от 27 декабря 1983 года, ровно 25 лет назад, признала «Волгарь» годным для постановки на производство.

С начала 1984 года в Куйбышеве развернулась подготовка к серийному производству «Волгарей». Была изготовлена оснастка, подготовлено оборудование. Однако запланированный выпуск с января 1985 года был сорван из-за огромного числа технологических недоработок в документации и стапелях, привезенных из ВКЭИА, большинство деталей и узлов кузова пришлось заново перепроектировать уже на месте. Серийное производство «Волгаря» ведет отсчет с 13 марта 1985 года, когда первый ТС-3966 на шасси ГАЗ-53-12-01 вышел из сборочного цеха Куйбышевского АРЗ.

Некоторые «Волгари» изготовлялись на основе капитально отремонтированных «газонов», что допускалось техническими условиями. В соответствии с конструкцией «Волгаря» базовое шасси подвергалось определенным доработкам: устанавливали дополнительные амортизаторы на задней подвеске, двухконтурную систему торможения с ресивером на 20 л для гидровакуумного усилителя тормозов… На какие только ухищрения не шли разработчики этой машины, чтобы при минимальном вмешательстве в конструкцию базового шасси она могла соответствовать жестким требованиям безопасности и эргономики, предъявляемым к пассажирским ТС. Однако несмотря на всевозможные попытки, превратить «вахтовку» в полноценный автобус было невозможно. Чтобы «пропихнуть» ТС-3966 по нормативным документам, его пришлось официально зарегистрировать как «специальное транспортное средство для перевозки сельских рабочих бригад на объекты», т. е. не предназначенное для работы на пассажироперевозках общего пользования.

Эксплуатация «Волгарей» показала высокую надежность этих машин. Простая конструкция позволяла без труда обслуживать вахтовки силами машинотракторной станции любого совхоза. Немаловажным фактором был и удовлетворительный уровень комфорта и хорошая проходимость по грунтовым дорогам за счет хорошего распределения нагрузки по осям автомобиля и высокого клиренса. Из недостатков ТС-3966 можно выделить: высокий центр тяжести, за счет чего машина была подвержена опрокидыванию; большую высоту подножки для входа в салон; отсутствие прямой связи «водитель–пассажир» (салон оборудовали только устройством оповещения водителя об остановке).

Однако даже несмотря на это «Волгарь» оказался как нельзя кстати и нашел широкое применение не только в сельском хозяйстве, сумев заполнить ту транспортную нишу, где так остро не хватало простых и неприхотливых автобусов. Здесь привожу список известных предприятий (скорее всего, далеко не полный*), занимавшихся производством ТС-3966 и его модификаций.

1. Для сельского хозяйства: Котовский РМЗ, Краснопахорский РМЗ, Куйбышевский (Самарский) АРЗ, Павловский ремзавод (под названием «Сибирь»), Сайрамский РМЗ (под названием «Сайрам»), Светлоградский ремзавод.

2. Для отраслей строительства: Запорожский экспериментальный завод транспортных средств, Щёкинский ДОК.

3. Для коммунального хозяйства: Уфимский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод, Конотопский авиационно-ремонтный завод.

4. Для водного хозяйства: Каховский опытный механический завод, Кокшетауский ремзавод, Куйганярское экспериментальное предприятие, Пинский завод средств малой механизации.

* Дополнение: Вилейский ремонтный завод

Что такое «вахтовка»?

На обыденном уровне многие представляют себе вахтовый автобус в виде обычного грузовика, у которого вместо бортового кузова установлен застекленный фургон с пассажирским салоном. Вроде бы так… Однако назвать это утверждение истинно правильным нельзя, потому что оно не отражает суть термина, а именно предназначение подобных машин. Выражение «вахтовый автобус (или автомобиль)» связано в первую очередь с так называемым вахтовым методом в нефтегазодобывающей и лесной отраслях СССР*.

*Первое упоминание о вахтовом методе встречается в Положении Минлеспрома СССР «Об организации работ вахтовым методом» от 11 апреля 1974 г. и Положении об организации вахтовых лесозаготовок, утвержденном ВО «Тюменьлеспром» спустя два года. Одновременно в Миннефтегазстрое СССР утвердили Положение «Об экспедиционно-вахтовом (вахтовом) методе организации работ», а в типовом положении был закреплен термин «вахтовый метод». (Ю.П.)

Это форма организации труда, основанная на использовании трудовых ресурсов вне места их постоянного жительства при условии, когда не может быть обеспечено ежедневное возвращение работников домой. Особенность такого метода – создание для этих работников специальных вахтовых поселков или полевых городков, расположенных, как правило, на определенном удалении от участка работы. Вопрос ежесменной перевозки вахтовых бригад от места непосредственной работы до такого рабочего поселения породил необходимость создания особого класса транспортных средств. В первое время использовались обычные бортовые автомобили, но они не соответствовали ни требованиям безопасности, ни условиям комфорта для пассажиров. Применение же обычных автобусов (где была такая возможность) было малоэффективным и затратным. Во-первых, потому что сущность вахтовой работы подразумевала тяжелые условия эксплуатации ТС в малопроходимых местах, без дорог с твердым покрытием. Во-вторых, общий дефицит автобусов в стране не позволял в полной мере удовлетворить потребности в них.

Так родилась идея создания вахтового автобуса. Новая схема имела ряд неоспоримых преимуществ, среди которых унификация с грузовыми автомобилями и удовлетворительная степень комфортабельности на уровне автобусов типа ПАЗ или КАвЗ для местных перевозок.

Трудно с определенностью сказать, где и когда появились в СССР первые вахтовые автомобили, предназначенные исключительно для перевозки людей (т. е. к таким не относятся аварийные и ремонтные «летучки»), однако впоследствии широкое распространение они получили в нефтегазовой, строительной, лесопромышленной и других отраслях, где применяется вахтовый метод. Первоначально производство «вахтовок» носило стихийный характер: у ведомств были свои предприятия, выпускавшие доморощенные конструкции, зачастую не отвечающие самым элементарным требованиям удобства и безопасности.

Впервые о централизованном производстве вахтовых автомобилей заговорили нефтяники и энергетики. И с 1982 года на вновь образованном Нефтекамском заводе автосамосвалов было налажено массовое производство унифицированного семейства вахтовых машин НЗАС-3964 (на шасси ГАЗ-66-01) и НЗАС-4947 (на шасси «Урал-375Д») – первый серьезный шаг на пути типизации выпускаемых в стране «вахтовок» и искоренении слабых конструкций…

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий