Гусеничные тракторы российского производства

Почему в СССР преобладали гусеничные тракторы, а сейчас – нет

В 60-х/70-х годах ХХ века ведущие специалисты Советского Союза в области сельского хозяйства после многолетних и подробных исследований пришли к выводам, что гусеничные трактора значительно эффективней и экономически выгодней в эксплуатации, чем аналогичные по мощности трактора колёсные.

При всех недостатках гусеничной базы (в любом деле есть плюсы и минусы) было отмечено следующее. При замерах плотности почвы по следу гусениц существенного уплотнения плодородного слоя не было отмечено. В то время как по следу колёс (в особенности мощных тракторов, таких, как «Т-150» или «К-700») твёрдость почвы значительно повышалась. Особенно на глубине 12-15 см. Опыты продемонстрировали, что подобные уплотнения почвы по следам тракторов в последующем дают снижение урожайности до 25%. Это довольно значительные цифры, которые становятся ещё более весомыми, если перевести проценты в центнеры зерновых.

Другое преимущество гусеничных тракторов определили в том, что у них во много раз ниже параметры «буксования». Колесо буксует гораздо больше гусеницы, истирая ценный плодородный слой почвы в пыль, которая затем разносится ветром.

Вместе с тем, гусеничная база обеспечивает лучшее сцепление с землёй и более высокую проходимость. Что даёт возможность более раннего выхода на поля, способность трудиться на значительно увлажнённых почвах. А раннее закрытие влаги всегда считалось способствующим получению хорошего урожая, особенно при наших климатических условиях, а также при сжатых агротехнических сроках.

Всё это, а также то, что  трактора с гусеничной базой имеют более высокие тяговые характеристики, чем колёсные, при использовании двигателей одинаковой мощности, привело к тому, что крупнейшие тракторные заводы – Волгоградский, Харьковский, Алтайский – были сосредоточены на выпуске гусеничных тракторов. И до 90% выпускаемых в СССР тракторов были гусеничными. Абсолютный лидер – «ДТ-75», которых было сделано более трёх миллионов.

Сейчас ситуация кардинально изменилась: 87% работающих тракторов в России – колёсные, и только 13% – гусеничные (причём год от года их становится ещё меньше). Причин тому несколько. Упомянутые выше три мощных завода разорены и, в буквальном смысле, лежат в руинах. Колёсные трактора гораздо более универсальны в использовании, чем гусеничные. Они проще в производстве, дешевле по стоимости, экономичнее в обслуживании и эксплуатации. «Колёсники» обладают намного большей скоростью и могут передвигаться по дорогам общего назначения.

Да и сами колёсные трактора уже не те, что в середине ХХ века. С их негативным воздействием на плодородный слой почвы и недостаточной проходимостью на влажных землях конструкторы научились бороться (в том числе и установкой спаренных или расширенных колёс).

Но возможности отечественной конструкторской мысли и её конкретного воплощения далеко не ограничиваются «ДТ-75». Есть целый ряд перспективных моделей, на которые окрепшее и развивающееся сельское хозяйство России, возможно, ещё обратит свой взгляд. Рассмотрим заодно и актуальные на данный момент модели промышленных и трелёвочных гусеничных тракторов российского производства.

Сфера использования гусеничных тракторов

Сельскохозяйственное направление

Это наиболее распространённая область применения. С помощью гусеничной техники производится обработка земли, посадка и сбор урожая, сенокос и др. По назначению можно выделить:

• Универсально-пропашные. Эти трактора используются для следующих работ: вспашка земли, проведение культивации, боронование почвы, посадка и сбор урожая.

• Специализированные трактора. Они используются для узкопрофильных работ в сложной местности и на плантациях. Преимущество такой техники заключается в том, что можно оперативно подсоединить/отсоединить разное навесное оборудование, техника передвигается на повышенной передаче, поэтому сюда устанавливают моторы с повышенными оборотами, ходоуменьшитель и многоступенчатую КПП.

• Техника общего назначения. Такие трактора используются для универсальных сельскохозяйственных работ.

Промышленное направление

В промышленности гусеничная техника применяется на строительстве и при выполнении земляных работ. Чаще всего для этой сферы используется малоподвижная техника, выполняющая свою работу статично — трубоукладчики, экскаваторы, бульдозеры и др. Данные промышленные агрегаты обладают следующими особенностями:

• их доставка к месту работы производится при помощи специального транспорта;

• на промышленную технику (в большинстве случаев) устанавливается стационарное оборудование;

• возможность выполнения работ на участках со сложным рельефом;

• мощное тяговое усилие.

Промышленная техника использует гусеничный вид движителя, так как большая масса агрегата распределяется по всей длине гусениц, предотвращая возможность опрокидывания. Центр тяжести у промышленной гусеничной техники смещён, потому что масса стационарного оборудования может достигать трети веса всего трактора, чтобы уравновесить ее, на технику устанавливаются противовесы. Промышленные машины имеют рабочую скорость в +/- 5 км/ч. Основным отличием от сельскохозяйственной техники является то, что промышленная выпускается для каких-то конкретных задач. К примеру, для проведения бульдозерно-рыхлительных работ.

Трелёвкой называют транспортировку срубленной древесины с места вырубки к погрузочной площадке. Для таких работ задействуется специальная трелёвочная техника, на которую устанавливается оборудование, способное надёжно захватывать древесину. Основой подобной гусеничной техники являются тяговитые сельскохозяйственные трактора, имеющие возможность свободно передвигаться по сложному рельефу.Помимо специальной площадки для древесины, на такую технику устанавливается специальная лебёдка, как на ТДТ-55, или гидрозахват, как на ЛТ-187. Ходовая таких тракторов отличается огромной опорной площадью, с помощью чего минимизируется воздействие на землю.

Модель «Алтай-130»

Алтай-130 – новый и современный гусеничный трактор, пришедший на смену модели Т-4 советской эпохи. Алтай-130 – сельскохозяйственный агрегат общего назначения, имеющий 4 тяговый класс, как и его заслуженный советский предшественник.

Предназначен Алтай-130 для обработки почвы в составе с другими единицами сельскохозяйственного оборудования. Помимо этого, в связке с бульдозерным отвалом модель используется для дорожных, мелиоративных, планировочных и землеройных работ.

Производит эти современные тракторы организация ООО «Завод Алтайский Трактор». Это один из наследников Алтайского завода тракторов СССР, расположенный в Рубцовске. Организация выпускает оборудование с 2012 года на базе Опытного Производства технологических мощностей бывшего советского Алтайского тракторного завода.

Современную модель отличают следующие технические преимущества:

  • мощный современный и экономичный двигатель
  • плавная ходовая система
  • эргономичная и комфортная кабина
  • автомобильная водительская “баранка” вместо рычагов управления
  • анатомическое строение сидения механизатора с откидными подлокотниками

Внутренняя оснастка кабины сделает длительную работу комфортной при любых климатических условиях. В комплекте идут кондиционер и вентилятор, отопительная автономная система, аудиосистема и монитор с камерами обзора с панорамным видом.

Технические характеристики модели «Алтай-130»:

Длина агрегата – 4,840 метра

Ширина – 1,850 метра

Высота – 2,700 метра

*Габаритные размеры указаны с учетом задней навески и без отвала

Масса трактора эксплуатационная – 8,365 тонн

База гусениц – 2,665 метра, ширина – 39 сантиметров

Размер колеи – 1,450 метра

Дорожный просвет – 330 миллиметра

Давление на грунт удельное – до 50 мегапаскаль

Двигатель – дизельный, 6 цилиндров, четырехтактный турбированный «Дойтц» – «Deutz WP6G140E22», мощностью 140 лошадиных сил (103 киловатт). Производитель – Китайская фирма «Weichai Роwеr».

Рабочий объём данного двигателя – 16,75 литров.

Номинальные обороты – до 2200 оборотов в минуту.

Максимальный крутящий момент – 640 Ньютон на метр (при средних оборотах 1400-1600 оборотов в минуту).

Запас крутящего момента – 46%.

Расход топлива удельный – 245 грамм на киловатт в час.

Сцепление состоит из двух дисков, сухого типа.

Модель оснащена механической коробкой передач, предусматривающей 8 передач для движения вперед и 4 задние передачи.

Цена трактора – 3,5 миллиона рублей.

Область применения

Любой маленький трактор на гусеничном ходу может похвастаться значительным запасном тяги нежели колесная версия мини-устройства Для особого гусеничного варианта не существует каких-либо препятствий, за счет того, что они способны пересекать любую по типажу местность вне зависимости от ее специфики и проходимости.


Область применения

При этом трактора на гусеницах вовсе не имеют возможности передвижения по асфальту, стало быть их эффективность в условиях города ограничена.

Сегодняшние производители агрегатов идут на два шага вперед, ведь исправить досадное отсутствие возможности передвижения по асфальту они решили за счет внедрения в производство тракторов с резиновыми гусеницами. Это позволило значительно расширить функциональность, без беспокойства о повреждениях (см. мотоблок профи).

Гусеничный мини-трактор — это идеальное устройство для сельскохозяйственного назначения и промышленности.

Это сказывается и на популярности техники гусеничного типа в качестве помощника в сфере уборки винограда. Стоит отметить, что виноградная лоза вовсе не приветствует уплотненного вида почвы, посему колесные агрегаты в процессе работ оставляет на земле после проходки очень плотные колеи.

Вне всякого сомнения, в данном деле наибольший успех будет можно получить именно с помощью гусеничного устройства а не колесного.


Хорошая маневренность

Мини гусеничный аппарат характеризуется хорошей маневренностью, невзирая на непроходимые участки, скажем, такие как болотистая местность и грязь. Данная модель транспортного средства остается наиболее востребованной и для работ в поле.

При этом приобретение мини-трактора осуществляется двумя способами: приобретение у поставщиков сельхозтехники либо все сделать самостоятельно собственными руками. В качестве доступных моделей можно посмотреть на недорогие версии китайских тракторов, которые незначительно уступают зарубежным оригиналам.

Преимущества и недостатки использования мини – трактора в хозяйстве

Преимуществами данного вида сельскохозяйственной техники можно считать:

Широкий спектр реализуемых задач: разрыхление, культивация, вспашка, окучивание участков земли, уборка и посев урожая, вывоз мусора, уборка листьев, снегоочистительные возможности и многое иное.
Повышенная тяга, достигаемая за счет гусеничной системы передвижения.
Сложно не отметить ровность хода минитрактора благодаря как раз его специфической особенности – гусеничном ходу, способному не только к преодолению наиболее сложных участков рельефа, но и мягкому ходу.
Низкое давление на почву благодаря значительной площади трактора в сравнении с колесами

Именно от этого земля не прессуется, что достаточно важно при вспашке.
Небольшое число гусеничных следов.. Преимущества минитрактора


Преимущества минитрактора

Недостатками же подобных технических устройств считаются следующие пункты:

  • Небольшая скорость: зачастую минитрактор не способен развивать скорость более 10 км/ч.
  • Значительные расходы топлива. Мотор тяговитый, мощный, а, следовательно, и прожорливый.
  • Отсутствие шумоизоляции. Качественный митрактор, однако шумоизоляция достаточно низкая, почти приравненная к нулевой.
  • Отсутствие возможности эксплуатации гусеничного минитрактора в качестве колесного средства на дорогах общего пользования и трассах, в отличии от Кубота, Булат, Янмар, Беларусь 132н, Скаут

Особенности конструкции

Мини-трактор лишь на первый взгляд кажется сложным механизмом. Однако на практике – это хорошо собранный аппарат с функциональным расположением узлов. В качестве основных компонентов выступает рама – 2 лонжерона и 2 траверсы (о том как сделать самодельный минитрактор и все к нему читайте в статье).

Силовой агрегат

Для мини-трактора достаточно важен мотор, соответствующий требуемым для выполнения своих функций и задач по параметрам крутящего момента. Оптимальными в данном плане параметрами будут решение – четырех цилиндровые дизеля с водяным охлаждением в 40 л.с мощности (к примеру синтай 220).

Мост

В данном случае производитель гарантирует надежность и качество данного элемента. Хотя, если разбирать ситуации с установкой моста на самодельные гусеничные трактора, то вносить какие-либо коррективы в конструкцию не придется.

Гусеница

Здесь можно рассматривать несколько вариантов. В первую очередь, это тяговитые стальные гусеницы, как стандартные вариант, к которому привыкло большинство. Второй вариант – резиновые. Ничем не уступают в надежности и качеству и прекрасно справляются со своей задачей.


Гусеница минитрактора

Простейшим вариантом в данном случае является конструкция с катками – колесами. Размер – в зависимости от самого мини-трактора.

Челябинский тракторный завод

Это предприятие тоже специализируется на выпуске гусеничной техники. С конвейера ЧТЗ сходят бульдозеры, которые пользуются популярностью не только в России и странах СНГ, но и в Европе.

Бульдозер ЧТЗ Б10 М

Самыми значимыми и узнаваемыми машинами от этого производителя являются бульдозеры Б 10М, Б 12 и Б 13. Познакомимся с ними поближе.

Б 10М

Эта модель была создана на базе трактора Т 10. Бульдозер оснащается дизельным двигателем Д-180, чья мощность варьируется от 140 до 180 лошадиных сил и механической трансмиссией. Стоит отметить, что за всё время существования бульдозера Б 10М, было выпущено около 75 модификаций этой машины.

Б 12

На эту модель устанавливается v-образный дизель ЯМЗ-234 Б4 с турбированной подачей топлива. Силовая установка может выдавать мощность в 250 лошадиных сил. На бульдозер устанавливается гидромеханическая схема трансмиссии, что обеспечивает технике 3 передних и 3 задних режима движения. Благодаря своим техническим характеристикам, машина относится к 15 тяговому классу.

Б 13

Пожалуй, это самый современный бульдозер, выпущенный Челябинским тракторным заводом. Инженеры поработали не только над начинкой, но и над внешним видом техники. Благодаря этому, бульдозер оснащён последними технологическими достижениями в области производства тяжёлой техники.

Отдельно стоит отметить двигатель ЯМЗ 236-Б4. Силовая установка выпускается в нескольких вариациях и её мощность начинается с 230 лошадиных сил. Из особенностей можно выделить, что бульдозер Б 13 отлично работает даже в экстремальных погодных условиях и низких температурах.

РУССКИЙ БОГАТЫРЬ

В серию шарнирно-сочлененных тракторов на гусеничном ходу от завода «Ростсельмаш» входят три модели мощностью от 492 до 583 л. с. Сегодня агрегат RSM 3575 DT является одной из самых мощных гусеничных машин, производимых в России, и способен обрабатывать за сезон до 20 тыс. га. Четыре дельтовидных движителя снижают удельное давление на грунт по сравнению с аналогичным колесным трактором почти в три раза, то есть до 44 кПа. При этом становится возможным применять почвообрабатывающие орудия с шириной захвата на 10–15% больше и, соответственно, делать меньше проходов по полю благодаря лучшему использованию тяговой мощности за счет сцепления гусениц с почвой и почти полному отсутствию пробуксовки. Она не превышает 5% в отличие от колесных агрегатов, где показатель может доходить до 15%. Кроме того, происходит экономия топлива до 10%. Все это закладывает реальную основу для повышения рентабельности производства полевых культур. В базовой комплектации трактора устанавливаются резиноармированные гусеничные ленты шириной 762 мм, в качестве опции доступен размер 914 мм. Тандемные рамы опорных роликов с двумя степенями свободы обеспечивают более полный контакт трака с грунтом в сравнении с аналогами. Ведущая звездочка большого диаметра создает угол зацепления траком в 81°, а широкие зацепы в 22 см исключают вероятность проскальзывания ленты относительно ведущей звездочки, что позволяет увеличить срок службы гусеницы.

Новый Российский трактор — гусеничный — Новости — О компании

На Всероссийском дне поля, проходящем с 10 по 12 июля 2019г. в Санкт-Петербурге,  Брянский Тракторный Завод представил новинку – гусеничный трактор БТЗ-180 с двигателем ЯМЗ-656 мощностью 180 л.с., обновленный колесный трактор с высокопроизводительным рядным двигателем ЯМЗ-536 мощностью 250 л.с., а также мульчерный комплекс на базе трактора БТЗ, способный перерабатывать растительность с диаметром ствола до 25 см.

Брянский тракторный завод (БТЗ) показал свою продукцию на выставке-форуме «Всероссийский день поля», который проходил в Санкт-Петербурге, на полях СПбГАУ близ г. Пушкин с 10 по 12 июля.

На стенде БТЗ были представлены колесные и гусеничные тракторы, а также спецтехника:

БТЗ-243К – модель трактора с новым мощным (250 л.

БТЗ-246К – сельскохозяйственный трактор с классическим V-образным двигателем ЯМЗ мощностью 180 л.с., обновленным с учетом последних стандартов двигателестроения и экологических норм. Является продолжателем традиций культовых тракторов Т-150К, хорошо знакомых каждому аграрию. Обладая простым конструктивом и надежными современными узлами,  обеспечивает уверенное выполнение основных сельскохозяйственных операций в высокий сезон. Бюджетный вариант трактора для малых и средних фермерских хозяйств.  

БТЗ-180 – новый гусеничный трактор, российского производства. Оснащается современным V-образным двигателем ЯМЗ с электронным впрыском топлива, соответствующим экологическим нормам Tier III.

Способен выполнять энергоемкие сельскохозяйственные работы по обработке почвы: пахота средних и тяжелых почв, ранневесеннее закрытие влаги, дискование, сев, орошение, уборка урожая, кормозаготовка и транспортные работы в условиях бездорожья. 

Надежная шестикатковая торсионно-балансирная подвеска обеспечивает низкое удельное давление на грунт до 0,40 кг/см2, повышенные тягово-сцепные характеристики, низкие продольно-угловые колебания, высокие показатели плавности хода и самоочистки.

Благодаря современной системе отопления и кондиционирования и затемненным стеклам, в просторной кабине поддерживается комфортные условия работы в любую погоду.

Гидросистема трактора, оснащенная насосом высокой производительности  (130 л/мин), позволяет работать с современными широкозахватными орудиями, включая пневматические посевные комплексы.

Для повышения производительности трактор может быть укомплектован передними балластными грузами.

Мульчерный комплекс на базе трактора «БТЗ»  — мощная самоходная машина на колесном ходу, разработанная для лесных и сельскохозяйственных нужд, а именно, для измельчения древесины и кустарника на корню.

Денис Ченцов, директор по продажам БТЗ:

— В этом году, посетители Всероссийского дня поля отмечают, что наша экспозиция отличается от стендов большинства компаний,  которые предлагает исключительно колесные машины, в угоду тенденциям последних лет или моде. БТЗ, пожалуй, единственный Российский завод, который производит и колесные и гусеничные тракторы средней мощности. Остальные, либо не имеют соответствующих компетенций (гусеничный трактор сложнее в разработке и производстве, чем колесный), либо выбрали один из типов тракторов по экономическим соображениям. При запуске новой модели мы изучили богатый и успешный опыт использования гусеничной техники в сельском хозяйстве на территории бывшего СССР и странах со схожими природно-климатическими условиями.

Аренда гусеничного бульдозера

Многие фирмы осуществляют прокат гусеничной спецтехники. Предложения можно посмотреть на порталах exkavator.ru, www.avito.ru, market.yandex.ru и другие. Это выгодный вариант для строительных фирм, имеющих ярко выраженную сезонность работы.

Арендуя гусеничный бульдозер в период строительных работ, подрядчики экономят средства на обслуживании машины и окладе оператора в периоды простоя. Парк техники, предлагаемой в аренду, регулярно обновляется, что позволяет подбирать максимально эффективную машину на том или ином этапе строительства.

Почасовая оплата за аренду – наиболее распространенный формат. Сумма за час зависит от тяговой мощности машины, наличия прицепного оборудования.

Преимущества покупки новых гусеничных тракторов

Основное преимущество покупки нового трактора на гусеницах – гарантийное обслуживание, которое предоставляют ответственные дилеры на все машины подобного класса. Такой подход в условиях неустойчивости вторичного рынка сельхозтехники на территории РФ и СНГ, компенсирует мнимую экономию от покупки подержанной техники и избавляет от простоев агрегатов, связанных с поломками из-за выработки своих ресурсов.

На нашем сайте представлен весь ассортимент новых гусеничных тракторов. Каждая позиция ориентирована на выполнение определенных задач в строительной и производственной сфере.

Таким образом, подбор оптимального агрегата среди представленных в каталоге моделей, следует делать, исходя из поставленных задач, технических условий и определенных требований к сельхозтехнике.

Общее устройство гусеничной техники имеет кардинальные отличия от колёсной относительно ходовой части. В гусеничных тракторах в качестве ведущих частей выступают специализированные траки. Это существенно улучшает проходимость техники по затруднённым участкам и бездорожью. Для поворота такого трактора необходимо затормозить одну из гусениц, после чего многотонная техника может развернуться на месте.

Основной минус гусеничной ходовой — это разрушение асфальтированных дорог во время проезда/разворота. Поэтому для перевозки гусеничной техники применяются специальные тралы.

Лесохозяйственные гусеничные трактора «Онежец»

ООО «Онежский тракторный завод» в Петрозаводске продолжает выпуск гусеничных лесозаготовительных, лесохозяйственных и лесопожарных тракторов. В производственной программе предприятия – более 10-ти моделей спецмашин для лесного хозяйства.

На базовом шасси «Онежец-300» выпускаются универсальные лесохозяйтвенные машины («Онежец-300БС»,«Онежец-380»); трактора трелевочные чокерные («Онежец-320»); гусеничные сортиментовозы («Онежец-350»); машины лесопожарные («Онежец-310»); мульчеры с кусторезами («Онежец-390»); машины гусеничные для бесчокерной трелевки леса («Онежец-330»); гусеничные трактора с самосвальными кузовами («Онежец-392»); бурильно-крановыми установками («Онежец-395»); гидравлическими манипуляторами («Онежец-335»).

«Онежец-390».

Гусеничные трактора данного семейства относятся к третьему тяговому классу. На них устанавливают в настоящее время четырёхцилиндровые 120-сильные дизельные двигатели «Д-245.2S2» и шестицилиндровые 180-сильные «Д-260.9S2» Минского моторного завода. Стоимость нового трелевочника «Онежец» составляет от 4,15 миллионов рублей.

МОЩНОСТЬ НА ВЫБОР

Широким диапазоном тракторов отличается компания John Deere, чьи двух- и четырехгусеничные машины на пике выдают максимальную мощность двигателя от 341 до 691 л. с. Восьмая и девятая серии имеют модели с индексами RT (две гусеницы) и RX (четыре гусеницы). Двухгусеничная техника обеспечивает наиболее высокую тягу по прямой, эффективную передачу мощности и отличное сцепление. Она в большей степени предназначена для ровной местности и сухой рыхлой почвы. У данного типа движителей значимую роль играет подвеска, защищающая шасси от жестких ударов при движении по пересеченной местности. Ее сочетание в базовой комплектации с четырехточечной подвеской кабины с диапазоном перемещения от 50 до 100 мм дает высокий уровень комфорта оператора. Встроенный рычаг регулировки натяжения и механизм выравнивания практически исключают риск срыва гусеницы. Промежуточные опорные ролики для тяжелых условий эксплуатации рассчитаны для работ, требующих частой транспортировки на высоких скоростях, верхнем пределе массы трактора с балластом и при значимых вертикальных нагрузках на тяговую штангу. В данных машинах также применяются встроенные планетарные боковые редукторы, регулирующие ширину колеи в пределах имеющейся конфигурации в течение минимального времени.

Если у агрария стоит задача максимально снизить повреждения почвы, то ему больше подойдет модель с четырьмя гусеницами с индексом RX. Она предназначена для сложных рельефов с боковым уклоном и всех типов почв и максимально открывает окно полевых работ. По сравнению с двухгусеничными тракторами, данные машины меньше зависят от характера почвы, не только обеспечивая сцепление и устойчивость на боковых уклонах, но и не вызывая повреждения почвы при разворотах. Площадь контакта с землей составляет 4,57 кв. м, и даже при полной загрузке балластом статическое удельное давление на грунт сзади равняется всего 36 кПа. Повреждение почвы на разворотных полосах практически не наблюдается, хотя радиус разворота даже меньше, чем у колесных тракторов.

В этой линейке стоит отметить модель John Deere 9RX, отличающуюся увеличенной мощностью двигателя на 15 л, выдающего максимальные 691 л. с. Благодаря новым опциям балласта техника способна развивать более высокое тяговое усилие. Увеличение площади пятна контакта по сравнению с колесными моделями может достигать 119%. Кроме того, она на 42% превышает по этому показателю двухгусеничные тракторы. Тяговое усилие полностью сохраняется даже во время поворотов под нагрузкой, при этом образование гребней на разворотной полосе остается минимальным. Малая ширина, максимальная транспортная скорость по дороге в 40 км/ч и четырехточечная подвеска кабины позволяют легко перемещать машину с одного поля на другое.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий