Бульдозеры Коматцу: технические характеристики

Выбор дополнительного оснащения

Повысить эффективность, безопасность и удобство использования техники можно с помощью различных модификаций. Следует устанавливать только оригинальное оборудование, среди которого доступно:

  • кондиционер;
  • стереосистема;
  • амортизирующий отвал;
  • осветитель рыхлителя;
  • зеркало заднего вида;
  • сцепное устройство;
  • гидравлику для рыхлителя;
  • защитную решетку радиатора;
  • скальные башмаки;
  • козырек для отвала;
  • сиденье оператора на пневматической подвеске;
  • средствами защиты от вандализма;
  • навес с устройством защиты оператора при опрокидывании, который отвечает требованием к ROPS и FOPS.

Бульдозер Komatsu D375A-5 имеет все необходимое для эксплуатации в широком самых суровых климатических условиях России. Техника исправно работает в диапазоне температуры от −50 до +40°C. Из строя не выйдет ни один узел, а оператору будет комфортно благодаря обогревателю аккумуляторной батареи, реверсивному вентилятору обдува, электрическому нагревателю всасываемого воздуха, отопителю и стеклообогревателю.

Но для бесперебойной работы машины в северных регионах лучше дополнительно установить:

  • подогреватель масляного поддона двигателя;;
  • портативную горелку для подогрева;
  • электронагреватель охлаждающей жидкости.

Удобство эксплуатации и обслуживания

Чтобы бульдозер Komatsu D65EX служил долго необходимо своевременно
производить техобслуживание и осмотр техники. Для этого
разработчиками предусмотрены удобные точки доступа для быстрого
выполнения всех основных проверок.

В случае отказа или появления неисправностей, на монитор,
расположенный в кабине оператора, выводится вся необходимая
информация. Система отслеживания включает в свой состав множество
датчиков и контроллеров, которые передают данные на дисплей. Для
привлечения внимания оператора к неисправности машины используются
зуммер и лампа, благодаря которым происходит своевременная остановка
двигателя машины. На дисплее также отображается код ошибки, который
можно расшифровать как самостоятельно, так и в сервисном центре. В
комплекте со спецтехникой поставляется паспорт и инструкция, где
приведены коды и причина их возникновения. На монитор выводится
информация о сроке замены масла и фильтров.

Гидравлический привод вентилятора реверсивного типа позволяет быстро
очистить агрегат от загрязнений. Направление и скорость вращения
лопастей управляются непосредственно из кабины.

Первая модель Komatsu D65EX-12 и все последующие оснащаются
штуцерами контроля давления масла в основных функциональных узлах
техники. Они модульно сгруппированы, что сокращает длительность
простоев при осмотре.

Для доступа к моторному отсеку предусмотрены дверцы, открывающиеся с
помощью газонаполненных упоров. По сравнению с первыми моделями
техники, дверцы открываются шире, что обеспечивает более удобный
доступ.

Электросистема машины обладает повышенной безопасностью и
надежностью за счет установки герметичных разъемов, исключающих
проникновение влаги и пыли в соединения.

Силовая передача имеет блочную конструкцию, что позволяет
производить замену без протекания масла в самые короткие сроки.

Модификации и особенности

Серия Komatsu D275A включает несколько модификаций:

  1. Комацу D275A-2 (эксплуатационная масса – 50000 кг, емкость базового отвала – 15,3 куб.м, мощность двигателя – 305,9 кВт);
  2. Комацу D275A-5 (эксплуатационная масса – 50850 кг, емкость базового отвала – 13,7 куб.м, мощность двигателя – 306 кВт).

Особенности модели Komatsu D275A-5:

  • уверенное сцепление с грунтом за счет работы ходовой части со специальными каретками;
  • дополнительная защита гидравлической системы;
  • низкий центр тяжести, повышающий устойчивость машины;
  • удобная система управления (джойстик и функциональные кнопки);
  • мощный двигатель с малым уровнем расходом топлива;
  • современная конструкция звеньев гусеничной ленты;
  • 7-опорные катки, улучшающие устойчивость техники;
  • удобный механизм технического обслуживания;
  • малый уровень шума и вибрации;
  • электронная система регулирования модулирующего клапана;
  • универсальный рыхлитель с возможностью настройки угла рыхления;
  • большой объем отвала.

Базовая комплектация бульдозера является очень богатой. В нее входят:

  • сигнал заднего хода;
  • генератор (75 А);
  • вентилятор;
  • 2 аккумуляторные батареи (170 Ач);
  • навешиваемая защита нижней и передней части;
  • система освещения (2 передних и 2 задних фары);
  • воздухоочиститель с индикатором засоренности и пылеудалителем;
  • стартер;
  • защита опорных катков;
  • глушитель с колпаком, защищающим от осадков;
  • расширительный бачок охлаждающей системы;
  • специальная система управления движением запястья;
  • звуковой сигнал;
  • кресло на упругой подвеске из синтетической кожи.

Рабочее оборудование

Цена Komatsu D65EX-16 (12, 15, 18 серий) зависит от рабочего
оборудования, которое поставляется в комплекте с техникой.
Стандартная комплектация предполагает установку современного и
высокотехнологичного отвала «Сигма». Он позиционируется как
производительный и эффективный рабочий орган для выполнения целого
ряда земляных работ. Особенностью конструкции является устройство
центральной части, которая режет и перемещает грунт. Это дало
возможность увеличить вместительность органа и уменьшить расхождение
грунта по бокам от отвала. Положительным эффектом также является
уменьшение сопротивления грунта, что привело к увеличению объемов
работ при уменьшении энергозатрат.

Ширина такого рабочего органа составляет 3,41 м, а объем зависит от
приобретаемой модели. Для EX стандартный отвал вмещает 5,6 куб. м.
Предельная высота выгрузки – 1,13 м, глубина рытья – 0,5 м. Перекос
может составлять не более 0,87 м.

Опционально поставляются бульдозеры с поворотным или неповоротным
отвалом с контролируемым наклоном. Также к дополнительному
оборудованию относятся:

  • многостоечный параллелограммный рыхлитель;
  • прямой отвал с регулировкой угла вручную;
  • полусферический отвал;
  • рыхлители собственного производства;
  • прямой отвал.

В зависимости от формы отвала изменяется сфера использования
техники. При этом все рабочие органы характеризуются качественной
работой с любым типом материала, обладают отличным проникновением в
толщу и низким сопротивлением качению.

Устройство

Высокие технические
характеристики бульдозера Komatsu D65EX-16 обусловлены
проектированием и изготовлением основных элементов машины
компанией-производителем. Таким образом, двигатель, электронная и
гидравлическая система строго соответствуют назначению техники и
способствуют увеличению ее эффективности.

Несущий остов является надежным, прочным и жестким. В узлах рамы
снижены напряжения, что способствует увеличению срока службы
бульдозера. Для увеличения надежности Komatsu D65EX-15 и других
моделей линейки предусмотрена установка поворотного шкворня, а рама
гусеничной тележки изготавливается увеличенного сечения.

Тяжелые бульдозеры Caterpillar

Американский производитель Caterpillar, чаще именуемый CAT, согласно надписи на эмблеме, имеет в своем арсенале набор тяжелой техники на гусеничном ходу, в список которой входят следующие модели:

  • D8R – с весом конструкции 37557 кг;
  • D9R – с весом конструкции 48784 кг;
  • D9T – с весом конструкции 50098 кг;
  • D10T2 – с весом конструкции 70171 кг;
  • D11T и D11T CD – с весом конструкции 104257 кг;

У каждой модели имеется ряд модификаций, которые отличаются используемыми отвалами. Обычно применяются прямые, универсальные и комбинированные отвалы, представляющие собой гибрид прямых и универсальных. Конструкция бульдозеров CAT разработана так, чтобы обеспечить максимальную устойчивость бульдозеров к возлагаемой на них нагрузке. Стоит отметить одну особенность этих моделей. Ведущие колеса у них приподнимаются, вследствие чего ходовая у них гораздо короче, чем у конкурентов. Это влияет и на качество обслуживания агрегатов и на производительность. Помимо гусеничных тяжелых бульдозеров под этим брендом также выпускаются модели на колесах.

Тяжелый бульдозер Caterpillar

Тяжелые бульдозеры для Севера

Особенность «северных» моделей бульдозеров в том, что для этой категории создаются специальные устройства. Для северного морозного климата невозможно подобрать такие доработки, которые бы послужили защитой для обычного бульдозера. Суть в том, что подобные разработки доступны ограниченному количеству компаний, которые могут использовать специальные технические средства и материалы, к примеру, резину и сталь. Привычная сталь попросту раскрошится при полярных морозах, также, как и резина. Всего несколько компаний могут выполнять исследования в этой отрасти и создавать качественный продукт, который успешно применяется десятилетиями, в отличие от тех, что могут прослужить всего несколько лет. Доказали свое преимущество на этом поприще компании CAT и Komatsu.

Кабина оператора

Отменные технические характеристики Komatsu D65EX и комфортабельная
и эргономичная кабина оператора делают бульдозер незаменимым
помощником на любой рабочей площадке.

В стандартную комплектацию входит установка системы безопасности
ROPS, которая разработана посредством 3D-моделирования. Кабина
характеризуется повышенной прочностью и герметичностью, за счет
которой понижается шумность в салоне и утомляемость оператора. В
кабину не проникает пыль с рабочей площадки благодаря мощным и
качественным фильтрам для очистки воздуха. Управление бульдозером
осуществляется достаточно просто, что повышает концентрацию
оператора на рабочем процессе. Благодаря усовершенствованной
конструкции системы безопасности без стоек и наружной решетки
появляется возможность лучше видеть рабочее пространство и увеличить
угол обзора.

В кабине установлен жидкокристаллический монитор с большой
диагональю. На нем выводится основная информация о состоянии машины
на различных языках. Благодаря ему достигается высокая точность,
плавность и безопасность рабочих процессов. Качественное изображение
можно видеть из всех точек кабины, т.к. в монитор встроены
тонкопленочные резисторы. Степень освещенности кабины при этом не
имеет значения.

Кабина Komatsu D65EX-16 оснащена переключателями, управление
которыми производится на интуитивном уровне. Они используются для
выполнения многоцелевых задач.

При движении все динамические воздействия и колебания снижаются за
счет установки демпфера в узлах крепления корпуса кабины. Движение
по неоднородному основанию вызывает меньшие колебания и вибрацию в
случае использования демпферов, чем при установке стандартных
резиновых вкладышей. Пружинный механизм исключает прямой контакт
кабины и несущей конструкции, поглощает динамику, вследствие чего
снижается нагрузка на оператора.

Опционально может устанавливаться отвал с регулируемым углом
поворота и перекоса. В комплекте с ним монтируется рама коробчатого
профиля, которая устойчива к кручению. Вся линейка бульдозеров
Комацу D65 может оснащаться таким рабочим органом. Действия
осуществляются посредством гидравлики, а функциональные возможности
и продуктивность техники возрастают. Угол наклона настраивается
вручную оператором.

Технические характеристики

Японцы оснащают свои автомобили лучшими запчастями. Поэтому двигатель был сделан мастерами Японии. Они создали 6-цилиндровый четырехтактный дизельный мотор. SDA6D140E включает следующее:

  • турбонаддув;
  • охлаждение надувочного воздуха;
  • прямой впрыск топлива.

Монтируется он на раму Komatsu D275A-5, при этом используются резиновые подушки, сокращающие воздействие внешних нюансов. Сооружение мотора выделяет низкий уровень токсинов, соответствующий европейским требованиям качества.

Автомобиль оснащен вентилятором с гидравлическим приводом, частота его функционирования автоматически настраивается. В счет идут данные об охлаждающей жидкости.

Описание двигателя автомобиля:

  • рабочий объем – 15,24 л;
  • максимальная мощность – 410 л. с.;
  • диаметр поршня – 14 см.

В авто есть цилиндрическая рама поддерживающих катков и подвеска, которая входит в качающуюся разновидность. К-образные каретки, размещенные в ходовой части авто, держится непрерывный контакт ленты гусениц и опорного катка. Возрастает вертикальное движение гусениц, уменьшается проскальзывание башмаков. Компонент снижает загрузку на ходовую и вибрацию, направленную на корпус при перемещении по бугристой местности.

Японцы оснастили Коматсу D275A-5 объемными сферическими отвалами, которые изготовлены из сверхпрочной стали. Однозубные рыхлители можно регулировать в плане глубины вспашки. Можно регулировать угол рыхления в 3 диапазонах. Дополнительно можно монтировать отвал 2-ого перекоса.

Габариты устройства внушительны, они вызывают определенный интерес:

  • длина – 929 см;
  • ширина – 430 см;
  • высота – 398,5 см;
  • гусеничная основа – 348 см;
  • минимальный радиус вращения – 390 см;
  • дорожный просвет – 50,7 см;
  • передняя колея – 226 см;
  • задняя колея – 226 см;
  • шина гусеницы – 61, 71, 76 см.

Вес равен 37,680 тонны. Эксплуатационный вес составляет 50,850 тонн. Авто может развивать скорость до 14,9 км/час. Эти показатели говорят о том, что автомобиль способен на многое.

Внимание привлекают сгруппированные точки техобслуживания. Так, для большего комфорта масляный фильтр силовой передачи, щупы для определения количества масла в компонентах силовой передачи гидробак находятся с правой стороны авто

Обслуживание бульдозера

Как и у другой техники Komatsu, есть элементы, которые нужно регулярно менять. Это масляные фильтры коробки передач и гидротрансформатора. Измеритель уровня масла силовой передачи и другие точки обслуживания D375A-5 располагаются в одном месте для быстрого проведения регулярного ТО. Контрольные точки для проверки давления масла в рабочих углах тоже сгруппированы.

Также конструкция бульдозера имеет ряд технических улучшений для долгой эксплуатации узлов, их быстрого осмотра, обслуживания и ремонта.

Например, шланги гидроцилиндра управления перекосом отвала находятся в толкающем брусе. Такое положение помогает защищает их от повреждения перемещаемым грунтом. Модульная конструкция компонентов силовой передачи позволяет их легко снять и установить обратно, исключает пролив масла при проведении ТО.

Система управления

На бульдозер D65EX-16 устанавливается джойстиковое управление, как и
на остальные модели линейки. Система управления регулирует следующие
функции:

  • направление и скорость движения (посредством джойстика и
    электроники);
  • положение и движение рабочего органа (джойстиковое
    управление);
  • режим работы и подача горючего;
  • установка ручного или автоматического режима управления КПП;
  • принцип смены скоростей;
  • показатели КПП (посредством клапана ECMV).

Для точного и качественного управления рабочим органом предусмотрена
система гидравлики, за счет которой манипуляции производятся без
приложения дополнительных усилий. То же касается направления и
скорости движения Komatsu D65EX-16, передачи переключаются с помощью
кнопок.

Рулевое управление гидростатического типа гарантирует плавный и
быстрый поворот, при котором мощность мотора направляется к обеим
гусеничным лентам без прерывания потока на внутренней ленте. Для
обеспечения высокой маневренности разработано противовращение на
предельно малом радиусе поворота.

Тяжелые бульдозеры Komatsu

В линейке производителя Komatsu имеется целый ряд тяжелых бульдозерных устройств. К ним можно отнести модели Д275, Д355, Д375, Д475, Д575. Последнюю модель стоит все же отнести к сверхтяжелым моделям, т. к. ее общий вес составляет 142,5 тонны, а ее габариты позволяют зачислить ее в ТОП самых больших гусеничных бульдозеров. Он настолько большой, что его доставляют на площадку в разобранном состоянии, и лишь потом собирают. Особенностью остальных бульдозеров этой серии, при всем разнообразии их технических характеристик, является наличие К-образных кареток в ходовой части, которые снижают возлагаемую на нее нагрузку. Стоит также отметить модель Д475, которая способна пробивать даже промерзлый грунт на крайнем Севере.

Двигатель

На бульдозер
Komatsu D65EX устанавливается силовой агрегат собственного
производства мощностью 115 кВт или 207 лошадиных сил. Модель
SAA6D114E является экономичной и экологичной (соответствует
стандартам Tier 3 и Stage 3A), оснащается системой понижения
температуры воздуха, предназначенного для наддува, системой прямой
подачи горючей смеси в камеру двигателя, турбонаддувом. Частота
вращения двигателя составляет 1950 оборотов за минуту работы.
Благодаря таким особенностям техника отлично справляется с рыхлением
и разработкой грунтов 1 – 4 категории и другими задачами.
Воздействие на окружающую среду выхлопных газов минимально и
соответствует международным стандартам, поэтому техника может
использоваться в городской черте. Положительным качеством силовой
установки является пониженный уровень шума и вибрации, что
обусловлено креплением агрегата через резиновые подушки на несущий
остов.

Параметр Значение
Производитель двигателя Komatsu
Модель SAA6D114E
Число цилиндров 6
Мощность 115 кВт / 207 л.с.
Рабочий объем 8,27 л
Тип охлаждения жидкостное
Крутящий момент 800 Нм
Топливо дизельное
Топливный бак 415 л

Бульдозер Komatsu D65EX-16 обладает пониженным расходом топлива
и повышенной продуктивностью силовой передачи, что обусловлено
установкой современной автоматической КПП с высоким коэффициентом
полезного действия и блокировкой гидравлического трансформатора.
Коробка предназначена для оптимизации скорости передвижения в
зависимости от степени нагружения и условий работ. За счет
возможности блокировки гидравлического трансформатора обеспечивается
снижение потери мощности на 10%. Электронное управление мотором
гарантирует снижение потребления горючей смеси при высоких
мощностных показателях и эффективной работе техники.

Электронная система также отвечает за мощность вентилятора
радиатора. При этом учитываются температура жидкости в системе
охлаждения и масла в гидравлической системе. Благодаря данной
системе производитель смог понизить шумность работы установки,
сократить расход дизельного топлива и энергии для работы самой
системы.

Средний расход горючего для спецмашины составляет 20,3 л за моточас.
При этом в зависимости от режима работы потребление его может
колебаться в пределах от 7 л до 31 л за тот же промежуток времени:

  • легкий – от 7 л до 15 л;
  • средний – от 15 л до 23 л;
  • тяжелый – от 23 л до 31 л.

Ходовая часть

Бульдозер Komatsu D65 оснащается усовершенствованной ходовой частью.
Она имеет параллельные звенья, которые являются собственной
разработкой, и вращающиеся втулки, характеризующиеся увеличенной
износостойкостью и ресурсом, не зависимо от условий работы. Этот
эффект достигается за счет возможности свободного вращения втулок, в
результате длительность эксплуатации повышается в два раза
относительно стандартной «ходовки».

Также устанавливается опора ведущего колеса с автоматической
настройкой, что гарантирует стабильность нагрузки на колесо от
пружинного механизма. Благоприятно сказывается установка данного
элемента на отсутствии люфта при движении, понижения шумности и
вибрации, более длительной эксплуатации пластины износа.

Новые бульдозеры Komatsu D65EX-16 оборудуются гусеничной лентой
увеличенной длины, что дает повышенную устойчивость и способность
без труда преодолевать подъем по наклонной поверхности.

Преимуществом дисковых тормозов мокрого типа является отсутствие
потребности в настройке механизма. Кроме того, они обладают высокой
износостойкостью и длительным периодом безотказной работы.

Особенности и преимущества

Модель Komatsu D65EX-12 стала первооткрывателем данной серии
техники. На протяжении нескольких лет она усовершенствовалась и
сейчас выпускается модель Komatsu D65EX-18, самая последняя и
улучшенная разработка компании. В модельном ряду представлены
следующие машины: Komatsu D65EX-12, Komatsu D65EX-15, Komatsu
D65EX-16, Komatsu D65EX-18.

Бульдозер Komatsu D65EX-16

Основные особенности бульдозера Комацу D65EX:

  • для снижения потребления горючего разработчики
    запроектировали установку современной коробки переключения
    передач с повышенным КПД;
  • установка стандартного рабочего органа – отвала «Сигма», и
    автоматической КПП с муфтой блокировки гидравлического
    трансформатора дала возможность наделить машину высокими
    техническими характеристиками, увеличить эффективность работ и
    сократить расход топлива;
  • за счет уникальной формы отвала, запроектированной
    специально для производства земляных работ, многократно
    повысилась производительность. Дополнительно техника может
    оснащаться отвалом РАТ, который способен менять угол поворота и
    наклона;
  • рулевое управление бульдозером осуществляется легко за счет
    установки гидрообъемной системы;
  • современная система Komtrax, вентилятор для понижения
    температуры мотора с гидроприводом и возможностью реверса,
    комфортная и понятная система управления.

Технические характеристики: Komatsu D85ESS-2A бульдозер

ДвигательKomatsu S6D125E-2, 4-тактный, c водяным охлаждением и прямым впрыском; подача воздуха – турбокомпрессор; число цилиндров – 6; диаметр цилиндра х ход поршня – 125 x 150 мм; рабочий объем – 11.04 л; регулятор – всережимный, механический; 200 л.с.; номинальная частота вращения 1950 об/мин; тип привода вентилятора – механический; максимальный полезный крутящий момент -981 Нм при 1200 об/мин
Тип отвалаПрямой/полусферический/планировочный
Ширина отвала (мм)3640
Тип кабиныМеталлическая кабина
РыхлительТрехстоечный
Транспортная длина (мм)6835
Габаритная высота (мм)3160
Габаритная ширина без отвала (мм)2560
Давление на грунт (кг/куб.см)0.51
Опорная длина гусеницы (мм)2980
Система смазкиМетод подачи – шестеренчатый насос, принудительная смазка; фильтр – полнопоточный
Коробка передачTORQFLOW – трехэлементный, одноступенчатый, однофазный гидротрансформатор с водяным охлаждением и с планетарной коробкой передач, оснащенной многодисковыми муфтами с гидравлическим приводом и принудительной смазкой для оптимального рассеивания тепла; передачи переключаются джойстиком; рычаг блокировки переключения передач и защитный включатель нейтрали исключают случайный запуск двигателя и трогание машины
Бортовые редукторыДвухступенчатые бортовые редукторы с прямозубой и планетарной передачами максимально снижают передачу ударных воздействий на составные части силовой передачи; сегментирование зубчатого ведущего колеса облегчает замену сегментов с болтовым креплением в полевых условиях
Система рулевого управленияИзменение направлений движения машины осуществляется с помощью джойстика; маслоохлаждаемые многодисковые муфты рулевого механизма приводятся в зацепление и раскрепляются под действием давления гидравлической системы; тормоза рулевого механизма служат также рабочими и стояночными тормозами; минимальный радиус поворота – 3.4 м
Ходовая частьПодвеска – качающаяся с балансирным брусом и фронтальными поворотными шкворнями; рама гусеничной тележки – прочная несущая конструкция большого сечения; башмаки гусеничной ленты – смазываемые соединения гусениц; уникальные пылезащитные уплотнения, препятствующие проникновению абразивных частиц в зазоры между пальцами и втулками и увеличивающие срок их службы; удобная регулировка натяжения гусениц при помощи шприца для консистентной смазки; число поддерживающих катков (с каждой стороны) – 2; число опорных катков (с каждой стороны) -8; площадь опорной поверхности – 30 400 кв.см; давление на грунт – 50 кПа, 0.50 кгс/кв.см
Гидравлическая системаЧувствительная к нагрузкам система с закрытым центром, предназначенная для точного, быстрого и четкого управления одновременными операциями; тип насоса – шестеренчатый насос; производительность -180 л/мин; давление срабатывания разгрузочного клапана – 20.6 МПа, 210 кгс/кв.см; гидроцилиндры – двустороннего действия, поршневые; распределительные клапаны: золотниковый гидрораспределитель для полусферического отвала с перекосом и прямого отвала с регулируемым перекосом, положения: вертикальное перемещение отвала – подъем, удержание, опускание и плавающий режим; перекос отвала – вправо, удержание и влево; золотниковый гидрораспределитель для поворотного отвала, положения: вертикальное перемещение отвала – подъем, удержание, опускание и плавающий режим; дополнительный распределительный клапан для многозубого рыхлителя, положения – вертикальное перемещение рыхлителя – подъем, удержание и опускание

Модификации

Бульдозеры Каматцу нужны для решения задач в разнообразных климатических и рельефных условиях. Машины могут быть выполнены на колесном, гусечном ходу, еще есть болотоходные машины и бульдозеры-амфибии. Они могут работать в непростых условиях.

Впервые японская компания выпустила гусеничную машину в конце 40 годов 20 века.

В 21 веке это машины с диапазоном мощностей от 85 до 899 л. с. Есть модели самых габаритных бульдозеров от Каматцу, конкуренции по размеру нет во всем мире. Японцы обошли всех.

Вот модификации бульдозера: D275A-2, D275A-5.

Отличительная черта модели заключается в максимальной универсальности применения, в комфортабельности (речь идет о водителе). Плюс, экономичный и экологичный двигатель является важным моментом. Данные качества отчитают оригинальную машину от других модификаций.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий