АТ-Т Артиллерийский тягач тяжелый
Двигатель Кабина Технические характеристики
Гусеничный тягач АТ-Т серийно выпускался с середины 50-х до конца 70-х годов в г. Харькове на заводе имени Малышева. Тягач предназначался для перемещения громоздких, артиллерийских орудий и артиллерийского расчета в тентованном кузове.
Тягач оборудован лебёдкой с усилием 25 тонн, длина каната 100 метров, диаметр 28 мм. Конструкция лебёдки получилась надёжной, удобной в эксплуатации и без значительных изменений, получив новый каталожный номер, установлена в тягач МТ-Т «Эней», пришедший в 80-х годах на смену тяжёлому артиллерийскому тягачу АТ-Т. В 2000-х годах в московском аэропорту «Домодедово» такой лебёдкой с полиспастами вытаскивали выкатившиеся за пределы посадочной полосы самолёты весом до 100 тонн.
Дизельный, v-образный, двенадцатицилиндровый двигатель В-401, массой 895 кг., с необогреваемым картером имел для своего времени высокую габаритную мощность. Двигатель частично расположен под кабиной.
Кабина не оборудована защитой от пуль и осколков, имеет три пассажирских места. Сиденье механика водителя и пассажиров представляет собой конструкцию из подушек, обитых материалом, без регулировки положения. Сиденья легко снимаются для доступа через люк в моторный отсек и к ящикам с инструментом. При уличном хранении тягача АТТ двери кабины подвержены выходу из строя, в результате воздействия атмосферных осадков.
Привод гусеничных лент осуществляется за счёт двух ведущих колёс, расположенных спереди машины, приводимых в движение правой и левой бортовой передачей. Бортовая передача получает крутящий момент через планетарные механизмы поворотов от механической КПП, которая через главный фрикцион (дисковое сцепление) сопряжена с силовой установкой.
Гусеничная лента работает в условиях высоких динамических нагрузок и состоит из 75 траков с гребнем и 18 траков без гребня, изготовленных из имеющей высокую износостойкость стали ЛГ-13 или Г13ФЛ. Лента опирается на подвижную опору – 5 сдвоенных катков с обрезиненным бандажом диаметром 830 мм.
Двигатель А-401 (типа В-2) 415 лс. 1850 об/м 12ч-15/18
Пятиступенчатая коробка передач
Топливный насос НК-10 210 кг/см
Технические характеристики:
Число мест в кабине, с водителем в т.ч. | 4 |
Число мест в кузове с тентом | 16 |
Длина | 7,04 м |
Ширина | 3,15 м |
Высота | 3,17 м |
Масса в снаряженном состоянии без груза | 20 т |
Масса буксируемого прицепа, кг | 25 т |
Грузоподъемность тягача | 5 т |
Колея | 2640 мм |
Среднее удельное давление на грунт с грузом | 0,652 кг/см2 |
Ширина траков гусеницы (всего траков по 93) | 500 мм |
Запас хода по шоссе с прицепом | 1100 км |
Глубина преодолеваемого брода | 1,1 м |
Ширина преодолеваемого рва | 1,8 м |
Скорость АТ-Т по шоссе | 35,5 км/ч |
Максимальная скорость движения | 45 км/ч |
Скорость движения при буксировке | до 30 км/ч |
Запас хода | 600 км |
Расход дизельного топлива на 100км | 140 л |
Расход масла МТ-16п на 100 км | 4 л |
Минимальный дорожный просвет | 425 мм |
О главном конструкторе и предприятии-изготовителе
Вся жизнь Александра Морозова была связана с его родным предприятием. Он начал работать на Харьковском паровозостроительном заводе уже после 6-го класса школы, в 1919 году. В 1930 году он окончил Московский автотракторный институт имени Ломоносова, теперь ставший Московским государственным техническим университетом «Московским автомеханическим институтом». В конце 1930-х годов был в команде конструкторов, которые создали самый массовый серийный танк Великой Отечественной, наше «Оружие Победы» – Т-34.
Все военные годы он занимал пост главного конструктора Харьковского завода, эвакуированного в октябре 1941-го на Урал. С ноября 1951 года стал главным конструктором Харьковского КБ машиностроения, а в 1966-1976 гг. был его начальником. Под его руководством были разработаны танки Т-64 (в 1963-м), Т-64А (в 1966-м году).
С июня 1976 года Морозов стал консультантом Харьковского КБ машиностроения и членом Научно-технического Совета Министерства машиностроения СССР. Ушёл из жизни в 1979 году, в возрасте 74-х лет.
После войны Харьковский машиностроительный завод имени Малышева выпускал танки Т-44, Т-54, Т-55 до 14-ти разных модернизаций, Т-64, Т-80, Т-80У, Т-80УД. Причём рекорд производительности заводом был поставлен не в благополучные советские годы, а в роковой для СССР 1991-й год – 800 танков за год (тогда особенно много Т-80УД было продано на экспорт). Но после рекордного 1991 года завод никогда даже близко не приближался к подобным показателям.
В 1995 году на базе Т-80УД был разработан основной танк Украины Т-84 (модификации – Т-84БМ «Оплот» и Т-84-120 «Ятаган». Крупнейшими контрактами предприятия в истории независимой Украины стали продажа Пакистану 320 танков Т-80УД (заключен в 1996 году); Таиланду – 49 танков «Оплот» и 121 БТР-3Е1 (2011); в Ирак – 420 БТР-4 (2009).
В передней части тягача под кабиной продольно маховиком вперед установлен 12-цилиндровый дизель В-401 жидкостного охлаждения мощностью 305 кВт (415 л.с.) при 1600 мин–1, позволяющий идти по шоссе с полной нагрузкой с максимальной скоростью 35,5 км/ч.
Технические характеристики в цифрах
Проходимость у тягача АТ-Т на местности очень хорошая для машин такого типа. Он способен с полной нагрузкой преодолевать (на сухом твёрдом грунте) подъёмы крутизной в 30 градусов (с прицепом – в 25 градусов), рвы (канавы) шириной в 1,9 метра, препятствия высотой до 0,85 метра, броды (с твёрдым дном) глубиною до 1 метра и двигаться по косогору с креном в 25 градусов. Среднее удельное давление на грунт при этом составляет не более 0,065 МПа (0,65 кгс/см2).
Дорожный просвет у тягача равен 425 мм, и это позволяет ему передвигаться вслед за танковой колонной по разбитой грунтовой дороге с глубокой колеёй, и не садиться днищем на грунт. По данному показателю тягач даже превосходит средний танк Т-34, который всегда отличался хорошей профильной проходимостью (дорожный просвет у Т-34 составлял 400 мм).
Запас хода по дизтопливу у тягача АТ-Т значительный – 752 километра.
Массогабаритные у тягача сравнительно скромны: 25 тонн – полная масса и 6990 х 3140 х 2845 мм его габариты (по кабине). Они позволяют передвигаться по деревянным мостам в сельской местности, свободно вписываться в складки рельефа (маскируясь) и в габариты подвижного состава железных дорог 02-ВМ (ГОСТ 9238–83), не создавая проблем в случаях воинских перевозок.
Тягач АТ-Т оборудован лебёдкой с тяговым усилием на крюке 250 кН (25 тс) и рабочей длиной троса 10 метров. Диаметр троса составляет 28 мм. Она предназначается для вытаскивания и самовытаскивания самого тягача и застрявших машин меньшей либо сопоставимой с ним массы. Шестерёнчатый редуктор лебёдки двигает барабан с тросом. Тросоукладчик, тяговые ролики, разгружавшие её трос, уложенный на барабане, от усилия вытаскивания машины, защищающий от перегрузок механизм и тормоз, удерживающий вытаскиваемую машину на месте при внезапной остановке лебедки. Лебёдка размещена под настилом пола платформы и приводится в действие от трансмиссии тягача. Длина троса позволяет применять тягач для наведения пролётов разборных мостов на опоры.
- Количество мест в кабине – 4.
- Количество мест в кузове – 16.
- Масса прицепа – до 25 000 кг.
- Ширина колеи – 2640 мм.
- Среднее удельное давление на грунт (с грузом) – 0,652 кг/см².
- Ширина траков гусеницы – 500 мм.
- Запас хода (по шоссе) с прицепом – 1100 км.
- Глубина преодолеваемого брода – 1,1 м.
- Ширина преодолеваемого рва – 1,8 м.
- Наибольшая скорость по шоссе – 35,5 км/час.
- Расход дизтоплива на 100 км пути – 140 литров, масла – 4 литра.
На базе этого тяжёлого тягача были созданы многие инженерные спецмашины. К примеру, траншейная машина БТМ, путепрокладчик БАТ, котлованная машина МДК-2. Большинство из них, конечно, давно списаны, но некоторые и в XXI веке продолжают стоять на вооружении в инженерных войсках. То же самое можно сказать и про элемент радиолокационного комплекса П-40 – самоходную РЛС 1РЛ128Д и станцию обнаружения и целеуказания СОЦ 1C 12 для войскового самоходного ЗРК2К11 «Круг».
Но в целом, АТ-Т, конечно же, давно стал историей отечественного машиностроения. Антарктические «снежные корабли» «Харьковчанка-2», сделанные на его основе, в конце восьмидесятых собирались модернизировать. Но потом, в связи с «перестройкой», распадом СССР, всеобщим кризисом и хаосом, этот проект был закрыт. А «Харьковчанки», «Харьковчанки-2» и собственно АТ-Т в Антарктиде остались, и, судя по фотографиям 2018 года, некоторые из них по-прежнему на ходу – продолжают работать!
Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия
Армии и Солдаты. Военная энциклопедия /
Артиллерия
Артиллерия в период с 1946 по 1960 г.г.
Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т
«Советский тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т, характеристики и конструкция»
Характеристики тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т
Страна:
СССР
Тип:
Тяжелый артиллерийский тягач
Дата выпуска:
1950 г.
Длинна:
6,99 м
Ширина:
3,14 м
Высота:
2,85 м
Броня, лоб:
Нет
Броня, борт:
Нет
Броня, башня:
Нет
Экипаж:
1 человек (+3 места в кабине +18 мест в кузове)
Двигатель:
1х 12-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-401 мощностью 415 л. с.
Дальность хода:
750 км
Максимальная скорость:
36 км/час по шоссе, 18 км/час по пересеченной местности
Масса:
20 тонн, грузоподъемность 5 тонн + 25 тонн на буксире
Вооружение:
Нет
Разработка тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т
Советский тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т (артиллерийский тягач-тяжелый) создан уже после войны, в конце 1940-х годов в конструкторском бюро Харьковского машиностроительного завода им. Малышева. В отличие от более ранних армейских гусеничных тягачей типа Т-20 «Комсомолец», АТ-Т был более универсальным, хорошо пригодным как для перевозки грузов, так и для перевозки людей, и, конечно же, чрезвычайно мощным — буксируемый на прицепе вес мог превышать массу самого тягача.
Непроходимых дорог для АТ-Т не было — машину с большим энтузиазмом встретили не только военные, но также ученые, геологи и представители других профессий, которым по рабочей необходимости приходилось бывать в самых непролазных дебрях Сибири и регионах Арктики.
Чертеж тяжелого тягача АТ-Т
За счет хорошо освоенной промышленностью базы тягача (ходовая часть в основном повторяет шасси танка Т-54, кабина — расширенная кабина грузовиков ЗИС-150), его высокой ремонтопригодности и простоты обслуживания, АТ-Т находился в производстве с 1950 года по 1979 г.
За создание АТ-Т в 1948 году группа конструкторов ХМЗ была награждена Сталинской премией.
Конструкция тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т
Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т имеет классическую компоновку — кабина капотного типа, грузовая платформа за ней, гусеничный движитель и переднее расположение мотора.
Кабина заимствована у грузового автомобиля ЗИС-150 и расширена на одно дополнительное место. Водителю тягача положен танковый шлемофон, поскольку шумоизоляция кабины конструкцией не предусмотрена. Под капотом кабины расположен 12-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-401, мощностью 415 л.с.
Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т
Ходовая часть тягача АТ-Т разработана на базе танка Т-54, она имеет независимую торсионную подвеску с пятью большими сдвоенными опорными катками по каждому борту.
Грузовая платформа накрывается брезентовым тентом, имеет задний откидной борт. Площадь пола платформы составляет 10,5 кв.м. Под платформой смонтирована тяговая лебедка с усилием на крюке 25 тс (предусмотрены перегрузочный механизм и тормоз) и длиной троса 100 м.
«Харьковчанка-2» — антарктический вездеход на базе тяжелого тягача АТ-Т, с удлиненным на 2 катка шасси
История создания
В начале 1944 года на Харьковском комбинате создали новый артиллерийский тягач АТ-45 на основе Т-34, с максимальной унификацией по основным узлам и агрегатам. Масса техники составила 19 тонн. При этом с грузом в шесть тысяч килограмм он способен был буксировать систему массой до 22 т. Дефорсированный танковый силовой агрегат мощностью 350 лошадиных сил разгонялся до 35 км/ч, запас хода – 720 км. Машина без проблем преодолевала подъем в 30 градусов, брод до полутора метров. Удельная нагрузка на почву составила 0,68 кг/кв. см, тяговое усилие лебедки – около 27 тонн.
К лету 44-го на заводе транспортного строения в Харькове (ХЗТМ) построили шесть или восемь (данные разнятся) опытных экземпляров АТ-45. Два из них были направлены на фронт для испытаний в реальных условиях, остальные на полигон ГБТК КА, который находился в подмосковной Кубинке. Уже в августе того же года работы по этой машине были прекращены, по причине трудностей в освоении танковой новинки Т-44. Одновременно разработку двух серьезных машин производство, восстанавливаемое после эвакуации, осилить не могло. Кроме того, база от Т-34 устарела и подлежала снятию с выпуска.
После выхода государственной программы по созданию и обновлению вооружения, ХЗТМ в 1946 году начал работать над созданием нового советского артиллерийского тягача на базе танка Т-54. К технике предъявлялся ряд требований:
- Транспортировка на буксире систем и прицепов весом до 25 тонн (гаубицы и пушки большого калибра, орудия особо большой мощности).
- Скорость при этом должна составлять не менее 35 км/ч, независимо от окружающих условий.
- Показатель грузоподъемности механизма – не менее 5 т.
- Оснащение лебедкой с тяговым усилием не менее 25 т.
- На шасси предусмотрены крепления для монтажа землеройного, технологического и спецоборудования с соответствующим приводом.
Для повышения надежности и подвижности основы она оснащалась синхронизированной коробкой перемены передач, двухпозиционными режимными механизмами поворота, торсионными деталями подвески, цевочной агрегацией на основных звездочках, комфортной кабиной из металла.
Об истории создания и производства данной модели
Тяжёлый артиллерийский тягач АТ-Т был спроектирован и разработан в конце 1940-х на Харьковском машиностроительном заводе имени Вячеслава Малышева. Эту работу возглавлял известный советский инженер-конструктор, который участвовал в создании легендарных Т-34 – Александр Александрович Морозов.
Завод имени Малышева (до 1957-го года он назывался Заводом имени Коминтерна) в послевоенные годы с выпуска паровозов переключился на производство тепловозов, танков и гусеничных тракторов, а также дизельных двигателей широкого применения.
В связи с постановкой на вооружение Советской Армии новейших артиллерийских и ракетных систем, возникла необходимость в тяжёлых тягачах для их транспортировки, а также перевозки боезапаса для них. За основу конструкторам сразу было предложено взять новый, но уже хорошо испытанный средний танк Т-54.
Главное автобронетанковое управление Министерства обороны СССР ориентировало Морозова и его команду на выполнение следующих требований:
- Тягач должен буксировать артиллерийские и ракетные системы и прицепы массой до 25 тонн: 203-мм гаубицу Б-4, 130-мм зенитную пушку КС-30, прочие орудия повышенной мощности, ракетные комплексы 8К63;
- Он должен быть в силах передвигаться с полной нагрузкой со скоростью 35 километров в час;
- Тягач должен успешно работать в любой климатической зоне Советского Союза;
- Грузоподъёмность его грузовой платформы должна быть не менее 5-ти тонн;
- Должна иметься лебёдка с тяговым усилием не ниже 25-ти тонн;
- Шасси тягача должно обладать возможностью монтировать на нём всевозможное спецоборудование для различных родов войск и спецвойск Советской Армии, с беспроблемным обеспечением привода его в действие;
- Тягач должен быть применим не только в военной, но и в гражданских отраслях.
Разумеется, все эти требования были выполнены, и уже в конце 1947 года на Харьковском машиностроительном заводе были выпущены первые опытные образцы нового тяжёлого артиллерийского тягача.
Для их испытания был совершён пробный пробег по маршруту Харьков – Москва (Кубинка). Во время данного пробега «изделие-401» зарекомендовало себя с хорошей стороны – как тягач достаточно мощный, выносливый, маневренный, работоспособный, с превосходными тяговыми свойствами; удобный в эксплуатации и простой для полевого ремонта.
После сравнительных испытаний и сведения комплекса показателей в одну таблицу АТ-Т оказался наиболее прогрессивным среди всех прочих моделей тяжёлых артиллерийских тягачей 1-го послевоенного поколения. Создателей «изделия-401» в 1948-м году отметили Сталинской премией.
С 1950 года стартовало массовое серийное производство данных тяжёлых тягачей. А в конце 1958 года их ждало особенно суровое испытание: в составе 4-й Советской антарктической экспедиции тягачи были доставлены в Антарктиду. 10 января 1959 года колонна гусеничных вездеходов вышла из Мирного и приступила к регулярной работе в условиях Антарктиды.
26 декабря 1959 года караван из тягача АТ-Т и двух «Харьковчанок» (полярная спецмашина, сделанная на его основе) достиг крайней оконечности земного шара – Южного полюса. В №3 популярного журнала «Техника – молодёжи» за 1959 год эти тягачи были помещены на обложку, с подписью «Снежные корабли».
Это был первый послевоенный быстроходный тяжелый гусеничный тягач, предназначенный для буксировки прицепов (артиллерийских систем) массой до 25 000 кг, нашедший широкое применение в советских Вооруженных Силах. Тягач АТ-Т и сегодня продолжает нести службу в частях Российской армии, помогает жить и работать геологам, газовикам и нефтяникам Сибири и Крайнего Севера.
Дополнительное оснащение
Конструкция тяговой лебедки артиллерийского тягача уникальна по своей конструкции, выдерживает до 25 тонн груза, оснащается тросом, длина которого равняется 100 метрам. Элемент расположен под платформой в заднем отсеке рамы, дает возможность без участия водителя принудительным образом выдавать трос назад с подтяжкой его через кинематические агрегирующие ролики и барабан.
В конструкцию привода лебедки входят:
- Двухпозиционный редуктор.
- Разъединительная фрикционная муфта.
- Автоматический электромагнитный тормоз.
- Приспособление для отключения лебедки при критических нагрузках.
- Поворотный выдающий механизм, монтируемый на корме рамы.
Упругий тягово-сцепной узел тяжелого артиллерийского тягача поворачивается в горизонтальной плоскости, выдвигается назад, обеспечивая соединение с любой артсистемой. Буксирование танков осуществляется при помощи сцепной серьги.
Машина оборудуется бортовым пневматическим приводом тормозов тягача, прицепа и вспомогательных механизмов. Пять резервуаров для топлива общей вместимостью свыше 1400 литров обеспечивали суточный беспрерывный пробег в полностью нагруженном состоянии.
Береговая артиллерия России
Береговые войска в Российской Федерации как род самостоятельных сил ВМФ сформирован в 1989 году. Основу его огневой мощи составляют мобильные ракетно-артиллерийские комплексы:
- «Редут» (ракетный).
- 4К51 «Рубеж» (ракетный).
- 3К55 «Бастион» (ракетный).
- 3К60 «Бал» (ракетный).
- А-222 «Берег» (артиллерийский 130-мм).
Эти комплексы поистине уникальны и представляют реальную угрозу любому флоту противника. Новейший «Бастион» в боевом дежурстве с 2010 года, оснащен гиперзвуковыми ракетами Оникс/Яхонт. Во время крымских событий несколько «Бастионов», демонстративно размещенных на полуострове, сорвали планы «демонстрации силы» со стороны флота НАТО.
Новейшая артиллерия России береговой обороны А-222 «Берег» эффективно работает и по малоразмерным скоростным судам, перемещающимся со скоростью 100 узлов (180 км/час), и средним надводным кораблям (в пределах 23 км от комплекса), и наземным целям.
Поддержать мощные комплексы всегда готова тяжелая артиллерия в составе Береговых войск: САУ «Гиацинт-С», пушка-гаубица «Гиацинт-Б», пушка-гаубица «Мста-Б», гаубицы Д-20 и Д-30, РСЗО.
Прокатиться по столу
Отдельно пару слов следует сказать про «катабельность» модели – в отличие от своих предшественников ГАЗ-71 и ГАЗ-47, модель АТ-Т запросто можно катать по столу – катки крутятся, гусеницы подвижные
Коллекционеры ведь, как дети, невзирая на возраст, им важно поиграть с моделью
Модель также получила проработку салона кабины
Толком ничего не видно и поэтому сложно сказать, насколько это соответствует прототипу, но всё равно приятно, что производитель заострил на этом внимание
К сожалению, бо’льшая часть мелочей (крепления тента, ручки люков, замки капота и прочее) была имитирована на крупных деталях – так отлить и собрать быстрее, проще и дешевле. Но, например, тот же люк в крыше кабины имело смысл выполнить отдельной деталью – он выглядел бы как настоящий. Сейчас же из-за вынужденных скруглений для выемки детали из формы и последующего слоя краски он выглядит несколько замыленно.
Как уже было сказано, модель, безусловно, удалась, несмотря на мелкие недочёты. Будем надеяться, что однажды последуют и другие варианты машин на базе АТ-Т, включая пожарные. Кстати, производитель анонсировал модель тягача АТС-59Г. А там, может быть, даже получим Т-54 в масштабе 1:43 – шасси-то, можно сказать, готово!
Подвеска и ходовая часть
Гусеничный движитель тяжёлого тягача АТ-Т пятикатковый, по каждому борту. Он состоит из мелкозвенчатой гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, пяти сдвоенных опорных катков значительного диаметра – 830 мм, с наружной амортизацией, сделанной в виде резиновых бандажей, направляющего колеса заднего расположения с кривошипным механизмом натяжения гусениц и ведущего колеса переднего расположения со съёмными зубчатыми венцами.
В составе гусеничной цепи – 93 трака с направляющими гребнями шириной 500 мм, с развитыми грунтозацепами, что даёт возможность крепить к ним грунтозацепы дополнительные (шпоры) для передвижения по глубокому снегу, по грязям и пескам. Траки сделаны из износостойкой стали ЛГ-13 и хорошо сопротивляются истираниям. Пальцы и соединяющие траки фиксируются головкой и на концах – расклёпкой. Ресурс гусеничной цепи составляет приблизительно 6 тысяч километров.
Подвеска тягача – независимая торсионная; расположение торсионных валов над днищем корпуса – поперечное. Амортизаторы на передних и задних узлах подвески не устанавливались. Подвеской тягачу обеспечивается возможность передвижения по грунтовым дорогам и по шоссе с заданной максимальной скоростью в 20 и 35 км/час. соответственно.
ГТМ-1,4
Вездеход
более высокого класса грузоподъемности (по сравнению с ГТМ-0.8). Двигатель Kubota 3800Т с мощностью 99 лошадиных сил обеспечивает высокую скорость вездехода – до 40 км/ч. и маневренность
Небольшая масса (4,1 — 4,7 тонны в зависимости от модификации) и широкая гусеница (600 или 800мм) обеспечивают малое удельное давление на грунт – не более 0,115-0,15 кг/см² с грузом в зависимости от ширины гусеницы. Это позволяет уверенно передвигаться на болотах всех видов и глубокому снегу, а так же маневрировать в лесу между деревьями.
Благодаря небольшому удельному давлению машина при передвижении практически не повреждает подлесок. Ширина вездехода с 600-миллиметровой гусеницей не превышает 2,44 метра, что позволяет перевозить машину на дальние расстояния в кузове типа Камаз.
В линейке вездеходов АО «Геомаш» имеются различные модификации данной модели, адаптированные для решения различных задач:
- ГТМ-1.4 – базовая модель, в т.ч. и с 2-х рядной кабиной, которые могут быть переоборудованы для перевозки грузов или пассажиров силами клиента;
- ГТМ-1.4Э – оснащена экскаваторным оборудованием для производства земляных работ;
- ГТМ-1.4Р применяется в ходе работ по рекультивации территорий, загрязненных нефтепродуктами;
- Мобильная буровая установка МБУ-320-00 также монтируется на базе данной модели и применяется для геологоразведочных работ.
- ГТМ-1.4К — пассажирский вариант
Гусеничный тягач на базе бронетранспортера МТ-ЛБ. У машины переделаны лодка и силовая установка. Машина получила комфортабельную кабину. За счет новых решений удалось снизить вес машины и поднять грузоподъемность до 4 тонн. В пассажирском варианте в кунге можно перевозить до 11 человек
Кроме того, грузопассажирский салон оснащен эффективной системой отопления, что немаловажно в трудных климатических условиях Крайнего Севера
Отдельного внимания заслуживает установка коробки отбора мощности на 240-сильный силовой агрегат ЯМЗ-238В данная конструкция позволяет устанавливать на машину различное оборудование с приводом от маршевого двигателя, с мощностью привода 200л.с.. Сочетание мощного двигателя и сравнительно легкой конструкции обеспечивает высокую маневренность вездехода.
Использование надежных агрегатов, доставшихся по наследству от «родительской» машины обеспечивает долговечность и эффективность использования ГТМ-4,0.
На базе данной модели изготавливается также транспортер для перевозки взрывоопасных материалов ПВМ-100.