Дизельное топливо Евро 5: технические характеристики

Разница стоимости марок дизтоплива

Арктическое дизтопливо, в сравнении с летним, стоит на 20% больше, и на 30% выше в сравнении с зимним ДТ. Использовать летнее горючее при температуре ниже допустимой нельзя. Состав дизельного топлива моментально парафинизируется и загустевает, топливный насос ДВС просто не будет работать, а иногда и просто может выйти из строя, после чего потребуется недешевый ремонт. Однако ДТЗ, ДТА летом допускается кратковременно использовать, при условии, если на данный момент нет летнего варианта горючего. При плюсовых температурах зимние марки ДТ негативно влияют на мотор: появляется детонация, снижается мощность, увеличивается токсичность выхлопных газов.

Отличия в стоимости различных типов ДТ объясняется также затратами на их выработку, наличием пакетов добавок и моторных присадок, которые необходимы для улучшения характеристик ДТ по сезонам. Каждая определенная присадка может повысить цетановое число, понизить температурный порог застывания, умерить токсичность, увеличить смазывающие свойства и ресурс элементов топливного насоса и ДВС в целом.

Состав и плотность

Летнее дизтопливо (ДТЛ), согласно ГОСТу, предназначается для применения при температуре внешней среды выше 0° Цельсия, так как ниже этой отметки летний дизель начинает густеть, а при t° -10 — застывать. Зимний дизель (ДТЗ) рассчитан на применение в холодный период или в северных регионах до нижнего температурного предела – 20-30°С в зависимости от добавок. Арктическое горючее (ДТА) сохраняет свои свойства даже при температуре -55°С.

Основные составляющие сырья для производства дизтоплива включают сероводороды, щелочь, кислоты, воду и прочие примеси в меньшем процентном соотношении. Этих включений не должно быть в готовом продукте, так как они не позволяют использовать его в ДВС безопасно. Каждый из этих компонентов по-своему влияет на узлы и различные части, из которых состоит мотор, вызывает коррозию и изменение физико-химических свойств стали, чугуна, меди, алюминия, резины, пластика.

Свойства дизельного топлива отличаются также и по содержанию в их составе серы (количество единиц на определенный объем). В ДТЛ этот показатель составляет 0,2% на 1 л, в ДТЗ — 0,5%, в ДТА — 0,4%. Благодаря включениям серы в составе дизельного горючего, улучшается его смазывающее свойство, однако слишком большая сернистость является причиной повышенной токсичности отработанных выхлопов. На нефтеперегонных заводах процент включения серы снижают до указанных выше значений, получая, таким образом, основу для дальнейшего производства определенных марок ДТ.

Все марки топлива имеют отличия по плотности в килограммах на кубический метр (или в граммах на куб. см) с коэффициентом от 0,76 до 0,9. Чем выше температура окружающей среды, тем больший объем приобретает любая жидкость, но если говорить о нефтепродуктах в сравнении с водой, то этот показатель расширения объема выше на 15-25%. Но увеличенный объем не означает повышение массы, она остается неизменной при любых температурах.

В процессе перегонки нефти, фракции дизеля нагревают до высоких температур: ДТЛ — до 345°С; ДТА — не выше 335°С. Чем больше нагрев, тем выше будет плотность дизеля на выходе, а следовательно и предел температуры замерзания готового продукта.

Стандарты экологичности

Евро 3

Несмотря на инновационность разработки, этот стандарт ДТ уже устарел, он был актуальным в странах Европейского Союза до 2006 года. С того времени третий стандарт постепенно был вытеснен с производства. Международные организации ввели и утвердили новые требования, из-за которых стандарт Евро 3 перестал удовлетворять усовершенствованным нормам.

Евро 4

Этот стандарт постепенно приходил на смену Euro 3, начиная с 2005 года. Все ввозимые транспортные средства на территорию России с 2013 г. должны соответствовать этому стандарту, исключение — автомобили до 2012 г. выпуска, для которых еще допустимы требования стандарта Евро 3

Здесь следует акцентировать внимание автовладельцев на том, что в ближайшем времени международное сообщество намерено совсем запретить эксплуатацию ТС с двигателями стандарта экологичности ниже Евро 4

Евро 5

Этот стандарт введен с 2009 г. Он обязателен для всех транспортных средств, выпускаемых мировой промышленностью с 2010 года. В Российской Федерации этот стандарт также введен в действие, как в отечественном автомобилестроении, так и для ввозимого автотранспорта из-за границы.

Евро 6

Новый стандарт Евро 6 был введен в странах ЕС осенью 2015 г. Он подразумевает доработку под него ДВС с новой схемой рециркуляции выхлопов EGR, системой селекции газов SCR, сажевых фильтров. Благодаря применению катализаторов и дополнительных химических присадок в обновленных двигателях эффективнее нейтрализуются вредные выбросы, в выхлопе присутствуют только вода и безвредные газы.

В РФ этот стандарт пока не действует, ввиду необходимости перестройки производств автопрома и НПЗ. Однако сейчас действуют нормы Евро 5.

Содержание вредных веществ в экологических классах

Что ждать от дизельного топлива по стандартам Евро 5?

В России введение экологического моторного горючего класса Euro V отложено до лета 2016 года. Однако же Москва переходит на современные стандарты уже с 1 января. Основная причина нововведения – чрезмерная загрязненность воздуха, особенно в условиях мегаполиса. Лидирующие позиции в производстве нового горючего занимают концерны Лукойл и ТНК.

Современное дизельное топливо зимнее и его технические характеристики напрямую связаны с низкотемпературными свойствами солярки, а именно:

  1. Температурой помутнения.
  2. Номинальной температурой фильтруемости.
  3. Температурой застывания.

Одним из базовых требований нового регламента – это снижение содержания серы в составе горючего до 8-10 мг на 1 кг веса. Такие нормативы в 10-15 раз ниже аналогичных показателей в остальных видах дизтоплива. Этот фактор скептики преподносили как негативный, аргументируя тем, что двигатель лишится своеобразной смазки на основе серных соединений.

Однако специалисты напоминают о наличии в новом горючем комплекса присадок, поддерживающих отличную смазывающую способность. Более того, экологическое зимнее дизельное топливо Евро 5 при сгорании не образует серную и сернистую кислоты. Это благотворно сказывается не только на природе, но и продлевает срок службы силового агрегата. Определенная часть экспертов уверяет, что необходимость установки дополнительного оборудования в виде сепаратора с подогревом отпадает по причине низкого порога застывания.

Авторитетные исследования показали, что повышение доли серы в объеме ДТ до 1% отрицательно влияет на состояние цилиндро-поршневой группы, а именно – двигатель выйдет из строя в два раза быстрее. В соответствии с принятыми стандартами, горючее нового поколения демонстрирует улучшенные параметры эксплуатационного характера:

  • снижение интенсивности коррозионных процессов компонентов топливной системы;
  • уменьшение нагрузки на систему нейтрализации отработанных газов;
  • повышение отбора мощности с единицы объема силовой установки;
  • в форсированных режимах улучшается приемистость мотора;
  • уменьшение дымности выхлопных газов;
  • снижение расхода горючего.

Особенности дизельного топлива евро 5

Как уже уточнялось, для эффективной работы дизеля, нужно тщательно выбирать только качественное горючее. Рассмотрим основные характеристики и особенности высококачественного дизельного материала евро 5.

Стандарт Евро 5 подходит для использования во всех современных дизельных транспортных средствах, как грузового, так и легкового типа. Производство автомобиля (отечественное или зарубежное) не имеет значения. Помимо этого, дизельное топливо способно обеспечить хорошую работу дизелей, которыми обладает автотракторная техника старых моделей.

Основные отличительные характеристики горючего евро 5 от отечественных материалов:

  • по российским стандартам массовая доля серы, которая может содержаться в смеси, может составлять до 0.05 процентов, в то время, как по европейским стандартам этот показатель равен 0.001, чему соответствует стандарт евро 5;
  • цетановое число дизельного топлива равняется 51 единице, в отличие от отечественных производителей (45);
  • оптимальные показатели вязкости;
  • нормальная подача и качественное распыление в камере;
  • оптимальные показатели плотности по Евростандарту. что обеспечивает хорошую воспламеняемость, а также высокую мощность и экономичность работы двигательной системы.

Указанный вид дизельного топлива обладает особыми показателями, характеризующими его экологическую безопасность. В своем составе оно имеет пониженное содержание углеводородов и серы, благодаря чему значительно уменьшается выброс элементов сгорания в окружающую среду.

Преимущества, которыми обеспечиваются двигатели, работающие на топливе евро 5:

  • уменьшение посторонних шумов и вибрации в двигательной системе автомобиля;
  • предотвращение его коррозийных процессов;
  • облегчение запуска мотора;
  • снижение удельного расхода горючего;
  • оптимизация процессов сгорания;
  • предотвращение преждевременного износа деталей оборудования;
  • увеличение срока эксплуатации системы, которая нейтрализует отработанные газы.

Сегодня приобретение автомобилей с дизельными двигателями приобретает особую популярность среди населения. Они обеспечивают более высокие показатели экономичности, безопасности и имеют много других положительных качеств

Очень важно выбирать для таких двигателей качественное дизельное топливо европейских стандартов, что обеспечит высокую эффективность работы и поможет избежать серьезных поломок и дорогостоящих ремонтов

Был ли в СССР дизель?

Тогда дизельное топливо считалось чем-то промышленным, не предназначенным для автовладельцев. АЗС не продавали дизтопливо частникам, но большой беды в этом не было, поскольку такие легковушки отсутствовали как класс. Но исключения-таки были. За рубежом появились отдельные Волги и Москвичи с дизелями Perkins, Rover и Indenor-Peugeot, которые импортеры устанавливали самостоятельно. С 1968 года на ГАЗ-21, а затем и на ГАЗ-24 устанавливали Indenor мощностью 68 л.с. Небольшое количество дизельных автомобилей ГАЗ-24 разными путями попадало в СССР, где они вызывали ажиотаж. Вопросов, где раздобыть дизтопливо, почему-то не возникало…

Дизельное топливо Евро-5: описание, особенности, преимущества

15.10.2019 12:26

Дизельное топливо Евро-5 завоевывает все большую популярность. Плюсов у него масса. Поэтому автолюбители с удовольствием используют его для своих машин.

Рассмотрим подробнее, в чем особенности данного вида топлива.

Характеристики Евро-5

Европейское дизельное топливо по многие показателям лучше отечественного. И вот почему.

Стандарты качества европейского топлива определяют, что оно должно содержать серы меньше в 5 раз. Отсюда уменьшение токсичности выхлопных газов.

Такое топливо менее ядовито и более безопасно для атмосферы.

Также дизель Евро-5 бережно относится к автомобилю, и аккуратно будет работать даже на старом авто на плохом бензине.

Еще один плюс – затраты горючего уменьшаются.

Дизельное топливо от «ГазПетролеум»

Компания «ГазПетролеум» занимается продажей топлива. Доставка дизеля Москва и область – наша работа.

Мы предлагаем качественное топливо по разумным ценам. Стоимость дизельного топлива в Москве с доставкой у нас недорогая.

На данном рынке мы уже достаточно давно, поэтому завоевали необходимый авторитет и репутацию надежного партнера.

Дизельное топливо получают путем перегонки нефти. Оно обладает отличными смазочными свойствами. Используется в качестве топлива для различных двигателей (легковых авто, железнодорожного, водного транспорта, сельхозтехники), а также промышленности. Например, для обработки кож, металлов, как горючее для котельных. Находит применение в отопительных системах.

Так что если вам понадобилось топливо для личного пользования, заправочных станций или автопарка, можете сделать заказ у нас. Мы работаем оперативно.

На что обратить внимание при выборе дизеля

При покупке Евро-5 обратите внимание:

  • цетановое число, показывающее, насколько легко воспламеняется сера, должно быть от 40 до 55 единиц;
  • вязкость, которая определяет оптимальный расход горючего,
  • сера не должна превышать 1,5 %.

Изучите и внешний вид топлива. Мутное, с зеленоватым оттенком только испортит двигатель. Также не стоит покупать сырье, разлитое в канистры. Вряд ли оно окажется качественным.

Обязательно у комапнии-поставщика должны быть необходимые документы.

И самое главное – держите в чистоте тару для топлива, а также крышки резервуаров.

Почему выгодно покупать Евро-5 у нас

У поставщиков, которые занимаются и продажей, и доставкой сырья, делать покупки гораздо выгоднее. «ГазПетролеум» – именно такая компания.

Не стоит доверять частникам, так как за качество топлива ответственности никто не несет. У нас же есть необходимая документация, а в лабораториях оно проходит тщательный анализ.

Кроме того, наши консультанты будут рады ответить на все ваши вопросы. Они внимательно и оперативно сформируют ваш заказ, помогут произвести необходимые расчеты.

Теперь купить дизельное топливо Москва у нас стало еще выгоднее! Мы бесплатно предоставляем тару и емкости под топливо, объемом от 4 до 24м 3 .

Мы предлагаем емкости на выгодных условиях.

Возможна срочная доставка.

Стоимость дизтоплива в Москве

  • Качественное дизтопливо.
  • Доставка в Москве и области.
  • Низкая стоимость.

Все это то, что мы готовы предоставить своим клиентам.

Цена дизтоплива в Москве и области у нас приемлемая. Купив сырье в «ГазПетролеум», не нужно будет беспокоиться об аренде машины, транспорта и таре. Достаточно лишь позвонить нам по телефону, указанному на сайте gazpetrol.ru и оставить заявку. Обо всем остальном позаботимся мы.

Благодаря недорогим ценам и качественному обслуживанию, можно купить дизтопливо как крупным фирмам, так и небольшим. Мы будем рады сотрудничеству со всеми!

«ГазПетролеум» – всегда выгодные предложения!

Технология производства дизельного топлива

Дизтопливо – это вязкая жидкость цвета, который зависит от количества смол в составе. Оттенок может быть от желтого до светло-коричневого. Горючее получают путем перегонки нефти. Сырье нагревают до нужной температуры, и из него выкипают определенные фракции, не только дизельные.

Газойлевые и керосиновые фракции – то, из чего преимущественно состоит дизельное топливо. Для них характерны высокие температуры кипения – 180-360 °C. Для каждой марки дизтоплива установлены температурные значения выкипания:

  • 50% перегоняется при температуре не выше 280 °C для летней, межсезонной и зимней марки, не выше 255 °C – для арктической;
  • 95% по объему перегоняется при температуре не выше 360 °C для всех марок дизтоплива.

Указанные температуры характеризуют фракционный состав дизельного топлива, установленный п. 5.2 ГОСТ 305-2013. Фракции определяют в соответствии с ГОСТ ISO 3405-2013. Не допускается, чтобы температуре перегонки была ниже 200 °C и выше 360 °C

Знать фракционный состав важно, поскольку это помогает определить, насколько качественно будет сгорать топливо, какой будет токсичность отработанных газов и степень дымности

Установка для производства дизельного топлива

Если говорить о том, как получается дизельное топливо, то можно выделить следующие основные этапы:

  • В ректификационных колоннах нефть делят на несколько фракций: бензиновую, керосиновую, дизельную и мазут. Колонны представляют собой аппараты для разделения жидких смесей, компоненты которых кипят при разной температуре.
  • Дизельную фракцию подвергают вторичной переработке, чтобы добиться нужного химического состава и структуры углеводородов. С помощью каталитического (высокотемпературного) или гидрокрекинга горючее очищают от избытка серы.
  • Прямогонные фракции совмещают с теми, что прошли гидроочистку, что позволяет соблюсти требования ГОСТа. В дизельное топливо высокого класса дополнительно вводят депрессорные и антидымные присадки.

Как работают ректификационные колонны

Здесь нужно сказать, что такое гидродизельное топливо. Оно представляет собой гомогенизированную (однородную) водотопливную эмульсию (ВТЭ), применение которой помогает уменьшить выбросы в атмосферу вредных веществ NO и CO и повысить коэффициент сжигания топлива.

Основные характеристики

Цетановое число (главный параметр дизельного топлива) характеризует воспламеняемость топлива. Оно определяет период задержки горения рабочей смеси, то есть время, которое проходит между впрыском топлива в цилиндр и началом его горения. Чем меньше этот промежуток времени, тем цетановое число выше, и длительность прогрева двигателя меньше. Правда, при этом увеличивается дымность выхлопа, которая становится критичной при цетановом числе выше 55.

Для процессов нагнетания и впрыска топлива важна его вязкость, от которой зависят и смазывающие характеристики

От плотности дизельного топлива зависит его эффективность и экономичность, потому что чем выше плотность, тем больше при сгорании вырабатывается энергии.

Важной характеристикой является количество серы, которую содержит дизельное топливо. Это сернистые соединения, которые снижают коррозионную стойкость топливной системы

О качестве дизельного топлива говорит и предельная температура фильтруемости, то есть такая температура, при которой дизтопливо густеет настолько, что уже не проходит совсем или очень медленно проходит через фильтр с определенными размерами.

Она ниже температуры помутнения, то есть температуры, при которой парафин, который содержится в топливе, начинает кристаллизоваться.

Бензин: отличие евро 4 от евро 5

Учитывая отличия Евро-4 от Евро-5 для бензина, при наличии выбора предпочтительнее пользоваться топливом Евро-5, поскольку сера в нём содержится в меньшем объёме по сравнению с Евро-4. Применение горючего Евро-5 не ухудшает состояние авто, даже старого и работающего на бензине с низким октановым числом.

Чем выше класс топлива
по стандарту Евро, тем более чистый оно имеет состав

Это очень важно для
обеспечения качества и непрерывности функционирования мотора. Горючее, имеющее
низкую концентрацию серы, позволяет продлить жизнь магистралям, свечам,
форсункам, благодаря чему существенно снижается количество образующегося внутри
камер сгорания нагара

Бензин класса Евро-5 является более благоприятным для лямбда-зондов, а также для выхлопных катализаторов. Улучшаются показатели разгона авто и его динамические характеристики, уменьшаются затраты горючего.

Отличие составов бензинового топлива Евро-4 и Евро-5

Инструкции к самым
современным авто должны содержать указание на октановое число применяемого
горючего, а также классификацию его на основе стандартов Евро. При указании
бензина Евро-5 нежелательно использование горючего, относящегося к более
низкому классу.

Основа химического
состава данных категорий топлива одна и та же. Такое горючее является
углеводородным, сырьём для него выступает нефть. Распространено заблуждение,
что более высокое октановое число топлива указывает на его большую чистоту.

Однако октановое число
показывает только детонационную устойчивость, но никак не чистоту. А стандарты
Евро определяют уровень очищенности горючего, наличие в его составе веществ,
вредных для природы, к примеру, бензин с числом 92 бывает класса Евро-5, а
бензин 95 может относиться и к классу Евро-4.

Коротко об истории распространения стандарта Евро-5 в России

То, что наше отечественное дизтопливо и солярка, произведённая в Европе – как говорят в Одессе, «две большие разницы», стало очевидным в 90-х годах ХХ века. Это было десятилетие небывалого бума покупок в Европе б/у-шных автомобилей и другой техники. Тогда выяснилось, что купленная в европейских странах техника с дизельными моторами очень неохотно «кушает» российскую солярку, а вскоре и вовсе начинает требовать ремонта.

То, что солярка «бывает разная», заметно ещё до её отправки в лабораторию.

Расхожая «страшилка»: отечественное дизтопливо – это горючее для тракторов, и заправлять им автомобиль нельзя, хоть и не соответствует действительности, но всё-таки появилась не на ровном месте.

На самом деле, в Советском Союзе производство дизельного топлива регламентировалось нормами ГОСТ 305-82, а вся солярка делилась на три марки:

  • Летняя: для использования при температурах выше 0 градусов. В цифровом обозначении имела содержание серы и температуру вспышки: Л-0,2-40.
  • Зимняя: применялась при температурах до 20 градусов мороза. В цифровом обозначении имела количество серы и температуру застывания, а именно: З-0,05 (-25).
  • Арктическая: для использования в районах Крайнего Севера. Её цифровое обозначение также несёт следующую смысловую нагрузку: содержание серы и температура застывания: А-0,05 (-50).

Бренд Евро-5: топливо чистое, как слеза

В настоящее время данный ГОСТ, естественно, уже не используется, хотя названные цифровые обозначения нередко ещё можно встретить в употреблении. Прочно вошедший и в наш обиход европейский стандарт дизтоплива существует с 1993-го года. Тогда, в существующем ещё всего один год, Евросоюзе был введён EN 590, или Евро-1. Который, спустя четыре его модификации, трансформировался в тот самый Евро-5 (иначе: ЕN 590/2009).

Биодизель

Этот вид дизельного продукта заслуживает особого внимания. Это инновационная разработка европейских инженеров. Технология производства биологического дизтоплива подразумевает использование и переработку растительных масел. Главное отличие биодизеля от обычных марок ДТ — экологичность. Полный распад его продуктов сгорания без вредных последствий в природной среде происходит уже через 30 суток после попадании в почву, воду или атмосферу.

Получение биодизеля

В борьбе за экологию сейчас вынуждены выступать правительства индустриально развитых стран и специально созданные по этому вопросу международные организации. К этому времени были введены новые стандарты в производстве и эксплуатации биотоплива.

Биодизель предназначен, в первую очередь, для использования в ДВС легкового транспорта, далее — для грузовиков и в промышленности. На его основе изготавливаются обычно летние марки высококачественного ДТ. Цетановое число биодизеля 58 единиц, а температура возгорания — 100°C, у него отличные смазывающие свойства, пониженный процент выброса в атмосферу СО2. Благодаря совокупности таких характеристик, разработчики продукта предоставили возможность автолюбителям и предприятиям не только значительно увеличить ресурс ДВС и уменьшить затраты на обслуживание, ремонт, но и существенно снизить риски взрывов и пожаров.

Особенность биологического ДТ — наличие в массе растительных и животных жиров. Структура биотоплива натуральна, а сам продукт есть результат переработки таких сельскохозяйственных культур как рапс, соя и прочие маслосодержащие виды растений, жир крупного рогатого скота. Отличительные характеристики дизельного топлива данного типа в том, что его можно применять в качестве добавок к традиционным видам горючего.

Биодизель имеет специальные обозначения. К примеру, в Соединенных Штатах Америки биологическое топливо в названии включает литеру «B», за которой идет цифровое значение, указывающее на процент содержания биодобавки в общей массе топлива. Цетановое число не ниже 50 ед.

Биодизель производят по технологии, аналогичной изготовлению дизтоплива из нефти. Сегодня существуют марки биодизеля не только летние, но для условий межсезонья и зимы в умеренных широтах.

Летнее дизельное биотопливо используется только при плюсовых температурах, промежуточные марки — до -10° ниже нуля, зимний биодизель — до минус 15-20°С. Морозоустойчивость зимних марок достигается благодаря применению специальных присадок, изначально разработанных для улучшения свойств ДТ.

На что влияет состав дизельного топлива

Содержание углеводородов и других веществ влияет на свойства и особенности применения дизтоплива:

  • Стойкость к низким температурам. Максимальные показатели принадлежат зимнему и арктическому дизтопливу. Чтобы этого добиться, в состав добавляют тяжелые углеводороды.
  • Износ двигателя. Происходит быстрее, если в составе больше нафтеновых углеводородов, смол и других примесей.
  • Испаряемость. Чем больше смолистых примесей, тем хуже испаряется дизтопливо и сложнее происходит воспламенение.
  • Вязкость. Определяет возможность использовать дизтопливо при отрицательной температуре. Чем больше парафиновых углеводородов, тем быстрее кристаллизуется (застывает) топливо: летнее – при -10 °C, а густеет уже при -5 °C. Чтобы снизить температуру застывания, дизель подвергают депарафинизации – очищению от парафинов. Чем их меньше, тем более сильные холода может выдержать нефтепродукт.
  • Цетановое число. Определяет степень воспламеняемости горючего в цилиндре. Чем больше парафинов, тем выше цетановое число и больше показатель воспламеняемости.

Основные отличия дизелей от бензиновых силовых агрегатов. Преимущества дизельных моторов

движок движокДля того, чтобы обеспечить эффективные показатели работы дизелей, необходимо выбирать для них только качественные горючие материалы. Одним из них является дизельное топливо евро 5.

Итак, в чем же заключаются основные отличия бензиновых моторов от дизельных? Принцип работы бензинового двигателя состоит в сжатии топливновоздушной смеси, а также ее воспламенения при помощи искры.

Дизели осуществляют внутреннее сгорание с помощью поршневой системы. При рабочих процессах топливо распыляется, соприкасается со сжатым воздухом, после чего воспламеняется и обеспечивает давление, которое необходимо для движения автомобиля.

Основные преимущества дизельных двигателей:

  • преобразование большого количества топливной энергии в работу (36 процентов);
  • более низкая токсичность;
  • отсутствие системы зажигания;
  • меньший расход горючего;
  • высокие показатели мощности;
  • долгий срок службы и простая система эксплуатации.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий