Назначение
Трактор модели Т-130 – гусеничный вариант шестого тягового класса. Он может использоваться для решения широкого спектра задач. Машина незаменима в случаях, когда требуется тяжелая техника для транспортировки массивных грузов. Ее активно применяют в дорожных, землеройных и, в целом, строительных работах. Бульдозер нашел свое применение и в сельскохозяйственном секторе – с его помощью можно вспахивать поля, окучивать, бороновать, рыхлить, культивировать и заниматься мелиорацией почвы, выполнять посевные работы.
Незаменим этот трактор и на лесозаготовительных площадках. Он может перетягивать тяжелые бревна, а гусеничная платформа позволяет легко маневрировать на сложном рельефе.
Кабина и управление
В кабине трактора предусмотрены сидения для двух людей. Рабочее место водителя выполнено удобно и эргономично по сравнению со всеми предшественниками Т-130. Для удобства машиниста предусмотрена регулировка сидения, комфортное расположение рычагов, внедрена охладительная и отопительная системы обработки воздуха. В кабине около лобового стекла расположены руль, специальная панель с измерительными приборами для вывода характеристик работы машины. Для шумоизоляции и пылезащищенности имеются резиновые уплотнители дверей. Каркас бульдозера усилен в целях исключения механических повреждений.
Управление тягачом осуществляется рычагом, отвечающим за поворотный механизм, и педалью тормоза. Машине сообщается маршрут прямолинейного движения, которому она следует без дальнейшего участия человека. Чтобы произвести поворот, отключают одну из поворотных муфт для прекращения работы гусеницы.
Для правого поворота стимулируют правую гусеницу, для левого – левую.
Для вхождения в поворот под острым углом или для спуска с горки необходимо заранее переключиться на первую скорость. Если же поворот плавный, тормоз не используют.
Для предотвращения рывков при вхождении в поворот необходимо очень плавно воздействовать на управляющий поворотным механизмом рычаг, и так же плавно переводить его в начальное состояние по окончанию маневра.
Запрещено переключение скоростей в процессе переезда машины через препятствия, езды в гору или с горы. При спуске с тяжелым грузом в прицепе управление поворотным механизмом осуществляется наоборот. Для произведения полной остановки сокращают подачу бензина, отключают сцепление. Двигатель при этом сразу не выключают, дают ему несколько минут поработать на маленьких оборотах. Рукоятку акселератора устанавливают в нижнее положение.
Достоинства и недостатки
Среди достоинств данной модели трактора можно выделить:
- Надежность и неприхотливость в обслуживании. Все запчасти и детали находятся в открытом доступе.
- Универсальность. Трактор можно использовать на стройке, в сельском хозяйстве, различных областях промышленности.
- Техника исправно функционирует в тяжелых погодных условиях.
- Звукоизоляция и утепление в кабине водителя, что обеспечивает удобство и комфорт во время работы.
- Экономный расход топлива.
- Небольшая масса и габариты.
- Не возникает сложностей при установке дополнительного оборудования.
- Большой выбор навесного оборудования.
- Задняя навеска включена в комплектацию для нужд сельского хозяйства.
- В тракторе предусмотрен подогрев жидкостей (топлива и масла).
- Техника оснащена тентом для работы в летний сезон.
- В ходе преодоления труднодоступных участков, бездорожья, грязи и льда трактор не переворачивается. Это возможно благодаря широким и крепким гусеницам.
- Быстрота движения.
- Техника отличается высоким уровнем безопасности.
- Высокие показатели тягового усилия.
- Низкая стоимость по сравнению с аналогичными моделями.
Недостатки техники:
- Двигатель заводится не при помощи аккумулятора, а при помощи цилиндра.
- Подвеска полужесткого типа ограничивает тяговые возможности.
- Трансмиссия механического класса снижает управляемость трактором.
- Низкий уровень КПД.
- Ненадежные фрикционы.
- Плохая работа бензинового двигателя предварительного запуска при низких температурах окружающей среды.
Техническое обслуживание
Для содержания трактора в хорошем техническом состоянии и снижения интенсивности износа всех его узлов и деталей необходимо периодически проходить техническое обслуживание. В него входит проверка работоспособности всех органов управления и агрегатов, замена всех жидкостей, осуществление смазки узлов, а также очищение элементов от загрязнений.
Ежемесячно необходимо производить осмотр и очистку, проверку всех болтовых соединений и гидросистемы на предмет герметичности. Эти процедуры нужно производить каждые 10 моточасов.
Через 500 моточасов пробега проводится второе техобслуживание. В него добавляется проверка всех шарнирных соединений.
Третье ТО проводится через 1000 моточасов и подразумевает все вышепроизведенные процедуры, а также замену жидкостей гидросистемы трактора.
При переходе от одного сезона к другому следует проводить сезонное техобслуживание, которое включает в себя все процедуры третьего ТО.
Основные неисправности и способы их устранения
- При работе Т-130 возможен излишний нагрев двигателя. Причиной может стать малое количество охлаждающей жидкости, разрыв ремня вентилятора или чрезмерная нагрузка. Необходимо проверить и устранить все вероятные причины.
- Расход масла может увеличиться при выходе из строя поршневых колец и некоторых других элементов. Необходима замена поврежденных деталей.
- Если при работе двигателя слышен стук, нужно произвести регулировку угла опережения подачи топлива и проверить зазор в коленчатом вале.
- Подача масла осуществляется под низким давлением. Необходимо проверить уровень масла, работоспособность датчика, а также наличие дыры в баке, устранить неполадки.
Характеристика трактора Т-130, бульдозера Т-130 ЧТЗ
Техническая характеристика трактора Т-130, бульдозера Т-130
Трактор Т-130, бульдозер Т-130 (на базе трактора Т-10.01) — был разработан и введен в серийное производство на Челябинском тракторном заводе (ООО «ЧТЗ-Уралтрак») в г. Челябинске. Трактор Т-130, бульдозер Т-130 советский сельскохозяйственный и промышленный гусеничный трактор, являющийся более модернизированной версией трактора Т-100. Трактор Т-130, бульдозер Т-130 выпускается в двух модификациях: обычной и болотоходной (Т-130Б) с увеличенной площадью гусениц.
Бульдозер Т-130, трактор Т-130 ЧТЗ
Трактор Т-130, бульдозер Т-130 используется в составе бульдозерно-рыхлительного агрегата, в том числе и как базовая машина для трубоукладчиков ТР-12 и ТР-20, свайного копра.
Трактора и бульдозеры Т-130 представители самых массовых тяговых классов 10-15 т. Эти бульдозеры работают в самых различных сферах промышленности, а так же в дорожном и коммунальном хозяйстве, на лесозаготовках.
Трактор Т-130, бульдозер Т-130 отличается универсальностью, надежностью и простотой в эксплуатации.
Тракторы и бульдозеры Т-130 ЧТЗ имеют большой ресурс и повешенную ремонтопригодность, что позволяет эксплуатировать бульдозеры и трактора Т-130 в сложных климатических условиях.
Двигатель
Бульдозер Т-130, трактор Т-130 поставляется с четырехтактным дизельным двигателем Д-160/ Д-180, с турбонаддувом, мощностью до 180 л.с.
Двигатель Д-160 ЧТЗ
Технические характеристики Д-160 / Д-180
Марка двигателя
Д180.111-1(Д-160.11)
Тип двигателя
Четырехтактный дизельный, с турбонаддувом, многотопливный
Мощность двигателя, кВт (л.с.)
125 (170)
Удельный расход топлива, г/кВт*ч (г/л. с. ч .)
218 (160)
Масса бульдозера Т-130
Масса конструкционная, кг | 12720 |
Дорожный просвет, мм | 415 |
Тяговый класс | 10 |
База, мм | 2478 |
Колея, мм | 1880 |
Характеристика заправочных емкостей бульдозера Т-130
Заправочные ёмкости Т-130
Топливный бак, л
290
Система охлаждения, л
60
Система смазки двигателя, л
32
Бортовой редуктор (каждый), л
12
Гидравлическая система, л
100
Габаритные характеристики Т-130
Бульдозер Т-130, трактор Т-130 имеет следующие габаритные характеристики:
Длина, мм | 5193 |
Ширина, мм | 2475 |
Высота, мм | 3085 |
Удельное давление на грунт, МПа | 0,05 |
Навесное оборудование Т-130
Трактор Т-130, бульдозер Т-130 может быть укомплектован различным навесным оборудованием: прямой или полусферический отвал (лопата), одно- или многозубым рыхлителем (корчеватель).
Бульдозер Т-130 с прямым отвалом.
Тип отвала
Полусферический
Прямой
Изменение угла резания и угла поперечного перекоса отвала
Винтовым и гидравлическим раскосами
Объем призмы волочения, м3
4,75
4,28
Ширина отвала, м
3,31
3,42
Высота при угле резания 55 град
1,31
1,31
Максимальный подъем, м
1,02
1,02
Максимальное заглубление, м
0,44
0,44
Максимальный перекос, м
0,63 (10 град.)
0,63 (10 град.)
Регулирование угла резания, град
10
10
Масса, кг
2313
2240
Однозубый рыхлитель бульдозера Т-130
Тип | Многозубый | Однозубый |
Максимальное количество зубьев | 3 | 1 |
Количество положений зубьев (по вертикали) | 3 | 3 |
Максимальное заглубление, мм | 650 | |
Угол рыхления, град.: | ||
— с коротким наконечником | 45 | 45 |
— с длинным наконечником | 30 | 30 |
Масса, кг | 2245 | 1555 |
Тракторы и бульдозеры Т-130 заслуживают неоднозначной оценки. К их преимуществам следует отнести простую конструкцию и невысокую стоимость (по сравнению с тракторами аналогичного класса).
Гидравлика и приводы
Тракторы Т-130 производятся с раздельно-агрегатной гидравлической и навесной системами. Навесная система позволяет подсоединять к машине различные агрегаты (навесные манипуляторы, прицепные механизмы, полунавесные конструкции), благодаря чему значительно расширяется сфера использования трактора. Гидравлическая система осуществляет руководство всеми присоединенными приспособлениями.
Для возможности эксплуатации в замерзшей или слишком плотной земле осуществлено принудительное углубление рабочего механизма. Маленькие затраты времени на полный разворот уменьшают потери времени при работе с навесными и полунавесными устройствами. Все части гидравлической системы связаны трубопроводами. Раздельно-агрегатная гидросистема состоит из:
- Насоса;
- Трубопровода;
- Масляных баков;
- Силовой трубы;
- Редуктора привода гидронасосов;
- Шестерней;
- Механизмов включения насосов;
- Гидрораспределителя;
- Управляющих рычагов;
- Гидроцилиндров.
Характеристики рыхлительного оборудования
Вид | Однозубый | Многозубый |
Максимальное заглубление, см | 65 | 65 |
Предельное количество зубьев, шт | 1 | 3 |
Число положений зубьев по вертикали | 3 | 3 |
Масса, кг | 1155 | 2245 |
Угол рыхления с коротким башмаком, градусы | 45 | |
Угол рыхления с длинным башмаком, градусы | 30 |
Характеристики бульдозерного оборудования
Тип отвала | Прямой | Полусферический |
Ширина отвала, см | 342 | 331 |
Максимальный подъем, см | 102 | |
Объем призмы волочения, м3 | 4,28 | 4,75 |
Высота при угле резания 55 градусов | 1,31 | |
Максимальный перекос при 10 градусах, см | 63 | |
Регулирование угла резания, градусы | 10 | |
Максимальное заглубление, см | 44 | |
Масса, кг | 2240 | 2313 |
Механизаторы — об опыте эксплуатации бульдозера Т-130
Одно дело было использовать Т-130 в Советском Союзе, когда солярка стоила сущие копейки и вообще была «казённой», и совсем другое — в новой России, где горючее стоит немалых денег и приобретается за собственные, «кровные» средства. В связи с этим нынешние владельцы Т-130 отмечают, что данный бульдозер имеет большую производительность, но и требует больших объёмов земляных работ, иначе его использование просто будет нерентабельным.
Механизаторы, работавшие на Т-130 в условиях Крайнего Севера, подтверждают трудности с запуском двигателя в экстремально низкие температуры. Однако, человек ко всему приспосабливается, и, по свидетельству одного из механизаторов, «процедура эта, конечно, не из лёгких на первый взгляд, но со временем это происходит на автомате и становится не сложнее, чем повернуть ключ зажигания и запустить двигатель на легковом автомобиле».
Существенной проблемой двигателей Т-130 называют то, что они (а точнее — их турбина) «боится» длительной работы на холостых оборотах. Если часто и длительное время держать двигатель на холостых оборотах, то турбина начинает пропускать масло и в итоге выходит из строя.
Дело в том, что если двигатель работает на малых оборотах, то в него практически перестаёт поступать масло для смазки. Турбина начинает работать насухую, поэтому увеличивается износ деталей и может произойти поломка.
Немаловажный недостаток состоит также в том, что башмаки гусениц закреплены на болтах, которые периодически ослабляются и раскручиваются. Поэтому приходится постоянно следить за крепежом башмаков, проверять их целостность и подтягивать их.
Т-130 на строительстве дороги.
Однако в целом, за исключением мелких недостатков, все отмечают удивительную неприхотливость и надёжность бульдозера, вкупе с его поистине «чудовищной» мощностью и производительностью. Это подтверждают и сохранившиеся с далёких советских времён данные о заключении госкомиссии по приёмке новой модели трактора Т-130, гласившие: трактор прошёл все испытания с превышением всех заявленных показателей и превзошёл все ожидания.
Назначение
Трактор модели Т-130 – гусеничный вариант шестого тягового класса. Он может использоваться для решения широкого спектра задач. Машина незаменима в случаях, когда требуется тяжелая техника для транспортировки массивных грузов. Ее активно применяют в дорожных, землеройных и, в целом, строительных работах. Бульдозер нашел свое применение и в сельскохозяйственном секторе – с его помощью можно вспахивать поля, окучивать, бороновать, рыхлить, культивировать и заниматься мелиорацией почвы, выполнять посевные работы.
Незаменим этот трактор и на лесозаготовительных площадках. Он может перетягивать тяжелые бревна, а гусеничная платформа позволяет легко маневрировать на сложном рельефе.
Силовые агрегаты
Производительность и тяговые характеристики гусеничного бульдозера были существенно улучшены за счет установки более мощных двигателей. С начала производства и по 1981 год включительно трактор комплектовался мотором марки Д130. Это четырехтактный дизельный агрегат, мощностью 130 лошадиных сил. Его активация происходила за счет бензинового мотора – так называемого пускового.
С 1981 года на новые модели начали устанавливать усовершенствованный тип силовой установки – Д160. Его отличительной особенностью является функция турбонаддува. Благодаря этому, мощность возросла до 160 лошадиных сил. Как и предшественник, этот двигатель работает в паре с пусковым мотором.
Оба двигатели отличаются своей надежностью. Кроме того, они сравнительно экономичны – за счет наличия камеры сгорания, электрического стартера и пускового мотора. В основной двигатель заливается дизельное топливо, в бензиновый – любая подходящая смесь. Подойдет даже газовый конденсат и керосин. Удельный расход – 180 литров (зависит от интенсивности работ).
Технические характеристики трактора/бульдозера Т-130
Абсолютным бестселлером челябинского завода стал многофункциональный трактор Т-100М, знаменитая «сотка», обладатель многих мировых рекордов, в том числе и массовости: с 1963 по 1983 годы было сделано 412 145 таких машин. Трактор Т-130 — прямой потомок «сотки», разработанный и запущенный в серию в условиях продолжающегося производства Т-100М, усовершенствованный его вариант.
По сравнению со своим предшественником, трактор ЧТЗ Т-130 заметно прибавил в мощности. До 1981 года на него устанавливали дизельный двигатель Д-130, в 1981-1988 годах — силовую установку Д-160 мощностью 140 лошадиных сил. Естественно, выросла и масса трактора Т130 — до 30-ти тонн. Успешно была решена проблема эргономики в кабине.
Характерные особенности технического устройства трактора/бульдозера Т-130 — высокий запас прочности всех узлов и механизмов, надежность и неприхотливость, высокая ремонтопригодность и конструктивная преемственность моделей Т-100М—Т-130—Т-170.
Для потребителей это означает буквально следующее: запчасти на снятый с производства ЧТЗ Т-130 можно легко найти и в наше время. Возможность установки новых узлов на старые тракторы и бульдозеры не представляет проблемы.
Технические характеристики (таблица)
Масса трактора/бульдозера Т-130, кг | 12720 |
Тяговый класс, тс | 6 |
Варианты двигателей | Д-130, Д-160 |
Мощность, л.с. | 130 — 160 (зависит от года выпуска) |
Тип двигателя | Многотопливный |
Объем гидросистемы, л | 100 |
Давление, производимое на грунт, МПа | 0,05 МПа |
Потребление топлива, г/кВт*ч | 244,3 |
Объем бака для дизеля, л | 290 |
Объем бака для смазывающей жидкости, л | 32 |
Объем бака для охлаждающей жидкости, л | 60 |
Объем бака бортовых редукторов, л | 2*12 |
Объем бака гидросистемы, л | 100 |
Длина, мм | 5193 |
Ширина, мм | 2475 |
Высота, мм | 3085 |
База, мм | 2478 |
Клиренс (агротехнический просвет), мм | 415 |
Ширина колеи, мм | 1880 |
Заправочные емкости ЧТЗ Т-130:
- топливный бак – 290 л;
- гидросистема – 100 л;
- охлаждающая система – 60 л;
- система смазки мотора – 32 л.
Характеристики для дополнительного оборудования тракторов ЧТЗ Т-130 (лопаты):
- Значение объема призмы, кубометры: полусферический отвал — 4,75, прямой — 4,28.
- Ширина, м: полусферический отвал — 3,31, прямой — 3,42.
- Регулировка угла (в градусах): 10.
- Заглубление, м: 0,44.
- Высота отвала при рабочем угле 55: 1,31.
- Подъем, м: Не больше 1,02.
- Погрешность при установке (перекос): 10 градусов (0,63 м).
Что говорят о бульдозере механизаторы
Операторы данной техники преимущественно довольны ее эксплуатационными и техническими характеристиками. Это очень мощный, функциональный и производительный трактор. В то же время, опытные механизаторы отмечают некоторые важные моменты в процессе работы бульдозера:
Люди, которые работали с этой техникой в регионах, где суровые морозы, жалуются, что в таких условиях запустить двигатель (как пусковой, так и основной) весьма проблематично. Потребуется опыт и определенная сноровка – это придет со временем.
Наблюдаются и другие проблемы с двигателем. Например, быстрый износ турбины, который происходит при длительной работе силового агрегата на холостом ходу. Эта деталь в таком режиме начинает пропускать масло и со временем выходит из строя.
Специалисты знают, в чем кроется причина данной проблемы. Дело в том, что на холостом ходу масло в двигатель поступает в очень ограниченном количестве. Его не хватает на смазку турбины, вследствие чего она и изнашивается. Если трактором никто не пользуется, его двигатель рекомендуется выключать.
Трактор данной модели отличается своей производительностью и непревзойденной мощностью. Такие параметры должны чем-то подкрепляться. Например, расходом топлива. Т-130 относится к категории бульдозеров, которые потребляют большое количество горючего (по современным меркам). В Советском Союзе над экономичностью тяжелой техники никто особо не задумывался, так как топливо в то время было максимально доступным. Но сейчас ситуация другая.
Если трактор эксплуатируется на небольших площадках, где вполне можно обойтись более экономичными машинами, то его использование становится нерентабельным. Он будет потреблять много горючего, что повлечет за собой существенное удорожание проекта.
Ходовая часть и рулевое управление
Гусеничный трактор управляется с помощью комплекса рычагов, соединенных с фрикционами (отмечается, что служат они недолго). Рычажная система контактирует с различными валами и муфтами, установленными преимущественно на заднем мосту. Наличие ленточного тормоза позволяет развернуть машину вокруг своей оси.
Подвеска трактора – это полужесткий механизм, оснащенный поперечной рессорой (эта деталь состоит из двух лонжеронов). Передвижение осуществляется за счет четырех колес, два из которых являются ведущими. Гусеницы состоят из отдельных звеньев, соединенных между собой посредством стальных пальцев.