Предназначение
Бульдозер Б10М, фото которого представлено ниже, является специальной машиной – рыхлительно-бульдозерным комплексом 10 класса тяги, также как и T170.
Он способен перемещать грунты I–III категории, даже если они не были предварительно разрыхлены, а мерзлые (с температурой минус 50 Цельсия), относящиеся к IV категории и скальные трещиноватые с предварительным дроблением породы.
Подробнее смотрите на приведенном ниже видео:
Машина маневренна, имеет хорошую проходимость, она может использоваться в различных климатических условиях – как в Арктике, так и в тропиках, а также в горах (на высоте до 3 тыс. метров) и в условиях сильного запыления.
Технические характеристики Б10М
Габаритно-массовые показатели
При достаточно впечатляющей мощности массовые и габаритные показатели данной техники относительно невелики. Что также является существенным достоинством.
Обозначение параметра | Размер, мм | |
Б10М | Б10МБ | |
А | 2 880 | 3 225 |
В | 4 325 | 4 670 |
С | 5 552 | 5 971 |
Е | 6 720 | — |
Е1 | 5 832 | 6 251 |
К | 3 250 | 3 250 |
М | 280 | 280 |
Н | 1 880 | 2 280 |
О | 2 480 | 2 882 |
Р | 500 | 900 |
Т | 3 140 | 3 135 |
Х | 3 055 | 3 050 |
У | 900 | 900 |
Массовые эксплуатационные показатели бульдозера Б10М.0000:
- вес самой машины, кг – 15 950;
- рыхлительное навесное оборудование вместе с трактором, кг – 20 965;
- прицепное устройство и трактор, кг – 18 870.
Двигатель
В рассматриваемого типа технику могут устанавливаться два различных двигателя. Параметры их незначительно отличаются друг от друга. Каждый имеет свои особенности.
Именно поэтому прежде, чем приобретать определенную модификацию, стоит внимательно с ними ознакомиться. Так как от этого будет зависть комфортабельность эксплуатации.
Разновидности и характеристики используемых двигателей:
Модификация бульдозера | Т10М.000 | Т10М.6000 |
Модель установленного агрегата | Д-180 | ЯМЗ-326Н-3 |
Вид агрегата | 4 расположенных в ряд цилиндра | 6 цилиндров, V-образный |
Мощность, л.с. | 180 | 190 |
Частота вращения коленчатого вала, об/мин. | 1 250 | 1 800 |
Удельный расход топлива, г/л.с.ч | 160 | 162 |
Как осуществляется запуск мотора | Пусковым устройством/стартером | Стартером |
Воздухоочистка | Центробежная/бумажным фильтром | Центробежная/бумажным фильтром |
ЯМЗ обладает большей мощностью и проще в запуске, но при этом расход топлива существенно выше. При этом следует помнить о существенных отличиях конструкций.
ЯМЗ в эксплуатационном обслуживании обходится дороже, разобраться с ним сложнее.
Коробка передач
В бульдозере Б10М для передачи вращающего момента используется стандартная механическая коробка – трехскоростная, планетарная, реверсивная. Используется двухступенчатый редуктор с цилиндрическими шестернями. В коробе применяется общее передаточное число 14.79. Ведущий механизм представляет собой секторный зубчатый редуктор. Ступицы устанавливаются путем шлицевого крепления.
Скорость передвижения при стандартной установленной коробке переключения передач, км/ч:
Передача | Первая | Вторая | Третья |
Движение вперед | 0-3.61 | 0-6.4 | 0-10.09 |
Движение назад | 0-4.48 | 0-7.49 | 0-12.51 |
Ходовая часть (трансмиссия)
Ходовая часть бульдозера схожа с используемой на прототипе – Т-170. Подвеска является трехточечной. Имеется балансировочная балка, подрессоренная небольшими пружинами. Применяются гусеницы с уплотненным смазочным шарниром. Основные характеристики:
Характеристика Б10М Б10МБ
Характеристика | Б10М | Б10МБ |
Количество имеющихся опорных катков, шт. | 6 | 7 |
Число катков для поддержки | 2 | 2 |
Длина базы, мм | 2 880 | 3 225 |
Размер гусеницы в ширину, мм | 500 | 900 |
Ширина колеи, мм | 1 880 | 2 282 |
Размер дорожного просвета, мм | 435 | 430 |
Величина удельного давления на грунт, МПа | 0.055 | 0.031 |
Кабина Б10М. Управление бульдозером
В рассматриваемой технике используется каркасная, жесткая металлическая кабина. Наиболее существенным её достоинством является круговой обзор — на 3600 вокруг машины. Основными особенностями рабочего места Б10М являются следующие:
- специальная отопительная установка, многорежимная – допускает комфортабельную эксплуатацию даже в условиях Крайнего Севера;
- в отдельных моделях для работы при критически низких температурах монтируется дополнительный масляный отопитель;
- устанавливается водительское сиденье типа PILOT (отличается комфортабельностью, виброизоляцией).
Под «заказ» возможно дополнительно установить специальную защиту водителя от падающих сверху предметов. Что особенно удобно в условиях валки леса, проведения строительных работ.
Место водителя
Управление лебедкой
Возможна установка лебедки, вращательный момент на которую передается через вал отбора мощности. Позволяет осуществлять следующие действия:
- работы буксировочного характера – особенно удобно при прокладке коммуникаций в земле;
- ликвидация различных завалов;
- вырубка просек, иные подобные работы;
- работы по восстановлению сообщения на железной дороге;
- иное.
Управление осуществляется при помощи дополнительно устанавливаемых в кабине рычагов. Специальная гидравлика позволяет не прикладывать чрезмерных усилий при включении/отключении лебедки на Б10М.
Технические характеристики и конструкция
Бульдозер ЧТЗ Б10М выпускается в двух основных модификациях, отличающихся типом установленного силового агрегата. Также есть модели, опционально отличающиеся так называемым мокрым мостом, поворотные фрикционы и части тормозной системы которого погружены в масляную ванну.
Это повышает маневренность бульдозера и увеличивает период межсервисного обслуживания.
Двигатели
Базовой моделью бульдозера является Б10М 0111 1Е, на которую устанавливается «родной» челябинский дизель Д-180. Он четырехцилиндровый (цилиндры в ряд), объемом 14,48 литра. Его мощность 180 лошадиных сил (у экскаватора бульдозера ЮМЗ ЭО 2621 всего 65л.с.). Для его запуска используется как электростартер, так и пусковой ДВС.
Модель Б10МБ 6000, на которую вместо рыхлительного инструмента ставится тяговая лебедка, считается «болотной». У нее не только более широкий гусеничный движитель, но и двигатель большей мощности. Это шестицилиндровый V-образный ярославский дизель ЯМЗ-236Н.
Он на десяток «лошадей» сильнее, но его объем меньше – 11,15 литра. Запускается исключительно электростартером.
Ходовая часть
Ходовая часть обеих моделей опирается на тележки с трехточечной подвеской, которые сопряжены с балансирной балкой, имеющей микроподрессоривание. Зазоры сопряжения гусеничного движителя предельно малы, что повышает его ресурс. Опционально бульдозер может быть оснащен гусеницами, имеющими сухой шарнир.
Натяжное цельнолитое колесо, беговая дорожка которого получена путем механической обработки, является новой конструктивной деталью ходовой части бульдозера.
Количество опорных катков в модификации, которая считается «болотной», увеличено до семи (базовая модель имеет шесть), поэтому его база длиннее – 3225 против 2880 миллиметров у базовой модели. Также модель с литерой «Б» оснащается широким гусеничным движителем.
Опорных катков | Поддерживающих | Ширина гусеницы (мм) | База (мм) | Давление на грунт МПа | |
Б10М | 6 | 2 | 500 | 2880 | 0,055 |
Б10МБ | 7 | 2 | 900 | 3225 | 0,031 |
Трансмиссия
Бульдозеры этой марки могут оснащаться как гидромеханической, так механической трансмиссией.
Трансмиссия Б10М
Одноступенчатый гидротрансформатор сопрягается с трехскоростной реверсивной КПП, имеющей планетарную конструкцию. Её согласующий редуктор имеет передаточное число 1,25. Это позволило улучшить тяговые характеристики машины.
Конструкция гидромеханической трансмиссии имеет устройство, которое автоматически регулирует тяговое усилие в зависимости от внешней нагрузки. Благодаря этому расход топлива бульдозера Б10М, оснащенного таким агрегатом, заметно снижен.
В среднем за один час работы расходуется 218 грамм топлива на один киловатт мощности.
Гидросистема
Она раздельноагрегатная, с гидронасосом шестеренчатого типа. Ход штока подъема отвала 1250 мм, перекоса – 200 мм, рыхлителя – 450 мм.
Кабина
Рабочее место оператора одноместное, каркасное, имеющее повышенную жесткость. Круговой обзор обеспечивается широкими и плоскими двойными уплотненными стеклопакетами. Опционально в кабине устанавливается индивидуальный отопитель, который работает и во время стоянки машины.
Кабина Б10М
Сиденье оператора регулируемое, с подрессоренным креплением. Много внимания конструкторы уделили эргономике приборной панели, показания приборов на которой хорошо читаются.
Основные технические характеристики бульдозера представлены в сводной таблице
Б10М 0111 1Е | Б10МБ 6000 | |
Двигатель (тип, мощность л.с) | Д-180, четырехцилиндровый, рядный, 180 | ЯМЗ-236Н, шестицилинровый, V-образный, 190 |
Трансмиссия | Гидромеханическая 3-х ступенчатая или механическая 8-ми ступенчатая | |
Навеска | Прямой и полусферический отвалы, рыхлительный комплекс | Прямой и полусферический отвалы, тяговая лебедка |
Масса с рабочими инструментами (кг) | 20965 | 20345 |
База (мм) | 2880 | 3225 |
Длина от переднего края отвала до заднего катка (мм) | 5552 | 5971 |
Ширина колеи (мм) | 1880 | 2280 |
Ширина гусениц (мм) | 500 | 900 |
Давление на грунт (МПа) | 0,055 | 0,031 |
Модификации
Бульдозер может комплектоваться несколькими видами отвалов – прямым (тип В), сферическим (тип К), полусферическим (тип Е и Е1), поворотным (тип Д). Сферическая форма хороша для работы с сыпучими материалами (углем, торфом, снегом), полусферическая – более емкая и удобная, чем прямая. Отвалы поворотного типа применяются при проведении дорожных и планировочных работ.
Еще бульдозеры различаются по числу зубцов рыхлителя (один или три), видами прицепляемого оборудования. Отдельно может поставляться лебедка ЛТ25.
Б-10М.0101-1Е
Модель оснащена отвалом полусферической формы с гидравлическим цилиндром перекоса, увеличивающей на одну пятую производительность агрегата. В таблице – основные параметры.
Технические характеристики:
Характеристики | Показатели | Ед. измерения |
Тип трансмиссии | механическая | |
Тип прицепного устройства | ЖПУ (жестко-прицепное) | |
Тип бульдозерного оборудования | отвал типа Е | |
Система пуска двигателя | П-23У | |
Число опорных катков с каждой стороны | 6 | шт. |
Производительность насоса НШ-100 | 28,5 | л/мин |
Давление на грунт (удельное) | 0,054 | МПа |
Тяговое усилие (максимум) | 151,8 | кН |
Вес (с отвалом и ЖПУ) | 18,425 | т |
Б-10М.0111-1Е
Отличие этой модели от предыдущей – пятикатковая тележка. Оборудование используется такое же (ЖПУ и отвал полусферической формы).
Технические характеристики в таблице:
Характеристики | Показатели | Ед. измерения |
Тип трансмиссии | механическая | |
Тип прицепного устройства | ЖПУ (жестко-прицепное) | |
Тип бульдозерного оборудования | отвал типа Е | |
Число опорных катков с каждой стороны | 5 | шт. |
Б-10М.0101-ЕН
На данном бульдозере, кроме полусферического отвала, имеется рыхлитель с одним зубом.
Характеристики | Показатели | Ед. измерения |
Тип трансмиссии | механическая | |
Тип бульдозерного оборудования | отвал типа Е | |
Тип навесного оборудования | рыхлитель типа Н | |
Вес (с отвалом и рыхлителем) | 19,905 | т |
Б10М.0001-ЕН
У данной модели, как и у предыдущей, присутствуют отвал полусферической формы и рыхлитель с одним зубом. Но трансмиссия здесь гидромеханическая.
Характеристики | Показатели |
Тип трансмиссии | гидромеханическая |
Тип бульдозерного оборудования | отвал типа Е |
Тип навесного оборудования | рыхлитель типа Н |
Б10М.0111-ЕН
Механическая трансмиссия, пятикатковая тележка, отвал полусферической формы и рыхлитель с одним зубом – отличия этой модели.
Б10М.0111-ЕР
Буква «Р» означает, что рыхлитель используется не с одним, а с тремя зубами. Кроме того, данная модификация предполагает использование любого типа отвала. Параметры:
Характеристики | Показатели | Ед. измерения |
Тип трансмиссии | механическая | |
Тип бульдозерного оборудования | отвалы типа Е, К, В, Д | |
Тип навесного оборудования | рыхлитель типа Р | |
Число катков с одной стороны | 6 | шт. |
Соответственно, модель Б10М.0001-ЕР имеет гидромеханическую трансмиссию и шестикатковую тележку, а Б10М.0111-ЕР – механическую трансмиссию и пять катков с каждой стороны.
Б10МБ.0121-2В4
Напоследок расскажем о болотоходной модели, которая незаменима на подтаявшем и болотном грунте. Ее особенности – семикатковая тележка, прямой отвал, прицеп маятникового типа.
Характеристики | Показатели | Ед. измерения |
Тип трансмиссии | механическая | |
Тип прицепного устройства | МПУ (маятниковое) | |
Тип бульдозерного оборудования | прямой широкий отвал | |
Число опорных катков с каждой стороны | 7 | шт. |
Число поддерживающих катков | 2 | шт. |
Ширина гусеничного башмака | 0,92 | м |
Производитель насоса НШ-100 | 28,5 | л/мин |
Давление на грунт (удельное) | 0,031 | МПа |
На видео бульдозер ЧТЗ Б10М:
Бульдозер Б10М: история создания
Трактора типа Т-10 и Т-170, несмотря на свои выдающиеся рабочие характеристики и иные достоинства, являются морально устаревшими. Именно поэтому в определенный момент назрела необходимость в более мощном аналоге. Им стал бульдозер Б10М. Данная техника была разработана на Челябинском тракторном заводе – ЧТЗ.
Промышленный бульдозер Т-170 выпускался в годы 1988-2002 г.г. – также на ЧТЗ. На данный момент существует чуть менее сотни модификаций данного трактора. Несмотря на то, что выпускаться данная модель уже перестала, она все ещё продолжает использоваться. В первую очередь благодаря низкой цене, а также неприхотливости.
Неопытный глаз может перепутать Т-170 и бульдозер Б10М. Так как при создании более нового трактора было использовано шасси от Т-170. Но фактически на этом сходство заканчивается. Б10М оснащается более мощными двигателями, также он производительнее. Сразу после прекращения выпуска Т-170 с конвейера сошел первый Б10М.
Достоинства и недостатки опыт эксплуатации
Секрет популярности бульдозера б 10 заключается в его технических преимуществах. К числу ключевых плюсов следует отнести:
- низкий уровень давления в конструкции. Достигается это за счет применения гидроцилиндров длинноходового типа;
- высокая степень точности агрегата;
- оперативная транспортировка функционального оборудования;
- стойкость конструкции к жаре, морозу;
- невосприимчивость конструкции к коррозии;
- экономный расход топлива (в среднем 28,49 л/час);
- недорогая стоимость ремонта.
На бульдозер можно без проблем подобрать навесное оборудование. Оператору в кабине находиться одно удовольствие. Для технического обслуживания агрегата специальных навыков не потребуется. Доступ в моторный отсек простой.
К числу недостатков следует отнести относительно небольшой ресурс двигателя бульдозера Б10М. Также на практике при высоком морозе часто ломаются шланги. Функционирование оборудования становится более небезопасным.
Интересно! Чем выгодна аренда экскаватора?
Особенности бульдозера Б10М
– гидравлические цилиндры вынесены вперед точки крепежа. Это позволило снизить усилия при подъеме и спуске рабочего органа. А также это придало скорости аппарату скорости при выполнении работ и точности операций.
– увеличили ход гидравлических цилиндров. Благодаря этому вырос период эксплуатации техники, а также уменьшилось давление в системе гидравлики.
– изменили конструкцию отвала. Это облегчило работу бульдозера на грунте без первоначального рыхления.
– изменили отсек двигателя. Благодаря этому путь к агрегату стал проще, а техобслуживание и возможный ремонт намного быстрее.
Серия Б10 отличается высокой надежностью рабочих конструктивных частей, маневренностью, проходимостью.
ООО “Завод Алтайский Трактор” подписал договор о сотрудничестве с Челябинским тракторным заводом и имеет сертификат дилера. У нас осуществляется сборка всех разработанных модификаций бульдозера, так как наш завод располагает необходимой производственной базой, а также квалифицированными кадрами, имеющими большой опыт работы в данном направлении. Каждый бульдозер Б10М, цена которого находится в зависимости от комплектации, оригинальная и лицензионная техника.
Трансмиссия
В состав входит передача, включающая элементы механики и гидравлики, которая отвечает за регулировку скорости. Происходит это автоматически и главным параметром является внешняя нагрузка. Также преимуществом трансмиссии является скорость реверса и смена скорости без потери мощности. Она понижает нагрузки, что положительно сказывается на всей машине и на производительности. КПП рассчитана на шесть скоростей, с равным количеством в обе стороны. Для переключения предусмотрена гидравлика.
Новый бульдозер Б10М может комплектоваться двумя типами трансмиссии. Первый тип – это механическая реверсивная КПП на восемь скоростей. Гидравлический сервер отвечает за корректное поведение поворотного устройства. Второй – это гидромеханическая коробка передач планетарного типа на три передачи.
Особенности и преимущества
Особенностью бульдозера ЧТЗ Б10М считается возможность установки лебедки. Таким образом, сфера применения техники значительно расширяется и включает работы по перевозке леса, в строительстве, при устранении последствий стихийных бедствий или аварий. Сам бульдозер относится к десятому тяговому классу.
Б/у бульдозер Б10М
В результате технических разработок проектировщиков, бульдозер обладает следующими особенностями:
- вынесенные вперед точки крепежа гидравлических цилиндров. Это благоприятно отразилось на снижении усилий при подъеме или опускании рабочего органа, а также на увеличении скорости выполнения рабочих операций и точности их;
- продолжительность эксплуатационного периода техники значительно выросла, т.к. ход гидравлических цилиндров был увеличен. При этом давление в системе гидравлики уменьшилось почти вполовину;
- отвал, имеющий форму полусферы, немного изменил свою конструкцию, что положительно сказалось на выработке техники при работе с грунтами без предварительного рыхления;
- отсек двигателя также несколько изменился. Теперь достать до самого агрегата стало проще, что привело к уменьшению времени на техобслуживание и ремонт.
К неоспоримым преимуществам бульдозера Б10 относятся: высокая надежность, производительность, маневренность, проходимость и широкая сфера применения.
Опыт эксплуатации бульдозера Б10М. Достоинства и недостатки
В эксплуатации бульдозер Б10М находится вот уже более 10 лет подряд. За все это время выявлены все его основные достоинства и недостатки. Количество положительных моментов в разы больше, чем минусов
Но именно недостаткам перед покупкой стоит уделить максимально пристальное внимание. К ним относятся сегодня следующие:
- двигатель типа Д-180 имеет несколько меньший ресурс работы относительно аналогичного ЯМЗ;
- для стабильной работы без критических поломок необходимо вовремя менять все расходные материалы;
- шланги системы гидравлики на сильном морозе теряют упругость и могут лопнуть – необходимо следить за их состоянием при работе в условиях Крайнего Севера.
Чаще всего возникают проблемы с сервоприводом бульдозера данного типа. Обычно в первую очередь начинает вытекать масло из под сальника штока. Причем в некоторых случаях замена сервопривода на новый не помогает. Решить подобного рода проблему возможно будет следующим образом:
- замена резинового кольца возле сальника штока сервопривода;
- иногда не совпадет диаметр нового сальника на штоке – более ранние модификации имели меньший габарит (проверить размер нутромером)
проверить давление в системе «обратки» — в случае наличия пены в масле забит сапун
Снятый с бульдозера сервопривод
Также часто возникают следующие проблемы при эксплуатации данного бульдозера:
- низкий уровень давления по причине утечки масла из системы гидравлики через сальники;
- в гидравлическую систему попадает по какой-то причине воздух;
- забивается фильтр гидробака – следствием этого может быть вздутие патрубков.
Большей части проблем можно будет избежать своевременной заменой фильтров, а также иных расходных материалов. К наиболее существенным достоинствам стоит отнести:
- простота эксплуатации и ремонта – запчасти можно приобрести как новые, так и на вторичном рынке;
- низкая стоимость ремонта и самого бульдозера;
- большое количество дополнительного, навесного оборудования;
- комфортабельность кабины водителя – она соответствует по своим параметрам всем действующим Европейским стандартам.
Технические характеристики бульдозера Б10м
Базовая модификация бульдозера – Б-10М. 0111-1Е. Если речь идет о болотных работах используется техника Б-10МБ.012-2В4. Во втором случае предусмотрена комплектация более мощным двигателем. Таким образом, обеспечивается более высокий уровень производительности.
Габаритно массовые показатели
В зависимости от комплектации, эксплуатационная масса Б 10М бульдозера находится в диапазоне 15,3-21,7 тонн. Завод-производитель, оснащает специальную технику различным дополнительным оборудованием. Функциональный агрегат имеет следующие параметры:
- клиренс – 43,5 см;
- колейная ширина – 18,8 см;
- база – 28,8 см;
- уровень давления на грунт – 0,055 МПа;
- общая длина – 42,9 см;
- высота – 31,8 см;
- ширина – 24,8 см.
Двигатель бульдозера Б10м
ЧТЗ Б10М может быть укомплектован в нескольких вариантах. Так, двигатель Д-180 устанавливается на модели, база которых — трактор Т10М.0000. Его пуск возможен как пусковым механизмом, так и электрическим стартером. Характеристики силового агрегата следующие:
- Общий объем —14,19 л.
- Степень N — 131,9 кВ.
- Вращение — 1249,9 мм.
- Диаметр цилиндров — 149,9 мм.
Также возможен вариант установки V-образного мотора с шестью цилиндрами. Речь идет о ЯМЗ-236Н-3. Силовой агрегат выпускается заводом в Ярославле. Он обладает большой мощностью. Его запуск возможен при помощи электрического стартера.
К основным характеристикам агрегата следует отнести:
- Объем — 11,149 л.
- Степень N — 139,69 кВт.
- Вращение — 1800 об/минуту.
- Диаметр — 129,9 мм.
Коробка передач
На сегодняшний день бульдозер Б10 комплектуется двумя видами трансмиссии: механическая и гидромеханическая. В первом случае предусмотрена коробка передач на 8 скоростей. Благодаря гидросерверу, осуществляется управление механизмом поворотов.
Вторая модель подразумевает гидромеханическую коробку. Данный узел может быть как планетарным, так и реверсивным. Общее количество скоростей переключения – 3.
Интересно! Мифы о бульдозере SD16 Shantui китайского производителя
Ходовая часть
Поворот бульдозера ЧТЗ Б10М осуществляется при помощи фрикционов с дисками. Функциональные элементы выполняются из качественной металлической керамики. Механизм сервированного управления обеспечивается за счет прочных и надежных тормозов.
Если речь идет о гидромеханической передаче, регулировка скорости техники осуществляется в автоматическом режиме. Здесь в обязательном порядке учитывается уровень внешних нагрузок. Главное преимущество рабочего узла следующее:
- быстрое реверсное движение;
- минимальные потери N;
- сокращение нагрузок;
- шесть передач в разных направлениях;
- возможность поддержки катков;
- увеличенный ресурс ходовой.
Технические характеристики бульдозера Б10 М позволяют справиться с объемами работ любого уровня сложности.
Кабина Б10м: управление бульдозером
Все модификации бульдозера комплектуются герметичными кабинами. Они без проблем выдерживают ливень и снег. Наличие двойных стекол спереди и сзади обеспечивает хорошую видимость для оператора. Все они надежно защищены решетками из прочного металла. Это позволяет работать в суровых условиях тайги, тундры и пр.
Система отопления основана на мощном устройстве «Зенит 8000». Минимизация риска опрокидывания техники достигается за счет опции ROPS-FOPS. Благодаря ей, оператор бульдозера надежно защищен от попадания тяжестей сверху. Разместиться в кабине с удобством и комфортом можно в кресле «Пилот».
Управление лебедкой
Бульдозер Б10 М оснащен цилиндрами гидравлического типа. С их помощью можно снизить уровень давления в системе минимум на треть. Благодаря использованию качественных запчастей существенно увеличен ресурс трансформатора. Механизм предназначен для регулирования скорости вращения вала в автоматическом режиме. Работа системы основана на бесступенчатом методе.
Модификации
Практика показывает, что все модификации бульдозера Б10М схожи с базовым вариантом. Специальная техника имеет широкую область применения:
- 0111-1Е. Модель чаще всего задействована в строительной сфере. Техника незаменима при планировании объектов, рытье котлованов и обработке насыпей.
- 0101-ЕН. Агрегат зарекомендовал себя с положительной стороны при снятии верхних слоев почвы. Земля используется для формирования отвалов в крупных карьерах.
- 0001-ЕН. Данная модификация позволяет качественно чистить дорожное полотно от снега, грязи, песка и пр.
- 0111-ЕН. Бульдозер используется в сельскохозяйственном производстве и коммунальном хозяйстве. Техника незаменима в северных регионах при добыче ряда полезных ископаемых (нефть, газ, руда, уголь, торф и мн.др.).
Техника линейки «Б» отличается высоким уровнем надежности агрегатов. Оператору работать в хорошо укомплектованной кабине одно удовольствие. Здесь предусмотрен вынос осей качения и наличие планетарных редукторов.
В основе классификации модификаций также лежат технические характеристики бульдозера Б10М. Модели могут быть оснащены различными рабочими органами. Если речь идет о прямом отвале, ставится знак «В», поворотный механизм — «Д». Модели категории «К» отлично перемещают песок, гравий, щебень и пр. Универсальные бульдозеры представлены в линейке «Е».
Двигатель
Зависит от того, на базе какой модели трактора выполнен бульдозер:
- Т10М.0000 – четырехтактный четырехцилиндровый мотор Д-180 объемом 14,2 л. Двигатель характеризуется рядным расположением цилиндров диаметром 130 мм. Запуск происходит через пусковой мотор или электрический стартер. Мощность такого агрегата составляет 133 кВт (180 лошадиных сил), а количество совершаемых оборотов за минуту – 1250;
- Т10М.6000 – шестицилиндровый двигатель ЯМЗ-236Н-3, имеющий объем 11,2 л. Запускается мотор через электрический стартер. Имеет мощность 140 кВт (191 лошадиная сила). Цилиндры расположены в форме V и имеют диаметр 13 см. Количество оборотов за минуту составляет 1800.
Система очистки воздуха включает в себя центробежную систему и бумажные фильтры. Двигатель бульдозера Б10М может работать на конденсате, керосине или дизеле.
Параметр | Значение |
---|---|
Модель | Д-180, ЯМЗ-236Н-3 |
Число цилиндров | 4 |
Рабочий объем | 14,5 л |
Мощность | 170 кВт /230 л. с. |
Частота вращения | 1250 об/мин |
Тип охлаждения | жидкостное |
Технические характеристики бульдозера Б10М
Масса эксплуатационная, кг:
базовый трактор | 1557014950 |
трактор с бульдозерным оборудованием типа Е | 1842517705 |
трактор с бульдозерным типа Е | 2052519905 |
Максимальное тяговое усилие базового трактора, не менее, кН (тс) | 148,1 (15,1) 142,2(14,5) |
Скорость движения
Передача | Скорость движения при отсутствии буксования, км/ч(при 1250 об./мин. коленвала двигателя) | |
вперед(нормальный /ускоренный диапазон) | назад | |
I | 2,58 / 3,07 | 3,01 |
II | 3,58 / 4,26 | 4,17 |
III | 5,19 / 6,19 | 5,06 |
IV | 8,74 / 10,38 | 10,20 |
Двигатель Д180
Эксплуатационная мощность, кВт (л.с.) трактор Т10М.0100 | 132 (180) |
Коэффициент запаса крутящего момента, % | не менее 25 |
Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, (г/кВт*ч) г/л.с*ч | (300) 160 |
Заправочная емкость топливного бака, л | 300 |
Трансмиссия
Механическая с восьмискоростной коробкой передач; с гидросервированным управлением механизмом поворота. |
Ходовая система
Количество опорных катков с каждой стороны, шт | 6 |
Количество поддерживающих катков с каждой стороны, шт. | 2 |
Ширина башмака гусеницы, мм | 500 |
Механизм натяжения | гидравлический |
Дорожный просвет (на твердом грунте), мм | 435 |
Средние удельное давление на грунт, МПа | 0,0540,059 |
Рабочее место
Кабина и рабочее место теперь в большей степени учитывают запросы потребителей:
Кабина стала жестче и герметичнее, “разделенное” переднее и заднее остекление допускает самые жесткие условия эксплуатации; |
Эффективная многорежимная отопительно-вентиляционная установка на базе малогабаритного отопителя “Зенит 8000”; |
Современное сиденье Pilot обеспечивает комфорт оператору; |
Тракторы могут быть оборудованы устройством защиты оператора от опрокидывания и падающих предметов (ROPS-FOPS), защитной решеткой на заднее и передние стекла кабины. |
Гидрсистема навесного оборудования
Максимальное давление, МПа | 18+2 |
Производительность насоса НШ-100, л/мин. (при 1250 об./мин. коленчатого вала двигателя) | 180 |
Заправочная емкость гидросистемы, л, не более | |
– для тракторов с бульдозерно-рыхлительным оборудованием | 137 |
– для тракторов с бульдозерным оборудованием | 122 |
Прицепное устройство и навесное оборудование
Жесткое или маятниковое прицепное устройство |
Бульдозерное оборудование типов Е, В, Д, К |
Рыхлительное оборудование типов Н, Р |
Габаритные размеры бульдозера Б10М
Бульдозер ЧТЗ Б10М
Машина эта относится к десятому тяговому классу и выпускается на ЧТЗ (Челябинском тракторном заводе). Она создана на базе тракторов Т10М этого же производителя и может оснащаться простой и надежной механической либо более производительной гидромеханической трансмиссией. Несколько модификаций (в том числе болотоходная) позволяют сделать агрегат максимально функциональным. К слову, эта модель стала результатом доработки
Агрегат весьма комфортен в использовании, так как у него существенно снижена вибрация. Это достигается благодаря установке силовой части на амортизационную систему.
В случае гидравлической трансмиссией управление происходит плавно и мягко, а реверс осуществляется даже во время движения. Передачи переключаются одним легким движением, а рычаги не вибрируют.
Башмаки гусениц бульдозера сделаны из особо крепкой стали и держатся на специальных болтах. Сегменты колес весьма долговечны и легко заменяются, а в подшипниках скольжения опорного катка ведущие детали сделаны из бронзы. Отметим еще уплотнение Duo Cone самоподжимного типа, примененное5 в катках и колесах, которое увеличивает ресурс работы машины. Ходовая часть оснащена жесткой балансировочной балкой на рессорах.
Назначение
Предприятия нефтяной, газовой, горной, лесной промышленности, строители и мелиораторы применяют подобную спецтехнику. Машина без рыхления справляется с различными типами грунтов вплоть до третьей категории: песком, гравием, суглинком любой плотности и легкой глиной. Если же поверхность почвы разрыхлена, то бульдозеру под силу работа и с грунтом четвертой категории. Это тяжелая глина, промерзшая земля различного состава (торф, песок, супесь, суглинок, глина).
И для удаления больших снежных завалов весьма практично использовать агрегат Б10М. Отметим, что он может успешно трудиться при холоде в минус 50 градусов и на жаре плюс 40 градусов. Ему не повредят ни излишняя влага, ни пыль в большом количестве, содержащиеся в воздухе. То же самое можно сказать о высокогорных условиях, которые не станут помехой работе бульдозера. Три тысячи метров над уровнем моря – его предел выносливости. Прекрасно работает машина и в субтропическом климате, душном и влажном.
Заключение
Бульдозер Б10М за свою более чем десятилетнюю историю показал себя только с положительной стороны. Потому он пользуется большой популярностью. Стоимость зарубежных аналогов, за некоторыми исключениями, выше порой в 1.5-2 раза. Причем по производительности такие аналоги Б10М не превосходят. Но сложность ремонта и цена запасных частей выше в разы.
Трактор при надлежащем уходе покажет себя только с положительной стороны. Причем вне зависимости от того, какой двигатель используется в эксплуатируемой модификации
Важно лишь помнить, что при приобретении трактора с рук необходимо обратить внимание на все слабые места подобной техники. В первую очередь это касается гидравлической системы
https://youtube.com/watch?v=Mms4kaYkJwM
https://youtube.com/watch?v=t7vGJ_m6wEQ