Виды и особенности трелевочных тракторов

Начало производства МТЗ

В 1948 году Минский тракторный завод (МТЗ, г.

МТЗ-1 и МТЗ-2

Собственно, в скором времени были представлены проекты двух новинок. Агрегаты разрабатывались для взаимодействия с любыми типами прицепов и предназначались преимущественно для полевых работ. При этом они проектировались в следующих вариациях: МТЗ-2 применялся для того чтобы производить обработку культур, обладающих невысокими стеблями, а МТЗ-1 – высокими. Колеи от колес МТЗ-2 совпадали одна с другой, а у МТЗ-1 впереди располагалось одно двойное колесо, колея от которого находилась между колеями расположенных сзади колес. Большие диски задних колес оснащались шинами низкого давления или были изготовлены целиком из металла с грунтозацепами. Агрегаты получили гидросистему, управлявшую навесными прицепами, которые можно было снимать с навесов машин и регулировать.

В 1949 году на предприятии была завершена первая колесная модель МТЗ-1, ставшая «базой» для выпуска агрегата МТЗ-2. Последний в дальнейшем планировали запускать в серийное производство. 1953 год оказался эпохальным для завода, потому как были завершены две первые машины обоих брендов. Агрегаты начали производиться серийно и, по большому счету, решили последующую судьбу предприятия.

KT-12

Весной 1951 года руководство МТЗ приняло от советских властей очередное важнейшее задание – запустить производство тракторов для лесовывозки. В те времена лесозаготовители испытывали в данных агрегатах крайнюю нужду. Непосредственно до их разработки вывоз леса производился посредством лошадей или лебедок. KT-12 являлся первым трелевочным трактором, разработанным в СССР, подобия ему на тот момент времени еще не существовало. Стоит отметить, что агрегат создавался на другом предприятии, где производился до 1951 года, и уже затем был предоставлен «мтзшникам» для запуска в производство.

Кстати, белорусскому предприятию необходимо было исполнить задачу советского правительства в самые короткие сроки, ведь на запуск производства агрегата было выделено лишь три месяца. Тем не менее, предприятие свою задачу осуществило. В 1951 году были завершены первые трактора KT-12. В процессе эксплуатации агрегат неоднократно модифицировался, посредством чего в 1,5 раза был увеличен срок его службы.

ТДТ-40

В 1950 году руководство страны посчитало, что устаревший KT-12 более не справляется с все увеличивающимися нуждами лесозаготовителей. В этой связи МТЗ было дано задание разработать новый трелевочный трактор с более сильным мотором на 60 л.

Вскоре была представлена новая машина, названная ТДТ-40. Техника приобрела огромную популярность как на вывозке ветвей с валки, так и вывозке леса. ТДТ-40 зарекомендовал себя как лучшее решение на различных лесных работах в бездорожице Сибири и в принципе как техника, способная с легкостью преодолевать труднопроходимые дорожные участки. В 1955 году было принято решение запустить производство трелевочника. С 1956 года на МТЗ начали массово производить ТДТ-40. Через некоторое время были закончены работы по разработке первых дизельных моторов для агрегата. Новинка была мощнее своего предшественника на 10 л. с., однако несколько уступала по габаритам и весу.

ТДТ-54 и ТДТ-60

Вскоре МТЗ принялся разрабатывать новые трелевочные тракторы ТДТ-54 и ТДТ-60, которые планировалось использовать на лесозаготовительных работах на севере страны. Первый получил дизельный мотор мощностью 54 л. с., второй – 60 л. с. Несколько прототипов ТДТ-54 сумели пройти соответствующие инспекции и отправились в серийное производство.

На тот момент времени предприятие не было готово разом осуществлять производство гусеничных и колесных тракторов, и в дальнейшем агрегаты на гусеницах передали другим производителям, а белорусский гигант взял на себя колесные машины. На протяжении 7 лет завод производил оба типа машин, пока в 1957 году предприятие не приостановило производство гусеничных агрегатов.

Подвед​ем итоги

Как видно, история именитого белорусского предприятия довольно богата. Следом за ТДТ-54 и ТДТ-60 были представлены агрегаты МТЗ-5, МТЗ-50, а затем и многие другие машины. Но о них мы уже расскажем в другой статье.

Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»

Поиск запроса “первые трактора мтз” по информационным материалам и форуму

Конструктивные особенности

Скиддеры монтируются на базе простых тракторов. На раме трактора установлена ​​платформа для частичной загрузки хлыстов. Он прикреплен к задней части машины.

Еще одной важной особенностью таких тракторов является увеличенная грузоподъемность. Чем больше пятно контакта, тем меньше давление трактора на почву и тем легче он будет двигаться по пересеченной местности

В лесу это крайне важно.

Кроме того, сани должны иметь мощную силовую установку, обладать хорошей проходимостью и способностью работать в сложных погодных условиях. Обычно такая техника оснащается дизельными двигателями. Дополнительно к трактору можно присоединить: раму или платформу для навески, лебедку, челюстной захват и другие аксессуары. Обычно кабина и силовая установка находятся спереди, а рабочая платформа сзади. На это есть практическая причина – когда платформа загружена дровами, машина сбалансирована и легко проходит препятствия. Если одна из сторон утяжелялась, движение по бездорожью сильно затруднялось.

Совместный салазок имеет более широкое применение. Благодаря специальному оборудованию она может рубить деревья, формировать из них связки и транспортировать древесину в нужное место.

Трелёвочники КТ-12 в деле

Проходимость данного трактора была очень хорошей для такого типа спецмашин. Он мог преодолевать с полной загрузкой крутые подъёмы на сухом твердом грунте крутизной до 30-ти градусов, рвы шириною до 1,1 метра, эскарп с высотой стенки 0,6 метра, брод с твёрдым грунтом глубиной до 1,0 метра и двигаться по косогору с боковым креном до 20-ти градусов.

Среднее удельное давление на грунт было достаточно небольшим – 0,039 МПа (0,39 кгс/см2), что позволяло трактору с уверенностью передвигаться по слабым грунтам, а дорожный просвет в 540 мм позволял без особенного труда преодолевать вертикальные профильные препятствия – большие камни, пни и тому подобное. Кстати, не лишним будет заметить, что по последним 2-м показателям трелёвочный трактор КТ-12 даже превосходил славившийся отличной проходимостью знаменитый танк Т-34.

Массовое внедрение в советское лесное хозяйство и лесную промышленность трелёвочных тракторов КТ-12 дали народному хозяйству страны ощутимый экономический эффект. Трелёвочный трактор позволял решить не только проблемы транспортировки хлыстов либо стволов деревьев к погрузочному пункту, но и проблему крупнопакетных погрузок древесины на автомобильный транспорт, и это исключало потребность в специальных погрузчиках либо в стационарных лебёдках.

По официальным цифрам, применение тракторов-трелёвочников КТ-12 и лебёдок для трелёвки леса ТЛ-З повысило уровень механизации трелёвки с 5,6 процентов в 1940 году до 29 процентов к 1950 году. За создание данной модели специального трактора для трелёвки леса группа конструкторов Кировского завода, во главе со знаменитым изобретателем танков Котиным, была удостоена высоких званий лауреатов Сталинской премии.

Снабжение дизельным топливом во второй половине 1950-х годов в Советском Союзе уже стало налаживаться, а у газогенераторных механизмов всё-таки было немало существенных недостатков. Таких, как сниженная мощность мотора при работе на газе, дополнительные сложности при эксплуатации и обслуживании, фактор пожароопасности, Вот почему, сыграв важную, своевременную и позитивную роль, трелёвочные трактора КТ-12 прослужили в отечественных лесхозах сравнительно недолго.

Вряд ли до наших дней сохранились их экземпляры в действующем виде: только на постаменте или в музее. Однако до сих пор в любых лесах на просторах России, от западных её границ до Дальнего Востока, можно встретить немного необычный облик трелёвочного трактора ТДТ-55М «Онежец», который сохранил в себе многие черты неказистого «пионера трелёвки» КТ-12.

Особенности конструкции[править | править код]

На тракторе Т-150К двигатель расположен спереди. К нему крепится муфта сцепления, коробка передач и раздаточная коробка, два выходных вала которые связаны карданными передачами с коническими главными передачами, установленными в заднем и переднем мостах. (Карданная передача к заднему мосту содержит промежуточную опору). Дифференциалы главных передач соединены с планетарными конечными передачами, на которых установлены колёса с тормозами. Привод от двигателя к независимому заднему редуктору вала отбора мощности обеспечивается валом, проходящим внутри трубчатых валов муфты сцепления, коробки передач и раздаточной коробки, а затем карданной передачей с промежуточной опорой. Промежуточные опоры обеспечивают совмещение осей симметрии двойных вилок карданов с осью вертикального шарнира, что позволяет при повороте трактора сделать углы карданных передач минимальными. Поворот трактора осуществляется двумя гидроцилиндрами, разворачивающими полурамы относительно вертикального шарнира.

Двигатель

Специально для трактора Т-150К был разработан дизельный двигатель СМД-60. Двигатель шестицилиндровый V-образный, жидкостного охлаждения с турбонаддувом. Эксплуатационная мощность — 165 л. с. Запуск осуществляется пусковым бензиновым двигателем, который, в свою очередь, запускается электростартёром.

После прекращения производства двигателя СМД-60 на трактор устанавливается безнаддувный шестицилиндровый V-образный, жидкостного охлаждения двигатель ЯМЗ-236Д3 эксплуатационной мощностью 170 л. с. Запуск электростартёрный.

Трансмиссия

Коробка передач имеет несколько диапазонов (замедленый, рабочий, транспортный и задний ход), в каждом из которых 4 передачи, переключаются без разрыва потока мощности. Вторичный вал коробки передач снабжен персональными гидроподжимными муфтами, соединяющими его с ведомыми шестернями четырёх передач. При переключении передач сначала включается гидроподжимная муфта последующей передачи, затем выключается гидроподжимная муфта предыдущей передачи. Долю секунды обе муфты включены, что и обеспечивает безразрывность переключения. Диапазоны переключаются при остановке трактора. Задний мост постоянно ведущий, передний — отключаемый.

Кабина

Шумо-, пыле-, виброизолированная, с 2013 г. оборудованная каркасом безопасности. Кабина находится в зоне центра тяжести, поэтому колебания минимальны и условия труда тракториста максимально комфортны.

Рама

Состоит из передней и задней полурам, связанных вертикальным (для обеспечения поворота трактора) и горизонтальным (для обеспечения контакта с почвой всех четырёх колёс) шарнирами. Полурамы изготовлены из продольных швеллеров (прокат) и поперечных литых брусьев. Соединены элементы рамы заклёпками.

Достоинства трактора Т-150К

  • Возможность работы на магистральных дорогах с твёрдым покрытием за счёт колёсного хода и обеспечения габарита по ширине менее 2,5 м
  • Универсальность. Увеличенная база трактора (расстояние между осями передних и задних колёс), установка одинаковых передних и задних колёс увеличенной грузоподъёмности, наличие свободного пространства на задней полураме позволяют существенно увеличить количество агрегатируемых с трактором сельхозмашин
  • Повышение надёжности и долговечности
  • Улучшение условий труда
  • Повышенные транспортные скорости

Недостатки трактора Т-150К

  • Увеличение удельного давления на грунт в два раза, буксования — в три раза
  • Уменьшение тягового усилия на 20-30 %
  • Уменьшение производительности тракторного агрегата
  • Увеличение расхода топлива на 10 %
  • Увеличение стоимости. Для обеспечения безопасности труда установлена кабина со встроенным каркасом безопасности

Конструкция

Изделие барнаульских мастеров относится к гусеничным тягачам четвёртого класса. В основе лежит рамная конструкция.

Гусеничный трелёвщик ТТ-4 имеет особенность – закрытое днище. В условиях бездорожья, наличие пеньков, коряг такое техническое решение позволило защитить узлы от повреждений.

В описание устройства лесозаготовительной техники входит знакомство с основными узлами:

  • рама;
  • кабина;
  • ходовая часть;
  • двигатель;
  • трансмиссия;
  • навесное оборудование.

Рама

Прочная сварная конструкция, на которой базируются остальные части трелёвщика. Представляет собой трубы, соединённые между собой лонжеронами.

К раме относятся бамперы, крылья, створки днища. Последние имеют шарнирную связь с силовой конструкцией.

Кабина

ТТ-4 трелёвочник снабжён кабиной бескапотного типа. Внутри два посадочных места – водительское и пассажирское для помощника (стропальщика).

Расположение – слева от двигательного отсека (по ходу движения). Регулировка водительским сидением производится посредством гидроамортизатора.

Передняя панель оснащена приборным щитком. Рядом – конструкция по управлению радиаторными шторками. Задняя стенка оснащена рычагом лебёдки. В штатную комплектацию входит:

  • обогреватель лобового стекла;
  • одиночный стеклоочиститель;
  • внутренний вентилятор;
  • водительская медицинская аптечка;
  • солнцезащитный козырёк;
  • термос.

Боковые стёкла регулируются подъёмниками.

Ходовая часть

Натяжение гусениц осуществляется кривошипно-винтовым механизмом. Последний снабжён пружинным амортизатором. Применена полужёсткая подвеска балансирно-рычажного типа.

Двигатель

В дизельном двигателе трактора ТТ-4 находятся вертикально расположенные цилиндры. Используется 4-х тактный рабочий цикл.

Применено водяное охлаждение. Подача топлива производится прямым способом. Смазочное масло подводится дважды: посредством разбрызгивания и продавливается насосом.

Трансмиссия

Коробка передач на ТТ-4 имеет четыре ступени. Оснащена шестерёнчатым типом передачи крутящего момента.

Имеет 8 скоростей при движении вперёд и 4, при обратном направлении. Главная передача состоит из группы конических шестерен со спиралевидным зубом.

Передача крутящего момента на ходовую часть осуществляется сухим сцеплением. Оснащено муфтой с двумя дисками. Рабочее положение – замкнутое состояние. Управление производится педалью, через гидроусилитель.

Виды трелевочных тракторов

Трелевочный транспорт собирается на основе классических видов тракторов. Условно делится по характерным отличительным особенностям:

  • По типу передвижения: колёсная или гусеничная схема;
  • Механизм сбора древесины: чокерные, бесчокерные, с гидравлическим манипулятором.

Захват трелевочный:

Часто встречаются гусеничные модификации, поскольку конструктивно устойчивы и с большей проходимостью. Чокерные транспортные средства способны перемещать брёвна, поваленные вальщиками деревьев. Это тихоходные агрегаты: ОТЗ-420, ТДТ-55, BELARUS ТТР-401М и др. Машины, не оборудованные чокером, укомплектовываются гидравлическим манипулятором, работающим совместно с валочной машиной. Это модели: ЛТ-154, ЛТ-187 и др.

Так же можете прочитать про Трактор Т-40 — Технические характеристики

Востребованные модификации трелеровочных тракторов

Прежде, чем купить трелевочный трактор, будущий владелец должен понимать, что эта разновидность транспортных средств имеет ряд отличий от обычного тягача.

Предприниматель, который работает в сфере лесозаготовок, знает, что использование специализированной техники оправдано. Ведь она создана с учетом всех нюансов, отличается повышенной безопасностью в отличие от агрегатов, для которых функция лесозаготовки второстепенная.

Трактор КТ-12 — первый такой трактор. Он имеет надежный двигатель равный 37 л. силам, и массу более пяти тонн. Скорость передвижения достигает 10 км/ч, а давление на грунт равно 0,04 МПа. Данная модель была разработана на основе боевой техники и имеет повышенную устойчивость в момент движения.

ТДТ 55 и ТДТ 55А сконструированы 16 лет назад специально для того, чтобы валить деревья и транспортировать их. Модели ТДТ 55 и ТДТ 55 А имеют гусеницы вместо колес, что обеспечивает им повышенную проходимость по бездорожью. Двигатель работает на дизельном топливе. Недоработкой моделей можно счесть то, что они сложны в обслуживании, что может привести к ряду соответствующих проблем в использовании техники.

Не так давно данные машины усовершенствовали. Теперь трактор ТДТ-55А обладает следующими характеристиками:

  • дизельный двигатель — 95 л.с.;
  • размеры корпуса агрегата: длина — 5,8 м, ширина — 2,3 м, высота — 2,5 м;
  • масса машины — 9,2 т;
  • максимальная скорость — 12,8 км/ч.

Производитель трактора ЛТ-154 — ООО Лесмашпром. При использовании данной техники совместно с различным навесным оснащением в значительной степени облегчается работа и экономится время. Подобная модель трактора успешно справляется с большими деревьями, перевозя их к месту дальнейшей обработки.

Технические особенности:

  • мотор 130 л.с;
  • масса машины — 6,08 т;
  • максимальная скорость до 10,2 км/ч.

Трактор ТДТ-60 сконструирован в Белоруссии. Применяют данную машину для перевозки деревьев, осуществления погрузочно-разгрузочных работ. Характеристики неплохие: двигатель мощностью в 60 л.с, максимальная рабочая скорость 7,6 км/ч, масса 11 т. Грузоподъемность равняется полутора десяткам кубометров.

Двигатель дизельный. Трактор, невзирая на качество грунта, передвигается с одинаковой скоростью практически по любой твердой поверхности. Благодаря этому, данный спецтранспорт можно эксплуатировать даже в условиях бездорожья.

Трактор J-65a является полным подобием ТДТ-40, который разработан в КНР. Трактор неплохой по показателям, не требует дополнительных навесок для транспортировки леса, за рубежом находит применение. РФ давно от него отказалась.

Трелевочные тракторы 610E готовы работать в сложных эксплуатационных условиях с любыми породами деревьев. Техника отличается высококачественной сборкой, мощностью (205 л.с.) и компактностью. Данная модификация является лидером по ряду параметров (видимость для операторов, скорость, маневренность, мощность). 610Е демонстрируют одинаково высокую производительность, как при работе в труднодоступном месте, так и при мягком грунте или выборочной рубке. Данным тракторам отдают предпочтение профессиональные лесозаготовительные промышленные предприятия.

Благодаря небольшому моторному отсеку производителю удалось существенно улучшить обзор для операторов и наделить машину компактностью. Производитель использует исключительно высококачественные компоненты, что сказывается на длительном эксплуатационном сроке службы и максимальном времени пребывания в работоспособном состоянии.

Модификацию отличает отличная производительность на сложных местностях, благодаря полному тяговому усилию. Операторам 610Е не нужно переключать передачи. Производитель существенно упростил управление. Благодаря электронному управлению в комбинации с гидростатистическим приводом Tigercat предоставляет возможность работы на изменяемых оборотах двигателя. При необходимости в дополнительной мощности увеличение оборотов произойдет в автоматическом режиме. Такое решение способствует экономичному потреблению топлива. Контроль функцией захвата, арки и вождения осуществляется посредством джойстиков.

Устройство трактора ТТ-4

Двухместная кабина и дизельный двигатель трактора расположены спереди. Место водителя находится слева от двигателя. Для комфорта пассажиров, кабина оснащена обогревом и вентилятором. Сиденье оборудовано гидравлическими амортизаторами. Приборы для управления основным функционалом, движением трактора и шторками радиатора размещены на передней стенке. Рычаг для запуска барабана лебедки расположен на задней стенке. В кабине присутствует противосолнечный козырек, предусмотрены места для размещения аптечки и бака питьевой воды. У трактора продуманная система освещения и предусмотрена стеклоочистка. Щит и лебедка расположены сзади трактора, что позволяет выполнять работу погрузки и транспортировки древесины с максимальным удобством. Вес трактора ТТ-4 составляет 12800 кг.

Для защиты деталей и узлов от механических повреждений, дно рамы трактора оборудовано защитой. При транспортировке грузов, задние опоры предотвращают лишнюю нагрузку на трансмиссию и соединительные узлы. Она со щита сразу распределяется на раму трактора. Для присоединения дополнительного оборудования, на раме и бортах предусмотрены специальные приспособления. Комплектацию трактора возможно дополнить:

  • корчевателем
  • задней навеской
  • рыхлителем
  • толкателем
  • буровой установкой
  • бульдозером
  • сварочным агрегатом.

Трансмиссия и подвеска

Модель ТТ-4 оснащена задним ведущим мостом. Лебедка трактора ТТ-4 обладает тяговой силой в 12 тс и 9 тс (тс – тонна-сила), а максимальная нагрузка на щит составляет 6 тонн. Коробка передач, конечные передачи и задний мост жестко соединены между собой корпусами. В трансмиссию так же входят: раздаточная коробка, привод насоса гидравлической системы и карданная передача. Узлы системы управления трансмиссией расположены снаружи. Использование приводов управления обеспечивает:

  • плавную остановку и движение трактора с места;
  • переключение передач под нагрузкой во время движения трактора;
  • переключение диапазонов;
  • плавное и независимое включение вала отбора мощности;
  • включение первой передачи при остановке трактора;
  • маневренность и повороты трактора;
  • торможение и притормаживание трактора на склоне.

12 скоростных режимов обеспечивает реверсивная коробка передач трактора ТТ-4 (4 назад и 8 скоростей вперед). Раздаточная коробка распределяет мощность двигателя между редуктором лебедки и коробкой передач. Балансирная подвеска трактора включает четыре подвески – по две на каждый борт. Задние каретки объединяют по три катка, а передние – по два.

Двигатель трактора ТТ-4

Дизельный двигатель АМ-01 МЛ имеет мощность 110 лошадиных сил. В среднем работает на скорости 1600 об/мин. Оснащен двигатель комбинированной системой смазки. Циркуляция смазки обеспечивается двухсекционным шестеренным насосом. Дизельное питание поддерживает работу насосов трактора – подкачивающего и топливного. От него также зависит работа воздухоочистителя, форсунок, трубопровода и топливного бака. Трактор может развить максимальную скорость в 20 км/час.

Тракторы с дополнительным оборудованием

Однорядный масляный четырехходовой радиатор, пятирядный водный радиатор и шторки регулируют тепловой режим. Пусковой двухтактный мотор ПД-10У и электростартер СТ-350 отвечают за запуск мотора. Трактор оборудован жидкостным подогревателем модели ПЖ-300. Он поддерживает нормальный режим работы и подогрев неработающего двигателя трактора после длительных стоянок в зимнее время.

Топливная система очистки имеет три степени (используются фильтры грубой, тонкой и контрольной очистки). Уровень очистки воздуха в 98,5% так же достигался с помощью трех степеней очистки воздухоочистителя.

Растущие требования производства стали толчком для появления трактора на базе ТТ-4 с расширенными возможностями. Таким образом, появилась модель ТТ-4М.

Марки трелевочных тракторов

Трелевочная техника востребована в лесозаготовительной промышленности. Поскольку заготовка древесины необходима, тихоходные агрегаты выпускают в большинстве стран. В зависимости от производителя, меняются характеристики машин. Каждый пытается привлечь пользователя, внося в продукцию технические коррективы.

Рынок богат продукцией, зарубежного и местного выпуска. Кроме того, в хозяйствах встречаются машины, выпущенные в СССР. Среди российской техники пользуется спросом продукция Барнаульского, Кировского, Онежского заводов и другие. Зарубежная техника известна продукцией компаний «Caterpillar», «John Deere» и др.

Преимущества и недостатки

У ТТ-4М есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Среди преимуществ трактора называют следующие особенности:

  • надежность. Трактор прошел немало испытаний при различных условиях работы. Он прекрасно показал себя при минусовых температурах и на болотистых участках леса;
  • показатели проходимости. При помощи гусеничного движителя, трактор преодолевает даже самые тяжелые покрытия;
  • универсальность. Благодаря широкому ассортименту дополнительного оборудования, трактор выполняет разные задачи в лесозаготовительной промышленности.

Но есть у ТТ-4М и минусы:

  • отсутствие кондиционера, который улучшил бы работоспособность в жаркое время;
  • высокая стоимость машины;
  • высокий расход топлива.

Технические характеристики трактора ТТ-4

Модель

ТТ-4

ТТ-4М

Тяговый класс

4

4

Назначение

Базовое гусеничное шасси общего назначения

Базовое гусеничное шасси общего назначения

Марка двигателя

АМ-01 МЛ

А-01 МРСИ / Д-461 турбо

Мощность двигателя при 1600 об/мин л.с.

110

130 / 168

Удельный расход топлива (двигатель А-01 МРСИ), г/кВт*

250

227 (погрешность 15)

Тип двигателя

четырехтактный дизель, 6-цилиндровый, с непосредственным впрыском

дизельный, 6-цилиндровый, рядный, четырехтактный

Ход поршня, см

14

14

Диаметр цилиндра, см

13

13

Тип подвески

балансиры на продольных рычагах

полужесткая, с балансирно-рычажным механизмом

Трансмиссия

Механическая

Механическая / Гидравлическая

Давление на грунт (удельное), кПа

44

33

Предельный угол подъема, преодолеваемый трактором, рад (град)

44 (25)

44(25)

Макс. высота преодолеваемого препятствия, м

0,6

0,6

Максимальная глубина преодолеваемого брода, м

0,8

0,8

Ширина гусеницы, мм

500

500 / 550

Число гусеничных звеньев, шт

69

69

Шаг 1го звена, см

15

15

База трактора, м2,722,88

Габаритные размеры, мм:.

ширина

2500

2700

длина

6000

5927

высота

2750

2957

Размер колеи, м

2,0

2,0

Число опорных катков

3+3+2+2

5+5

Дорожный просвет, мм

490

537

Число передач: Вперед

88
Число передач: Назад4

4

Диапазон скоростей, км/ч:. Вперед

2020
Диапазон скоростей, км/ч:. Назад3,4

2,57

Ёмкость топливного бака, л

135135
Вместимость бака гидравлической жидкости, л.160

160

Максимальная грузоподъемность, кН/ кг

58,83/6000113,5 /11600
Вес трактора (эксплуатационный), кг12800

12600

Модификация трактора ТТ-4М обладает значительно большей грузоподъемностью. Он оснащен двигателем большей мощности и создает меньшее давление на грунт. Его производство началось в 1987 году. На его базе создали линейку дополнительных моделей:

  • ТТ-4М-01 – модель не включает погрузочного механизма, блока лебедки и гидропривода погрузочного устройства. Это увеличивает грузоподъёмность шасси до 9,2 тонн. Модель создана как база для установки специальных машин. Его можно модифицировать под конкретные нужды производства.
  • ТТ-4М-04 – модель укомплектована толкателем.
  • ТТ-4М-07 – модель, в комплектацию которой входит бульдозер.

Работа трактора на бездорожье

Плюсы и минусы трактора

Машина стала абсолютно не заменимой в лесохозяйственной деятельности – трактор ТТ-4 в лесу безоговорочно доказал свою практичность и маневренность. Со временем, он стал базой для создания более современных машин. Но при всех ее достоинствах, такой трактор никогда не был дешевым в эксплуатации. Машина довольно прожорлива», а ее комплектующие стоят достаточно дорого. Официально, производство тракторов завершилось в 2010 году. Производство, обслуживание и доработку этой линейки взяли на себя более мелкие частные предприятия.

ТТ-4, вид сбоку

Заключение

Трелевочный трактор ТТ-4 приспособлен для работы фактически в любых дорожных и погодных условиях. Он прост в устройстве и обслуживании. Гибкость при смене и дополнении модификаций добавляет трактору дополнительную положительную характеристику. ТТ-4 выгодно отличается от других тракторов подобного типа своей маневренностью, высокой проходимостью, производительностью, экономичностью и долговечностью.

Трелевочный трактор ТТ-4 в работе

Марина

Апрель 22, 2018

Рейтинг статьи:

Загрузка…

Это интересно: Классификация тяговых классов тракторов: знакомим с вопросом

Последовательность работ

Трелевка с тракторами, имеющими проверку на юз, включает следующие этапы:

  • прибытие незагруженного трактора к месту сбора посылки
  • поворот и очистка трактора
  • тянуть буксировочные тросы и чокеры
  • удушающие кнуты (деревья)
  • коллекция пакетов
  • движение трактора с грузом к месту погрузки
  • отключение пакета
  • стыковое выравнивание.

Существует несколько видов чипсов:

  • стандартный контроллер
  • с плавающим крючком
  • с клиновым креплением (съемное
  • из скрученной веревки
  • крючком в виде восьмерки”.

Трактор движется к месту работы на 3-4 передаче. Вблизи пункта сбора, на расстоянии 5-15 м, тракторист должен развернуть трактор и подвести его задом к затылку (верхушкам) спиленных деревьев или хлыстам. Буксировочный трос трактора должен тянуть рабочий (чокер). Веревку необходимо оттянуть назад примерно на 10-15 м. Если расстояние больше, стоит собирать пакет в два этапа с заездом трактора на пасеку. Деревья затыкаются за комлем примерно в 0,5-0,7 м от торца.

Для перемещения обуха по дереву за пень крючок дросселя необходимо зацепить за сторону дерева, противоположную движению, чтобы он поворачивался при натягивании каната. Заглушку за верхушку проводят на расстоянии 0,7 — 1,2 м от торца. Небольшие деревья, расположенные на близком расстоянии, зацепляются одним штуцером. Для уменьшения износа буксировочного троса необходимо, чтобы разбег торцов (пиков), а именно расстояние между ними по длине ствола, не превышал 6-8 м.

В процессе сбора пакета внимательно следите, чтобы чокеры не зацепились сами за себя, деревья не застряли в пнях, а также не заклинили между пнями. Если это все еще происходит, как можно скорее выключите лебедку трактора и устраните неисправность. Чтобы трактор оставался маневренным, собирайте мешок с поднятым щитком и опускайте его только для перетаскивания сформированного пакета.

С грузом трактор должен двигаться на 2-3 передачах. В сложных районах древесину перевозят следующим образом:

  • трактор сбрасывает пакет со щита
  • проходит сложный участок пустым
  • натягивает мешок лебедкой обратно на щит.

Основным недостатком тракторов с чокерным оборудованием является необходимость выполнения ими ручных приемов (натягивание каната, удушение, отцепление мешка). Этого недостатка можно избежать, если использовать бесколлекторную тягу.

Об истории создания и производства трактора КТ-12

Первоначально для трелёвки древесины использовали трактора сельскохозяйственные или общего назначения, оснащая их соответствующими механизмами – лебёдками и стальными канатами. А до 1940-х годов древесину вообще вытаскивали с делянок, как при царе Горохе – лошадками.

Однако же обыкновенные трактора не очень подходили для данной работы. Да и мощности для трелёвки крупного леса у техники общего назначения не всегда хватало. Это в европейской части страны лес ещё более-менее посильный для подобной техники, а вот лес за Уралом и в дальневосточных регионах требовал более сильной и маневренной техники.

Захламлённость леса в некоторых районах, заболоченность и многочисленные осадки дождей и снегопадов требовали для лесной отрасли решительных перемен в тракторостроении специального назначения. Поэтому, с целью устранения недостатков, присущих использованию на лесозаготовках тракторов сельскохозяйственных и общего назначения, в период с 1945-го по 1948-й годы в СССР были развёрнуты работы по изысканию нового варианта компоновки трактора, который был бы специально предназначен для работы на вывозе леса.

В основу разработки была положена идея понизить сопротивление волочению пачки хлыстов или деревьев, путём частичного их расположения прямо на спецмашине. Стартовый вариант трелёвочного трактора, выполненный на базе сельскохозяйственного трактора АТЗ-НАТИ, был разработан уже в 1945-м году, в Центральном конструкторском бюро Министерства лесной промышленности.

Вторым вариантом трелёвочного трактора стала спецмашина, разработанная в 1946 году сектором трелёвки Центрального НИИ механизации и электрификации лесной промышленности. В том же году в ЛТА имени Кирова, на кафедре тяговых машин тоже были начаты работы по созданию специального лесопромышленного трелёвочного трактора. Основным и практически единственным назначением каждой из этих спецмашин должна была стать трелёвка деревьев и (или) хлыстов.

Все эти разработки легли в основу трелёвочного трактора КТ-12, первые десять экземпляров которого были созданы к 7 ноября 1947 года и прошли в праздничной колонне Кировского завода в ходе демонстрации 7 ноября 1947 года. После завершения всех испытаний и приёмки Государственной комиссией, в 1948 году трелёвочник КТ-12 был рекомендован к серийному выпуску, и с января 1949-го поступил в серийное производство.

Его доработка и модернизация продолжалась все годы выпуска модели, вплоть до 1956 года. Доработки эти были направлены на улучшения компоновки трактора, с целью достижения более равномерной загрузки элементов его ходовой системы, а также улучшения устойчивости. Также модернизациям подверглись силовая установка и рама трактора КТ-12. Вместо первоначального мотора ЗИС-21А стал использоваться газовый двигатель ГД-ЗО, длину рамы трактора увеличили. А силовой агрегат с коробкой передач, лебёдка, газогенераторная установка и щит передвинули по этой раме немного вперёд. Данные конструктивные изменения улучшили тягово-эксплуатационные характеристики трелёвочного трактора КТ-12.

Через 1,5-2 года после начала серийного производства правительством было решено, что Кировский завод передаст всю документацию, оснастку, специализированные станки и механизмы Минскому тракторному заводу. На этом предприятии КТ-12 серийно выпускали с 1951-го по 1956 гг. Пока на смену ему не пришли более мощные и современные трелёвочники модели ТДТ-40 – с двигателями, работающими на дизельном топливе. Они также применялись и в вооружённых силах, в качестве эвакуационных спецмашин.

В популярнейшей советской кинокомедии 1961 года «Девчата» можно мимоходом увидеть в кадре трелёвочник КТ-12 (хотя, вполне может быть, что это был и ТДТ-40, созданный и запущенный в производство вслед за КТ-12 (спереди они очень похожи друг на друга).

Первоначальным решением двигателя для серийных КТ-12 стал шестицилиндровый карбюраторный мотор ЗИС-21А мощностью 25.7 кВт (35л.с.), работающий вместе с газогенераторной установкой.

Ходовая система

В ходовую систему входит гусеничный движитель, рычажно-балансирные каретки (две передние и две задние) и две рессоры. Высокая приспособляемость к неровности пути достигается за счет балансирно-рычажного механизма, оно допускает независимое качение катков.

Гусеницы

Непосредственно контактирующей с неровной поверхностью дорог частью ходовой системы являются — гусеницы. Для данного трактора применяются гусеницы собранные из 69 цельнолитых звеньев.

Каретка подвеса

Механизм состоит из пары кареток на сторону. Передняя каретка больше по размеру, состоят из двух катков закрепленных на балансире и переднего рычага. Задняя каретка представляет собой конструкцию из трех катков, заднего рычага и балансира.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий