Двигатель
На колесном ЮМЗ-6 производитель установил 4-цилиндровый 4-тактный дизель водяного охлаждения без турбонаддува. Базовая модель трактора оснащалась двумя разными моделями силовых агрегатов: Д-65 и Д-242-71.
Двигатель Д-65 | |
Мощность двигателя | 45,6 кВт (61,9 л.с.) |
Номинальная скорость | 1750 об/мин |
Крутящий момент (максимальное значение) | 270нм |
Диаметр цилиндра | 11см |
Расход топлива | 245 г/кВт*ч |
Объем работы | 4,94 литра |
Ход поршня | 13см |
Силовой агрегат Д-242-71 отличался повышенными характеристиками. Обе модели двигателей отличались высокой надежностью.
Двигатель Д-242-71 | |
Мощность двигателя | 46 кВт (62,5 л.с.) |
Номинальная скорость | 1800 об/мин |
Крутящий момент (максимальное значение) | 241нм |
Расход топлива | 226 г/кВт*ч |
Диаметр цилиндра | 11см |
Ход поршня | 12,5 см |
Объем работы | 4,75 литра |
Топливный бак трактора ЮМЗ-6 вмещает 90 литров дизельного топлива. Максимальная скорость работы с опережением 11,1 км/ч, максимальная транспортная (с опережением) 24,5 км/ч. При движении задним ходом ЮМЗ-6 максимальная скорость 5,7 км/ч. Радиус поворота машины составляет 5 м.
Основные характеристики тракторной техники
Производство тракторов было налажено в Днепропетровске (ныне город Днепр, Украина) в 1996 году. В основу технических характеристик трактора ЮМЗ-6КЛ лег образ серии МТЗ-5. С учетом того, что производственные возможности завода в далекие 60-е годы прошлого века были направлены на оборонную промышленность, удалось в полной мере реализовать технические решения, обеспечивающие надежность и долговечность тракторной техники нового поколения.
Для оборонного завода были приемлемы правила военной приемки, и это не обошло стороной и трактор ЮМЗ-6, сразу закрепивший за собой славу «несокрушимой бригады». Для достоверности фактов можно привести следующие цифры: первое производство техники было запущено в 1966 году, а ровно через 2 года завод получил заказ на выпуск 100 тысяч единиц. При этом конструкция трактора выглядела достаточно классической: основная полурама машины, где располагался механизм переднего моста, а также четырехтактный двигатель. В задней части машины размещалась рабочая кабина оператора оборудования.
Агрегат был максимально адаптирован для работы в условиях низких температур, несмотря на выявленные неисправности в гидроусилителе руля трактора ЮМЗ-6 АКЛ. Оборудование отлично запускалось при температуре -40С, при температуре +40С сбоев не было. Изначально производитель решил выпускать только один продукт, ориентированный на потребителя: сельхозпроизводитель. Чуть позже стало ясно, что строителям, коммунальщикам и производственникам потребуется дополнительная техника на предприятии. Дополнения и приспособления позволили расширить технические возможности тракторной техники, достаточно упомянуть плуг серии ППО 8-40, увеличивший производительность машины в сотни раз по сравнению с ручной работой.
ЮМЗ-6КЛ с отвалом и ковшом
Технические характеристики трактора ЮМЗ
Параметр | Значение |
---|---|
Тяговый класс машины | 1,4 |
Скорость передвижения | От 2,1 до 24,5 км в час |
Тип двигателя | Д-65 север |
Объем двигателя | 4,94 литра |
Мощность двигателя | 60 л.с |
Длина | 4065мм |
Широкий | 1884мм |
Высота | 2730мм |
Вес машины | 3400 кг |
Агротехническое разрешение | 650мм |
Рулевое управление | Гидростатическое механическое управление доступно по запросу |
Система торможения | Диски сухие, передача осуществляется по типу задних колес |
Передние шины | Формула 9 х 20 |
Задние шины | Формула 15 х 38 |
Электрическое оборудование | 12 вольт |
Давление в системах | 14МПа |
Количество передач | 5+1 |
Расходуемая часть топлива | 3,8 литра в час |
Объем топливного бака | 90 литров |
Объем системы охлаждения | 29 литров |
Ресурс часов ремонта | 12000 часов |
Под заказ изготавливается полный комплект шин в размере 9,5-42. Возможно исполнение на полугусеничном ходу. Внедрен предпусковой подогреватель, есть теплоизоляционный кожух. Для веса ручки допускается увеличение механических характеристик.
Дополнительное оборудование трактора включает в себя следующие компоненты:
- Удлинитель спойлеров задних колес.
- Вариант ТСУ-2.
- Введение балластных грузов.
- Использование сменной ручки.
- ВОМ
- Внедрение разделительных муфт.
- Соединения расширения ВОМ.
- Использование внешних гидроцилиндров.
- Применение лианы типа СН-5А.
- Электрический стартер.
- Режим запуска для запуска машины.
История
Трактор ЮМЗ-6 производился на Южном машиностроительном заводе (г. Днепропетровск, ныне – г. Днепр, Украина).
Решение о строительстве автозавода в Днепропетровске приняли после освобождения города летом 1944 года. Планировалось выпускать грузовики ГАЗ-51, но потом «передумали». ДАЗ переключился на сборку ЗИС-150. В 1951 году ДМЗ стал «почтовым ящиком №186», получил секретный №586 и занялся изготовлением баллистических ракет конструктора С. Королева, а также другой военной техники. Производство грузовиков свернули. Позже ДМЗ вошел в состав ПО Южмаш.
В 1953 году, для прикрытия выпуска межконтинентальных ракет, была разработана легенда (как и для всех закрытых заводов СССР), согласно которой с 1954 года ДМЗ начал выпускать трактора общего назначения. (Они считались побочной продукцией. Тем не менее, выпуск техники на номерном заводе, из своих запчастей, прошедших единый для всех конвейеров военный ОТК, обусловил высокое качество ЮМЗ-6). Первенцем был МТЗ-2 (1954-1958 гг.), собранный из белорусских комплектующих. Затем – МТЗ-5 (1958 – 1972 гг.). Эту модель специалисты МТЗ (г. Минск) и ДМЗ уже разрабатывали совместно. Трактор впоследствии назвали ЮМЗ-5, но торговая марка «Беларусь» так за ним и осталась (это был один из элементов легенды прикрытия). В 1966 году завод №586 переименовали в ЮМЗ.
Первый ЮМЗ-6 сошел с конвейера в 1966 году. Серийно трактор начали выпускать с 1970 года. Не смотря на то, что модель создана на базе МТЗ-5, и сохранила преемственность конструкции, она уже считается собственной продукцией ЮМЗ, которая просто очень похожа на технику, собранную в Минске. С этого времени ЮМЗ и МТЗ – две различные марки. Эта особенность проявилась и в подходе к проектированию. Если белорусские модели все более усложнялись, то инженеры ЮМЗ ставили на свое детище такие узлы, которые легко снимались и ремонтировались в условиях колхозной мастерской. Это был самый простой и надежный советский трактор.
В 1972 году ЮМЗ-6Л/6М признан лучшим трактором прошедшего года. В 1974 г. – получил Знак Качества. В это же время документацию на ЮМЗ-6 продали шведам, которые, после глубокой модернизации, с 1976 по 1982 год выпускали на ее основе Volvo BM-700.
Немного истории создания тракторов
Общим для обеих тракторов является базовая модель, а именно трактор МТЗ 5, разработанный и пущенный в серийное производство Минским Тракторным Заводом в 1956 году, который и стал основой для проектирования МТЗ 50, МТЗ 80 в Минске и ЮМЗ 6 в Днепропетровске.
Естественно техническим проектным доминантой здесь выступает именно Минский Завод, который изначально разработал и выпустил МТЗ 5. Днепропетровскому Южному Машиностроительному Заводу МТЗ 5 достался от Минского Завода в рамках диверсификации и увеличения объёмов производства тракторов сельхоз. назначения в СССР. В последствии каждый завод пошёл по своему пути усовершенствования и технической модернизации существующей модели.
Рождение МТЗ 80
Концепция технической реализации модели МТЗ 80 с 1974 года заключается в полной переработке предшествующей модели МТЗ-50 , где от базовой машины МТЗ 5 осталась только его полурамная основа с принципиальным размещением силового агрегата и узлов трансмиссии
Разработчики сконцентрировали своё внимание на полной переработке и расширении функционала трансмиссии, усовершенствовании эксплуатационных качеств и системы управления, частично реализованных в МТЗ-50. Всё это расширило возможности агрегатирования нового универсально-пропашного трактора в составе с прицепными и навесными машинами всех типов
Кроме этого предприятие, впоследствии, сохраняя потенциал технических новаций, сумело не только продолжить модернизацию модели МТЗ 80(82), но и беря за основу данную модель выпустило целое семейство современных моделей тракторов в тяговом классе 1.4 т.с., которые выпускаются в настоящее время. В этом смысле завод реализовался как тракторное производство, занимающее одно из лидирующих положений в мире с богатой традицией и мощным конструкторским потенциалом.
Стратегия завода ЮМЗ
Ставя в производство новый трактор ЮМЗ-6 в 1970 году завод не стал радикально менять конструкцию базовой модели. Машина, в большей части, приняла конструкцию трансмиссии МТЗ 5. К основным изменениям относятся установка более мощного двигателя, сцепления и оснащение рулевого управления гидроусилителем для более комфортного управления. Остальные обновления не имеют глобального значения так, как связаны либо с внешним оперением машины, либо с интерьером кабины. Но вместе с этим нельзя сказать, что данная стратегия была проигрышной, потому как машина вполне отвечала функционалу и требованиям к универсально-пропашным тракторам и завоевала широкую популярность в народном хозяйстве.
В последствии Южный Машиностроительный Завод выпустил несколько модификаций данной машины, изменения в которых были связаны с повышением эргономики трактора, а также могли отличатся системой запуска дизеля и размером кабины. Активный выпуск тракторов ЮМЗ-6 велся до 2000х годов и прекратился в связи с деградацией хозяйственной деятельности завода производителя. Некоторый период времени данная модель трактора выпускалась Омским Заводом Автотранспортного Машиностроения, где машина производилась в качестве базы под экскаватор ЭО-2621, именуемый в народе «Петушок».
Технические характеристики
Машина ЮМЗ 6 и ее технические характеристики имеют следующие значения:
- эксплуатационная масса – 3 895 тонн;
- растягивающее усилие — 14,0 кН;
- скорость движения – 24,5 км/ч;
- количество передач — 6;
- радиус поворота — 5,0 м;
- колесная база – 2,45 м;
- максимальная масса прицепа — 6,0 тонн;
- диапазон рабочих температур: от -40 до +40 С;
- дорожный просвет: передняя ось — 0,45 м, задняя ось — 0,64 м;
- глубина брода, который способен преодолеть трактор, составляет 0,8 м;
- габариты трактора: длина – 3,69 м, ширина – 1884 м, высота – 2,66 м;
- емкость топливного бака — 90,0 л;
- объем системы охлаждения 29,0 л.
Обслуживание техники
ЮМЗ 6 отличается высоким уровнем надежности и нетребователен к качеству топлива, но, как и любая техника, нуждается в периодическом обслуживании. К данной категории работ относятся следующие мероприятия: проверка работоспособности главной передачи, контроль работы заднего моста, устранение люфта рулевого управления, проверка коробки передач, регулировка клапанов и механизма сцепления.
Характеристики двигателя
На трактор устанавливался четырехтактный дизельный двигатель ЮМЗ без турбонаддува с частотой вращения коленчатого вала 1800 об/мин. Он может быть двух видов:
- «Д-242-71». Его мощность составляла 62 л.с., рабочий объем достигал 4,75 л, крутящий момент — 241 Нм;
- «Д-65». Мощность этого агрегата составляла 60 л.с., рабочий объем – 4,94 литра, величина крутящего момента – 270 Нм.
Для этих типов двигателей расход топлива ЮМЗ 6 составляет 245 г/кВт в час.
Кабина трактора ЮМЗ 6
Особенности кабины
Кабина трактора закреплена на раме с помощью специальных амортизаторов из резиновых деталей. Его внутреннее пространство состоит из следующих компонентов:
- подрессоренное сиденье водителя;
- рулевое устройство, с возможностью изменения высоты и угла наклона;
- рычаги управления;
- педали сцепления и тормоза;
- приборная панель, на которой расположены датчики для контроля работоспособности всех систем и рабочих органов.
Кабина оснащена большими зеркалами заднего вида и солнцезащитными элементами. Отопительный прибор и вентиляторы отвечают за климат-контроль. В комплектацию входит бак для воды и приспособление для его фиксации в кабине.
Трактор ЮМЗ-6
Упомянутую технику выпускали в 1966-2001 годах, а в качестве базы использовали трактор МТЗ-5. В СССР модель произвела настоящий фурор, поскольку агрономы сразу оценили стойкость и прочие преимущества агрегата.
Технические характеристики и конструкционные особенности трактора ЮМЗ 6
- Тяговый класс – 1,4;
- Расход топлива – 3,8 л/ч;
- Вид коробки передач – механическая;
- Вид кабины – безопасная с печкой для отопления;
- Мощность двигателя – 60 л. с.;
- Рабочий объем двигателя – 4,94 л;
- Тип двигателя – двигатель Д-65Н;
- Вес – 3400 кг.
Для более продуктивного знакомства с объектом следует взглянуть на него «изнутри».
Двигатель
Двигатель оснащен четырьмя цилиндрами и не обладает турбонаддувом. Запускаться может либо с помощью электрического стартера, либо же посредством пускового двигателя. Этот момент зависит от типа сборки.
Трансмиссия
Механический тип рассчитан на 9 скоростей. Редуктор привода агрегата и коробка передач управляются только с помощью одного рычага.
Ходовая часть
Благодаря жесткой подвеске с механической блокировкой дифференциала оператор управляет задними колесами, а передние дополнены портальной жесткой подвеской. Чтобы лучше разобраться в особенностях ходовой части, необходимо ознакомиться со схемой КПП:
Электрика
Дизельный мотор и пусковой двигатель запускаются благодаря постоянному току напряжением 12 вольт. С помощью цветной электросхемы можно в более доступной форме разобраться в особенностях конструкции:
Стоит отметить, что семейство тракторов включает в себя 4 модификации ЮМЗ-6:
- Трактор ЮМЗ-6Л. Множество деталей и особенностей конструкции аналогичны МТЗ-5. Модель дополнили капотом со скругленной радиаторной решеткой;
- Трактор ЮМЗ-6АЛ. Это приспособление имело новую рулевую колонку, которая регулировалась по углу наклона. Оно отличалось доработанными тормозными механизмами, капотом прямоугольного плана и несколько измененной приборной панелью;
- Трактор ЮМЗ-6КЛ. Воспринимался многими в качестве промышленной версии ЮМЗ-6, которая получила специальные места для крепления для экскаватора и бульдозера. В «помощнике» не было задней навесно системы;
- Трактор ЮМЗ-6АКМ. Модель считается одной из самых востребованных на отечественном пространстве. Устройство используется для реализации работ сельскохозяйственного плана, в процессе строительства, в промышленности и даже для коммунального и лесного хозяйства. Обладает гидравлической системой с силовым и позиционным регулятором.
Руководство по эксплуатации ЮМЗ-6
Чтобы разобраться в ремонте агрегата и сделать все необходимые работы своими руками, следует ознакомиться с представленным на нашем сайте руководством по эксплуатации, ведь благодаря грамотному описанию всех процессов, регулировка сцепления, подбор запчастей, настройка плуга будут простыми процедурами. Более того, теперь даже для того, чтобы отрегулировать клапан не надо будет вызывать мастера.
Важный факт: поскольку уже многие специалисты успели разобраться со спецификой «внутренностей» трактора ЮМЗ-6, не удивительно, что начали появляться ответы на вопросы, касающиеся переделок. На нашем портале можно найти множество полезных видео, позволяющих наглядно увидеть сам процесс преображения классического агрегата.
Навесное оборудование
Спецтранспорт ЮМЗ 6 используется с различными навесными установками, т.к. трактор применяется во многих отраслях производства. Применяется с сельхозтехникой:
- боронующими агрегатами;
- посевными машинами;
- плугами;
- культивационными агрегатами;
- опрыскивателями;
- косилками.
С агрегатами общего (основного) функционирования:
- компрессорными установками;
- сварочными инверторами.
Для перевозки различных грузов на технике допускается установка прицепов и полуприцепов. К задней части КПП оборудован кронштейн для крепления вышеперечисленного навесного оснащения. Конструкция состоит из 4 звеньев и 3 точек крепления, оснащена подвижным механизмом, способным перемещать оборудование вертикально на 75 см вверх и вниз.
Навесное оборудование имеет следующее устройство:
- сцепной фиксирующий механизм;
- тягово-сцепной механизм типа СА-1, который позволяет управлять элементом с кабины водителя;
- ВОМ оснащен кожухом.
Задняя часть агрегата оборудована гидравликой, пневматикой и электросистемой, которые обеспечивают подключение навесных устройств к проводке. Упрощенная конструкция дает возможность подключить оборудование самостоятельно, без привлечения подсобных рабочих.
История создания и описание агрегата
Впервые ЮМЗ 6 увидел мир в 1966 г. Серийный выпуск начат в 1970. За 2 года производства завод изготовитель трактора ЮМЗ произвел более 100 000 экземпляров. Модельный ряд ЮМЗ 6 создавалась по образцу самоходного агрегата белорусского тракторного завода МТЗ-5, ежегодно усложняемой конструкторами. Расшифровка ЮМЗ – это аббревиатура от названия Южного Машиностроительного Завода. Инженеры оснащали агрегат упрощенными техузлами, что позволяло производить обслуживание спецтехники в колхозном гараже. В результате ЮМЗ 6 признали надежнейшим и простейшим тягачем в СССР, который разрабатывался для основных работ и применялся на стройке, для сельскохозяйственных нужд, коммунальных служб и промышленных сфер.
Агрегат производился до 2001 года, позже был признан устаревшим и снят с производства. Завод перевели на выпуск осовремененных моделей спецтехники. Старые экземпляры ЮМЗ 6 не теряют популярности во многих странах, они незаменимы на полевых работах и в других отраслях.
Трактор был очень популярным в период своего производства
Модификации
За 30 с лишним лет на Днепропетровском машзаводе, где выпускают трактор ЮМЗ, были созданы 4 модификации самоходных машин по базовой модели:
- ЮМЗ 6Л/ 6М – 1 выпуск, отличительная черта – форма радиаторной решетки и круглые фары, похожи на МТЗ – 5.
- ЮМЗ 6АЛ/6АМ – имеет особенную прямоугольную форму капота, изменившуюся консоль. Установка рулевого редуктора, регулируемого по наклону и высоте, полностью усовершенствованного тормозного механизма.
- ЮМЗ 6 КЛ/6 КМ – модель производилась для промышленных целей. Заднее навесное устройство заменили лопата-отвал и ковш-рыхлитель. Улучшился вид из кабины. Устаревшую серию 6Л заменили на 6К, которая была названа базовой моделью и выпускалась с задним навесным устройством для работы в колхозах. Фото трактора ЮМЗ всех модификаций можно посмотреть в сети.
- ЮМЗ 6АКЛ/6 АКМ – выпуск начался в 1978. Изменился дизайн кабины, был установлен позитивный и силовой регулятор, усовершенствовалась гидравлика.
Характеристики ЮМЗ-6
В первоначальном исполнении трактор ЮМЗ-6 оснащался дизельной, четырехтактной, безкомпрессорной силовой установкой, номинальной мощностью 65 лошадиных сил. На трактор могут быть установлены два варианта двигателей, один из них марки Д65-Н оснащался пусковым двигателем, а двигатель марки Д65-М укомплектован электрическим стартером марки СТ212Р1.
Скорость движения, которую максимально развивает трактор, составляет 24,5 км/час. Масса трактора с конструктивной кабиной достигает 3200 кг, при этом колея трактора регулируется в пределах 1400-1800мм, а удельный расход топлива 185 л. Кроме того максимальный преодолеваемый уклон МТЗ составляет не более 10°.
Надежности этой 30-и летней модели позавидую многие современники
Технические характеристики ЮМЗ-6 относящиеся к ходовой части включают в себя, конструкцию переднего моста, реализованную в виде жесткой портальной подвески, применение двух поточной муфты сцепления, управление КПП и редуктором приводов осуществляемое одним рычагом, а также рулевую колонку, регулируемую по высоте и углу установки. Кроме того гидравлическая навесная система реализована в раздельно агрегатном виде без устройств автоматизации, а регулировка колеи задних колес производится в плавном режиме.
Знакомимся с новыми моделями ЮМЗ
Конечно же, со временем модельный ряд тракторов пополнился новыми вариантами с улучшенными характеристиками.
Трактор ЮМЗ 8040
Агрегат является универсальным приспособлением для работы в самых разных сферах. Оснащен специальной передней осью арочного типа.
Технические характеристики:
- Тяговый класс – 1,4;
- Колесная формула – 4х2;
- Мощность – 80 л. с.;
- Грузоподъемность – 2500 кг;
- Запуск осуществляется с помощью электростартера;
- Частота вращения коленвала – 2200 об/мин;
- Тормоза – сухие, дисковые;
- Масса – 4103 кг.
Трактор считается более современным и мощным, ведь он оснащен 9-тискоростной коробкой передач и особой системой, позволяющей автоматически регулировать глубину обработки почвы.
Трактор ЮМЗ 8244
Особенностью устройства является использование итальянской передней оси балочного типа. Усилены трансмиссия и механизм системы гидронавесного плана.
Технические характеристики:
- Масса эксплуатационная (с балластом) – 4535 кг;
- Вид запуска – элетростартерный;
- Колесная база – 4х4;
- Тип аккумулятора – 2 батареи 6СТ-90А;
- Рабочий объем цилиндров – 4,75;
- Коробка передач – механическая;
- Задние колеса – 15,5R38;
- Вид кабины – жесткий с отоплением.
Немаловажным преимуществом абсолютно всех моделей ЮМЗ является возможность монтажа дополнительного оборудования, позволяющего трактору выполнять задачи землеройной машины, погрузчика, экскаватора, снегоочистителя и бульдозера.
Устройство техники
Двигатель
Трактор ЮМЗ 6 (базовая модель) оснащался четырёхцилиндровыми двигателями Д-65 и Д-242-71. Первый силовой агрегат обладал объёмом 4.9 литра и мог выдавать мощность в 60 лошадиных сил.
Второй дизель имел более скромные параметры: 45.5 лошадиные силы при рабочем объёме в 4.75 литра. Оба двигателя обладали турбированным впрыском топлива и расположенными вертикально в ряд цилиндрами.
Запуск основного дизеля производился посредством двигателя дополнительного запуска или электростартером. Стоит отметить, что ремонт двигателя указанных серий производился нечасто. Оба агрегата отличались надёжностью эксплуатации.
В случае необходимости, ремонт двигателя происходило по следующей схеме: устройство полностью демонтировалось с трактора и разбиралось. Стоит отметить, что ремонт двигателя в полевых условиях невозможен. Необходимо обеспечить условия, позволяющие исключить попадание грязи внутрь силовой установки. Изношенные или получившие механические повреждения детали заменялись и дизель устанавливался на место.
Ходовая часть и трансмиссия
Для ходовой части трактора использовалась жёсткая система подвески. Задний мост – ведущий, оснащался колёсами большего радиуса и механической блокировкой дифференциала.
Устройство заднего моста позволяло регулировать ширину колеи. Стоит отметить, что трактор ЮМЗ 6 обладал довольно высоким центром тяжести. Это позволяло машине уверенно себя чувствовать даже на крутых склонах.
Схема трансмиссии включает в себя девятискоростную механическую коробку передач. Пятиступенчатая схема трансмиссии обеспечивала переключение между рабочими режимами при помощи одного рычага.
Сцепление представлено в виде фрикционной муфты постоянно замкнутого типа. Тормоза – сухие, дисковые. Рулевая колонка дополнена гидроусилителем. Регулировка высоты рулевой колонки осуществляется бесступенчато, всего предусмотрено 4 положения.
Гидравлика
За работу навесного оборудования отвечает гидравлическая система раздельно-агрегатного типа. Такая схема обуславливается наличием двух навесок для дополнительного оборудования: передней и задней. Передаточное усилие идёт через вал отбора мощности.
Стоит отметить, что из всего навесного оборудования, на трактор ЮМЗ 6 чаще всего устанавливался экскаватор или бульдозерный отвал. Экскаватор обладал довольно неплохой грузоподъёмностью, учитывая сравнительно небольшой вес техники, при работе с этим оборудованием необходимо устанавливать противовесы.
Технические характеристики:
Вес | 3 200 кг |
Длина/ширина/высота | 4 140/1 884/2 750 мм |
Клиренс передний/задний мост | 450/645 мм |
Минимальный радиус разворота | 5 м |
Расход горючего | 245 гр/час |
Кабина
Рабочее место выполнено в виде цельнометаллической одноместной кабины. Можно отметить панорамное остекление, удобно расположенный приборный щиток и систему отопления. Кондиционер не предусмотрен, поэтому вентиляция воздуха в кабине осуществляется естественным путём. Кабина расположена на амортизирующей подвеске и обладает неплохой изоляцией.
Устройство
Двигатель
Дизельный двигатель одной из двух моделей (на 60 или 62 лошадиных силы) с четырьмя цилиндрами, расположенными в ряд, не имеет турбонаддува. Для его запуска может использоваться либо пусковой двигатель, либо электрический стартер (это зависело от варианта исполнения двигателя).
Трансмиссия
Тип трансмиссии у этой модели – механический, на девять скоростей. Для управления редуктором приводов агрегата и коробкой передач (пятиступенчатой, с подвижными шестеренками) применяется один рычаг. Колонку руля можно регулировать как по высоте (бесступенчато), так и поворачивая ее (имеется четыре фиксированных положения). Управляется рулем осуществляется с помощью гидроусилителя.
Фрикционная муфта сцепления – двухпоточного типа, замкнутая постоянно. У нее отдельные приводы на коробке передач (кпп) и ВОМ. Передний ход имеет десять передач, задний – две.
Ходовая часть
Колеса, расположенные сзади, управляются жесткой подвеской с блокировкой дифференциала механическим способом. У передних колес (через которые осуществляется поворот) имеется портальная жесткая подвеска. Торможение производится дисковыми сухими тормозами. Колея у задних колес меняется плавно. На задней стенки КПП и заднего моста имеется специальный кронштейн, предназначенный для закрепления навесного оборудования перед трактором (фронтальная навеска).
Гидравлика
Навесная гидравлическая система выполнена по раздельно-агрегатному способу. В базовой модели автоматическое управление гидравлическими узлами не предусмотрено.
Для подключения сельхозмашин имеются две пары независимых выводов сбоку и одна пара – сзади. В комплекте идут выносной гидравлический цилиндр и шланги.
Электрика
Постоянный ток напряжением 12 вольт обеспечивает запуск дизельного мотора (а также пускового двигателя) дистанционным способом и работу электрооборудования в кабине. Имеется розетка, позволяющая подключить оборудование для световой сигнализации.
Кабина
В одноместной кабине с двумя дверями, которая стоит на амортизаторах на крыльях задних колес, могут открываться заднее и боковые окна. Она имеет защиту от излишней вибрации и шума, удачно расположенный приборный щиток. В ряде модификаций используется кабина увеличенной обзорности, весьма удобная для водителя.
Техническое оснащение агрегатной техники
Сельхозтехника относится к тяговому классу категории 1.4. Это указывает на то, что трактор может использоваться во всех отраслях промышленности. Техника оснащена пневмошинами с параметрами низкого давления, что дает возможность прохождения по любым типам дорог при наличии грунтозацепных компонентов. Дополнительно, машина имеет следующее оснащение:
- Гидросистема, раздельно-агрегатного варианта исполнения.
- Качественное электрооборудование, от питания сети в 12 Вольт.
- Надёжная пневмосистема.
- Компоненты и механизмы для заднего варианта навески оборудования.
Для рулевого управления предусмотрена усиленная компоновка гидроусилительными элементами. Качественный поворот передних колёс осуществляется за счёт трапеции, которая протянута через продольный тип тяги машины. Тяга имеет прямое соединение с валом 3-х спицевого варианта штурвальной технологии через систему карданных передач.
Тормозная система выполнена в трёх вариантах – пневматическая, колодочная или спицевая. Управление тормозами осуществляется педалью. Режим стоянки машины выполняется при помощи рычага, который имеет крепление на основе храповика.
Кабина водителя
Удобное рабочее место и отличный обзор. Регулировка сидения оператора осуществляется за счёт специальных механизмов. На приборной панели установлены основные виды и компоненты визуализации, позволяющие определить техническое состояние трактора, исходя из конкретного положения дел.
Кабина и приборная панель трактора ЮМЗ-6КЛ
Навесное оборудование
Производитель допускает использование для трактора специального навесного оборудования, в качестве которого выступают плуг, борона, сельскохозяйственный культиватор, сеялка и т.д. Допускается использование вспомогательного оборудования для работы – компрессоры, сварочные агрегаты. В качестве прицепов используются стандартные прицепные механизмы, полуприцепы и емкости различного объёма.
Модификации
Производитель выпускал несколько модификаций техники, в частности:
- Серия ЮМЗ – 6 Л. По своему дизайну напоминал МТЗ-5.
- Серия ЮМЗ – 6АЛ. Изменена радиаторная решётка, усовершенствована тормозная система общего принципа действия.
- Серия ЮМЗ – 6 К. Модельный ряд не имел навески для сельхозоборудования. Существовала возможность крепить бульдозерный нож и дополнительный экскаваторный ковш.
- Серия ЮМЗ – 6 АК. Улучшенный механизм управления рулевой колонкой. Изменён дизайн кабины.
Последний трактор сошёл с конвейера 15 лет назад. Благодаря небольшим габаритным размерам и хорошей манёвренности при проведении определённых типов работ на земле, техника до сих пор пользуется большой популярностью.
Модификации трактора ЮМЗ 6
Конструкторы Южмаша весь период производства трактора трудились над улучшением его эксплуатационных характеристик. Создано четыре модификации машины:
6Л, годы производства 1970-1978.
Первый трактор в серии. Конструктивно это практически полный аналог базовой модели МТС-5, имеется чисто декоративное отличие в виде закругленной решетки радиатора.
6АЛ, 1978-86 гг.
Трактор 6-АЛ еще сохраняет многие «исходные черты», но в нем значительно усовершенствовали и доработали тормозную систему, изменился дизайн радиаторной решетки, приборной панели. Производитель внедрил регулируемую по высоте и углу наклона рулевую колонку, форма капота трактора поменялась на прямоугольную.
6К, 1986-93 гг.
Как уже упоминалось, это промышленный трактор, лишенный навески сзади. В нем предусмотрели механизмы крепления экскаваторного оборудования и/или ножа бульдозера. Хотя изначально предполагалось исключительно промышленное применение, позднее была создана и сельскохозяйственная модификация трактора без изменения индекса.
6АК, 1993-2001 гг.
Самая современная модель трактора – с оптимизированной кабиной и доработанным управлением; в частности, руль получил новый механизм регулировки. Гидравлическая система также подверглась модернизации, получив силовой и позиционный регулятор.
Особенности устройства
Основная часть остова трактора – пара жестко сцепленных брусом швеллеров, служащая опорой для агрегатов и элементов. Корпус коробки переключения передач содержит, помимо собственно КПП, понижающий редуктор в переднем отсеке и ВОМ, дифференциал и управление тормозами – в заднем.
Руль трактора оснащен ГУРом, что позволяет оператору не прикладывать значительных усилий. Гидроусилитель простейший, без каких-либо устройств автоматизации.
Для большей проходимости и мягкости хода ЮМЗ 6 комплектуется шинами пониженного давления.
Трактор обладает достаточно высоким центром тяжести, что, в теории, обеспечивает ему комфортное преодоление только небольших уклонов (до 10 градусов). Практика, однако, продемонстрировала хорошую способность машины справляться и с более серьезными препятствиями.
Выводы по сравнению МТЗ-80 и ЮМЗ-6
По итогу выше сказанного, что можно отметить о этих двух внешне похожих машинах?
Плюсы трактора Беларус
Трактор МТЗ 80 по конструкции более сложная и более мощная машина, имеет широкий диапазон переключения скоростей и режимов привода вала отбора мощности в сравнении с ЮМЗ, что даёт машине эксплуатационные преимущества в её технологическом использовании.
Современный трактор МТЗ 82.3
Ходовые качества трактора, как в транспортном, так и в технологическом режиме улучшены за счет наличия автоматического режима блокировки дифференциала и гидродогружателя задних колёс. Особенностью автоматической работы догружателя и блокировки дифференциала является то, что механизмы трансмиссии трактора не испытывают перегрузок в виду бесступенчатого включения упомянутых систем. Этот технический фактор положительно влияет как на производительность работы тракторных агрегатов, так и на сохранение рабочего ресурса механизмов в составе машины. В плюс МТЗ 80 можно отнести его полноприводную версию МТЗ-82 с более высокими ходовыми качествами. Дополнительно возможности трактора расширены наличием штатной пневмосистемы.
В пользу ЮМЗ 6
Можно сказать, что принципиально машина днепропетровского завода выполняет тот же спектр функций что и МТЗ-80. Трактор имеет более простую, менее прихотливую в обслуживании конструкцию. С экономической точки зрения ЮМЗ более дешёвая машина. Если в некоторых аспектах технологического агрегатирования, связанного с выполнением сельскохозяйственных операций трактор ЮМЗ 6 может проигрывать Белорусу, то что касается общехозяйственных, коммунальных или транспортных работ машина ЮМЗ является достойным конкурентом.
Модификация ЮМЗ-6 КЛ с большой кабиной
П.С.
По итогу нужно отметить, что трактора ЮМЗ имеют остаточный потенциал использования в виду снижения предложения на рынке запасных частей и отдельных узлов, связанный с прекращением серийного производства тракторов. Этот фактор снижает физическую и моральную актуальность трактора марки ЮМЗ-6 и перспективу в массовой её эксплуатации. На трактора МТЗ данный фактор не влияет в виду активного продолжения их производства и модернизации, а также насыщенности вторичного рынка техникой и запасными частями сформированного многолетним массовым выпуском.