Технические характеристики модели трактора Т-16М
Рулевой механизм Т-16М
Отличительная конструктивная особенность Т-16М – расположение двигателя и трансмиссии сзади. Передняя рама представляет собой сварную конструкцию и предназначена для размещения навесного оборудования. Такое решение улучшает обзор междурядий и упрощает контроль оборудования.
Смещённый центр тяжести на ось ведущих задних колёс обеспечивает надёжное сцепление с грунтом. Благодаря невысокой массе Т-16М не утрамбовывает пашню во время сельскохозяйственных обработок. Компактные размеры позволяют применять машину в условиях ограниченного пространства – на приусадебных участках, узких улицах, складских территориях, в портах, корабельных трюмах.
На тракторе установлена механическая коробка передач – 7 передних (из них одна замедленная) и 1 задняя скорость. Поперечное расположение валов позволило сократить габаритные размеры трактора. Муфта – замкнутая фрикционная, сухого типа. Рабочие органы и рулевое управление регулируются гидравлической системой.
Схема КПП трактора Т-16М
Дополнительная рабочая характеристика – возможность настройки ширины колеи, что позволяет выполнять сельскохозяйственные обработки (культивацию, прополку сорняков, обработку посевов от вредителей) с максимальной точностью и аккуратностью.
Схема топливного насоса трактора Т-16М
Основные значимые технические характеристики Т-16М:
- габариты (длина/ширина/высота) – 1800*1550*2600 мм;
- эксплуатационная масса – 1800 кг;
- дорожный просвет – 560 мм;
- минимальный радиус поворота – 3,5 м;
- грузоподъёмность платформы – 1000 кг.
Резюме
Модель Т-16 была детищем Харьковского тракторного завода (ХТЗ). Ее выпуск был налажен в 1961 году. Через 6 лет на свет появилась вторая модификация машины, а через 25 – третья. От трактора ДСШ-14 Т-16 отличается новым мотором, выносными цилиндрами, шинами низкого давления и навесной гидросистемой.
За период серийного производства ХТЗ изготовил порядка 600 тысяч экземпляров Т-16. Трактор по сей день используется в сельском хозяйстве как универсальная машина для приусадебных и заготовительных работ
Она отличается высокой проходимостью, что крайне важно при работе на почве с повышенной влажностью
Изначально предполагалось, что Т-16 будет работать в тандеме с пропашными культиваторами, уборочными агрегатами и опрыскивателями в овощеводстве. Но позже трактор зарекомендовал себя также в качестве развозного грузовичка с прекрасной проходимостью. Кроме того, «Шассик» использовали как привод для строительных механизмов (генераторов, лебедок, циркуляционных пил) и транспортировки строительных материалов. Трактор оснащался большим количеством навесного сменного оборудования: небольшой погрузчик, сенокосилка, опрыскиватель, стогомет, компрессорная станция и прочее.
На смену Т-16 в 1967 году пришла его модернизированная версия Т-16М. Она выпускалась вплоть до 1995 года. Кроме того, в 1986 году был налажен выпуск еще одной версии Т-16. Трактор получил название Т-16МГ. Подробнее о модификациях машины будет сказано ниже. В конечном итоге «Шассик» стал незаменимым помощником в сельскохозяйственных, коммунальных и дорожно-строительных работах.
Технические характеристики
Технические характеристики трактора Т-16 сделали его любимцем многих поколений фермеров. Из конструктивных особенностей устройства особенно можно выделить заднее расположение мотора. Тяговый класс 0,6. Размеры шин ведущих колес — 9.50-32, направляющих — 6.50-16. Грузоподъемность самосвальной платформы, расположенной в передней части кабины — 1000 кг.
Двигатель
Базовые тракторы Т-16 были оборудованы четырехтактным мотором с мощностью 16 л.с., более поздние модели были оборудованы двигателем Д-21А1 с 22 лошадиными силами. Этого мотора хватает для приведения в действие не только трактора Т-16, но и навесного оборудования, которое может весить до 150 кг. Оба мотора имеют воздушное охлаждение. На головках и боковых сторонах цилиндров расположены ребра, которые обеспечивают их охлаждение. Можно регулировать скорость воздушного потока при помощи поворотного диска в соответствующем канале.
1- счетчик моточасов; 2 — центрифуга; 3 — топливные фильтры; 4 — выпускной трубопровод; 5 — средний дефлектор; в — топливный насос; 7 — маховик; 8 — подогревательная свеча накаливания.
Расход топлива
Удельный расход топлива у «шассика» составлял 272 г/кВт в час.
На агрегате «шассика» использовался предкамерный метод смесеобразования. При этом предкамера формировалась специальной вставкой, впрессованной в головку цилиндров, и полостью, расположенной в головке. Предкамера занимала до 35% объема камеры сгорания.
Коробка передач
На минитракторе Т-16 установлена механическая коробка передач. На первых моделях было четыре положения для езды вперед, на последующих модификациях их количество было увеличено до 7. Ходовая и трансмиссия Валы коробки передач находятся под прямым углом по отношению к продольной оси. Благодаря этому удалось уменьшить размеры трансмиссии и машины в целом. Схема сцепления трактора Т-16 Сцепление включает в себя два однодисковых узла, которые предназначаются для передачи момента вращения на коробку передач и регулировку работы ВОМ. Ведущий мост – задний.
Гидравлическая система
Гидравлика тракторов состоит из шестеренного насоса, установленного на моторе, распределителя, исполнительных цилиндров и соединительных магистралей. На Т-16МГ установлено гидрообъемное рулевое управление, подключенное к основной магистрали.
Оборудование, которое используется на Т-16, устанавливается на раме перед кабиной. В сельском хозяйстве машина прекрасно сочетается с опрыскивателями, оборудованием для подкормки и внесения удобрений, косилками и стогомётами. Бороны и катки удобно цеплять на скобу, за передний поперечный брус, так чтоб борона располагалась между передними и задними колёсами.
Так же с трактором прекрасно агрегатируется различное коммунальное оборудование. Разные виды погрузчиков, включая самопогрузчик с кузовом самосвалом. Сварочное оборудование, помпы для воды, пилорамы.
Рулевое управление
Штампованная колонка прикреплена к фланцевой части заднего силового бруса рамы. В колонке установлены на подшипниках 2 вала, имеющих карданный узел соединения. На Т-16МГ колонка оборудована системой регулировки по длине и углу наклона. Настройка выполняется вручную, после этого шарнирное соединение зажимается фиксатором.
Ходовая система
В состав ходовой входят рама, передний и задний мост, колеса. Рама Т-16 служит для установки различного оборудования. Это жёсткая сварная конструкция, состоящая из двух продольных труб, левой и правой, а так же поперечных переднего и заднего брусьев, соединяющих трубы.
В отверстие в переднем брусе запрессованы две втулки, которые служат опорой для оси качения моста. Сам передний мост состоит из балансира и двух поворотных кулаков вставленных в него. Задний мост ведущий.
Колеса ведущего заднего моста состоят из профилированного обода, диска и шины низкого давления. По внутреннему диаметру обода равномерно распределены и приварены стойки, к которым при помощи шести болтов крепится диск. К ступице колесо крепится на специальные болты, которые подходят как для передних, так и задних колёс.
Т-16 ХТЗСШ 1961-1967 годов выпуска технические характеристики, обзор, описание
Источник фото: dic.academic.ruФото Т-16
Технические характеристики Т-16, масса
Эксплуатационная масса | 1 685 кг |
Дорожный просвет | 560 мм |
Скорость движения вперед | 5,0-15,6 км/ч |
Количество передач (вперед/назад) | 4/4 |
Особенностью трактора Т-16 является необычное расположение кабины и силового агрегата: двигатель находится сзади кабины, а она в свою очередь установлена перед кузовом. Такой вариант размещения позволяет хорошо видеть с водительского места рабочие органы и обрабатываемою зону.
https://youtube.com/watch?v=Z9mQl1OBLXc
Малые габариты, а также широкий ассортимент доступного навесного оборудования сделали трактор Т-16 популярным среди промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Двигатель
Модель двигателя | Д-16 |
Мощность | 16 л.с. (13 кВт) |
Расход топлива | 274 г/кВт*ч |
Частота вращения коленвала | 1 750 кВт |
Тип охлаждения 2-цилиндрового двигателя с непосредственным впрыском, которым оборудовались тракторы Т-16, — воздушное. Конструкция силового агрегата не позволяла установить предпусковой подогреватель. В связи с этим возникали проблемы с запуском двигателя при низкой температуре воздуха.
Расход топлива в 274 г/кВт*ч считается довольно низким: этого удалось достичь благодаря тому, что в силовом агрегате трактора Т-16 было использовано предкамерное смесеобразование.
Источник фото: agromania.com.uaСуществует две модификации трактора Т-16
Из особенностей конструкции дизельного двигателя Д-16 можно отметить, во-первых, его расположение (сзади), во-вторых, в качестве остова использован картер корпуса.
Модификации Т-16
С 1967 года на заводе в Харькове начали выпускать модель Т-16М, масса которой — 1,8 тонны. Ее основным отличием стало наличие замедлителя хода, с помощью которого минимальное значение рабочей скорости трактора составило 1,6 км/ч. Также модель оснащалась более мощным двигателем Д-21А (22 л.с./18,4 кВт). Производилась модель до 1995 года.
На смену ей пришел более легкий трактор Т-16МГ (1,7 тонны) с доработанным силовым агрегатом. Установка модернизированного двигателя позволила увеличить транспортную скорость модели до 40 км/ч.
Характеристики | Трактор Т-16 | Трактор Т-16М | Трактор Т-16МГ |
Модель двигателя | Д-16 | Д-21А1 | Д-21А1 |
Мощность | 13,4 кВт (16 л.с.) | 18,4 кВт (22 л.с.) | 18,4 кВт (22 л.с.) |
Номинальная частота вращения коленчатого вала | 1 750 кВт | 1 800 кВт | 1 800 кВт |
Расход топлива | 274 г/кВт*ч | 253 г/кВт*ч | 253 г/кВт*ч |
База | 2 500 мм | 2 500 мм | 2 500 мм |
Дорожный просвет | 560 мм | 560 мм | 560 мм |
Габариты
Характеристики | Трактор Т-16 | Трактор Т-16М | Трактор Т-16МГ |
Длина | 3 820 мм | 3 700 мм | 3 700 мм |
Ширина | 2 000 мм | 2 000 мм | 2 500 мм |
Высота | 2 600 мм | 2500 мм | 2500 мм |
Масса | 1 685 кг | 1 810 кг | 1 795 кг |
Техническое обслуживание
Продольная база трактора Т-16 составляет 2 500 мм. В сочетании с малым радиусом поворота это обеспечило высокую маневренность трактора при эксплуатации в ограниченном пространстве или в закрытом помещении.
Главным недостатком модели трактора Т-16 можно назвать конструкцию двигателя, которая не предусматривает установку предпускового подогревателя. Это чревато тем, что при температуре воздуха ниже минус 100С машина с большой долей вероятности не заведется.
Вторым недостатком можно назвать уменьшение числа производимых запчастей для этой модели. А это всегда чревато проблемами при ремонте машины.
Источник фото: commons.wikimedia.orgФото Т-16
Несмотря на наличие минусов владения данной моделью, плюсов гораздо больше. Это и низкая стоимость трактора, и рабочая универсальность, и хорошая ремонтопригодность. Большой выбор навесного оборудования для машины позволяет использовать его в абсолютно разных сферах деятельности.
Немаловажным является тот факт, что имеется возможность самостоятельного обслуживания Т-16. Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, все узлы и агрегаты трактора обладают увеличенным рабочим ресурсом.
Аналоги
Исходя из основных технических характеристик, к числу аналогов можно отнести следующие модели: ХТЗ Т-16, МТЗ 320, МТЗ 320.4М, МТЗ 320.4, ВТЗ Т-25А, МТЗ 421, ХТЗ Т-25, МТЗ 410, МТЗ 311M, МТЗ 321M.
— с канала ильназ Галиев
Каркас
Принципиальная конструкция трактора Т-16 представляет собой жесткий каркас, который облицовывается различными навесными элементами. В более поздних модификациях трактор получил крышу, панели со стеклами и двери. Жесткий каркас нацелен на защиту тракториста от травм, в случае если машина опрокинется. Ну а крыша со стеклами и дверями укрывает его от непогоды и выхлопных газов. Летом, как правило, быстросъемные элементы каркаса демонтировались.
Сам каркас представлял собой конструкцию из труб прямоугольного сечения со сварочными и болтовыми соединениями. На шасси он крепился посредством резиновых амортизаторов в шести местах. Крыша каркаса могла быть зафиксирована в приподнятом состоянии. Внутри каркас оборудовался солнцезащитным щитком и крючком для одежды, а снаружи – зеркалами заднего вида и стеклоочистителями. Кроме того, на левом крыле каркаса был установлен ящик для инструментов.
Т-16 имел подрессоренное одноместное сиденье, которое можно было регулировать в зависимости от роста и веса тракториста. Настройка осуществлялась посредством перестановки чаши. Твердая спинка и подлокотники дополняли сиденье. Его необходимо было регулярно чистить, а иногда даже подкрашивать и подтягивать болты крепления.
Модификации, процессы усовершенствования
В результате неоднократного улучшения, СШ оснащалось дизельным двигателем, который охлаждался воздухом. Силовая установка отличалась мощностью – 25 л.с. На агрегат устанавливали новую КПП и каркасную кабину – это был уже трактор Т-16M. Благодаря увеличенному размеру колёс машина стала отличаться большей грузоподъемностью. Изменяли систему гидравлики и занимались улучшением ходовой части.
То, сколько весит трактор Т-16, зависело от комплектации. Первый агрегат весил 1670 кг. Вес модификации стал минус 200 кг. Возможность установки самого разного навесного оборудования обеспечивало возможность эксплуатации машины для работ по разметке дорог и как очиститель снега.
Последняя модификация СШ – Т-16МГ, 1995 стал последним годом производства этой техники. Дальше в процессе усовершенствования принимают участие исключительно его владельцы. Главная цель создание универсального варианта навесного оборудования.
Трактор Т-16.Самоходное шасси трактор Т-16
Трактора Т-16, Т-16 М и Т-16 МГпредставляют собой универсальные четырехколесные тракторы малой мощности, предназначенные для выполнения, в агрегате с навесными и прицепными орудиями и механизмами различных работ в животноводстве, садоводстве и овощеводстве. Может использоваться для внутрихозяйственной перевозки всевозможных грузов. Шасси Т-16 может применяться в различных отраслях сельского хозяйства, хорошая маневренность шасси позволяет его использование в корабельных трюмах, в портах и на железнодорожных станциях; в агрегате с экскаватором может использоваться для рытья траншей, котлованов, работ в карьерах. В отличие от обычных сельскохозяйственных тракторов, на самоходных шасси (СШ) двигатель и трансмиссия расположены сзади (рис. 1), а передняя часть представляет собой открытую трубчатую раму, предназначенную для установки навесных орудий. Такая конструкция обеспечивает хороший обзор междурядий и рабочих органов навесных орудий с рабочего места оператора. Центр тяжести СШ смещен в оси задних колес (ведущих), чем достигается надежное покрытие с поверхностью.
Рис. 1. Самоходное шасси Т-16.
Для привода механизмов навесных машин СШ оборудованы валами отбора мощности, для управления навесными орудиями служит гидравлическая система с двумя выносными силовыми цилиндрами. Для привода стационарных машин предусмотрено использование приводного шкива. Агротехнический просветтрактора Т-16обеспечивает возможность обработки виноградных и технических культур. Для работы в различных междурядьях предусмотрена возможность изменения ширины колеи передних и задних колес. Насамоходных шасси Т-16устанавливаются двухцилиндровые, четырехтактные двигатели с воздушным охлаждением.
Основные отличительные особенности: у Т-16 дизель Д-16 (у Т-16 М и Т-16 МГ – Д-21А1); размер шин ведущих колес (в дюймах): у Т-16 – 9.50-32, шины направляющих колес: 6.50-16 повышенной грузоподъемности, самосвальной платформой грузоподъемностью 1000 кг.
Наименование, параметр характеристики | Марка трактора | |||
Т-16 | Т-16М | Т-16МГ | ||
Общие данные | ||||
Тип шасси | Самоходные, универсальные | |||
Габаритные размеры,мм | длина | 3820 | 3700 | 3700 |
ширина при наименьшей колее | 1550 | 1550 | 1550 | |
ширина при наибольшей колее | 2000 | 2000 | 2035 | |
высота | 2600 | 2500 | 2500 | |
База,мм | 2500 | 2500 | 2500 | |
Колея,мм | ведущих колес | 1264, 1358, 1563, 1750 | ||
направляющих колес | 1280, 1410, 1540, 1800 | |||
Дорожный просвет,мм | 560 | |||
Масса шасси с жестким каркасом (без грузовой платформы) эксплуатационная, кг | 1250 | 1810 | 1795 | |
Расчетные скорости движения,км/ч | на первой передаче | 3,72 | 5,51 | 5,51 |
на шестой передаче | 19,6 | 23,17 | 23,17 | |
Расчетные тяговые усилия, кН | на первой передаче | 8,20 | 6,91 | 6,91 |
на шестой передаче | 1,00 | 3,41 | 3,41 | |
Характеристика двигателя Д-16 | ||||
Марка | Д-16 | Д-21А1 | Д-21А1 | |
Номинальная мощность, кВт | 13,4 | 18,4 | 18,4 | |
Номинальная частота вращения коленчатого вала, кВт | 1750 | 1800 | 1800 | |
Диаметр цилиндра,мм | 95 | 105 | 105 | |
Ход поршня,мм | 120 | 120 | 120 | |
Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности,г/кВт*ч | 272 | 253 | 253 | |
Система охлаждения | воздушная | |||
Система смазки | комбинированная | |||
Система пуска | электростартер | |||
Трансмиссия | ||||
Сцепление | Сухое, фрикционное, однодисковое, постоянно замкнутое | |||
Коробка передач | Механическая,четырехходоваяс поперечным размещением валов, с прямозубыми шестернями | |||
Главная передача | Цилиндрическая, прямозубая | |||
Дифференциал | Конический,двухсателлитный | |||
Техническая характеристикатрактора Т-16- Ходовая часть | ||||
Размер шин колес, дюймы | передних | 6.00-16 | 6.00-16 | 6.50-16 |
задних | 8.00-32 | 9.50-32 | 9.50-32 | |
Давление воздуха в шинах, МПа | передних | 0,23-0,25 | 0,14-0,34 | 0,14-0,31 |
задних | 0,11-0,12 | 0,10-0,20 | 0,10-0,20 | |
Системы управления | ||||
Тормозы | Ленточные, сухие, простого действия, с механическим приводом | |||
Управление тормозами | Двумя педалями | |||
Рулевое управление | Механическое | Гидрообъемные | ||
Характеристика Т-16 — Электрооборудование | ||||
Генератор | Г-80, постоянного тока | 136.3701, переменного тока | 466.3701, переменного тока | |
Аккумуляторная батарея | 6СТ-68ЭМ | 3СТ-150 (2 шт.) | 3СТ-155 (2 шт.) | |
Стартер | СТ-204 | СТ-222 | СТ-222А | |
Реле-регулятор | РР-81 | — | — | |
Рабочее и дополнительное оборудование | ||||
Гидравлическая система | насос | НШ-10 | НШ-10Е-Л-3 | А-25х3 |
рабочее давление, МПа | 10 | 10 | 10 | |
распределитель | Золотниковый (2 шт.) | |||
силовой цилиндр | Двухстороннего действия (2 шт.) | |||
Частота вращения основного ВОМ, мин-1 | 533 | 540 | 540 | |
Дополнительный ВОМ (синхронный) | Привод от вала левого ведущего колеса и от вторичного вала коробки передач | |||
Количество грузов (на передний мост) | 2 | 2 | 2 | |
Масса грузов,кг. | 2х20 | 2х20 | 2х20 | |
Приводной шкив | привод | От хвостовика полунезависимого ВОМ в зоне рамы | ||
частота вращения, мин^-1 | 985 | 540 | 540 |
..
1
3 ..
Модификации
Т-16 выпускался только с 1961 по 1967 год, и все последующие модели были его вариантами.
Давайте рассмотрим их подробнее.
- Т-16М — первая модификация «шасси». Он отличался тем, что сначала был установлен более мощный 25-сильный двигатель. Максимальная скорость грузовика была увеличена до 23 км/ч. А с помощью шагающего устройства минимальная скорость для проведения работ снижена до 1,6 км/ч, что значительно расширяет диапазон сельскохозяйственных работ. Масса модернизированной машины увеличилась до 1 810 г. Появилась каркасная кабина с тентом и дверью.
- Т-16МГ поступил в производство в 1986 году. Мощность двигателя осталась прежней — 25 л.с., но в целом двигатель претерпел множество изменений, которые позволили использовать его лошадиные силы более эффективно. Максимальная скорость трактора была увеличена до 40 км/ч. Наконец, трактор получил закрытую цельнометаллическую кабину, которая в целом стала более удобной для тракториста. На тракторе было три оси ВОМ, две синхронизированные и одна независимая. Производство этой модификации прекратилось в 1995 году.
Навесное оборудование
Навесное оборудование на шасси Т-16 устанавливается на передний трубчатый подрамник, который оснащен штатными точками крепления. Завод выпускал ограниченный ассортимент оборудования, поэтому каждый владелец самостоятельно изготавливает необходимую оснастку. Возможно приобретение готовых изделий, изготовленных мелкими мастерскими.
Плуг своими руками
Самодельный плуг представляет собой треугольную раму из трубы, которая оснащена опорной частью и усилителем. На нижней части установлены 2 лемеха и опорное стальное колесо. Плуг устанавливается на заднюю навеску и управляется гидравлическим цилиндром. Над передней осью располагается балласт, улучшающий сцепление колес.
КУН своими руками
Устройство КУН (копновоз универсальный навесной) представляет собой вилы и дополнительный захват, при помощи которых удерживается груз. Агрегат устанавливается на шасси Т-16МГ с более производительным насосом.
Для изготовления узла требуются:
- чертежи изделия;
- металлический профиль необходимого сортамента;
- сварочное оборудование;
- инструменты для резки и обработки профиля.
Последовательность изготовления копновоза:
- снять платформу с подрамника;
- изготовить и установить основание под стрелу КУН;
- построить две стрелы, которые изготавливаются из металлического профиля;
- установить стрелы на основании и смонтировать гидроцилиндры подъема;
- смонтировать между стрелами перемычку, которая служит для усиления конструкции и используется в качестве опоры гидроцилиндра захватного устройства;
- изготовить и установить на штатное место вилы и захват;
- провести гидравлические магистрали;
- проверить работу устройства, при необходимости внести в конструкцию изменения.
Самодельный КУН работает от штатного шестеренного насоса. По отзывам владельцев, устройство поднимает тюки с сеном весом до 400 кг. Для работы с большим весом возможна установка дополнительного насоса НШ-32 с приводом от ВОМ.
Лопата своими руками
Лопата представляет собой стальной лист с толщиной 5-7 мм, который жестко установлен на двух направляющих. Последние выполняются из трубы прямоугольного или круглого сечения. Свободные концы труб оснащаются соединительным ухом, которое служит для установки деталей на кронштейн. Соединительный палец оснащен шплинтом или фиксируется от выпадения другим способом.
Управление углом наклона лопаты ведется при помощи гидравлического цилиндра, установленного на передней поперечине полурамы. Цилиндр крепится к отвалу и поперечине подвижно, при помощи пальцев. Подача жидкости регулируется распределительным устройством, которое расположено в кабине. Для улучшения работы машины рекомендуется нагружать переднюю часть балластом, в роли которого могут выступать мешки с песком, уложенные в кузове шасси Т-16.
Отвал своими руками
Отвал устанавливается на 2 кронштейна, которые прикручены к подрамнику болтами. Рама отвала состоит из двух поперечин, задние концы опираются на кронштейны. Поперечины плавно сходятся к переднему концу. Отвал, сделанный из стального листа, крепится одной точкой к стыку поперечин на пальце. Вторая точка крепления отвала используется для поворота изделия относительно машины. Для этого используется регулируемая поперечина, расположенная между второй точкой крепления и рамой отвала. Регулировка может быть винтовой или ступенчатой.
На задней части отвала рекомендуется установить усилители, которые предотвратят деформацию изделия. На нижней части смонтирован резиновый защитный фартук.
Управление работой отвала гидравлическое, от отдельного цилиндра, установленного под рабой. Подъем и опускание отвала производится от гидравлического распределителя, установленного в кабине.
Навеска своими руками
Задняя навеска крепится к подрамнику и предназначена для установки навесного оборудования весом до 300 кг или для буксировки колесных прицепов с массой до 800 кг.
Навеска состоит из рамы, изготовленной из швеллера. Рама проходит под двигателем и трансмиссией до кронштейнов, прикрученных к подрамнику. Дополнительные точки крепления рамы расположены на картере коробки.
Задняя поперечина оборудована выводом вала отбора мощности. На раме установлен гидравлический цилиндр управления углом установки навески. В конструкции предусмотрены растяжки, которые обеспечивают подвижность навески при движении трактора и прицепа по неровной почве.
Инструкция по эксплуатации
Трактор Т-16 до сих пор можно встретить в поле. Его популярность обусловлена несколькими факторами:
- Бюджетная стоимость;
- Небольшие расходы на ГСМ;
- Широкий спектр приложений;
- Ремонтопригодность;
- Долгий срок службы.
Однако многие владельцы отмечают тот факт, что с каждым годом найти запчасти на трактор Т-16 все труднее, так как они уже давно не производятся. Поэтому проще поддерживать оборудование в рабочем состоянии и проводить регулярное техническое обслуживание, чем искать запчасти, когда оно выйдет из строя.
Техническое обслуживание
«Нищий» — очень простой трактор в плане ежедневного и периодического обслуживания. Перед каждой поездкой следует проверять и при необходимости доливать топливо, охлаждающую жидкость и масло, проверять работоспособность тормозной и рулевой систем, проверять заряд аккумуляторной батареи.
Масло М-10Г2к Масло М-10ДМ
Рекомендуемые масла:
- Моторное масло следует менять через 250 часов работы. Летом рекомендуется использовать М-10Г2к, зимой М-10ДМ.
- Трансмиссионное масло необходимо менять через 500 часов работы. Для данного агрегата предназначено масло Тап-15в.
Основные неисправности и способы их устранения
Трактор Т-16 отличается простотой конструкции и ремонта.
Если двигатель не запускается:
- Проверить наличие топлива и масла в соответствующих органах;
- Убедитесь, что система зажигания исправна, а свечи зажигания в порядке;
- Проверьте топливную систему;
- Очистите воздушный и топливный фильтры, многие владельцы обнаруживают, что они часто засоряются.
Нищенку нельзя назвать слишком комфортной из-за того, что кабина расположена прямо над трансмиссией, и при небольшом весе ее сильно трясет во время движения. Однако если появляется сильная вибрация, это признак неисправности:
- Ослабленные резьбовые соединения;
- Неправильно подключенный аксессуар;
- Без смазки.
История появления
Трактор Т-16 — это модель, производимая Харьковским тракторным заводом. Первая модель Т-16 сошла с конвейера в 1961 году. Выпуск трактора продолжался до 1967 года.
Трактор Т-16
По сути, Т-16 представляет собой модернизированное, доработанное самоходное шасси ДСШ14. Именно эта модель предшествовала выпуску Т-16 и его выходу в массовое производство.
Отличительные особенности:
- более усовершенствованный двигатель;
- шины низкого давления;
- выносные цилиндры;
- гидросистема навесного типа.
Общее количество произведенных экземпляров Т-16, по официальным данным, составило 600 тысяч. В настоящее время эта модель трактора также довольно популярна, в особенности в селах, на заготовительных производствах (заготовка и сбор сена), а также для работ на приусадебных территориях.
Весомое преимущество трактора Т-16 перед аналогами, выпущенными в то же время — это универсальность, высокая маневренность и хорошая проходимость на любых почвах, в том числе на почве с повышенным уровнем влажности.
Назначение :
- сельскохозяйственные манипуляции (такие как опрыскивание культур антипаразитарными средствами);
- работа в сочетании с культиваторами;
- работа вместе с уборочными машинами;
- грузовые операции (после выпуска в последующие годы трактор стал популярен именно благодаря его грузовым функциям);
- модель, также называемая в кругах фермеров «шассик», использовалась в колхозах, совхозах, а затем — в частных и государственных фермерских хозяйствах;
- благодаря навесному оборудованию, к агрегату возможно подключение циркулярной пилы, лебедки, генератора;
- перевозка строительных материалов;
- вывоз строительного мусора.
Устройство трактора Т-16
Модель Т-16 начала выпускаться в середине 60-х годов XX века. В то время агрегат выходил с конвейера под названием «самоходное тракторное шасси» и пользовался большой популярностью как среди частных предпринимателей-аграриев, так и в числе владельцев крупных сельскохозяйственных предприятий. В связи с высоким спросом на модель заводу-изготовителю удалось выпустить порядка 600 тыс. тракторов, многие из них активно используются и по сей день.
С начала выпуска трактор Т-16 комплектовался производительным и экономичным ДВС марки Д-16. Вскоре мощности заводского мотора оказалось мало, поэтому производителем было принято решение заменить мотор более мощным ДВС. Эта модернизация позволила создать более производительный агрегат Т-16М, который выпускался вплоть до 1995 года. Обе модификации двигателей обладают свободным доступом, что облегчает их ремонт и обслуживание своими руками. Кроме того, бесключевое крепление штатного воздушного фильтра ДВС позволяет быстро выполнить его очистку, а за счет съемного корпуса фильтрующего элемента упрощается регулировка клапанов мотора.
Мотор в первой модификации Т-16 изначально оборудовался менее эффективным воздушным охлаждением, а сам двигатель относился к 4-тактным 2-цилиндровым агрегатам. Мотор дополнительно оснащался схемой газового распределения и встроенным усиленным шатунным механизмом. Для запуска ДВС в устройстве трактора заводом предусмотрен электрический стартер.
В основу трансмиссии модели Т-16 вложена механическая многодиапазонная коробка передач с 7-ступенчатой конструкцией. Она дополнена ленточной сухой усиленной тормозной системой.
Для передачи усилия от мотора на ходовую часть и установленное навесное оборудование в конструкции модели предусмотрено 1-дисковое сухое фрикционное сцепление. Все запчасти механизма выполнены из износостойкой кованой стали, защищенной от коррозии и нагрева.
Для возможности эксплуатации вместе с агрегатом широкого спектра навесного оборудования в его комплектацию входит мощная гидравлика. Она состоит из 2 металлических выносных силовых цилиндров. За их управление отвечает гидравлический распределитель, который защищает систему от длительной работы под высокими нагрузками.
Рулевое управление сельхозмашины состоит из карданного металлического вала, опорой которого служит радиальный подшипник. К рулевому колесу вал крепится посредством шарнирного соединения. Более детально о конструктивных особенностях популярного трактора расскажет видео.
Трактор «Шассик» комплектуется усиленной ходовой частью, которая состоит из переднего и заднего мостов. В передней части модели установлены колеса меньшего диаметра. Заменив их колесами с шириной, соответствующей заднему мосту, можно превратить сельхозмашину в маневренный вездеход.