Техническая составляющая и конструктивные особенности самосвала МАЗ-551605

Кабина самосвала «МАЗ-5516»

Во внешнем виде кабины отчетливо просматривается типичный МАЗовский стиль: она прямоугольная, со слегка закругленными углами. Огромный передний бампер выполняет функцию пассивной защиты. С самого начала и до сих пор самосвалы МАЗ-5516 выпускаются с двумя вариантами кабин: обычной и удлиненной (с возможностью устройства спального места). Уровень комфорта в салоне даже МАЗ-5516 2000-х годов можно назвать минимальным.

Хотя, с другой стороны, водительское сиденье здесь подрессоренное, с регулировкой (как и рулевая колонка); печка замечательная, и шумо- и виброизоляция достойная. Для снижения вибрационной нагрузки на рабочей площадке и улучшения плавности хода кабина имеет четырехточечную подвеску с амортизаторами. А сама эта машина, как известно, представляет собой тяжелый самосвал, предназначенный для тяжелой ежедневной работы на стройках, а не для холостого хода.

Пневматические амортизаторы под сиденьем водителя обеспечивают комфорт и уверенность за рулем даже при движении по пересеченной местности. Кресло имеет механизмы регулировки по вертикали и горизонтали, механизм регулировки угла наклона спинки сиденья. Также возможна установка подголовника и подлокотников, производимых по дополнительному заказу покупателя.

Полки в удлиненном салоне расположены за спинками сидений; они легко отделяются от рабочей зоны с помощью самоустанавливающихся штор или ширм. В тоннеле салона установлен перчаточный ящик с крышкой, который одновременно служит и столиком.

Высокая посадка обеспечивает водителю отличный обзор, который дополняется многоуровневыми зеркалами бокового обзора. Ремни безопасности имеют три точки крепления, что обеспечивает прочную и надежную фиксацию водителя и пассажиров в экстренной ситуации.

Но все это, в основном, о кабинах современных МАЗ-5516. В середине 90-х здесь еще господствовал советский прагматизм, практичность и небрежное отношение к обеспечению комфорта водителя на его рабочем месте, а это средство облегчения условий труда не предусматривалось.

А вот кондиционеры в кабинах самосвалов МАЗ-5516 на заводе пока не устанавливают. Эта опция доступна только на магистральных тракторах. Хотя, учитывая особенности работы МАЗ-5516: на пыльных стройках и карьерах, в летнюю жару, при закрытых окнах, кондиционер в оснащении салона был бы не лишним.

Двери кабины: две панели, штампованные из листовой стали, сваренные и прокатанные по периметру. В центральной части внутренней дверной панели расположены лючки для монтажа и демонтажа стекол, стеклоподъемника, замка двери и привода замка. Двери оборудованы замками поворотного типа.

Назначение

Самосвал МАЗ-5516 по своим техническим характеристикам является многофункциональным и универсальным грузовым автомобилем. За 20 лет эксплуатации машина зарекомендовала себя как надежная техника для использования практически во всех отраслях народного хозяйства. Чаще всего МАЗ-5516 используют для перевозки урожая и другой сельскохозяйственной продукции в составе автопоездов. Его часто можно встретить развозящим на строительные площадки сухую смесь, камни, кирпичи и щебень. В дорожном строительстве автомобиль используется для перевозки асфальта и других сыпучих и строительных материалов. Часто можно встретить МАЗ-5516 в парке городских коммунальных служб – для вывоза мусора и благоустройства территории. В основном самосвал используется для перевозки грузов на небольшие расстояния.

Однако модификации, оснащенные кабинами с местами для отдыха, делают машину востребованной и на межрегиональных маршрутах. Автомобиль имеет повышенную проходимость, что позволяет с комфортом перевозить грузы, как по шоссе, так и по проселочным дорогам. МАЗ-5516 отлично справляется со своими задачами в северных широтах, в регионах с умеренным климатом, а также в условиях высоких температур и влажности.

Сферы использования

Здание. С помощью МАЗ-5516 перевозят самые разные сыпучие грузы. В этой машине вы сможете доставить щебень, кирпич, песок, камень и т.д.на нужный объект

Сельское хозяйство. Самосвал отлично подходит для перевозки урожая, почвы, компоста и различных удобрений.

Городская работа. Грузовик используется для перевозки отходов, асфальта, мусора и других грузов.

Наличие расходных материалов и их стоимость

Обслуживание МАЗ-551605 цена, на который изменяется в зависимости от года выпуска и состояния, играет довольно важную роль в работоспособности всей техники в целом. От систематического и правильного технического обслуживания зависит дальнейший срок эксплуатации автомобиля и ресурс его ключевых деталей. Основными расходными материалами являются: смазывающие вещества для двигателя, трансмиссии и гидравлики, сальники, уплотнители, элементы фильтрации, форсунки, шины и прочее. Стоимость каждой детали зависит от многих условий, к примеру, одна шина размера 12.00R20 стоит около 15 000 рублей.

Технические характеристики

КамАЗ-55111 — технические характеристики данного транспортного средства:

Максимальный крутящий момент, Нм834
Максимальная скорость движения, км/ч90
Время, необходимое для разгона, с30
Наибольший преодолеваемый объем35%
Расстояние тормозного пути, м39
Норма расхода топлива на 100 км при скорости 60 км/ч, л23
Габаритный радиус поворота, м10
Расход топлива при скорости 80 км/ч, л30
Модель двигателя740,11
Емкость бака для топлива, л350
Автопоезд, кг28000
Вид кузоваСамосвал
ТНВДV-образный
Допустимый вес прицепного устройства, кг12000
Расстояние поворота по внешнему колесу, м9
Мощность мотора, л. с.176
Год выпуска1987

Характеристики КамАЗ-55111 могут различаться в зависимости от выбранной модификации.

Модели и комплектации

  • 55111 — базовая с двигателем КамАЗ-740.10-20 (Евро-0)
  • 55111-02 — с двигателем КАМАЗ-740.11-240 (Евро-1)
  • 55111-13 — с двигателем КамАЗ-740.13-260 (Евро-1)
  • 55111-15 — с двигателем КамАЗ-740.31-240 (Евро-2)

Силовой агрегат

Силовой агрегат включает в себя: топливную систему, систему сцепления, коробку передач, амортизатор, заднюю и поддерживающую опоры, кронштейн и стойку, подвеску переднего типа, топливный насос, двигатель КамАЗа-55111.

Потребление горючего: норма расхода топлива на КамАЗ-55111 составляет 30 л на каждые 100 км пути.

Рекомендуется периодически смазывать все детали в дигателе КамАЗ маслом. Марки масляной жидкости, которые рекомендуется использовать — KAMAZ SAE 15W40 API CI-4/SL К10-40.50, Лукойл-Супер (SAE 15W-40, CE/SG).

Установленная электросхема позволяет увеличить прочность и надежность всей конструкции самосвала, повысить уровень проходимости и упростить процесс управления транспортным средством.

Габариты и сколько весит

Устройство имеет следующие габаритные размеры кузова:

  • ширина — 2,5 м;
  • длина — 6,68 м;
  • высота — 2,74 м.

Весовые показатели:

  • масса самого агрегата — 22200 кг;
  • максимально допустимый вес — 9050 кг.

Заправочные объемы топливного бака: емкость вместительностью 350 л.

Кабина

Впереди установили фары прямоугольной формы. Кабина выполнена из металла с наклоном вперёд по ходу движения авто. Кабина рассчитана на 3-х человек.

Внутри кабины неплохая шумо и гидроизоляция. Вход-выход рассчитан на две стороны.

Двигатель

Дизельный агрегат с турбонаддувом. Развивает мощность 240 л.с. при 2200 об/мин. Максимальный крутящий момент 912 Нм достигается при 1100 об/мин. Двигатель V-образный 8 цилиндровый.

Детальнее о двигателе КамАЗа 55111 и его комплектующих можно посмотреть в руководстве по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей КамАЗ начиная с 14 стр.

Коробка передач

КПП механическая на десять ступенек в двух вариациях:

  1. Без делителя на 14,5 ступенек, значение раздаточного числа — 7,22. 5 МКПП.
  2. С делителем на 15,5 ступеней. Раздаточное число — 6,53. 10 МКПП.

Расход дизельного топлива

Расход топлива КамАЗа 55111 самосвала — 30 литров на 100 км. Объём топливного бака КамАЗа 55111 вмещает 250 литров топлива и может преодолеть расстояние в 800 км без дозаправки. На специальных модификациях КамАЗах 55111 заправочные объёмы увеличены. Модели оснащаются баком на 350 литров солярки, что дает возможность увеличения прохождения большего расстояния без дополнительной заправки.

Тормоза

Схема тормозной системы КамАЗа 55111 — это симбиоз мелких деталей и компонентов.

Схема тормозов КамАЗа 55111 делится на основную и вспомогательную. Первая контролирует ситуацию во время движения. Вторая (стояночная) удерживает грузовик во время стоянки и остановки. В том числе под уклоном.

Рисунок 1 — Схема тормозного механизма

Пояснение к рисунку 1:

  1. Ось колодки.
  2. Суппорт.
  3. Щиток.
  4. Гайка оси.
  5. Накладка осей колодок.
  6. Чека оси колодки.
  7. Колодка тормозная.
  8. Пружина.
  9. Накладка фрикционная.
  10. Кронштейн разжимного кулака.
  11. Ось ролика.
  12. Кулак разжимной.
  13. Ролик.
  14. Рычаг регулировочный.

Детальнее о тормозной системе читайте в руководстве по эксплуатации КамАЗа 55111 в разделе «Тормозная система» стр. 188.

Зил 4331: технические характеристики и его модификация (видео, цена, отзывы).

Автомобиль КамАЗ 4308 — труженик малого и среднего бизнеса, описание и характеристики здесь.

Универсальный и экономный самосвал марки КамАЗ 65115 на этой странице.

Рулевое управление

Управление таким грузовиком осуществляется при помощи гидравлического усилителя, который объединили с рулевым устройством.

Схема электропроводки

К сожалению схема электропроводки КамАЗа 55111 не претерпела значительных изменений по сравнению с прежней моделью 5511.

Описание к электро схеме КамАЗа 55111 есть в разделе «Электрооборудование» инструкции по эксплуатации КамАЗа 55111 на стр. 213.

Конструктивные особенности

Модель самосвалов МАЗ-551605 280 и подобные, оборудуются профильной, сварной рамой, коробчатого типа, которая соединяется между собой специальными распорками и лентами усиления. Дополнительные листы и ленты усилители монтируются в задней части автомобиля, где существует наибольшая вероятность повреждения рамы или шасси. На раму устанавливается пневмоколесное шасси с рессорной подвеской. Серьги рессор также дополнительно усиливаются листами металла, для обеспечения большей прочности и степени надежности. Комплекция пневматического шасси – парная, в задней части машины. Передняя подвеска состоит из цельнометаллической балки и рессор, которые крепятся непосредственно к основной раме. Дополнительно могут устанавливаться стабилизаторы устойчивости. Кузов объемом 11 кубических метров монтируется на гидравлический подъемник, а кабина водителя на специальные подушки рамы. Двигатель расположен под опрокидывающейся кабиной, что значительно облегчает техническое обслуживание. Положительные отзывы также заслуживают самосвалы Скания.

Отличительные качества МАЗ-551605-271

Автомобили-самосвалы МАЗ-551605 271 могут использоваться в любых климатических зонах, при любой температуре окружающей среды. Хорошие технические показатели и объем кузова для транспортировки грузов, позволяют применять технику для разных видов строительных или транспортных работ. Можно выделить некоторые основные качества МАЗ-551605-271:

  • производительность машины;
  • маневренность на строительном участке;
  • динамика доставки грузов;
  • относительно экономичен;
  • современная начинка и хорошие характеристики;
  • легкость в управлении, не требуется дополнительных знаний;

Данная версия автомобиля-самосвала отличается от самосвалов КамАЗ, немного измененной геометрией кузова, а также увеличенным объемом платформы до 12,5 куб. м. для транспортировки грузов. Также, как и на преемниках, на 551605-271 имеется современный тип, усиленной рамы, которая изготовлена по типу «лонжерон внутри лонжерона». Все остальные агрегаты остаются практически неизменными.

Характеристика МАЗ-551605-280

Современный Белорусский МАЗ-551605 технические характеристики которого соответствуют нормам и даже превышают возможности некоторых зарубежных самосвалов, обладает хорошей производительностью во всех режимах эксплуатации. Положительных технических характеристик удалось достичь за счет сочетания мощности двигателя, грамотно подобранных передаточных чисел и продуманной конструкции рамы.

Технические особенности автомобиля:

  1. силовой агрегат – дизель, турбо, объемом 14,8 литра, мощностью 330 л. с. и крутящим моментом 1225 Н*м;
  2. трансмиссия – механическая КПП, с гидро-переключателями, 8-ступеней, с приводом 6х4;
  3. тип подвески – пред – рессорная, зад – спаренные рессоры;
  4. объем топливного резервуара – 350 литров;
  5. максимальная скорость – не менее 92 км/час;
  6. грузоподъемность – около 20 000 кг;
  7. общий вес – 33 000 кг;
  8. габаритные размеры – 7550 мм х 2500 мм х 3100 мм;
  9. размер колесной базы – 3350 мм + 1400 мм;
  10. тип кабины – 2 места, спальное место отсутствует.

На самосвалы МАЗ-551605 устанавливаются шины с дорожным типом протектора, что обеспечивает положительную динамику транспортировки грузов по асфальтным и накатанным покрытиям, однако для бездорожья данная конфигурация не подходит. Гидравлический насос работает непосредственно от основного двигателя, через специальный механический привод. Производительность зависит от количества оборотов коленчатого вала машины.

Технические характеристики

  • Габаритные размеры: длина – 7,19 м; ширина – 2,5 м; высота – 3,1 м.
  • Колёсная база: 3,85 + 1,4 м.
  • Дорожный просвет – 270 мм.
  • Передняя колея – 1,97 м; задняя колея – 1,85 м.
  • Размер шин – 12.00/R20.
  • Снаряжённая масса автомобиля – 13,5 тонн.
  • Технически допустимая полная масса автомобиля – 33 тонны.
  • Нагрузка на переднюю ось – 7 тонн; на задний мост – 26 тонн.
  • Технически допустимая грузоподъёмноcть – 20 тонн.
  • Объём платформы: 11, 12,5, 14,3 (надставные борта), 15,4 (по заказу) кубометров.

Двигатель

Для серии МАЗ-551605 используются 3 варианта двигателей:

  •  ЯМЗ-238ДЕ;
  •  ЯМЗ-238ДЕ2;
  •  ЯМЗ-7511-10Е2.

Дизельный агрегат ЯМЗ-238ДЕ применяется в начальных версиях автомобиля. Для него свойственны высокая надежность и способность длительное время работать при повышенных нагрузках. V-образный мотор имеет воспламенение от сжатия, жидкостное охлаждение, турбонаддув и промежуточное охлаждение в теплообменнике «воздух-воздух».

Характеристики двигателя ЯМЗ-238ДЕ:

  •  рабочий объем – 14,86 л;
  •  номинальная мощность – 243 (330) кВт (л.с.);
  •  максимальный крутящий момент – 1225 Нм;
  •  число цилиндров – 8;
  •  диаметр цилиндра – 130 мм;
  •  экологический класс – Евро-1.

ЯМЗ-238ДЕ2 – более современная версия двигателя ЯМЗ-238ДЕ. В плане конструкции агрегат практически полностью повторяет предшественника, но имеет экологический класс Евро-2. Данной силовой установкой комплектуется большая часть модификаций МАЗ 551605.

Характеристики мотора ЯМЗ-238ДЕ2:

  •  рабочий объем – 14,86 л;
  •  номинальная мощность – 243 (330) кВт (л.с.);
  •  максимальный крутящий момент – 1274 Нм;
  •  число цилиндров – 8;
  •  диаметр цилиндра – 130 мм.

Агрегат ЯМЗ-7511-10Е2 является приемником мотора ЯМЗ-238, но отличается большей мощностью. Двигатель устанавливается на последние версии МАЗ 551605. Мотор отвечает нормам стандарта Евро-2/Евро-3.

Характеристики агрегата ЯМЗ-7511-10Е2:

  •  рабочий объем – 14,86 л;
  •  номинальная мощность – 294 (400)кВт (л.с.);
  •  максимальный крутящий момент – 1715 Нм;
  •  число цилиндров – 8;
  •  диаметр цилиндра – 130 мм.

Средний расход топлива автомобиля составляет:

  •  34 л/100 км при скорости 60 км/час;
  •  41 л/100 км при скорости 80 км/час.

Трансмиссия

Тип трансмиссии, устанавливаемый на «МАЗ-5516», зависит от двигателя. С 330-сильными моторами ЯМЗ работает коробка переключения передач «ЯМЗ-2381» С 400-сильными дизелями в связке функционирует коробка «ЯМЗ-2391». Это 5-ступенчатые коробки передач, имеющие двойную главную передачу с планетарными редукторами (передаточное число – 7,24). Подобная схема фактически даёт 10 передач.

В версиях с импортными силовыми агрегатами использованы 9-ступенчатые механические коробки переключения передач «ZF 9S-109» и «JS-135/TА», отличающиеся большей эффективностью, но и гораздо более высокой стоимостью.

«МАЗ-5516» зерновоз с прицепом.

На самосвалах «МАЗ-5516» установлено сцепление ярославского производства, марки «ЯМЗ-184-15». Это сцепление сухого фрикционного типа, однодисковое, с диафрагменной вытяжной пружиной, фрикционными накладками на безасбестовой основе. Установка сцепления производится по стандартам  ISO (SAE-1). Ведомый диск сцепления – с демпфером пружинно-фрикционного типа, с упругим креплением одной из фрикционных накладок.

Технические характеристики

Габаритные размеры, мм

  • длина — 5990 (при откинутой кабине — 7850)
  • ширина — 2500 мм (в моделях с выгрузкой на 3 стороны — 3450 при полностью опрокинутом кузове)
  • высота — 2925 мм
    • при откинутом назад кузове – 4850
    • при выгрузке вбок – 3850
  • клиренс — 270 (минимальный, в районе переднего моста)

Параметры двигателя устройства

  • Объем — 11150 см³ (ЯМЗ-236)
  • Мощность — 180 л.с.
  • Крутящий момент — 667 Нм
  • Максимальная скорость — 83 км/ч (у ряда моделей может быть до 90 км/ч)

Вес МАЗ-5551 в стандартной модификации, кг

  • снаряженная — 7580, в т.ч.
    • на передней оси — 4130
    • на задней оси — 3450
    • полная — 16 230, т.ч.
    • на передней оси — 5980
  • на задней оси — 10 250

Размеры и габариты кузова

Размеры МАЗ-5551 при таком объеме платформы составляют 3800 х 2269 х 630 мм.

Для сравнения предлагаем ознакомиться с размером кузова КамАЗа бортового.

В зависимости от модификации грузоподъемность может составлять до 10,2 тонны (сопоставимо с грузоподъемностью Камаз-43118), объем кузова МАЗ-5551 – до 12,5м³ (15,5 при поднятых бортах).


Колеса и шины

Колеса и шины тягача

  • колесная формула — 4х2максимальный угол наклона дорожного полотна — 25 градусов
  • радиус разворота — 7,9 м (габаритный – 8,6м)

Шины — 12.00 R20, допускается также установка 12,0-20 или 11.00 R20

Давление в шинах МАЗ-5551 будет зависеть от модели самих шин и грузовика. Например, для самосвала с грузоподъемностью 10т и шин 12.00 R20 — 7,1 на передней и 6,9 кгс/см2 на задней оси.

МАЗ-551605: варианты оснащения

Семейство новых трехосных самосвалов под обозначением МАЗ-5516 выпускается на Минском автозаводе (МАЗ) с 1994 года. Отличительными чертами семейства являются простота конструкции и большой запас прочности. Эти факторы считаются решающими при покупке новых или подержанных машин на базе МАЗ-5516.

Разработка

Первый опытный образец модернизированного автомобиля под обозначением МАЗ-551605 был создан в апреле 2002 года. В качестве силовой установки использовался дизель ЯМЗ-238ДЕ2. В дальнейшем базовое шасси стали использовать для установки различных надстроек — самосвальных кузовов различной конфигурации, бетономешалок, коммунальных машин и так далее.

Ходовая часть имеет привод на две задние оси, что обеспечивает хорошую проходимость и позволяет использовать машину в сложных дорожных условиях. В тормозной системе применена антиблокировочная система, отвечающая современным требованиям. По заказу шасси комплектуется комфортабельной кабиной с дополнительной изоляцией и ремнями безопасности для всех сидений, автономным подогревом двигателя, системой ограничения скорости.

Самосвал

Трехосный самосвал на базе МАЗ-551605 предназначен для перевозки сыпучих грузов различной крупности. Его тело можно разгрузить в трех направлениях. Существует несколько вариантов исполнения самосвала, отличающихся типом кабины, типом кузова самосвала и наличием возможности работы в сцепке с прицепом.

Выпускаемые в настоящее время машины могут комплектоваться дизелями ЯМЗ-238ДЕ2 или более мощным мотором ЯМЗ-7511-10Е2. Оба двигателя соответствуют нормам выхлопа Евро-3. На моторы устанавливаются коробки передач как отечественного производства (модель ЯМЗ-2381), так и импортного производства. Штатная грузоподъемность всех самосвалов — 20 тонн.

Одним из направлений автопрома являются перевозки сельскохозяйственных грузов. МАЗ-551605-271 с хойми бортами кузоз предназначен для выполнения таких работ. При необходимости самосвал может перевозить любые сыпучие грузы. Кузов с ондомеждународной разгрузкой имеет систему подогрева пола с выхлопными газами. Машина оборудована подрессоренной кабиной без спального места.

Силовой агрегат состоит из 330-сильного дизеля с турбиной ЯМЗ-238ДЕ и девятиступенчатой ​​коробки передач модели 9JS135A. Машина имеет большой запас хода, для баку пакушаю 350 л.

Бетономешалка

Смеситель для цементно-бетонных смесей под обозначением АБС-8 ДА разработан и выпускается на шасси «мазовец». Бетоносмеситель рассчитан на широкий температурный диапазон эксплуатации (от минус 30 градусов до плюс 40).

Рабочий барабан емкостью 8 куб.м изготовлен из стального листа и имеет регулируемый лоток для выгрузки смеси. Загрузка драмана осуществляется сверху, через специальное горло. Высота выгрузки регулируется уклоном лотка и дополнительными желобами и может достигать 2 м от уровня земли. Средняя скорость разгрузки составляет около одного кубометра в минуту.

Для перемешивания смеси на ходу используется отдельный 50-сильный дизель Д-144 с воздушным охлаждением. Вращение к другу принадлежит через шестеренчатый редуктор. Максимальная скорость вращения барабана – до 14 оборотов в минуту. Бетономешалка АБС-8 ДА на шасси МАЗ-551605 имеет хорошие скоростные характеристики – максимальная скорость груженой машины достигает 50 км/час, а порожней – до 75 км/час.

Устройство

МАЗ 551605 разрабатывался для транспортировки больших объемов груза, потому в его основе лежит рама повышенной прочности. В задней части рамы присутствуют 2 ведущих моста, соединенных при помощи карданного вала. Настройка редукторов сделана таким образом, что число оборотов у среднего моста больше, чем у последнего. Поскольку именно средний мост является более загруженным, подобное решение обеспечивает оптимальное сцепление с дорогой. В модели использована стандартная ходовая часть с рессорной передней подвеской и рессорно-балансирной задней подвеской.

Модель трансмиссии, устанавливаемой на МАЗ 551605, во многом определяется типом агрегата. Большая часть модификаций укомплектована 8-ступенчатой механической коробкой передач ЯМЗ-238М. В состав трансмиссии входит сцепление от Ярославского моторного завода (ЯМЗ-184-15). Однодисковый сухой элемент фрикционного типа отвечает за передачу усилия от агрегата на КПП.

Рабочая тормозная система действует на все колеса. Здесь используются барабанные тормозные механизмы. Во всех версиях присутствует ABS. Стояночная и запасная тормозные системы оказывают воздействие на узлы среднего и заднего моста. Стояночная система выполняет отдельные функции запасной и используется при отказе рабочей системы. Вспомогательная тормозная система применяется для незначительного замедления при длительном спуске.

В дизайне МАЗ 551605 сразу угадываются типичные черты продуктов Минского автозавода. Прямоугольная кабина со сглаженными углами и массивный бампер, установленный для защиты, делают машину очень практичной. Для автомобиля предусмотрены 2 варианта кабины:

  • стандартный;
  • удлиненный с возможностью установки спального места.

Несмотря на то, что МАЗ 551605 появился в начале 2000-х годов, уровень комфорта в кабине остался минимальным. В салоне устанавливается подрессоренное водительское сиденье с функцией регулировки и настраиваемая рулевая колонка. Пневматические амортизаторы кресла делают передвижение более комфортным. Сиденье также имеет элементы горизонтальной и вертикальной регулировки и настройку спинки. Опционально устанавливаются подлокотники и подголовник. Мощный отопитель обеспечивает нужную температуру в холодное время года. На тоннеле имеется вещевой ящик, который можно использовать в качестве столика. Кондиционер в МАЗ 551605 отсутствует, хотя с учетом специфики эксплуатации машины он не был бы лишним. Для сокращения вибрации кабина подрессорена пружинами в 4 точках. Двери выполнены из листовой стали и укомплектованы роторными замками. Рулевое управление представлено рулевым механизмом с распределителем.

Технические характеристики МАЗ-5551

Массово-габаритные характеристики

  • Длина: 5,990 м; Ширина: 2,500 м; Высота (по крыше кабины): 2,925 м.
  • Колёсная база: 3,30 м или 3,950 м.
  • Дорожный просвет: 280 мм (минимальный, под передним мостом).
  • Колея передних колес – 2,032 м; колея задних колес – 2,162 м по внешним и 1,422 м по внутренним.
  • Снаряженная масса – 7,580 тонн.
  • Грузоподъёмность: 10 тонн (у автомобилей до 1998 года – 8 тонн).
  • Полная масса – 16,230 тонн.
  • Распределение (при снаряженной массе): на переднюю ось – 4,130 тонн; на заднюю ось – 3,450 тонн;
  • Распределение (при полной массе): на переднюю ось – 5,980 тонн; на заднюю ось – 10,250 тонн;
  • Размеры грузовой платформы: 3800 х 2269 х 630 мм.
  • Угол преодолеваемого наклона – 25 градусов;
  • Радиус поворота по внешнему колесу – 7,9 м; радиус поворота габаритный – 8,6 м.
  • Объём кузова – от 5,5 до 12,5 кубометров (с разными по высоте бортами).
  • Время подъёма груженого кузова – 15 сек, время опускания пустого кузова – 10 сек. Угол подъема кузова – 50 градусов.

Двигатели МАЗ-5551

МАЗ-5551 первоначально оснащался V-образным шестицилиндровым дизельным двигателем модели ЯМЗ-236М2-1 Ярославского моторного завода. Некоторые параметры данного мотора: рабочий объём – 11,15 л; мощность – 180 лошадиных сил или 132 кВт; диаметр цилиндра – 130 мм максимальный крутящий момент – 667 Нм;  частота при макс. крут. моменте – 1250-1450 мин-1; минимальный удельный расход топлива – 214 г/кВт.ч  (157 г/л.с.ч).

В 90-е и 2000-е годы на смену атмосфернику пришли более современные ярославские дизели, оснащённые системой турбонаддува. На МАЗ-5551 ставили целый ряд дизельных моторов. Причём не только отечественных, но и импортных – дойтцовских и камминзовских. Зарубежные «не прижились» по понятной причине: их применение ударяло по одному из основных достоинств грузовика – его дешевизне.

К тому же и моторы ЯМЗ со своими функциями справлялись отлично. Из ярославских дизелей основными, используемыми и в настоящее время на МАЗ-5551 А2, стали ЯМЗ-236НЕ-2 и ЯМЗ-6563.10-Е3.

Это дизели четырехтактные с воспламенением от сжатия, рабочим объёмом также, как и ЯМЗ-236М2-1 в 11,15 литров; с непосредственным впрыском топлива, с турбонаддувом, жидкостным охлаждением, жидкостно-масляным теплообменником, механическим регулятором частоты вращения, с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на автомобиле.

ЯМЗ-236НЕ-2 – представитель классического семейства шестицилиндровых V-образных дизелей производства Ярославского моторного завода, оснащённый турбонаддувом и специально адаптированный для применения в грузовиках МАЗ.

Его параметры: Мощность 230 лошадиных сил (или 169 кВт); максимальный крутящий момент – 882 Н.м (90 кгс.м); частота при максимальном крутящем моменте – 1200-1400 мин-1; минимальный удельный расход топлива – 206 г/кВт.ч (152 г/л.с.ч).

Двигатель ЯМЗ-6563.10 также специально предназначен для установки на бортовые автомобили, тягачи, самосвалы, шасси МАЗ с колесной формулой 4х2; автопоезда на их базе полной массой до 32т. Его характеристики: Мощность 230 лошадиных сил (или 169 кВт); максимальный крутящий момент –  882 Н.м (90 кгс.м); частота при максимальном крутящем моменте – 1100-1300 мин-1; минимальный удельный расход топлива – 200 г/кВт.ч (147 г/л.с.ч).

По данным производителя, реальный расход топлива в смешанном цикле составляет 22 литра на 100 километров. Объём топливного бака: 200 литров.

Трансмиссия и гидравлика МАЗ-5551

Ярославская коробка передач ЯМЗ-236П, устанавливаемая на МАЗы в комплекте с дизельным двигателем, также довольно надёжна и проверена временем. Это пятиступенчатая МКПП с синхронизаторами на 2-3 и 4-5 передачах. Передаточное число – 7,79.

В обновленных версиях МАЗ 5551 трансмиссия получила ряд существенных конструктивных изменений. За счет доработки механизма переключения от рычага к КП удалось существенно укоротить рычаг, что облегчило работу водителя.

На МАЗ-5551 установлено традиционное для отечественных грузовиков подобного класса двухдисковое фрикционное сцепление, также производства Ярославского моторного завода. Элементы этого узла подвержены износу из-за значительных перегрузок при работе и требуют периодического обслуживания. Тормозная система: барабанные тормоза с АБС. Размер шин: 12,00R20.

Гидравлическая система автомобиля МАЗ-5551 представляет собой насос и телескопический, трехступенчатый гидроцилиндр, который и обеспечивает опрокидывание кузова. Управление происходит дистанционно из кабины.

Частью гидросистемы является гидроусилитель руля, который не только снимает с водителя излишнее напряжение, но и позволяет в полной мере реализовать хорошую маневренность автомобиля.

Плюсы и минусы

Как уже упоминалось выше, МАЗ-5516 имеет много преимуществ и недостатков

Рассматривая первый вариант, необходимо обратить внимание на плохой дизайн кабины и отсутствие комфортных условий работы.. Механизмы, двигатели, коробки передач и другие механизмы были изготовлены и собраны с высоким качеством

Самосвал Hyundai Minsk изыскан по обоим параметрам и удовлетворяет только владельца.

Механизмы, двигатели, коробки передач и другие механизмы были изготовлены и собраны с высоким качеством. Самосвал Hyundai Minsk изыскан по обоим параметрам и удовлетворяет только владельца.

В качестве дополнительных качеств этой машины следует отметить следующие моменты.

  • Экономичность и низкие эксплуатационные расходы. Почти все сопоставимые изделия гораздо дороже в ремонте, а запасные части сложнее достать.
  • Простота в обслуживании. Для ремонта не требуется специальное обслуживание. Эти системы просты в эксплуатации и обслуживании.
  • Возможность присоединения прицепа для увеличения производительности грузовика.
  • Эти грузовики намного дешевле своих аналогов и поэтому более доступны. Новый 20-тонный класс можно купить у официального дилера примерно за 2 миллиона рублей. Автомобиль с чуть меньшим пробегом, но еще исправный, стоит около 400 000 рублей. Оба автомобиля будут перевозиться в хороших условиях, но очевидно, что у нового автомобиля будет меньше проблем.
  • Проверенная система подвески. Несмотря на большую нагрузку, даже машины с пробегом теперь будут в хорошем состоянии.
  • Мощный силовой агрегат, позволяющий без проблем передвигаться по различным дорогам и при этом перевозить грузы.

Можно сказать, что во всех отрицательных отзывах преобладала первая версия МАЗ-5516. А положительные качества в последней версии говорят о желании производителя развиваться и делать свою машину лучше.

Высокая оценка объясняется не только тем, что конструкторы исправили многие недочеты.

В любое время самосвал выполняет свои задачи на оптимальном уровне, при необходимости даже превышая заявленную в паспорте мощность.

Привод грузовой платформы

Устройство подъема кузова МАЗ-5551 расположено под платформой. Механизм опрокидывания, как и у большинства современных самосвалов, гидравлический с пневматическим управлением.

Телескопический гидроцилиндр с переменным рабочим объемом состоит из трех последовательно выдвигающихся звеньев – такая конструкция позволяет развивать достаточные рабочие усилия при небольшой массе и размерах в сложенном состоянии. Основным ее недостатком является значительная сложность, а также риск засорения плотно прилегающих звеньев.

Для повышения безопасности выгрузки в управляющем клапане гидроцилиндра предусмотрено предохранительное устройство. Оно не допускает полного подъема платформы при перегрузке более 1,5 т.

Цапфы заднего борта контролируются пневмоцилиндром, срабатывающим при приведении рукоятки устройства в положение «Подъем».


Грузовая платформа

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий