Четырехосный седельный военный тягач МАЗ-537 производства Минского автомобильного завода

Использование в народном хозяйстве

За время выпуска МАЗ 537 неплохо показал свои возможности не только в военной сфере, но и в секторе народного хозяйства. Часто использовался для транспортировки гусеничных тракторов, больших станков, экскаваторов, буровой техники и т. д. На базе тягача также создавались пожарные бригады, предназначенные для гашения огня в нефтепромышленном комплексе. Подобная техника активно применялась для восстановления и обслуживания нефтегазовых скважин.

Благодаря универсальности и надежности, МАЗ 537 продавались во многих страны. Их часто можно было встреть в армиях Финляндии, Ближнего Востока и других местах планеты. Такая популярность подтверждает качество машины, которая выпускалась почти 30 лет.

Модификации

Не меньший интерес представляют модификации седельного тягача МАЗ 537, предназначенные для решения разных задач. Некоторые из них так и не вышли в серийное производство. Так, в базовой модели были только цифры «537». В дальнейшем стали появляться буквы, по которым можно было судить об особенностях техники:

  • «А» — балластный автомобиль, имеет сварную платформу из металла, оборудован лебедкой. Предусмотрен для буксирования артиллерии и ракетных установок весом до 75 000 кг.
  • «Б» — предназначен для ракет Р-17, провалил испытания и серийно не производился.
  • «В» — выдерживает нагрузку на 7 000 кг меньше, предназначен для перевозки на СУРД 1 разведчика ДБР-1, ракет УР-100 и 5В61. Производился небольшими партиями в период 1965-1985 гг.
  •  «Г» — многофункциональный транспорт, отличающийся повышенной нагрузкой (до 27 тонн) и способностью тянуть лебедкой до 15 тонн. Использовался для буксирования разных видов техники, установочных агрегатов, автомобилей технической помощи и т. д. Наиболее востребованная модификация, впускаемая с 1964 года.
  • «Д» — автомобиль особого назначения с переменным генератором. Использовался для перевозки полуприцепов с ракетными системами. Играл роль электрической станции на колесах.
  • «Е» — седельная военная техника с дополнительной мощностью для генераторов, гидравлических насосов и компрессорного оборудования. Способен буксировать до 68 000 кг и быть частью автомобильных поездов. Выпускалась также специальная версия в качестве толкача.  
  • «К» — автомобиль с краном. Создан для ракетной системы Темп С 9К76. Из-за проблем в конструкции серийный выпуск так и не начался.
  • «Т» — разновидность МАЗ 537, предназначенная для экспорта в страны с жарким климатом. Прошел испытания, но из-за высокой стоимости изготовления так и не выпускался.
  • «Л» — тягач для аэродромов, предназначенный для буксирования самолетов вестом до 2000 т.
  • «М» — автомобиль с дизельным мотором, имеющим мощность до 500 лошадиных силы. Опытный образец.
  • «П» — тягач для буксировки ракетных комплексов. Отличается тентованым кузовом и наличием мест для пассажиров;
  • «Р» — авто для гражданского пользования, оборудованное редуктором и прицепом. Планировался для применения в качестве тягача для ПВ 481 при возведении нефтегазопровода. На практике почти не использовался.

Проект по созданию нового мощного тягача

В начале 50-х годов ХХ века в СССР возникла потребность в новых мощных машинах для армии. Ракетные комплексы, тяжелая бронетехника на гусеницах, экскаваторы для укреплений и другое оборудование требовали транспортировки как на короткие, так и на большие расстояния. Передислокация воинских частей, которая проводилась регулярно, была особенно сложной. Поездка по железной дороге и малолитражным транспортом занимала до шести месяцев.

Проектирование универсального трактора началось осенью 1954 года, а прототипы были готовы к лету 1956 года. Длинное четырехосное полноприводное шасси стало основой для нескольких модификаций военного седельного тягача. Характеристики автомобиля были рассчитаны на дальние поездки со скоростью 40-50 км / ч. Мощности трактора хватало, чтобы нести платформу с межконтинентальной баллистической ракетой. Однако грузовик мог двигаться только по асфальтированной дороге и исключительно по ровной местности. Невозможно было преодолеть даже небольшой подъем, так как прицеп не имел инерции.

Конструкция

Конструкция трактора основана на раме, состоящей из штампованных и сварных элементов. Детали соединяются заклепками и точками сварки. Боковая часть состоит из лонжеронов и Z-образных профилей из листовой стали. Переднее и заднее буксирные устройства оснащены пружинными амортизаторами.

Военный МАЗ оснащен 12-цилиндровым дизельным двигателем Д-12А мощностью 525 лошадиных сил с жидкостной системой охлаждения. Двигатель имеет 2 ряда цилиндров, расположенных под углом 60 °. Аналогичный двигатель использовался на внедорожниках «Ураган». Особенностью конструкции является использование 2-х впускных и 2-х выпускных клапанов на цилиндр. Механизм газораспределения, установленный в головках блоков, приводится в движение валами и шестернями.

Подача топлива расположена в 2-х баках емкостью 420 литров. Плунжерный насос используется для подачи топлива в цилиндры. Агрегат оборудован специальным предохранительным устройством, которое перекрывает подачу топлива в случае падения давления в масляной системе. На выпускные коллекторы нанесено покрытие, помогающее двигателю быстрее прогреваться. Также вам может пригоджиться статья про двигатель КАМАЗ Евро 3.

К двигателю подсоединен одноступенчатый гидротрансформатор, который может работать как гидравлическое сцепление. Установлен механизм с электроприводом для блокировки колес агрегата. Кроме того, есть повышающая коробка передач, которая подключается при движении автомобиля без нагрузки. Крутящий момент от трансформатора передается на 3-ступенчатую планетарную коробку передач, оснащенную дополнительной обратной скоростью.

Распределение момента между осями осуществляется через раздаточную коробку, которая имеет пониженную скорость и подачу. Переключение передач происходит с помощью пневмопривода; Коробка передач имеет межосевой дифференциал с возможностью блокировки. Ведущие мосты оснащены конической главной парой и планетарной передачей. В сквозных трансмиссиях установлены дополнительные пары шестерен для привода межосевых дифференциалов. Карданные передачи используются для подключения всех редукторов.

В подвеске передних колес используются индивидуальные рычаги и торсионы. Упругие валы расположены продольно, на каждом переднем колесе установлено по 2 таких детали. Дополнительные гидроамортизаторы двустороннего действия. Для колес задних шасси используется балансировочная подвеска без рессор. Барабанная тормозная система с пневмогидравлическим приводом.

Для размещения водителя и сопровождающего персонала установлена ​​закрытая металлическая кабина на 4 человека. На крыше имеется смотровой люк, который также используется для вентиляции. Для отопления используется автономный блок. Рулевая рубка оборудована гидроусилителем тормозов с отдельным топливным баком. Внутри кабины находится съемный капот, обеспечивающий доступ к передней части двигателя. Полуавтоматический блокиратор с 2-х штифтовой системой, установленный над колесами заднего лафета.

Описание конструкции

Трактор МАЗ-537 мало отличался от модели 535. Правда, колесная база трактора была увеличена, а шасси усилено. Четырехместная кабина, установленная на переднем свесе рамы, осталась без изменений. Изначально в нем сохранились два вентиляционных люка и инфракрасный маяк в центре. Позже они были отменены.

За кабиной находился двигатель Д-12А-525, 12-цилиндровый дизельный двигатель, произведенный в Барнауле на основе конструкции легендарного танкового двигателя Фау-2. С таким двигателем контрольный расход топлива МАЗ-537 на 100 км составлял 125 л. Форсированный двигатель потребовал замены систем охлаждения и смазки, пришлось перенести подогреватель.

Трансмиссия: гидромеханическая трехступенчатая, с блокируемым гидротрансформатором. Третья передача прямая, овердрайв отсутствует. Двухступенчатая раздаточная коробка — механическая. Межосевые дифференциалы с включенной блокировкой, межосевые дифференциалы самоблокирующиеся. Изменились передаточные числа из-за увеличения крутящего момента.

Передние колесные пары трактора МАЗ-537 имели независимую торсионную подвеску с гидроамортизаторами, задние пары упругих элементов в подвеске не имели. По сравнению с МАЗ-535 торсионы стали длиннее и больше в диаметре. Карданный привод компрессора заменен на ременную.

Рулевое управление типа «шариковая гайка» с гидроусилителем было заимствовано от карьерного самосвала МАЗ-525. Напряжение в электросети грузовика -24 вольт, использовались 4 аккумуляторные батареи и генератор постоянного тока.

2019-02-28

Александр Степченко

Один источник

Седельный тягач МАЗ-537Г 8 × 8 в работе

https://youtube.com/watch?v=p-bCQz6MZ6I

Особенности

Основные параметры, которые закладывались в военные тягачи при проектировании – грузоподъемность и проходимость. И первой моделью, которая была запущена в массовое производство, а затем получила одобрение практиков, стал МАЗ 537.

Судя по старым фото, этот тягач выгодно отличался от своих предшественников, хотя и был разработан на их базе.

Прежде всего, мощность двигателя автомобиля пришлось увеличить. У первых моделей мощности было недостаточно для перевозки массивных установок и машин.

Вскоре первый тягач с подобной конструкцией выпустили на небезызвестном Минском автомобильном заводе 29 марта 1959 года. А позже – в 1961 году – производство большегрузов перенеслось в цеха Курганского завода колесных тягачей.

Машина была очень востребована, однако с течением времени ей пришлось претерпеть ряд модификаций. К тому же, к 1990 году спецтехника морально устарела и была снята с производства.

Тактико-технические характеристики

Для грузового шасси МАЗ 537 технические характеристики соответствовали требованиям своей эпохи

Поэтому характерные особенности сделали авто важной фигурой в военном арсенале СССР

Длина автомобиля, мм8960
Высота, мм2880
Ширина, мм2885
Дорожный просвет, мм500
Колея, мм2200

Кроме этого, собственная масса исторического автомобиля составляет 21,6 тонны.

Помимо главных особенностей следует отметить, что в большегрузном автомобиле установлен дизельный двигатель Д-12А-525А на 12 цилиндров. Такой двигатель с рабочим объемом 38,88 литра способен развивать частоту вращения до 2100 об/мин.

Сфера применения

Изначально седельный тягач МАЗ 537 разрабатывался для нужд советской армии. Благодаря уникальным в то время ТТХ, он нашел свое призвание и в народном хозяйстве. Например, машина служила верой и правдой для перевозки тяжелых грузов.

Единственное неудобство было связано с тем, что габариты тягача значительно отличались от предусмотренных дорожной разметкой. Это затрудняло перемещение автомобиля. Для проезда МАЗ 537 ГАИ предупреждали население и организации о планируемом движении заранее.

Спецслужбам приходилось перекрывать поток автомобилей в обе стороны на время транспортировки грузов. Тем не менее, несмотря на принятые меры по предотвращению ДТП, опасность съезда в колею существовала постоянно.

Для гражданских нужд и в условиях бездорожья МАЗ 537 применялся на крайнем Севере. Это связано с тем, что ни одна другая модель техники схожего назначения не выносила тяжелых условий.

Одна из модификаций была предназначена для установки кранового оборудования. Однако применялась она не слишком интенсивно. Основное же применение тягача – это перевозка танков, самоходных артиллерийских установок, ракет. Некоторые модификации были способны буксировать самолеты.

Конструкторское бюро

В июне 1954 года Совет Министров СССР принял постановление о создании СКБ (СКБ) по разработке особо мощных военных тракторов с возможностью последующей доработки в гражданском промышленном варианте. Быстро стало ясно, что технологий и заводского оборудования, имеющихся в то время в автомобильной промышленности, будет недостаточно.

Пришлось начинать со станочного парка, закупать современное оборудование за рубежом и создавать новые технологии. На Минском автомобильном заводе было организовано большое СКБ МАЗ под руководством главного конструктора Бориса Львовича Шапошника. Перед специалистами была поставлена ​​задача спроектировать и запустить в производство тяжелый колесный трактор. Так появился тягач МАЗ 535, который вскоре превратится в МАЗ 537, модель с несколькими модификациями.

Применение транспорта в армии

Для армии Советского Союза выпускалось несколько базовых модификаций МАЗ-537.

«А»

Выпускался с 1964 по 1969 год. Платформа цельнометаллическая укороченная, грузоподъемность составила 15 тысяч килограммов. Лебедка располагалась между корпусом и моторным отсеком, она могла буксировать грузы массой до 15 тонн.

Машина использовалась в аэропортах и ​​ракетных войсках. Он легко перевозил самолеты по взлетно-посадочным полосам, а также нес тяжелые баллистические ракеты. С помощью гидравлического толкателя водитель мог помогать перемещать тяжелые автомобили.

«В»

Выпускался с 1965 по 1985 год. Модификация представляла собой седельный тягач, способный перевозить автопоезд массой до 62 тонн. В связи с некоторыми конструктивными изменениями максимальная нагрузка на сцепное устройство снижена до 18 тонн. Пятое колесо было перемещено назад. Данная модификация позволяла перевозить грузы с нестандартной формой корпуса.

С помощью этого транспорта перевозились полуприцепы с ракетным оборудованием для различных частей ракетных войск. Также можно было перевозить топливные баки, вмещавшие до 30 тысяч литров горючего.

«Г»

Выпускался с 1964 по 1969 год. Данная модификация поступала из Минска в недостроенном виде. Что-то в его конструкции нужно было изменить, но глобальных нововведений не было. Трактор МАЗ-537Г использовался для решения различных стратегических задач.

С его помощью перевозили бронетехнику массой до 68 тонн, а также можно было передвигаться в составе автопоезда массой до 91 тонны. Еще одна функция стала возможной благодаря использованию прочной лебедки: прицепы с низкой платформой могут быть загружены грузами до 15 тонн.

Ввод грузовиков в эксплуатацию был затруднен из-за проблем с чертежами, полученными из Минска. Первые контрольные испытания выявили более 100 дефектов разной степени. После доработки проекта количество недостач уменьшилось на 30, но все равно осталось значительным. Пока инженеры устраняли недоработки, в Кургане тракторы начали собирать по частям, так как советская армия остро нуждалась в такой технике.

С третьего раза эта версия успела пройти все тесты, дефектов не выявлено. В результате машина стала самой популярной среди наших военных — ее использовали для перевозки гусеничной бронетехники по асфальтированной дороге, бездорожью и бездорожью. Появление автомобиля позволило отказаться от медленного и стратегически ненадежного транспорта с тяжелыми автомобилями в поездах.

«Д»

Выпускался с 1965 по 1986 год. Главной особенностью грузовика было наличие автоматической электронной системы, управляющей рабочим и буксирным механизмами. Максимальный вес грузовика составлял 88 тонн. За моторным отсеком устанавливали генератор мощностью 75 кВт.

«Е»

Выпускался с 1966 по 1989 год. Данная модель представляет собой симбиоз нескольких версий. Он был оборудован кабиной с задним смещением, но имел возможность перевозки прицепов. Также был установлен генератор с защитным кожухом. Это позволяло передавать энергию различным системам управления полуприцепом.

«К»

Выпускался с 1965 по 1969 год. Применялся как автокран. Гидравлический кран выдерживал нагрузки до 16 тонн и устанавливался на задней части рамы. Для устойчивости при работе крана использовались четыре стабилизатора.

После запуска производства был выявлен ряд недостатков, которые не позволили крану стать распространенной моделью. Его конструкция была перетянутой, из-за чего проходимость машины была невысокой. Основным недостатком была большая вероятность бокового падения при эксплуатации. Единственное применение модели — заряжание зарядов на ракетных установках.

«Т»

Эта модель получила несколько прототипов. Планировалось экспортировать его в страны с жарким климатом и повышенной влажностью. Для этого корпус, кабина и все технические узлы были покрыты изоляционными материалами, которые должны были защищать их от влаги. Общая стоимость оказалась высокой, поэтому от массового производства отказались.

Модернизация

Через некоторое время военный МАЗ 537 был модернизирован и машине был присвоен индекс «П». Технические характеристики остались без изменений, но лебедку упразднили, а кузов переоборудовали для перевозки личного состава. По откидным бортам устанавливались продольные скамейки и арки для навеса, регулируемые по высоте: в нижнем положении тент прикрывал груз, в верхнем положении служил защитой от дождя и снега для людей. По прямому назначению тягач МАЗ 537П мог буксировать платформы с ракетными комплексами.

Эксплуатация колесных тракторов требовала специалистов по техническому обслуживанию, квалифицированных водителей и подходящей материальной базы. Поэтому в 1970-е годы были созданы специализированные предприятия для централизованных перевозок крупногабаритных и сверхтяжелых грузов. Ассоциация «Спецтяжавтотранс» занималась перевозкой нестандартных грузов, при этом разрабатывая оптимальные маршруты. На тракторах МАЗ 537 была перевезена мраморная глыба весом 300 тонн для строительства памятника В.И. Ленину в Ленинграде. За этой уникальной транспортной операцией следила вся страна.

Тракторы МАЗ 537 получили широкое распространение на севере, где проходили нефте- и газопроводы. Неприхотливая машина хорошо зарекомендовала себя в холодном климате. Трубопровод ПВ-481 на базе тягача МАЗ 537 специально разработан для перевозки длинномерных газопроводных муфт. Кроме того, для работы в северных условиях были созданы прототипы пожарных машин, технические передвижные станции, вездеходы для машин скорой помощи. Однако пробные экземпляры в массовое производство не пошли.

В 1991 году на Курганском заводе колесных тягачей началось серийное производство тяжелого полуприцепа КЗКТ-9101, грузоподъемностью 54 тонны для тягача МАЗ 537, технические характеристики которого полностью совпадали с данными полуприцепа КЗКТ-9101. -прицеп. Комбинация компонентов оказалась удачной, клиенты смогли приобрести в одном заказе как тягач, так и полуприцеп.

За долгие годы производства тягачи МАЗ 537, фото которых представлены на странице, постепенно морально и технически устарели. Автомобиль закончился, потенциал для дальнейшего развития исчерпан. Начали проявляться ранее скрытые недостатки, много жалоб было вызвано низким сроком службы силовой установки. Эксплуатация трактора была связана с частыми перебоями в ремонте, армейский МАЗ 537 при транспортировке танков и другой бронетехники не размещал экипаж, вынужденный ехать отдельно. Для этого нужно было привлекать другие автомобили.

Наконец, на базе 537-й модели был создан новый тягач КЗКТ-7428, полностью удовлетворявший задачам по транспортировке боевых гусеничных машин. В настоящее время семейство мощных колесных тракторов успешно решает все задачи по транспортировке тяжелой военной техники, а также крупных гражданских промышленных объектов.

Трактор колесный МАЗ-538: краткое описание, технические характеристики, …

Колёсный трактор МАЗ-538: описание, история создания, конструктивные особенности, фотографии. МАЗ-538: технические характеристики, назначение, устройство, тип подвески, двигатель и коробка передач.

дальше

МАЗ 543: характеристики и фото

МАЗ 543 — тяжелый грузовик. Это полноприводный восьмиколесный автомобиль Минского автомобильного завода. На его основе создано множество аппаратов для народного хозяйства и военной сферы. Среди них в полете …

дальше

МАЗ 5336 обзор

С начала 80-х годов Минский автомобильный завод провел капитальный ремонт всего модельного ряда МАЗ. Таким образом, МАЗ 5336 появился в 1990 году.

дальше

Самосвал МАЗ-525: характеристики, описание и отзывы

МАЗ-525 — советский тяжелый самосвал — был разработан в 1949 году на Ярославском заводе. Проект получил обозначение ЯАЗ-225.

дальше

МАЗ-5337 — краткое описание автомобиля

МАЗ-5337 — детище белорусского автомобильного завода. Грузовик обладает рядом положительных качеств, о которых мы поговорим более подробно в статье.

дальше

Грузовик МАЗ 5440А9 — модель седельного тягача нового поколения с колесной формулой 4х2. Первые единичные представители этого класса автомобилей сошли с конвейеров Минского автомобильного завода в 2008 году. Серийное производство этих грузовиков началось годом позже.

Послевоенный период

После окончания Второй мировой войны СССР серьезно занялся разработкой отечественных тяжелых тракторов для развивающейся национальной армии и экономики. В 1951 году Ярославский автомобильный завод доминировал в производстве трехосных автомобилей ЯАЗ-210Г с платформой и мощной лебедкой. Наладить серийное производство этих машин не удалось, к тому же тракторы не могли выезжать на бездорожье, особенно в сезон дождей или весеннюю оттепель.

Поэтому задачи создания большегрузной техники все еще требовали решения, тем более что в стране шло бурное промышленное строительство и в военном ведомстве зарождались стратегические ракетные комплексы, которым требовалась мобильность. Бронетанковые войска также нуждались в надежных тяжелых тракторах.

История 537-й серии

Первый курганский транспорт был собран в 1963 году. Тогда сборка производилась по «белорусской» технологии из полученных деталей. Отсутствие необходимого оборудования и опыта серийного производства не позволили наладить производство 537-й в срок, старт дали только в 1965 году. Первые экземпляры были полной копией минских образцов. Тот же двигатель, коробка, тормоза и подвеска.

Кабина была полностью металлической и вмещала четырех человек. В потолке есть люк для дополнительной вентиляции кабины. Ночью можно включить проектор, расположенный на крыше. Водитель может регулировать сиденье как по вертикали, так и по горизонтали. Стандартная версия трактора МАЗ-537 — двухфара. Модель с тремя фонарями сделана на заказ. Перевозка грузов осуществлялась на трейлерах грузоподъемностью 50-52 тонны.

За 15 лет в техническом плане разные версии 537-го имели небольшие отличия. Они свелись к реорганизации структур, их модернизации или полной отмене. Определить то или иное изменение можно было по отделке салона. С каждой новой моделью становилось все проще. На работу это никак не повлияло.

Первое поколение

У истории 6 версий с индексами A, D, D, B, E, K. Первые три были собраны в Минске, остальные разрабатывались на СКБ-1, но производство осуществлялось в Кургане. Курганские версии унаследовали от минских версий некоторые особенности внешнего вида, которые вы не заметите с первого взгляда.

К ним относятся вертикальные вентиляционные отверстия, которые позволяли дополнительному воздуху попадать в моторный отсек и охлаждать двигатель. Вентиляционные отсеки, через которые воздух поступал в салон, располагались рядом с круглыми фарами. Зеркала заднего вида были похожи.

Второе поколение

В 1970-х годах появилось второе поколение. Воздухозаборник стал коробчатым, под ним появились простые прорези. Обзор дороги был улучшен за счет увеличения зеркал заднего вида. Крылья расплющивались и доходили до центральных палуб. К крюку и лебедке можно подняться по лестнице. Некоторые образцы были снабжены экспериментальными декоративными элементами, но не получили широкого распространения.

Третье поколение

В конце 1970-х годов появилось третье поколение тракторов МАЗ-537. Изменения в устройстве были незначительными, но в плане дизайна машина стала «жесткой» — лишена всех декоративных элементов. Некоторые изменения коснулись воздухозаборника и габаритных огней.

Четвёртое поколение

Четвертое поколение появилось в 1980-х годах. Основным отличием было отсутствие защитных кожухов на топливных баках.

Модификации и усовершенствования

Для использования тягача в различных условиях был разработан ряд модификаций:

  • МАЗ 537А – тягач с грузовой платформой и подъемной лебедкой. Грузоподъемность составляет 15 тонн;
  • база с индексом 537Б – это черновая разработка пусковой установки для ракет. Она не прошла испытания и в массовое производство не была даже запущена;
  • машина с серийным номером 537В отличается особой конструкцией сцепного устройства. Механизм был разработан для буксировки стартового устройства беспилотных летательных аппаратов;
  • МАЗ 537Г аналогичен классической модели, но дополнительно оснащен лебедкой;
  • Отличительной особенностью 537 с пометкой Д стала коробка отбора мощности, приводившая генератор. Такая модернизация конструкции была необходима для буксировки спецоборудования;
  • МАЗ 537Е был усовершенствован для перевозки активных полуприцепов;
  • автомобиль 537К специально оборудован для установки подъемных кранов, но широкого применения не добился;
  • МАЗ 537Т – это вариация перевозчика танков. Автомобиль готовился на экспорт, но из-за дороговизны не был востребован;
  • МАЗ 537П – аналог модели 537А, лишенный лебедки (на практике необходимости в ней не оказалось);
  • Вариант с индексом 537Р конструировался как исключительно гражданский тягач для строительства нефтепроводов;
  • МАЗ 537Л предназначался для буксировки самолетов.

Грузовой автомобиль

Помимо специальных модификаций, усовершенствованию со временем подвергалось и общее строение грузовика. Так, например, была модернизирована раздаточная коробка. В обновленных моделях она выполняла дополнительную функцию передачи вращения на генератор.

На некоторых машинах была смонтирована генераторная установка переменного тока, а грузоподъемность особо модифицированных моделей составляла до 68 тонн.

Точно также некоторые модификации МАЗ 537 можно было в сжатые сроки приспособить и для транспортировки людей. Для этого в кузове устанавливались скамейки, а натянутый тент мог защищать от неблагоприятных погодных условий людей либо – в ином положении – покрывать груз.

А еще выпускались специальные пожарные агрегаты.

Такой завидной многофункциональностью и рациональностью конструкторских решений грузовик обязан минским конструкторам. Ведь именно им пришлось проделать тщательную работу для решения сложной задачи – создать дешевый, простой в производстве, но качественный тягач.

Таким образом, МАЗ 537 Ураган стал первым советским тягачом, конструкция которого была максимально рациональной и функциональной.

Поколения автомобиля

За годы выпуска военный МАЗ 537 много раз менялся в технической и конструктивной части. Для удобства все модификации условно разделены на четыре поколения.

Первое

Выпуск МАЗ 537 начался в 1960 году, а первые машины имели следующие особенности:

  • V-образная рабочая ступень между средними мостами;
  • круглые боковые зеркала;
  • наличие люка для вентиляции между передними фарами;
  • пять створок для забора воздуха.

Тягачи 1-го поколения собирались на заводе МАЗ. Они имели модификации «А», «Г» и «Д».

Второе

Выпуск тягачей 2-го поколения пришелся на начало 1970-х годов. К характерным особенностям МАЗ 537 этого поколения стоит отнести:

  • больший размер зеркала заднего вида, сделанных в виде прямоугольника;
  • лестничный тип ступени между средними мостами;
  • более длинные передние крылья;
  • устройство для забора воздуха с вертикальными отверстиями в два ряда.

Указанные выше особенности появились не сразу. Автомобиль МАЗ 537 постепенно преображался, после чего получил окончательное оформление.

Третье

В конце 1970-х годов появился тягач 3-го поколения, выделяющийся упрощенным видом передней части кабины. Разработчики решили убрать люки и сделали поверхность более гладкой. В это же время выросли габариты стекол подфарников.

Четвертое

В 1980-е МАЗ 537 снова изменились. Теперь транспорт выпускался без защиты на баках для горючего. Отметим, что при восстановлении военных машин приходилось ставить запчасти с более старых поколений, из-за чего возникали разные комбинации.

История появления

Тягач МАЗ 537— большегрузный транспорт, созданный для обеспечения нужд советской армии. Перед конструктором Шапошником Б. Л. поставили задание создать седельный транспорт с полуприцепом для перевозки больших грузов, ракетных систем и тяжелой техники. За основу был взят МАЗ 535, возможностей и технических параметров которого было недостаточно для решения задач.

Первые партии были сделаны на заводе МАЗ, но в конце 1963-го техническую документацию передали на Курганский завод, занимающийся изготовлением колесных тягачей. Именно там МАЗ 537 выпускался в разных модификациях до 1989 года, после чего был снят с производства.

Устройство и возможности

Тягач МАЗ 537 — один из наиболее популярных мощных военных автомобилей с металлической двухдверной кабиной, удобными креслами и расширенными возможностями (в зависимости от модификации).

Базовые характеристики МАЗ 537

  • вид кузова — тягач;
  • габариты — 8,96х2,885х2,88 м;
  • число дверей — две;
  • клиренс — 50 см;
  • задняя / передняя колея — 2,2 м; 
  • максимальная скорость — 55 км/ч;
  • расход топлива МАЗ 537— 125 л/100 км;
  • объем бака — два по 420 литра.

Двигатель

Одна из особенностей —двигатель МАЗ 537 модели Д12-525, имеющий 525 лошадиных сил при 2000 оборотах в минуту. Силовой агрегат дополнен предпусковым подогревателем, заводится с помощью электрического стартера. Предусмотрена дополнительная пусковая система с помощью сжатого воздуха. Работает в паре с 3-ступенчатой планетарной коробкой передач, имеет конструкцию типа гидротрансформатор. Раздаточная коробка механическая. Соединение мотора с трансмиссионной частью осуществляется с помощью муфты, оборудованной резиновыми втулками.

Ходовая

Автомобиль МАЗ 537 Ураган и большинство других моделей оборудован торсионной и независимой подвеской с гидроамортизаторами спереди и жесткой сбалансированной подвеской сзади. Колеса без дисков, имеют обод 330-6 10. Фиксируется к ступице на 10 шпильках. Шины с камерой — от 18 до 24. Давление воздуха — 4,5 кгс/кв. см. Количество колес — восемь и одно запасное.

 Параметры  Значения
 Длина x Ширина x Высота, мм  8960 x 2885 x 2880
 Дорожный просвет, мм  500
 Масса, кг  21600-23000
 Грузоподъемность, кг  27000
 Колесная формула  8 x 8
 Модель двигателя  Дизель Д-12А-525
 Мощность, л. с. (кВт)  525 (385)
 Максимальная скорость с прицепом, км/ч  55
 Расход топлива, л/100км  125
 Запас хода, км  650
 Объем топливного бака, л  2 x 420

Грузоподъемность и проходимость

Тягач МАЗ 537— 4-осный автомобиль с полным приводом. Обладает высокой проходимостью и выделяется наличием двух пар поворотных колес. В основном предназначен для использования на грунтовой поверхности, но неплохо проявляет себя и в условиях бездорожья.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий