Управление электротрансмиссией
Электронная система управления
Блок силовой | БС-400 |
Номинальная мощность, кВт | 240 |
Напряжение питания для пуска, В | 24+5 |
Мощность зарядки АК Б, кВт | 3,5 |
Охлаждение | принудительное, воздушное |
Механизм поворота и тормоза
Планетарные механизмы поворота (ПМП) обеспечивают получение двух передач (рабочей и транспортной) вперед и назад, выполнение поворотов и торможение трактора ДЭТ-400.
ПМП имеют планетарный ряд, состоящий из системы шестерен постоянного зацепления, блокировочный фрикцион и два тормоза.
Управление ПМП осуществляется одним рычагом через гидравлический сервопривод.
Редуктор раздаточный с ВОМ
Пара цилиндрических шестерен для привода насосов гидросистемы и парой конических шестерен для привода масляного насоса трансмиссии.
Низковольтное оборудование
Система управления электротрансмиссией | электронная |
Номинальное напряжение, В | 24 |
Зарядка АКБ и бортовой сети от ИГ-250 мощностью, кВт | 3,5 |
Количество аккумуляторных батарей, шт. | 4 |
Технические характеристики бульдозера ДЭТ-400
Двигатель
Марка | ЯМЗ-7511.10-34 |
Эксплуатационная мощность, кВт (л.с.) | 272 (370) |
Номинальная частота вращения об/мин | 1900 |
Максимальная частота вращения холостого хода, об/мин | 2150 |
Частота вращения при максимальном крутящем моменте об/мин | 1200 |
Количество цилиндров шт./рабочий объем | 8/14,86 |
Диаметр цилиндра/Ход поршня, мм | 130/140 |
Масса, кг | 1250 |
Система смазки двигателя комбинированная: под давлением
и разбрызгиванием, с двумя масляными фильтрами.
Система питания топливом раздельного типа с двумя фильтрами грубой
очистки с водоотделителем «Separ 2000» и тонкой очистки со сменным фильтрующим
элементом.
Турбонаддув газотурбинный с одним турбокомпрессором и промежуточным
охлаждением воздуха.
Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с фронтальным расположением
радиатора и вентилятором.
Система пуска: Основная – тяговым генератором ИГ-250; Дополнительная
– стартером двигателя ЯМЗ 7511.
Трансмиссия
Электромеханическая с вентильно-индукторными электромашинами
переменного тока (ВИД), двухскоростная с автоматическим изменением тяговых
усилий и скорости движения в зависимости от тягового сопротивления.
Автоматическая трансмиссия освобождает водителя от необходимости переключения
передач при выполнении землеройных и транспортных работ.
Максимальное тяговое усилие, не менее … 480 кН
Скорость
движения при отсутствии буксования, км/ч:
Передний ход | от 0 … до 15,7 |
Задний ход | от 0 … до 15,7 |
Механическая часть трансмиссии
Муфта предохранительная – фрикционная, многодисковая, сухого трения
Привод генератора ИГ-250
Повышающий редуктор с парой цилиндрических косозубых шестерен.
Механизм поворота и тормоза
Планетарные механизмы поворота (ПМП) обеспечивает получение двух передач
(рабочей и транспортной) вперед и назад, выполнение поворотов и торможения
трактора ДЭТ-400.
ПМП имеют планетарный ряд, состоящий из системы шестерен постоянного
зацепления, блокировочный фрикцион и два тормоза.
Управление ПМП осуществляется одним рычагом через гидравлический сервопривод.
Бортовая передача
Двухступенчатая, с парой цилиндрических шестерен и планетарным рядом.
Редуктор раздаточный с ВОМ
Пара цилиндрических шестерен для привода насосов гидросистемы и парой
конических шестерен для привода масляного насоса трансмиссии
Электронная система управления трансмиссией
Блок силовой | БС-400 |
Номинальная мощность, кВт | 240 |
Напряжение питания для пуска, В | 24+5 |
Мощность зарядки АКБ, кВт | 3,5 |
Охлаждение | принудительное, воздушное |
Ходовая часть бульдозера ДЭТ-400
Тележки сварные, прямоугольного сечения.
Подвеска торсионная, индивидуальная для каждого опорного
катка, замкнутая на рамы тележек. Натяжные колеса выполнены
цельнолитыми закрытого типа.
Количество опорных/поддерживающих катков, шт. | 12/4 |
Ширина башмака гусеницы, мм / количество башмаков, шт. | 690 / 56 |
Механизм натяжения гусеницы | гидравлический |
Индукционный генератор ИГ-250
Мощность, кВт/ Напряжение номинальное, В/ Ток, А | 250/600/600 |
Частота вращения, номинальная/максимальная об/мин | 2550/2650 |
Масса, кг | 1120 |
Индукционный электродвигатель ИД-240
Мощность, кВт/ Напряжение номинальное, В/ Ток, А | 240/600/560 |
Частота вращения, номинальная/максимальная об/мин | 430/2250 |
Масса, кг | 2860 |
Гидравлическая система
Подъем и заглубление отвала и рыхлителя: Совместная работа двух насосов | НШ-100-3 |
Максимальное давление нагнетания, МПа (кгс/см кв.) | 10,0+0,5 (100+5) |
Распределитель: двухзолотниковый, четырехпозиционный | |
Перекос отвала бульдозера, регулирование угла рыхления и стойки рыхлителя: Работа одного насоса | НШ-100-3Л |
Максимальное давление нагнетания, МПа (кгс/см кв.) | 10+0,5 (100+5) |
Распределитель: двухзолотниковый, трехпозиционный |
Заправочные емкости
Топливная система, л | 850 |
Гидравлическая система, л | 165 |
Систела охлаждения двигателя, л | 76 |
Система смазки двигателя, л | 30 |
Система смазки и управления трансмиссией, л | 80 |
Масса и габариты бульдозера ДЭТ-400
Эксплуатационная масса, кг/длина/ширина/высота, мм трактора | 36100 /6750/3110/3900 |
Эксплуатационная масса, кг/длина/ширина/высота, мм бульдозера | 41600 /7370/4250/3900 |
Эксплуатационная масса, кг/длина/ширина/высота, мм бульдозера с рыхлителем | 44500 /8720/4250/3900 |
Колея/База, мм | 2450/3200 |
Догнали и перегнали Америку
Южноуральский промышленный гигант десятки лет помимо классических дизельных тракторов выпускает технику с электромеханической трансмиссией. Эти машины зарекомендовали себя как надежные и долговечные.
Дизель-электрический трактор ДЭТ-250 особенно полюбился эксплуатационникам на широких просторах СНГ. Однако электромашины, приводящие в движение ДЭТы, работают на постоянном токе, что ограничивает сферу их использования. В частности, они не любят влажную и водную среду. Несколько лет потребители обращались к руководству ЧТЗ с просьбой наладить выпуск тракторов, «питающихся» переменным током, чтобы любая влажность была им нипочем.
Идея создания высокоэффективного бульдозера, работающего на переменном токе, овладела умами изобретателей давно. Такая технология удешевляет производство и делает предельно простым управление мощным механизмом. Но дальше опытных образцов даже у ведущих мировых производителей дело так и не пошло. Правда, детройтские автомобильные светила разрабатывают электромашины переменного тока, но пока только для применения на большегрузных самосвалах.
Обеспечить технологический прорыв в тракторостроении в конце 2005 года взялись на ЧТЗ. В качестве партнеров для производства электромашин выбрали новосибирский завод «Сибэлектропривод» и научно-производственное предприятие «Электрон» из Новочеркасска. Путь от «чистого листа» до «железа» совместными усилиями преодолели рекордными темпами. И вот уже ЧТЗ готовит трактор ДЭТ-400 к заводским испытаниям.
История разработки и предназначение трактора ДЭТ-250
Трактор разработан и выпущен Челябинским тракторным заводом в 1957 году.
Относится к тяжелым энерговооруженным тракторам 25-го тягового класса. Необходимость производства тяжелой машины диктовалась масштабным строительством тех лет, в том числе магистралей, ЛЭП и трубопроводных трасс в условиях тайги и северного климата. Требовалась мощная, неприхотливая машина для работы вдали от цивилизации.
Трактор ДЭТ-250 1957 года
При разработке трактора перед инженерами возникла принципиальная проблема: у специальных машин тяговых классов выше 20-го при использовании механической трансмиссии снижается КПД, работа двигателя становится неэффективной, и этот недостаток усиливается с повышением тягового класса. Ведущие мировые производители тяжелых тракторов обошли инженерный тупик применением гидромеханической трансмиссии. Наши разработчики использовали другой принцип — в технике использована электромеханическая трансмиссия. Трактор ДЭТ-250 и его модификации в наименовании содержат букву «Э», которая и обозначает гибридную схему привода на электрической тяге.
Дизель вращает высоковольтный силовой генератор, от которого приводится в действие тяговый электродвигатель. Использование мощного электрооборудования увеличило массу машины и потребовало дополнительной системы охлаждения для генератора и электродвигателя. Эти задачи были успешно решены, и трактор ДЭТ-250, работая в оптимальных для него условиях Крайнего Севера, показал свое преимущество перед аналогами с гидромеханической трансмиссией, которая отказывала при сильных морозах.
Основная область применения трактора ДЭТ-250 — нулевой цикл строительства. Он предназначен для разравнивания целинных участков с предварительным рыхлением тяжелого грунта (камни, мерзлота), а также для перемещения масс грунта, щебня, песка методом толкания, для копки траншей и бурения ям и скважин. С навешенным подъемным краном используется для установки опор и столбов.
При применении специального навесного оборудования трактор работает как тягач на лесозаготовках.
Масса и габариты машины делают нецелесообразным ее использование в городской застройке и сельском хозяйстве.
Устройство и особенности эксплуатации
Компоновка ДЭТ 250 является стандартной для машин подобного типа (сзади – трансмиссия, спереди – двигатель). Основу корпуса составляет мощная герметичная сварная рама. Элементы закреплены на ней с использованием различных механизмов. Ходовая часть не имеет особенностей, помимо габаритов и массы. Сварные тележки сделаны в форме прямоугольного сечения, они жестко связаны с основной рамой. Для опоры гусеничной ленты используется 12 катков (по 6 с каждой стороны). Количество поддерживающих катков – 4 с каждой стороны. В ее состав входят 56 звеньев с шагом 218 мм. Натяжение гусеницы регулируется с использованием гидравлического механизма.
В бульдозере применяется электромеханическая трансмиссия бесступенчатого типа, функционирующая от постоянного тока. Регулировка скорости происходит без переключения передач с учетом уровня внешней нагрузки. В конструкцию трансмиссии входит постоянно замкнутая многодисковая муфта фрикционного типа. Сама трансмиссия имеет сложную конструкцию и является наиболее проблемным элементом. В состав силовой передачи входят тяговый электродвигатель ЭДН 196, сложные планетарные механизмы, генератор модели ГПА 222, основная передача и конечная передача. В приводе генератора располагается косозубый цилиндрический мультипликатор. Трансмиссия имеет 2 передних и 2 задних передачи и обеспечивает необходимую маневренность.
Для поворота применяются планетарные 2-ступенчатые механические редукторы. В конструкцию машины входит надежная ленточная система тормозов плавающего типа.
Гидравлическая система состоит из 2 аксиально-поршневых силовых насосов с давлением 10 МПа. Также присутствует вспомогательная гидросистема, комплектуемая одним насосом, способным поддерживать аналогичное давление в контурах. Основными рабочими органами бульдозера являются отвал полусферической формы, выполненный из прочного металла, и рыхлительное однозубое оборудование.
В сравнении с другими советскими машинами ДЭТ 250 выделяется высоким уровнем комфорта для оператора. На все модификации устанавливается цельнометаллическая кабина, рассчитанная на 2 человек. Кабина монтируется на специальных рессорах, сокращающих колебания, проявляющиеся при работе техники. В салоне присутствует автономный отопитель, отлично прогревающий салон даже при экстремально минусовой температуре. Для работы в жаркое время предусмотрен специальный вентилятор, входящий в базовую комплектацию. Сиденье отличается удобной конструкцией и имеет несколько регулировок.
Приборная панель построена так, чтобы оператор без напряжения отслеживал основные параметры машины. Индикаторы и органы управления сгруппированы и разбиты по секторам для упрощения работы
Кабина максимально защищена от пыли и шума, что с учетом специфики эксплуатации ДЭТ 250 особенно важно. Опционально заказчику предлагается дополнительное утепление салона
Обслуживание бульдозера упрощено. Кузов капотного типа предоставляет доступ к ключевым системам. Элементы машины отличаются повышенным запасом прочности, потому необходимость в ремонте возникает довольно редко. При регулярном обслуживании техника функционирует несколько лет с максимальной отдачей. Главной проблемой ДЭТ 250 является ненадежная и сложная трансмиссия, остальное оборудование оператор может отремонтировать в полевых условиях.
Кабина
Управление трактором осуществлялось из металлической кабины. Она оснащалась утеплением, а также обширным остеклением. Именно это делало её удобной для расположения водителя, а также управления при движении вперед и назад. Отличительной особенностью являлось расположение кресла водителя – с правой стороны кабины. Непосредственно само управление выполнялось при помощи рычагов, руль отсутствовал. В кабине имеется печка. Но при этом вентиляция отсутствует.
Особой комфортабельностью по нынешним меркам кабина не отличалась. Но на момент создания самого трактора она была достаточно удобной. Имеется кресло для пассажира, а также присутствует возможность регулировки водительского места по высоте. Летом можно было открывать окошки для вентиляции.
На бульдозере, как в иномарке
– Нам удалось создать сильную машину, которая прячет под капотом четыреста «лошадей», – рассказывает директор завода мощных тракторов Виктор Стародубцев. – Но это не единственное, что способно впечатлить даже искушенных бульдозеристов. Трактор управляется, как легковая иномарка с автоматической коробкой передач, что обеспечивает плавность хода и мгновенный реверс – движение вперед-назад. В то же время бульдозер получился необыкновенно скоростным: конструкторам даже пришлось поубавить его резвый «запал».
Впрочем, легкость в управлении – фирменный знак всех ДЭТов. А вот быстрота хода определяет конкурентные преимущества нового «четырехсотого». К примеру, на Украине есть Верхнеднепровский горно-обогатительный комбинат с карьером глубиной восемь километров. Наш богатырь спустится на его дно за час, а его американские коллеги с аналогичными техническими характеристиками проделают тот же путь за полную рабочую смену.
Сколько весит Бульдозер Т 800?
Полная масса трактора с бульдозерно-рыхлительным оборудованием — 103 тонны, 30 тонн из которых — масса оборудования. Использовалось 2 вида гусениц: для скального грунта массой 6 тонн и более широкие для суглинка массой 8 тонн.
Мощность двигателя — 820 л.с. Полная масса трактора с бульдозерно-рыхлительным оборудованием — 103 тонны, 30 тонн из которых — масса оборудования. Использовалось 2 вида гусениц: для скального грунта массой 6 тонн и более широкие для суглинка массой 8 тонн. Примечания. Бульдозерно-рыхлительный агрегат Т-75.01 (Т-800) 1 июня исполняется 75 лет Челябинскому тракторному заводу!
Трансмиссия
Электромеханическая c вентильно-индукторными электромашинами переменного тока (ВИД) двухскоростная с автоматическим изменением тяговых усилий и скоростей движения в зависимости от тягового сопротивления.
Автоматическая трансмиссия освобождает водителя от необходимости переключения передач при выполнении землеройных и транспортных работ.
Максимальное тяговое усилие, не менее | 480 к |
Скорость движения при отсутствии буксования, км/ч:
Передний ход | от 0 … до 15,7 |
Задний ход | от 0 … до 15,7 |
Индукционный генератор ИГ-250
Мощность, кВт/ Напряжение номинальное, В/ Ток, А | 250/600/600 |
Частота вращения, номинальная/максимальная об/мин | 2550/2650 |
Масса, кг | 1120 |
Индукционный двигатель ИД-240
Мощность, кВт/ Напряжение номинальное, В/ Ток, А | 240/600/560 |
Частота вращения, номинальная/максимальная, об/мин | 430/2250 |
Масса, кг | 2860 |
Основные модификации
На основе базовой модели бульдозера ДЭТ-400 производятся модификации:
- 400-Б1, комплектуется отвалом с полусферической рабочей частью;
- 400-01Б1, оснащен дополнительной защитой кабины оператора;
- 400-Б1Р2, в комплект поставки входит рыхлитель;
- 400-01Б1Р2, укомплектован отвалом, рыхлителем и защитным устройством кабины.
На основе базового шасси производится модификация ДЭТ-400М, представленная в 2012 году. На тракторе используется импортный дизельный двигатель Cummins QSM11, развивающий мощность 375 л. с. Изменены элементы ходовой части и гусеница.
Элементы внешней отделки изменены внешне и изготовлены из пластика. Применение мощного дизеля позволило установить модернизированную гидравлическую систему с увеличенной производительностью. Управление движением трактора ведется при помощи джойстика.
Модификация трактора ДЭТ-250
Трактор ДЭТ-250 по причине своей функциональности и уникальности продолжал выпускаться до 2013 года. Но в силу давности разработки самой по себе на сегодняшний день модель является устаревшей. Продолжением данной линии стал трактор ДЭТ-320.
Отличительными особенностями данной модели, выпускаемой с 2002 по 2007 год стали следующие:
- используется жидкостная система охлаждения, при этом радиатор расположен фронтально (применяется управляемый из кабины вентилятор для дополнительного охлаждения);
- ходовая часть усилена при помощи: лонжеронов, установленных на раму тележки;
- использованы торсионы, имеющие равную жесткость;
использована модифицированная кабина:
установлен обновленный стеклопакет;
улучшена звуковая и тепловая изоляция; смонтирован кондиционер; аккумулятор из кабины вынесен на переднее левое крыло.
Основные характеристики ДЭТ-320:
- двигатель ЯМЗ – 7511;
- мощность, л.с. – 350;
- тягловый класс – 25;
- максимальная эксплуатационная масса, т – 46.
Трактор ДЭТ-320
В 2007 году трактор ДЭТ-320 полностью был снят с производства. При этом в серию была запущена новая модель – ДЭТ-400. Основными особенностями конструкции данной модели стали следующие:
- надежность всех электрических машин, ресурс их работы увеличен в два раза по сравнению с предыдущими моделями аналогичных тракторов ЧМЗ;
- при наличии такой необходимости силовой генератор трансмиссии может быть использован как генераторная дизельная электростанция;
- система управления является бесконтактной – нет необходимости прикладывать существенные усилия для переключения передач, управления движением;
- имеется бортовой компьютер, снабженный жидкокристаллическим дисплеем.
На рассматриваемого типа модификацию можно устанавливать следующее дополнительно докупаемое оборудование:
- предпусковой подогреватель типа ПЖД 30Е;
- возможен монтаж грунтозацепов типа «шпоры»;
- специальный сферический отвал для каменного угля.
Трактор ДЭТ-400
В 2012 году модель ДЭТ-400 была модифицирована. Обновленная версия стала обозначаться как ДЭТ-400М. Наиболее существенными обновлениями данной техники стали следующие:
- все ведущие колеса, а также направляющие, катки и гусеницы используются от Caterpillar;
- вместо отечественного ЯМЗ стал монтироваться Cummins – собирается он в Великобритании;
- при сборке устанавливается принципиально новая, отличная от старой модели, гидравлическая система – управление осуществляется при помощи джойстика.
ДЭТ-400М
Рассматриваемого типа модели являются универсальными, все они имеют одно предназначение. Могут использоваться не только как обычные бульдозеры, но и как рыхлители. Возможно установка дополнительного навесного оборудования следующего типа:
- ямобур;
- крановая установка (применяется для монтажа опор линий электропередач);
- траншейный экскаватор.
Каждая модификация имеет свои особенности, достоинства и недостатки. Перед приобретением стоит внимательно ознакомиться со всеми ними, спецификой работы.
Технические характеристики бульдозера ДЭТ-400Б1Р2
Марка | ЯМЗ 7511.10-34 |
Эксплуатационная мощность, кВт (л.с.) | 272 (370) |
Номинальная частота вращения об/мин | 1900 |
Максимальная частота вращения холостого хода, об/мин | 2150 |
Частота вращения при максимальном крутящем моменте об/мин | 1200 |
Количество цилиндров шт./рабочий объем, л | 8/14,86 |
Диаметр цилиндра/Ход поршня, мм | 130/140 |
Масса, кг | 1250 |
- Система смазки двигателя комбинированная: под давлением и разбрызгиванием, с двумя масляными фильтрами.
- Система питания топливом раздельного типа, с двумя фильтрами грубой очистки с водоотделителем – «Separ 2000», и тонкой очистки со сменным фильтрующим элементом.
- Турбонаддув газотурбинный с одним турбокомпрессором и промежуточным охлаждением воздуха.
- Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с фронтальным расположением радиатора и вентилятором.
- Система пуска: Основная – тяговым генератором ИГ-250; Дополнительная – стартером двигателя ЯМЗ 7511.
- Трансмиссия электромеханическая c вентильно-индукторными электромашинами переменного тока (ВИД) двухскоростная с автоматическим изменением тяговых усилий и скоростей движения в зависимости от тягового сопротивления.
- Автоматическая трансмиссия освобождает водителя от необходимости переключения передач при выполнении землеройных и транспортных работ.
Максимальное тяговое усилие, не менее | 480 к |
Передний ход | от 0 … до 15,7 |
Задний ход | от 0 … до 15,7 |
Мощность, кВт/ Напряжение номинальное, В/ Ток, А | 250/600/600 |
Частота вращения, номинальная/максимальная об/мин | 2550/2650 |
Масса, кг | 1120 |
Мощность, кВт/ Напряжение номинальное, В/ Ток, А | 240/600/560 |
Частота вращения, номинальная/максимальная, об/мин | 430/2250 |
Масса, кг | 2860 |
Блок силовой | БС-400 |
Номинальная мощность, кВт | 240 |
Напряжение питания для пуска, В | 24+5 |
Мощность зарядки АК Б, кВт | 3,5 |
Охлаждение | принудительное, воздушное |
Номинальное напряжение, В | 24+5 |
Охлаждение | воздушное |
Масса, кг | 2,46 |
Номинальное напряжение, В | 24+5 |
Охлаждение | воздушное |
Масса, кг | 10 |
- Механическая часть трансмиссии – Муфта предохранительная – фрикционная, многодисковая, сухого трения
- Привод генератора ИГ-250 – Повышающий редуктор с парой цилиндрических косозубых шестерен.
- Механизм поворота и тормоза – Планетарные механизмы поворота (ПМП) обеспечивают получение двух передач (рабочей и транспортной) вперед и назад, выполнение поворотов и торможение трактора ДЭТ-400.
- ПМП имеют планетарный ряд, состоящий из системы шестерен постоянного зацепления, блокировочный фрикцион и два тормоза.
- Управление ПМП осуществляется одним рычагом через гидравлический сервопривод.
- Бортовая передача – Двухступенчатая, с парой цилиндрических шестерен и планетарным рядом.
- Редуктор раздаточный с ВОМ – Пара цилиндрических шестерен для привода насосов гидросистемы и парой конических шестерен для привода масляного насоса трансмиссии.
Система управления электротрансмиссией | электронная |
Номинальное напряжение, В | 24 |
Зарядка АКБ и бортовой сети от ИГ-250 мощностью, кВт | 3,5 |
Количество аккумуляторных батарей, шт. | 4 |
Количество опорных / поддерживающих катков, шт. | 12 / 4 |
Ширина башмака гусеницы, мм / количество башмаков, шт. | 690 / 56 |
Механизм натяжения гусеницы | гидравлический |
Количество звеньев в каждой ленте, шт. / шаг, мм | 56 / 218 |
Ширина башмака, мм | 690 |
Высота грунтозацепа, мм | 70 |
Подъем и заглубление отвала и рыхлителя: Совместная работа двух насосов | НШ-100-3 |
Максимальное давление нагнетания, МПа (кгс/см кв.) | 10,0+0,5 (100+5) |
Распределитель: двухзолотниковый, четырехпозиционный | |
Перекос отвала бульдозера, регулирование угла рыхления и стойки рыхлителя: Работа одного насоса | НШ-100-3Л |
Максимальное давление нагнетания, МПа (кгс/см кв.) | 10+0,5 (100+5) |
Распределитель: двухзолотниковый, трехпозиционный |
Топливная система, л | 850 |
Гидравлическая система, л | 165 |
Система охлаждения двигателя, л | 76 |
Система смазки двигателя, л | 30 |
Система смазки и управления трансмиссией, л | 80 |
Эксплуатационная масса трактора, кг /длина/ширина/высота, мм | 36100 /6750/3110/3900 |
Эксплуатационная масса бульдозера, кг /длина/ширина/высота, мм | 41600 /7370/4250/3900 |
Эксплуатационная масса бульдозера с рыхлителем, кг /длина/ширина/высота, мм | 44500 /8720/4250/3900 |
Колея/База, мм | 2450/3200 |
Обозначение | A | В | С | С1 | Е | К | М | Н | О | Р | Т | Y |
Размер, мм | 3200 | 6550 | 8720 | 7370 | 2720 | 4150 | 821 | 660 | 2450 | 3110 | 3900 | 3650 |
Тяговое усилие трактора
Опыт эксплуатации показал, что все показатели классификации тракторов, весьма нестабильны и зависят в основном от скорости движения МТА, типа движителя и почвенных условий. Наиболее стабильным показателем оказалось тяговое усилие трактора, определяющее возможность его агрегатирования с различными машинами-орудиями, имеющими близкие тяговые сопротивления. Это и определило выбор основного классификационного показателя класса типажа тракторов — номинальное тяговое усилие, определение которого дано ранее. В основу построения типажа были положены три основных принципа.
1) экономическая оптимальность числа и набора типоразмеров, реализуемых в виде моделей тракторов. Чем меньше типоразмеров, тем больше в среднем может быть масштаб производства каждого из них, т.е. ниже себестоимость. Однако если их число слишком ограничено, то приходится использовать вместо оптимального слишком большой или слишком маленький трактор, что неэкономично и непроизводительно ;2) номинальное тяговое усилие и скорости трактора в каждом классе обеспечивают максимальную производительность МТА.3) диапазон тяговых усилий трактора в каждом классе обеспечивает перекрытие тяг смежных классов тягами крайних рабочих передач. Последний принцип гарантирует высокую производительность работы МТА для любого значения их тяговых сопротивлений в диапазоне тяговых классов типажа.Первый типаж тракторов, главными разработчиками которого были известные ученые НАТИ, профессора И. И. Трепененков и Д. А. Чудаков, был принят в 1946 г.Этот типаж имел шесть тяговых классов: 0,6; 0,9; 1,4; 2; 3 и 6 (9), где последний класс 6 относился к сельскохозяйственному трактору, а 9 — к промышленному, хотя оба обозначения принадлежали одной модели гусеничного трактора. Отличие состояло в том, что основная скорость сельскохозяйственного трактора была 1 м/с (3,6 км/ч), а промышленного — 0,6 м/с (2,2 км/ч). В первых трех классах движитель был колесный, а в остальных — гусеничный. В каждом классе оговаривались мощность двигателя и диапазон скоростей трактора.После реализации этого типажа к 1955 г. в дальнейшем периодически пересматривались основные параметры типажа — количество тяговых классов, мощность двигателей в них, рабочие скорости, базовое число моделей их модификаций. С 1961 г. типаж разрабатывался на пятилетний, а затем на десятилетний периоды.Действующие в настоящее время 16 тяговых классов приведены в ранее рассмотренных табл. 1 и 2, а полные типажи отечественных тракторов, построенные в координатах мощность двигателя — тяговый класс, приведены на рис. 2 и 3.
Рис. 2. Типаж сельскохозяйственных тракторов и тяговые усилия тракторов.
Необходимо отметить, что если раньше типаж трактора выполнял плановые функции, обязательные для заводов-изготовителей, то при переходе к рыночной экономике он имеет только рекомендательный характер.
Рис. 3. Типаж промышленных, лесопромышленных и лесохозяйственных тракторов.
Разработки перспективных типажей отечественных тракторов по-прежнему отвечают требованиям систематического повышения их технического уровня и конкурентоспособности. Они соответствуют наиболее устойчивым тенденциям мирового тракторостроения: повышение производительности МТА, увеличение тягового усилия трактора, улучшение условий труда тракториста и совершенствование экологических качеств трактора.Так, на основе широкого применения унификации в современном типаже были разработаны и получили дальнейшее развитие семейства тракторов: колесные универсально-пропашные тракторы класса 0,6 (АО Владимирский тракторный завод); колесные универсально-пропашные тракторы класса 0,9 (АО Липецкий тракторный завод); универсально-пропашные тракторы класса 1,4 (ПО Минский тракторный завод); гусеничные сельскохозяйственные тракторы общего назначения класса 3 (АООТ Волгоградский тракторный завод); гусеничные и колесные сельскохозяйственные и промышленные тракторы класса 3 (Харьковский тракторный завод); гусеничные сельскохозяйственные, промышленные и лесопромышленные тракторы класса 4 (Алтайский тракторный завод); колесные сельскохозяйственные, промышленные и лесопромышленные тракторы класса 5 (АО Петербургский тракторный завод, бывший Ленинградский Кировский завод); гусеничные лесохозяйственные и трелевочные тракторы класса 3 (АО Онежский тракторный завод); гусеничные промышленные и сельскохозяйственные тракторы классов 6 (10) и 25 (АО Челябинский тракторный завод); гусеничные тракторы классов 15, 25, 35, 50 (АО Чебоксарский завод промышленных тракторов).
Назад
Вперёд
Некоторые технические характеристики и параметры в цифрах
- Масса эксплуатационная трактора – 36,454 тонн.
- Масса эксплуатационная бульдозера – 42,270 тонны.
- Масса эксплуатационная бульдозера с рыхлителем – 46,550 тонн.
- Масса эксплуатационная бульдозера с тяговой лебёдкой – 48,180 тонн.
- Длина – 6750/7370/8720 мм(без оборудования/с отвалом/с отвалом и рыхлителем);
- Ширина – 3110/4250/4250 мм(без оборудования/с отвалом/с отвалом и рыхлителем);
- Высота – 3900/3900/3900 мм(без оборудования/с отвалом/с отвалом и рыхлителем);
- Ширина колеи – 2,45 м.
- База – 3,2 м.
- Ёмкость топливного бака – 600 литров; гидравлической системы – 165 литров; системы охлаждения – 76 литров; системы смазки – 30 литров; системы смазки и управления трансмиссией – 80 литров.
Рекомендуем прочитать: Terex 860 SX: технические характеристики