Критерии выбора автогрейдера
Для выбора автогрейдера нужно знать технические характеристики и область применения.
1. Технические характеристики
Перед выбором учтите технические характеристики автогрейдера:
- Вес агрегата – этот показатель поможет определить, какая должна быть величина сцепления колес с грунтом. Проще говоря, какое потребуется тяговое усилие, чтобы можно было произвести обработку нужного грунта. Масса автогрейдера находится в диапазоне 12-20 тонн.
- Колесная схема – может иметь 2 или 3 главных оси. В последнем случае улучшается проходимость машины, повышается тяговое сцепление. По сути, агрегат с тремя осями выбирают для обработки плотных грунтов.
- Бортовая передача – можно выбрать бортовой редуктор или же с разделенными ведущими мостами.
- Тип трансмиссии – механическая (ручное, ступенчатое управление) или гидромеханическая (плавное автоматическое управление). Последний повышает тяговое усилие и соответственно, дает возможность обработать тяжелый грунт.
- Мощность и скорость работы – силовая установка автогрейдера может иметь мощность 75-300 л. с. Что касается второго показателя, практически все модели работают на скорости до 4 км/ч, а скорость движения может развиваться до 45 км/ч.
Технические характеристики
ПАРАМЕТР | ЗНАЧЕНИЕ |
---|---|
Класс машины | 140 |
Масса эксплуатационной части | 12500 кг |
Линейка моторов | Д-260.2 / А-01МС / А-01М |
Данные мощности машины | 95,6 (130) лош. сил |
Вид коробки передачи | Механика\ гидромеханика |
Число передач по параметрам вперёд | 6 или 4 |
Число передач назад | 2 |
Скорость движения свободный\рабочий | 43 км\ч….4 км\ч |
Колёсная формула | 1х2х3 |
Радиус поворотный | 12,5 метров |
Типовое исполнение рамы | жесткий |
Длина | 9600 мм |
Ширина | 2500 мм |
Грейдер ДЗ-143 габариты | |
Высота | 3450 мм |
Длина отвала грейдера | 3740 мм |
Боковой вынос по тяговой раме | 800 мм |
Высота отвала грейдера | 620 мм |
Допустимое опускание ниже поверхности | 250 мм |
Бульдозерный отвал | Длина 2475 мм |
Высота бульдозерного отвала | 840 мм |
Ширина рыхления | 1300 мм |
Глубина для рыхления | 250 мм |
Количество зубьев | 3 единицы |
Колесный размер по дюймам | 14,0- 20,0 |
Производитель | Г. Брянск завод «Брянский Арсенал» |
Двигатель
Двигательная часть машины оснащена моторами категорийного ряда Д-260.2 , имеющие основные параметры мощности 130 лошадиных сил. В своё время, некоторые модели транспортной специализированной техники оснащались мощными силовыми агрегатами, которые имели маркировку А-01М и А-01МС, с параметрами мощности, рассчитанные на 184 лошадиных сил. Моторный отсек комплектуется гидромеханической коробкой передач, где предусмотрено 4 основные скорости управления машиной — для переднего хода; а также две скорости переключения для заднего хода машины. Имеются интересные технические характеристики расход топлива автогрейдера ДЗ-143, относящиеся к 1 серии выпуска(ДЗ-143-1), где МКП была оснащена 6 основными скоростями для переднего хода машины. Максимально допустимая скорость передвижения машины с поднятым навесным оборудованием составляет 43 км\час. Во время технологической работы машины, установлена средняя скорость передвижения, которая составляет в пределах 4-68км\час. Для колёсной части машины предусмотрена специальная формула 1х2х3. Рама автомобиля оснащена специальной конструкцией, которая изготовлена из специальной марки стали, тем самым машина может выдерживать различные физические нагрузки, и характеристики прочности остаются непревзойдёнными для машин данного класса исполнения. Абсолютным преимуществом машины является быстрый переход из рабочего состояния в походный вариант работы, и наоборот.
Расход топлива
ВИД МОТОРА | РАСХОД |
---|---|
А-01 МС | 12,2 литра в час |
Д-108 | 10 литров час |
А-01МЕ | 12 литров в час |
В качестве топлива используется тяжёлый тип дизеля. Максимальная скорость передвижения во время работы не превышает 8 км в час
Автотехника быстро и без лишних проблем имеет переход из походного состояния в рабочий режим, что особенно важно при проведении строительных работ. Машина может эксплуатироваться во всех климатических зонах, поэтому неудивительно увидеть грейдер ДЗ 1243 в северных широтах России
Классификация автогрейдеров
Выбирая отечественные автогрейдеры ДЗ или другие марки транспорта, необходимо учитывать особенности техники. Условно его классифицируют по многим критериям, включая вес, количество осей, способ передвижения и другие. Ниже мы рассмотрим основные критерии выбора.
О гоночном снаряжении
Все селекторы условно делятся на несколько категорий:
- Полуприцепы — грейдеры без переднего моста. В них «головка» рамной части соединяется с шаровым пальцем и часть нагрузки передается на раму трактора.
- Автогрейдеры — это самоходные машины, имеющие раму с двигателем и трансмиссией, кабину и другое полноценное оборудование. В зависимости от назначения они могут быть оснащены дополнительным оборудованием для уборки снега, создания откосов для расширения полигонов и т.д.
- Прицепные грейдеры — это оборудование, которое не может передвигаться самостоятельно. Как правило, такие грейдеры тянут трактор или другую технику. Основная рама берет на себя тягу основного транспортного средства. Такие машины обладают меньшей маневренностью, скоростью и производительностью. Кроме того, для использования такого оборудования требуется два человека. С другой стороны, прицепные грейдеры более доступны.
Для производительности
Выбирая правильные машины, нужно ориентироваться на производительность, которая определяется тремя характеристиками: массой, мощностью двигателя и размером отвала. По этим критериям выделяют следующие категории:
- Легко. Они комплектуются полигонами 2,5–3 м, имеют массу до 9000 кг и мощность двигателя до 80 кВт.
- Средний. Такие машины оснащены двигателями мощностью до 130 кВт, имеют лопасти 3-3,5 м и вес до 13000 кг.
- Тяжелый. В эту группу входят устройства массой до 19000 кг, электродвигатель до 185 кВт и размер лопастей 3,5-4,5 м.
- Очень тяжело. В эту группу входят самые тяжелые и мощные автогрейдеры с максимальным размером отвала.
По мощности двигателя
Цена сортировщика во многом зависит от мощности силового агрегата. Условно все автомобили делятся на три категории по этому параметру:
- Малая мощность — оснащена силовым агрегатом до 100 кВт.
- Средняя мощность — оснащена двигателем мощностью от 100 до 150 кВт.
- Высокая мощность — в такие модели устанавливаются двигатели от 160 до 200 кВт.
В отдельную группу входят тяжелые агрегаты, у которых рассматриваемый параметр может достигать 300 кВт и более.
По положению двигателя
Дорожные выравниватели условно классифицируют по расположению силового агрегата. Здесь возможны следующие варианты:
Фронт. Силовой агрегат находится спереди. Это классическая конструкция с большей стабильностью и простотой использования.
Задний. В этом случае силовой агрегат располагается в задней части автомобиля. Актуально в случае, если необходимо создать большую нагрузку на транспортное средство работы.
По расположению колес
Все автогрейдеры также классифицируются по схеме колес, которая определяет усилие техники и способность выравнивать территорию. Обычно формула состоит из трех цифр X-YZ, где X — количество осей с управляемыми колесами, Y — количество ведущих колес, а Z — количество осей. Популярные схемы:
- 1x3x3.
- 1x2x3;
Во всех типах грейдеров передние колеса всегда управляются.
Caterpillar
Фото 1: автогрейдер Cat 140M
Caterpillar (известный как Cat) является одним из международных лидеров в области специальной техники и оборудования для строительных работ. Это же самый старейший и известный бренд по производству грейдеров, существующий фактически с 1903 года, когда американские инженеры Ричард Рассел и Чарльз Стокленд начали производство своих первых грейдеров (при этом ранние модели часто соединялись с тракторами Caterpillar). В 1928 году Caterpillar приобрела компанию Russell Grader Manufacturing Company и стала лидером рынка. С тех пор компания прошла путь к самой верхушке на международном рынке, и удерживает это место по сей день, за счёт внедрения современной электроники и гидравлики, а также оптимальной производительности.
В России данный бренд представлен в основном продукцией двух серий: R и H, однако именно М-серия на сегодняшний день является наиболее технически продвинутой. В ассортименте более десятка моделей грейдеров мощностью от 92 до 367 кВт. Устройства Caterpillar оснащены трансмиссией с прямым приводом и автоматическим переключением при чрезмерно высокой нагрузке, сделанной по запатентованной технологии. Другой особенностью моделей от Caterpillar является специально разработанная система регулирования колёс, благодаря которой они не пробуксовывают на низких передачах.
Лучшее предложение — Caterpillar 140 и 140M3
Фото 2: автогрейдер 140M3
Если речь идёт об универсальных автоматических грейдерах для дорожного строительства от Caterpillar, то лучше всего обратить внимание на новинки, располагающиеся на верхушке рейтинга качественных грейдеров: 140 или 140M3. Одним из основных отличий между этими двумя моделями являются их способы управления: 140М имеет рулевое колесо и рычаги управления, а 140M3 оснащена джойстиками. Они также имеют качественные технические решения для повышения производительности
Они также имеют качественные технические решения для повышения производительности.
Описание: Рабочий вес 140М составляет 19,1 тонн, а мощность двигателя составляет 250 лошадиных сил. В то время как 140М3 имеет вес 20 тонн и двигатель мощностью 252 лошадиных силы.
Caterpillar отмечает нарастающий интерес со стороны клиентов к автоматическим системам контроля уклона. Поэтому управляемый джойстиком 140M3 включает в себя авто-артикуляцию.
В последние годы компания Caterpillar сосредоточилась на снижении утомляемости оператора за счет улучшения комфорта сидений, прямой видимости, обогрева и кондиционирования воздуха, а также системы управления. Операторская кабина может быть оснащена радио, Bluetooth, зарядным устройством для телефона и другими гаджетами. Всё это призвано максимально облегчить работу оператора и создать ему комфортные условия работы.
Преимущества
Итак, почему следует обратить внимание на грейдеры от Cat? Вот несколько ключевых особенностей их последней серии M:
- Аппараты этого вида имеют двигатели мощностью 129 и 387 кВт, хорошую эргономику и управление.
- Система Cross Slope дает вам больше точности и контроля над грейдером и даёт возможность операторам выполнять профилирование быстрее. Она позволяет контролировать поперечный уклон поверхности.
- Модели данной серии способны обнаруживать отскок отвала и быстро стабилизироваться.
- Удобное управление обеспечивает лучшую производительность и помогает снизить утомляемость оператора.
- Расширенное управление джойстиком дает вам полный контроль над вашим грейдером. Переключение, поворот, регулировка лезвия, управление гидравликой и многое другое — всё делается при помощи одного интерфейса.
Недостатки:
Существенных нет.
Автогрейдер ДЗ 122 — принцип работы и отличительные особенности.
Автогрейдер ДЗ-122 –самоходная спец. машина. Автогрейдер имеет рабочие узлы, главным из которых считается полноповоротный отвал, размещающийся под углом по отношению к направлению движения.
Данный узел используется для уборки грунта в сторону, при этом может выполнять работу как по ходу движения при помощи поворотного механизма, так и вперёд и назад.
Принцип работы грейдера состоит в поступательных перемещениях по рабочей зоне с использованием полноповоротного отвала. Грейдер может как выступить в роли бульдозера, так и, в зависимости от модели, вскрывать и разрыхлять грунт и асфальт при помощи дополнительных узлов.
По своей производительности и долговечности узлов, автогрейдеру ДЗ-122 вполне под силу стать легендой машиностроения, лет через 10-15. Его по праву оценили в зарубежных странах, и в России активно используют и приобретают агрегат, не уступающий свои позиции ни одной альтернативной модели.
УСТРОЙСТВО ДЗ 143
Конструкция DZ 143 основана на колесном шасси 1 на 2 на 3. Компоненты грейдера смонтированы на жесткой раме со специальной стальной конструкцией, способной выдерживать большие нагрузки и обеспечивать непревзойденную долговечность. Особенностью является возможность быстрого переключения между режимом движения и режимом работы или наоборот.
На ось насаживаются пневматические шины различного диаметра (от 14″ до 20″). Рабочие инструменты устанавливаются спереди. Такая компоновка позволяет переносить вес на ведущие колеса и обеспечивает отличный обзор по пути и в зоне отвала. Благодаря этому оператор имеет полный контроль над процессом культивации независимо от положения рабочей машины.
Двигатель ДЗ 143 агрегатируется с 2-мя различными типами коробок передач (в зависимости от года выпуска). Первые машины этой серии (ДЗ 143-1) оснащены механической коробкой передач с 6 передачами переднего хода и 2 передачами заднего хода (передаточное число 0,62). Большинство модификаций имеют гидромеханическую трансмиссию с 4 передачами переднего хода и 2 передачами заднего хода (передаточное число 0,835). Скорость движения при проведении технологических работ не может превышать 8 км/ч. Максимально допустимая скорость с поднятым орудием — 43 км/ч.
Рабочие органы имеют гидравлическое управление.
Кабина DZ 143 достаточно просторна, так что оператору не нужно сиденье, и он может сидеть в кабине во время работы прямо. Органы управления находятся в пределах легкой досягаемости, что особенно удобно. Кабина обеспечивает обширный обзор для обеспечения максимального контроля над техникой (передняя часть практически полностью выполнена из стекла с небольшими перегородками для повышения уровня жесткости конструкции). Сиденье оператора имеет несколько вариантов регулировки, что позволяет адаптировать его к потребностям водителя. Большой недостаток — отсутствие кондиционера и вентиляции. Использование грейдера в жаркие дни вызывает заметные трудности. Оператор должен открыть дверь кабины для циркуляции воздуха. В результате в салон может попасть грязь и пыль.
Назначение
С учетом конкретных параметров машины в инструкции по эксплуатации указаны рекомендуемые операции с тяжелым транспортным оборудованием:
- Строительство технологических насыпей и стен.
- Режимы макета для наземной части холста.
- Профилирование склона требуется для твердых склонов.
- Выравнивание края.
- Общее формирование сечения, необходимого для ковшей.
- Мероприятия по очистке канав и дренажных ям.
- Очистка старого асфальтового покрытия.
- Режим распределения сыпучих материалов для земляного полотна.
- Способ ослабить бой строительных материалов.
- Режим смешивания различных почвенных материалов.
- Задания на открытие твердого дорожного полотна.
- Задачи по вывозу мусора.
- Уборка дорогая, места покрыты снегом и льдом.
Модификации
ЧСДМ ДЗ 98 имеет множество модификаций, предназначенных для определенных областей использования. Основными отличительными чертами являются рабочие органы, также могут устанавливаться разные агрегаты и оборудование (более совершенные и эффективные).
В зависимости от климата, в котором будет работать техника, отличаются исполнения машины:
- обычное – для температурного диапазона -45/+45 градусов;
- тропическое – для влажного и сухого климата;
- карьерное – ориентировано на сложные условия работы, опционально оборудуется парой гидравлических цилиндров, упрощающих управление машиной, и шинами 20,5-25.
Модель 98В может оснащаться любым мотором мощностью до 220 кВт, передней ведущей осью, настраиваемым рулем и возможностью управления отвалом под нагрузкой. В зависимости от сферы применения устанавливаются различные рабочие органы.
По маркировке Терекс ДЗ 98 определяют его особенности:
- В.00002 – с полноповоротным грейдерным отвалом;
- В.00012 – с бульдозерным отвалом;
- В.00022 – с рыхлителем;
- В.00072 – со всеми возможными дополнительными органами.
Модели 00102, 00112, 00122, 00142, 00152, 00172 отличаются агрегатами и компонентами, но оборудуются стандартным органом. Модификации 62012, 62022, 62072 оснащены гидромеханической КПП, используются в качестве грейдера, бульдозера и рыхлителя соответственно. Серия 621ХХ имеет аналогичную трансмиссию, неполноповоротный отвал и различные агрегаты и системы.
Отечественная тормозная система ДЗ 98 автогрейдера, двигатели ЯМЗ, Deutz, Cummins, механическая или гидромеханическая КПП ZF, различное навесное оборудование позволяют скомпоновать оптимальную машину под необходимые задачи.
Области применения автогрейдера ДЗ-122.
Городскими коммунальщиками охотно используется данный автогрейдер в уборке улиц ото льда и снега.
Производитель данную технику предназначал в основном для отрытия дорожного корыта, но используют его успешно и в засыпке рвов, формировании насыпей и планировке территории. Грейдеры используют чтобы выравнивать различные поверхности, перемешивать сыпучие материалы, разравниванивать их при строительстве дорог.
Грейдер способен к , если к передней тележке прикрепить бульдозерный нож, который в зависимости от модели может поворачиваться или быть неподвижным. Многофункциональность автогрейдера позволяет использовать его в дорожном строительстве, в сложных условиях, на сложных грунтах.
Двигатели и трансмиссия
На автогрейдере ДЗ-122 и его модификациях устанавливаются дизельные ДВС нескольких вариаций с различными техническими характеристиками и расходом топлива. Это Cummins, А-01, Д-260 и ЯМЗ-236.
Средняя мощность, которую развивают эти силовые агрегаты, — 150 л. с. при крутящем моменте 500-660 Нм. При этом это низкооборотные агрегаты с показателями 1 700-2 300 об/мин. Система охлаждения двигателя водяная, с радиатором.
С этими двигателями устанавливается трансмиссия 6МКПП производства г. Пскова
Эта коробка имеет две задние передачи, что важно для такой строительно-дорожной машины
Новый ДЗ-122Б7 или ДЗ-122 б/у
При выборе машины следует помнить, что характеристики моделей прежних выпусков и новых во многом сходны. Критерий выбора, в этом случае, определяется условиями работы.
Преимущества грейдера ДЗ-122
- Стоимость;
- Простота обслуживания;
- Ремонтопригодность;
- Требуется более низкая квалификация персонала;
Преимущества грейдера ДЗ-122Б-7
- Большая выработка;
- Улучшенное качество профилирования грунта;
- Эргономичность;
- Престиж.
В первую очередь следует учесть, где будет использоваться машина. Для небольшой фирмы, только начавшей свою деятельность и не располагающей лишними финансовыми средствами, лучший выход – приобретение подержанного ДЗ-122. Покупка обойдётся в 1–2,5 млн. рублей. Такая машина идеально подойдёт для работы на дорогах низших категорий, на удаленных объектах или при аккордной работе с предоплатой. После сдачи объекта, ДЗ, как правило, можно «вернуть в строй» за 2–4 недели.
Более сложные дорожно-строительные работы, устройство объектов среднего уровня финансирования (строительство в райцентрах, подряды на работы в промзоне, благоустройство дорог), требуют более качественной техники, чем повидавший виды ДЗ-122. В этой категории машин, новый ДЗ-122 и ДЗ-122Б7 эксплуатировавшийся 3-5 лет, будут востребованы. Цена таких машин будет колебаться в диапазоне 4-6 млн. рублей.
А для работ в городской черте и, особенно на «красной линии» центральных улиц, без новой техники не обойтись. Для предприятия, получающего заказы такого уровня, неплохи приобретением будет новый ДЗ-122Б, оборудованный кондиционером, системой нивелировки и имеющий современный внешний вид. Грейдер с завода будет стоить от 5 млн руб.
Таким образом, приобретая эту надёжную и вместе с тем адаптированную к современным условиям технику, следует провести анализ финансового состояния предприятия, наличие ремонтной базы, квалификацию персонала и условия, где предполагается использовать автогрейдер. Если выбор будет правильным, ДЗ-122 и его модификации, отслужит «на совесть». Ну а оптимизация рабочего процесса и эффективность эксплуатации зависит только от владельца.
Рабочее и сменное оборудование
В набор исполнительных механизмов входят:
- бульдозерный ножевой отвал поворотный;
- отвал грейдерного исполнения, боковой;
- рыхлительное устройство;
- кирковочное устройство;
- устройства для работы со снегом;
- путепрокладочные механизмы.
Технические характеристики навесных устройств следующие:
Бульдозерного типа | ||
Объёмный параметр волочения | м3 | 2,57 |
Ширина по отвальному ножу | мм | 3 200 |
Высота по отвальному ножу | мм | 970 |
Заглубление отвального ножа | мм | 110 |
Резание отвальным ножом под углом | град | 55 |
Рыхлительного типа | ||
Количество зубьев | шт. | 5 |
Уход зубьев на глубину | мм | 230 |
Захват по ширине | мм | 1 800 |
Грейдерного типа | ||
Габариты по длине | мм | 4 200 |
Габариты по высоте | мм | 700 |
Резание под углом | град | 30-70 |
Зачистка по откосу под углом | град | 0-90 |
Заглубление формируемого кювета | м | 0,5 |
Угол полноповоротного отвального устройства | град | 0-360 |
Угол неполноповоротного отвального устройства к оси машины | град | 0±64 |
Бортовой выдвиг отвального устройства | мм | 1050 |
Заглубление | мм | 500 |
Кабина оператора
Дизайн кабины напоминает шестигранник, что гарантирует большой угол обзора и безопасность. Верхнюю часть агрегата можно поставить и снять в любое время, что обеспечивает удобство транспортировки на низкорамном трейлере или в фургоне.
Внутреннее пространство характеризуется комфортом и эргономичностью. Сидение имеет возможность регулировки в нескольких направлениях. Опционально устанавливают кондиционер, который создает требуемый микроклимат в жаркое время года.
Отменные технические характеристики грейдера ДЗ 98 сохраняются при работе в любом климате. Для оптимизации работы грейдера предусмотрен монтаж вспомогательных агрегатов и функций. Для южных районов потребуется кондиционер, а для северных – предпусковые нагреватели, дополнительная изоляция салона и отопительная система высокой мощности.
Гидравлическая и пневматическая системы автогрейдера ДЗ-98
LS-гидросистема регулирует работу гидронасосов по нагрузке, обеспечивая экономию горючего. Через устройства гидросистемы автогрейдера происходит управление исполнительными органами, сцеплением, передвижением и маневрированием данной специальной техники. В двух контурах гидравлической системы установлены шестерёночные насосы, а как исполнительные устройства используются гидравлические цилиндры. В составе механизма поворота отвала может применяться гидравлический мотор.
Пневматическая система автогрейдера ДЗ-98 представляет собою двухконтурное устройство, обеспечивающее привод колёсных тормозов и рычага для подвески оборудования тяговой рамы. Привод тормозов обеспечивает независимые режимы рабочего и аварийного торможения. Перед тем, как начать движение агрегата, в ресивер закачивается сжатый воздух. Давление контролируется световой сигнализацией.
Назначение
Автогрейдер ДЗ-122 представляет собой самоходную специализированную машину, несущую несколько рабочих приспособлений, основным из которых является полноповоротный отвал, размещенный под углом к направлению движения.
Он предназначен для того, чтобы убирать взрыхленный грунт в сторону. Причем за счет поворотного круга это делается как по ходу движения вперед, так и назад.
Автогрейдер активно используют городские коммунальные и дорожные службы для уборки территорий ото льда и снега. Но основное их предназначение — это работы по планировке территорий, отрытию дорожного корыта, созданию насыпей или профильных выемок, засыпке рвов или ям.
Они хорошо справляются с выравниванием различных поверхностей, в том числе из щебня. Такую технику используют для перемешивания и разравнивания различных сыпучих материалов.
Выполняет эту работу ДЗ-122, совершая многократные последовательные перемещения по рабочей поверхности. При этом он использует все возможности полноповоротного отвала, который можно поворачивать под разным углом.
Кроме того, грейдер может выполнять роль бульдозера. Для этого на переднюю часть рабочей тележки устанавливается отвал с бульдозерным ножом.
В зависимости от модификации машины этот нож может быть неповоротным и частично поворотным, что повышает его рабочую эффективность.
Сзади к двухосевой части рабочей рамы крепится кирковщик-рыхлитель, имеющий четыре зуба из высокопрочной стали. С помощью этого механизма возможно вскрытие и разрыхление грунта, в том числе асфальтового покрытия, на глубину до 25 сантиметров.