Техническое обслуживание автомобиля
Если эксплуатация машины проходит по первой категории сложности, то периодичность осмотра составляет:
- первое обслуживание выполняется после пробега 15 тыс. км;
- второй ремонт делается после прохождения автомобилем 30 тыс. км.
Если условия использования тягача отличаются от первой категории, то периодичность технического обслуживания устанавливается через определенные промежутки времени, срок которых определен в документах ГОСТ 21624-1981.
Помимо основных осмотров выполняются специальные дополнительные операции по ремонту и обслуживанию, а также сезонные работы:
- на торце бачка расширителя снимается воздушно-паровая пробка;
- контролируется подвижность двух клапанов (выпускного и впускного);
- на поверхностях горловины бачка и клапана производится удаление накипи;
- меняется охлаждающая жидкость, масло и топливо;
- заменяется сеточка воздушного фильтра;
- очищается фильтрующее устройство в осушителе воздуха.
Об особенностях производства
Технологический процесс сборки ЯМЗ-65О происходит на напольном сборочном конвейере. Он состоит из 2-х последовательных нитей, разделенных по принципу: три четверти – одна четверть. Сборка двигателя производится поэтапно на автоматизированных постах конвейерной линии. Перемещение от поста к посту делается на специальных тележках-подставках, и по мере сборки агрегата грузоподъёмность тележек и способ установки силового агрегата изменяются.
На первом посту робот-манипулятор производит гильзовку блока цилиндров, потом будущий мотор, располагаясь в горизонтальном положении, комплектуется деталями поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма. После монтажа коленвала осуществляется автоматическая проверка на проворачивание.
Далее блок цилиндров переводится в вертикальное положение, и после монтажа шестерён распределительного механизма, передней крышки и заднего картера ставятся шкив, маховик и топливный насос высокого давления Bosch. На последующих операциях технологического процесса поэтапно устанавливаются предварительно укомплектованная клапанами и форсунками головка блока цилиндров, далее штанги, коромысла и клапанная крышка. После чего двигатель снова переворачивается и крепится на финальную конвейерную тележку. Сборка снизу завершается монтажом поддона мотора.
Первые 3/4 конвейера завершаются его промежуточным испытанием. Герметичность полостей мотора контролируют на стенде воздухом, подаваемым под избыточным давлением в масляную магистраль. Дальше ЯМЗ-65О переводится на последнюю четверть конвейера. Там происходит установка навесного оборудования; коллекторов впускного и выпускного коллекторов, турбины, жгутов электропроводки и деталей электрооборудования. ЯМЗ-650, в отличие от стандартной комплектации Renault DCi11, имеет некоторую адаптацию к российским условиям: на впускном коллекторе предусмотрены спирали подогрева воздуха для холодного пуска.
Читать также: Музей тойоты в токио
Вторая контрольная опрессовка, целью которой является окончательная проверка качества сборки, завершает сборочный конвейер
Особое внимание уделяется системе охлаждения и герметичности установленных патрубков и соединений. Строжайший контроль качества на всех этапах сборки соответствует высоким стандартам, принятым в мировой автоиндустрии и автомобилестроении. Перед отправкой заказчику каждый двигатель подвергается горячей обкатке на стенде
Для этого на ТЭРЗе оборудована специальная лаборатория. Двигатель заправляется заранее подогретым моторным маслом и охлаждающей жидкостью, а затем работает в разных режимах порядка 20 минут
Перед отправкой заказчику каждый двигатель подвергается горячей обкатке на стенде. Для этого на ТЭРЗе оборудована специальная лаборатория. Двигатель заправляется заранее подогретым моторным маслом и охлаждающей жидкостью, а затем работает в разных режимах порядка 20 минут.
Характерные неисправности ЯМЗ 650
Двигатель ЯМЗ-650 славится своей надежностью и долговечностью, и в большинстве случаев может проработать до миллиона километров без существенных ремонтов. Однако, как и у любого мотора, у него есть свои слабые места, и одной из наиболее распространенных проблем является состояние турбокомпрессора.
На модификациях ЯМЗ 650 обычно устанавливают две разные турбины, и в зависимости от конкретной версии, возникающие проблемы могут различаться. Турбокомпрессор ТКР 90-02 считается более надежным и встречается на базовом двигателе, а также на модификациях ЯМЗ 652, ЯМЗ 653 и их аналогах.
Проблемы с этой турбиной могут возникнуть обычно в районе 300 000 километров пробега
Важно отметить, что замена неисправной турбины должна производиться своевременно, так как неполадки в турбокомпрессоре могут повредить дорогостоящую топливную аппаратуру
Признаки неисправности турбокомпрессора включают в себя:
- увеличение расхода моторного масла,
- утечку масла в районе турбины,
- изменения в давлении масла и воздуха,
- а также появление неестественных шумов и дыма разного цвета из выпускной системы.
Если вы заметили хотя бы один из этих признаков, рекомендуется демонтировать турбокомпрессор для близкого осмотра. Проверка вращения крыльчатки, отсутствие люфта и царапин являются ключевыми аспектами при определении состояния турбины. Если обнаружены неисправности, турбокомпрессор следует немедленно заменить.
На других модификациях, таких как ЯМЗ 651 и их аналоги, устанавливается турбина ТКР 90-03, которая может быть менее надежной. Из-за этой турбины могут возникать проблемы, и она может выйти из строя даже на пробеге менее 100 000 километров.
Это, пожалуй, единственная серьезная проблема, с которой могут столкнуться владельцы двигателей ЯМЗ 650, и поэтому требуется более внимательное наблюдение за состоянием этой части мотора.
В целом, несмотря на некоторые потенциальные проблемы с турбокомпрессорами, двигатель ЯМЗ-650 остается надежным и выгодным выбором для различных видов тяжелой техники.
Применение некоторых двигателей ЯМЗ-536
На шасси тягачей производства ОАО «МАЗ» формируются автопоезда со снаряженной массой, менее 44 т. Дизельные двигатели марки ЯМЗ-536 устанавливаются на грузовики, самосвалы, авто-шасси, а также тягачи со снаряженной массой, не превышающей 36 т. Комплектацией, рассчитанной для установки компрессора системы кондиционирования на автомобиле марки «МАЗ» является ЯМЗ-536-01. Модификация ЯМЗ-536-02 разработана специально для возможности подключения ретардера. Модель ЯМЗ-536-03 совмещает в себе возможности моделей 01 и 02. ЯМЗ-536-10 устанавливается на автомобили со снаряженной массой до 26 т, колесная формула которых — 6х4, а также на автопоезда со снаряженной массой до 38 т. Эта модификация комплектует бескапотные грузовики производства автомобильного . Модель с компрессором системы кондиционирования — это ЯМЗ-536-11.
Модификация ЯМЗ-536-30 устанавливается на грузовиках производства ПАО «АвтоКрАЗ» снаряженной массой, менее 30 т. Модель ЯМЗ-536-31 спроектирована для компрессорной установки системы кондиционирования. Для ЯМЗ-536-32 предусмотрено подключение ретандера. Модель ЯМЗ-536-33 объединяет свойства модификаций 31 и 32.
Мотор ЯМЗ-536-40 комплектует «ЛиАЗ-6212(6213)» — составные автобусы для использования в городских условиях со снаряженной массой менее 28 т. Автобус для пригорода по типу ЛиАЗ-5256 со снаряженной массой менее 16 т также комплектуется ЯМЗ-536-40, агрегатированный для автоматической коробки передач. Двигатель ЯМЗ-536-41 является комплектацией с возможностью установки автоматической трансмиссии Voith на автобусах марки «ЛиАЗ». Силовой агрегат ЯМЗ-536-42 комплектует автобусы производства ОАО «ЛиАЗ», рассчитанные на работу с механической коробкой передач.
Модификации
Модификации мотора выполнены по аналогии с базовой моделью, различия состоят разве что в регулировке топливного оборудования.
ЯМЗ-650 – это базовая версия, соответствующая стандарту Евро-3. Мощность мотора – 412 лошадиных сил, крутящийся момент – 1900 об. в мин.
ЯМ3-651 – несколько модернизированная базовая версия, оборудованная турбиной, EGR-клапаном, форсунками и катализатором. Помпа у этой модификации характеризуется более высокой производительностью, несколько изменены также ЭБУ-настройки.
Двигатель соответствует стандарту «Евро-4», мощность аналогична базовой модели. ЯМ3-652 является полным аналогом предыдущей модификации, но без охладителя и EGR. Турбина в конструкции двигателя тоже присутствует.
Характерные неисправности ЯМЗ 650
Дизельный силовой агрегат ЯМЗ 650 один из редких двигателей, который проработает около 1 миллиона км., без существенного ремонта. Возможные неисправности могут возникнуть вследствие неправильной эксплуатации и неправильного обслуживания. Чтобы не случилось неприятности, необходимо применять качественное горючие, своевременно менять рабочие жидкости и проводить необходимое обслуживание. Всю эту информацию распространяют производители моторов ЯМЗ.
На самом деле, почти всё это соответствует действительности. Но всё же нередко на 650 двигатель встречаются жалобы. Оказывается у него тоже есть слабое место. И это — турбокомпрессор.
На модификациях ЯМЗ 650 устанавливается две турбины:
Турбокомпрессор ТКР 90-02 более надёжный. Он встречается на базовом двигателе и модификациях ЯМЗ 652, ЯМЗ 653, а так же их аналогах. Проблемы с турбиной могут появиться на рубеже пробега в 300 тыс., км. Самое главное, вовремя заменить неисправную турбину. Если это не сделать вовремя, то турбина начнёт гнать металлическую стружку, которая убьёт дорогостоящую топливную аппаратуру.
О том, что пришло время заменить турбокомпрессор, можно узнать по таким признакам:
- заметно увеличился расход моторной смазки;
- в зоне расположения турбины, появилась утечка масла;
- часто изменяется давление масла и воздуха;
- в зоне нахождения турбокомпрессора, во время работы мотора, слышаться посторонние шумы, скрежет, свист;
- уменьшение мощности и тяги;
- при нажатой педали газа, из трубы идёт дым не естественного цвета: белый, синий, чёрный.
При появлении, хотя бы одного из этих признаков, турбину нужно демонтировать с двигателя, разобрать и внимательно осмотреть. Если рукой провернуть крыльчатку, то она ещё какое-то время должна вращаться по инерции. Не должно быть люфта или видимых царапин. Если обнаружится что-то подобное, турбокомпрессор подлежит немедленной замене.
На модификации ЯМЗ 651 и её аналогах устанавливается турбина ТКР 90-03. Данная турбина приносит много проблем водителям. Всё дело в том, что она может выйти из строя в любое время. Поэтому за ней нужно следить внимательнее. Известны случаи, когда ТКР 90-03, выходила из строя на пробеге до 100 тыс., км. Пожалуй это единственная серьёзная болезнь двигателей семейства ЯМЗ 650. Во всём остальном это надёжный и выгодный дизельный движок. Не зря его предпочитают устанавливать на большое количество разнообразной тяжёлой техники.
Кабина автомобиля
Она располагается над двигателем, выполнена из цельного металла, кое-где конструкция сварная, имеет два места, при необходимости опрокидывается вперед.
Если необходимо перевезти третьего человека, то используется среднее место на спальной полке автомобиля МАЗ-5440. Отзывы владельцев говорят об удобной поднимающейся панели, предоставляющей доступ к автомобильным агрегатам, располагающимся за передней панелью. Когда она поднята, то надежно опирается на пневматические пружины, а если опущена, то крепится замками.
Пространство под спальником используется в поездке для размещения небольших нужных предметов, там устанавливается нагревательный камин или небольшой холодильник. Очень удобно расположены боковые шкафы для одежды, как говорят отзывы владельцев. МАЗ-5440 с двигателем «Рено» имеет верхний спальник, который во время движения располагается под удобным наклоном.
Конструктивные особенности
В 2007 году было запущено в производство новое дизельное 650-е семейство, которое пришло на смену 8-ми цилиндровому ЯМЗ-658. Это лицензированные моторы Renault MIDR 062356 A41 dCi11 моторы, где используется рядный 6-ти цилиндровый чугунный блок цилиндров с мокрыми чугунными гильзами и с масляными форсунками для охлаждения поршней. Внутри на 7 опорах установлен стальной коленвал с ходом поршня 156 мм, коренными шейками 108 мм и с шатунными шейками 77 мм. Шатуны из стали длинной 300 мм, поршни алюминиевые, их диаметр 123 мм.
Накрывает блок чугунная головка с 4-мя клапанами на цилиндр. Распредвал установлен в блоке. Здесь нужно каждые 120 тыс. км проверять и по необходимости регулировать клапаны. Зазоры клапанов на ЯМЗ-650: впуск 0.4 мм, выпуск 0.7 мм.
На дизеле ЯМЗ-650 стоит впрыск топлива Common rail с насосом Bosch CP2.2+ и с давлением впрыска 1400 бар (для базовой модели). Давление масла в прогретом моторе: 4-6.6 кгс/см2. Также здесь установлен жидкостно-масляный теплообменник.
Базовые моторы оснащаются турбокомпрессором ТКР-90-2, другие модели могут использовать ТКР 90-3. Управляет всем этим ЭБУ Bosch EDC7 UC31.
Модификации
На базе основной модели выпускались модификации силового агрегата:
- ЯМЗ-650 — базовый двигатель под Евро-3 мощностью 412 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1870 Нм при 1100-1300 об/мин. Стоит движок на МАЗ-5440, 6430, 6303, 6312, 5516, 6501; Урал-6307, 6902; Тонар-5422, МЗКТ-6527 и 7501.
- ЯМЗ-6501 — иначе настроен ЭБУ. Мощность 362 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1670 Нм при 1100-1300 об/мин. Устанавливали мотор на Урал-6367, 6368, 6470, 6563; МАЗ-6312, 6430, 6501.
- ЯМЗ-6502 — отличается настройкой блока управления. Мощность 311 л.с. при 2000 об/мин, момент 1215 Нм при 1100-1300 об/мин.
- ЯМЗ-651 — тот же самый ЯМЗ-650, но отличается турбиной ТКР-90-3, форсунками, EGR-клапаном, PM-CAT катализатором, более производительной помпой, другим вентилятором, встроенной вискомуфтой, другой настройкой ЭБУ. Давление впрыска увеличено до 1600 бар. Эти двигатели отвечают экологическому классу Евро-4. Мощность 412 л.с. при 1900 об/мин, момент 1911 Нм при 1200-1400 об/мин. Встречается мотор на МАЗ-5340, 5440, 6312, 6430, 6501; Тонар-5422, 6528; МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007.
- ЯМЗ-6511 — аналог 651-го с другой прошивкой. Мощность снижена до 362 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1765 Нм при 1100-1400 об/мин.
- ЯМЗ-6512 — мотор с прошивкой на 320 л.с. при 2000 об/мин, момент 1569 Нм при 1100-1400 об/мин.
- ЯМЗ-652 — аналог ЯМЗ-651, но с турбиной ТКР-90-2, без EGR и охладителя выхлопа. Это позволяет вписаться в 4 экологический класс (правила 96-02). Мощность 412 л.с. при 1900 об/мин, момент 1870 Нм при 1100-1400 об/мин. Устанавливается двс на Урал-5831, 6307, 6902; МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007.
- ЯМЗ-6521 — тот же ЯМЗ-652, но с прошивкой на 362 л.с. при 1900 об/мин, момент 1665 Нм при 1100-1400 об/мин.
- ЯМЗ-653 — версия под Евро-5 с доработанной топливной (давление 1800 бар). Мощность 422 л.с. при 1900 об/мин, момент 2000 Нм при 1100-1300 об/мин.
- ЯМЗ-6531 — версия на 367 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1800 Нм при 1100-1300 об/мин.
Обслуживание
Обслуживание двигателя ЯМЗ 650 проходит идентично, как и для всех идентичных дизельных моторов отечественного производства. Так, межсервисное обслуживание поводится каждые 15 000 км пробега для базовой версии, и для турбодизеля — каждые 20 000 км.
Двигатель ЯМЗ-650.10-04, ЯМЗ-650.10-14 вид слева
Процесс технического обслуживания немного отличается от рядовых бензиновых двигателей. Каждое ТО — это целый комплекс операций направленных на сохранение технического состояния автомобиля.
Интервалы обслуживания мотора
Обслуживание ЯМЗ 650, как и многих других дизельных моторов отечественного производства, включает в себя ряд важных процедур.
Для базовой версии двигателя ЯМЗ 650, межсервисное обслуживание рекомендуется проводить каждые 15 000 километров пробега. В то время как для турбодизельных версий этот интервал увеличивается до 20 000 километров.
Техническое обслуживание дизельного двигателя, включая ЯМЗ 650, отличается от процедур, применяемых к бензиновым двигателям. Каждое ТО включает в себя целый комплекс операций, направленных на поддержание технического состояния автомобиля. Эти процедуры помогают увеличить срок службы двигателя и обеспечить его надежную работу на дороге.
Особенности конструкции
Дизельный двигатель ЯМЗ-650 имеет несколько значимых особенностей в своей конструкции:
- Этот шестицилиндровый дизельный агрегат предлагает максимальную мощность до 422 лошадиных сил и крутящий момент до 1870 Н·м, что делает его одним из мощнейших в своем классе.
- По сравнению с другими двигателями, такими как V-образные “восьмерки” ЯМЗ-658.10 мощностью 400 л.с., двигатель ЯМЗ-650 обладает более высокой литровой мощностью (на 37,7%), большим крутящим моментом (на 5,5%), меньшей массой (на 280 кг) и немного меньшим расходом дизтоплива. Также, рядная “шестёрка” считается более уравновешенной с точки зрения производительности.
- Двигатель ЯМЗ-650 имеет современную конструкцию. Внутри используется рядный шестицилиндровый чугунный блок цилиндров с мокрыми чугунными гильзами и масляными форсунками для охлаждения поршней. Внутри на семи опорах установлен стальной коленвал и другие детали, обеспечивающие надежную работу.
- Главной особенностью двигателя является система топливоподачи Bosch CR (Common Rail) II поколения. Она обеспечивает точную дозировку цикловой подачи топлива, регулировку углов опережения впрыска в зависимости от различных параметров, что позволяет достичь высокой эффективности и минимизации выбросов.
- Двигатель оснащен турбокомпрессором с промежуточным охлаждением, что способствует увеличению удельной мощности. Также предоставляется возможность установки воздушного компрессора и компрессора кондиционера.
- Этот ДВС использует продвинутые технологии, такие как Common Rail System второго поколения, которая обеспечивает точный контроль подачи топлива для каждого рабочего режима, легкий пуск двигателя и совместимость с электронным блоком управления автомобиля.
- Для обеспечения надежной смазки двигателя, установлены два полнопоточных масляных фильтра и центрифуга, которые обеспечивают высокую степень очистки масла и долгий срок его службы.
Особенности конструкции ЯМЗ 650
- В основе конструкции 650 модели Ярославского завода шести цилиндровый рядный блок, выполненный из особо прочного чугуна. Мокрые чугунные гильзы, имеют непосредственный контакт с охлаждающей жидкостью. В блок цилиндров вставлены масляные форсунки, они предназначены для охлаждения поршневой системы. Внутри БЦ расположены семь опор, на них устанавливается коленчатый вал. Материалом изготовления коленвала, является сталь высокой прочности. Кривошипный механизм коленчатого вала, обеспечивает ход поршня в 156 мм., диаметр коренных шеек 108 мм., шатунных 77 мм. Шатуны выполненные из кованной стали, их длинна 30 сантиметров. Поршня из сплава алюминия имеют диаметр 123 мм.
- Головка БЦ, для шести цилиндров общая. В которой для каждого цилиндра предусмотрены четыре клапана: по 2 на впуск горючий смеси, и 2 на выпуск отработанных газов. Распределительный вал находиться в блоке цилиндров и через штанги воздействует на коромысла клапанов. Крышка механизма клапанов, выполненная из пластика, усиленного стекловолокном. Для уменьшения шумности двигателя, между двигателем и крышкой клапанов устанавливается изолирующая, резиновая прокладка.
- Привод ГРМ осуществляется посредством шестерёнчатой передачи напрямую от коленчатого вала. Шестерни приводящие в работу распределительный вал и вспомогательные механизмы, размещаются впереди мотора, их конструкция, идентична конструкции Renault, выпускающегося во Франции. Внизу БЦ, между поддоном и распределительным валом, размещена литая ажурная алюминиевая пластина. Она увеличивает жёсткость БЦ и служит охладителем для моторного масла. Но всё же главным охладителем масла, является водомасляный теплообменник.
- Данный дизельный двигатель имеет систему смазки, такую же как на большинстве ДВС — смешанную: разбрызгиванием и под давлением. Система смазки обустроена полнопоточными фильтрами очистки масла, в количестве двух штук и центрифугой. Такая схема конструкции системы смазки, гарантирует безупречную работу дизеля на весь период эксплуатации, при любых климатических условиях от — 60С до + 50С. К тому же, дизельные двигателя подвержены высокой степени расхода масла на угар. Поэтому такая конструкция системы смазки является более чем актуальной. Давление моторной смазки в нагретом движке приблизительно 4-6.6 кгс., см2.
- Турбонаддув, обеспеченный промежуточным охлаждением способствует росту мощности, момента и других показателей, характеризующих двигатель с положительной стороны. На ЯМЗ 650 устанавливаются турбокомпрессоры: ТКР90-3, ТКР90-2.
- Основной особенностью дизельного мотора можно считать систему подачи горючего CRS 2 производителя Bosch.
Common Rail System состоит из нескольких основных частей:
- трубопровод для всей системы выполняет функции накопителя, аккумулятора;
- насос ВД с установленным в него модулем дозирования. Данный насос похож на обычный ТНВД, но давление создаваемое им аккумулируется в топливо накопителе, поэтому к форсункам оно подаётся под стабильно одинаковым давлением;
- в System Common Rail включён ЭБУ, отвечающий за электронное управление всеми процессами происходящими в двигателе;
- датчики, подающие импульсы на ЭБУ BoschEDC7UC31.
Во время подачи горючий смеси ЭБУ подаёт импульс на соленоид форсунки. Продолжительность впрыска распылённой солярки равна периоду подачи импульса. Благодаря разделённым процессам по времени, дозирования и нагнетания горючего, система Common Rail осуществляет точную и чёткую дозировку необходимого количества топлива. Необходимое для впрыска давление равно 1400 бар, для основной, базовой модели ЯМ3-650.
Система подачи топлива обеспечивает:
- Точную, дозированную подачу топлива, для соответствующего рабочего режима.
- Регулировку опережения впрыска горючего, в зависимости от нагрузки, оборотов, температуры.
- Лёгкий пуск мотора в зимних условиях, для этого предусмотрен подогрев впуска, в виде размещённой на спирали.
- Совместимость с ЭБУ машины: круиз-контролем, ASR, ABS.
Совокупность всех вышеперечисленных систем способствовала созданию конструкции надёжного, мощного двигателя с большим рабочим ресурсом.
Особенности конструкции
ЯМЗ-65О – это шестицилиндровый дизельный силовой агрегат рабочим объемом 11,12 л и максимальной мощностью до 412 л.с. По сравнению с V-образной «восьмёркой» ЯМЗ-658.10 мощностью 400 л.с., двигатель ЯМЗ-650 обладает более высокой (на 37,7%) литровой мощностью, бо́льшим на 5,5% крутящим моментом, меньшей на 280 кг массой и немного меньшим расходом дизтоплива. Кроме того, рядная «шестёрка» с точки зрения уравновешенности гораздо эффективнее.
По конструкции ЯМ3-650 значительно моложе отечественных моторов. Здесь используется рядный шестицилиндровый чугунный блок цилиндров с мокрыми чугунными гильзами и с масляными форсунками для охлаждения поршней. Внутри на семи опорах установлен стальной коленвал с ходом поршня 156 мм, коренными шейками 108 мм и с шатунными шейками 77 мм. Шатуны – из стали, имеющие длину 300 мм; поршни – алюминиевые, диаметром по 123 мм. В единой для всех шести цилиндров головке на каждый из них приходится по четыре клапана: два на впуске и два на выпуске. Распредвал установлен в блоке.
Крышка клапанного механизма изготовлена из усиленного стекловолокном пластика. Она изолирована от двигателя резиновой прокладкой, способствующей снижению общего уровня шумности. Шестерни привода распределительного вала и вспомогательных механизмов размещены в передней части мотора и повторяют конструкцию предыдущего поколения двигателей Рено.
2 полнопоточных масляных фильтра и центрифуга обеспечивают моторному маслу высокую степень очистки и оптимальный срок замены. Турбонаддув с промежуточным охлаждением обеспечивает увеличение удельной мощности и других важных показателей. Главной особенностью двигателя является система топливоподачи Bosch CR (Коммон Рэйл) II поколения. В основе системы – общий трубопровод-накопитель (аккумулятор). Следующий её компонент –насос высокого давления с модулем дозирования. По своему внешнему виду он напоминает обычный рядный топливный насос высокого давления. Он создает постоянное давление, распространяемое через накопитель и топливопроводы к форсункам. В составе системы – электронный блок управления двигателем Bosch EDC7 UC31 и серия датчиков.
В тот момент, когда начинается подача дизтоплива, блок управления посылает сигнал к соленоиду форсунки. И количество впрыскиваемого дизтоплива соответствует длительности импульса. За счёт разделения во времени процессов нагнетания и дозирования топлива Common Rail обеспечивает гибкое формирование циклограммы подачи топлива. Давление впрыска составляет 1400 бар, или 140 МПа (для базовой модели). Давление масла в прогретом моторе находится в пределах 4-6.6 кгс/см2. Базовые моторы ЯМ3-650 оборудуются турбокомпрессорами ТКР-90-2, на некоторых модификациях используются также ТКР 90-3.
Common Rail System второго поколения обеспечивает точную дозировку цикловой подачи топлива для каждого рабочего режима; регулировку углов опережения впрыска дизельного топлива – в зависимости от оборотов, нагрузки, температуры; лёгкий пуск двигателя с минимальным выбросом вредных веществ в атмосферу (при любых температурных условиях); оптимальное корректирование процесса топливоподачи в процессе работы; совместимость с электронным блоком управления автомобиля (АВS, ASR, круиз-контролем).
История ЯМЗ 650
Появление отечественного тяжёлого дизельного ДВС ЯМЗ 650 не случайно. В начале двух тысячных годов, в России увеличилась потребность дизельных двигателей для тяжёлой техники. Выпускающийся тогда V-образный ЯМЗ 658 уже морально и технически устарел. Он не отвечал современным требованиям по экономичности и экологичности. Создавать с нуля тяжёлый дизельный мотор времени не было. Но в 2006 году произошло событие во Франции, которое поспособствовало появлению ЯМЗ 650.
На французские грузовики Renault стали устанавливать шведские моторы Volvo, этому послужило создание совместного промышленного альянса Renault-Volvo. Выпуск французских моторов Renault марки DCi11 прекратился. В том же 2006 году компания ГАЗ, в которую входил ЯМЗ приобрела лицензию у французской компании Renault Trucks. Всё импортное оборудование, из французского Лиона, перевезли в Тутаев. Этот город находиться недалеко от Ярославля. Вместе с лицензией на производство дизельных моторов, было получено европейское высококлассное оборудование и передовые европейские схемы сборки ДВС. Приобретённая лицензия дала возможность доработать французский двигатель до норм европейского соответствия по экологии Евро 3. Доработанный двигатель получил маркировку отечественную маркировку. Так появился первый тяжёлый двигатель семейства ЯМЗ 650. Дальнейшие разработки позволили получить модификации которые соответствуют Евро 4 и Евро 5.
Первые образцы дизельного мотора, производимые в Тутаеве, собирались с использованием французских деталей, однако вскоре было налажено полномасштабное производство, на котором использовались детали из России.
В 2007 году было начато серийное производство нового отечественного дизеля. Причём это была не сборка двигателей с импортных деталей, а полноценное производство на автоматизированной сборочной линии, перевезённой из Франции.
Механики и инженеры Ярославского завода прошли обучение и стажировку на предприятиях Bosch и Renault Trucks. Что поспособствовало получению высококлассной квалификации. Бескомпромиссный контроль за качеством выполняемой работы по изготовлению деталей и сборки, гарантирует отличное качество выпускаемых ДВС. Уже в собранный двигатель заливаются все необходимые рабочие жидкости и он проходит на стенде обкатку не менее 20 мин. Благодаря мерам контроля и испытаний ярославский дизель завоевал авторитет во всём мире и успешно выпускается в наше время.