Конструкция и технические характеристики мусоровозов построенных на базе ЗИЛ

Технические характеристики

Бортовой грузовик-тягач ЗИЛ 431410 представляет собой автомобиль с колесной формулой 4х2 с кузовом, имеющим деревянную платформу, усиленную металлическими элементами. Задний и боковые борта – откидные. Предусматривается возможность установки надставных бортов и тента. Кабина цельнометаллическая, трехместная.

Двигатель

ЗИЛ-431410 комплектуется 8-цилиндровым 4-тактным бензиновым двигателем модели «ЗИЛ-508.10», в состав которого входят экономайзер, карбюратор «К-90» и воздушный фильтр типа «ВМ-21». Агрегат имеет жидкостное охлаждение. Водяной насос используется для циркуляции охлаждающей жидкости. В процессе работы газы оказываются в специальном впускном трубопроводе мотора.

Смазка агрегата осуществляется посредством разбрызгивания. Поскольку применяется смазка под давлением, то данная система относится к комбинированной категории. В состав двигателя входит несколько фильтров (для грубой и тонкой очистки), размещенных в одном корпусе. Тонкая очистка функционирует по принципу центрифуги.

Параметры агрегата «ЗИЛ-508.10»:

  • рабочий объем – 6 л;
  • номинальная мощность – 150 л.с.

Расход Топлива

Показатель расхода топлива ЗИЛ-431410 равняется 32,2 л при скорости 80 км/час, 25,8 л – при скорости 60 км/час. Для автопоезда аналогичные параметры составляют 43 л при скорости 80 км/час, 33 л – при скорости 60 км/час. Для автомобиля применяется бензин «А-76». Емкость топливного бака грузовика составляет 170 л.

Динамические характеристики

  • Максимальная скорость, заявленная производителем – 90 км/ч;
  • Максимальная скорость движения в составе автопоезда – 80 км/ч;
  • Время разгона автомобиля до 60 км/ч – 35 сек;
  • Тормозной путь на скорости 60 км/ч – автомобиля 25 м, автопоезда 26,5 м;
  • Максимальный угол подъема – автомобиля 31 град, автопоезда 16 град;
  • Габаритный радиус поворота автомобиля – 8,9 м;
  • Средний показатель расхода топлива – автомобиля 25,8 л, автопоезда 33 л.

Трансмиссия

Механическая, пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на 2-й, 3-й, 4-й и 5-й передачах обеспечивает движение пятью скоростями вперед и одной назад. Однодисковое фрикционное сцепление с периферийными пружинами имеет механический привод выключения. Два последовательно расположенных карданных вала с опорным подшипником обеспечивают через задний мост привод на спаренные задние колеса. Главная передача либо одинарная гипоидная, либо двойная с косозубой и прямозубой парой.

Ходовая часть

Передняя подвеска собрана на двух полуэллиптических рессорах со скользящими задними концами и оборудована двумя гидравлическими амортизаторами двойного действия. Задняя подвеска имеет пару основных и пару дополнительных рессор. На дисковых колесах устанавливаются шины размером 260R508 с возможностью использования шин ВИ-244. Основная тормозная система барабанного типа с пневматическим приводом на все колеса. Стояночный тормоз имеет пневматический привод. Тормозная система оборудована запасным тормозом, двумя пружинными энергоаккумуляторами, и спиртовым противоконденсатным предохранителем.

Электрооборудование

Система электропитания ЗИЛ 431410 рассчитана на 12 вольт. В качестве источника электроэнергии используется АКБ типа 6СТ-90ЭМ и стартер СТ230-К1. В системе зажигания применяется коммутатор транзисторного типа ТК102-А.

Автомобиль ЗИЛ-ММЗ-4502: технические характеристики

Длина автомобиля составляет 5490 миллиметров. Когда кузов поднят, он увеличивается до 6265 миллиметров. Колесная база составляет 3300 мм.

Ширина автомобиля составляет 2500 миллиметров. Высота – 2540 миллиметров. С поднятым в наивысшую точку кузовом это значение составляет 4100 миллиметров. Основные размеры можно увидеть на картинке ниже. Это позволит вам лучше понять их.

Грузоподъемность автомобиля составляет от 5000 до 5250 килограмм в зависимости от модификации. Масса самосвала в готовом к эксплуатации состоянии составляет от 4750 до 4825 килограммов. Полная масса самосвала в версии ЗИЛ-ММЗ-45021 составляет 9975 килограммов, в версии ЗИЛ-ММЗ-45022 — 10300 килограммов.

Автомобиль способен развивать скорость до девяноста километров в час по ровной дороге с полностью загруженным кузовом.

Этот автомобиль оснащен двигателем ЗИЛ-508.10, изготовленным из чугуна. Расположение переднепродольное. Для него характерно V-образное расположение цилиндров. А их всего восемь. Бензиновый двигатель объемом шесть тысяч кубических сантиметров. Его мощность составляет 150 лошадиных сил при скорости 3,2 тысячи. Топливо подается с помощью карбюратора. Жидкостное охлаждение.

Колесная формула самосвала – 4х2. Задний привод. Коробка передач механическая.

Тормозная система барабанного типа на передних и задних колесах. Зависимость от подвески. Спереди установлена ​​балка, сзади пружины.

Фотографии ЗИЛ-164

ЗИС-164 технические характеристики

Годы производства1957—1961
Завод изготовительЗИЛ(Москва)
Колесная формула4 х 2
ПлатформаЗИС-150
Число мест3
Габариты ЗИЛ-164
Длина6700 мм.
Ширина2470 мм.
Высота2180 мм.
Колесная база4000 мм.
Колея передняя1700 мм.
Колея задняя1740 мм.
Дорожный просвет под передней осью325 мм.
Дорожный просвет под задней осью265 мм.
Радиус поворота11 м.
Снаряженная масса4500 кг.
Двигатель ЗИС-150
МаркаЗИЛ-164
Типкарбюраторный, четырёхтактный, рядный, нижнеклапанный
Рабочий объём5555 см3
Максимальная мощность97 л.с. при 2600 об/мин.
Число цилиндров6
Клапанов12
Порядок работы цилиндров1-5-3-6-2-4
Клапаный механизмSV
Диаметр цилиндров101,6 мм.
Ход поршня114,3 мм.
Степень сжатия6.2
Максимальный крутящий момент324 Н·м, при 1200 об/мин
Материал блока цилиндровчугун
Материал ГБЦалюминий
Рекомендуемое топливоА-66
Трансмиссия
Коробка передачмеханическая, пятиступенчатая
Главная передачадвойная
Предаточное число ГП7,63
Сцеплениедвухдисковое, сухое, с механическим приводом.
Подвеска передняярессорная, с амортизаторами
Подвеска задняярессорная
Рулевой механизмглобоидальный червяк с трёхребневым роликом.
Тормозная системаножной тормоз колодочный, барабанного типа, на все колёса с пневматическим приводом
Ручной тормоздискового типа с механическим приводом на трансмиссию
Охлаждениежидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией
Динамика
Максимальная скорость70 км/ч
Расход топлива27 л./100 км.
Ёмкость топливного бака150 л.
Грузоподъёмность ЗИС-1644000 кг.
Электрооборудование12 V
Шины260-20

Тормозная система автомобиля

У грузового автомобиля ЗИЛ-164 применена пневматическая система тормозов. Она имеет устройство и конструкцию более сложную, чем гидравлическая, но зато обладает высокой эффективностью. Применяется она вследствие необходимости получения высоких тормозных усилий. Состоит система из воздушного компрессора, приводимого в движение от двигателя, баллонов для хранения сжатого воздуха и системы клапанов и трубопроводов. Для приведения в действие тормозной системы существует педаль с пневмоприводом. При нажатии на неё передаётся тормозное усилие на все колёса. Есть также и ручной трансмиссивный тормоз. Пневматические тормоза обладают отличной результативностью даже при незначительном нажатии на педаль. Это существенно улучшает эффективность управления автомобилем.

Таким образом, видно, что научная мысль конструкторов советской автопромышленности на месте не топталась.

Особенности конструкции

В целом, оборудование разных производителей, устанавливаемое на шасси автомобилей ЗиЛ, конструктивно очень схоже.

Бункер представляет собой емкость закрытого типа, в которую помещаются бытовые отходы. Для загрузки используются специальные люки в верхней части. Чтобы не производилось просыпание мусора при перевозке через загрузочный люк, он оборудован откидной крышкой.

Задняя часть бункера – открывающаяся, оснащенная гидравлическим приводом. При разгрузке отходов она открывается, бункер опрокидывается и производится выгрузка. Для удобства работ и исключения участия человека в процессе разгрузки, задняя часть оснащена автоматическими фиксаторами, а также возможно наличие разгрузочной плиты, которая при разгрузке производи выталкивание отходов из бункера.

Загрузка отходов выполняется манипулятором с гидравлическим приводом. Размещение манипулятора может быть как боковым, так и задним. Отличие по способу загрузки сводится к тому, что при задней загрузке используется еще один бункер – загрузочный, в который помещаются отходы, причем иногда вручную, и затем уже этим бункером производится выгрузка в основной бункер. Боковая же загрузка подразумевает наличие манипулятора, который оснащен захватом для контейнеров с отходами.

Пульт управления манипулятором зачастую размещается сбоку под бункером. Это позволяет оператору полностью контролировать процесс загрузки.

Все различия между разными моделями мусоровозов сводятся к модели применяемого шасси авто ЗиЛ, объем бункера и положение манипулятора для загрузки.

Используемые шасси

Что касается шасси, то первыми в качестве базы для мусоровозов стали использовать ЗиЛ-130, оснащенные оборудованием для самосвалов, то есть гидравлической системой поднятия кузова. Наличие этой системы обеспечило возможность применения гидравлического манипулятора, а также опрокидывание бункера для разгрузки.

Поскольку производителей оборудования для мусоровозов несколько, то каждый выбрал определенные шасси, появившиеся после ЗиЛ-130. В итоге это вылилось в появление мусоровозов на базе ЗиЛ с разными эксплуатационными показателями. На смену ЗиЛ-130 пришел ЗиЛ-431412, который являлся по сути той же моделью, но с другим обозначением и несколько улучшенными техническими характеристиками. Еще одна модель, которая неплохо себя показала в качестве мусоровоза, является ЗиЛ-4331.

На базе ЗиЛ-5301 «Бычок» выпускается мусоровоз с небольшим объемом бункера. Но эта модель считается эффективной, поскольку загрузка у нее выполняется сзади, что позволяет погрузить в бункер крупногабаритные отходы.

Фото мусоровоза на базе ЗИЛ-5301

Шасси грузовика ЗиЛ-433362 является одним из самых популярных у производителей мусоросборного оборудования. Эта модель обеспечила применение на авто данного производителя оборудование, оптимально подходящее по грузоподъемности.

Элементы шасси

В эту часть грузовика входят механизмы, передающие механическое усилие двигателя на колеса. Также выполняет функции вождения автомобиля ЗИЛ-164 и обеспечения его движения.

В грузовике сцепление сухое, двухдисковое. А в модернизированной модели ЗИЛ 164А этот механизм стал однодисковым с периферийно расположенными пружинами. Сцепление нового образца было снабжено механическим приводом отключения.

Коробка передач пятиступенчатая с пятой передачей с повышающей передачей. Использовался при движении по хорошей дороге, так как имел низкое тяговое усилие. Зато благодаря пятой передаче можно было двигаться с большей скоростью, даже когда двигатель работал на средних оборотах.

Использование такого конструктивного решения на КПП ЗИЛ-164 позволило сэкономить не только топливо, но и ценный ресурс двигателя автомобиля. Шестерни постоянного зацепления с косыми зубьями были изготовлены для снижения шума, создаваемого при их работе.

Каркас изготовлен из стальных стрингеров переменного профиля. Имея швеллерное сечение, они скрепляются с поперечинами при помощи заклепок. Буксирные крюки и бампер крепятся к раме спереди. Сзади расположено буксировочное устройство, снабженное крюком и защелкой.

Передний мост представляет собой двутавровую балку, опирающуюся на раму посредством полуэллиптических рессор, концы которых закреплены на резиновых подушках на опорах рамы.

На первых моделях использовались поршневые амортизаторы, а затем на ЗИЛ 164А стали применять гидравлические амортизаторы. Они имеют телескопическую конструкцию и работают как на сжатие, так и на растяжение.

Мусоровозы на базе ЗИЛ

Использовать авто, специализированные именно на вывозе мусора, стали не так уж и давно. Мусоросборочное оборудование устанавливают практически на все грузовые отечественные авто с конца 80-х годов, в том числе и на самый массовый среднетоннажный грузовик ЗиЛ-130.

Следует отметить, что завод им. Лихачева, который производит грузовики, именно мусоровозы не выпускает. Первый мусоровоз на базе данного грузовика выпустил Мытищинский машиностроительный завод, создававший на базе этого грузовика самые разнообразные специализированные авто, в том числе и мусоровозы.

Представляют собой мусоровозы шасси автомобиля семейства ЗиЛ, на которые установлено специальное оборудование – бункер и погрузочное устройство – манипулятор. Место установки манипулятора определяет способ загрузки – боковой или задний.

Это оборудование, установленное на шасси авто, позволяет механическим путем произвести поднятие контейнера и выгрузку его содержимого в бункер.

Система охлаждения

Двигатель ЗИЛ-164 имеет водяное принудительное охлаждение закрытого типа. Радиатор трубчато-пластинчатый. Закрепляется к раме на подушках. Пробка горловины снабжена паровоздушным клапаном. Вентилятор имеет шесть лопастей. Он вместе с водяным насосом устанавливается на одном валике, который крепится на двух подшипниках, запрессованных в чугунном корпусе насоса. Привод этих деталей системы охлаждения осуществляется одинарным ремнем, который передаёт вращательный момент от шкива коленчатого вала. Одновременно от этого ремня приводится во вращение генератор. На ступице вентилятора имеется второй шкив, от которого через второй ремень приводится в движение вал воздушного компрессора системы тормозов. В системе охлаждения имеется два контура, движением воды в них управляет термостат. Перед вентилятором охлаждения смонтированы жалюзи, которые открываются из кабины управления.

Бункеровозы (системы Roll-Off)

Мусоровозы-бункеровозы также принадлежат к массовой коммунальной технике. Они отличаются как объемом перевозимых бункеров, так и способом их погрузки.

По способу погрузки они различаются на:

  • автомобили с крюковым захватом (Hooklift), более известные у нас как «мультилифт» (по названию финского бренда, впервые появившегося еще во времена СССР);
  • автомобили с тросовым механизмом погрузки;
  • рамные (портальные).

Бункеровозы с крюковым захватом (Hook-Lift)

На автомобильном шасси устанавливается специальный гидравлический манипулятор. Обычно это консоль, изогнутая под прямым углом и снабженная на конце крюком. Такой механизм называется крюковым захватом.

Автомобили с крюковым захватом «мультилифт» приобрели большую популярность в виду своей универсальности. Они могут перевозить бункеры различной вместимости и конструкции (например, бункеры-накопители от пресс-компакторов), а кроме этого перевозить различное оборудование, предназначено для таких грузовиков (пакетировочные прессы, мобильные шредеры и т.д.). Крюковой захват позволяет полностью механизировать погрузочно-разгрузочные работы. Кроме этого, дополнительная опорная точка, создаваемая крюком, более жестко фиксирует бункер.

Бункеровозы с тросовым механизмом (On-Trux Roll-Off)

На автомобильное шасси устанавливается наклоняемая платформа, которая поднимается гидравлическим цилиндром. Кроме этого есть специальная лебедка с тросом, которая поднимает контейнеры на раму. Для того, чтобы погрузить контейнер необходимо наклонить платформу и зацепить контейнер крюком или петлей на конце троса лебедки. Затем лебедка подтягивает контейнер и поднимает на раму, одновременно платформа опускается. Для уменьшения трения под заднюю часть контейнера установлены ролики. Ролики есть также на платформе.

Разгрузка бункера производиться самосвальным способом путем наклона платформы. Бункер при этом остается закрепленным специальными фиксаторами или висит на тросе лебедки.

Автомобили с тросовым механизмом по сравнению с крюковым захватом проще и дешевле, но тросы могут оборваться в самый неподходящий момент, да и скорость работы их немного меньше, кроме этого требуется ручное крепление тросов. Тем не менее, благодаря тому, что рама позволяет поднять при разгрузке бункер на некоторую высоту, такие бункеровозы широко применяются на мусороперегрузочных станциях.

Рамные (портальные) бункеровозы

Первый советский бункеровоз подобного типа был разработан в 1964 году конструкторами-общественниками и назывался ЗИЛ-164AK. Кузов снимается или грузится при помощи качающихся рычагов с гидравлическим приводом. Бункер подвешивается к раме на цепях. Разгрузка может производиться самосвальным способом.

Рамные (портальные) бункеровозы предназначены для транспортировки бункеров до 8 куб.м. Это самые популярные мусоровозы, занятые вывозом крупногабаритного бытового мусора.

Еще одна особенность бункеровозов в том, что они могут составлять автопоезда. Второй бункер грузится на прицеп.

Устройство

В кабине имеется 3 сиденья, 2 двери, панорамное стекло, которое обеспечивает отличный обзор. Крупные зеркала заднего вида находятся на кронштейнах. Дверные форточки можно вручную опускать и закреплять. Двери открываются под прямым углом, что удобно для водителя и пассажиров. Кабина оснащена большими ступенями.

Высота кабины 2700 мм, она может быть оснащена спальным местом. Рулевое управление имеет механический и гидравлический привод. Гидрораспределитель и цилиндр способствуют улучшению рулевого управления. Установлены современные системы обогрева и вентиляции.

Автомобиль оснащен 5-ступенчатой КПП. В карданную систему входит шасси, на котором установлены 2 вала и промежуточные опоры, которые соединены крестовинами. Передача нагрузки на оси происходит при помощи ведущего моста.

Несущая конструкция состоит из рамы, выполненной из 2 металлических лонжеронов швеллерного профиля. Продольные участки зафиксированы поперечинами. Плавность движения обеспечивается конструкцией подвески мостов. В передней и задней части конструкции расположены рессоры с амортизацией.

Задние рессоры дополнены для прочности металлическим листом. Грузовик совместим с большим количеством дополнительных надстроек. Чаще всего используется аварийно-ремонтное оборудование, которое включает дизель-генераторный механизм с ремонтной мастерской и запасом топлива. Универсальное шасси позволяет располагать снизу ящики с инструментами. Машины применяются для выполнения ремонтных работ на удаленных объектах.

Санитарные машины, заправщики горючего и мусоровозы, гидроподъемники, автоцистерны, погрузчики, самосвалы, бункерные машины и другая техника представлена этим грузовиком. Автомобиль может эксплуатироваться на дорогах любого типа.

  • электропитание с типовыми разъемами;
  • универсальность сцепного устройства;
  • подключение тормозов прицепа к системам автомобиля.

Машина может перевозить хлеб, продукты, промышленные изделия, замороженные продукты (рефрижераторы). Гидроподъемники могут использоваться в строительстве и монтаже сооружений.

Тормозная система

Тормозная система автомобиля состоит из 3 контуров и включает: рабочий тормоз с пневмоуправлением и 2-контурной гидросистемой по осям на передних и задних колесах. Оси имеют барабанные колодки с возможностью монтажа антиблокировки. Имеется стояночный и запасной тормоз с контуром привода, пневматической трансмиссией, барабанными колодками. Если грузовое шасси используется в составе автопоезда, то схема снабжается краном для управления тормозом прицепа.

Электрооборудование

Электрическая система автомобиля однопроводная, напряжением 12 В. Зажигание имеет контактно-транзисторную конструкцию. Напряжение стартера 12 В, установлены дистанционное управление и электромагнитное грузовое реле.

Есть аккумуляторная батарея напряжением 12 В марки 6-СТ-81, емкостью 81 А/ч. Генератор переменного тока серии Г-130 создает постоянный ток 28 А и мощность 350 Вт. На разных оборотах поддерживается одинаковое напряжение при помощи электромеханического реле и электронной схемы регулировки.

Электрооборудование может быть оснащено дополнительными опциями: предпусковым подогревателем, чтобы облегчить запуск двигателя на морозе. Может быть установлена система подогрева спального места. Устанавливается модернизированная схема зажигания с микропроцессорами. Электросхема обеспечивает возможность установки чехла утеплителя и противооткатного бруса.

Купить мусоровоз «ЗИЛ»

Покупка спецмашин требует существенных финансовых затрат от организаций. Если средств нет, а техника нужна, на помощь приходит кредит или лизинг. Приобрести технику на таких условиях вы сможете в «ЕМГ». За счет сотрудничества с ведущими банками и лизинговыми компаниями страны мы сможем предложить выгодные специализированные программы по финансированию мусоровозной техники. У нас вы сможете приобрести мусоровозы с задней погрузкой, которые отличаются превосходными техническими характеристиками:

  • «ТМ16» на шасси «КамАЗ»; 
  • «ТМ8» на шасси ISUZU; 
  • «ТМ8» на шасси FUSO; 
  • «ТМ6» на шасси «ГАЗон NEXT». 

Они компактны и маневренны, что является неоспоримым преимуществом в стесненных условиях города, дачного или коттеджного поселка. Вместительные кузова и высокий коэффициент уплотнения мусора — 6:1 — позволяют загружать и вывозить большое количество мусора за одну ходку. Машины полностью автоматизированны, поэтому водителю не нужно участвовать в погрузочно-разгрузочных работах, что значительно экономит время.

Главные достоинства нашей техники:

  • длительный срок службы;
  • универсальность;
  • надежность в эксплуатации;
  • управление погрузочно-разгрузочными процессами из кабины водителя;
  • качественная гидравлика.

Информацию по стоимости спецтехники, оформлению лизинга или кредита и другим вопросам вы сможете получить у наших менеджеров по телефону «горячей» линии. Также мы предоставляем услуги по сервисному и гарантийному обслуживанию  спецавтомобилей и реализуем запасные части для всех систем таких машин. 

Расчет объема кузова для перевозки строительных материалов

Расчет щебня производится аналогично предыдущему с использованием показателя плотности:

Фактическая грузоподъемность

  • при перевозке 6,5 тонны щебня (1300 кг/м³) количество его кубов в ЗИЛе составит: 6500 кг : 1300 кг/м³ = 0 м³;
  • при перевозке щебня (1500 кг/м³) кубов в ЗИЛе будет:

6500 кг:1500 кг/м³ = 4.33 м³.

Оба случая не требуют объема более 5 м³.

Для каждого вида сыпучих материалов можно рассчитать вместимость для погрузки в определенный вид транспорта, пользуясь данными их плотности.

Таблица значений плотности для некоторых видов щебня:

Наименование щебняПлотность, кг/м³Кубов в 1 тонне материала
Гранитный14700.680
Гравий14000.714
Песчаник13000.769
Терриконовый11500.870
Мраморный15000.667
Известняковый13000.769
Туфовый8001.250
Шлаковый15000.667

Туфового щебня при кузове 5 кубов можно увезти соответственно:

5 х 800 = 4000 кг (4 тонны).

При расчетах нужно учитывать, что плотность строительных материалов зависит еще от некоторых параметров:

  • повышенной влажности – она увеличивает вес одного и того же количества материала;
  • наличия различных примесей, которые могут утяжелить или облегчить материал;
  • размеров фракции. Существует единая шкала для определения стандартных параметров в каждом отдельном случае.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий