Основные параметры при эксплуатации
ЗИЛ-554-ММЗ считается сельскохозяйственным самосвалом. Используется для перевозки зерна, удобрений и других видов продукции. Доски-удлинители, идущие в комплекте, помогут увеличить количество перевозимых грузов. Для защиты груза используется тент из брезента.
Перевозили с помощью этого автомобиля и стройматериалы. Но следует помнить, что их вес при том же объеме будет больше, чем у сельхозпродукции.
Одной из особенностей автомобиля является возможность открывать борта с трех сторон. Для открывания борта за корпусом предусмотрены петли (верхняя и нижняя). При необходимости его можно зафиксировать в горизонтальном положении с помощью цепей. Он также полностью съемный. Боковые столики открываются, передние фиксируются жестко.
Самосвал может разгружаться назад и в обе стороны. Для этого установлен гидравлический механизм с телескопической трубой.
Грузовики ЗИЛ-554-ММЗ – хороший вариант, качество и надежность которого проверены не одним поколением пользователей.
Автомобиль ЗИЛ 554 — проверен временем
История автомобилей семейства ЗИЛ началась в 1953 году. Грузовики этого завода под маркой ЗИС-125 совершенствовались из года в год одновременно с заводом, их выпускавшим. Первые серийные прототипы современного ЗИЛа были выпущены в 1964 году (ЗИЛ-130), после чего в конструкцию были внесены существенные изменения. Последняя реконструкция завода была проведена в 1984 году, тогда же появилась новая конструкция переднего привода машины.
ЗИЛ-130, первый экземпляр которого был выпущен еще в 1957 году, изначально проектировался как база для ряда машин различной специализации. В семейство ЗИЛ входили бортовые тягачи для строительной отрасли и армии, самосвалы различного профиля. На его базе выпускалась различная спецтехника — за последние десятилетия было выпущено множество моделей спецтехники.
Одной из самых удачных моделей этой серии машин является ЗИЛ 554, который выпускался в разных модификациях для использования в разных условиях. С 1972 года этот грузовик регулярно перевозил сельскохозяйственную продукцию, промышленные и строительные материалы. В 1975 году он стал обладателем Государственного Знака качества и экспортировался во многие страны мира. Экспортные модификации машин производились для тропических стран и для умеренного климата.
Недаром считается, что автомобили ЗИЛ уже давно полностью устарели из-за не очень большой грузоподъемности при большом расходе топлива. Несмотря на такой недостаток, ЗИЛ 554, грузоподъемность которого составляет всего 4000 кг (когда 9000 кг у ЗИЛ ММЗ 554), до сих пор успешно работает на территории бывшего Советского Союза. В чем причина столь долгой популярности этих грузовиков?
Неприхотливый и полностью адаптированный к местным дорогам автомобиль
Основные причины востребованности этого автомобиля заключаются в том, что ЗИЛ 554, цена которого колеблется в районе 170 – 400 тысяч рублей, прост и надежен по конструкции, а также нетребователен к условиям эксплуатации. Эти автомобили до сих пор пользуются спросом у российских покупателей, так как лучше всего адаптированы к нашим дорогам.
Изначально грузовик оснащался бензиновым двигателем, но рост цен на бензин и сокращение производства его низкооктановых марок стимулировали замену карбюраторного двигателя на дизельный. Дизельный автомобиль ЗИЛ ММЗ 554, оснащенный двигателем Д-245, считается более экономичным, чем базовый автомобиль.
ЗИЛ может развивать скорость до 90 км/ч, использовать на 100 км трассы до 30 л топлива. Автомобиль с прицепом расходует до 34л. Полная масса достигает 14 100 кг. Коробка передач ЗИЛ ММЗ 554 механическая, пятиступенчатая; общее количество передач — 5; тормозная система пневматическая; барабанные тормоза; кузов полностью металлический, подвеска осей кузова рессорная. Грузовой автомобиль с грузом без прицепа, движущийся по сухой горизонтальной дороге со скоростью 30 км/ч, имеет тормозной путь 11 м.
Спецтехника на базе ЗиЛ 431412 до сих пор пользуется большим спросом
Киевский экспериментальный завод в 1969 году начал производство кранов КБА-22-15, которые сначала монтировались на шасси ЗИЛ-130, а затем и на новые модели автомобилей. Грузоподъемность автокранов ЗИЛ-431412 с телескопическим башенно-стреловым оборудованием и механическим приводом составляла 6300 кг, они монтировались на поворотную платформу с гидравлическим приводом. От опрокидывания автомобиль страховался выносными гидрофицированными опорами и стабилизирующим устройством.
Также на шасси ЗИЛ-431412 монтировалось башенно-стреловое оборудование АБКС-4 (Абаканского экспериментального завода) и Ивано-Франковского завода АБК-4 с вылетом стрелы 8,8 м и длиной башни 7,7 м. Такие автомобили нашли применение в малоэтажном строительстве, установке фундаментов на строительных объектах, погрузке – разгрузке габаритных грузов массой от 900 до 4000 кг.
Наибольшее распространение получили различные модели автовышек и гидроподъемников на базе этого шасси. Автовышка ЗИЛ-431412 АГП-22 предназначалась для подъема груза массой до 300 кг и людей на высоту до 30 метров. Она оснащалась двухколенчатой стрелой с максимальным вылетом на 10,5 метров. Более распространенной стала вышка АГП-22, имевшая двухколенчатую стрелу с вылетом на 22 метра.
Ее преимущества заключались в том, что она могла поднять груз на недоступную точку для других подобных установок из-за ограничений строительными конструкциями. В люльке автовышки могли одновременно работать два человека.
До сегодняшнего дня находят применение надежные подъемники МШТС 4МН на базе ЗИЛ-431412. Чаще всего они оборудовались двухсекционной 22 метровой стрелой с грузоподъемностью 300 кг, имеют такие же технические характеристики, как и все устройства подобной модификации: угол поворота стрелы 360 градусов, время подъема люльки от 3 до 6 минут.
Длина секций стрелы в 22 метра, при всех достоинствах этой модели, ограничивала возможность работы автовышки на пространствах тесных дворовых территорий. Более удобной при таких условиях эксплуатации была автовышка с трехсекционной стрелой с телескопическим соединением секций.
Все модификации автовышек могли работать при температуре от – 40 до + 40 С0 и умеренном ветре до 10 м/с. Благодаря секционному оборудованию стрел, автовышки могли опускать люльку на 7 метров ниже уровня опор автомобиля, а сами люльки, оборудованные электроизоляцией позволяли проводить ремонт электрических сетей с соблюдением правил безопасности рабочих – ремонтников.
Поскольку эти модели гидроподъемников и автовышек оказались очень удобны в эксплуатации из-за простого и надежного оборудования, то на рынке они пользуются спросом до сегодняшнего дня. Цены на эти автомобили варьируются от 70000 до 700000 рублей в зависимости от года выпуска и технического состояния.
Развитие городов требовало от автомобилестроителей создания удобной специализированной техники для обслуживания огромных городских территорий. На ЗИЛ-431412 монтировалось различное оборудование. Автоцистерны ЗИЛ 431412 КО 703 с рабочим объемом емкости для жидкости 7 м3 и водяным насосом были заняты в сельском хозяйстве и строительстве, перевозили горюче-смазочные материалы, работали в обслуживании коммунального хозяйства городов. ЗИЛ-431412 оснащался для всесезонного обслуживания дорожных покрытий специальным оборудованием.
Поливомоечное оборудование (ПМ) состояло из цистерны объемом 6,1 м3 , двух леек для распыления воды. Ширина рабочей зоны при поливке рассчитана на 20 метров, при очистке твердого дорожного покрытия щетками – 2,5 метра, при поливке дороги – 8 метров. При работающем поливомоечном оборудовании, оснащенном гидросистемой, пневмооборудованием, водяным насосом, как на всех автомобилях – цистернах, поливомоечная машина ЗИЛ-431412 максимально могла развивать скорость 50 км/ч.
Модификации
В настоящее время основной продукцией ОАО «ММЗ» являются гусеничные шасси для военной техники. Полномочия Единоличного исполнительного органа ОАО «Мытищинский машиностроительный завод» переданы Управляющей организации – АО «Концерн «Калашников». Сегодня выпускается одиннадцать модификаций таких машин для монтажа различных вооружений и спецсредств.
Длина автомобиля составляет 5490 миллиметров. При поднятом кузове – увеличивается до 6265 миллиметров. Длина колесной базы составляет 3300 миллиметров. Ширина автомобиля – 2500 миллиметров. Высота – 2540 миллиметров. При поднятом кузове по самой высокой точке это значение равняется 4100 миллиметров. Основные размеры можно посмотреть на фотографии ниже. Это даст возможность лучше понять их.
Грузоподъемность автомобиля составляет от 5000 до 5250 килограмм, в зависимости от модификации. Вес самосвала в снаряженном состоянии – от 4750 до 4825 килограмм. Полная масса самосвала в версии ЗИЛ-ММЗ-45021 составляет 9975 килограмм, для версии ЗИЛ-ММЗ-45022 – 10300 килограмм.
Автомобиль способен на ровной дороге развивать скорость девяносто километров в час при полностью загруженном кузове.
На данный автомобиль устанавливается двигатель ЗИЛ-508.10, изготовленный из чугуна. Его расположение переднее продольное. Он характеризуется V-образным расположением цилиндров. А их всего восемь. Двигатель бензиновый объемом шесть тысяч сантиметров кубических. Его мощность составляет 150 лошадиных сил при оборотах 3,2 тысячи. Топливо подается по средствам карбюратора. Охлаждение жидкостное.
Колесная формула самосвала 4х2. Задний привод. Коробка передач механическая.
Тормозная система барабанного типа и на передних, и на задних колесах. Подвеска зависимая. Спереди установлена балка, сзади – рессоры.
Для облегчения управления установлен гидроусилитель руля.
Колесные диски изготовлены из стали.
Характеристика ЗИЛ-ММЗ-554
Базовые модели самосвала изначально имели два варианта бензинового двигателя:
- С восемью цилиндрами и жидкостным охлаждением.
- С шестью цилиндрами и мощностью 110 лошадиных сил.
В обоих вариантах в качестве топлива использовался бензин А-72, а позже А-76. Объем топливного бака составляет 175 литров.
Дизельные двигатели Д-245, которые стали устанавливаться на более поздние модели, имели мощность до 150 лошадиных сил. Этого было достаточно, чтобы разогнаться без прицепа до девяноста километров в час. Расход топлива при полной загрузке и скорости до сорока километров в час составляет двадцать восемь литров. При подъеме груженого автомобиля расход увеличивается до пятидесяти литров.
Механическая коробка передач имеет пять передач.
Для остановки при движении по ровной дороге без подъемов со скоростью тридцать километров в час необходимо одиннадцать метров. Тормозная система ЗИЛ пневматическая. Тормоза барабанного типа.
Корпус полностью металлический, с пружинами. Кабина для трех человек. Лобовое стекло ЗИЛ-554-ММЗ панорамное, слегка изогнутое. Это улучшает видимость.
Габариты самосвала: длина — 6,7 м, ширина — 2,5 м, высота — 2,4 м, полная масса — 9,4 тонны. Длина платформы автомобиля составляет 3,8 м, ширина – 2,3 м, высота – 0,6 м, площадь – 8,7 м 2 . Объем кузова равен пяти кубическим метрам. Увеличение высоты кузова за счет увеличенных бортов увеличивает полезный объем кузова до восьми кубических метров. Тело поднимается на пятьдесят градусов.
Кузов самосвала выполнен из металла, грузовик – из дерева.
Фотография ЗИЛ-130Д1 • Фотография зил-130д1
Автомобиль самосвал ЗиЛ ММЗ-554 в Ростове-на-Дону (Самосвалы)Но во время непростой экономической ситуации, когда уменьшение производства низкооктановых марок привело к подорожанию бензина, от карбюраторов отказались. Автомобиль был прост в обслуживании, его запчасти доступны для любой из модификаций, а конструкция подвески и трансмиссии позволяла передвигаться даже по сложным грунтовым дорогам. |
- Пожарная машина, которая в период с 70-х годов составляла в СССР практически 100% всего автопарка пожарных частей.
- Автовышка. Представляла собой распространенную модификацию, которая применялась длительный период времени не только в СССР, но и в странах совета экономической взаимопомощи и других социалистических государствах.
- Цистерна. Применялась не только для перевозки различных питьевых жидкостей (воды, молока, кваса и т.д.), а также различных технических смесей для производства.
- Насос. Такая модификация имела вид передвижной насосной станции, которая также была популярна на территории республик СССР.
- Автокраны, а также экскаваторы. Подобные варианты платформы широко применялись аналогично с другими моделями, особенно при строительстве.
- Будочные конструкции. Эти модификации использовались с целью перевоза людей, а также различных инструментов в разных сферах деятельности.
- Мусороуборочные модели. Их назначением была загрузка мусора из контейнеров, которые находились в каждом дворе.
Двигатель
На этом транспортном средстве установлен бензиновый 8-цилиндровый двигатель, изготовленный в соответствии с международной экологической нормой Евро-0.
Все цилиндрические детали расположены V-образно под углом в 90°. Минимальный диаметр цилиндрических элементов составляет 100 мм. Рабочий объем силового агрегата — 6 л. Максимальный крутящий момент равен 401 Нм, а частота вращения коленчатого вала — 2600 об./мин. Общий вес силового агрегата равен 640 кг.
Порядок работы цилиндров: 1-5-4-2-6-3-7-8. С правой стороны мотора расположены цилиндры под номером 1, 2, 3 и 4, а с левой — 5, 6, 7 и 8.
Толкательная часть двигателя изготовлена из стального сплава, большая часть которого — чугун. Впускной клапан выполнен из алюминия и оборудован специальной полостью для подогрева рабочей жидкости. Эта полость расположена между головками блока цилиндров. Клапан выпускного типа делается из чугуна и расположен по бокам цилиндрического блока.
Трансмиссия
ЗИЛ-130 обладает приводом на дальнюю ось. Сцепление разработано по сухому принципу, имеет 1 диск. КПП обладает 5 ступенями, работает по механическому принципу, также характеризуется 2 синхронизаторами. Шестерни передач отличаются постоянным зацеплением. Исключение составляют 1 и 5 модули.
Внешняя шейка этого прибора отмечена специальным подшипником. Многие узлы также подверглись значимым изменениям, которые необходимы для усовершенствования модели.
Особенности работы
Карданный вал в конструкции служит для оптимальной передачи крутящего момента, расположенного на обратной стороне моста, что осуществляется в рамках системы КПП. Модель, разработанная по первоначальному плану и предназначенная для сельского хозяйств, а также ее удлиненный вариант применяют 2 вала, работающие с опорой промежуточного типа. Она плотно прикрепляется к раме.
Существует укороченный вариант данной конструкции, где действует 1 вал, для поддержания которого необходима опора промежуточного типа.
Механизм разгрузки кузова
Самосвальный грузовик имеет специальный гидравлический опрокидывающий механизм, поднимающий кузов до 50 градусов. Эта система состоит из:
- Гидравлического насоса;
- Распределительного устройства;
- Ограничителя клапанов:
- Гидравлического телескопического цилиндра;
- Бака, необходимого для рабочей жидкости;
- Трубопровода высокого давления;
- Трубопровода низкого давления;
- Рычага управления;
- Крепежных элементов;
- Вала отбора мощности.
Опускание кузова происходит за счет собственной массы конструкции.
Доступ к двигателю
За доступ к силовой установке в данной модели отвечает довольно массивный капот. Модель использует тот же принцип, что и большинство других капотных грузовиков того времени. Капот автомобиля откидывается назад на весьма большой угол, что позволяет практически без препятствий добраться до многих элементов двигателя и прочих узлов, располагаемых в моторном отсеке.
Конструкционные особенности
Оснащался данный грузович 8-цилиндровым карбюраторным четырёхтактным V-образным верхнеклапанным двигателем ЗИЛ-130 с мощностью 150 л. с. при 3200 об/мин (с ограничителем), максимальным крутящим моментом 41 кГм при 1800 об/мин, степенью сжатия 6,5 и рабочим объёмом 5969 см³.
На грузовик ЗИЛ-130 устанавливался гидроусилитель руля, синхронизированная 5-ти ступенчатая коробка передач, трёхместная кабина с омывателем ветрового стекла. На часть устанавливался предпусковой подогреватель двигателя. Затем стали устанавливать транзисторное зажигание, генератор переменного тока, изменённый щиток приборов. Затем были применены изменённая конструкция шарниров карданной передачи и другие нововведения. Кабины ранних автомобилей имели два вентиляционных люка в крыше кабины и лючок воздуховода в левой части кабины выше педали сцепления. Затем этот лючок был удалён и конструкции. В семидесятых годах перестали ставить сначала левый вентиляционный люк, а потом и правый. До 1970 года бортовые грузовики имели высоту бортов 685 мм, в дальнейшем высота бортов была уменьшена до 575 мм.
Конструкция и устройство кузова
Грузовик такого типа, конечно, не первый в своем роде. Самосвалы и машины с подобными характеристиками уже использовались в СССР и мире. Но. Тем не менее ЗИЛ имел ряд отличительных особенностей и модификаций.
Наиболее важной и практичной характеристикой автомобиля является конструкция кузова ЗИЛ Колхозник (габариты и возможность выгрузки груза на три стороны). То есть, помимо технической возможности автоматической разгрузки, в машине также сочеталась платформа для перевозки грузов с откидными бортами
Конструкция, которую имел кузов ЗИЛ ММЗ 554, позволяла расширить область применения автомобиля, что и было сделано во многих сельскохозяйственных колхозах. Автомобиль использовался как грузовик для перевозки урожая, крупного лома, дров и оборудования.
Откинутые борта позволяют загружать кузов грузовика.
Наиболее популярной модификацией этой машины и модели является ЗИЛ с боковой разгрузкой. Это дало возможность использовать вагон в самых тесных местах разгрузки.
В целом агрегат автомобиля представлял собой грузовик с плоской, встроенной платформой для перевозки грузов. С автоматической разгрузкой и практичной загрузкой.
Плюсы и минусы самосвала
Преимущества:
- Автомобиль работает за рекордно низкую стоимость (сравните с китайским самосвалом Шакман), так как доступен наиболее дешевый бензин, который расходуется в экономичном режиме.
- Перевозка грузов осуществляется в соответствие с правилами как по обычным дорогам, так и по местности с плохим качеством покрытия.
- Радиус разворота составляет 7 м, что позволяет осуществлять комфортное передвижение там, где аналогичная техника проехать не имеет возможности.
- Некоторые модификации обладают режимами удобной работы с грузом, что позволяет загружать и выгружать его с любого ракурса и практически на любые места.
Недостатки:
- Скорость машин в большинстве случаев ограничивается стандартными показателями, что на данный момент неприемлемо в условиях выполнения работ по доставке.
- Грузоподъемность грузовых автомобилей не является рекордной.
- Есть узконаправленные модели, использование которых ограничивает владельца во многих ситуациях, что часто провоцирует появление необходимости в приобретении новых машин.
Использование грузовых автомобилей ЗИЛ в военной сфере
Военная модификацияПомимо сугубо гражданской службы, автомобиль ЗИЛ широко применялся в военной сфере. Разнообразные модификации и вариации, служили армии долгое время. Самыми популярными из них были:
- Транспорт пехоты. Бортовой грузовик с тентом и лавками внутри, для перевозки солдат. Использовался во многих странах мира;
- Установщик свай. Спец оборудование, установленное на грузовике, позволяло устанавливать сваи для временных мостов-переправ. Использовался в СССР и странах СНГ позже;
- Полевая кухня или баня. Две эти модификации, служили в обеспечении и являлись неотъемлемой частью дислокации войск;
- Грузовые. Специализированные грузовые ЗИЛа для перевозки разнообразного груза, военного назначения. От боеприпасов, до ракетных установок;
- Радарные установки. На некоторых модификациях ЗИЛа были установлены радары. Использовались в частях связи и разведки.
Стоит также отметить, что благодаря своим техническим параметрам, грузовой автомобиль ЗИЛ хорошо прижился в рядах вооруженных сил. Его крайняя неприхотливость, большой моторный отсек, механическая коробка передач и специализированное сцепление, позволяло ему конкурировать с КрАЗами и остальными именитыми конкурентами.
Более того, практически на всю армейскую серии ЗИЛов устанавливалась специальная колесная база. Которая в разы повышала проходимость и грузоподъемность.
Плюсы и минусы
Плюсы машины
- Рекордно низкая цена автомобиля;
- Низкие требования к необходимому топливу;
- Небольшие габаритные данные позволяют хорошо маневрировать даже на городских дорогах;
- Хорошая ремонтопригодность;
- Найти необходимые детали несложно;
- Хорошая проходимость и высокий дорожный просвет;
- Гидравлический усилитель руля.
Минусы машины
- Минимальная скорость автомобиля;
- Не рекордная грузоподъемность машины;
- Год выпуска;
- Многие детали часто выходят из строя;
- Высокий расход топлива;
- Отсутствие комфортных условий в салоне (по современным меркам);
- Проблемы с запуском в холодное время года;
- Низкая звукоизоляция и теплоизоляция салона;
- Неудобные стулья.
Устройство
Самосвал на шасси модели 130 — это грузовик средней грузоподъемности, который подходит для строительных и дорожных работ, а также для сельского хозяйства. Основные отличия — надежность, простота обслуживания, простая конструкция и повышенный уровень комфорта для водителей в кабине.
Двигатель
Изначально на всех модификациях ЗИЛ-130 использовался базовый вариант двигателя с 8 цилиндрами, V-образный. Позже стали устанавливать двигатели ЗИЛ-157Д, которые включали 6 цилиндров и соответствовали мощности 110 лошадиных сил. В ряде случаев автомобили на экспорт комплектовались двигателями иностранных производителей: Perkins, Valmet, Leyand.
Если грузовик будет эксплуатироваться в условиях отрицательных температур, на него устанавливается предпусковой подогреватель.
Отдельное место занимает модификация двигателя с маркировкой ЗИЛ-138. В качестве топлива они используют природный газ.
Гидравлическая система
Гидравлика подъема и опускания кузовной части включает в себя следующие узлы:
- бак для рабочей жидкости объемом 17 литров;
- механический насос с приводом от карданного вала;
- гидравлический цилиндр
Трансмиссия
Самосвал ЗИЛ-ММЗ-554 имеет привод на задний мост. Для этого в систему включены однодисковое сцепление и механическая коробка передач. Последний элемент конструкции имеет 2 синхронизатора, расположенных на 2-3 и 4-5 передачах. Сама коробка передач выполнена 5-ступенчатой и предполагает постоянное включение передач.
Схема работы коробки передач заключается в передаче крутящего момента в направлении от заднего моста к карданному валу. К раме на двух осях крепится промежуточная опора. Только короткобазная модификация оснащена 1 осью.
Рулевое управление
В основе этого механизма лежит использование гидроусилителя. Его двойной насос приводится в движение от коленчатого вала ремнем.
Электросхема
Сделан на базе первого провода, рассчитанного на 12 вольт. Емкость аккумулятора составляет 90 Ампер/час. Генератор выдает 60 ампер. Если говорить о двигателе ЗИЛ-157Д, то используется генератор Г108-В.
Технические характеристики
Устройства | Параметры |
Шасси | ЗИЛ-130Б/ЗИЛ-130Б2 |
База, мм | 3800 |
Двигатель | ЗИЛ-130 |
Мощность, л.с. (кВт) | 150 (110.4) |
Крутящий момент, Нм | 401.8 |
КПП | Механическая, 5-ступенчатая, синхронизированная |
Колесная формула | 4х2 |
Размер шин | 260-508Р |
Макс. скорость, км/час | 90 |
Емкость топливного бака, л | 175 |
Норма расхода топлива, л/100км | 37 |
Работа с прицепом | -/+ |
Размеры платформы, ДхШхВ, мм | 3752х2325х575 |
Площадь платформы, м2 | 8,7 |
Объем кузова, м3 | 5 |
Угол подъема, град | 50 |
Грузоподъемность, кг | 4000 |
Направление разгрузки (вбок/назад) | +/+ |
Габаритные размеры, (длина х ширина х высота), мм | 6675х2500х2400 |
Вес (сколько весит), кг | 9360 |
ЗИЛ-130 является широкопрофильным грузовиком, имеющим большое количество разновидностей. Конфигурация марки транспортного средства влияет на предназначение для конкретных областей применения. ЗИЛ-ММЗ-555 обладает более коротким устройством, чем остальные модели, что необходимо для увеличения маневренности конструкции. Сравните с техническими характеристиками другого самосвала – Tatra t815.
Рекомендуем также ознакомиться с техническими характеристиками ЗИЛ-131.
Модели самосвала на фото.
Популярный производитель
Устройство ЗИЛ-ММЗ-554 предусматривает возможность его использования при осуществлении работ в рамках сельского хозяйствования. Конструкция обладает рамой стандартного типа, однако может осуществлять выгрузку на одну из 3 сторон.
Чтобы гарантировать правильное функционирование прицепа самосвального типа, необходимо применить машину ЗИЛ-130Б2, так как шасси данной конструкции обладают нужными для этого устройствами. Эти модели отличаются тем, что с помощью работников компании через короткие временные периоды усовершенствовались, модернизировались с помощью добавления новых функций и усиления возможностей.
Популярные поломки ЗИЛ-130 обусловливаются особенностями его конструкции. Возможны такие нарушения:
- Истирание поршневых колец, что происходит при долгом сроке эксплуатации транспортного средства.
- Износ уплотнителей коленвала.
- Замусоривание специальной трубки для забора масла.
- Деструкция головок шатунов, местом расположения которых является нижняя панель.
Модели грузовиков
Ходовая часть
Спереди ЗИЛ-554 имеет зависимую подвеску, оснащенную парой продольных полуэллиптических рессор с задними раздвижными концами и гидравлическими телескопическими амортизаторами двойного действия.
Задняя часть грузовика также оснащена зависимой подвеской, состоящей из основных и вспомогательных полуэллиптических рессор с задними скользящими концами.
Габаритные размеры
- Полная длина – 7300 мм;
- Полная ширина — 2400 мм;
- Полная высота – 2630 мм;
- Длина колесной базы – 3800 мм;
- Дорожный просвет – 270 мм;
- Наименьший радиус поворота – 8900 мм;
- Ширина передней колеи – 1800 мм;
- Ширина задней колеи – 1790 мм;
- Длина грузовой платформы — 3800 мм;
- Ширина грузовой платформы — 2300 мм;
- Высота стандартных плит 600 мм.
Расчет объема кузова для перевозки песка
При загрузке машины следует учитывать плотность материала. Песок тяжелый. Технические характеристики ЗИЛ 130 позволяют загружать объем кузова самосвала максимально до 5 тонн. Иногда водители допускают загрузку до 6.5 тонны, зная о наличии такой технической возможности у своей машины.
Какой объем кузова ЗИЛ займет песок весом 5 тонн?
Плотность песчаной массы составляет от 1400 до 1800 кг/м3. Для расчета обычно берут среднее значение, равное 1600 кг/м3.
Чтобы не допустить перегруза машины, нужно определить, сколько кубов песка содержится в пяти тоннах. Для этого необходимо выполнить несложное вычисление:
5000:1600 = 3,125 м³, или предельную загрузку:
6500:1600 = 4,063 м³.
Плотность песка можно определить точнее экспериментальным методом. Для этого нужно:
- взять обычное ведро, емкостью 10 литров, наполнить его песком и взвесить;
- взвесить ведро без песка;
- вычесть вес тары из общего веса;
- разделить полученное значение на 10 — это будет плотность песка в т/м³.
Чтобы не ошибиться в подсчетах количества песка, избежать перегруза машины, рекомендуется делать расчет с поправочным коэффициентом. Рекомендуемая величина коэффициента — 1.1–1.3.
Техническая характеристика автомобиля-самосвала ЗИЛ-ММЗ-554
Полезная нагрузка, 4000 кг
Максимальная скорость автомобиля с полезной нагрузкой без прицепа, 90 км/ч ,
Тормозной путь автомобиля с полной загрузкой без прицепа, движущегося со скоростью 30 км/ч на горизонтальном участке сухой дороги с асфальтобетонным или цементобетонным покрытием, м .11
Проверить расход топлива на 100 км пути при скорости 3040 км/ч и полной загрузке без прицепа, л28. Проверяют расход топлива на 100 подъемов груженого кузова, л,5,0 поднимается до 1,5% Температура жидкости в системе охлаждения двигателя должна быть 8095°С. Контрольный расход топлива используется для определения технического состояния опрокидывания единица самосвала и не является действующим эталоном -554 оборудован гидравлическим опрокидывающим устройством.
Опрокидывающее устройство состоит из коробки отбора мощности 16 (рис. 4) насоса 18, распределителя 5, дроссельного клапана 13, гидроподъемника 11, бака 1 для рабочей жидкости, трубопроводов высокого и низкого давления. Для управления подъемом и опусканием кузова автомобиля и прицепа в кабине справа от рычага переключения передач в кабине установлен рычаг отбора мощности / (рис. 5), а между ним и рычагом переключения передач размещены две рукоятки распределителя водительское место. Рычаг отбора мощности может быть установлен спереди (отбор мощности, насос не работает) или сзади (отбор мощности включен, насос работает.
Передняя рукоятка 2 распределителя служит для управления подъемом и опусканием кузова грузовика, задняя рукоятка 3 — для управления подъемом и опусканием кузова прицепа.
История создания ЗиЛа «Колхозник»
Свою историю грузовые автомобили ЗИЛ ММЗ 554 начинают с 1953 года. Именно в этом году именитый автомобиль сошел с конвейера завода. И сразу завоевал лидирующие позиции в нише грузовиков.
Выпуск этого автомобиля затронул жизнь практически всех регионов нашей страны. В каждом городе, деревне или колхозе появлялась подобная машина. В той или иной форме.
С каждым годом модельный ряд расширялся и совершенствовался. Самым популярным был ЗИЛ ММЗ-554-М. Более известен как «Колхозник». Эта модификация имела самосвальный тип кузова, размеры которого подходили для многих работ.
Первые модели, которые многим известны именно в таком виде, начали выпускать в 1964 году. Эта модель была основана на прототипе ЗИЛ-130. Изначально он задумывался как многофункциональная платформа для множества модификаций.
На базе этой модели производились автомобили для сельскохозяйственной, военной и строительной отраслей. С разнообразием платформ в каждой из них. Например, городские модификации мусоровозов или пожарных машин. Или грузовики для перевозки зерна или воды.
Устройство ЗИЛ-554
Коробка передач механическая, переключатель скоростей в 5 ступеней. Тормозной путь при скорости в 30 км/ч составляет 11 метров. Это позволяет сделать пневматическая система. На всех колесах вмонтированы тормоза барабанного типа. Механический привод ЗИЛ ММЗ-554 на заднем мосту обеспечивает замедление движения. Энергоаккумуляторы блокируют ход колес.
В рулевом управлении вмонтирован гидроусилитель. Схема работы: коленчатый вал крутится с помощью ремня, задействует двойной насос. Эта система позволяет не только проще управлять транспортным средством, но и увеличивает безопасность. При проколе передней покрышки машину легче удержать на трассе.
В основу самосвала поставили шасси от модели серии 130. Силовой агрегат завода Перкинс мощностью 140 л. с. Номинальная мощность достигает 150 л. с. при 3200 об/мин. В качестве горючего используется дизель. Кузов самосвала изготавливается из цельного металла, у грузовика — из дерева. Шины пневматические, камерные.
Составляющие гидравлики:
- бак для дизеля емкостью 17 литров;
- коробка вала отбора мощности;
- насос механического типа.
Плюсы и минусы
Плюсы машины
- Рекордно низкая стоимость автомобиля;
- Низкие требования к необходимому топливу;
- Небольшие габаритные данные позволяют хорошо маневрировать даже на городских дорогах;
- Хорошая ремонтопригодность;
- Нетрудно найти необходимые детали;
- Хорошая проходимость и высокий дорожный просвет;
- Гидравлический усилитель руля.
Минусы машины
- Минимальная скорость автомобиля;
- Не рекордная грузоподъемность машины;
- Год выпуска;
- Часто выходят из строя многие детали;
- Большой расход топлива;
- Отсутствие комфортных условий в кабине ( по современным меркам);
- Проблемы с запуском в холодное время года;
- Низкая шумоизоляция и теплоизоляция салона;
- Неудобные кресла.
Салон
1 – рычаг стояночного тормоза; 2 – ручка управления жалюзи радиатора; 3 – рычаг переключения передач; 4 – переключатель указателей поворота; 5 – форсунка обмыва ветрового стекла; 6 – щиток приборов; 7 – педаль обмыва ветрового стекла; 8 – педаль сцепления; 9 – ножной переключатель света фар; 10 – педаль тормоза; 11 – педаль управления дроссельной заслонкой.
Рулевой механизм ЗИЛа-130 представлял собой винт со специальной гайкой шарообразной формы плюс поршень-рейку. Гидроусилитель был встроенным. Трехместная кабина располагается сразу за двигателем. Сиденье при этом регулируется по длине, по высоте и наклону спинки. Из основных опций в кабине присутствовал отопитель, стеклоочиститель с двумя щетками, устройство для обмыва стекла. Для 60-х годов эргономика кабины на высшем уровне. Приборная панель и функциональные приборы расположены очень удобно в отношении водителя. В крыше кабины конструкторы предусмотрели два вентиляционных люка. Решетка радиатора стала запоминающимся элементом. Кабина выполнялась из цельного метала и рассчитывалась на три посадочных места. Инженерный состав потрудился на славу, ведь автомобиль был комфортабельным и сильно рознился от многих советских грузовых машин. Водители получали улучшенные условия для выполнения своего труда.
Сидеть внутри было намного удобнее, ведь изменения коснулись и ширину – она была увеличена на 1.2 метра, если сравнивать с моделью ЗиЛ-164. В просторной кабине были оптимально расположены приборы и органы управления. К тому же появились мягкие сидения – для водителя и для пассажиров (сдвоенное). Сидение шофера теперь могло регулироваться в горизонтальном и вертикальном направлениях. Еще можно было менять угол наклона спинки кресла и подушки. Именно на ЗиЛ-130 дебютировал гидравлический усилитель рулевого колеса. Благодаря этому повысилась не только простота управления грузовым автомобилем, а и его безопасность – если переднее колесо разрывалось, грузовик было легче удержать на дорожном участке.