Трансмиссия трактора
Трактор Т-25 оснащён механической коробкой переключения передач, которая имеет 8 скоростей переднего хода и 6 заднего. Минимальные скорости переднего хода на двух дополнительных замедленных режимах составляют 2,45 и 1,6 км/ч, на 1 передаче (реверс и передний ход) – 5,69 км/ч. Максимально возможная скорость перемещения T-25 в обоих направлениях на 6 передаче составляет 21,6 км в час.
Наименьшая тяга на 6 передаче – 65 кг, наибольшая на 1 передаче – 700 кг. Управление сцеплением (сухое, замкнутое, с одним диском) осуществляется посредством ножной педали.
Схема коробки передач трактора Т-25
Комплекс навесного оборудования
Между задними колесами расположен механизм задней навески. Он представляет собой конструкцию, состоящую из соединительной цепи, одной центральной и двух продольных тяг, которые с одного края крепятся к кронштейнам, соединенным с КПП машины. Продольные тяги с подъемными рычагами объединены раскосами. Через подъемный вал они получают усилие от цилиндра. Навеску крепят на свободные концы продольных и центральной тяг.
Гидравлическая система обеспечивает работу прицепного и навесного оборудования, в том числе поднимает и опускает механизм навески. Она включает в себя масляный бак, шестеренчатый насос, силовой цилиндр, гидрораспределитель и маслопроводы. Масляный насос создает в системе давление. Как следствие, масло поступает сначала в распределительную камеру, а затем в гидрораспределитель, провоцируя движение поршня.
Технические показатели
Указанные плюсы Т-25, его универсальность достигались за счет заложенных конструкторами технических характеристик:
- Тяговая категория – 2,0.
- Колесный привод – 4х2.
- Максимальная грузоподъемность – 0,63 тонны.
- Габаритные параметры:
- Колесная база – 1,78 м.
- Размер колеи – от 1,20 до 1,40 м.
- Длина – 1,18 м.
- Ширина – 1,49 м.
- Высота – 2,48 м.
- Эксплуатационный вес (масса трактора) – 2,02 тонны.
- Силовой агрегат:
- Дизель – Д-21 (двухтактный).
- Мощность – 20,0 л. с.
- Рабочий объем – 2,07 л.
- Количество цилиндров – 2.
- Охлаждение – воздушное.
- Число оборотов – 1800 об/мин.
- Расход топлива – 190 г/кВт*ч.
- Вес мотора – 0,280 тонны.
- Трансмиссия:
- КП – механическая,
- кол-во передних передач – 8,
- кол-во задних передач – 6.
- КП – механическая,
- Скорость движения – 1,30 – 21,0 км в час.
- Шины:
- передние – 5,5-16.
- задние – 9-32).
- Общие параметры:
- Тяговая мощность – до 0,80 т.
- Агропросвет – 0,42 м.
Особенности эксплуатации и обслуживания Т-25
Правила эксплуатации трактора Т-25:
- пуск двигателя с открытой подачей топлива можно осуществлять только по направлению вращения коленчатого вала;
- следить за показаниями топливных датчиков и термометра, останавливать прибор при нарушении температурных норм или уровне масла ниже нормы;
- качество топлива и масла должно быть высоким и соответствовать ГОСТу и описанию в инструкции;
- если мощность двигателя снизилась, проверьте работу форсунок и давление впрыска топлива;
- подключить к устройству аксессуары, соответствующие тяговому классу машины;
- выключайте двигатель перед осмотром трактора, выполнением технического обслуживания, убедитесь, что ВОМ отключен, а тормоз заблокирован;
- в жаркое время года заправляйте топливный бак на 80% от максимума: с жарой топливо будет увеличиваться в объеме, если горючее выходит наружу, немедленно очищайте пятно и сливайте жидкость до нормы;
- не курить при заправке топливного бака и работе с ключевыми частями трактора, соблюдать правила безопасности при работе с машиной: работать в закрытой одежде, при ремонте трактора надевать спецодежду;
- плавно переключать все рычаги;
- при работе в условиях плотной местности (целины) время от времени делать перерывы.
Технические характеристики
Заднеприводный трактор Т-25 — универсальный инструмент для обработки любого типа местности. Вспашка целинных земель допускается при условии правильной эксплуатации и навесного оборудования. В процессе работы необходимо делать технические перерывы, позволяющие остыть двигателю.
Для улучшения проходимости на любом типе почвы трактор Т-25 оснащается уменьшенными передними колесами, что позволяет легко маневрировать в междурядьях посевных культур, в междурядьях и на небольших участках, например, на садовых участках.
Масса трактора Т-25 составляет: без груза и агрегатов с шинами размером 9,5-32 — 1830 кг., с шинами размером 10-28 — 1870 кг. Габаритные размеры машины 3110/1370/2500 мм. Размеры указаны с учетом высоты кабины/тента. | |
Машина оснащена дизельным двигателем Д120. Мощность двигателя 25 л.с. Двигатель двухцилиндровый, двухтактный. Число оборотов двигателя в минуту – 1800. Ход поршня – 105 мм. Вес двигателя 300 кг. П. 15. Производитель двигателя: Владимирский ТЗ, Харьковский ТЗ. | |
Т-25 работает на 8 передних и 6 задних передачах. Широкий диапазон скоростей придает машине маневренность, аппарат может развивать максимальную скорость 21,6 км/ч, минимальная скорость (задним ходом) 1,8 км/ч. Расположение валов редуктора поперечное. | |
Тип трансмиссии Т-25 — механическая. Две задние передачи медленные. Благодаря этому набору передач трактор при необходимости может двигаться на малой скорости. Сцепление дисковое сухое, закрытое. | |
Кабина оператора на этой модели трактора имеет прямоугольную форму. Отличительные особенности: широкий обзор, цельное переднее окно, отсутствие разделителей. Зеркала заднего вида расположены на боковых окнах кабины. В верхней части переднего глазка имеются некоторые габариты и стеклоочиститель. Варианты кабины: индивидуальная, металлическая, есть вентиляция и освещение, сиденье регулируется, его можно перенести на руль. | |
Для заправки двигателя использовать автотракторное дизельное топливо по ГОСТ 305-62 или ГОСТ 4749-49, зимой рекомендуется марка ДЗ, летом — ДЛ. Тип масла, заливаемого в картер: дизельное марки М10В, ДА-11 по МРТУ 38-1-257-67 летом, зимой — ДС8 (М8В) по ГОСТ 8581-63. | |
Т-25 — заднеприводная модель. Устройство работает в комплексе с навесным оборудованием от одноименного производителя Владимирский ТЗ или Харьковский ТЗ, а также с тракторным оборудованием из Белоруссии и различной садово-тракторной тяжелой техникой китайского, польского и украинского производства. Аксессуары для Т-25 рекомендуется подбирать с учетом принадлежности техники к соответствующему тяговому классу (не ниже класса 0,6). |
Комплекс навесного оборудования
Между задними колесами расположен механизм задней навески. Он представляет собой конструкцию, состоящую из соединительной цепи, одной центральной и двух продольных тяг, которые с одного края крепятся к кронштейнам, соединенным с КПП машины. Продольные тяги с подъемными рычагами объединены раскосами. Через подъемный вал они получают усилие от цилиндра. Навеску крепят на свободные концы продольных и центральной тяг.
Гидравлическая система обеспечивает работу прицепного и навесного оборудования, в том числе поднимает и опускает механизм навески. Она включает в себя масляный бак, шестеренчатый насос, силовой цилиндр, гидрораспределитель и маслопроводы. Масляный насос создает в системе давление. Как следствие, масло поступает сначала в распределительную камеру, а затем в гидрораспределитель, провоцируя движение поршня.
Габаритные размеры трактора Т-25
Изменяемые характеристики трактора повлияли и на его габаритные размеры. Длина трактора с грузом и гидронавесной системой при установке колес 9,5/32 составит 3110 мм. Если установить на технику покрышки 10,00/28, длина составит 3098 мм.
Ширина Т-25 с шинами 9,5/32 при минимальной колее составит 1370 мм. Если установить шины 10,00/28, ширина при минимально колее достигнет 1467 мм. Высота Т-25 по кабине любого вида с покрышками 9,5/38 равняется 2500 мм. С шинами 10,00/28 высота составит 2488 мм.
Ширина колеи передних колес регулируется в пределах 1200-1400 мм через каждые 10 см. Ширина колеи задних колес с шинами 9,5/32 регулируется в пределах 1100-1500 мм, с покрышками 10,00/28 – в пределах 1200-1480 мм.
Агротехнический просвет, измеряемый под тормозными рукавами, составит при высокой накладке:
- с использованием шин 9,5/32 – 657 мм;
- с установкой покрышек 10,00/28 – 645 мм.
При средней накладке дорожный просвет равен:
- с установкой шин 9,5/32 – 587 мм;
- с установкой шин 10,00/28 – 575 мм.
При низкой накладке дорожный просвет изменится до:
- 450 мм – с шинами 9,5/32;
- 438 мм – с шинами 10,00/28.
Конструкционная масса Т-25 (без груза и топлива) составит 1780+50 кг при установке покрышек 9,5/32, и 1820+50 кг при установке резины 10,00/28.
Эксплуатационная масса трактора, готового к использованию, составит 2020+50 кг с шинами 9,5/32 и 2060+50 кг с шинами 10,00/28.
Устройство и технические характеристики
Особенности конструкции и технические характеристики позволили «Владимирцу» более полувека успешно конкурировать с более современными и комфортабельными моделями. К его характерным особенностям следует отнести:
- Регулируемая колея. На передних колёсах она изменяется с шагом 100 мм за счёт передвижения корпуса поворотных кулаков. Аналогичная регулировка колеи задних колёс производится благодаря изменениям положения диска на фланце оси колеса и обода на диске колеса.
- Регулируемый дорожный просвет. В зависимости от высоты используемых накладок и параметров установленных шин, он может варьироваться в пределах 437 – 657 мм.
- Короткая, 1775 мм, колёсная база.
- Малые габариты. Длина без оборудования – 3180 мм, ширина при минимальной колее – 1472 мм, высота при минимальном просвете – 2577 мм.
- Одноместная кабина, обеспечивающая оператору простор и хороший обзор для наблюдения за работой навесного оборудования.
Полезные советы
Технику необходимо использовать в соответствии с инструкцией.
В зимний период эксплуатация трактора усложняется, поэтому для стабильной работы агрегата рекомендуется сделать следующее:
- Заменить все летние сорта смазки на зимние.
- Слить горючее и промыть бак чистым дизельным топливом.
- Слить горючее из топливного провода, заменить фильтры и залить в бак зимний вид дизеля, заполнить им систему и полностью избавиться от воздушных пузырьков.
- Снять аккумулятор и выполнить его осмотр.
- Топливо необходимо заправлять через фильтр в виде замши или фланелевой ткани.
- Бак должен быть всегда заполнен. При заливе нужно следить за тем, чтобы в топливо не попадала жидкость, потому что образовавшиеся кусочки льда могут забивать топливные провода и прекращать подачу горючего.
- 1 раз в сутки необходимо проводить осмотр бака на наличие воды.
Для того чтобы провести ремонтные работы правильно, рекомендуется воспользоваться книгой «Руководство по ремонту и техническому обслуживанию трактора Т-25».
Универсальный трактор Т-25 как 100 различных машин
Как и все колесные тракторы небольших размеров, Т-25 изначально разрабатывался для сельскохозяйственных работ. В этой сфере трактор может применяться для:
- обработки почвы перед посевом;
- непосредственно посева;
- посадки овощных культур;
- ухода за посевами;
- междурядной обработки овощей и аналогичной работы в садах;
- уборки сена и прочих работ.
Универсальная машина получила распространение в других областях хозяйствования, благодаря ее слаженной работе в агрегате с множеством различных устройств, таких как плуг, фреза, культиватор и другие. Помимо этого трактор может применяться в качестве привода для стационарных машин и для такелажных работ. Задняя навеска трактора Т-25 позволяет использовать его для транспортировки грузов и буксировки техники. Для этого к трактору подсоединяют гидрокрюк, автоматическое сцепное устройство или прицепное устройство маятникового типа.
Тракторы Т-25 за все время выпуска удостоились множества наград, званий и даже орденов. Владимирский тракторный завод в годы существования СССР получил Орден Трудового Красного Знамени и Орден Октябрьской революции. Тракторы Т-25 были признаны лучшими машинами отрасли в 1977 году. В 1980-м продукция завода удостоилась международной премии “Золотой Меркурий”. Сегодня Владимирский тракторный завод входит в крупный концерн “Тракторные заводы” и продолжает успешную деятельность. Сегодня с его мощностей сходят машины совместного с финской компанией Sampo Rosenlew производства. А тракторы Т-25 все еще остаются эталоном надежности и производительности, характерными для техники советских времен.
Получите выгодное предложение от прямых поставщиков:
Принципиальная электрическая схема электрооборудования трактора
Удобная схема
Принципиальная электрическая схема электрооборудования трактора Т-150К: 1 — генератор Г309; 2— сигнал звуковой С 311; 3 — панель соединительная ПС5; 4 — лампа накаливания 12В, 50 св., 4 Вт; 5 — фара ФГ12-Б1; 6 — датчик температуры воды двигателя ТМ 100; 7 — сигнализатор температуры воды ТМ 103; 8 — датчик аварийного давления масла ММ 106Б; 9 — датчик аварийного давления масла в системе автоматического отключения воздухоохлади-дителя ММ НА; 10 — электродвигатель обогревателя кабины МЭ 220; 11 — вставка штепсельного разъема ШР36У15НШ4; 12 — колодка штепсельного разъема ШР36СК15НШ4; 13 — блок предохранителей ПР109; 14 — розетка штепсельная 47К; 15 — включатель «массы» ВК 318-Б; 16 — фонарь лампы контроля включения «массы» ПД20Д; 17 — лампа накаливания 12 В, 1св. А12–1; 18 — блок предохранителей ПР12-Е; 19 — включатель стартера; 20 — включатель вентилятора воздухоохладителя ВК 57; 21 — контактор КТ 125; 22 — реле промежуточное PC 525; 23 — переключатель насоса воздухоохладителя П 67; 24 — сопротивление; 25 — электродвигатель водяного насоса воздухоохладителя МЭ 226-Б; 26 — электродвигатель вентилятора воздухоохладителя МЭ 22; 27 — фонарь контрольной лампы указателя поворота ПД 20-Д; 28 — переключатель указателя поворота П 57; 29 — фонарь тракторный передний правый ПФ 204; 30 — прерыватель указателя поворотов PC 41 О-В; 31 — электродвигатель вентилятора кабины МЭ 219; 32 — электродвигатель вентилятора обдува МЭН; 33 — переключатель вентиляторов П 57; 34 — включатель плафона ВК 57; 35 — включатель задних фар ВК 57* 36 — плафон ПК 201-А; 37 — лампа накаливания 12В, 15 св.
На современных тракторах, комбайнах и автомобилях широко применяются различные элементы электрооборудования. Их число в последнее время значительно увеличилось.
На этой схеме легко проследить цепочку, по которой напряжение поступает от источников питания до потребителя. На схеме указано, через какой именно Предохранитель, контакт клеммой колодки и штепсельного разъема питается данный потребитель.
Схема электрооборудования трактора представлена в виде 15 функциональных подсхем, обозначенных от t до XV. На каждой из них показано поступлен
Ремонт КПП и сцепления
У КПП трактора Т-25 нет синхронизаторов, но есть удвоитель и реверс. Для движения вперед есть 8 передач, назад – 6 передач. Сама КПП, дифференциал и главная передача находятся в одном корпусе, что облегчат доступ к этим узлам для проведения ремонта. Частичная разборка возможна даже без снятия ее с трактора.
Возможные проблемы
- Посадочные места втулок и подшипников могут быстро вырабатываться или повреждаться, что в итоге приводит к полной замене литого корпуса картера. Старайтесь следить за состоянием подшипников и менять их вовремя.
- Требуется периодическая регулировка установочных зазоров валов, подшипников и шестеренок. Для выполнения этой работы нужны определенные навыки и тонны терпения. Но когда все отрегулирована передачи переключаются легко и четко, что гарантирует большой ресурс работы коробки.
Детали, за которыми нужно постоянно следить в коробке передач Т-25, т.к. они чаще всего выходят из строя.
- подвижные шестерни,
- подшипники,
- фиксаторы и валики,
- вилки включения передач,
- упоры вторичного вала,
- ушки замковой шайбы и крышки фиксатора.
Ни в коем случае не лейте в КПП современные синтетические трансмиссионные масла с высокой вязкостью. Помните, что сам трактор Т-25 разрабатывался еще в середине прошлого века, а смазочные материалы тогда были совсем другого качества. Рекомендуем использовать минеральное трансмиссионное масло W90 стандарта GL3.
Разборка КПП
- Открываете корпус картера трансмиссии и снимаете крышку подшипника слева, где расположен главный вал.
- Снимаете крышку вала отбора мощности.
- Для снятия стакана с подшипниками откручиваете зажимную гайку и втулку.
- Для снятия реверса снимаете слева замковую шайбу, поворачиваете её на 30 гр. И снимаете стопор с подшипника.
- Сборка выполняется строго в обратной последовательности. Во время ремонта КПП осмотрите все детали, которые сильно износились меняйте на новые или восстановленные.
Техобслуживание и ремонт сцепления
Сцепление на Т-25 представляет собой сухую, однодисковую, постоянно замкнутую муфту. В некоторых случаях может возникнуть пробуксовка муфты, из-за неправильной регулировки сцепления или из-за замасливания диска. Масло на диск может попасть из гидронасоса или из двигателя через сальники и уплотнения их приводов. Для удаления масла муфту разбирают, вытаскивают ведомый диск, промывают его в бензине и высушивают.
Для регулировки сцепления поставьте рычаг КПП в нейтраль и снимите крышку соединительного корпуса с левой стороны. Проверните коленвал ключом так, чтобы в лючке поочередно появлялись три рычага выключения муфты. Специальными пластинами проверьте зазоры между упорным подшипником и концом каждого рычага, он должен составлять 2-3 мм. Разница между отдельными рычагами не должна превышать 0,1 мм.
Если зазор не соответствует нужным значениям отверните контргайку и поворачивайте регулировочный болт до тех пор, пока не получите нужный зазор. После этого не забудьте завернуть на болт контргайку. В процессе износа фрикционных накладок зазор будет постепенно уменьшаться. Если он сильно уменьшится, то при включенной муфте подшипник будет постоянно вращаться, быстро изнашивая себя и рычажки.
Если ведомый диск сцепления износился до того состояния, что видно головки заклепок, то износившиеся накладки заменяют.
Смазку переднего подшипника вала муфты и корпуса отводки выполняют только во время полной разборке трактора.
Во время эксплуатации трактора через сальники будет неизбежно просачиваться масло. Для его выпуска периодически рекомендуется проворачивать шплинт в нижней части соединительного корпуса.
Схема электрооборудования Трактора Т-25
В машине применена однопроводная система проводки, выдающая напряжение 12 В. В качестве массы применяется металлический корпус. Система электрооборудования оснащается датчиками, выводящими в кабину водителя информацию о:
- давлении масла и его температуре;
- напряжении в системе электрооборудования;
- скорости и прочее.
Отличительной чертой тракторов Т-25 было наличие отопления в кабине водителя, которое запускалось от гидросистемы. В более современных модификациях отопитель запускался от системы смазки двигателя. Задумка была хорошей, но оказалась непродуманной. Отопитель работал не очень хорошо из-за того, что большой бак гидросистемы находился снаружи трактора, и тепло не поступало в кабину.
Этот досадный недостаток легко устранить, установив дополнительную трубку с двухпозиционным краном, которая соединить бак гидронавесной системы с выходом радиатора.
Современные модификации тракторов, созданные на основе Т-25, оснащаются более мощными моторами, гидрообъемным рулевым управлением, полным приводом и комфортабельной кабиной оператора.
Особенности ремонта КПП
Стандартный ремонт подобных узлов подразумевает полную дефектовку деталей механизма и опор вращения
Оценивая техническое состояние КПП обращают внимание на выработку зубьев шестерён, зубчатых муфт и шлицов волов, состояние подшипников в опорах вращения, изношенность вилок и валиков в механизме переключения. Чрезмерные зазоры в зацеплении шестерён, люфты в опорах вращения будут приводить к биению в механизме, приводящему к быстрой потере ресурса КПП
Признаками появления недопустимого износа в механизме является повышенный шум и гул в работе, плохое включение или выбивание включённой передачи.
Сборка узла реверса
Исходя из особенностей конструкции КПП трактора Т-25 основными сложностями в ремонте узла есть настройка зацепления конических пар шестерён в части ведущего вала с узлом реверса, где оптимальное зацепление кроме подбора пакетов прокладок зависит от правильности сбора реверсного узла в составе с двумя коническими шестернями и зубчатой муфтой переключения. Реверсный узел должен быть собран без люфтов, которые нивелируются прокладками устанавливаемых под ограничительную шайбу с левой стороны первичного вала, где шайба стопорится в своих прорезях загибом усиков специальной последней прокладки в пакете.
Стопорная шайба узла реверса
Фиксация шайбы загибом усиков в механизме реверса КПП
Порядок сборки КПП
Осуществляя сборку коробки нужно понимать, что настройка зацепления главной ведущей конической шестерни с коническими шестернями реверсного узла осуществляется последним этапом в сборке. Для этого, осуществляя монтаж валов с шестернями, не спешат устанавливать опоры с регулировочными прокладками, так как взаимное расположение валов требует корректировки.
Конкретно в КПП трактора Т-25 сборку осуществляют в следующем порядке:
- Ведущий продольный вал устанавливают в посадочное место на подшипнике с конической шестерней без стакана с прокладками;
- Затем устанавливают первичный вал с узлом реверса и ведущими штатными каретками с левым опорным подшипником;
- Устанавливают вторичный вал с шестернями и муфтой переключения ступеней редуктора левым и правым опорными подшипниками, где осевое размещение шестерён и муфты переключения ступеней должны быть размещены в соответствии с максимально полным заходом в зацепление с ведущими шестернями. Осевое положение шестерён вторичного вала регулируется формированием пакетов регулировочных шайб расположенных по обе стороны ведомой шестерни привода замедленных передач (первой на валу с лева). Стопорные шарики в отверстия шестерён устанавливаются при совпадении с штатными проточками на валу;
- Устанавливают левую общую крышку первичного и вторичного вала;
- Формируют пакет прокладок под стакан в правой опоре первичного вала так, чтобы положение двух конических шестерен узла реверса обеспечивали равномерное зацепление с левой и правой стороны с ведущей конической шестерней продольного вала, ориентируюсь на её ось вращения;
- После полной установки с пакетом прокладок первичного вала подбирают пакет прокладок под фланец стакана продольного вала, обеспечивая глубину захода зубьев ведущей конической шестерни в зубья двух конических шестерней реверсного узла.
Свидетельством правильной настройки зацепления будет: плавное вращение валов от руки без закусывания зубьев, с полноценным, взаимным заходом зубьев в зацепление; без чрезмерных зазоров, приводящих к биению зубчатых пар.
Схема взаимного расположения пары конических шестерен в зацеплении
Для обеспечения герметичности полости размещения смазываемого механизма и опор вращения валов при проведении ремонта не допускается повторное использование уплотнительных прокладок, сальников и манжет.
Заключение
За прошедшие годы Владимирец производился в большом количестве модификаций. Но независимо от комплектации и года выпуска Т-25 сохранял свои компактные габаритные размеры и отличную маневренность, благодаря которым он вплоть до настоящего времени продолжает успешно трудиться во многих агропромышленных предприятиях, на приусадебных хозяйствах и частных фермах. Последние экземпляры легендарного трактора покинули конвейер в 2019 г. Ему на смену пришли более перспективные и совершенные модели. Впрочем, если рассматривать их более детально, то становится понятно, что многие техническое решения в них, уже успели положительно зарекомендовать себя именно в Т-25.