Самый популярный советский трактор ДТ-14 и другие дизельные модели

МТЗ-100, МТЗ-102

Гусеничный трактор ДТ-75, который выпускали на Волгоградском тракторном заводе с 1963 года, стал в свое время самым массовым в СССР. Настоящую популярность и народную любовь он завоевал благодаря своей функциональности, простоте в обслуживании и ремонте, невысокой стоимости по сравнению с другими тракторами такого же класса.

Базовая модель трактора представляла собой удивительно вариативную основу для творчества инженеров-конструкторов. Прислушиваясь к потребностям работников села, конструкторы изобретали все новые модификации трактора ДТ-75 – для работы в специфических условиях (на болотах, на склонах и т. д.).

Механизаторы ценили и ценят трактор ДТ-75 за добротность и простоту. «Простой, как лопата», – так любовно называют его. И это настоящий комплимент, потому что для работника села простота означает удобство, экономию времени, возможность самостоятельно сделать ремонт.

Трактор ДТ-75, предназначенный для универсальных сельскохозяйственных работ, принадлежит к третьему тяговому классу. Удачное сочетание эксплуатационных качеств (универсальность, простота, ремонтопригодность, экономичность) сделало эту машину невероятно популярной в Советском Союзе, а мощный потенциал, заложенный в конструкторском решении, позволил создать на основе первой модели множество модификаций. Очередная модернизированная модель сошла с конвейера в 2009 году. Изменились и внешний вид, и основные узлы (ДВС, КПП, трансмиссия), и ряд других деталей.

Ходовая часть

По сравнению с предшествующими моделями, ДТ54 получил модернизированную ходовую часть. Она состоит из:

  • Двух траков;
  • Две ведущие звездочки;
  • Направляющие колеса;
  • Поддерживающие ролики;
  • Предохраняющие накладки.

Гусеницы состоят из звеньев, соединенных между собой при помощи пальцев. Составляющие гусениц изготовлены из стали высокого качества. Это увеличивает ресурс траков.

Гусеничные ленты приводятся в действие ведущими звездочками. Для предотвращения провисания верхней части гусеницы предусмотрены поддерживающие ролики. Натяжение траков осуществляется направляющими колесами.

Для предотвращения трения траков о картер, производитель устанавливает предохранительные накладки. Одновременно с защитой картера они являются направляющими для гусеничной ленты.

Отличительной особенностью ДТ54 от предшествующих моделей тракторов является то, что все подшипники ходовой части закрыты крышками. Они предотвращают вытекание смазки и попадание пыли во время работы механизма. Некоторые пылезащитные крышки имеют места для установки тавотниц. Это позволяет осуществлять смазку узла, не демонтируя защитную крышку.

Возможные неисправности

В процессе эксплуатации машины могут проявляться разного рода неисправности. Большинство из них не требуют серьезного вмешательства и могут быть устранены в минимальные сроки.

  • Двигатель машины работает нестабильно. Причин здесь может быть несколько. В первую очередь требуется убедиться в наличии топлива в баке. Наиболее распространенная возможная неисправность – засорение топливопровода или фильтра. Также перебои в работе могут быть вызваны тем, что мотор трактора не успел достаточно прогреться. Соответственно, для устранения неполадок требуется прогреть двигатель, прочистить топливную систему и заменить фильтры.
  • Двигатель начал стучать. Эта проблема решается регулировкой зазоров клапанов в тракторе.
  • Греются тормозные ленты или не работает тормоз машины. Здесь поможет промывка боковых фрикционов, а также настройка тормоза.
  • Повышенный расход масла. В этом случае требуется осмотреть систему на наличие утечек и проверить состояние поршневых колец.
  • Слишком сильный дым из выхлопной трубы трактора. Здесь причину следует искать в качестве топлива или попадании в систему воды. Если двигатель достаточно прогрет, а цвет дыма не изменился – рекомендуется выполнить замену солярки.
  • Часто из строя выходит карбюратор Т-100. При нарушении работы трактора следует выполнить и его проверку.

СТЗ-НАТИ

В 1937 году советскими конструкторами разработан первый гусеничный трактор. Разработкой совместно занимались инженеры Сталинградского тракторного завода и Научно-исследовательского тракторного института. Машина получила название СТЗ-НАТИ.

По сравнению с зарубежными аналогами, советский гусеничный трактор более приспособлен к различным климатическим условиям, и неприхотлив к качеству топлива. По сравнению с колесными машинами, он имел более высокую проходимость и тяговые характеристики.

СТЗ-НАТИ имел карбюраторную четырехцилиндровую силовую установку мощностью 52 лошадиных силы. Двигатель работал на керосине, и имел жидкостное охлаждение. Для заполнения системы охлаждения применялась вода. Трактор оборудован трехходовой зубчатой коробкой передач. Звенья траков изготовлены из высокопрочной стали.

Долгий путь на пашню и триумф

В 1960 году правительство решило поставить гусеничный трактор ДТ-75 на производство на ВгТЗ. Потребовалась реконструкция завода и время для подготовки необходимых мощностей и оборудования. Пока производство готовили к новой модели, стали выпускать переходный вариант – трактор ДТ-54В. Его конструкция позволяла, не прекращая производство, заменить кабину, гидросистему, подвеску и другие узлы новыми и максимально приблизить конструкцию к трактору ДТ-75.

В конце июля 1962 года на полях Саратовской, Ростовской, Волгоградской областей и Ставропольского края прошел первый эшелон тракторов новой марки. Окончательный переход к выпуску тракторов ДТ-75 произошел 30 декабря 1963 года. В этот день с конвейера торжественно сошел трактор с алым вымпелом: «Последний трактор ДТ-54», а следом за ним – новый трактор красного цвета с вымпелом: «Первенец сборки на главном конвейере». Так началась история легендарного ДТ-75.

Темпы выпуска нового трактора стремительно увеличивались. Уже на десятом месяце производства тракторов ДТ-75 был достигнут уровень выпуска старых машин, развивавшийся на протяжении 14 лет. На базе тракторного завода появились новые предприятия: завод пусковых двигателей – в Михайловке, моторный – в Разгуляевке, запасных частей – в Котельниково и Фролово, инструментальный – в Волгограде.

С 1965 года тракторы ДТ-75 стали поставлять на экспорт, что поднимало авторитет советского тракторостроения и содействовало развитию сельского хозяйства дружественных стран. Поставки велись в Польшу, Болгарию, Югославию, Чехословакию, Кубу и ряд африканских стран.

Трактор ДТ 54

Трактор ДТ-54 начал свою историю еще в 1949 году. Именно в этом году произошла смена СТЗ-НАТИ на данную модель. 

Эта модель и ее модернизированная версия 54А выпускалась еще 30 лет. 

Дизельные тракторы на территории СССР производились в Рубцовске, Волгограде и Харькове. Данный трактор применялся в период освоения целинных земель, благодаря чему стал легендарным предметом спецтехники. За время производства было выпущено 958 000 изделий. 

Данные машины применялись не только для внутренних потребностей страны, но также экспортировались в другие страны и производилось по лицензии.

В качестве базы для машины служит рама, созданная из двух швеллеров, двух поперечин, переднего бруса, а также кормовой оси круглого сечения. 

На четырех каретках размещаются опорные катки, оснащенные пружинными подвесками. 

Применение гусеничной ходовой дает возможность применять эту спецтехнику в местах с трудной проходимостью и на болотистой местности. У данной модели есть качественный дизельный двигатель Д-54. Мотор оснащался единой головкой блока. 

Количество оборотов данного мотора составляет 1 300 об/мин при мощности 54 л.с., а также объем 7460 см³. ПД-10 — это мотор, который выполняет пуск посредством вмонтированного двухступенчатого редуктора. В данном трелевочном тракторе применяется 5-ступенчатая коробка передач, а также сухое сцепление с одним диском. Также присутствует дополнительный ходоуменьшитель. Отдельный заказ давал возможность комплектовать технику специальным валом и приводными шкивами, которые были предназначены для работы с навесным оборудованием. 

Управление в данной спецтехнике осуществляется рычагами и педалями, которые установили в операторской кабине. Ранние модели были оснащены системой управления тормозами поворота и бортовыми фрикционами. В будущем система стала раздельной. У тракторной кабины была собственная система отопления. Она имеет закрытый тип. Нагретый воздух в эту кабину поставлялся посредством вентилятора в отверстия, которые были оставлены в передней части данной кабины. Можно регулировать процесс подачи воздуха при помощи качественной поворотной заслонки. В середине 50-х годов была проведена модернизация, в результате которой двигатель получил маркировку 54А и некоторые конструктивные изменения. В новом моторе стали использовать генератор переменного тока, были изменены фазы впрыска топлива и его распределения, а также поршневая группа. Улучшенные технические характеристики дают возможность существенно повысить производительность, но при этом были существенно снижены затраты на обслуживание данного мотора, а также на техническое обслуживание. При этом номенклатура и тяговые свойства не изменились. 

Сохранилась гидравлическая система раздельной подачи жидкости к агрегатам. При этом навесной механизм мог быть исполнен по соединению с 2 или 3 точками крепления. При этом для оборудования используется качественный вал, который подключается к валу заднего хода в коробке передач посредством специальной муфты кулачкового типа. 

Обзор поколений и модификаций ДТ-75

Как бы то ни было, и сейчас на просторах бывшего Советского Союза продолжают исправно трудиться уже перешедшие в ранг «ветеранов» трактора ДТ-75. Удивительно, но в глубинке можно найти насквозь проржавленные, но находящиеся в рабочем состоянии ДТ-75 первого поколения, без буквы «М» в наименовании! Те самые, без которых не обходился ни один фильм про завершающую стадию покорения целинных земель и тому подобном. На целине ДТ-75 стали продолжателями дела своих предшественников –ДТ-54 и С-80, и вслед за ними встали на постаменты памятников в обжитых районах целины.

Особенности первого и второго поколения

ДТ-75 1-го поколения отличается небольшой цельнометаллической кабиной, в которой угадываются очертания кабины грузовика ГАЗ-51, и четырёхцилиндровым четырёхтактным дизельным двигателем СМД-14 мощностью в 75 лошадиных сил. Соответственно, на тракторах второго поколения, запущенного в серию в 1978 году, была установлена новая, увеличенная и подрессоренная панорамная кабина, оснащённая вентиляционной установкой. Она была смещена вправо от оси трактора, а топливный бак, ранее находившийся сзади, был расположен справа от кабины и стал гораздо вместительнее. ДТ-75В, ДТ-75МВ, ДТ-75БВ – заводские наименования тракторов с новой, ассиметрично расположенной кабиной.

Наглядно: первое (справа) и второе поколение ДТ-75 в игрушечных копиях-моделях трактора

Надо сказать, что новые кабины, безусловно повысившие уровень комфорта механизаторов, были ими приняты не сразу. Доверие к трактору и его репутация были настолько велики, что ещё несколько лет из разных концов страны шли письма с требованием оставить в производстве ДТ-75 1-го поколения. А новый трактор, из-за расположенного сбоку бака, иронически называли «почтальоном». Кстати, одним из аргументов было то, что с новой кабиной неудобно было опахивать лесопосадки: мешала её высота.

Однако оставаться в «почтальонском» виде трактору ДТ-75М было суждено все последующие годы его производства. Второе поколение данных сельхозмашин оснащалось более мощными дизелями А-41,  А-41СИ мощностью 90 л./с. (ДТ-75М, ДТ-75ДЕ), и турбированным СМД-18Н мощностью 95 л./с. . (ДТ-75Н). На ряд ДТ-75 павлодарского производства устанавливались моторы Д-440-21 производства предприятия «Алтайдизель» (Барнаул). Однако фактически, этот мотор является аналогичным А-41.

Модификации

Что касается модификаций трактора ДТ-75, то каждая из них была призвана повысить его эксплуатационные характеристики в конкретных специфических условиях. Коротко о каждой из них:

ДТ-75Б – болотоходная модификация, с увеличенной шириной гусеничного полотна и 80-сильным двигателем СМД-14НГ. Этот трактор предназначен для использования на заболоченных почвах, в частности, на торфоразработках. Конструкция была дополнена спецподдонами защиты двигателя и трансмиссии.

ДТ-75Б – болотоходная модификация трактора

  • ДТ-75К – трактор для работы на крутых склонах, например, в горнодобывающей промышленности. Эта модификация оснащена системой предохранения от опрокидывания на крутых склонах. Двигатель – СМД-14МГ . Оригинально были расположены сиденья в кабине: не рядом, а друг напротив друга.
  • ДТ-75С – модификация, предназначенная для использования в качестве бульдозера. Главная особенность – могучий шестицилиндровый дизель СМД-66 мощностью 170 л./с.
  • ДТ-75Н – модернизированный вариант классического ДТ-75М, запущенный в серию в 1984 году. Ряд конструктивных изменений, тем не менее, оставил данный вариант трактора полностью унифицированным с моделью ДТ-75М.
  • ДТ-75Д – универсальный гусеничный трактор с дизельным двигателем А-41И мощностью 94 л./с.
  • ДТ-75МЛ – выпускавшийся с 1986 года только в Павлодаре вариант трактора, отличавшийся изменённой облицовкой моторного отсека и увеличенной по размерам кабиной, увеличившей высоту трактора с 2304 до 2923 мм.

В Павлодаре на ДТ-75 ставили кабину собственной конструкции, ещё более высокую и просторную. На фото – модификация ДТ-75МЛ.

Интересно, что на Павлодарском тракторном заводе были также осуществлены опыты по запуску в производство ДТ-75М и ДТ-75МЛ не на гусеничном, а на колёсном ходу.

Кстати, Павлодарский тракторный завод в эпоху новых экономических реалий постигла участь его «старшего брата». Рекорд производства был поставлен в 1984 году: 55 тысяч единиц ДТ-75. В конце 90-х / начале 2000-х тракторное производство остановилось; завод был разделён на несколько предприятий, из которых реально работающим и дающим продукцию является трубопрокатное производство «KSP Steel».

Технические характеристики

Трактор «ДТ-54» сконструирован по классической для гусеничных тракторов схеме, которую можно разделить на следующие основные группы: ходовая часть, двигатель, силовая передача, механизмы управления, вспомогательное и рабочее оборудование.

Двигатель

Дизельный мотор марки «Д-54» (как и его модификация «ДТ-54А») представляет собой безкомпрессорный четырёхтактный дизель водяного охлаждения с вихрекамерным смесеобразованием.

  • Количество цилиндров – четыре, их расположение – рядное, вертикальное.
  • Рабочий объём мотора – 7,45 литров.
  • Номинальную мощность 54 лошадиных силы (39,7 кВт) данный двигатель развивает при 1300 оборотах в минуту.
  • Максимальный крутящий момент составляет 35кГм.
  • Сухая масса двигателя (без радиатора) равна 1100 кг.
  • Диаметр цилиндра составляет 125 мм, ход поршня – 152 мм.
  • Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2.
  • Степень сжатия – 16.
  • Минимальное устойчивое число оборотов холостого хода – 600 об/мин.
  • Распределение – клапанное. Расположение клапанов – верхнее вертикальное в головке цилиндров.
  • Ёмкость топливного бака – 185 литров (в последующем на «ДТ-54» стали также устанавливать 250-литровые баки). К баку прилагалась специальная мерная линейка.

Запуск дизеля происходит за счёт бензинового пускового двигателя «ПД-10» (затем «ПД-10М») – «пускача», который обладает мощностью в десять лошадиных сил. Объём дизтоплива, подаваемого в цилиндры, регулируется центробежным всережимным регулятором с корректором.

Топливо проходит через два фильтра под воздействием подкачивающей поршневой помпы. Ленточный металлический фильтр обеспечивает грубую очистку, а фильтр для тонкой очистки представляет собою сменные патроны, на которые намотана банкаброшная хлопчатобумажная нить.

В качестве материала для изготовления поршней был использован алюминиевый сплав. Силовой агрегат трактора «ДТ-54»отличается высокой надёжностью, исключительной неприхотливостью, достойными тяговыми характеристиками и, конечно же, солидным эксплуатационным ресурсом. Всё это также имеет большое значение при работе в сельском хозяйстве.

В целях увеличения долговечности работы двигателя была применена центробежная очистка масла при помощи специальных полостей, имеющихся в шатунных шейках коленчатого вала. Кроме того, на двигателе установлен масляный фильтр с реактивной центрифугой. Пробка сливного отверстия картера двигателя имеет магнит, очищающий картерное масло от металлических частиц.

В «ДТ-54» использован двухпозиционный декомпрессор. Декомпрессионное устройство представляет собой систему рычагов и валиков с лысками, приподнимающих впускные клапаны. Топливный насос – четырёх-плунжерный «4ТН-8,5Х10Т», без-отсечный, с дозированием на впуске.

Диапазон тяговых усилий трактора «ДТ-54» составляет до 2850 кг, диапазон рабочих скоростей – от 3,59 до 7,9 км/ч (назад – 2,43 км/ч), коробка передач имеет 5 передач вперёд и одну заднюю.

Трансмиссия, рулевое и тормозное управление

На тракторе «ДТ-54» установлена пятискоростная механическая коробка переключения передач. Предусмотрена установка ходоуменьшителя с двумя диапазонами. Он обеспечивает движение трактора дополнительно ещё на десяти замедленных скоростях.

Силовая передача трактора используется для передачи вращения валу отбора мощности и ведущим колесам. в целом, трансмиссия «ДТ-54» включает в себя муфту сцепления, коробку передач, задний мост, конечные передачи и соединительный вал.

Задний мост имеет раздельное управление муфтами поворота и тормозами, что облегчает управление трактором, создаёт удобство регулировки муфт и тормозов, а также позволяет работать более продолжительное время без их регулировки.

До 1956-го года раздельное управление не применялось. Тормоза на «ДТ-54» – бортовые, механические, ленточного типа, двухстороннего действия.
Тип подвески трактора – с балансирными каретками. Каждая гусеничная лента приводится в движение ведущим колесом, установлено также направляющее колесо и два поддерживающих ролика. Сама гусеница состоит из сорока одного звена, которые имеют цевочное зацепление.

Ходовая часть

Жесткий каркас трактора ДТ-54 собран из 2-х прочных швеллерных балок, соединенных поперечинами. Спереди установлен передний брус. По обе стороны рамы имеются каретки с балансирами, опорными катками и подрессоренными пружинами. Гусеница состоит из 41 трека с цевочным зацеплением. Натянуто гусеничное полотно между звездочкой, ведущим и опорным катками.

Гидравлика

Для облегчения работы с навесным функциональным оборудованием используется гидравлическая система раздельно-агрегатного типа. Состоит гидросистема из гидронасоса и распределителя с тремя клапанами.

Навесное оборудование

В зависимости от модификации трактор оснащается гидравлической навеской на передней или задней части рамы. Задняя сцепка жесткого типа применялась на некоторых версиях машины. Ранний вариант бульдозера Т-100 оснащался тросовым управлением отвалом. Для работы механизма, имевшего обозначение Д3-53, применялась лебедка, смонтированная на раме машины. Поздний вариант Д3-54 стал оснащаться гидравлическим приводом отвала. Бульдозеры широко применялись для подготовки котлованов совместно с экскаватором.

В роли сельскохозяйственной машины трактор использовался редко из-за большого веса и низкой скорости. При движении формировалась глубокая колея, которая затрудняла движение комбайнов и иной техники. Поэтому трактор использовался для пахоты целинных земель и в роли рыхлителя почвы.

На базе трактора могла устанавливаться спецтехника — копры для забивки свай, буровые установки. Встречались версии, оборудованные трубоукладчиками.

Сфера применения трактора «ДТ-54»

Основное предназначение трактора данной марки – это работа в сельском хозяйстве, в качестве пропашного трактора. Главным образом, с четырёх- или пятикорпусными плугами; с боронами и культиваторами; а также с широким спектром прицепного сельхозоборудования. В том числе и с приводом от ВОМ – вала отбора мощности.

Также существует модификация «ДТ-54А», которая предназначена специально для эксплуатации в заболоченных/торфяных районах и на рыхлых, неустойчивых почвах. Данный вариант трактора снабжён гусеницами повышенной ширины, которые помогают ему не увязнуть в грунте при выполнении всех необходимых задач.

Вспашка целинных земель

Обратите внимание: плуги 3-х корпусные (земля тяжёлая)

Наиболее распространённые сельхозмашины, с которыми успешно работал трактор «ДТ-54»:

  • Плуги «ПН-4-35», «ПРН-4-35», «ПБН-2-60».
  • Агрегаты для культивирования почвы «КРН-3», «КРН-5», «КРН-3К», «3КПН-3В».
  • Многофункциональная косилка «КН-14».
  • Оборудование для боронования:«ЗБДН-2»,«ЗРБН-3».
  • Сеялки «СРН-8» и т.п.
  • Поливальные машины «ДДА-100М».
  • Машина для посадки деревьев «СЛН-1».

Благодаря своему целевому предназначению (и полному соответствию этому предназначению), трактор «ДТ-54» хорошо показал себя при распахивании новых и целинных земель. Тяговая мощность обеспечивала глубокую вспашку даже тяжёлых грунтов. Низкое давление на почву и широкое гусеничное полотно, позволяли использовать машину на труднопроходимой местности.

Из особенностей данного трактора необходимо отметить простоту его конструкции, так как при поломке всегда можно легко и быстро найти неисправность и исключить её. Некоторые трактористы в шутку говорили, что проще «ДТ-54» может быть только лопата.

Трактора каждого класса имеют свои особенности

Важно

ГОСТом, в зависимости от величины тягового усилия, агрегаты сельскохозяйственного назначения относятся к 10 классам, определяемым индексами в интервале 0,2-8. Для промышленных тракторов существует 11 групп с диапазоном индексов 0,2-75.

Во многом это зависит от технических характеристик техники, заложенных в свою продукцию автопроизводителем.

  1. Класс 0,2 тс – это царство тяжёлых мотоблоков и универсальных мини-тракторов. Такие машины отлично справятся с работой на небольшом участке, в том числе с использованием дополнительного навесного оборудования. В последнее время такая техника получила широкое распространение именно за счёт своей многофункциональности и ценовой доступности. Её владелец будет использовать лопату лишь в крайних случаях. Тем более, что выбор практически не ограничен. Активным поставщиком мини-техники является Минский тракторный завод (Беларус-112, -08К, -132Н), Курганский машиностроительный завод (Уралец Т-0,2 и КМЗ-012). Челябинский ООО «Трактор» не так давно выпустил целую серию мини-техники «Уралец». Уссурийский авторемонтный завод освоил модельный ряд «Уссуриец». На российском рынке присутствуют многочисленные модели китайских производителей: Dong Feng, Chery, 100-е и 200-е серии Jinma, Xingtai, Foton и другие известные и не очень бренды. Наибольшее техническое совершенство присущее японской мини-технике от Kubota, Mitsubishi и Iseki.
  2. Класс 0,4 тс российскими моделями не богат. Единственным представителем в данной категории является трактор из КНР Jinma 120 и 264Е.
  3. К классу 0,6 тс относят универсальную и в тоже время доступную сельскохозяйственную технику. Именно по этой причине подобные машины получили наиболее широкое распространение. В своё время отличился Владимирский тракторный завод, выпустив с конвейера известный «Владимирец»: Т-25А и Т-30. Более современной, хотя ей и исполнилось без малого 20 лет, является модель ВТЗ-2032. «Беларус» -320, -321 и -310 пополнили данный класс не менее надёжной техникой. Стоит присмотреться к китайским тракторам. В последнее время машиностроители из Поднебесной поставляют в Россию продукцию более высокого качества, эксплуатация которой надёжно обеспечена необходимыми комплектующими.
  4. Знаменитый Т-40 относится к тяговому классу 0,9 тс. Это уже далеко не мини-трактор, а мощная высокопроизводительная сельскохозяйственная машина, которая с успехом выполняет перевозку тяжёлого и негабаритного груза на небольшие расстояния, в том числе и по сельским ухабистым дорогам. К этой же категории относится трактор ТТЗ-80.10, созданный специалистами Ташкентского тракторного завода.
  5. Техника класса 1,4 как-то негласно стала специализироваться на работах в жилищно-коммунальной сфере. В автопарке коммунальщиков можно нередко встретить МТЗ-50, и -80, а также обновлённую серию -100. Кроме вездесущего «Беларуса», включая последние модели 900-ой серии, попадаются все модификации ЮМЗ-6. Китайские компании в этой категории представлены более скромно. Зато американские John Deere и AGCO, а также модели немецкого производителя Deutz-Fahr довольно успешно освоились на российском рынке.

Тракторы СССР: с любимыми — не расстаются!

До сих пор многие советские и всеми нами любимые тракторы все еще на ходу. Их владельцы бережно восстанавливают, своевременно ремонтируют и обслуживают стальных ветеранов. Да, не Фенды и не Джон Диры, конечно, но… Уместно будет напомнить фразу белорусского Президента Александра Лукашенко: «С любимыми не расстаются!»

Все же очень хочется, чтобы отечественная отрасль сельскохозяйственного машиностроения очнулась от глубокого сна. Не стоит забывать, что советские тракторостроители, почти с нуля создавая заводы и используя зарубежные машины в качестве прототипов, разработали конструкции отечественных тракторов, в кратчайшие сроки внедрили их в массовое производство, подняли выпуск сельхозмашин на уровень, который нам теперь сложно представить.

В 1960 году выпуск различных тракторов в СССР превысил объемы производства в США и вместе взятых Англии, Франции и ФРГ.

Про культовые прозвища тракторов Т-4, Т-40, Т-70, Т-150, ЮМЗ-6 Вы можете прочитать в первой части нашей статьи «Советские тракторы и их прозвища — ТОП-10 самых метких».

Инструкция по эксплуатации

Инструкция по эксплуатации гусеничного советского трактора ДТ-54 содержит следующую  информацию:

  • Устройство трактора.
  • Его технические характеристики.
  • Процедура проведения обкатки дизельной силовой установки.
  • Неисправности.
  • Техническое обслуживание.

Первый запуск, обкатка

Сразу же после первого запуска двигателя необходимо провести процедуру обкатку, позволяющую существенно увеличить срок эксплуатации дизельного трактора ДТ-54. Длится обкатка около 8 часов, начинается с прогрева мотора и его работы без нагрузок на протяжении 2,5-3 часов.

За время обкатки притираются движущиеся части двигателя, редуктора и т. д., проверяется сцепление, скорости и тормозная система. По окончании приработки необходимо полностью заменить масло в тракторе.

Необходимые масла:

  • Для тракторов этого класса применяются следующие марки масел: М-10ДМ и М-10Г2к.
  • В тракторе ДТ-54, помимо моторного масла, для трансмиссии используется трансмиссионное масло марки Тап-15В.

Техническое обслуживание

Своевременная замена масла в картере двигателя и трансмиссии позволит гусеничной машине надолго сохранить свою работоспособность. Замена масла в картере двигателя производится через каждые 100 проработанных часов, встроенный счетчик моточасов поможет водителя трактора не пропустить этот период. Перед началом этой процедуры необходимо прогреть мотор, не забываем слить отработку.

Консервация трактора ДТ-54 на период неиспользования также должна выполняться правильно:

  • очистка машины от загрязнений;
  • смазка;
  • слив топлива и масел.

Основные неполадки и способы их устранения

Мотор не заводится:

  • отсутствует топливо;
  • солярка низкого качества;
  • забились фильтры (топливный или воздушный);
  • ТНВД требует очистки или замены;
  • отсутствует бензин или смазка;
  • карбюратор пускателя ПД-10 засорен;
  • проблемы с свечей на моторе-пускателе.

Тормоза не работают:

  • требуется регулировка педали тормоза (возрос свободный ход);
  • тормозные колодки или диски отработали свой срок и требуют замены.

Трактор сильно вибрирует:

  • проверить уровень топлива;
  • проверить уровень масла;
  • проверить надежность крепежных соединений;
  • проверить правильно ли закреплено навесное оборудование.

Стартер не срабатывает:

  • аккумулятор разряжен;
  • произошло короткое замыкание;
  • провод отсоединился;
  • магнитный переключатель не контачит.

Гидросистема не работает:

  • выключен гидронасос;
  • нехватка масла в гидросистеме;
  • клинит предохранительный клапан.

Это интересно: Обзор трактора дт-75 и его модификаций: изучаем детально

Первенец России

Наша страна всегда была богата талантами. Славилась она и своими изобретателями. Были среди них и такие, которые работали в сфере создания техники для сельского хозяйства.

Вопрос о механизации земледелия был поднят еще в 18-м в. агрономом И. М. Комовым. К середине 19-го в. Д. А. Загоякским и В. П. Гурьевым были разработаны паровые тягачи, предназначенные для пахоты. Первый такой агрегат на гусеничном ходу был собран и испытан в 1888 г. Ф. А. Блиновым.

Однако официальной датой появления российского тракторостроения считают 1896 г. Именно тогда на ярмарке в Нижнем Новгороде собравшейся публике был продемонстрирован самый первый в мире паровой трактор на гусеничном ходу.

К началу 20-го в. конструктором Я. В. Маминым был изобретен бескомпрессионный двигатель, который работал на тяжелом топливе. Он замечательно подходил для работы транспортных средств. Первый трактор, в котором был установлен 18-киловаттный двигатель внутреннего сгорания, был собран в 1911 г. Этот агрегат назвали очень патриотично – «Русский». После модернизации на этом тракторе появился двигатель на 33 кВт. Это придало ему больше мощи. Малосерийное производство таких тракторов было освоено на Балаклавском заводе. Штучно эта техника производилась в Коломне и Брянске, Харькове и Ростове, Кичкассе и Барвенкове, а также в некоторых других населенных пунктах. Однако общее количество выпускаемых в России тракторов было настолько малым, что не могло оказать существенного влияния на положение дел в сельском хозяйстве. К 1913 г. в стране насчитывалось 165 тракторов. Однако при этом Российская империя активно импортировала сельхозтехнику. Уже к 1917 г. в страну было завезено 1500 шт.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий