Периодичность и сроки ЧТО и ПТО кранов: полное и частичное техническое освидетельствование

РЕШАЕМ ВОПРОС С РЕГИСТРАЦИЕЙ В РОСТЕХНАДЗОРЕ

Итак, мы определились, какие эксплуатационные документы должны быть в комплекте, когда приобретаем оборудование. Теперь наша задача — понять, подлежит ли приобретенный кран регистрации в Ростехнадзоре. Нужную информацию содержат Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее — ФНП ПС).

Все подъемные сооружения (далее — ПС) подразделяются на две группы: поднадзорные и неподнадзорные Ростехнадзору (см. схему).

Приобретенный нами кран грузоподъемностью до 5 т подпадает под подп. «а» п. 148 ФНП ПС, а значит не является опасным производственным объектом и не подлежит учету в Ростехнадзоре. Таким образом, требования Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 29.07.2018) на него не распространяются и Ростехнадзор не осуществляет за ним государственный контроль (надзор).

Основные типы освидетельствования кранов

Освидетельствование кранов — это проверка технического состояния кранов и их соответствия установленным нормам и требованиям безопасности. Освидетельствование проводится для обеспечения безопасной эксплуатации крана и предотвращения возможных аварий и производственных травм.

Существуют различные типы освидетельствования кранов, включающие в себя:

  • Вводный осмотр. Этот тип освидетельствования проводится перед вводом нового крана в эксплуатацию. Осмотр включает проверку комплектности, монтажных работ и настройку крана. Вводный осмотр также включает проведение испытаний безопасности и установку специальных устройств, таких как предохранительные устройства и ограничители грузоподъемности.
  • Периодическое освидетельствование. Этот тип освидетельствования проводится периодически с определенной частотой, указанной в технической документации крана или в соответствующих стандартах. В ходе периодического освидетельствования проверяется работоспособность и соответствие крана требованиям безопасности.
  • Частичное техническое освидетельствование. Этот тип освидетельствования проводится при наличии определенных проблем или сбоев в работе крана. Частичное техническое освидетельствование включает проверку неисправностей, выявленных в ходе эксплуатации крана, и принятие мер по их устранению.
  • Капитальный ремонт и реконструкция. При возникновении серьезных повреждений или износа крана может потребоваться его капитальный ремонт или реконструкция. Этот тип освидетельствования включает полную разборку, замену или восстановление деталей крана, а также испытания его работоспособности.

Все типы освидетельствования кранов направлены на обеспечение их безопасной эксплуатации и должны проводиться в соответствии с установленными нормами и правилами.

ПТО и ЧТО кранов

Грузоподъемные краны в течение всего срока службы должны подвергаться техническому освидетельствованию:

  • частичному – не реже одного раза в 12 месяцев;
  • полному – не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых грузоподъемных кранов.

Грузоподъемные краны, не прошедшие техническое освидетельствование, к работе не допускаются.

Техническое освидетельствование имеет целью установить, что: грузоподъемный кран и его установка соответствуют настоящим Правилам и его паспортным данным; грузоподъемный кран находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную работу.

Внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемного крана должно проводиться после:

  • монтажа, вызванного установкой грузоподъемного крана на новом месте (кроме стреловых самоходных и быстромонтируемых башенных кранов);
  • реконструкции грузоподъемного крана;
  • капитального ремонта и (или) ремонта расчетных металлоконструкций грузоподъемного крана с применением сварки;
  • изменения длины стрелы и (или) высоты башни (за исключением стреловых самоходных кранов);
  • установки сменного стрелового оборудования (за исключением стреловых самоходных кранов);
  • замены стрелы; замены грузовой или стреловой лебедки;
  • замены крюка (проводятся только статические испытания);
  • замены несущих или вантовых канатов кранов кабельного типа;
  • в случаях, предусмотренных в руководстве по эксплуатации.

При полном техническом освидетельствовании кран должен подвергаться:

  • осмотру;
  • статическим испытаниям;
  • динамическим испытаниям.

При частичном освидетельствовании статические и динамические испытания крана не проводятся.

Результаты технического освидетельствования крана записываются в его паспорт лицом, проводившим освидетельствование, с указанием срока следующего освидетельствования. При освидетельствовании вновь смонтированного крана запись в паспорте должна подтверждать, что кран смонтирован и установлен в соответствии с настоящими Правилами, руководством по эксплуатации и / или инструкцией по монтажу и выдержал испытания. Записью в паспорте действующего грузоподъемного крана, подвергнутого техническому освидетельствованию, должно подтверждаться, что кран отвечает требованиям настоящих Правил, находится в исправном состоянии и выдержал испытания

Для получения дополнительной информации вы можете проконсультироваться у наших специалистов по телефонам:

Тел/факс: +375-17-396-83-77; Велком: +375-1-486-486; МТС: +375-29-2-648-648

Радиоуправления TELECRANE. Первый импортер. Самые низкие цены в РБ. Скидки. Монтаж. Гарантия. Подробнее

На какие краны требуется экспертиза промышленной безопасности

В соответствии с ФНиП ПБ “Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения” Приказ Ростехнадзора №533 от 12.11.2013 г. и ТР ТС 010/2011 “Технический регламент Таможенного союза. О безопасности машин и оборудования”:

Требуется экспертиза Не требуется экспертиза
Тип грузоподъемного механизма (ГПМ)
1) грузоподъемные краны всех типов (козловой, стрелкового и башенного типа);    2) краны-манипуляторы;    3) строительные подъемники;    4) краны-экскаваторы, предназначенные только для работы с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом;    5) сменные грузозахватные органы (крюки, грейферы, магниты) и съемные грузозахватные приспособления (траверсы, грейферы, захваты, стропы), используемые совместно с кранами для подъема и перемещения грузов;    6) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемых для подъема и перемещения людей;              а) краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемые дистанционно по радиоканалу или однопроводной линии связи;  б) краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;  в) краны стрелового типа с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота;  г) переставные краны для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении;  д) краны, используемые в учебных целях на полигонах учебных заведений;  е) краны, установленные на экскаваторах, дробильно-перегрузочных агрегатах, отвалообразователях и других технологических машинах, используемые только для ремонта этих машин;  з) краны-манипуляторы, установленные на фундаменте, и краны-манипуляторы грузоподъемностью до 1 т и с грузовым моментом до 4 т•м включительно;  и) грузовые строительные подъемники;  л) мостовые краны-штабелеры;  м) краны-трубоукладчики.  
Область применения крана
а) краны, применяемые в интересах обороны и безопасности государства, гражданской и территориальной обороны или относящиеся к вооружению и военной технике, кроме ПС общепромышленного назначения;  б) применяемые на объектах использования атомной энергии (кроме ПС общепромышленного назначения, предназначенных для транспортировки обычных грузов вне радиоактивных зон);  в) с ручным приводом, лифты, канатные дороги, фуникулеры, эскалаторы, напольные, завалочные и посадочные грузоподъемные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины, подъемные комплексы для парковки автомобилей, эвакуаторы автомобилей;  г) установленные в шахтах, на судах и иных плавучих средствах;  д) предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений, с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, буровым оборудованием), а также кабин (люлек) для транспортировки людей;  е) краны для подъема створов (затворов) плотин без осуществления зацепления их крюками; 

Меры безопасности при обслуживании козлового крана

  • К работам по техническому обслуживанию козлового крана допускаются только прошедшие соответствующую подготовку специалисты.
  • Работы по перемещению грузов выполняются квалифицированными крановщиком (оператором) и стропальщиком.
  • Слесарь обязан иметь соответствующие допуски, знать и уметь пользоваться средствами пожаротушения, а также оказывать первую медицинскую помощь.
  • Перед началом работ необходимо получить задание, пройти инструктаж по технике безопасности, подготовить инструмент и убедиться в его исправности и работоспособности.
  • В процессе технического обслуживания козлового крана пользоваться только исправным инструментом и неукоснительно соблюдать правила ТБ.
  • По окончании работ следует доложить механику, убрать рабочее место и сделать запись о состоянии козлового крана в вахтенном журнале.

Строй-Техника.ру

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Машинисту мостового крана

Публикация:

   Техническое освидетельствование мостовых кранов

Читать далее:

   Разрешение на пуск крана в эксплуатацию

Техническое освидетельствование мостовых кранов

Перед пуском в эксплуатацию вновь установленные мостовые краны, а также съемные грузозахватные приспособления, на которые распространяется действие Правил, должны подвергаться полному техническому освидетельствованию (п. 270 Правил). Находящиеся в работе краны подвергаются периодическому техническому освидетельствованию: частичному — не реже одного раза в 12 месяцев, полному — не реже одного раза в три года. Редко используемые краны, например применяемые для ремонтных целей, подвергаются техническому освидетельствованию не реже одного раза в пять лет (п. 271 Правил).

Мостовые электрические краны должны подвергаться внеочередному техническому освидетельствованию в следующих случаях (п. 272 Правил) при монтаже крана на новом месте эксплуатации; при реконструкции крана в соответствии с п. 36 Правил; при ремонте металлоконструкции с заменой расчетных элементов и узлов с применением сварки; при капитальном ремонте ил» замене механизма подъема груза; при смене крюка или крюковой подвески.

Нелью технического освидетельствования является проверка: соответствия мостового крана и места его установки требованиям Правил и представленной при регистрации документации; исправности механического и электрического оборудования, приборов управления и безопасности и т. п., возможности обслуживания крана в соответствии с Правилами.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

При частичном техническом освидетельствовании кран подверга- ют только осмотру. При этом проверяется состояние его металлоконструкции, сварных соединений, кабины, лестниц, площадок и ограждений; состояние крюка и крюковой подвески, канатов и узлов их крепления, блоков, осей и деталей их крепления, заземления крана с определением сопротивления электрического тока, крановых путей. При осмотре проверяют в работе без груза все механизмы крана, электрооборудование, тормоза, приборы безопасности, аппараты управления, освещение и сигнализацию.

При полном 1ехническом освидетельствовании мостовой кран подвергается осмотру, статическим и динамическим испытаниям. Статическое испытание крана производят нагрузкой, на 25% превышающей его грузоподъемную силу. Такие испытания служат для проверки прочности конструкции крана в целом, а также отдельных ее элементов. При статических испытаниях мостовой кран устанавливается над опорами кранового пути, а его грузовая тележка — в положение, отвечающее наибольшему прогибу мостового крана Далее грузозахватным устройством захватывают предварительно взвешенный испытательный груз, поднимают его на высоту 200— 300 мм и удерживают в этом положении 10 мин. Кран можно пускать в эксплуатацию, если после опускания груза пе будет обнаружено остаточных деформаций кранового моста, а также трещин и других повреждений металлоконструкции (п. 280 Правил).

Динамические испытания мостового крана производят грузом, масса которого на 10% превышает грузоподъемность крана. Эти испытания служат для определения неисправностей механизмов крана и тормозов. При этом производят повторные подъем и спуск груза, а также проверку действия механизмов передвижения тележки и моста. Если кран оборудован механизмами главного и вспомогательного подъема груза, то должен быть испытан каждый механизм. Масса испытуемого груза при статическом и динамическом испытаниях этих кранов определяется в зависимости от условий эксплуатации механизмов подъема (раздельная или совместная работа главного и вспомогательного механизмов подъема груза) (п. 284—285 Правил).

Статические и динамические испытания мостовых кранов, предназначенных для обслуживания гидро- и теплоэлектростанций, можно производить с помощью специальных приспособлений, позволяющих создать необходимую нагрузку на металлоконструкцию без применения испытательного груза. Техническое освидетельствование мостовых кранов проводит инженерно-технический работник по надзору за грузоподъемными кранами предприятия при участии лица, ответственного за исправное состояние грузоподъемного крана. Результаты технического освидетельствования кранов, передвигающихся по надземным путям вместе с кабиной управления, заносят в паспорт крана с указанием срока следующего освидетельствования.

Виды технического обслуживания козловых кранов

В процессе эксплуатации узлы и механизмы козлового крана изнашиваются. Для своевременного выявления степени износа, оборудование необходимо регулярно осматривать и устранять обнаруженные дефекты. Это недостаток смазки, ослабление болтовых соединений, неисправность проводки и другие дефекты. Периодичность технического обслуживания указывается в паспорте козлового крана, оформленном производителем. Порядок проведения ТО регламентируется требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения». В зависимости от сроков эксплуатации козловых кранов предусмотрены несколько видов обслуживания:

  • Ежесменное обслуживание – проводится крановщиком или ответственным лицом в начале, перерывах и в конце каждой смены. Включает в себя оценку состояния подкрановых путей, путевого оборудования, канатов и механизма захвата. Проверку технического состояния тормозов, приборов безопасности, грузоподъемных и других действующих механизмов. Для возможности последующего анализа состояния козлового крана, данные о результатах ежесменного обслуживания заносятся в вахтенный журнал.
  • Первое техническое обслуживание выполняются бригадой специально подготовленных, квалифицированных специалистов. Техническое обслуживание проводится через каждые 100 моточасов, но не реже чем один раз в два месяца. Оно включает в себя все работы по ежесменному обслуживанию, а также осмотр и проверку металлоконструкций, ходовых колес, тормозной и полиспастной систем. При этом контролируется уровень смазочных материалов в движущихся узлах. Проверке также подлежат все механизмы и их составные узлы, редукторы, электрооборудование, приборы безопасности и система питания козлового крана. По результатам первого технического обслуживания составляется ведомость дефектов, в которой фиксируются выявленные проблемы.
  • Второе техническое обслуживание козлового крана проводится подготовленными слесарями, с периодичностью в 1000 моточасов, но не реже одного раза в 240 дней. В процессе второго технического обслуживания выполняются работы, предусмотренные регламентом первого технического обслуживания, а также ряд дополнительных операций. Это проверка уплотнений, а также контроль состояния болтовых, шлицевых и шпоночных соединений. Регулировка механизмов привода, тормозной системы и колесных узлов. Проверка зубчатых передач и электрических компонентов пускорегулирующей аппаратуры. В процессе второго технического обслуживания козлового крана проводится разборка отдельных узлов, замена поврежденных и существенно изношенных деталей.
  • Сезонное обслуживание козлового крана выполняется каждые полгода, специалистами с соответствующими допусками. Это особенно актуально для кранового оборудования, расположенного на открытых площадках и в неотапливаемых производственных помещениях. При этом козловой кран очищается от грязи, меняется масло в редукторах и жидкость в тормозной системе, нивелируется крановый путь.

На заметку!

При выборе подрядчика для технического обслуживания предпочтение следует отдать производителю козлового крана, специалисты которого отлично знакомы с особенностями своей продукции и выполнят необходимые работы максимально оперативно и качественно.

Техническое освидетельствование

Все грузоподъемные краны и грузозахватные органы, на которые распространяются правила промышленной безопасности подвергаются периодическому освидетельствованию, согласно требованиям нормативной документации Российской Федерации. Техническое освидетельствование подъемных машин бывает плановым и внеплановым.

Плановому техническому освидетельствованию должны подвергаться все грузоподъемные механизмы:

  1. Частичное техническое освидетельствования (ЧТО) – не менее 1 раза в год
  2. Полное техническое освидетельствование (ПТО) – не менее 1 раза в 3 года

Внеплановое техническое освидетельствование подъемных машин проводится:

  • По итогам монтажа крана, переноса на новое место.
  • При проведении реконструкции: замены узлов передвижения, подъема, переоборудование тележки под другой грузозахватный механизм(грейфер, магнит), уменьшение/увеличение пролета,, увеличение грузоподъемности.
  • Ремонт несущих металлоконструкций крана
  • Замена крюковой подвески
  • Проведение работ по капитальному ремонту

Техническое освидетельствование подъемных механизмов является обязательным комплексом работ в процессе эксплуатации. Грамотно проведенное освидетельствование позволяет обеспечить дальнейшую безопасную эксплуатацию и безотказную работу.

ПРОВЕРЯЕМ КОМПЛЕКТНОСТЬ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ПОКУПКЕ

Как и любые другие механизмы, ГПМ неизбежно изнашиваются и выходят из строя. Это может привести к остановкам, повреждению оборудования, разрушениям конструкций, а иногда к травмам и даже гибели работников. Чтобы предотвратить материальный ущерб и несчастные случаи, необходимо правильно эксплуатировать технические устройства на всех этапах их жизненного цикла, начиная с момента приобретения.

Надзор за процессами проектирования, изготовления и монтажа подъемно-транспортного оборудования, грузоподъемных кранов осуществляет Росстандарт. Документы в области промышленной безопасности также ссылаются на документы стандартизации, в частности, технические регламенты.

На грузоподъемные краны и подъемно-транспортное оборудование распространяются требования Технического регламента «О безопасности машин и оборудования». В нем определены нормы проектирования, изготовления, составления проектной и эксплуатационной документации, приведен перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается в том числе надлежащее качество продукции и требования к эксплуатации.

Предположим, что для установки в складском помещении мы решили приобрести мостовой кран грузоподъемностью до 5 т (рис. 1).

Какие документы нам нужны?

В ТР ТС 010/2011 приведен перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе соблюдаются требования регламента. В этот перечень включен, в частности, ГОСТ 7890-93 «Краны мостовые однобалочные подвесные. Технические условия».

В соответствии с требованиями стандарта кран должен снабжаться паспортом, оформленным по ГОСТ 34022, и табличкой (в обиходе — шильдой, рис. 2) — по ГОСТ 12969, содержащей следующие данные:

  • наименование (товарный знак) предприятия-изготовителя;
  • наименование и (или) обозначение типа и индекса крана;
  • год и месяц изготовления;
  • заводской номер;
  • максимальная грузоподъемность;
  • обозначение стандарта или технических условий (при наличии).

Паспорт — это основной документ на грузоподъемное оборудование, содержащий полную информацию о нем (рис. 3). Этот документ хранится в течение всего срока службы крана, а в случае продажи оборудования переходит вместе с ним к новому владельцу.

Паспорт должен содержать:

  • идентификационные признаки, значения основных параметров и характеристик;
  • сведения о сертификации, изготовителе, сроке службы, гарантийных обязательствах;
  • сведения о приемке;
  • другую информацию, необходимую для эксплуатации устройства.

Помимо паспорта согласно ГОСТ 34022-2016 у организации на каждый грузоподъемный кран, в том числе мостовой, должны быть следующие документы:

  • комплектовочная ведомость;
  • паспорт тали;
  • руководство по монтажу и эксплуатации.

Руководство по эксплуатации должно содержать:

  • наименование изготовителя и (или) его товарный знак;
  • наименование и (или) обозначение устройства (тип, марка, модель (при наличии));
  • заводской номер, месяц и год изготовления;
  • сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) устройства;
  • указания по монтажу или сборке, наладке или регулировке, техническому обслуживанию и ремонту устройства;
  • указания по использованию устройства и меры по обеспечению безопасности, которые необходимо соблюдать при эксплуатации устройства, включая ввод в эксплуатацию, применение по назначению, техническое обслуживание, периодическое диагностирование, испытания, условия транспортирования, упаковки, консервации и хранения, указания по ремонту;
  • назначенные показатели (срок хранения, срок службы и (или) ресурс) в зависимости от конструктивных особенностей, а также указания владельцу оборудования о действиях по истечении срока службы и (или) выработки назначенного ресурса;
  • перечень критических отказов, возможные ошибочные действия персонала, которые приводят к инциденту или аварии;
  • действия персонала в случае инцидента, критического отказа или аварии;
  • критерии предельных состояний;
  • указания по выводу из эксплуатации и утилизации, а также меры для предотвращения использования устройства не по назначению после достижения назначенных ресурса или срока службы;
  • сведения о квалификации обслуживающего персонала.

Если производитель использовал покупные комплектующие изделия для сборки крана, то руководства на них должны входить в руководство по эксплуатации или в комплект эксплуатационной документации.

Информация в руководстве по эксплуатации должна быть достаточной, чтобы разрабатывать программы обучения персонала, обслуживающего грузоподъемное устройство, а также планировать осмотры, обеспечивать техническое обслуживание и ремонт.

Какие краны требуют освидетельствования

Освидетельствование крана является важной процедурой для обеспечения безопасности работы и сохранности оборудования. Оно должно проводиться регулярно, в соответствии с требованиями нормативно-технической документации

Существуют различные виды кранов, и каждый из них требует особого подхода при освидетельствовании. Вот некоторые из них:

  • Мостовые краны: частичное техническое освидетельствование должно проходить каждые 6 месяцев, а полное — каждые 3 года. При этом требуется проверка грузозахватного устройства, механизмов передвижения крана, электрооборудования и других компонентов.
  • Козловые краны: частичное освидетельствование проводится каждые 6 месяцев, а полное — каждые 3 года. Проверяются такие элементы, как грузозахватные приспособления, системы управления и сигнализации, а также прочность металлических конструкций.
  • Автомобильные краны: частичное освидетельствование проводится каждые 6 месяцев, а полное — раз в год. Проверяются условия работы грузоподъемного механизма, функциональность управляющих механизмов, а также состояние шасси и шин.

Также следует отметить, что освидетельствование кранов требуется после капитального ремонта, длительной эксплуатации без проведения проверок, а также при изменении конструкции или назначения крана.

Освидетельствование кранов должно производиться специалистами или организациями, имеющими соответствующую лицензию и опыт работы с данной техникой. Результаты освидетельствования должны быть задокументированы и храниться в течение всего срока эксплуатации крана.

Заключение

Результаты технического освидетельствования крана записываются в его паспорт инженерно — техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кра­нов, проводившим освидетельствование, с указанием срока следующего освидетельствования. Записью в паспорте действующего крана, подвергнутого периодическому техническому осви­детельствованию, должно подтверждаться, что кран отвечает требованиям Правил ПБ №533, находится в исправном состоянии и выдержал испытания. Разрешение на дальнейшую работу крана в этом случае выдается специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС.

Техническое освидетельствование кранов может осуществляться специализированной организацией.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий