Назначение колесного трактора

Мощность и производительность

Колесный трактор оснащен мощным двигателем, который обеспечивает его производительность и эффективность в работе. Мощность двигателя определяет способность трактора выполнять различные задачи.

Мощность колесного трактора измеряется в лошадиных силах (л.с.) или киловаттах (кВт). Чем выше мощность, тем больше работ трактор способен выполнить.

Колесные тракторы различных моделей и марок имеют разную мощность. Например, небольшие сельскохозяйственные тракторы могут иметь мощность от 20 до 70 л.с., в то время как большие промышленные тракторы могут иметь мощность более 200 л.с.

Кроме мощности, важной характеристикой трактора является его производительность. Производительность трактора зависит от его мощности, а также от других факторов, таких как эффективность использования топлива, скорость работы, наличие специализированных прикрепляемых и съемных инструментов

Тракторы обычно используются для таких задач, как пахота, посев, уборка урожая, транспортировка грузов и другие работы на сельскохозяйственных и промышленных объектах. Правильный выбор трактора с необходимой мощностью и производительностью позволяет повысить эффективность работы и сэкономить время и ресурсы.

Характеристики колесного трактора

К основным параметрам, которые характеризуют трактор с большими колесами, относятся следующие четыре:

  1. Мощность. На сегодняшний день выпускаются модели, мощность которых составляет до 350-500 лошадиных сил.
  2. Масса. Большеколесные трактора могут весить от 10-ти тонн и более.
  3. Тяговый класс. Предусмотрено несколько тяговых классов для тракторов. Если универсальные модели имеют класс от 3 до 5, то большеколесные – от 5 до 8.
  4. Скорость. Современные модели способны разгоняться до 30 км/ч

Интересно, что на удобство эксплуатации спецмашины влияет и такая характеристика как давление в колесах трактора. Регулировка этого показателя необходима при работе на разных видах грунта. Также давление изменяется в зависимости от того, какую операцию будет выполнять трактор. К примеру, для общих работ нормальным показателем будет 1,4 кгс/см2 для передних и задних колес. А для езды по мягкой грунтовой поверхности потребуется накачать передние колеса до 1,0 кгс/см2, а задние – до 1,4 кгс/см2. Это необходимо для отличного сцепления и высокой устойчивости спецмашины.

Рабочие разряды

Кроме открытия определенной категории в правах, трактористы-машинисты регулярно проходят аттестацию и повышение квалификации. После сдачи экзаменов и выполнения нормативов присваиваются разряды:

  1. 2 разряд. Дает право управления техникой под контролем опытного тракториста.
  2. 3 разряд. Самостоятельное управление, выполнение грузозахваточных работ при помощи специальных приспособлений, проведение разгрузки.
  3. 4 разряд. Эксплуатация машин мощностью до 100 л.с., проведение разгрузочно-погрузочных работ, складирования и перемещения грузов на расстояние.
  4. 5 разряд. Самоходные машины с двигателем более 100 л.с., такие как гусеничные экскаваторы и бульдозеры.
  5. 6 разряд. Управление крупногабаритной самоходной техникой, тракторами, бульдозерами, экскаваторами мощностью выше 200 л.с.

Независимо от открываемой категории права на трактор получают только после прохождения специального обучения в организации, имеющей лицензию от Гостехнадзора. Экзамены сдаются в ведомственном органе.

Экзаменационный билет 1

1.           Мастер-наладчик, его функции в проведении ТО тракторов.

2.           Единичные и комплексные показатели надёжности и их связь с экономической эффективностью использования машин.

3. Перспективный типаж тракторов. Его необходимость и принципы построения.

4. Графический и аналитический методы расчёта основных конструктивных параметров лемешно-отвального и чизельного плуга.

5. Основные тенденции совершенствования конструкций машин поверхностной обработки почвы.

6.     Цель повышения энергонасыщенности тракторов. Применение энергонасыщенных тракторов, обеспечение условий для их эффективной работы.

7.     Информационная модель технологического процесса боронования. Типы рабочих органов борон. Конструктивные компоновки дисковых и зубовых борон. Графический и аналитический методы расчёта основных конструктивных параметров дисковых и зубовых борон.

8.     Силы и моменты, действующие на кривошипно-шатунный механизм. Уравновешивание двигателей.

9. Информационная модель технологического процесса культивации. Типы рабочих органов культиваторов. Конструктивные компоновки культиваторов. Графический и аналитический методы расчёта основных конструктивных параметров культиваторов.

10.     Мобильные агрегаты ТО тракторов, их назначение, технические возможности.

11.     Методы потребности в капитальном ремонте тракторов, автомобилей, комбайнов, агрегатов (двигателя, коробки передач, заднего моста).

12. Порядок расчёта и комплектования посевного МТА.

13.     Технология проверки качества ремонта головок блока, радиаторов, топливных баков.

14. Основы расчёта конструктивных и технологических параметров разбрасывателей органических удобрений: 1) с цепочно-планчатым транспортёром и роторными сбрасывателями; 2) подающим шнеком и дисковым сбрасывателем.

15.     Дать определение и схемы маршрутов движения транспортных средств.

16.     Назначение и организация работы стационарного пункта ТО тракторов.

17. Основы расчёта конструктивных и технологических параметров высевающих аппаратов с катушками желобкового и штифтового типа.

18. Основы расчёта конструктивных и технологических параметров посадочных аппаратов вычерпывающего и элеваторно-ковшового типов.

19. Правила настройки культиваторов на заданный технологический процесс междурядной обработки посевов и посадок пропашных культур.

20. Энергетический баланс колёсной машины, его анализ. Общий и тяговый КПД трактора.

21. Основы расчёта конструктивных и технологических параметров подкапывающих лемехов, прутковых сепарирующих элеваторов с пассивными и активными встряхивателями, комкодробителей, горок.

22. Современные технологии и комплексы машин для послеуборочной обработки зерновых, семян льна, овощей. Обзор технологических схем пунктов и комплексов послеуборочной обработки урожая. 

23. Учёба механизаторских кадров, назначение, организация учёбы.

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Кафедра механизации сельского хозяйства

Государственный междисциплинарный экзамен для специальности 110301 – Механизация сельского хозяйства

Классификация тракторов по назначению, тяговому классу, ходовой

Тракторы – разновидность сельскохозяйственных, промышленных или других самоходных машин, обладающих определенными техническими характеристиками, возможностями и отличающиеся конструкцией. В комплекте с дополнительным навесным, полунавесным и специальным рабочим оборудованием значительно расширяются возможности и функционал тракторов, что превращает их в машинно-тракторный агрегат. Классифицируют данные агрегаты по ряду признаков.

Рассмотрим наиболее распространенные и важные классификации.

Классификация тракторов по назначению и специфике работ

По данному критерию трактора можно разделить на 2 большие группы – сельскохозяйственные и промышленные.

Классификация сельскохозяйственных тракторов включает такие типы агрегатов:

  • общего назначения – для выполнения широкого спектра полевых работ (кроме уборки и обработки урожая);
  • универсальные – кроме подготовки грунта, используются для обработки и уборки урожая;
  • универсально-пропашные – используются для подготовки грунта, для посадки, уборки и обработки урожая. Не активно используются на целинных грунтах;
  • специализированные – используются зависимо от культуры и вида производства. Бывают виноградниковые, садоводческие, тепличные и т. д.

Промышленные агрегаты делятся на:

  • общего назначения – в основном используются с бульдозерными отвалами и разнообразными бурами;
  • болотоходные;
  • специализированные (погрузчики, трубоукладчики, для подземных и подводных работ и т. д.);
  • лесопромышленные. В свою очередь также делятся на трелевочные, болотоходные и плавающие.

Классификация по типу ходовой системы

По типу ходовой системы делятся на колесные, гусеничные и смешанные.

Колесные трактора передвигаются с помощью колесного движителя. В стандартной компоновке агрегаты имеют 4 колеса. 2 передних колеса обычно имеют меньший диаметр и являются управляемыми, 2 задние колеса имеют больший диаметр и являются ведущими. Коротко такая колесная формула обозначается 4К2.

Гусеничные трактора, соответственно, передвигаются с помощью гусениц. Агрегаты со смешанным типом движителя приводятся в движение одновременно колесами и гусеницами.

Классификация тракторов по тяговому классу

Тяговый класс трактора зависит от усилия агрегата при полной его эксплуатационной массе, которое он развивает на поверхности средней плотности и влажности. Для сельскохозяйственных и промышленных тракторов общего назначения класс тяги тракторов представлен в таблице ниже:

Рассмотрим классификацию по мощности тракторов более подробно. Трактора и мотоблоки 0,1 и 0,2 тягового класса относятся к малогабаритным агрегатам малой мощности, которые подойдут для владельцев небольших участков. Ярким примером агрегатов тягового класса 0,2 является минитрактор КМЗ.

Трактора 04, 06, и 0,9 тяговых классов уже более мощные и функциональные, способные справляться с широким спектром работ на больших земельных участках.

Механизмы тягового класса 1,4 относятся к агрегатам средней мощности и представлены в основном универсально-пропашными тракторами. Их функциональность очень обширна – от обработки грунта и посевных работ до транспортировки и лесозаготовки.

2 тяговый класс представлен усиленными колесными и гусеничными моделями, которые при соответствующем навесном оборудовании могут выполнять фактически весь известный спектр работ. Трактора этого класса можно считать самыми распространенными и популярными.

Трактора 3 тягового класса активно используются не только в сельском хозяйстве, но и в разных отраслях промышленности. 4 тяговый класс представлен в большинстве гусеничными моделями с высоким уровнем проходимости в любых условиях. Трактора 5-7 классов характеризуются большой массой и проходимостью, широким функционалом, предназначены для сложных условий труда.

Классификация тракторов по экологичности

Четко определить экологический класс трактора той или иной модели сложно, поскольку строгой классификации по данному критерию не существует. При выборе агрегата с точки зрения экологичности, в первую очередь руководствуйтесь мощностью двигателя и устройством топливной системы.

Чем меньше мощность силового агрегата – тем меньше расход горючего и, соответственно, выбросы в атмосферу.

Устройством топливной системы современных тракторов в большинстве случаев предусмотрены хорошие системы очистки топлива и отработанного выхлопа, поэтому данные машины могут считаться безопасными в экологическом плане.

Определение номинального тягового класса

Понятие номинального тягового класса, рассчитанное по ГОСТ 27021-86, является исчерпывающей, подробной характеристикой, показывающей не только эффективность силового агрегата, но и насколько эффективна конструкция самой машины при имеющейся эксплуатационной массе. Рассчитывается исходя из нормальных условий (стерня средней плотности, влажность почвы — 8-18%), в зоне максимального значения КПД и равняется максимально развиваемому агрегатом усилию.

Ниже приведена таблица соответствия классов сельскохозяйственной техники рассчитанных по ГОСТ 27021-86 классам применяемых для разделения по классам техники по стандарту ISO (ISO 7301-77, 7302-79, 7303-82).

Тяговый класс в стандарте ГОСТ 27021-86 Ниже 0,6 0,6; 0,9 0,9; 1,4; 2 2;3;4 5;6;8 Соответствующий класс в стандартах ISO 7301-77, 7302-79, 7303-82 1 1 2 3 4

Таким образом, в описании зарубежной техники можно увидеть такую запись тягового класса как (5-8), что фактически будет соответствовать 4 классу тяги в стандарте ISO для сельскохозяйственной техники. Примером такой записи в отечественной технике может служить трактор с колесной базой ПТЗ(К-744Р1-Р4). Стало это возможным с применением в разных двигателей и расширенной колесной базы на третьей и четвертой ревизии аппарата.

0,2 класс

Как вы уже знаете, к этому классу относятся минитракторы и тяжелые тыловые тягачи. Эта техника предназначена для простой работы на небольших участках. Часто такие тракторы используются для привода всевозможных устройств и механизмов. Сегодня на рынке можно найти множество тракторов этого класса, начиная от ранних МТЗ-082 и Беларус-112, и заканчивая современными: Беларус-08К, Уралец Т-0,2, КМЗ-012, Уссуриец и так далее. Большой популярностью на внутреннем рынке пользуются и китайские модели: Foton TE-244, Chery FD15, Dong Feng DF 244, Xingtai XT-220 и другие. Есть также японские трактора класса 0,2, фирм: Mitsubishi, Iseki и Kubota.

Классификация по тяговому классу

Среди градации тракторов по тяговым характеристикам существуют самоходные машины от самого малого тягового класса в 0.2 т.с. (мотоблоки и минитрактора) до сверхмощных, энергонасыщенных, промышленных серийных образцов с тягой в 80 т.с.

Самыми распространёнными и активно используемыми тракторами среди самоходных машин сельскохозяйственного и промышленного назначения являются машины в тяговом классе от 0.9 до 3 т.с., где класс 1.4 т.с. самый массовый из используемых. Примером таких тракторов являются популярная марка трактора МТЗ 82(80) и ряд современных версий МТЗ в данном классе: 892, 920, 922, 923, 952,1021, 1025.

Примером одного из самых мощных образцов техники является гусеничный промышленный трактор Т-800 в тяговом классе 75 т.с. производства Челябинского Тракторного Завода.

1.Тракторы: назначение, компоновка, классификация, индексация.

Трактор – колесная или гусеничная самоходная машина, которую используют в качестве энергетического средства для передвижения прицепных или навесных сельскохозяйственных машин и орудий, а также для приведения в действие рабочих органов сельскохозяйственных машин.

Компоновка – устройство с/х машин. Основные сборочные единицы трактра составляют:

Двигатель внутреннего сгорания (ДВС)

Механизмы управления и торможения

Рабочие и вспомогательное оборудование

ДВС – тепловая машина, которая предназначена для преобразования хим. Энергии топлива и атмосферного воздуха в механическую энергию.

Классификация трактора: 1. По назначению:

Основного назначения – тракторы используются в растениеводстве(Вспашка, боронование, культивация Т150, Т150К, ДТ75МВ, Т100В)

Универсально пропашного назначения – это тракторы обработки междурядьев (МТЗ, ЛТЗ60Ав, ВТЗ)

Специального назначения – тракторы, которые применяются для обработки отдельных культур ( хлопок, рис, виноградники МТЗ 80Х хлопчатник, Т16ММЧ чай)

2. По типу ходовой части: Колесные и гусеничные.

3. По типу остов:

1) рамные – две поперечные балки связанные двумя поперечными (Т150, ДТ75)

2) полурамные – две короткие продольные балки связанные 2 поперечными. Степень подвижности больше, чем у рамных.

3) безрамные – отсутствует конструкция, которая представляет собой остов из соелиненных м/у собой отдельных механизмов (Т16, мотоблоки, самоходные шасси)

4. По типу трансмиссии – совокупность механизма, которая предназначена для передачи вращающего момента конечного вала на задний мост (ведущий):

3) Электрическая — электроткары

5. По классу тяги: (2,6,9,14,20,30,40,50,60 к Ньютонов)

Индиксация – это марка трактора, которая представляет собой абвиатуру цифр указывающих на завод изготовитель, а также указывает мощность двигателя.

2. Автомобили: назначение, компоновка, классификация, индексация.

Автомобиль- это самоходное транспортное средство предназначенное для перевозки грузов и людей, или выполнения спец. операций.

Автомобили классифицируют по следующим признакам:

назначению – 1)грузовые: (особо малые массы от0,3-1т; малой 1-3т, средней массы 3-5т, большой 5-8т, особо большой массой более 8т)

2) пассажирские (при кол-ве меньше 8 чел – легковые, при кол. Более 8 чел – автобусы)

3) специальные – предназначены для выполнения определенных работ (скорая, молоковозки и др.)

типу шасси – рамные и безрамные;

приспособляемости к дорожным условиям – нормальной и повышенной проходимости;

числу осей – двух-, трехосные;

типу двигателя – карбюраторные, дизельные, инжекторные, газовые, газодизельные.

В марке автомобилей указывают сокращенное название завода-изготовителя (ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, “Урал”, КрАЗ, ВАЗ, ИЖ, АЗЛК, ЗАЗ, УАЗ) и через дефис цифру, соответствующую номеру модели.

3. Общие понятия о технологиях в с/х производстве, их виды.

Под технологией с/х производства понимают систему производства, хранения, переработки и реализации продукции с конкретными количественными и качественными показателями при наименьших затратах труда, средств и энергии.

Процессы совершенства технологии происходят при наличии след факторов:

Наличия в хозяйстве средств интенсификации семян, удобрений, машин, топлива, средств хим. защиты и т. д.

Учет конкретных агроклиматических условий

В зависимости от наличия в хозяйстве средств интенсификации различают след. виды технологии: 1. Экстенсивная;

3. интенсивная – обеспечивает нормальный уровень минеральных удобрений

4. сверх интенсивная – посев семян точности

Имеется базовая технология, и все эти баз. Технологии внесены в федеральный регистр « технология производства продукции растениеводства».

Они построены по определенному принципу: блочно-модульному.

Баз. Техн. Включает в себя 9 технологических модулей:

Основная обработка почвы

Предпосевная обработка почвы

Обработка посевного материала

Уход за посевом

Привязка баз. техн. к конкретным делается с помощью адаптера – перечень технологических операций и набор для их выполнения.

Разновидности колесных тракторов

Назначение колесных тракторов зависит от тягового класса машины:

  • уровень тяги менее 0,9 – мотоблоки, мотокультиваторы, мини-тракторы для приусадебных хозяйств;
  • тяга 0,9-1,4 – универсальные пропашные модели и компактная техника, назначение которой состоит в выполнении основных сельхозработ, а также использование в городском хозяйстве;
  • уровень 1,4-2 – самоходные компактные садовые машины, косилки, техника для виноградников;
  • тяга от 2 до 3 – техника на пневмоходу, валковые косилки, модели с функцией регулирования колеи;
  • уровень 3-5 – универсальные сельскохозяйственные тракторы, пахотные машины, тракторо-технологические модели;
  • тяговый класс 5-8 – энергоемкая техника, промышленные тракторы повышенной мощности;
  • тяга более 8 – полноприводная трехосная техника и многофункциональные тягачи.

Основные характеристики сельскохозяйственной техники


Все сельскохозяйственные машины, от садовых тракторов до крупных промышленных моделей сельскохозяйственных машин, делятся на 17 групп по тяговому усилию. А вот популярные модели сельхозтехники, используемые в частных хозяйствах, делятся на 8 групп. Первые три группы относятся к задним тракторам и мини-технике. В последнее время производители стали выпускать и сельскохозяйственную технику с 7 тягой, ранее техника с таким показателем относилась к крупным промышленным. Однако в связи с развитием личных подсобных хозяйств трактор 7-го класса оказался востребован у фермеров и его перевели в общепромышленные.

Основные показатели для всех моделей и тягового класса тракторов приведены в таблице ниже:

Тяговая силаТехника воздействия в л.мед.Возможные растягивающие усилия, кНСредняя масса автомобиля, кгПопулярные модели техники
На колесахНа ходу
0,1Мотоблок садовый
0,210–141,8–5,4Менее 5 30Производительные мотоблоки, минитракторы.
0,4Jinma (120, 264E), отечественный сегодня не производится.
0,622–255.4–8.11500Беларус 300, Т30 и Т25.
0,940–508,1–12,62600Т40
1,455–7512.6-182900ЮМЗ 6, Беларус 900, МТЗ 80/82.
275-9018–27Менее 5000Беларусь 1220Т 70, 54 (специальные)
39027–366300Беларусь 1500, Т150кТ 150, ДТ 75.
4130–16536–45Менее 7900Беларусь 2022Т 4А, ХТЗ-201.
5От 16545–547900Белорусский 3023, К 700.Т 501.
6300–40054–63Менее 11 600Джон Дир 9430Т 130м
7300–40063–72Менее 11 600Банкомат Террион 7360

В таблице указаны основные показатели, которые учитываются при выборе модели. Чем сложнее предстоит работа и чем больше земли, тем выше класс техники потребуется.

Тракторы тягового класса 2

Тракторы тягового класса 2 (свекловодческий Т-70СМ и виноград- никовый Т-70В) гусеничные. Разработаны гусеничный трактор Т-90С, колесные тракторы «Беларус-1221», ЛТЗ-155, ЛТЗ-95 и универсальное шасси «Беларус» ШУ-356.

На тракторе «Беларус-1221» установлен шестицилиндровый дизель мощностью 130 л.с. с турбонаддувом. Коробка передач с переключением на ходу. Трактор снабжен передней и задней навесками и может быть оборудован редуктором вала отбора мощности (ВОМ) и дополнительным ВОМ.

Трактор ЛТЗ-155 называют интегральным, потому что в нем объединены (интегрированы) составные части различных видов агрегатов — от простых до комбинированных (совмещенных). Мощность двигателя 150 л.с. Особенность интегрального трактора — модульный принцип построения. Его собирают из трех основных частей-модулей: энергетического, управляющего и технологического.

Энергетический модуль состоит из дизеля, трансмиссии, переднего ведущего моста с колесами, навесного устройства и ВОМ.

Управляющий модуль — это пост управления, расположенный в кабине. Его можно повернуть на 180° для продолжительной работы задним ходом, например, с волокушей или на уборке в качестве комбайна.

Технологическим модулем служит задний мост в сочетании с различными устройствами для работы с сельскохозяйственными орудиями и машинами, навешенным уборочным агрегатом на уборке, грузовой платформой или седельным устройством на транспортных и даже лесохозяйственных работах.

У тракторов возможно увеличить или уменьшить агротехнический просвет. Шасси ШУ-356 с двигателем мощностью 80 л.с. предназначено для выполнения различных сельскохозяйственных полевых работ и перевозки грузов на платформе вместимостью 2,5 м3.

Основные характеристики

Колесный трактор – это мощная сельскохозяйственная машина, предназначенная для выполнения различных работ на поле и в лесу. Он оснащен специальными колесами, которые обеспечивают ему высокую проходимость на различных типах грунта.

Основные характеристики колесного трактора включают:

  • Мощность двигателя: колесные тракторы обычно оснащены дизельными двигателями с различной мощностью. Мощность двигателя определяет, какие задачи трактор может выполнять и насколько эффективно он справится с ними.
  • Грузоподъемность: это максимальная нагрузка, которую трактор может поднять и перевезти. Грузоподъемность зависит от конструкции трактора и может быть различной в зависимости от модели.
  • Скорость: колесные тракторы способны развивать различные скорости вперед и назад. Скорость влияет на продуктивность работы трактора и его способность маневрировать на поле.
  • Колесная база: это расстояние между передней и задней осью трактора. Колесная база влияет на устойчивость и маневренность трактора на неровной местности.
  • Вес: вес трактора влияет на его устойчивость и способность распределить нагрузку на землю. Он также может влиять на проходимость трактора на мягком грунте.

Все эти характеристики должны быть учтены при выборе колесного трактора для определенного вида работ. Как правило, чем больше мощность, грузоподъемность и скорость трактора, тем шире спектр задач он может выполнять.

Также стоит отметить, что современные колесные тракторы могут быть оснащены различными функциями и опциями, такими как гидроусилитель руля, кондиционер, круиз-контроль и другие. Эти дополнительные возможности могут повысить комфорт работы и удобство использования трактора.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий