МАЗ-543А
В 1963 году была разработана также модификация шасси МАЗ-543А, грузоподъёмность которого была увеличена до 19,4 тонн. Грузовики этой модели также отправлялись в Волгоград для оснащения ракетными комплексами «Темп-С» – мобильными оперативно-тактическими ракетными комплексами фронтового подчинения, оснащёнными двухступенчатыми твёрдотопливными баллистическими ракетами 9М76 с отделяемыми ядерными головными частями. В 1966 году, после запуска промышленного производства, на грузовики МАЗ-543А стали монтироваться армейские кузова и специальные надстройки.
Кроме немного большей грузоподъёмности, отличий от базовой версии у А-модификации было немного. К основным из них относятся: смещение обеих кабин вперёд: благодаря этому решению получилось увеличить длину полезной рабочей части рамы до семи метров. Продвижение обеих кабин вперёд. привело к небольшому увеличению переднего свеса (всего на 93 мм).
Производство данной машины продлилось до начала 2000-х годов, и за все эти годы было выпущено более 2,6 тысяч экземпляров этих четырёхосников.
Основным назначением данного автомобиля все годы производства оставалась транспортировка оперативно-тактических ракетных комплексов, систем залпового огня «Смерч» и систем противовоздушной обороны (типа С-300).
Кроме этого, на шасси устанавливались надстройки любого типа, в том числе – передвижные командные пункты, радиолокационные станции, полевые казармы для личного состава.
Об истории модели
Проектирование это могучего грузовика проводилось с 1956 года, в Специальном конструкторском бюро №1 Минского автомобильного завода, параллельно с разработкой «малых» балластных тягачей МАЗ-535 и МАЗ-536.
Главным конструктором модели был Борис Львович Шапошник – опытный специалист, будущий Герой Социалистического Труда, ранее уже возглавлявший работы над моделями тяжёлых карьерных самосвалов МАЗ-525 и МАЗ−530; колёсных артиллерийских тягачей с колёсной формулой 8х8.
При создании минских тягачей-ракетовозов 535-й и 537-й моделей конструкторское бюро Бориса Шапошника впервые в отечественном машиностроении разработало и внедрило в производство оригинальную гидромеханическую трансмиссию, двухскоростную раздаточную коробку, тележечную схему размещения мостов (2 плюс 2); сделало управляемыми колёса двух передних мостов, применило 7(!) дифференциалов, независимую подвеску всех колёс, тормоза пневмогидравлического типа, централизованную подкачку шин; сконструировало оригинальную раму корытообразного типа.
Первые грузовики МАЗ-537 были собраны в конце 1958 года, а в марте 1959-го модель запустили в мелкосерийное производство. Оно продолжалось в Минске до 1964 года, после чего производство МАЗов 537-й серии было переведено в город Курган. Там в конструкцию машин постепенно вносились некоторые изменения, и они выпускались уже под маркой КЗКТ – Курганского завода колёсных тягачей.
На вооружение Советской армии МАЗ-537 был принят 30 июля 1962 года, и некоторые машины продолжают службу и в XXI веке, уже в составе армии Российской. Общее количество выпущенных в Минске и Кургане таких грузовиков доподлинно неизвестно, но оно оценивается в 8-10 тысяч экземпляров.
Изменения, которые были внесены в первоначальный вариант конструкции, не очень значительные. В частности – воздухозаборник стал коробчатым, обзор дороги и окружающей местности улучшили за счёт увеличения площади зеркал заднего вида. Крылья грузовика стали плоскими и были продлены до средних мостов. Добираться до сцепки и лебёдки стало возможным по лестнице.
Специально для тяжёлых грузовиков семейства МАЗ-537 изначально были созданы прицепы-тяжеловозы модели 2-ППТ-50, грузоподъёмностью в 50 тонн. В дальнейшем, по мере развития серийного производства данной модели грузовика, разрабатывались и внедрялись в производство более совершенные прицепы и специальные грузовые платформы.
Основное применение седельных тягачей МАЗ-537 с допустимой нагрузкой на сцепное устройство 25 тонн – работа в составе автопоездов полной массой до 90 тонн и буксировка низкорамных 65-тонных полуприцепов для транспортировки тяжёлой техники, крупногабаритных неделимых грузов, различных систем вооружения и ракетных систем.
Особенности МАЗ-543М
В 1976 году появилась новая, наиболее массовая модификация МАЗ-543. Опытный образец, получивший название МАЗ-543М, испытывался в течение 2 лет. Эта машина была принята на вооружение сразу после дебюта. Эта модификация стала самой удачной в семействе МАЗ-543. Рама стала самой длинной в своем классе, а грузоподъемность автомобиля увеличилась до 22,2 тонны. Самое интересное в этой модели было то, что все узлы и агрегаты были полностью идентичны узлам других моделей семейства МАЗ-543.
На шасси МАЗ-543М устанавливались самые мощные советские пусковые установки, зенитные установки и различные артиллерийские системы. На это шасси также устанавливались различные специальные надстройки. За весь период выпуска модификации МАЗ-543М было выпущено более 4500 автомобилей.
Большой интерес представляет перечень конкретных средств обеспечения, устанавливаемых на шасси МАЗ-543М:
- Мобильные общежития рассчитаны на 24 человека. Эти комплексы имеют системы вентиляции, микроклимата, водоснабжения, связи, микроклимата и отопления;
- Мобильные столовые для боевых расчетов.
Эти автомобили использовались в отдаленных районах Советского Союза, где не было населенных пунктов и мест для проживания.
В 1986 году лицензия на сборку МАЗ-543 была продана китайской компании Wanshan, которая производит их до сих пор.
Пожарный «Ураган»
Особого внимания заслуживает доработка МАЗ-543 в качестве пожарной машины. Машина создавалась для использования в аэропортах. Внедрение оказалось настолько успешным, что оборудование можно встретить и сегодня в «сервисе».
Среди особенностей пожарного МАЗа можно отметить бак для воды на 12000 литров и дополнительный пенобак на 900 литров, что позволяет тушить масштабные пожары в аэропортах. К сожалению, из-за громоздкой конструкции автомобиль нельзя использовать в городских условиях.
Единственный недостаток, который выделяется в модификации Ураган Фаэр — большой расход топлива, который достигает 100 литров.
Промежуточные и единичные машины линейки
Еще до появления первой модификации конструкторы использовали различные решения по базовой технологии, что привело к появлению множества мелких вариаций.
- МАЗ-543Б — Грузоподъемность увеличена до 19,6 тонны. Основное назначение — транспортировка пусковых установок 9П117М.
- МАЗ-543В — предшественник последней удачной модификации имел смещенную вперед кабину, удлиненное шасси и увеличенную грузоподъемность.
- МАЗ-543П — Автомобиль упрощенной конструкции использовался для буксировки прицепов, а также для проведения учений по обучению машинистов серийных подразделений. В ряде случаев модификация эксплуатировалась в народном хозяйстве.
- МАЗ-543Д — единственный представитель модели с многотопливным дизельным двигателем. Интересная идея не продвигалась, потому что ее было сложно реализовать.
- МАЗ-543Т — Модель предназначена для комфортного передвижения по горной местности.
МАЗ-543М
Самым совершенным вариантом данного четырёхосного грузовика стало шасси МАЗ-543М, разработанное в 1974 году. От двух предшествующих модификаций его отличало наличие одной кабины (размещённой с левой стороны) и увеличенная до 22,2 тонн грузоподъёмность. Также существенным конструктивным изменением можно назвать установку двух топливных баков емкостью по 370 литров, дополнительно оборудованных центробежными подкачивающими насосами. Основная же конструкция существенным изменениям подвергнута не была.
Помимо установки военного оборудования, на заводе решено было оснастить автомобиль МАЗ-543М цельнометаллической платформой, которая позволяла перевозить всевозможные грузы и солдат. Данный вариант модели вошёл в историю всерьёз и надолго. Его оснащали самым современным и мощным вооружением, а также многочисленными специальными надстройками, также, прежде всего, военного назначения.
Грузовики МАЗ-543М перевозили боевые установки «Смерч», береговые комплексы «Берег», ракетные комплекс «Рубеж», несколько типов зенитных установок – комплексов ПВО С-300, командно-штабные машины (защищённые машины для пунктов управления войсками «Редут»), автономные мастерские и электростанции, автокраны КС-5571 грузоподъёмностью 25 т с гидроприводом и телескопической стрелой, и многое другое.
Таких автомобилей было выпущено больше всего в данном семействе: 4,5 тысячи экземпляров шасси МАЗ-543М. После распада Советского Союза серийный выпуск был остановлен, однако Минский автомобильный завод продолжал выпуск специальных партий данный грузовиков по государственным заказам. К середине 2000-х годов общее число собранных на заводе машин семейства МАЗ-543 достигло 11-ти тысяч единиц.
Операторы
- Белоруссия Белоруссия — 72 единицы 9П140, по состоянию на 2016 год
- Гвинея Гвинея — 3 единицы 9П140, по состоянию на 2016 год, всего поставлено 4 РСЗО «Ураган»
- Казахстан Казахстан — 180 единиц 9П140 на хранении, по состоянию на 2016 год
- Киргизия Киргизия — 6 единиц 9П140, по состоянию на 2016 год
- Молдавия Молдавия — 11 единиц 9П140, по состоянию на 2016 год
- Россия Россия — 900 единиц 9П140, из них 700 на хранении, по состоянию на 2016 год
- Сирия Сирия — некоторое количество 9П140, по состоянию на 2016 год, 36 единиц 9П140 поставлено из СССР в период с 1987 по 1988 годы
- Туркмения Туркмения — 60 единиц 9П140, по состоянию на 2016 год, по данным ОАО «Мотовилихинские заводы» поставлено всего 54 РСЗО «Ураган»
- Украина Украина — 70 единиц 9П140, по состоянию на 2016 год, всего поставлено 139 РСЗО «Ураган»
- Узбекистан Узбекистан — 48 единиц 9П140, по состоянию на 2016 год
- Эритрея Эритрея — 9 единиц 9П140, по состоянию на 2016 год. Поставлены в 2007 году из Белоруссии
По некоторым сообщениям, 11 единиц были поставлены из Молдавии в Армению в 2011 году. Однако, по другим данным, 12 молдавских комплексов 9К57 были поставлены в Йемен в 1994 году, в Армению при этом, ни из Молдавии, ни из каких либо других государств поставки РСЗО 9К57 «Ураган» не осуществлялись, по состоянию на 2014 год из систем РСЗО на вооружении Армении имеются только БМ-21 и WM-80.
Бывшие операторы
- Афганистан Афганистан — некоторое количество 9П140, по состоянию на 2010 год, всего поставлено 18 РСЗО «Ураган»
- Ирак Ирак — всего поставлено 24 РСЗО «Ураган»
- Йемен Йемен — всего поставлено 12 РСЗО «Ураган». Поставки осуществлены из Молдавии в 1994 году.
- Таджикистан Таджикистан — 12 РСЗО «Ураган» в составе в/ч пп11121 201 мсд ВС России. В настоящее время в/ч пп 11121 расформирована, все РСЗО перераспределены в части 201 военной базы России в республике Таджикистан.
Технические характеристики и сравнение с аналогами
Колёсные грузовики военного предназначения, схожие по ТТХ с тягачом МАЗ-537, появлялись и за рубежом. В США для армейских нужд фирма Mack начала производство тягача M123 и бортового грузовика M125.
В Великобритании для перевозки бронетехники и в качестве балластного тягача использовали автомобиль “Antar” .
МАЗ-537 | Mack M123 | Thornycroft Antar | |
Масса, тонн | 21,6 | 14 | 20 |
Длина. метров | 8,9 | 7,1 | 8,4 |
Ширина, метров | 2,8 | 2,9 | 2,8 |
Мощность двигателя, л.с. | 525 | 297 | 260 |
Максимальная скорость, км/ч | 55 | 68 | 45 |
Запас хода, км | 650 | 483 | Н.д. |
Американский тягач был машиной традиционной компоновки, созданной на автомобильных агрегатах. Первоначально он оснащался карбюраторным мотором, и только в 60-е годы грузовики переделали, установив дизеля мощностью 300 л.с. В 70-х годах в качестве танкового тягача в американских войсках их сменил М911. Британский «Антар» использовал в качестве силовой установки «урезанный» до восьми цилиндров авиационный двигатель, нехватка мощности которого была очевидна уже в конце 50-х.
Поздние модели с дизельным двигателем несколько прибавили в скорости (до 56 км/ч) и грузоподъёмности, но всё равно оставались не очень удачными. Однако надо учесть, что изначально «Антар» разрабатывался, как грузовик для работы на нефтяных разработках, а не для армейской службы.
Например, М123, тоже предназначенный для буксировки грузов массой 50-60 тонн, имел автомобильный (а не танковый) двигатель гораздо меньшей мощности. Бросается в глаза и наличие на советском тягаче гидромеханической трансмиссии.
МАЗ-537 продемонстрировал высочайший потенциал конструкторов Минского автозавода, сумевших не только разработать в короткие сроки разработать грузовик оригинальной конструкции (МАЗ-535), но и быстро его модернизировать. И, хотя в Минске довольно быстро перешли на выпуск «Ураганов», продолжение выпуска МАЗ-537 в Кургане подтвердило его высокие качества, а грузовик КЗКТ-7428 стал его достойным преемником, показав, что потенциал конструкции исчерпан ещё не полностью.
МАЗ-4371: цена нового и б/у
По сравнению с зарубежными аналогами цена на автомашину МАЗ-4371 существенно меньше и адекватней.
На нынешний момент выпуск данного грузовика ограничен. Приобрести новый автомобиль хоть и сложно, но всё же возможно. Цена автомашины МАЗ-4371 без пробега стартует от 1,9 миллиона рублей.
Что же касается б/у моделей грузовика МАЗ-4371, то здесь предложений просто масса. Стоимость здесь напрямую зависит от года выпуска и фактического пробега:
- Автомобили 2007-2009 года выпуска (пробег до 200 тысяч км) можно купить за 370-440 тысяч рублей. Грузовики с тентовой платформой обойдутся на 80-110 тысяч дороже.
- Автомашины МАЗ-4371 2009-2011 года выпуска (пробег до 150 тысяч км) можно купить за 520-620 тысяч рублей. Тентовые версии так же будут несколько дороже.
- Модели 2012-2014 годов выпуска (пробег до 100 тысяч км) можно купить за 740-950 тысяч рублей.
Инструкция по эксплуатации
Учитывая оригинальность конструкции и особенности эксплуатации шасси, производитель рекомендует для обеспечения надежной и безопасной работы тщательно изучить инструкцию по эксплуатации и безукоризненно выполнять все ее требования. К управлению транспортного средства допускаются водители, изучившие и сдавшие экзамены по знанию технической базы, мер безопасности и вождению данного вида техники.
Экипаж состоит из 2 человек. После получения новой машины ее необходимо обкатать. После первой 1 тыс. км пробега выполняют крепежные работы, соответствующие техническому обслуживанию (ТО-1), а также проверяют крепления центральных редукторов к раме. Через каждые 2 тыс. км пробега проводят первые 2 смены масла в баке.
Перед запуском мотора прокачивают смазочную систему электромаслозакачивающим насосом на давлении не менее 2,5 кгс/см². Насос в работающем состоянии запрещается держать более 1 минуты, также нельзя удерживать стартер во включенном положении более 5 секунд. Повторное его включение разрешается через 25-30 секунд.
Если температура воздуха ниже 5°С, коленчатый вал не проворачивают, двигатель не запускают без предварительного подогрева. После включения подогревателя через 1-2 минуты на ощупь проверяют равномерность нагрева котла. По завершении работы агрегата повторный пуск возможен через 30 минут. После мойки при температуре окружающей среды ниже 5°С его запускают на 3-5 минут для удаления воды из нагнетателя.
При движении переключение передач в планетарной КП осуществляют последовательно с высшей на низшую. При езде по хорошей дороге на второй и третьей передачах блокируют гидротрансформатор. Задний ход включают после полной остановки техники. При движении по дорогам с твердым покрытием или по сухим грунтовым дорогам в раздаточной коробке включается прямая передача, при перемещении в сложных условиях — понижающая.
Вынужденная остановка машины на подъемах или спусках с уклоном более 7° требует использования не только ручного тормоза, но и механического привода правого главного тормозного цилиндра, при чем стоянка на приводе не должна превышать 4 часа, иначе устанавливают горные упоры: на подъеме — под оба колеса заднего моста, на спуске — переднего моста.
Все модели военных МАЗов не предназначены для гражданских перевозок и хозяйственных нужд. Они изготавливаются мелкими сериями только по госзаказам для нужд армии. На вторичном рынке машины не продаются, в аренду не сдаются. Поэтому цену и стоимость аренды невозможно узнать.
Особенности кабины
Изначально автомобили МАЗ-543 имели цельную кабину и успешно прошли испытания по перевозке ракет. Однако вскоре разработанный комплекс ракет с боевым орудием почти в 12,5 м длиной уже не мог разместиться на имеющемся шасси. Существовало всего одно решение – удлинить шасси, однако это было бы не рационально и потребовало бы серьезных изменений в конструкции.
Главный конструктор автомобильного завода того времени Шапошников пошел на смелый шаг и поделил цельную кабину на две, между которыми и разместилась «голова» ракеты. Такое уникальное решение стало столь удачным, что далее использовалось в других моделях схожего типа.
Основные модификации
На сегодня существует две основные модели и несколько мелкосерийных вариантов исполнения.
МАЗ 543 А
В 1963 году была представлена первая модернизированная версия МАЗ 543А, с незначительно увеличенной до 19,4 т. грузоподъемностью. Немного позже, а именно с 1966 года на основе модификации А (гостиница) стали выпускать разные вариации военной техники.
Как таковых отличительных особенностей от базовой модели не так много. Первое, что можно заметить — сдвинутые вперед кабины. Это позволило добиться увеличения полезной длины рамы до 7000 мм.
Нужно сказать, что производство этой версии было массовым и протянулось вплоть до начала 2000-х годов. Всего с конвейера сошло не более 2500 штук.
В основном транспортные средства служили ракетоносцами для перевозки ракетного вооружения и всевозможного оборудования. Вообще, шасси было универсальным и предназначалось для установки надстроек самых разных типов.
МАЗ 543 М
Золотая середина всей линейки 543, лучшая модификация, создана в 1974 году. В отличие от своих предшественников этот автомобиль имел только одну кабину с левой стороны. Грузоподъемность была самой большой, она составляла без учета веса самого автомобиля до 22200 кг.
В целом серьезных конструктивных модификаций не наблюдалось. На базе МАЗ 543 М выпускалось и создается до сих пор самое грозное вооружение и всевозможные дополнительные надстройки. Это СЗО «Смерч», ЗРК С-300 и т. д.
За все время завод выпустил не менее 4,5 тысяч штук серии М. С развалом СССР серийный выпуск был остановлен. Оставалось только производство незначительных партий по заказу государства. К 2005 году количество сошедших с конвейера сошло в общей сложности 11000 всех возможных вариаций на базе 543-го семейства.
На шасси был разработан в 90-м году военный грузовой автомобиль с цельнометаллическим кузовом МАЗ 7930, на который устанавливается более мощный двигатель (500 л. с.). Запуск серийного производства версии, получившей название МЗКТ 7930, не остановил даже факт распада СССР. Выпуск продолжается и по сей день.
Мелкосерийные модификации
За более чем 50 лет истории этой модели выпускались различные модификации в ограниченном количестве. Серийный выпуск налажен не был, т. к. необходимости в этом не было.
Например, МАЗ 543 Б был предназначен для транспортировки усовершенствованной ракетной установки 9К72. Для массовой серии М, основой послужила опытный образец серии В.
Для хозяйственных нужд и тылового обеспечения выпускались модификации с индексом П. Это были учебные и пожарные автомобили или модели для перевозки прицепов и тяжелых орудий артиллерии. Всего около 250 штук.
Нередко в составе автопоезда из двухосных тягачей МАЗ 5433 и серийного номера 8385 можно встретить бортовой модуль МАЗ 543 7310 и некоторые другие модели.
Незначительная партия МАЗ 543 Ураган была спроектирована также для пожарных служб. Этих гигантов и сегодня можно встретить на взлетных площадках стран СНГ. Пожарная техника оснащалась емкостью для воды объемом 12 тысяч литров и цистерной с пенообразователем на 900 литров.
Такие машины были незаменимы для ликвидации возгораний на таких объектах. Главный минус всех автомобилей этой серии в большом расходе топлива. Если первые модели “кушали” до 100 литров на 100 километров, то современные версии расходуют до 125 литров на то же расстояние.
Характеристики боевой машины МАЗ-543 и нескольких популярных модификаций
МАЗ-543 — мощная боевая машина, созданная Минским автомобильным заводом по заказу Министерства обороны СССР на основе -й модели. Первое опытное колесное шасси было выпущено в 1958 году. В 1962 году вышла серия, включающая 6 единиц, и сразу же была перевезена в Волгоград для установки орудий и систем вооружения.
Армейская техника, характеризующаяся высокими тактико-техническими и динамическими показателями, производится до сих пор под названием «Ураган» и считается лучшим проектом в военно-промышленной отрасли. Шасси 543-й модели и ее модификации являются носителями знаменитых ракетных установок «Скад» и используются для транспортировки спецоборудования и грузов по любым дорогам и бездорожью в экстремальных условиях.
Технические характеристики МАЗ-543
При проектировании МАЗ-543 было использовано множество оригинальных конструкторских решений:
- Первоначальная рама состояла из 2 гнутых балок повышенной упругости. Для производства использовались технологии сварки и клепки;
- Для обеспечения необходимой плавности хода была выбрана независимая подвеска рычажно-торсионного типа;
- Трансмиссия тоже была очень оригинальной. Четырехступенчатая гидромеханическая коробка передач позволяла переключать передачи без тормозного усилия;
- Открытость машины обеспечивали 8 ведущих колес, каждое из которых имело систему автоматической подкачки. Регулируя давление в шинах, удалось добиться высоких внедорожных характеристик даже на самых сложных участках бездорожья;
- Танковый двигатель Д-12А-525 давал машине необходимый запас хода. Объем этого 12-цилиндрового двигателя мощностью 525 л.с составлял 38 880 л;
- На машине было 2 топливных бака емкостью по 250 литров каждый. Также имелся дополнительный алюминиевый бак на 180 литров. Расход топлива может варьироваться от 80 до 120 литров на 100 км;
- Грузоподъемность шасси составляла 19,1 т, а собственная масса автомобиля около 20 т в зависимости от модификации.
Габариты шасси МАЗ-543 диктовались габаритами ракеты и пусковой установки, поэтому ранее они были указаны в техзадании:
- Длина МАЗ-543 составляла 11 265 мм;
- Высота — 2900 мм;
- Ширина — 3050 мм.
Особенности МАЗ-543А
В 1963 году была выпущена опытная модификация шасси МАЗ-543А. Данная модель предназначалась для монтажа СПУ ОТРК «Темп-С». Модификацию МАЗ-543А начали выпускать в 1966 году, а серийный выпуск наладили только в 1968 году.
Специально для размещения нового ракетного комплекса база новой модели была немного увеличена. Хотя на первый взгляд никаких отличий не видно, на самом деле конструкторы немного увеличили передний свес авто, передвинув кабины вперёд. Благодаря увеличению переднего свеса на 93 мм, получилось удлинить полезную часть рамы до 7 метров.
Модификация МАЗ-543А выпускалась до середины 2000-х годов. Всего за эти годы было выпущено около 2 600 шасси. В дальнейшем на шасси МАЗ-543А устанавливалось следующее оборудование:
- Автокраны различной грузоподъёмности;
- Командные пункты;
- Комплексы связи;
- Электростанции;
- Различные мастерские.
Эксплуатация военной техники
К управлению таким огромным транспортным средством допускаются водители, прошедшие соответствующее обучение. Прежде всего, необходима сдача экзаменов на знание тех. части, техники безопасности и, конечно же, само вождение. Вообще стандартный экипаж машины состоит из двух человек, поэтому нужно действовать сообща.
Новая техника обязательно обкатывается. Сначала через 1000 км. пробега проводится первое техническое обслуживание. Далее через две тысячи километров проводится замена масла.
Перед тем как запустить двигатель, водитель прокачивает систему смазки с помощью специального насоса (давление до 2,5 атм) не более одной минуты. Если температура ниже 5 градусов, двигатель перед запуском обязательно подогревается: для этого имеется специальная система подогрева.
После остановки двигателя повторный запуск допускается только через 30 минут. После мойки при низких температурах силовая установка запускается для выведения воды из турбины.
Было так, что транспортное средство стояло без дела продолжительное время при температуре окружающей среды менее 15 градусов. Тогда гидромеханическая КПП с повышенной передачей самостоятельно отключалась.
Стоит заметить, что задняя скорость включается только после полной остановки. При езде по твердому покрытию и сухому грунту включается повышенная передача, а в условиях бездорожья пониженная.
При остановке на уклоне более 7 градусов дополнительно к ручному тормозу используется привод главного цилиндра тормозной системы. Стоянка не должна превышать 4 часа, в противном случае устанавливаются противооткатные упоры под колеса.
Это интересно: ТОП-8 седельных тягачей семейства МАЗ-5432 и их технические характеристики: что важно знать
Неожиданное решение по выбору компоновки кабины МАЗ-543
Новый ракетный комплекс, получивший название «Темп-с», имел очень длинную ракету (12 380 мм), поэтому длины шасси явно не хватало. Было принято решение сделать специальную выемку посередине кабины, но реализовать это не удалось. Так как оставалось только удлинять раму, главный конструктор Шапошников принял весьма смелое и неординарное решение – разделить большую кабину на две изолированных, между которыми размещалась головная часть ракеты.
Хотя сразу же нашлось множество скептиков, утверждавших, что недопустимо использовать для кабины материал, напоминающий пластик, проведённые испытания кабины доказали обратное. Во время проведения испытаний под ударной нагрузкой развалился испытательный стенд, а сама кабина уцелела.
Специально для кабины были разработаны навесные бронепластины. Так как МАЗ-543 должен был в обязательном порядке вписываться в железнодорожный формат, кабины получили по 2 места каждая, причём места располагались не в ряд, а друг за другом.
Пожарный «Ураган»
Особого внимания заслуживает модификация МАЗ-543 в качестве пожарной машины. Машина была сделана для использования в аэропортах. Внедрение прошло настолько успешно, что части оборудования до сих пор находятся на «вооружении».
Среди особенностей пожарной машины МАЗ можно отметить бак для воды на 12 000 литров и дополнительный пенобак на 900 литров, что позволяет тушить крупные пожары в аэропортах. К сожалению, из-за громоздкой конструкции автомобиль нельзя использовать в городских условиях.
Единственный недостаток, который выделяется в противопожарной модификации «Урагана», — это большой расход топлива, достигающий 100 литров.
История автомобиля
В ногу со всемирным прогрессом в 1977 году начинается производство нового грузовика МАЗ-5334. Модель разработана на базе МАЗ-5335. Как всегда, в быстро растущих республиках Советского союза возрастала потребность в грузоперевозках. Вместе с этим росли и требования к транспортировщикам. Кроме этого, в связи с индустриализацией городов требовались и более современные автомобили для их обслуживания.
С целью решить этот вопрос и был разработан данный тяжеловес. Особенностью этого МАЗ является возможность устанавливать различные модульные надстройки, конструкции и кузова для различных целей. Также технические характеристики стали более превосходящими, чем у предыдущих версий автомобилей. Вместе с грузоподъемностью усилилась и тяговая мощность, в манёвренности и скоростных качествах также наблюдается прогрессия.
Особенности МАЗ-543М
В 1976 году появилась новая, самая популярная модификация МАЗ-543. Прототип модели, которая была названа МАЗ-543М, проходил испытания в течение 2-х лет. Данный автомобиль был принят на вооружение сразу же после своего дебюта. Данная модификация стала самой удачной в семействе МАЗ-543. Её рама была самой длинной в классе, а грузоподъёмность автомобиля была повышена до 22,2 тонн. Самое интересное в этой модели было то, что все узлы и агрегаты были абсолютно идентичны узлам других моделей семейства МАЗ-543.
Самые мощные советские пусковые системы, зенитные пусковые системы и различные артиллерийские комплексы устанавливались именно на шасси МАЗ-543М. Также на это шасси устанавливались различные специальные надстройки. За всё время выпуска модификации МАЗ-543М было выпущено более 4 500 единиц автомобилей.
Большой интерес представляет перечень специфических средств обеспечения, установленных на шасси МАЗ-543М:
- Передвижные общежития, предназначенные для проживания 24 человек. В данных комплексах имеются системы вентиляции, микроклимата, водоснабжения, связи, микроклимата и отопления;
- Передвижные столовые для боевых расчётов.
Данные автомобили использовались в отдалённых районах СССР, где не было населённых пунктов и мест для проживания.
В 1986 году лицензия на сборку МАЗ-543 была продана китайской компании Wanshan, которая выпускает их до сих пор.