Контрафактные автозапчасти – что это и как отличить от фирменных деталей

Черная метка преступникам

Мошенников ловят регулярно. Так, в марте этого года правоохранители МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти обнаружили во Фрунзенском районе города склад поддельных рулевых реек для различных марок машин, всего около 270 деталей. По факту было возбуждено уголовное дело по статье «Незаконное использование средств индивидуализации товаров». Максимальное наказание по этой статье — лишение свободы на два года. Тем не менее это не останавливает желающих заработать на контрафакте.

В правительстве решение этих задач во многом видят в создании системы маркировки товаров. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, подделать российскую маркировку будет невозможно, поскольку «у каждой цифровой бирки есть “криптохвост”, или так называемый криптокод, который позволяет отследить товар на протяжении всего цикла жизни».

— Помимо борьбы с нелегальной продукцией (контрафакт, контрабанда), цифровая маркировка увеличит собираемость таможенных, налоговых, иных обязательных платежей, обеспечит аналитику импорта, производства и оборота товара в РФ, создаст инструмент общественного контроля, когда как проверяющий, так и потребитель смогут проверить любой товар с помощью приложения для мобильного телефона, — рассказал «Известиям» статс-секретарь, замминистра промышленности и торговли России Виктор Евтухов.

Впрочем, сами производители шин (Bridgestone, Michelin, Good Year, Continental, Nokian Tyres и Pirelli) через свою ассоциацию заявили, что вводить маркировку в их сегменте необоснованно, поскольку проблем с контрафактом именно они не испытывают, а дополнительные расходы на маркировку приведут к росту розничных цен.

Подделывают запчасти, пользующиеся спросом

Наибольшим спросом у мошенников, которые подделывают запчасти, пользуются детали, которые отличаются простотой конструкции, а изготовление которых не представляет сложности. Соответственно, двигатель, коробку передач или рулевую рейку подделывать никто не будет. А вот свечи зажигания, тормозные диски и колодки, фильтры, подшипники, приводные ремни, элементы подвески изготовить не так то и сложно, чем и пользуются производители подделок.

Чаще всего такие поделки продаются под видом автозапчастей от известных брендов. Определить подделку бывает сложно даже специалисту, что уже говорите об автовладельцах, которые совершают такие покупки раз в несколько лет. Причём от приобретения таких некондиционных запчастей не застрахованы даже те водители, которые делают покупки исключительно у дилера, поэтому следует в обязательном порядке уточнять наличие гарантий на конкретную деталь, и отдавать предпочтение тому предложению, где устанавливают максимально длительную гарантию качества.

Не следует думать, что подделывают исключительно запчасти на дорогие бренды. Сегодня рынок наполнен контрафактом для АвтоВАЗа, корейских брендов, японских, американских и европейских автопроизводителей. Специалисты утверждают, что порядка трети всех автозапчастей на автомобили от отечественного ВАЗа являются подделками

Именно поэтому при покупке запчастей вне зависимости от марки и модели вашего автомобиля необходимо соблюдать максимальную осторожность и тщательно подбирать используемые детали

Явные поддельные детали

Обслуживая или ремонтируя автомобиль, человек хочет приобрести оригинальный компонент, а также использовать автозапчасть хорошего качества.

Внимательно изучается внешний вид, проверяется качество. Но порой оказывается, что это явная подделка.

И проблема в том, что обнаруживается подобная проблема часто уже после установки. То есть фактически приходится ставить эксперимент над своим автомобилем.

Производством фальсификатов занимаются предприятия, которые стараются никак не выдавать себя. Суть в том, чтобы скопировать изделие известного бренда, который пользуется спросом, а также доверием потребителей.

Подпольное производство с имитацией оригиналов и аналогов наносит огромный ущерб рынку. На больше остальных страдают конечные потребители.

Как происходит копирование и распространение

Чтобы минимизировать расходы, при изготовлении подделок в ход идут дешевые материалы, а также простейшее оборудование. В итоге ни о каком адекватном качестве речи идти не может. Подавляющее большинство сотрудников подпольных производств не имеют никакой квалификации.

При этом адекватные покупатели понимают, что такая разница в цене должна минимум заставить усомниться в оригинальности. Как одна и та же деталь может у официального дилера стоить 2000 рублей, а в магазинчике на рынке автозапчастей продаваться за 800-1000 рублей? Никак. Только если второй вариант — это явная и откровенная подделка.

Оригинальные запчасти

Итак, мы подошли к главному: сравним оригинальные запчасти и неоригиналы. В чем же они различны?

Оригиналы — это автозапчасти, которые изготавливаются либо непосредственно автозаводом (например, Toyota Motor Corporation), либо по лицензии этого завода (когда Тойота заказывает изготовление запчастей у другого предприятия – своего партнера). Принципиально такие детали ничем не отличаются, поскольку их производство осуществляется по одной технологии (включая контроль качества). Так что, можно быть полностью уверенным в практичности и надежности оригинальных запчастей.

Правда, есть один нюанс. Дело в том, что заводы той же Тойота расположены в разных странах мира. А значит, и производство оригинальных автозапчастей происходит на предприятиях разного уровня (скажем, уровень производства в США, конечно, выше того качества, что обеспечивают предприятия Турции). Страна происхождения имеет значение, хотя производство всегда происходит по лицензии и под контролем Toyota.

Теперь перечислим ключевые признаки «оригинальности»:

  • — Наличие фирменной упаковки — оригинальная продукция поставляется только в упаковке, содержащей узнаваемые признаки фирменного стиля (при этом, отдельные черты в разных странах могут различаться).
  • — Наличие стикера со штрих-кодом на упаковке — это обязательный элемент, который всегда сопровождается наименованием автопроизводителя и указанием страны происхождения (Made in Thailand, к примеру).
  • — Наличие оригинального кода на стикере (обычно он состоит из 10 или 12 цифр).

Дополнительный признак, который встречается, к сожалению, не у всех оригинальных запчастей — это заводская маркировка на самой детали (например, это может быть название завода-изготовителя).

Почему так популярен контрафакт?

Приходится признать, что контрафактные товары продолжают завоевывать рынок.

Практически все позиции потребительского интереса закрывают «серые» изготовители. Подделывается одежда, лекарства, алкогольная продукция, консервы и другие продукты питания, детские товары, косметика и парфюмерия, бытовая техника.

Вина за это отчасти лежит на органах правопорядка, слабо заинтересованных в борьбе с нарушителями интеллектуальных и авторских прав. Вызвано это бывает, как правило, банальным высоким интересом финансового характера.

Ведь производители и реализаторы контрафакта не особо-то и скрываются от стражей закона. А подделки, попадающие на российский рынок благодаря доброжелательности таможенников, вообще проще всего было бы остановить «на въезде» в страну.

Что касается высокого спроса, которым пользуется контрафактная продукция, это тоже объяснимо, особенно в кризисное время. Решающую роль играет, конечно, цена. Она гораздо привлекательнее, чем у аутентичного товара.

Низкая цена объясняется тем, что производители подделок не несут никаких дополнительных затрат – им не приходится изобретать, патентовать, «продвигать» товар на рынке рекламой, совершенствованиями качества и необычными характеристиками и свойствами. Технические возможности очень велики – просто бери и копируй. Малозатратно, но очень прибыльно. А на фоне низких доходов граждан и с молчаливого согласия органов правопорядка, производители контрафакта чувствуют себя уверенными и востребованными.

Как определить оригинальный товар

Определение оригинальной, а значит, качественной автомобильной детали, достаточно простое дело, для тех, кто знает, на что и куда смотреть.

запасная часть, на которой выбиты точно такие же номера, которые были на агрегатах, установленных в автомобиль при сборке на заводе, является оригинальной;
аналогом является оригинальная запасная часть, выпускаемая на заводе, отличающаяся артикулом. По качеству она ничуть не отличается от оригинала, но значительно дешевле его. Аналоги изготовитель выпускает через некоторое время, после массового производства автомобиля;
подделка (контрафакт) представляет собой запасную часть, чье происхождение неизвестно, которую продают под маркой оригинального изделия. Практика показывает, что подавляющее большинство подделок производятся в Китае и Тайване

Важно: отличаются подделки непредсказуемыми характеристиками и плохим качеством.

Борьба идёт

Анатолий Усов, региональный директор SKF по России и странам СНГ

Анатолий Усов

«На тему борьбы с контрафактными запчастями действительно проводится очень много мероприятий. В России существуют законы, предусматривающие наказания для тех, кто незаконно использует чужие товарные знаки и подвергает сознательному риску потребителей.

Но проблема заключается в правоприменительной практике: зачастую мошенники уходят от ответственности, а в случае, если лицо всё-таки привлечено к ответственности, назначаемые обычно в таких случаях наказания в виде штрафов абсолютно несоразмерны полученной мошенниками сверхприбылью.

В рамках некоммерческого партнёрства «Антиконтрафакт» наша компания вышла с рядом законодательных инициатив, которые помогут защитить потребителей от применения контрафактных комплектующих.

Того, кто незаконно маркирует продукцию чужим товарным знаком, меньше всего волнует качество продукции. Его задача — купить самый дешёвый товар, нанести маркировку того бренда, которому доверяют клиенты, и продать как можно быстрее.

Оригинальные комплектующие — это результат огромной работы множества сотрудников, научно-исследовательской деятельности, а также плотного взаимодействия с производителями конечного изделия. Они прошли множество испытаний, которые позволяют гарантировать соответствующие ожиданиям потребителя характеристики и качество».

3 вида запчастей

Главное, что следует уяснить: существует 3 основных вида автомобильных запчастей:

  • — оригинальные;
  • — неоригинальные;
  • — контрафактные.

Контрафакт — это особый вид продукции, использовать который при ремонте иномарки крайне нежелательно. Контрафактные детали — это самые что ни на есть откровенные подделки (как оригинальных, так и неоригинальных запчастей). Их отличает весьма посредственное качество, низкий срок службы. Более того — они, как правило, выходят из строя или разрушаются непосредственно во время эксплуатации, причем в самый неожиданный момент.

Опасность контрафакта заключается в том, что эта продукция продается в упаковке либо сходной с той, что используют проверенные производители, либо в полностью идентичной. Вывод: никогда не следует выбирать запчасти по упаковке — внутри может быть все что угодно.

Подделка — это способ нажиться на автовладельце

Сегодня в продаже имеются как качественные оригинальные запчасти, так и аналоги, выполненные специализированными компаниями, которые предлагают исключительно качественную продукцию. Также можно нарваться на так называемые «запчасти-подделки», причём они имитируют не только дорогие оригиналы, но и аналоги. Использовать такие некачественные подделки на автомобиле не рекомендуется, так как качество некондиционных деталей будет далеким от идеала.

Проблема в том, что такие поделки будут неизменно иметь высокую стоимость, а качество деталей оставляет желать лучшего. В итоге, установив у себя на машине поддельные запчасти, мы в скором времени неизменно столкнемся с необходимостью проведения ремонта заново. А в ряде случаев использовать машину становится попросту небезопасно. Поэтому если вы не хотите рисковать своими финансами, жизнью и здоровьем, то следует правильно выбирать запчасти, избегая приобретения откровенных подделок.

Многие производители запчастей подделок предлагают свою продукцию по доступным ценам, что и привлекает многих автовладельцев. Водители часто в попытке сэкономить выбирают такие не слишком дорогие запчасти, и в итоге нас будут ожидают еще большие затраты, так как требуется выполнять ремонт заново. Именно поэтому не рекомендуется экономить на качестве автозапчастей. Приобретать их лучше всего у официального дилера или в специализированных компаниях, в качестве предложения которых вы уверены.

Особенности оригинальных запчастей

К фирменным запасным частям относятся:

1. Детали и узлы, выпускаемые в цехах автомобильных концернов.

Каждый автомобиль, сходящий с заводского конвейера, укомплектован фирменными деталями и узлами с логотипом этого производителя. Оригинальные запчасти обладают самыми высокими ценами, так как в них закладывается плата за пользование брендом. Однако не все производители имеют собственное производство всех деталей и узлов машин. Большинство автомобильных заводов занимается только сборкой авто из готовых агрегатов и деталей, поставляемых другими предприятиями, к продукции которых предъявляются жёсткие требования по количеству, срокам и качеству поставок.

Примером подобной организации производства являются:

  • германский автогигант Daimler AG сборку своих крупнотоннажных грузовиков и легковых машин марки Mercedes производит с использованием деталей и узлов, изготовленных для него на заводах компаний Bosch, Hella, Febi;
  • знаменитые японские компании Honda, Nissan и Toyota заключили контракт на поставку комплектующих узлов с фирмой MK Kashiyama и FBL.

Каждая деталь фиксируется в каталоге запчастей данной модели автомобиля под своим индивидуальным номером и поставляется под этим кодом с логотипом автосборочной компании на потребительский рынок.

2. Детали и узлы, производимые на заводах-поставщиках запчастей.

Оригинальные детали, выпускаемые заводами-изготовителями автомобильных запчастей, могут поставляться не только в сборочные цеха производителей машин, но и в розничную торговлю, в специализированные магазины и дилерские центры. Их заказчиками могут быть также различные СТО и автомастерские. В этом случае детали поставляются с собственным логотипом самой компании-производителя запчастей.

Основные отличия дубликата от оригинальной детали

Дубликат может отличаться от оригинала по нескольким показателям:

1. Цена

Цена оригинала существенно превышает цену дубликата. Это может быть главной причиной для многих автомобилистов, которые вынуждены отказываться от его заказа и обращаться к поиску дубликата, особенно в отношении запчастей для иномарок, произведённых в Японии и Америке. Установка более дешёвого дубликата на машину вместо оригинальной детали может решить проблему её восстановления, однако в то же время это снижает продажную цену самого автомобиля. Кроме того, может снизиться срок службы узла с заменённой деталью.

2. Качество

Дубликат в большинстве случаев уступает оригиналу по качеству, но в отношении запчастей для западноевропейских и южнокорейских иномарок данное утверждение не всегда справедливо. Здесь многое зависит от компании-производителя.

3. Возможность выбора

Оригинальные детали и узлы имеют свой индивидуальный номенклатурный номер по каталогу запчастей и не подлежат изменению, так как предназначены для установки на конкретную модель автомобиля. Дубликаты делаются с расчётом охватить как можно больше моделей машин, чтобы повысить спрос на деталь, поэтому они предоставляют покупателю более широкий выбор по конфигурации, размерам и другим параметрам.

4. Доступность

Выпуск оригинальных запчастей обычно заканчивается с прекращением производства машин данной модели. Поэтому достать фирменные запчасти к устаревшей модели автомобиля становится невозможным и приходится поневоле покупать дубликат, гораздо более независимый от действий автопроизводителей. В магазинах, торгующих дубликатами запасных частей, практически всегда можно найти необходимую деталь.

5. Гарантийный срок

На оригинальные детали производители дают гарантии сроком до 1 года, в то время как дубликаты поставляются без гарантийных обязательств за редким исключением, не превышающим 3-6 месяцев.

Страна производства не гарантирует качество

Оксана Дугина, генеральный директор ООО «ДСТС»

Оксана Дугина

«Наши клиенты уже не требуют оригинальные запчасти, просто узнают, какой бренд мы предлагаем.

Оригинал наряду с неоригиналом может быть и плохого, и хорошего качества (обращаю ваше внимание, что понятие контрафакта вообще не присутствует — обсуждают оригинал и неоригинал). Причём уже даже страна происхождения не гарантирует высокое качество

Возьмём, например, комплектующие для ходовой части. Если раньше по умолчанию было мнение, что европейское качество намного выше азиатского, то сейчас покупатели, зачастую, сталкиваются с обратной ситуацией.

И это можно понять, — ведь европейские производители уже давно покупают комплектующие в Азии. А так как покупателю нужны низкие цены, снижаются они за счёт качества.

Во всём мире уже становится трендом, когда не поставщик диктует цены, а покупатель. Поставщик в свою очередь предлагает товар в соответствии с бюджетом покупателя.

Но есть очень много комплектующих и запчастей, аналогов которых не производят, и они существуют только в оригинале. В этом случае, конечно, производитель диктует свои условия».

Что такое неоригинальные запчасти

Традиционно большинство автомобильных запчастей, имеющихся в продаже, условно делят на оригинальные и неоригинальные. Первые в свою очередь делятся на белые и серые. Однако о них мы поговорим позже. Что же касается неоригинальных деталей, то они бывают четырех видов:

  • Aftermarket . Это практически те же «оригиналы», производящиеся на том же (или аналогичном) конвейере, однако их отличие состоит лишь в том, что в конечном итоге их упаковывают не в коробку автопроизводителя (с названием марки машины), а в упаковку непосредственного производителя запчасти. Это наиболее безопасные и оптимальные неоригинальные запасные части. Обычно производство таких запчастей начинается через нескольких лет (как правило этот срок составляет 5 лет, но бывают исключения) после выпуска конкретной модели автомобиля в продажу. На упаковке в таких случаях обычно пишет Original Equipment Manufacturer (OEM), что в переводе на русский язык буквально означает «производитель оригинального оборудования».
  • Не конвейерные . Так называются запасные части, которые технически идентичны оригинальным, однако они производятся для автомобилей сторонними брендами. Это также является приемлемым вариантом, поскольку являются полными аналогами оригинальных запчастей.
  • Монобренды . Достаточно редкие изделия, поскольку они производятся лишь для одной модели машины и на одном заводе. Если речь идет о более-менее дорогой машине, где качество деталей критично, то можно говорить об их использовании. В противном случае, скорее всего, это будет подделка низкого качества, покупать которую не рекомендуется.
  • Контрафакт . Это откровенная подделка с низким качеством изготовления, зачастую китайского или прочего азиатского производства (хотя могут быть и другие варианты). В любом случае покупать такие запасные части нельзя.

На территории Европы и Азии некоторые крупные компаний, занимающиеся производством автозапчастей идут своим путем. Так, они внешне копируют деталь, а начинку комплектуют сами. При этом на упаковке указан другой бренд, и на запчасти дается своя, индивидуальная, гарантия. Судя по отзывам в интернете, эти детали являются достаточно качественными, и их вполне можно использовать в автомобилях среднего и бюджетного классов.

Еще существуют так называемые «упаковщики». Их функция заключается в скупке деталей, выпущенных другими компаниями, и упаковкой их в свои фирменные коробки. В этом случае контроль качества выполняют сами «упаковщики». Поэтому могут встречаться различные варианты, как вполне приемлемые, так и откровенно бракованные, это зависит от их политики. Своей деятельностью «упаковщики» вносят определенный порядок на рынок автозапчастей. Это происходит за счет того, что детали, выпущенные разными компаниями и под разными брендами, в конечном итоге оказываются в упаковке под одной торговой маркой. И если эта добросовестная компания, то она всегда следит за качеством реализуемых под данной торговой маркой деталей.

Таким образом, существуют неоригинальные запасные части, произведенные по лицензии, и по качеству практически не уступающие фирменные образцам. И при этом их основное преимущество — низкая цена. В некоторых случаях различие оценивается в разы.

Неоригинальные запчасти

Неоригинальные запчасти, выпускаемые заводами-партнёрами завода Toyota (а также других крупнейших автомобильных заводов), безусловно в основном имеют очень хорошее качество. В некоторых случаях единственными отличиями от оригинальных деталей у них является собственная упаковка и отсутствие дополнительного (подчёркиваем, дополнительного) контроля качества. Ряд фирм, поставляющих детали для заводского конвейера, хорошо известен как в России, так и в мире. Многие из этих компаний поставляют комплектующие для конвейеров очень многих мировых производителей автомобилей.

Кроме этих фирм существуют сотни производителей, которые производят запчасти для Toyota и для других марок а/м. Так как мы не имеем возможности сделать обозрение всех этих фирм, скажем только, что качество у них сильно различается – от превосходящего оригинал до близкого к подделкам.

Есть ли место контрафакту

Сделать выводы по-поводу того, есть ли в магазине Exist контрафакт в первую очередь можно сделать не столько по товарным позициям, сколько по отзывам самих покупателей.

В случае приобретения потребителем задней ступицы для легкового автомобиля Тайота Камри сначала покупатель не обнаружен дефектов и других особенностей. Но после начала эксплуатации, им был найден люфт.

Сам же Exist заверил, что против продажи контрафакта и в магазине вы никогда не встретите подобного вида продукции.

Также можно встретить и негативные отзывы о том, что потребителями было куплено поддельное масло, контрафактные фильтры.

В результате можно вынести вердикт, что среди множества позиций ресурса, также как и на других аналогичных сервисах встречаются как поддельные, так и контрафактные позиции.

На фото представлено несколько реальных отзывов покупателей:

Рассмотрение каталожного номера

Гарантией того, что вы точно приобретёте оригинальный продукт, является наличие определённого каталожного номера

Важно помнить, что такой номер не является самим артикулом, который есть у каждой позиции без исключения и присваивается для более удобного поиска, отслеживания количества единиц

Важная информация:

  • Каталожный номер указывается следующим образом: RU или FRU (part number);
  • С помощью такого номера, вы сможете самостоятельно узнать об уникальности позиции через специальный контактный центр;
  • Если вы приобретаете запчасть состоящую из нескольких элементов, они могут иметь различный номер. При этом сам элемент будет иметь единую маркировку;
  • Партийный номер – это своеобразный паспорт товара.

Производство неоригинальных запчастей

Запасные части такого типа могут выпускаться заводами партнерами автозавода либо другими предприятиями. Соответственно, технология производства этой продукции отличается от тех требований, которые выдвигаются на автозаводе. Другими словами, завод, выпускающий неоригинальные запчасти может не соблюдать требования основного предприятия

Важно: автомобильный завод за качество таких изделий ответственности не несет

Неоригинальные запчасти могут быть точными копиями оригинальных изделий, а могут значительно от них отличаться. Беда в том, что такие автозапчасти выпускает значительное количество предприятий во всем мире, причем уровень этих изделий сильно разниться друг от друга

Поэтому важно покупать неоригинальные изделия у известного производителя, который дорожит репутацией и держит уровень технологии производства на должном уровне

Ответственность продавца подделки

Закон же стоит на страже интересов законных правообладателей интеллектуальной собственности. Это означает, что при выявлениях случаев торговли контрафактным товаром, продавец несет ответственность, даже при условии, что сам он не был осведомлен об этом и считал продукцию товарами надлежащего качества.

Привлечь к ответственности за производство и торговлю контрафактом можно в рамках административного наказания. Изготовление разных видов товаров наказывается по – разному. Выражается это чаще всего в виде штрафа, размер которого определяет суд.

Возмещение убытков зависит от статуса нарушителя и предполагаемого оборота контрафактной продукции. Обычно компенсация выплачивается в диапазоне от 10 000 до 5 млн. рублей.

В отдельных случаях, предусмотренных законом, правонарушители несут и более строгое наказание. Иногда деятельность контрафакторов заканчивается и их . Это происходит в случаях, когда деятельность правонарушителей несет угрозу жизни и здоровью граждан, а также наносит крупный урон интересам государства.

! По приговору суда контрафактная продукция в обязательном порядке изымается из оборота и уничтожается за счет продавца.

Юридическое лицо, за нарушение прав законного обладателя интеллектуальной собственности, ликвидируется. Действие ИП прекращается.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий