Экскаватор ЭО-3322: технические характеристики

Сфера применения

Экскаватор «ЭО-3322» получил широкое распространение во многом благодаря своей универсальности. Данная техника может эффективно применяться в дорожных, строительных, коммунально-ремонтных работах; для рытья котлованов, траншей, колодцев, бурения скважин, забивания свай; на мелиоративных работах; при рыхлении грунта, взламывании верхней мёрзлой корки земли и старых дорожных покрытий, дроблении камней (с применением гидромолота), укладке бетонных плит.

Экскаватор демонстрирует хорошую работоспособность при любых температурах от плюс 40 до минус 40 градусов; его можно использовать и на скальных породах (предварительно разрыхлённых), и на расползающихся влажных грунтах, а также глинистых и сыпучих.

Производителем установлено что экскаватор «ЭО-3322» может разрабатывать без предварительной обработки грунты I- IV категорий; после рыхления – грунты более тяжёлых категорий. (I: Песок-супесок, растительный грунт и торф; II – лессовый суглинок, рыхлый влажный лесс, гравий размером до 15 мм; III – жирная глина, тяжёлый суглинок, крупный гравий, лесс естественной влажности; IV – ломовая глина, суглинок со щебнем; V – отвердевший лесс, мягкий мергель, опока, трепел; VI – крепкий мергель, мягкий трещиноватый скальный грунт; VII – скальный грунт и руда.

Описание экскаватора ЭО-3322

Отличаясь простотой конструкции, отечественный экскаватор ЭО-3322 на пневмоколесном ходу с гидравлическим приводом рабочей стрелы, прочно стоит в одном строю с последними образцами землеройной техники современности. Он пригоден для рытья траншей, колодцев и котлованов в грунтах 1-4 категории сложности промышленной сферы и мелиорации, незаменим при дорожно-строительных работах. Агрегат хорошо зарекомендовал себя при погрузочно-разгрузочных работах на открытых площадках, отличается легким управлением и маневренностью.

Ходовые качества машины за счет оптимальной нагрузки на грунт и двух ведущих мостов отличаются повышенной проходимостью. При необходимости задействовать колесный экскаватор предпочтение стоит отдать модели ЭО-3223. Выбор схемы размещения моторного отсека на конструкции и его центровка в сочетании c опорными башмаками обеспечивают устойчивость работы с номинальной нагрузкой.

Конструктивные отличия

Высокие эксплуатационные качества экскаватора 3-й размерной группы обусловлены конструктивными решениями в исполнение, как силовой установки, так и систем управления механизмами движения, копания и подъема:

  • основной комплекс агрегатов расположен на полноповоротной платформе, лежащей на опорном устройстве роликового типа, жестко закрепленном на ходовой тележке со сварной рамой;
  • рабочая жидкость к гидроцилиндрам стрелы, низкомоментным гидромоторам механизма поворота и движения подается от насоса с качающимися секциями, приводимого в действие дизелем;
  • плавное управление навесным оборудованием осуществляется регулированием золотниковых зазоров гидрораспределителей, оснащенных системой защиты от перегрузок;
  • механизмы поворота и движения приводятся в действие от гидромоторов соответственно через редуктор обегающей шестерни и двухскоростную коробку передач, обеспечивая рабочее давление в системе 250 кгс/кв. см.

Технические характеристики

У одноковшового колесного экскаватора ЭО-3322 технические характеристики 6-ти литрового дизельного турбодвигателя мощностью 100 л.с на режиме в 1800 об/мин позволяют:

  1. достигать показателя грузоподъемности в 1 тонну при работе с ковшовым оборудованием объемом до 0,63 куб/м;
  2. двигаться с транспортной скоростью в 22 км/час и преодолевать подъем в 22 градуса в ходе передвижения по рабочему участку.

У экскаватора ЭО-3322 масса в 14 тонн не снижает эксплуатационной производительности в 20 куб.м/час на грунтах 4 категории сложности и не приводит к превышению лимита расхода топлива в 12,5 литра в час. От того, сколько весит противовес колесного экскаватора ЭО-3322 зависит и сила тяжести, которая нужна агрегату. Ее значение для различных режимов копания и выемки лежит в пределах 9,5-32 тыс. Ньютон и определяет массу противовеса в 2,2 тонны, препятствующую опрокидыванию. Подобными характеристиками обладает экскаватор ЭО-4225А.

Выполнение ремонтных работ экскаватора

Планово-предупредительный текущий ремонт призван поддерживать работоспособность и устранять неисправности техники.

Ремонт проводится на станочном оборудовании специальной бригадой или машинистом с помощником.Перечень работ зависит от состояния машины и включает в себя:

  • ремонт дизельного двигателя с заменой комплектующих узлов, регулировкой системы питания и смазки;
  • центровку вала дизеля и раздаточного редуктора привода гидронасосов;
  • проверку и регулировку гидрооборудования и гидроуправления, устранение подтеканий и замена соединительных разъемов;
  • проверку зазоров подшипников скольжения и качения, шпоночных и шлицевых соединений, степени деформации винтовой цилиндрической пружины;
  • проверку состояния стрелы на предмет деформации или изгиба, усиление конструкции путем наваривания стальных пластин, очистку навесных устройств с помощью абразивных средств.

Первоначальные испытания полного комплекса режимов отремонтированного экскаватора проводят в течение 20 мин без нагрузки. С балластом в ковше проверяется величина проседания, которая не должна превышать 120 мм за 5 минут. Надежность работы платформы оценивается поворотами ее на 360 градусов по 20-30 раз в каждую сторону.

Технические характеристики в цифрах

  • Длина — 8,35 м.
  • Ширина: габаритная — 2,7 м; гусеничная — 2,04 м; поворотная — 2,66 м.
  • Высота — 3,14 м.
  • Скорость вращения проигрывателя — 9 оборотов в минуту.
  • Максимальная скорость — 19,68 км/ч.
  • Масса — 14 тонн.
  • Мощность двигателя — от 75 до 100 л.с. (в зависимости от модификации).
  • Стандартный расход дизельного топлива — 12,54 л/ч.
  • Стандартный расход дизельного топлива для работы на грунте класса II-III — 175 литров на 1000 кубических метров грунта.
  • Объем гидравлической системы экскаватора — 285 литров.
  • Производительность гидравлической системы — 18 литров в минуту.
  • Мощность насоса — 51,5 кВт, или 70 л.с.
  • Напряжение электрической системы — 12 В.
  • Глубина копания — до 6 м.
  • Радиус копания на уровне парковки — 7,98 м.
  • Высота разгрузки — 5,63 м.

Компоновка

По своей конструкции ЭО-3322 представляет собой колесное шасси-самосвал, на котором смонтированы двигатель, кабина и основной рабочий механизм экскаватора. Такая планировка обеспечивает оператору хороший обзор и позволяет полностью контролировать весь рабочий процесс. Такова конструкция многих современных землеройных машин.

Двигатель и коробка перемены передач; тормоза

Экскаватор ЭО-3322 оснащен четырехцилиндровым четырехтактным дизельным двигателем с жидкостным охлаждением, производимым на Харьковском и Белгородском заводах, МД-14 мощностью 75 л.с. или МД-17Н мощностью 100 л.с.

Общие характеристики этих двигателей.

  • Рабочий объем — 6,3 литра.
  • Диаметр цилиндра — 120 мм, ход поршня — 140 мм.
  • Порядок работы цилиндра: 1-3-4-2.
  • Минимальная частота вращения на холостом ходу — не более 600 об/мин.
  • Максимальная частота вращения на холостом ходу — не более 1950 об/мин.
  • Система запуска — электрический стартер 561.3708.

Двигатель экскаватора ЭО-3322 оснащен масляным насосом высокого давления PP4M10P1F-4214 производства чехословацкой компании Motorpal. Общая масса дизельного двигателя SMD-14/SMD-17H составляет 735/880 кг.

Капот экскаватора состоит из съемных блоков с откидными дверцами и панелями, облегчающими доступ к машине и оборудованию на поворотной платформе для регулярного технического обслуживания и ремонта.

Функция коробки передач заключается в передаче крутящего момента на колеса для включения и отключения передней оси и предотвращения движения экскаватора (стояночный тормоз). Стояночный тормоз экскаватора имеет постоянно закрытый тип и управляется пневматически из кабины.

Коробка передач EO-3322 состоит из: гидромотора, двухступенчатой зубчатой передачи, механизма переключения передач и стояночного тормоза. На оси экскаватора используется пневматический колодочный тормоз.

При тяге экскаватора трактором во избежание повреждений необходимо перевести коробку передач в нейтральное положение, при котором полумуфта не включает передачи. Во избежание повреждения коробки передач, переключение передач должно производиться после полной остановки экскаватора.

Гидравлика

Сдвоенные насосы системы гидравлического привода EO-3322 являются регулируемыми аксиально-поршневыми насосами. Они способны создавать максимальное давление 250 кг на квадратный сантиметр. Это достаточный «запас» для обеспечения стабильной работы стрелы и вспомогательных систем.

Гидравлическая система EO-3322 надежна, и ее эксплуатация не вызывает проблем, если регулярно проверять уровень рабочего масла. Стоит отметить, что даже в советское время в гидравлической системе ЭО-3322 использовались высококачественные и долговечные импортные комплектующие.

Возможности шасси и поворотной платформы экскаватора «ЭО-3322»

Ходовая часть и трансмиссия экскаватора «ЭО-3322» характеризуются очень простой конструкцией. В качестве вращающейся опоры на экскаваторе используется вращающаяся роликовая опора с зубьями внутренней передачи. Качающаяся платформа приводится в движение аксиально-поршневым гидромотором с низким крутящим моментом и двухступенчатым планетарным редуктором, который увеличивает крутящий момент и уменьшает скорость вращения качающейся платформы.

Установленный на двух независимых осях, экскаватор способен разгоняться до 20 км/ч. Он может самостоятельно перемещаться между соседними рабочими площадками. Однако для больших расстояний рекомендуется устанавливать экскаватор на специальный прицеп или платформу («chalange»).

Шасси и ходовая часть EO-3322 обеспечивают высокий уровень проходимости при передвижении по рабочей зоне. Благодаря базовой конструкции шасси, техническое обслуживание может быть проведено без проблем даже в полевых условиях.

Общие данные экскаватора ЭО-3322

ЭО-3322 выпускался на двух заводах – Калининском и Ленинградском экскаваторном. Сейчас выпуск таких машин прекращен, но они до сих пор надежно служат как строителям, так и коммунальникам.

Экскаватор может сохранять работоспособность при температурах от -40 до +40 0C. С ним становятся возможны погрузочные либо разгрузочные работы на сыпучих материалах и мерзлой земле, на предварительно разрыхленных скальных породах и расползающемся влажном грунте (категория грунтов I-IV).

Машина применима:

  • В дорожно-строительных работах;
  • Рытье колодцев и бурении скважин;
  • Мелиоративном строительстве;
  • Сельском хозяйстве;
  • Промышленных проблемах;
  • Земляных разработках в пределах города.

Фото экскаватора на пневмоколесном ходу ЭО-3322:

Техника ценится рачительными хозяйственниками, так как при регулярном техобслуживании может исправно служить долгие годы.

Преимущества и недостатки

Преимущество экскаваторов: простота конструкции и ремонтопригодность – говорит сама за себя. Кроме того, стоит отметить:

  •  Низкий расход топлива 12,5 л/моточас при любых нагрузках;
  •  Эргономичную организованность рабочего пространства оператора;
  •  Работа в 3 плоскостях и 2 уровнях, относительно местонахождения машины;
  •  Выгодное соотношение стоимости и качества услуг.

К минусам можно отнести уменьшающийся с каждым годом парк техники, отсутствие оригинальных запчастей.

В нашем парке спецтехники, обслуживающим речной порт, находится такой экскаватор, то ли А, толи Б модификации. Примечательно то, что современная техника (в том числе и импортная) ломается чаще, чем эта! Хотя работает в условиях невысокой загруженности. Единственное, что можно сопоставить с современной техникой – это комфортные условия оператора, в советском тракторе, конечно же, нет даже кондиционера.

Технические характеристики

В основе экскаватора лежит ходовая рама, оснащенная опорным погоном с возможностью вращения платформы. Спереди установлен бульдозерный нож, применяемый в качестве дополнительной опоры. Сзади расположены 2 гидравлические опоры. Передний мост смонтирован на балансире, что обеспечивает улучшенное управление на неровной поверхности. Дополнительно установлен гидравлический стабилизатор поперечной устойчивости, отключающий подвеску. Задней мост жестко зафиксирован на машине.

На поворотной части установлен 4-цилиндровый атмосферный дизельный двигатель СМД-14, развивающий мощность 75 или 80 л.с. (зависит от модификации). Позднее стал применяться улучшенный мотор Д-240 с аналогичной мощностью. Двигатели оснащались системой запуска от бензинового пускового агрегата или от электрического стартера. Подача жидкости к гидравлическому оборудованию осуществляется сдвоенным аксиально-поршневым насосом. Устройство обладает пиковой производительностью 330 л/мин при давлении до 16 МПа.

В ходовой части имеется аксиально-поршневой двигатель и 2-скоростная механическая коробка передач. Максимальная скорость машины достигает 20 км/ч, что позволяет двигаться по дорогам общего пользования. Для передачи крутящего момента от коробки к мостам используются карданные валы и зубчатые муфты. Поворотное устройство платформы оснащено индивидуальным гидравлическим мотором и механическим редуктором. Для остановки экскаватора используются барабанные тормоза с пневматическим управлением.

Машины поставлялись заказчикам с установкой обратной лопаты с ковшом емкостью 0,5 м³ (ранние модели) или 0,65 м³ (поздние версии). По отдельным заказам устанавливались ковши уменьшенного рабочего объема (0,4 и 0,2 м³). Высота выгрузки составляет 4,8 или 5,2 м (в зависимости от длины рукояти). Возможно применение грейферной оснастки, ковша прямого копания (объемом 0,57 или 1 м³), а также погрузочного оборудования (с ковшами различной конфигурации и объема).

Габаритные размеры экскаватора ЭО-3322Д и технические характеристики:

  • длина (со сложенной для перевозки стрелой) — 8300 мм;
  • ширина (с убранными опорами) — 2700 мм;
  • высота (на стандартных шинах и со сложенной стрелой) — 3800 мм;
  • клиренс — 290 мм;
  • база шасси — 2800 мм;
  • вместимость топливного бака — 190 л;
  • время работы машины по запасу топлива (на номинальной мощности мотора) — 16 часов;
  • количество топлива, необходимое для выемки 1000 м³ грунта — 250 л;
  • запас жидкости для гидросистемы — 250 л;
  • допустимый расход масла гидравликой — 5 л на 1000 м³ грунта;
  • размерность шин — 370-508 мм.

Размеры ранних моделей отличались от перечисленных выше значений. Например, версия 3322А с установкой грейфера имела длину 9600 мм, а в виде погрузчика — 6600 мм.

При установке гидравлического молота обеспечиваются следующие параметры:

  • глубина рыхления — 5,3 м;
  • радиус рыхления (замеренный на уровне стоянки машины) — 3,5-7,6 м;
  • энергия нанесения удара — 2940 кДж;
  • частота ударов (усредненная) — 120 в минуту.

Машинист экскаватора находится в закрытой кабине цельнометаллической схемы. В стандартное оснащение входит отопительная установка, подключенная к радиатору системы охлаждения двигателя. Внутренняя поверхность кабины обшита специальным материалом, снижающим шумовую и вибрационную нагрузку на оператора. Сиденье подрессорено, возможна регулировка положения по длине и высоте, а также изменение угла наклона спинки. Дверь кабины имеет фиксатор для удержания в открытом положении.

Агрегаты экскаватора закрыты отдельным капотом, на котором имеются съемные щитки и панели. На задней части имеются откидные площадка и лестница, служащие для упрощения обслуживания силового агрегата.

Цена нового и б/у экскаватора ЭО-3322

Экскаватор ЭО-3322 давно снят с производства. Однако до сих пор успешно эксплуатируется в различных сферах сельского хозяйства и строительства. Долговечность техники гарантируют высокие прочностные и эксплуатационные качества.

Предложений модели ЭО-3322 на вторичном рынке довольно много. Стоимость экскаватора в рабочем состоянии колеблется от 0,3 до 1 млн рублей. Цена оборудования зависит от даты осмотра, наработанных часов, года выпуска и установленного гидравлического оборудования.

Стоимость бульдозера 1991-1992 годов выпуска, который не запускали несколько лет, составит 100-150 тысяч рублей.

Аренда ЭО-3322 обойдется в 8 000-10 000 рублей за смену.

Преимущества и недостатки

На фото ЭО 2621 выглядит как типовой советский трактор, но в отличие от многих моделей такого класса, экскаватор одноковшовый ЭО 2621 имеет преимущества, которыми эффективно пользуются малые и крупные хозяйства и предприятия.

  1. В первую очередь, это совокупность возможностей и цены, которая окупается максимально за 2 года, к этому можно прибавить срок эксплуатации, который поднимается выше указанного в нормативно–технической документации;
  2. Высокая ремонтопригодность и доступность запчастей;
  3. Оперативная смена рабочих органов на месте с использованием дежурных инструментов (без необходимости отгона в гараж);
  4. Экономичный двигатель и большой сцепной вес;
  5. Хорошо заводится при минусовых температурах.

К недостаткам можно отнести:

  1. Неприглядный внешний вид в сравнении с современной спецтехникой;
  2. Рабочее место не оборудовано гидравлическим устройством подъема и амортизацией.

Устройство

Одноковшовый экскаватор «ЭО-3322» состоит из следующих основных составных частей и сиcтем: пневмоколёсного ходового устройства, поворотной платформы, рабочего оборудования, гидравлической системы, системы пневмоуправления, электрического оборудования.

Пневмоколёсное ходовое устройство экскаватора, выполненное на двух ведущих мостах, обеспечивает скорость передвижения до 20-ти км/ч на рабочих площадках и по дорогам, а также возможность буксировки экскаватора тягачом. Передний мост – управляемый, на одинарных шинах, балансирно крепится к ходовой раме.

Задний мост — неуправляемый, имеющий двойные шины, жёстко соединённый с ходовой рамой.

Привод мостов осуществляется от низкомоментного гидромотора через коробку перемены передач и карданные валы. Во время произведения земляных работ для повышения устойчивости экскаватор опирается на откидные опоры и опору-отвал.

Поворотная платформа крепится к опорно-поворотному устройству, смонтированному на ходовой раме. На поворотной платформе установлены: дизельный двигатель, топливный бак, механизм поворота, кабина, отопительно-вентиляционная установка, гидравлическое оборудование (гидробак, гидрораспределители, маслоохладительная установка), элементы электрооборудования и пневмооборудования, контр-груз. Рабочее оборудование экскаватора устанавливается в проушинах поворотной платформы и крепится с помощью пальцев.

Рабочее оборудование

Экскаватор «ЭО-3322» оборудован стандартным ковшом в 0,5 кубометра, зафиксированным на обратной лопате. Помимо данного ковша «штатного» размера с этим экскаватором используется ковши объемом в 0,2; 0,4, 0,65 и 0,8 кубометра, что облегчает работы по погрузке сыпучих материалов или взрыхленного грунта. Опора-отвал существенно расширяет технологические возможности экскаватора «ЭО-3322», обеспечивая ему возможность засыпки траншей, ям и планирования небольших участков поверхности.

Также экскаватор совмещается и с другими типами навесного оборудования, а именно:

  • с различными моделями рыхлителей, относящихся к статическому типу – для предварительной разработки особо твердых грунтов (каменистых, мёрзлых, скальных);
  • с гидравлическим молотом «СП-71» и аналогичными;
  • с 5-ти челюстным ковшом в 0,5 или 0,35 кубометра;
  • с удлинённой рукоятью;
  • с 2-х челюстным грейферным ковшом объёмом в 0,5 или 0,32 кубометра.

Сохранившиеся на данный момент на вторичном рынке спецтехники экскаваторы «ЭО-3322» зачастую могут быть оснащены «неродными» элементами и узлами конструкции, гораздо более новых выпусков; а также более мощным гидравлическим оборудованием и т.д. Эти самодельные нововведения, в совокупности с изначальной крепостью, надёжностью и функциональностью экскаватора дают ему возможность не уступать, а иногда даже превосходить по производительности новые образцы строительной и коммунально-хозяйственной экскаваторной спецтехники.

Кабина

На экскаваторе установлена цельнометаллическая кабина с большой площадью остекления, которое располагается, в том числе и ниже сиденья механизатора. Кабина экскаваторов «ЭО-3322» более поздних годов выпуска оборудована подрессоренным сиденьем, с изменяемым наклоном спинки. Положение сиденья можно регулировать по глубине и высоте.

Переднее стекло кабины может быть откинуто и зафиксировано в этом положении.

Дверь снабжена замком. На левой наружной стенке кабины имеется фиксатор для удержания двери в постоянно открытом положении. Пол кабины покрыт виброизолирующим ковриком из прочной резины.

Для обеспечения нормальных условий работы механизатора в кабине смонтирована отопительно-вентиляционная установка. Обогрев воздуха в кабине осуществляется благодаря циркуляции горячей воды от системы охлаждения двигателя к теплообменнику отопителя и обратно по рукавам. При включении вентилятора, воздух, находящийся в кабине, продувается через теплообменник. В тёплое время года поступление горячей воды в теплообменник прекращается с помощью запорного крана.

Для обеспечения доступа в кабину наружного воздуха необходимо с помощью рукоятки открыть заслонку отопителя. В случае отключения подачи охлаждающей жидкости отопитель кабины «ЭО-3322» можно использовать как обычный вентилятоp.

Чем может комплектоваться

Все модификации ЭО-3322 комплектуются ковшами, на выбор: 0,2; 0,32; 0,4; 0,5; 0,63; 0,8 м³ – для прямой и обратной лопаты. Модели Б, Д комплектуются:

1. грейферное оборудование:

  •  2-челюстные ковши 0,32; 0,5 м³;
  •  5-челюстные 0,35; 0,5 м³.

2. Гидронавесное:

  •  молот;
  •  рыхлитель;
  •  погрузчик

В зависимости от размеров и типа оборудования, может уменьшаться или увеличиваться производительность.

Кабина

Рабочее место рассматриваемой техники — один из важнейших элементов оснащения. По новым стандартам оно должно соответствовать определенным правилам и требованиям. Конфигурация кабины имеет жесткий каркас с повышенным показателем к скручиванию. В роле фиксирующих деталей выступает пара вертикальных стоек.

Кресло водителя имеет регулировку по горизонтали и вертикали, оборудуется амортизационной системой и ремнем безопасности. Снаружи кабины монтируются зеркала заднего вида, дополнительно предусмотрены аналоги для фиксации «мертвых» зон. Комфорт повышается при помощи обогревателя, современных контрольных приборов, противосолнечных козырьков, стеклоочистителями. Также имеются два серверных пульта.

Технические характеристики

ЭО-3322 может оборудоваться двигателями с разными параметрами и различным навесным рабочим оборудованием, в зависимости от чего его характеристики изменяются в указанных в таблице диапазонах:

ПараметрыЕд. измеренияВеличина
ширина (общая/по колее)мм2700/2040
ширина по вращениюмм2660
высотамм3140
вес (общий)кг14000
мощность двигателял.с.75-100
максимально возможная скоростькм/час20
расход горючегол/час12,5
глубина копаниям2-6
ковшм30,2-0,8

Двигатель

Двигатель на экскаваторы ЭО-3322 устанавливается дизельный четырехцилиндровый СМД-14 мощностью 75 л.с. либо СМД-17Н мощностью 100 л.с. Они имеют своей основой двигатели Белорусских тракторов МТЗ и являются их улучшенными удачными модификациями. И тот, и другой работают от непосредственного впрыска топлива с усилением турбонаддувом и охлаждением жидкостным методом. Объём используемых двигателей составляет 6,3 л при диаметре цилиндров 120-130 мм и ходом поршня 140 мм.

Гидравлическая система

Гидравлика ЭО-3322 является ведущей системой управления экскаватором. В ней применяются аксиально-поршневые регулируемые насосы сдвоенного типа, создающие давление в системе до 250 кгс/см2.

Система гидравлики работает с производительностью 18 л/мин.

Гидравлическая схема экскаватора ЭО-3322

Кабина

Кабина экскаватора имеет максимальную площадь застекления, опускающуюся даже ниже уровня сидения оператора. Это дает отличный обзор для точности выполняемых действий.

В кабине расположены все рычаги управления и контрольные приборы для быстрого реагирования на любые изменения в работе систем. Улучшенная шумоизоляция увеличивает комфорт деятельности водителя, а система обогрева салона в виде автономного отопителя позволяет нормально работать даже в морозную погоду.

Рабочее оборудование

Стандартная комплектация экскаваторов ЭО-3322 включает стрелу и ковш, закрепленный на обратной лопате, объёмом 0,5 м3.

Для ковша возможны сменные группы в следующих вариантах:

  • Ковши другого объёма – 0,2 м3 для рытья ям небольшой площади (колодцев), 0,63 м3, 0,8 м3 для траншей под фундамент и котлованов;
  • Двухчелюстной для повышения качества захвата сыпучих продуктов и жидких грунтов;
  • Пятичелюстной объемом 0,35 и 0,5 м3 для удобства погрузочных работ на крупногабаритных грузах;
  • Грейферные модели объемом 0,32 м3.

Сменное рабочее оборудование экскаватора ЭО-3322

Также на машине могут использоваться разрыхлители разных видов и размеров статического типа, применяемые для предварительной разработки особо твердых грунтов (каменистых, мёрзлых, скальных), и гидромолот типа СП-71.

Имеющиеся на данный момент на рынке спецтехники экскаваторы ЭО-3322 могут быть оснащены «неродными» элементами и узлами новейших выпусков – более мощное гидравлическое оборудование и т.п.

На видео возможности экскаватора ЭО-3322:

Об истории модели и её производителей

Экскаватор «ЭО-3322» стал самым первым из выпускаемых серийно в Советском Союзе экскаваторов, оснащённых системами гидравлического привода. Конструкция, разработанная для «ЭО-3322», была предельно проста, что позволяло значительно снизить себестоимость машины при её производстве. При этом разработчикам удалось добиться очень высокого уровня производительности.

Первоначально, с 1970 по 1987 годы экскаваторы данной марки делали на Ленинградском экскаваторном заводе (ЛЭЗ), а с 1970-го по 2001-й годы – в Калинине (ныне город Тверь), на Калининском экскаваторном заводе (КЭЗ).

Ленинградский экскаваторный завод, закрытый в 1987 году, вёл свою историю с 1913-го года. Сначала – как оружейное предприятие «Пулемёт», по выпуску стрелкового оружия и боеприпасов к нему. После Первой мировой и гражданской войн – как Ремонтно-механический завод (по обслуживанию и ремонту техники импортного производства, в том числе и экскаваторов). В 1937 году завод дал первую собственную продукцию: краны грузоподъёмностью 5 тонн на автомобильном шасси и экскаваторы на шасси тракторном (СТЗ и ХТЗ).

В годы Великой Отечественной завод был эвакуирован в Нижний Тагил. На оставшихся производственных мощностях работало танкоремонтное предприятие. В послевоенные годы производство экскаваторов на ЛЭЗе было возобновлено, и продолжалось вплоть до ноября 1987-го года. В общей сложности, за это время завод выпустил 33 тысячи экскаваторов разных марок.

Калининский экскаваторный завод был заложен в 1939 году, но завершить строительство его цехов помешала Великая Отечественная война. Достройка предприятия началась в январе 1943-го года. Ещё не будучи законченным, завод уже числился в списках действующих и давал, пока ещё не свою профильную, но нужную стране продукцию – запасные части к различной технике. Рабочие жили в армейских палатках и работали частично вообще под открытым небом.

Первые экскаваторы, марки «Д-107», были выпущены предприятием в 1946-м году. В дальнейшем, все модели экскаваторов выпускались в тесной кооперации с Ленинградским экскаваторным заводом. Во второй половине 70-х годов основной серией и визитной карточкой завода на многие годы стал «ЭО-3322». В десятки стран мира экспортировалась эта техника. «ЭО-3322» в 1978-м году был отмечен Всесоюзным Знаком качества. В 1981-м году, по случаю выпуска 50-тысячного экскаватора, Калининский завод был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.

В 90-е годы предприятие, как и всю отечественную экономику, «лихорадило». Однако завод выжил, во многом благодаря наличию ряда экспортных контрактов. Вплоть до 2001-го года «задержался» на конвейере завода ставший «классиком ещё при жизни» экскаватор «ЭО-3322».

Сегодня, под наименованием «ОАО «Тверской экскаватор», предприятие выпускает широкий спектр современной техники под брендами «Твэкс» и «Terex». Конечно, о прежних объёмах производства речь не идёт, но всё-таки завод работает стабильно, на нём трудятся более шестисот человек (по данным на 2016 год).

В цеху Тверского экскаваторного, 2015 год.

Колёсный полноповоротный экскаватор «ЭО-3322» серийно выпускался Ленинградским и Калининским экскаваторными заводами со сменным рабочим оборудованием (обратной лопатой, грейфером и погрузчиком). У данных экскаваторов ранних выпусков постоянным (не демонтируемым) узлом рабочего оборудования являлась нижняя (основная) часть стрелы и гидроцилиндры подъема. Впоследствии стрела на «ЭО-3322» стала моноблочная.

Отличить экскаваторы двух заводов можно по одному характерному признаку: сзади на противовесе ленинградских экскаваторов была отлита надпись «ЛЭЗ ЭО-3322», а на калининских не было ничего. Впрочем, можно предположить, что до современности экскаваторы, произведённые на ЛЭЗе (закрытом в 1987-м году) практически не сохранились.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий