ТНВД ЯМЗ-236
На двигатели ЯМЗ-236 ставятся многосекционные топливные насосы высокого давление. Привод у ТНВД шестеренчатый. Сам насос расположен в развале блока цилиндров и соединен с топливопроводом. Конструктивно ТНВД состоит из следующих компонентов:
- Плунжерные пары, которые выполняют функции клапанов, обеспечивая герметичность конструкции. Для обеспечения необходимого уровня герметичности и поддержания давления, поверхности плунжеров шлифуются на специальных станках. При отклонении от норм во время шлифовки теряется герметичность, падает давление, повышается расход топлива и вообще эффективность дизельного двигателя падает.
- Подкачивающий насос (помпа), обеспечивающий подкачку топлива к самому ТНВД в случае долгого простоя двигателя. Этот второй насос дополняет основной.
- Кулачковый вал, приводящий всю конструкцию в движение. Толкатели на валу давят на клапана и происходит нагнетание топлива.
Схема топливного насоса высокого давления двигателя ЯМЗ-236:
1-корпус ТНВД; 2-упор; 3-рейка; 4-зубчатый венец; 5-перепускной клапан; 6-плунжер; 7-штуцер; 8-пробка; 9-корпус регулятора; 10-тяга; 11-зубчатое колесо привода регулятора; 12-кулачковый вал; 13-фланец; 14-эксцентрик; 15-ролик; 16-поворотная втулка; 17-выступы плунжера; 18-толкатель; 19-кулачок; 20-шарикоподшипник; 21-опорный палец; 22-пружина муфты; 23-ведущая полумуфта; 24-крышка муфты; 25-грузик; 26-ведомая полумуфта; 27-ось грузика; 28 и 39-опорные тарелки пружины; 29-стопорный винт втулки; 30-канал отвода топлива; 31-упор пружины нагнетательного клапана; 32-пружина нагнетательного клапана; 33-нагнетательный клапан; 34-седло нагнетательного клапана; 35-втулка плунжера; 36-канал подвода топлива; 37-стопорный винт рейки; 38-пружина плунжера; 40-регулировочный болт.
ТНВД двигателя ЯМЗ-236 имеет автономную систему смазки, т.е. она не зависит от смазки самого мотора. Для очистки масла есть двойная система фильтрации – грубая и тонкая. За уровнем масла можно следить с помощью проволочного щупа с метками.
Регулировка ТНВД
Выполняют регулировку ТНВД для того, что изменить количество подающегося в систему топлива. Подача топлива определяется исходя из текущей нагрузке на двигатель. Регулировка может помочь поддерживать необходимую частоту вращения коленвала.
Для простой, ручной регулировки на корпусе насоса сбоку есть специальный болт под ключ. Вращая его можно отрегулировать холостые обороты, изменив подачу топлива, а так же полностью её перекрыв.
Для более тонкой регулировке ТНВД ЯМЗ 236 сначала до верхней отметки заливается дизельное топливо. Затем в течение 2 минут проверяется герметичность клапанов с помощью метода опрессовки топливом под давлением. В этот период течь недопустима. Перепускной клапан закрывается пробкой.
Далее проверяется корректор подачи топлива. Фильтр штуцера промывается в бензине и продувается сжатым воздухом. Отверстия прочищаются мягкой проволокой.
Следующим шагом будет проверка герметичности мембраны. К крышке корпуса подается воздух под давлением.
Для регулировки цикличной подачи топлива на ТНВД есть специальный полт на рычаге. Вкручивая его, подача топлива увеличивается, выкручивая, соответственно, уменьшается. После регулировки болт необходимо законтрить.
Для регулировки подачи топлива при промежуточном значении давления используют пружину. Вкручивая – уменьшается, выкручивая – увеличивается подача топлива. Затем корпус пружины так же контрят с помощью гайки.
Далее проверяется корректор по наддуву. Рычаг останова ТНВД поворачивают на 45 гр., при этом подача топлива должна прекратиться.
Проверяется и запас хода рейки насоса. При отсутствии люфта, винт выворачивается до упора. Свободный ход должен составлять величину в пределах 1-1,5 мм.
Если самостоятельная регулировка не принесла результата, то тогда вам потребуется специальный стенд и хорошо обученный человек.
Поломки и неисправности двигателя ЯМЗ-236
Часто встречаемые поломки двигателя включают перегрев, плавающие обороты, троение или дергание на малых оборотах, слабый запуск или заглохание, стук в двигателе, выхлоп дыма разных цветов, сильную вибрацию и проблемы с запуском. Причины этих поломок могут быть различными, и их устранение может требовать проверки различных компонентов. Более подробно описано в таблице ниже.
Поломка | Причины | Устранение |
---|---|---|
Перегрев двигателя | Грязный радиатор, неисправная помпа или термостат | Очистить радиатор, заменить неисправные детали |
Плавают обороты | Неисправный ТНВД или завоздушенность топливной системы | Проверить и отрегулировать ТНВД, удалить завоздушенность в топливной системе |
Троит или дергается на малых оборотах | Проблемы в топливной системе, зажигании или механизмах (ТНВД, форсунки, топливопровод, топливный фильтр) | Проверить и исправить проблемы в топливной системе и зажигании |
Плохо заводится или глохнет | Присутствие воздуха в топливной системе или проблемы с ТНВД | Проверить топливную систему, заменить поврежденные детали |
Стук в двигателе | Проблемы с форсунками, клапанами, кольцами, вкладышами или зажиганием | Провести диагностику и заменить поврежденные детали |
Белый дым из выхлопной | Вода в баке или проникновение охлаждающей жидкости через трещину в головке блока цилиндров или прокладку | Устранить утечку и заменить поврежденные детали |
Черный дым | Слишком богатая смесь | Снизить смесь, регулируя нижний винт мощности на ТНВД |
Синий дым | Попадание масла в цилиндры | Провести диагностику и устранить утечку масла |
Сильная вибрация мотора | Проблемы с маховиком, опорами двигателя, зажиганием или карданным валом | Проверить и исправить проблемные компоненты |
Совсем не заводится | Проблемы с ТНВД и форсунками | Проверить и исправить проблемы в топливной системе |
Технические характеристики ЯМЗ 236
Параметры двигателя без турбины.
Параметр | Значение |
Годы выпуска | 1962 – н.в. |
Материал блока | Чугун |
Тип топлива | Дизель |
Конфигурация | V-образный |
Количество цилиндров | 6 |
Клапанов на цилиндр | 2 |
Ход поршня | 140 |
Диаметр цилиндра | 130 |
Степень сжатия | 16,5 |
Рабочий объем | 11150 |
Мощность без турбины | До 210 л.с. |
Масса | 890 кг |
Количество масла в картере, атм. | 21 л |
-//- турбо | 24 л. |
Тип масла | М10/8Г2к |
Межсервисный интервал | 10000 км. |
Тип охлаждения | Жидкостное |
Крутящий момент | До 1078 н.м. |
Расход топлива ЯМЗ 236
В зависимости от типа материнской техники, двигатель потребляет до 35 литров дизеля в час. Современные модификации имеют более скромные показатели по расходу, что вызвано доработкой конструкции и применением технологий.
Вес двигателя ЯМЗ 236
Чугунная версия мотора в сборе вместе с турбиной весит до 950 кг. Современная модификация, изготавливаемая из алюминиевого сплава, массой около 500 кг, что значительно облегчило ремонтные работы агрегата, но негативно сказалось на долговечности блока.
Объем масла
На атмосферной версии, изготовитель устанавливает в 21 литр. Для турбированных модификаций следует заливать не менее 24 л жидкости.
Давление масла
При исправном масляном насосе и полностью работоспособной конструкции, оптимальным считается 3-4 кПа. Параметр актуален для силовой установки, работающей на нормальной температуре блока.
Основные недостатки мотора ЯМЗ-236
Существуют некоторые недостатки, о которых стоит упомянуть в отношении двигателя ЯМЗ-236.
Привод ТНВД
Одна из проблем может быть связана с шестеренчатым приводом ТНВД
Для проверки этого компонента рекомендуется несколько раз запустить двигатель “на холодную” и “на горячую”, обратив внимание на момент пуска – он должен быть мгновенным. В целом, ТНВД с проточной смазкой и приводом являются недостаточно удачными элементами конструкции
Износ шпонки
Старые двигатели могут иметь износ шпонки, что приводит к изменению угла впрыска при пуске и снижению мощности при нагрузке, а также увеличению дыма.
Расположение привода ГРМ
Также стоит отметить неудачное расположение привода ГРМ, который подвержен значительным крутильным и вибрационным нагрузкам, приводящим к быстрому износу шестерен и шпонок.
Клапаны и форсунки
Другие слабые места двигателя ЯМЗ-236 включают толкатели клапанов, топливную аппаратуру, особенно форсунки, а также возникающие сложности при их замене.
Особенности устройства поршневой группы
- Материалом изготовления поршней, для ЯМЗ 236 служит особо прочный, высококремнистый, эвтектический сплав алюминия. Чтобы поршень, лучше приработался к гильзе, его боковую поверхность покрывают очень тонким слоем олова.
- Юбка поршня, предусматривает специальную выемку, предназначенную для форсунки охлаждения. Внешняя поверхность поршня имеет пять поршневых канавок. Расположенные сверху три канавки, предназначены для компрессионных колец. Канавки сверху и снизу отверстия для поршневого пальца, нужны для установки колец маслосъёмных. Палец, который соединяет поршень с шатуном, пустотелый, плавающий. Это значит что поршень свободно вращается в бобышках поршней и головке шатуна. Такая конструкция обеспечивает долговечность работы ШПГ. Материал изготовления пальцев поршневых, сталь особой прочности 12ХН/ЗА. Их наружная поверхность цементируется, вглубь до 1.4 мм. Все пальцы подвергаются закалки, затем опускаются до плотности НКС 5665. Внешний диаметр пальца равен 50 мм.
Как отрегулировать клапана на ямз 236
РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРОВ В КЛАПАННОМ МЕХАНИЗМЕ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-236Н, ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236НЕ, ЯМЗ-236БЕ2, ЯМЗ-236БЕ, ЯМЗ-236Б Тепловые зазоры в клапанном механизме предназначены для обеспечения герметичной посадки клапана на седло при расширении деталей привода клапанов во время работы двигателя. Величина теплового зазора у впускного и выпускного клапанов устанавливается одинаковой и регулируется в пределах 0,25. 0,30 мм. При повторной проверке зазоров после прокрутки коленчатого вала отрегулированного двигателя возможно изменение их до пределов 0,20.0,35 мм из-за погрешности формы и расположения поверхностей деталей распределительного механизма, что является допустимым.
При слишком больших тепловых зазорах уменьшается высота подъема клапанов, вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка цилиндров, растут ударные нагрузки и увеличивается износ деталей газораспределительного механизма. При очень малых зазорах в результате теплового расширения деталей газораспределительного механизма не обеспечивается плотное прилегание клапанов к седлам, нарушаются газодинамические процессы в цилиндрах двигателя, ухудшаются мощностные и технико-экономические показатели двигателя. Кроме того, уменьшение зазора в приводе выпускных клапанов может привести к перегреву клапанов и их прогару.
Тепловые зазоры регулировать на холодном двигателе или не ранее, чем через 1 час после его остановки.
При регулировке тепловых зазоров и повторной их проверке коромысла клапанов рекомендуется прижать:
• на головке правого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов к торцу оси, впускных клапанов — к упорной шайбе;
• на головке левого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов к упорной шайбе, впускных клапанов
Выпускные клапаны правого ряда цилиндров расположены ближе к вентилятору, левого ряда цилиндров — к маховику.
1 Выключить подачу топлива.
2 Отвернуть болты крепления крышек головок цилиндров и снять крышки.
3 Проверить момент затяжки болтов крепления осей коромысел, который должен быть 120.150 Н-м (12.15 кгс-м).
4 Проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке (при виде со стороны вентилятора) спереди ключом за болт крепления шкива или сзади ломиком за маховик через люк в нижней части картера маховика, используя отверстия в маховике (рис. 61), установить момент, когда впускной клапан первого цилиндра полностью поднимется (то есть закроется). Продолжая вращать коленчатый вал, провернуть его еще примерно на 1/3 оборота (-120°). Это положение коленчатого вала соответствует такту сжатия в первом цилиндре и оба клапана этого цилиндра будут закрыты.
5 Проверить щупом зазор между торцом клапана и носком коромысла у впускного и выпускного клапанов первого цилиндра и, при необходимости, отрегулировать.
6 Для регулировки зазоров отвернуть гайку
регулировочного винта, вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой (рис. 62), установить зазор 0,25.0,30 мм. Придерживая винт отверткой, затянуть гайку и проверить величину зазора. При правильно отрегулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить при легком нажиме, толщиной 0,30 мм — с усилием.
7 Для регулировки зазоров клапанного механизма остальных цилиндров провертывать коленчатый вал в том же направлении до полного закрытия впускного клапана регулируемого цилиндра и дополнительно еще на 1/3 оборота. Зазоры регулировать как указано выше (см. п.6).
Регулировку зазоров по цилиндрам рекомендуется проводить в соответствии с порядком их работы 1-4-2-5-3-6. Схема нумерации цилиндров приведена в разделе «Техническая характеристика».
8 После окончания регулировки зазоров запустить двигатель и прослушать его работу. Стуков в клапанном механизме не должно быть. В случае наличия характерного стука клапанов остановить двигатель и регулировку зазоров повторить. зазоров отвернуть гайку
9 Поставить и закрепить крышки головок цилиндров, проверить состояние прокладок. В месте прилегания крышек масло не должно подтекать.
Модификации двигателя
Для идентификации установок, целесообразно использовать градацию по соответствию экологическим нормам. Выпускаемые моторы отвечают категориям: «нуль» — «два».
Мотор «236М2»:
- 236М2: машины, оборудованные стрелочным приспособлением, корабли и вспомогательные устройства, способные передвигаться без посторонней помощи;
- 236М2-4: транспорт, планирующий и разравнивающий грунт, способный производить загрузку и выгрузку, аппараты, сжигающие мусор;
- 236М2-7: транспорт, стационарное оборудование, вырабатывающее электрическую энергию, генераторные установки, землеройные машины с ковшом;
- 236М2-43: установка, на базе «Урал 43206», назначение – прохождение брода, глубиной 1700мм.
- Агрегаты, соответствующие классу «один» («два») укомплектованы турбиной. Для организации нормальной работы изделия, предусмотрено использование устройства охлаждающего воздушные массы и прибор обменивающийся теплотой. Двигатель ЯМЗ 236 турбо, технические характеристики которого варьируются, с учётом потребностей пользователя, способен выдавать 230 — 250 лошадей. Благодаря доработке компонентов, снизилось выделение в окружающую среду, уменьшилось содержание примесей.
- Установки комплектуются навесным оборудованием, вариации которого меняются от потребностей. Например, применяется трансмиссия, отличающаяся по типу привода. Обвес и вспомогательное оборудование влияют на вес двигателя ЯМЗ 236.
Мотор ЯМЗ-236 БК-3:
- 236 БК: Уборочные машины, класса «Енисей» и «ACROS»;
- …БЕ: Транспорт, выпущенный производителем «МАЗ» и др.;
- …НБ: Самоходная установка, передвигающаяся при помощи гусениц;
- …НД: Установка для сбора урожая «Вектор»;
- …НЕ: Бортовая техника, установки «МАЗ», «ЛАЗ», и др.;
- …НК: Тяговое оборудование для буксирования большой массы груза, самоходные установки Т150Л и др.
Мотор ЯМЗ-236НЕ2-24:
- 236НЕ2-1: транспорт, производителя «МАЗ» (рамы, буксиры, автоматические кузова);
- 236НЕ2-3: транспорт, производителя «Урал» (рамы, буксиры, автоматические кузова, автобусы);
- 236НЕ2-24: транспорт, производителя «Урал» (рамы, буксиры, грузовая техника).
Неисправности
Двигателям ЯМЗ 236 и ЯМЗ серии 238 присущ ряд типовых неисправностей, характерных для дизельных силовых агрегатов. Выявив неисправность, владельцу нужно определить причины ее возникновения.
Для того чтобы правильно диагностировать дефект, желательно обладать следующей информацией:
- Неисправность носит постоянный характер или проявляется периодически.
- Дефект возникает при запуске мотора; движении автомобиля с постоянной скоростью или при торможении (ускорении) двигателем; определенном режиме работы (холостой ход, горячий или холодный мотор).
ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ | ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТИ |
---|---|
1. Двигатель МАЗ и ЯМЗ не запускается. | насос подкачки не подает горючее; неисправны форсунки; свечи накаливания вышли из строя. |
2. Двигатель автомобиля МАЗ теряет мощность. | протечка топлива в трубках высокого давления; недостаточная доза впрыскиваемого топлива; поврежден распылитель. |
3. Обороты двигателя «плавают». | завоздушена система подачи топлива; изношен газораспределительный механизм; лопнула пружина форсунки. |
4. Черный дым из глушителя. | поздний впрыск топлива; заклинила игла распылителя; недостаточная компрессия в цилиндрах; лопнула пружина форсунки. |
5. Посторонние стуки в моторе. | ранний впрыск топлива; изношены шатунные и/или поршневые вкладыши; повышенное давление открывания форсунки; изношены поршневые кольца. |
Поршни, поршневые пальцы и кольца на ЯМЗ-236
Поршни, устанавливаемые на двигателях ЯМЗ-236, изготавливаются из высоко-кремнистого эвтектического алюминиевого сплава. Для улучшения приработки поршня к гильзе его поверхность покрывается тончайшим (0,003-0,006 мм) слоем олова. На юбке поршня предусмотрена специальная выемка для форсунки охлаждения; а также две боковые выемки, дабы противовесы коленвала при работе не задевали поршня. Наружная поверхность поршня снабжена пятью канавками для поршневых колец. Три верхние канавки отведены под установку компрессионных колец. Одна канавка выше поршневого пальца и ещё одна – в нижней части юбки поршня – для размещения колец малосъёмных.
Поршневой палец, служащий для соединения поршня с шатуном, является пустотелым, плавающего типа. Его делают из стали 12-ХН/ЗА. Наружные поверхности пальцев цементуются на глубину 1,0-1,4 мм; подвергаются закалке и отпуску до твердости НКС 56-65. Наружный диаметр пальца составляет 50 мм.
Поршневые кольца на ЯМЗ-236 отлиты из специального чугуна и установлены в канавки поршня в определённом порядке (см. выше). Они являются хромированными, разрезными. Компрессионные и малосъёмные кольца отличаются друг от друга различными типами сечения.
Двигатель ЯМЗ 236
На смену морально и технически устаревшим ЯАЗ 204 и 206, была создано семейство новых четырёхтактных, дизельных двигателей. Серийное производство новых моторов началось в 1962 году. Среди них ЯМЗ 236, имеющей наименьшее количество цилиндров — шесть. По сравнению с рядным шести цилиндровым, двухтактным 206, новый V образный мотор, имел лучшие технические характеристики и постепенно вытеснил с рынка устаревшие, двухтактные, дизельные моторы. Очень скоро, новый ДВС приобрёл большую популярность у производителей транспортных средств и стал устанавливаться на огромное количество моделей, различной техники.
Силовой агрегат ЯМЗ 236 использовали на таких видах ТС:
- ЗИЛ: 5343, 5417, 6409, 4526, 6303;
- ЛАЗ: А1414, 5252, 42078, 5207, 52565;
- МАЗ: 4219, 5277, 5337, 5433, 104, 5256, 5336, 5432, 5434, 5516, 5554, 5440, 5551, 6303;
- Урал: 4320, 5557, 3255, 4420;
- ХТЗ: 17221, Т 150, РТМ 160, 181, 17333, ТС 10;
- ЭО: 4225, 33211, 5119;
- Раскат ДУ: 85, 84, 101;
- Енисей: 954, 959, 860, 950, 957, 1200;
- ЧЕТРА: Т11.01, ТМ120, Т9, ТГ121;
- КрАЗ 6505, Неман 5201, МЗКТ 8022, ВЭКС 30L, ВЭКС 20К, БЗКТ 8027, ТВЭКС ЕТ2580, ДЗ 122Б, РТМ-160, ВПМ МЛ-119А, ГС 1805, ОрТЗ 150ТЗ, ГС 1402, КС 65, КС 5871, КС 4372, Э30, ДЗ 122, ЕТ 26, АД60, ЛиАЗ5256, ЧТЗ Т10М, ЧТЗ ПК1, ЧТЗ 10М, ACROS530, В 138, Кранэкс ЕК270, Вектор, БКК1.
Технические характеристики
* Удельный расход топлива при номинальной мощности
Модель | ЯМЗ-238Д | ЯМЗ-238Д | ЯМЗ-238Д-1 | ЯМЗ-238Д-2 | ЯМЗ-238Д-8 |
V8 | |||||
Диаметр цилиндра, мм | 130 | ||||
Ход поршня, мм | 140 | ||||
Рабочий объем цилиндров, л | 14,86 | ||||
Мощность, кВт (л.с.) | 243 (330) | ||||
Частота вращения, об/мин | 2100 | ||||
1225 (125) | |||||
1200-1400 | |||||
208 (153) | |||||
Сцепление | ЯМЗ-238Н | — | — | — | |
КПП | — | — | — | — | — |
Габариты, мм | 1440×1045×1070 | 1345×1045×1070 | 1315×1045×1070 | ||
Масса, кг | 1260 | 1130 | |||
ТНВД | 806.5-40 | ||||
Генератор, модель | 1322.3771 или Г273 В2 | 1322.3771 | 1702.3771 | ||
Применяемость | Шасси МЗКТ-692378, МЗКТ-65168 — в запчасти; шасси МЗКТ-692388; самосвал МЗКТ-65158 | Шасси МЗКТ-69251 | Путевые машины ВПР-02, ВПРС-02 (ОАО «Калугапутьмаш», ОАО «Кировский машзавод 1 Мая»); автомобили МАЗ-53363, МАЗ-6303, МАЗ-631705, МАЗ-63035, МАЗ-54323, МАЗ-64229, МАЗ-5552, МАЗ-5516-021, МАЗ-54325, МАЗ-6303-026 (в запчасти); дизель-редукторные агрегаты (ЗАО «Тюмень-судокомплект») | Самосвалы КрАЗ-65055, КрАЗ-65032, КрАЗ-65032-043, КрАЗ-6130С4; бортовые автомобили, шасси КрАЗ-65053, КрАЗ-6322; лесовозы КрАЗ-64372, КрАЗ-64372-045, КрАЗ-6133М6; седельные тягачи КрАЗ-5444, КрАЗ-64431, КрАЗ-6446 | Самосвал КрАЗ-7133С4; бортовые автомобили, шасси КрАЗ-65053, КрАЗ-635133Н2, КрАЗ-7133Н4, КрАЗ-5133В2 |
Модель | ЯМЗ-238Д-13 | ЯМЗ-238Д-18 | ЯМЗ-238Д-19 | ЯМЗ-238Д-22 | ЯМЗ-238Д-30 |
Число и расположение цилиндров | V8 | ||||
Диаметр цилиндра, мм | 130 | ||||
Ход поршня, мм | 140 | ||||
Рабочий объем цилиндров, л | 14,86 | ||||
Мощность, кВт (л.с.) | 243 (330) | ||||
Частота вращения, об/мин | 2100 | ||||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 1225 (125) | ||||
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1200-1400 | ||||
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 224 (165)* | 204 (150) | 208 (153) | ||
Сцепление | — | — | ЯМЗ-238Н | ЯМЗ-183 | ЯМЗ-183-10 |
КПП | — | — | ЯМЗ-238А6 | ЯМЗ-238ВМ7 | ЯМЗ-2381-31 |
Габариты, мм | 1315×1045×1130 | 2385×1045×1070 | 2190×1045×1070 | ||
Масса, кг | 1130 | 1135 | 1580 | 1530 | |
ТНВД | 806.5-40 | 806.16-40 | 806.5-40 | ||
Генератор, модель | 6582.3701 | 4012.3771-86 | 1702.3771 | 1322.3771 | 1702.3771 |
Применяемость | Трелевочная машина МЛ-107 (ОАО «Курганмашзавод») | Кран-трубоукладчик ТГ-301Я (ОАО «Промтрактор», Чебоксары) | Спецавтомобили БАЗ-69506, БАЗ-69531 (ОАО «БЗКТ», Брянск) | Автомобили МАЗ-53363, МАЗ-6303, МАЗ-631705, МАЗ-63035, МАЗ-54323, МАЗ-64229, МАЗ-5552, МАЗ-5516-021, МАЗ-54325, МАЗ-6303-026 (в запчасти) | |
Модель | ЯМЗ-238Д-31 | ЯМЗ-238Д-33 | |||
Число и расположение цилиндров | V8 | ||||
Диаметр цилиндра, мм | 130 | ||||
Ход поршня, мм | 140 | ||||
Рабочий объем цилиндров, л | 14,86 | ||||
Мощность, кВт (л.с.) | 243 (330) | ||||
Частота вращения, об/мин | 2100 | ||||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 1225 (125) | ||||
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1200-1400 | ||||
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 208 (153) | ||||
Сцепление | — | ЯМЗ-183-15 | |||
КПП | — | ЯМЗ-2381-36 | |||
Габариты, мм | 1315×1045×1070 | 2190×1045×1070 | |||
Масса, кг | 1130 | 1530 | |||
ТНВД | 806.5-40 | ||||
Генератор, модель | 1702.3771 | ||||
Применяемость | Автомобили КрАЗ: самосвалы, бортовые, шасси, тягачи КрАЗ 6×4, 6×6, 8×4 (см. ЯМЗ-238Д-33) | Автомобили КрАЗ 6×4, 6×6, 8×4, в т.ч. самосвалы КрАЗ-65055.1 (2, 3), -65032.1 (2, 3, 4, 5), бортовые автомобили КрАЗ-65053, КрАЗ-6322 «Солдат», КрАЗ-5133ВЕ, -5233ВЕ; шасси КрАЗ-6322, -63221.1 (2, 3); КрАЗ 64372.1 (2) «Лесник»; тягачи КрАЗ-6133М6, -6233М6, -64431, КрАЗ-6443 «Докер», КрАЗ-6446.1 |
Силовые агрегаты рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 60ºС до плюс 50ºС, относительной влажности до 98% при температуре 25ºС, запыленности воздуха до 0,4 г/м3, а также на движение автомобиля в горных условиях на высоте до 4500 м над уровнем моря и преодоление перевалов до 4650 м над уровнем моря при соответствующем снижении мощностных и экономических показателей.
Длительный срок эксплуатации и надежная работа двигателя зависит от своевременного проведения технического обслуживания.
Работы по техническому обслуживанию являются профилактическими, поэтому их выполнение обязательно в установленные сроки.
Ежедневное техническое обслуживание проводится один раз в сутки.
Техническое обслуживание после обкатки двигателя.
Первое техническое обслуживание (ТО-1) выполняется через каждые 500 часов работы двигателя.
Второе техническое обслуживание (ТО-2) проводится через 1000 часов эксплуатации двигателя.
Сезонное техническое обслуживание проводится перед подготовкой к зиме и при переходе к лету.
Техническое обслуживание
Двигатели ЯМЗ известны своей неприхотливостью. При внимательном отношении к ним и надлежащем уходе эти моторы могут эксплуатироваться без ремонта не один десяток лет. Подтверждается это, например, длительной эксплуатацией грузовиков МАЗ с двигателями именно Ярославского моторного завода.
Техническое обслуживание двигателей ЯМЗ 236, 240, 238 в общем случае сводится к:
- смене отработанного масла после каждых 7,5 тысяч км пробега;
- регулярной замене масляных фильтров;
- контролю за тем, чтобы дизельное топливо не попало в автомасло;
- очистке или замене воздушных фильтров.
Особенно внимательно необходимо следить за тем, чтобы солярка в процессе эксплуатации не попала в моторное масло. Попав в моторное масло, она разжижает его и, кроме того, активно смывает масляную пленку со всех трущихся поверхностей.
В результате этого двигатель МАЗ либо застучит либо заклинит, что приведет к длительному и дорогостоящему ремонту, а в отдельных случаях потребует и его замены.
Устройство и технические характеристики
Мотор ЯМЗ-236 обладает довольно высокими техническими характеристиками. Силовая установка оснащена шестью цилиндрами, расположенными параллельно под прямым углом наклона. Топливо подается непосредственно в цилиндры, то есть происходит впрыск прямого типа. В моторе давление достигает 16,5 атмосферы. Диаметр поршня — 130 мм в базе, в ремонтном варианте — 140 мм, столько же при своем ходе. На агрегате смонтирован механического типа насос топливный высокого давления и форсунки. Они и совершают непосредственно впрыск на каждый цилиндр. По шесть клапанов имеет каждая головка блока – три впускных и три выпускных. Система охлаждения — жидкостная с возможностью принудительной циркуляцией, выполняемой с помощью водяного насоса. Ремень служит приводом, который поворачивает шкив помпы от шкива коленвала.
Объем мотора 11 литров. Мощность варьируется от 150 до 420 лошадиных сил. Последние версии могут развивать мощность до 500 л.с. Из-за роста тарифов на горючее производители мотора ЯМЗ-236, который расходует 40 литров на сотню километров, снизили цифру до 25 литров. Основная силовая установка производилась из чугуна до 2010 года. Позже было принято решение делать ее из алюминия, как и головку блока цилиндров. Такой шаг позволил сделать проще процедуру ремонта, а также расточки шеек цилиндров, более точной стало хонингование цилиндров. Вместе с тем блок агрегата не утратил былую прочность. Характеристики ЯМЗ-236 говорят, что мотор имеет довольно простую конструкцию, которая обеспечивает простоту обслуживания и ремонта.
Разновидности и эксплуатация
Количество силовых установок разработанных и выпущенных со времени, когда первый агрегат сошел с конвейера, большое количество, классификация по экологическим стандартам облегчает процесс.
Агрегат ЯМЗ 236М2 (Евро 0).
Силовые агрегаты модификации выпускаются без наддува, соответствуют нормам Евро 0. Моторы монтируются на: шагающие эскалаторы, корабли, преобразователи и прочие установки. Двигатель ЯМЗ 236М2 имеет основные характеристики, аналогичные базовой модели. Отличия заключаются в навесном оборудовании.
«Евро 0»:
Модели «ЯМЗ» | Применение |
«236М2» | Стреловое и оборудование, передвигающееся самостоятельно, корабельные агрегаты, корабельные агрегаты преобразующего типа. |
«236М2-4» | Агрегаты, планирующие и разравнивающие грунт, используемые для погрузки и разгрузки материалов, проводящие работу с землей, станции сжатия газа. |
«236М2-7» | Станции по производству электрической энергии, экскаваторы, генератор. |
«236М2-43» | Транспорт «Урал 43206» для преодоления водных преград, глубиной 1,7 метров. |
Силовой агрегат ЯМЗ 236М2 (Евро 0):
Силовой агрегат «Евро 1».
Силовые установки стандарта Евро1 и Евро 2 относятся к изделиям, в комплект которых входит турбина, промежуточный охладитель воздуха и устройство обмена теплом. Двигатель ЯМЗ 236 турбо технические характеристики сумел улучшить, мощность в зависимости от комплектации 230 — 250 л.сил. Усовершенствованная конструкция и турбина позволили улучшить выброс в атмосферу, силовые установки соответствуют правилу 96 по выбросу вредных веществ.
Как и атмосферные моторы, варианты с турбиной могут комплектоваться коробкой переменных передач, сцеплением и различным навесным оборудованием. В зависимости от навесного оборудования вес модификаций может значительно отличаться друг от друга. Моторы применяют на автомобилях, платформах, кранах, компрессорах и прочей технике. Существенный плюс агрегатов, уменьшение расхода топлива.
Модификации Евро 1:
Модели «ЯМЗ» | Применение |
236 БЕ | Техника МАЗ: 533603, 630303, 543203, 543403, и масса другой техники. |
236 БК | Комбайны: «Енисей 860», ACROS 530. |
236 НБ | Трактор на гусеничном ходу ВТ-150Я, бульдозер. |
236 НД | Комбайн «Вектор». |
236 НЕ | Транспорт с бортами, рамы, автобусы МАЗ, «Волжанин», ЛАЗ, ЛиАЗ. |
236 НК | Средство, используемое в качестве тяги Т150К, ХТЗ, Т150. |
Силовой агрегат ЯМЗ 236 НД (Евро 1):
Агрегат 236НЕ2 (Евро 2).
Базовые характеристики силового агрегата идентичны характеристикам мотора, отвечающего требованиям «Евро 1». Отличие серии двигателей 236НЕ2, это соответствие правилам №49; №24-03 Евро2. Силовые установки применяются на транспорте, работа которого связана с тяжелыми условиями. К таким относятся: техника «Урал», «МАЗ», «ЗИЛ», многоместный транспорт для перевозки пассажиров.
«Евро 2»:
Модели «ЯМЗ» | Применение |
236НЕ2-1 | «МАЗ»: транспорт, рамы, буксиры, грузовая техника с автоматически опрокидывающимся кузовом. |
236НЕ2-3 | «Урал»: транспорт, рамы, буксиры, грузовая техника с автоматически опрокидывающимся кузовом, перевозка пассажиров. |
236НЕ2-24 | «Урал»: транспорт, рамы, буксиры, грузовая техника с автоматически опрокидывающимся кузовом. |
Силовой агрегат ЯМЗ 236 НЕ (Евро 2):
Устройство ЯМЗ 236
V-образный ДВС представляет стандартную конструкцию на 6 цилиндров с развалом 90 градусов. В изначальном варианте, система непосредственного впрыска топлива сочетается с атмосферной воздушной магистралью. Для увеличения производительности изготовитель монтирует на агрегат турбонагнетатель.Коленчатый вал мотора толкает шатуны попарно, что позволяет силовому агрегату работать ровно и сохранить требуемую эффективность.Размеры 11 литрового агрегата внушительные, что накладывает некие ограничения на транспорт применения. Моторы обычно ставят на тяжелые грузовики, трактора и автобусы.
Принцип работы ЯМЗ 236
Функционирование двигателя ЯМЗ стандартно для большинства нижневальных конструкций. Привод распределителя выполнен шестеренный с штангами толкателей. Подобная конструкция громоздка и тяжела. Достоинством является повышенная надежность.
Привод КПП подключается к мотору через стандартный маховик.