Модификации мотора ЯМЗ-236
На Ярославском моторном заводе представлены две основные группы модификаций двигателей ЯМЗ-236: атмосферные и турбированные. Атмосферные двигатели предлагают широкий спектр модификаций без использования турбонаддува, в то время как турбированные модели обладают дополнительной мощностью благодаря применению турбины. Сравнительная таблица этих модификаций приведена ниже.
Тип | Количество модификаций | Турбонаддув | Мощность (л.с.) | Применение |
---|---|---|---|---|
Атмосферные | 35 | Отсутствует | 150-195 | Судовые моторы, компрессорные станции, электроагрегаты, судовые дизельные электроустановки, железнодорожные дрезины, экскаваторы, дорожные грейдеры и катки, самоходные краны, фронтальные погрузчики, бульдозеры, вездеходы, бронетранспортеры, автомобили “ЗИЛ”, “Урал”, “МАЗ” (предыдущие модели) |
Турбированные | 54 | Присутствует | 230-300 | Автобусы, комбайны, тракторы и спецтехника разных производителей, некоторые варианты автомобилей “МАЗ” и “Урал” |
За время с момента выпуска первой силовой установки было разработано и выпущено значительное количество агрегатов. Классификация силовых установок в соответствии с экологическими стандартами упрощает процесс их оценки и выбора.
ЯМЗ 236М2 (Евро 0)
Агрегат представляет собой силовую установку, которая не имеет наддува и соответствует нормам Евро 0.
Эти двигатели могут быть установлены на различные объекты, такие как шагающие эскалаторы, корабли, преобразователи и другие установки.
Двигатель ЯМЗ 236М2 имеет основные характеристики, схожие с базовой моделью, с отличиями в навесном оборудовании.
Модель | Сфера применения |
---|---|
ЯМЗ 236М2 | Стреловое и самоходное оборудование, корабельные агрегаты, корабельные агрегаты преобразующего типа |
ЯМЗ 236М2-4 | Агрегаты для планировки и выравнивания грунта, погрузки и разгрузки материалов, станции сжатия газа |
ЯМЗ 236М2-7 | Станции по производству электрической энергии, экскаваторы, генераторы |
ЯМЗ 236М2-43 | Транспорт “Урал 43206” для преодоления водных преград глубиной 1,7 метров |
ЯМЗ 236 турбо (Евро 1)
Мотор обладает улучшенными техническими характеристиками, с мощностью в диапазоне от 230 до 250 лошадиных сил в зависимости от комплектации. Улучшенная конструкция и использование турбины позволяют сократить выбросы вредных веществ в атмосферу, соответствуя правилам выброса по стандарту 96.
Аналогично атмосферным двигателям, варианты с турбонаддувом могут быть укомплектованы вариатором, сцеплением и различным навесным оборудованием. Вес модификаций может значительно отличаться в зависимости от установленного оборудования.
Эти двигатели применяются в автомобилях, платформах, кранах, компрессорах и другой технике.
Значительным преимуществом этих агрегатов является снижение расхода топлива.
Модель | Сфера применения |
---|---|
ЯМЗ 236 БЕ | Техника МАЗ: 533603, 630303, 543203, 543403, и масса другой техники |
ЯМЗ 236 БК | Комбайны: “Енисей 860”, ACROS 530 |
ЯМЗ 236 НБ | Трактор на гусеничном ходу ВТ-150Я, бульдозер |
ЯМЗ 236 НД | Комбайн “Вектор” |
ЯМЗ 236 НЕ | Транспорт с бортами, рамы, автобусы МАЗ, “Волжанин”, ЛАЗ, ЛиАЗ |
ЯМЗ 236 НК | Средство, используемое в качестве тяги Т150К, ХТЗ, Т150 |
Мне нравитсяНе нравится
ЯМЗ-236НЕ2 (Евро 2)
Агрегат имеет базовые характеристики, аналогичные двигателям, соответствующим требованиям стандарта “Евро 1”. Однако серия двигателей 236НЕ2 отвечает также правилам №49 и №24-03 стандарта “Евро 2”.
Силовые установки данной модификации применяются в транспорте, работа которого связана с тяжелыми условиями. К таким видам транспорта относятся: техника “Урал”, “МАЗ”, “ЗИЛ” и многоместные транспортные средства для перевозки пассажиров.
Модель | Сфера применения |
---|---|
ЯМЗ 236НЕ2-1 | Техника МАЗ: транспорт, рамы, буксиры, грузовая техника с автоматически опрокидывающимся кузовом |
ЯМЗ 236НЕ2-3 | Техника Урал: транспорт, рамы, буксиры, грузовая техника с автоматически опрокидывающимся кузовом, перевозка пассажиров |
ЯМЗ 236НЕ2-24 | Техника Урал: транспорт, рамы, буксиры, грузовая техника с автоматически опрокидывающимся кузовом |
Особенности конструкции КШМ
- Коленчатый вал 236 модели выполнен из стали, особо прочной марки 50Г. Метод изготовления коленвала, горячая штамповка. Коренные и латунные шейки закаливались электрическим током высоких частот. Количество коренных опор четыре, шатунных на одну меньше три. Шатунные шейки снабжены специальными внутренними полостями. В них происходит дополнительная, центробежная очистка масла.
- Щёки коленвала обустроены противовесами, при их помощи происходит регулировка и балансировка коленчатого вала. От осевого смещения, коленчатый вал удерживают бронзовые полукольца в количестве 4 штук. Они устанавливаются в специальных выточках крайней коренной опоры, расположенной сзади. Хвостовик и носок коленчатого вала уплотняются специальными резиновыми сальниками.
- Маховик отливают из сплава серого чугуна. Он крепится болтами к торцевой, задней части коленвала. Материалом изготовления болтов, является специальная легированная сталь. В конструкцию маховика входит стальной, зубчатый венец. Его назначение, запуск ДВС стартером. Маховик имеет возможность регулировки и балансировки, в отдельности от коленвала. Исходя из этого все маховики заменяемые друг другом.
- Материалом изготовления шатуна, является коварная сталь марки 40Х. Выполнен шатуна в форме двутавра. Нижняя головка имеет косой разъём, угол которого составляет 55. Нижняя головка шатуна комплектуется съёмными подшипниками скольжения. А в верхнюю головку устанавливается с натягом втулка из сплава стали и бронзы. Наружный диаметр втулки 56 мм.
Основные технические характеристики двигателя ЯМЗ-236
Двигатель ЯМЗ-236 обладает впечатляющими техническими характеристиками. Он оснащен шестью параллельно расположенными цилиндрами, угол наклона которых составляет 90 градусов. Горючее подается непосредственно в цилиндры через систему прямого впрыска. Внутри двигателя создается давление 16,5 атмосферы. Поршень имеет диаметр 130 мм в базовом варианте и 140 мм в ремонтном варианте, его ход составляет 140 мм. Двигатель оснащен механическим топливным насосом и форсунками, осуществляющими впрыск топлива в каждый цилиндр. Каждая головка блока двигателя имеет шесть клапанов – три впускных и три выпускных. Система охлаждения осуществляется с помощью жидкости с принудительной циркуляцией, обеспечиваемой водяным насосом.
Силовые агрегаты данного двигателя предназначены для эксплуатации в широком диапазоне температур окружающего воздуха от минус 60°C до плюс 50°C. Они способны работать при относительной влажности до 98% при температуре 25°C и в условиях повышенной пыли воздуха до 0,4 г/м³. Кроме того, двигатель предназначен для использования в горных условиях на высоте до 4500 метров над уровнем моря, включая преодоление перевалов до 4650 метров над уровнем моря, с соответствующим снижением мощностных и экономических показателей.
Характеристика | Значение |
---|---|
Год выпуска мотора | 1962 |
Сырьё остова | чугун |
Питание | Дизель |
Охлаждение | Жидкость, замкнутый контур с вентиляцией |
Число и расположение камер | Шесть, «V» |
Порядок работы камер | «142536» |
Перепускных вентилей на камеру, (шт.) | 2 |
Сечение камеры, (мм.) | 130 |
Перемещение вытеснителя мотора, (мм.) | 140 |
Компрессия мотора | 16,4 |
Объём двигателя, (л) | 11,150 |
Мощь мотора, (лошадей/мин-1) | 150-250/1700-2100 |
Импульс мотора, (Нм./оборотов в минуту) | 667-1030/1100-1500 |
Экологическое соответствие | (евро-2)–1 или 0 |
Масса двигателя, (кг) | 890 (двигатель ЯМЗ 236м2); 951 (с турбиной) |
Расход, (л/сотню км.) | 36 |
Смазка мотора | Напор + брызги + пар |
Масло мотора, марка | 10W-30 |
Утрата смазки мотором, (% к дизелю) | 0,3-0,6 |
Объём масла в двигателе, (л.) | 20-25 (с турбиной) |
Смена смазки, (км.) | 7000 |
Работа при температуре, (°С) | 91 |
Ресурс, (час) | 9000 |
Основные элементы
К числу основных элементов подобного силового агрегата целесообразно отнести цилиндры, расположенные V-образно. Это позволило значительно уменьшить габариты устройства, а также его вес, что упрощает выполнение ремонтных работ. Существуют и другие узлы двигателя, заслуживающие упоминания:
- генератор;
- фильтр и компрессор;
- водяной насос;
- ГУР;
- масляный насос и фильтры;
- стартер;
- газораспределительные клапаны.
Все элементы двигателя удобно расположены таким образом, чтобы сделать их обслуживание и ремонт максимально удобными.
Топливный фильтр, а также тормозной компрессор вместе с генератором находятся в верхней части силового агрегата, смонтированы на крышке блока
Важной особенностью в конструкции изделия является защита картера, которая одновременно служит поддоном для смазки двигателя
При разработке двигателя особое внимание уделялось его надежности, в связи с чем некоторые элементы, например, головка цилиндров, изготовлены из высокопрочного чугуна. Коленвал устройства производился из стали 50Г, что позволяло значительно увеличить срок его службы. Также упоминания заслуживают чугунные поршневые кольца, оснащенные защитным покрытием
Также упоминания заслуживают чугунные поршневые кольца, оснащенные защитным покрытием.
Техническое обслуживание
Двигатели ЯМЗ известны своей неприхотливостью. При внимательном отношении к ним и надлежащем уходе эти моторы могут эксплуатироваться без ремонта не один десяток лет. Подтверждается это, например, длительной эксплуатацией грузовиков МАЗ с двигателями именно Ярославского моторного завода.
Техническое обслуживание двигателей ЯМЗ 236, 240, 238 в общем случае сводится к:
- смене отработанного масла после каждых 7,5 тысяч км пробега;
- регулярной замене масляных фильтров;
- контролю за тем, чтобы дизельное топливо не попало в автомасло;
- очистке или замене воздушных фильтров.
Особенно внимательно необходимо следить за тем, чтобы солярка в процессе эксплуатации не попала в моторное масло. Попав в моторное масло, она разжижает его и, кроме того, активно смывает масляную пленку со всех трущихся поверхностей.
В результате этого двигатель МАЗ либо застучит либо заклинит, что приведет к длительному и дорогостоящему ремонту, а в отдельных случаях потребует и его замены.
Описание ДВС ЯМЗ 236
Дизельный мотор ЯМЗ 236 относится к первому семейству четырёхтактных силовых агрегатов Ярославского завода. До этого, здесь выпускались, только двухтактные, дизельные силовые агрегаты. Данный двигатель имеет шесть цилиндров, расположенных двумя рядами. Компоновка цилиндров в моторе V образной формы. Угол развала цилиндров прямой. Такое размещение цилиндров применено, с целью уменьшения веса и длинны двигателя, а так же рационального размещения навесных агрегатов двигателя. В конечном итоге, это положительно сказывается на вес и размеры всего транспортного средства.
Данная компоновка мотора, способствует простоте конструкции и доступности узлов и механизмов ДВС к обслуживанию во время эксплуатации. Всё навесное оборудование, подлежащие регулярному обслуживанию, находиться в доступных местах. Основная его часть расположена впереди мотора, между цилиндрами.
Впереди вверху находится топливный фильтр, электрогенератор и компрессор, обслуживающий тормозную, пневматическую систему.
Эти узлы крепятся к верхней крышки БЦ. Генератор и компрессор приводятся в работу ремнем, который в свою очередь приводиться в действие от шкива вала вентилятора.
Кроме этого впереди находиться гидроусилитель руля и помпа. Они имеют непосредственный привод от коленвала. На переднем боку БЦ слева, находятся фильтры, один центробежный, другой для грубой очистки моторной смазки. Внутри БЦ, на передней крышки коренного подшипника расположился масляный насос. Он имеет прямой шестерёнчатый привод от коленчатого вала.
Стартер для пуска мотора находиться внизу на правом боку мотора. Картер ДВС является ёмкостью для моторного масла, от повреждений и пробоев он надёжно защищён.
На каждом ряду цилиндров расположились ГБЦ. В них находятся форсунки и клапаны ГРС. Сверху газораспределительный механизм накрыт стальной крышкой. В одной из них находится патрубок, необходимый для заливки моторной смазки.
Сбоку наружных поверхностей ГБЦ, крепятся выпускные трубопроводы. С внутренних боков головок, прикреплены водоотводящие и выпускные патрубки. В водоотводящих патрубках устанавливаются термостаты системы охлаждения. Фильтр воздушный, расположился в пауке соединяющем все впускные трубопроводы.
Топливный насос ВД расположен между рядами цилиндров. Вместе с топливным насосом установлены:
- насос для подкачки горючего;
- авто-муфта, опережения впрыска горючей смеси;
- регулятор уровня оборотов.
Сзади БЦ, на торце расположился картер маховика, снизу картера имеется люк, который плотно закрыт крышкой из стали. На маховика размещено сцепление. Позади картера маховика находиться КПП и картер сцепления.
ЯМЗ 236 производятся двух типов турбированные и атмосферные силовые агрегаты. Мощностные характеристики атмосферных версий начинаются от 150 л., сил и оканчиваются форсированным моторами с турбонаддувом мощность которых может достигать 250 лошадиных сил.
ДВС 236 модификации имеет следующие габаритные характеристики:
- длина ДВС без КПП и сцепления, чуть больше метра 1020 мм., с КПП и сцеплением почти два, точнее 1800 мм.;
- ширина ЯМЗ 236 1006 мм.;
- высота дизельного мотора 1195 мм.;
- вес силового агрегата, в зависимости от комплектации вспомогательного оборудования около 1000 килограммов.
КПП ЯМЗ-236
КПП для семейства дизельных двигателей ЯМЗ-236 – это пятиступенчатые, механические, трехходовые коробки передач с синхронизаторами на 2-3 и 4-5 передачах. Для движения вперед есть пять передачи и одна передача для движения задним ходом.
Схема КПП ЯМЗ-236:
1-муфта выключения сцепления; 2-первичный вал; 3 и 15-крышки подшипников; 4-картер сцепления; 5 и 10-синхронизаторы; 7-шарик фиксатора; 8 и 22-шестерни пятой передачи; 9 и 21-шестерни третьей передачи; 11 и 19-шестерни второй передачи; 12-шестерня первой передачи и заднего хода; 13-верхняя крышка; 14-вторичный вал; 16-фланец; 17-промежуточный вал с шестерней первой передачи; 18-картер коробки передач; 20-заборник масляного насоса с магнитом; 23-шестерня отбора мощности; 24-шестерня привода промежуточного вала; 25-масляный насос; 26-ось блока шестерен заднего хода; 27-блок шестерен заднего хода; 28-шестерня привода спидометра.
Это достаточно надежная коробка, что подтверждается установкой её на технику с большой грузоподъемностью, работающей в тяжелых условиях. Узлы и детали КПП изготавливаются из высококачественных материалов. Хорошая ремонтопригодность коробки передач ЯМЗ-236 позволяет ремонтировать как отдельные её детали так и заменять целые узлы.
Модификации
Модификации коробок: ЯМЗ-236П, ЯМЗ-236ПО, ЯМЗ-236Н, ЯМЗ-236Л, ЯМЗ-236У, ЯМЗ-236УО. назначение у них у всех разное и в зависимости от этого на двигатель ставится та или иная КПП.
ЯМЗ 236П считается базовой моделью. На крышке устройства находится заглушка, а на крышке выходного вала — фланец, обеспечивающий работу спидометра, и фланец карданного вала.
ЯМЗ 236П3 изготавливается под диафрагменное сцепление. Отличается наличием муфты отключения сцепления и скобы, зацепляющей цилиндрическую пружинку муфты.
ЯМЗ 236П4 отличается от П3 торцевыми шлицами на фланце карданного вала.
ЯМЗ 236П5 это базовая модель КПП, на которой вместо заглушки на крышке установлен короткий рычаг. Карданный вал с обычным фланцем.
ЯМЗ 236П7 это модель П5 под диафрагменное сцепление. От базовой модели отличается габаритами муфты, которая выключает механизм сцепления, и наличием зацепляющей скобы.
ЯМЗ-236У отличается от 236П наличием рычага переключения передач, отсутствием на крышке выходного вала фланца для механизма привода спидометра.
ЯМЗ-236У3 – это 236У под диафрагменное сцепление. Отличается размерами муфты выключения сцепления, наличием скобы для зацепления оттяжной цилиндрической пружины муфты.
ЯМЗ-236У4 и 236У в герметичном исполнении, отличается литыми крышками люков стартера сцепления, на верхней крышке установлен сапун, на нижней – пробка.
ЯМЗ-236У5 – 236У3 в герметичном исполнении под диафрагменное сцепление. Отличается литыми крышками люков стартера сцепления, на верхней крышке установлен сапун, на нижней – пробка.
Технические характеристики коробки передач
- Крутящий момент – 930 Нм.
- Масса – 240-250 кг.
- Переключение – Рычаг/фланец.
- Крепление карданного вала – Гладкий фланец под 8 болтов М10*155мм.
- Отбор мощности – Через картер от прямозубной шестерни промвала (до 29,5 кВт/40 л.с.) или от зубчатой муфты промвала (до 73,5 кВт/100 л.с.)(доп.опция).
- Применение – автомобили КрАЗ, МАЗ, ЗИЛ, Урал, скрепер МоАЗ, автобусы МАЗ, ЛАЗ, ЛиАЗ, МАРЗ, Неман, Волжанин.
Некоторые особенности КПП
- Система смазки коробки передач смешанная. Часть узлов смазывается под давлением, а часть методом разбрызгивания.
- Маслосборник оснащен сеткой с магнитом, что позволяет проводить очистку масла от металлической стружки и частиц.
- Привод спидометра расположен в крышке вторичного вала.
- Внутренний карте КПП сообщается с атмосферным воздухом через сапун.
- В конструкцию коробки передач ЯМЗ-236 внедрена система защиты от одновременного включения двух передач.
- Пружинный предохранитель не дает случайно включить заднюю передачу, так же он затрудняет включение и первой передачи.
- Механизм КПП оборудован синхронизаторами инерционного типа для безударного включения передач со 2 по 5.
- Для обеспечения равных угловых скоростей каретки и шестерней в коробке передач ЯМЗ-236 есть фрикционная пара, состоящая из конусного кольца синхронизатора, расположенного на зубчатом колесе.
Неисправности
Двигателям ЯМЗ 236 и ЯМЗ серии 238 присущ ряд типовых неисправностей, характерных для дизельных силовых агрегатов. Выявив неисправность, владельцу нужно определить причины ее возникновения.
Для того чтобы правильно диагностировать дефект, желательно обладать следующей информацией:
- Неисправность носит постоянный характер или проявляется периодически.
- Дефект возникает при запуске мотора; движении автомобиля с постоянной скоростью или при торможении (ускорении) двигателем; определенном режиме работы (холостой ход, горячий или холодный мотор).
ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ | ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТИ |
---|---|
1. Двигатель МАЗ и ЯМЗ не запускается. | насос подкачки не подает горючее; неисправны форсунки; свечи накаливания вышли из строя. |
2. Двигатель автомобиля МАЗ теряет мощность. | протечка топлива в трубках высокого давления; недостаточная доза впрыскиваемого топлива; поврежден распылитель. |
3. Обороты двигателя «плавают». | завоздушена система подачи топлива; изношен газораспределительный механизм; лопнула пружина форсунки. |
4. Черный дым из глушителя. | поздний впрыск топлива; заклинила игла распылителя; недостаточная компрессия в цилиндрах; лопнула пружина форсунки. |
5. Посторонние стуки в моторе. | ранний впрыск топлива; изношены шатунные и/или поршневые вкладыши; повышенное давление открывания форсунки; изношены поршневые кольца. |
История создания ЯМЗ 236
История появления универсального, четырёхтактного двигателя, начинается с конца 50 годов. Чтобы поднять экономику СССР после упадка военных лет, нужно было спроектировать двигатель, который бы можно было использовать на разных видах транспортных средств. В то время Ярославский завод, выпускающий моторы, производил два вида дизельных двигателей, это были четырёх цилиндровый ЯАЗ 204 и шести цилиндровый ЯАЗ 206. Это были двухтактные дизельные двигатели, которые не могли удовлетворить, возросшие потребности советского, народного хозяйства.
Инженеры и проектировщики ЯМЗ, смогли в короткий срок выполнить огромный объём работы по разработке четырёхтактного, дизельного мотора. Мало того, они работали не над одним, а сразу над тремя разными двигателями. Одним из них и является, рассматриваемый здесь, шести цилиндровый V образный ЯМЗ 236.
В начале 70-х годов все три двигателя проходили испытания на различных транспортных средствах отечественного производства. А уже в 1962 году был налажен серийный выпуск ЯМЗ 236 и ещё двух других дизельных моторов.
Особенности устройства поршневой группы
- Материалом изготовления поршней, для ЯМЗ 236 служит особо прочный, высококремнистый, эвтектический сплав алюминия. Чтобы поршень, лучше приработался к гильзе, его боковую поверхность покрывают очень тонким слоем олова.
- Юбка поршня, предусматривает специальную выемку, предназначенную для форсунки охлаждения. Внешняя поверхность поршня имеет пять поршневых канавок. Расположенные сверху три канавки, предназначены для компрессионных колец. Канавки сверху и снизу отверстия для поршневого пальца, нужны для установки колец маслосъёмных. Палец, который соединяет поршень с шатуном, пустотелый, плавающий. Это значит что поршень свободно вращается в бобышках поршней и головке шатуна. Такая конструкция обеспечивает долговечность работы ШПГ. Материал изготовления пальцев поршневых, сталь особой прочности 12ХН/ЗА. Их наружная поверхность цементируется, вглубь до 1.4 мм. Все пальцы подвергаются закалки, затем опускаются до плотности НКС 5665. Внешний диаметр пальца равен 50 мм.
Технические характеристики
* Удельный расход топлива при номинальной мощности
Модель | ЯМЗ-238Д | ЯМЗ-238Д | ЯМЗ-238Д-1 | ЯМЗ-238Д-2 | ЯМЗ-238Д-8 |
V8 | |||||
Диаметр цилиндра, мм | 130 | ||||
Ход поршня, мм | 140 | ||||
Рабочий объем цилиндров, л | 14,86 | ||||
Мощность, кВт (л.с.) | 243 (330) | ||||
Частота вращения, об/мин | 2100 | ||||
1225 (125) | |||||
1200-1400 | |||||
208 (153) | |||||
Сцепление | ЯМЗ-238Н | — | — | — | |
КПП | — | — | — | — | — |
Габариты, мм | 1440×1045×1070 | 1345×1045×1070 | 1315×1045×1070 | ||
Масса, кг | 1260 | 1130 | |||
ТНВД | 806.5-40 | ||||
Генератор, модель | 1322.3771 или Г273 В2 | 1322.3771 | 1702.3771 | ||
Применяемость | Шасси МЗКТ-692378, МЗКТ-65168 — в запчасти; шасси МЗКТ-692388; самосвал МЗКТ-65158 | Шасси МЗКТ-69251 | Путевые машины ВПР-02, ВПРС-02 (ОАО «Калугапутьмаш», ОАО «Кировский машзавод 1 Мая»); автомобили МАЗ-53363, МАЗ-6303, МАЗ-631705, МАЗ-63035, МАЗ-54323, МАЗ-64229, МАЗ-5552, МАЗ-5516-021, МАЗ-54325, МАЗ-6303-026 (в запчасти); дизель-редукторные агрегаты (ЗАО «Тюмень-судокомплект») | Самосвалы КрАЗ-65055, КрАЗ-65032, КрАЗ-65032-043, КрАЗ-6130С4; бортовые автомобили, шасси КрАЗ-65053, КрАЗ-6322; лесовозы КрАЗ-64372, КрАЗ-64372-045, КрАЗ-6133М6; седельные тягачи КрАЗ-5444, КрАЗ-64431, КрАЗ-6446 | Самосвал КрАЗ-7133С4; бортовые автомобили, шасси КрАЗ-65053, КрАЗ-635133Н2, КрАЗ-7133Н4, КрАЗ-5133В2 |
Модель | ЯМЗ-238Д-13 | ЯМЗ-238Д-18 | ЯМЗ-238Д-19 | ЯМЗ-238Д-22 | ЯМЗ-238Д-30 |
Число и расположение цилиндров | V8 | ||||
Диаметр цилиндра, мм | 130 | ||||
Ход поршня, мм | 140 | ||||
Рабочий объем цилиндров, л | 14,86 | ||||
Мощность, кВт (л.с.) | 243 (330) | ||||
Частота вращения, об/мин | 2100 | ||||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 1225 (125) | ||||
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1200-1400 | ||||
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 224 (165)* | 204 (150) | 208 (153) | ||
Сцепление | — | — | ЯМЗ-238Н | ЯМЗ-183 | ЯМЗ-183-10 |
КПП | — | — | ЯМЗ-238А6 | ЯМЗ-238ВМ7 | ЯМЗ-2381-31 |
Габариты, мм | 1315×1045×1130 | 2385×1045×1070 | 2190×1045×1070 | ||
Масса, кг | 1130 | 1135 | 1580 | 1530 | |
ТНВД | 806.5-40 | 806.16-40 | 806.5-40 | ||
Генератор, модель | 6582.3701 | 4012.3771-86 | 1702.3771 | 1322.3771 | 1702.3771 |
Применяемость | Трелевочная машина МЛ-107 (ОАО «Курганмашзавод») | Кран-трубоукладчик ТГ-301Я (ОАО «Промтрактор», Чебоксары) | Спецавтомобили БАЗ-69506, БАЗ-69531 (ОАО «БЗКТ», Брянск) | Автомобили МАЗ-53363, МАЗ-6303, МАЗ-631705, МАЗ-63035, МАЗ-54323, МАЗ-64229, МАЗ-5552, МАЗ-5516-021, МАЗ-54325, МАЗ-6303-026 (в запчасти) | |
Модель | ЯМЗ-238Д-31 | ЯМЗ-238Д-33 | |||
Число и расположение цилиндров | V8 | ||||
Диаметр цилиндра, мм | 130 | ||||
Ход поршня, мм | 140 | ||||
Рабочий объем цилиндров, л | 14,86 | ||||
Мощность, кВт (л.с.) | 243 (330) | ||||
Частота вращения, об/мин | 2100 | ||||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 1225 (125) | ||||
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1200-1400 | ||||
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 208 (153) | ||||
Сцепление | — | ЯМЗ-183-15 | |||
КПП | — | ЯМЗ-2381-36 | |||
Габариты, мм | 1315×1045×1070 | 2190×1045×1070 | |||
Масса, кг | 1130 | 1530 | |||
ТНВД | 806.5-40 | ||||
Генератор, модель | 1702.3771 | ||||
Применяемость | Автомобили КрАЗ: самосвалы, бортовые, шасси, тягачи КрАЗ 6×4, 6×6, 8×4 (см. ЯМЗ-238Д-33) | Автомобили КрАЗ 6×4, 6×6, 8×4, в т.ч. самосвалы КрАЗ-65055.1 (2, 3), -65032.1 (2, 3, 4, 5), бортовые автомобили КрАЗ-65053, КрАЗ-6322 «Солдат», КрАЗ-5133ВЕ, -5233ВЕ; шасси КрАЗ-6322, -63221.1 (2, 3); КрАЗ 64372.1 (2) «Лесник»; тягачи КрАЗ-6133М6, -6233М6, -64431, КрАЗ-6443 «Докер», КрАЗ-6446.1 |
Силовые агрегаты рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 60ºС до плюс 50ºС, относительной влажности до 98% при температуре 25ºС, запыленности воздуха до 0,4 г/м3, а также на движение автомобиля в горных условиях на высоте до 4500 м над уровнем моря и преодоление перевалов до 4650 м над уровнем моря при соответствующем снижении мощностных и экономических показателей.
Длительный срок эксплуатации и надежная работа двигателя зависит от своевременного проведения технического обслуживания.
Работы по техническому обслуживанию являются профилактическими, поэтому их выполнение обязательно в установленные сроки.
Ежедневное техническое обслуживание проводится один раз в сутки.
Техническое обслуживание после обкатки двигателя.
Первое техническое обслуживание (ТО-1) выполняется через каждые 500 часов работы двигателя.
Второе техническое обслуживание (ТО-2) проводится через 1000 часов эксплуатации двигателя.
Сезонное техническое обслуживание проводится перед подготовкой к зиме и при переходе к лету.
Устройство ЯМЗ 236
V-образный ДВС представляет стандартную конструкцию на 6 цилиндров с развалом 90 градусов. В изначальном варианте, система непосредственного впрыска топлива сочетается с атмосферной воздушной магистралью. Для увеличения производительности изготовитель монтирует на агрегат турбонагнетатель.Коленчатый вал мотора толкает шатуны попарно, что позволяет силовому агрегату работать ровно и сохранить требуемую эффективность.Размеры 11 литрового агрегата внушительные, что накладывает некие ограничения на транспорт применения. Моторы обычно ставят на тяжелые грузовики, трактора и автобусы.
Принцип работы ЯМЗ 236
Функционирование двигателя ЯМЗ стандартно для большинства нижневальных конструкций. Привод распределителя выполнен шестеренный с штангами толкателей. Подобная конструкция громоздка и тяжела. Достоинством является повышенная надежность.
Привод КПП подключается к мотору через стандартный маховик.
Поломки и неисправности двигателя ЯМЗ-236
Часто встречаемые поломки двигателя включают перегрев, плавающие обороты, троение или дергание на малых оборотах, слабый запуск или заглохание, стук в двигателе, выхлоп дыма разных цветов, сильную вибрацию и проблемы с запуском. Причины этих поломок могут быть различными, и их устранение может требовать проверки различных компонентов. Более подробно описано в таблице ниже.
Поломка | Причины | Устранение |
---|---|---|
Перегрев двигателя | Грязный радиатор, неисправная помпа или термостат | Очистить радиатор, заменить неисправные детали |
Плавают обороты | Неисправный ТНВД или завоздушенность топливной системы | Проверить и отрегулировать ТНВД, удалить завоздушенность в топливной системе |
Троит или дергается на малых оборотах | Проблемы в топливной системе, зажигании или механизмах (ТНВД, форсунки, топливопровод, топливный фильтр) | Проверить и исправить проблемы в топливной системе и зажигании |
Плохо заводится или глохнет | Присутствие воздуха в топливной системе или проблемы с ТНВД | Проверить топливную систему, заменить поврежденные детали |
Стук в двигателе | Проблемы с форсунками, клапанами, кольцами, вкладышами или зажиганием | Провести диагностику и заменить поврежденные детали |
Белый дым из выхлопной | Вода в баке или проникновение охлаждающей жидкости через трещину в головке блока цилиндров или прокладку | Устранить утечку и заменить поврежденные детали |
Черный дым | Слишком богатая смесь | Снизить смесь, регулируя нижний винт мощности на ТНВД |
Синий дым | Попадание масла в цилиндры | Провести диагностику и устранить утечку масла |
Сильная вибрация мотора | Проблемы с маховиком, опорами двигателя, зажиганием или карданным валом | Проверить и исправить проблемные компоненты |
Совсем не заводится | Проблемы с ТНВД и форсунками | Проверить и исправить проблемы в топливной системе |
Об истории создания ЯМЗ-236 и его предшественниках
У ЯМЗ-236 – солидная и славная история. Она началась на рубеже 50-х и 60-х годов ХХ века, когда перед конструкторским бюро Ярославского моторного завода была поставлена задача: разработать и запустить в серию современный и экономичный дизельный двигатель «широкого профиля», который возможно было бы использовать не только на автомашинах и тракторах, но и во многих других сферах народного хозяйства.
В Советском Союзе в то время был взят курс на общую «дизелизацию» тяжёлого автотранспорта. Большинство грузовых автомобилей тогда работали на бензине и были весьма неэкономичными в смысле расхода топлива. Новыми, современными, высокоэффективными и экономными «движками», работающими на солярке, предполагалось оснащать большегрузные автомобили и седельные тягачи; автобусы и трактора, различную спецтехнику.
Необходимо отметить, что в то время СССР по уровню развития промышленных технологий и инженерной мысли был на самом деле «впереди планеты всей». Нам, современным людям, привыкшим к отставанию нашей страны от развитых государств в технологическом плане, это непривычно. Но в то время новые двигатели, в 1961 году запущенные в серию на Ярославском заводе, – ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 (восьмицилиндровый вариант) были действительно лучшими в мире.
ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 – «предки» ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238
Эти дизельные моторы стали прямыми «потомками» дизелей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206, которые выпускались на ярославском (до 1958 года он назывался «автомобильным») моторном заводе. Ко времени разработки ЯМЗ-236 данные двухтактные 4-х и 6-ти цилиндровые моторы были уже порядком устаревшими как в техническом, так и в моральном смысле. Ведь они были созданы на базе «Дженерал Мотор»овских дизелей «GMS-4/71» и «GMS-6/71» образца 30-х годов ХХ века.
При разработке и запуске в серийное производство дизельных двигателей нового поколения советские специалисты опирались на богатый опыт производства дизелей, наработанный в отечественной промышленности. Вспомните: всю Великую Отечественную войну немцы, англичане и американцы провоевали на бензиновых танках. В то время как в СССР бензиновыми были только довоенные БТ. И легендарный Т-34, и все последующие советские боевые машины были дизельными.
Руководство группой по созданию новых ярославских дизелей осуществлял выдающийся советский учёный, конструктор, изобретатель, доктор технических наук Георгий Дмитриевич Чернышёв. При его непосредственном участии и было создано отвечающее требованиям времени семейство двигателей ЯМЗ, которое стало превосходной энергетической основой для народного хозяйства СССР. Государство получило мощный, надёжный, чрезвычайно универсальный дизель, обладающий простым техобслуживанием, неприхотливостью и возможностью использовать дешёвые запасные части.
В сборочном цеху ЯМЗ. Фото 2014 года.
Новый дизельный мотор ЯМЗ-236 оказался настолько эффективным и надёжным, что сразу же стал единственным и штатным для десятков видов различной техники, и спустя более чем полвека продолжает выпускаться на Ярославском моторном заводе – в десятках различных модификациях!
Хотя с тех пор, конечно, мировые технологии ушли далеко вперёд, и данный мотор уже является далеко не самым лучшим в мире. По производительности и эффективности применения его можно сравнить с современными китайскими аналогами на рынке. Но показателям надёжности и ремонтопригодности он по-прежнему впереди не только «китайцев», но и лучших мировых аналогов «родом» из самых развитых стран.
Основные недостатки мотора ЯМЗ-236
Существуют некоторые недостатки, о которых стоит упомянуть в отношении двигателя ЯМЗ-236.
Привод ТНВД
Одна из проблем может быть связана с шестеренчатым приводом ТНВД
Для проверки этого компонента рекомендуется несколько раз запустить двигатель “на холодную” и “на горячую”, обратив внимание на момент пуска – он должен быть мгновенным. В целом, ТНВД с проточной смазкой и приводом являются недостаточно удачными элементами конструкции
Износ шпонки
Старые двигатели могут иметь износ шпонки, что приводит к изменению угла впрыска при пуске и снижению мощности при нагрузке, а также увеличению дыма.
Расположение привода ГРМ
Также стоит отметить неудачное расположение привода ГРМ, который подвержен значительным крутильным и вибрационным нагрузкам, приводящим к быстрому износу шестерен и шпонок.
Клапаны и форсунки
Другие слабые места двигателя ЯМЗ-236 включают толкатели клапанов, топливную аппаратуру, особенно форсунки, а также возникающие сложности при их замене.
Уход
Силовой агрегат имеет простое устройство, поэтому обслуживать мотор не представляет труда. Для проведения работ необходимо ознакомиться с инструкцией к двигателю, что бы знать нюансы, которые возникают в процессе операции. Так же желательно изучить схему механизмов и узлов, с которыми планируется проводить работу. Основные виды манипуляций:
Замена масла в агрегате. Система смазки базового силового агрегата включает в себя около 24 литров масла. Процедура замены проста, достаточно слить старую жидкость и залить новую смазку. Масло, рекомендуемое для применения в 236 моторе, это дизельная смазка М10Г2К, или аналогичные масла. Процедура замены проводится после каждых 8-10 тысяч километров пробега.
Силовой агрегат ЯМЗ 236: масло М10Г2К
Замена фильтров агрегата. Силовой агрегат оборудован фильтрующими элементами, которые необходимо менять каждые 10000км пробега. Делается это с целью сохранения работоспособности технической установки, продления срока службы последней. К фильтрующим элементам относятся: элементы грубой и тонкой очистки топлива, воздушные фильтры и другие фильтры в соответствии с комплектацией мотора.
Силовой агрегат ЯМЗ 236: воздушный фильтрующий элемент
Очистка, продув распылителей, подающих горючее в камеру сгорания агрегата.
Силовой агрегат ЯМЗ 236: распылитель
- В случае утечки жидкостей из агрегата, замена уплотнителей поддона картера и крышек головки блока цилиндров.
- Замена, регулировка, подтяжка ремней агрегата.