Ходовая часть
Для повышения тягового усилия и обеспечения плавности движения бульдозера предназначается приподнятые ведущие колёса и полная подвеска ходовой части. Причём динамические воздействия поглощаются несущей конструкцией; бортовые редукторы, мосты и система управления остаются неподверженными механическим воздействиям.
Выверенная конструкция тележки способствует снижению давления на основание на 15 процентов, по сравнению с предыдущей модификацией, а также исключает пробуксовку ленты, гарантируя рациональное распределение массы бульдозера и плавность движения. Катки монтируются на несущие трубчатые рамы, и это не даёт им никакой возможности скручиваться или изгибаться. В точках максимальных напряжений также предусмотрена установка дополнительного армирования.
Защита направляющих катков нужна для снижения количества агрессивных веществ, которые попадают на ходовую часть, а также для сокращения степени и скорости износа. Она оборудуется специальными резиновыми вкладышами. У направляющих колёс ходовой части имеется щиток, который обеспечивает дополнительную защиту от износа воздействием абразивных материалов на ходовую часть.
Гусеничные ленты – герметизированные, смазываемые, с системой принудительного крепления пальца (PPR). Они были специально разработаны для применения при работе, которая связана с сильными ударами и стабильно высокими нагрузками. Выверенная конструкция PPR фиксирует звено на пальце, сокращает возможность преждевременной потери смазочного материала. Герметичная конструкция стабильно покрывает палец гусеницы смазочным веществом, уменьшая контакт металла с металлом и исключая изнашивание внутренних частей пальца и вкладыша.
Ширина башмака составляет 610 мм. Количество башмаков на сторону – 43 шт. Шаг гусеничной цепи – 240 мм. Площадь контакта с грунтом – 4,24 кв.м. Количество опорных катков на сторону – 8 шт.
Достоинства и недостатки
За время своего существования компания CAT доказала надежность колесной и гусеничной техники. Устройство бульдозеров Катерпиллер считается образцовым. При их изготовлении применяются: рама, силовая передача и двигатель собственного производства. Машины Caterpillar способны работать на высоте более 3000 м, при низких температурах и на влажном грунте. Конструкция обеспечивает удобство при проведении технического обслуживания и ремонта.
Благодаря большой дилерской сети и продуманному плану гарантийного обслуживания получить техническую поддержку можно в любой части мира.
Катерпиллер предоставляет большой выбор навесного оборудования, приспособленного к устройству бульдозеров.
Единственным недостатком техники CAT является большая первоначальная стоимость, но благодаря экономичности и надежности снижаются эксплуатационные затраты.
Двигатель
Бульдозер САТ D9R укомплектован турбированным дизельным двигателем Caterpillar 3408С (либо 3408Е, в зависимости от уровня экологических требований к мотору в стране, куда поставляется техника). Это восьмицилиндровый 18-литровый силовой агрегат мощностью 354 кВт (или 474 лошадиные силы).
Он обладает более чем солидным запасом по крутящему моменту, создающим отличную приёмистость и эффективное перемещение тяжёлых масс груза. Блок цилиндров мотора САТ-3408 сделан из серого чугуна, который обладает повышенной устойчивостью к растяжению. Этот монолитный БЦ с четырёхклапанными головками стабилизирован, что позволяет ему сохранять внутренние габариты при любых условиях работы техники. Диаметр цилиндра двигателя – 137 мм, ход поршня – 152 мм.
В данном двигателе реализована конструкция с двумя впускными и двумя выпускными клапанами. Покрытия упрочнённые, разработанные специально для обеспечения перетачиваемости. Поворотные устройства поворачивают клапаны примерно на З градуса при каждом подъёме. Это обеспечивает равномерный износ и отведение тепла.
Штоки клапанов сделаны из прочной хромированной стали и обладают хорошей сопротивляемостью как к износу, так и к сильному тепловому воздействию. Кованный коленвал дизельного двигателя выполнен из углеродистой стали. Он полностью закалённый, с дополнительно обработанной поверхностью, и сбалансирован динамически.
В стандартной комплектации значится система электронной защиты мотора при его запуске в зимний период. Опционально возможна установка на двигатель специальной системы «HEUI», которая используется в качестве бортового компьютера. С помощью этого оборудования механизатор может контролировать состояние спецмашины в любой момент времени.
Этот дизель полностью соответствует актуальным требованиям к качеству выхлопа (EU, EPA, JMOC). Незначительное количество дыма при работе мотора обеспечивается за счёт оптимизации расхода дизтоплива и электронной настройки режимов работы.
Двухпроходная система охлаждения мотора обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости из нижнего бака с секциями вверх с одной стороны охлаждающего элемента, а затем вниз через вторую сторону обратно в нижний бак. Внутренняя верхняя охлаждающая полка двигателя увеличивает поток охлаждающей жидкости к верхней части цилиндров, что обеспечивает более продолжительный срок службы покрытия цилиндра и поршня. Конструкция с увеличенной глубиной под юбку поршня и внутренним оребрением обеспечивает прочность и жёсткость блока цилиндров.
Охлаждающие элементы выполнены в виде отдельных сердечников, подключённых к разделённому на секции нижнему баку. В конструкцию не включен верхний съёмный бак. Использование девяти стандартных стальных рёбер на дюйм предохраняет от засорения системы. Повышенная надёжность обеспечивается применением в каждом радиаторе латунных трубок.
Есть в наличии дополнительные конфигурации радиаторов – для работы при высоких температурах и/или при значительной степени износа. Для снижения риска возникновения протечек, латунные трубки приварены к массивному корпусу коллектора, что делает прочность соединения трубок и коллектора повышенной. Вместимость системы охлаждения мотора составляет 125 литров.
Обслуживание есть возможность производить, прямо не откидывая ограждения радиатора. Каждый модуль сердечника можно заменить по отдельности (без демонтирования радиатора целиком). Это в значительной степени сокращает расходы и время ремонта.
В целом, опираясь на богатый опыт эксплуатации, производители постарались обеспечить простоту и лёгкость техобслуживания и ремонта даже при работе в отдаленных регионах, где может и не найтись доступа к диагностическим устройствам.
При наличии в окружающем воздухе большого количества абразивных материалов дополнительный вентилятор обдува с покрытием и пылезащитная решётка используются для минимизации повреждений радиатора.
Большая выносливость, стойкость к нагрузкам и долговечность двигателя САТ-3408 неоднократно была подтверждена в реальных условиях при выполнении всех типов работ. Надёжность силового агрегата обусловлена и комплексной работой КПП, с возможностью управления под нагрузкой и делителем крутящего момента.
Бульдозер Caterpillar D9R
Благодаря большим размерам и надежности тяжелый бульдозер Катерпиллер Д9Р пользуется спросом у крупных строительных фирм. Он оборудуется грейдером 9S (16.5 м³) или 9SU (13,5 м³) и съемным зубчатым рыхлителем.
Специальные модификации D9R стоят на вооружении США и Израиля. Они применяются для разминирования и эвакуации. Трактор оборудован дополнительным бронированием (15 т) и кумулятивным экраном Sulamot. Прочная конструкция военной техники CAT способна выдержать взрыв, тротиловый эквивалент которого составляет 500 кг.
Технические характеристики CAT D9R
Габариты (Д х Ш х В) | 4919х4314х3996 мм |
Ширина колеи | 2250 мм |
Дорожный просвет | 596 мм |
Защита при опрокидывании | ROPS / FOPS |
Двигатель | 3408C (3408E) HEUI (410-474 л. с.) |
Расход топлива | 43,1-56,4 л/ч |
Топливный бак | 889 л |
Эксплуатационная масса | 48800 кг |
Транспортировочная масса | 36200 кг |
Давление на грунт | 1,15 кгс/см² |
Высокую надежность 18-литрового ДВС обеспечивает чугунный блок двигателя, закаленный коленвал из углеродистой стали и система охлаждения, дополненная внутренней верхней полкой. Топливо подается через насос-форсунки с гидроприводом, а механическая система управления позволяет производить техническое обслуживание и ремонт без диагностических устройств в любой местности.
Для повышения КПД и ресурса двигателя применяется делитель крутящего момента. Только ¼ мощности передается напрямую через вал, остальные 75% — через гидротрансформатор. Для эффективного деления крутящего момента установлен механизм свободного хода, это позволяет экономить топливо и уменьшает нагрев при малой нагрузке.
На Д9Р установлена планетарная 3-скоростная коробка передач, работающая в обоих направлениях. Муфты трансмиссии изготовлены из запатентованного материала F37 и имеют масляное охлаждение. В механизме поворотов применяются бортовые фрикционы и тормоза. Такая конструкция обеспечивает хорошую маневренность и легкое управление 50-тонного бульдозера.
Высокопрочная рама изготовлена из коробчатого профиля. В части, которые подвергаются наибольшим нагрузкам, встроены литые детали из стали. Отвал крепится к раме при помощи стабилизатора Tag-Link.
Конструкция шасси позволила поднять ведущие колеса и установить полную подвеску ходовой части, которая обеспечивает плавность хода, а ударные нагрузки от оборудования передаются на главную раму. Благодаря этому увеличивается срок службы мостов и редукторов.
Кабина трактора имеет панорамные окна, обеспечивающие максимальный обзор при маневрировании. В салоне находится кондиционер, магнитола и регулируемое кресло водителя с поддержкой спины и бедер. На приборной панели отображается информация о состоянии систем бульдозера: температура всех технических жидкостей и впускного коллектора, уровень топлива, обороты двигателя, давление масла и ОЖ, степень загрязнения фильтров и пр.
Все элементы трактора выполнены в виде модульных систем, что облегчает проведение технического обслуживания.
Универсальный отвал 9U имеет коробчатую конструкцию, которая обеспечивает высокую устойчивость к скручиванию. При необходимости заглубления или для работ с материалами высокой плотности применяют 9SU, обладающий меньшим объемом, но повышенной прочностью. При необходимости возможна установка системы двойного перекоса.
Технические характеристики
Двигатель
Модель двигателя | Cat C18 ACERT |
Мощность на маховике | 306.0 кВт |
Полная мощность | 334.0 кВт |
Полезная мощность – ISO 9249 | 306.0 кВт |
Полезная мощность — SAE J1349 | 306.0 кВт |
Полезная мощность – EU 80/1269 | 306.0 кВт |
Диаметр цилиндра | 145.0 мм |
Ход поршня | 183.0 мм |
Рабочий объем | 18.1 л |
Полезная мощность – DIN 70020 | 428 PS |
Полезная мощность – ISO 14396 | 329.0 кВт |
Коробка передач
1-я передача переднего хода | 3.9 км/ч |
2-я передача переднего хода | 6.8 км/ч |
3-я передача переднего хода | 11.7 км/ч |
1-я передача заднего хода | 4.7 км/ч |
2-я передача заднего хода | 8.4 км/ч |
3-я передача заднего хода | 14.3 км/ч |
1-я передача переднего хода – тяговое усилие (1000) | 716.5 Н |
2-я передача переднего хода – тяговое усилие (1000) | 400.5 Н |
3-я передача переднего хода – тяговое усилие (1000) | 222.5 Н |
Органы управления гидрооборудованием
Тип насоса | Поршневой насос с приводом от маховика |
Производительность насоса (контур рулевого управления) | 387.0 л/мин |
Производительность насоса (навесное оборудование) | 226.0 л/мин |
Расход в штоковой полости гидроцилиндра перекоса | 140.0 л/мин |
Расход в поршневой полости гидроцилиндра перекоса | 188.0 л/мин |
Давление открытия предохранительного клапана бульдозерного отвала | 26200.0 кПа |
Давление открытия предохранительного клапана гидроцилиндра перекоса | 19300.0 кПа |
Давление открытия предохранительного клапана рыхлителя (контур подъема) | 26200.0 кПа |
Давление открытия предохранительного клапана рыхлителя (контур наклона) | 26200.0 кПа |
Рулевое управление | 40500.0 кПа |
Емкость гидробака | 89.0 л |
Ходовая часть
Тип башмака | Для тяжелых условий эксплуатации |
Ширина башмака | 610.0 мм |
Башмаки/боковая сторона | 43 |
Высота грунтозацепа | 84.0 мм |
Шаг обмотки | 240.0 мм |
Дорожный просвет | 596.0 мм |
Ширина колеи | 2250.0 мм |
Опорная длина гусеничной ленты | 3474.0 мм |
Площадь опорной поверхности | 4.24 м2 |
Опорные катки/боковые части | 8 |
Количество поддерживающих катков | 1 с каждой стороны (по заказу) |
Объем заправочных емкостей
Топливный бак | 889.0 л |
Система охлаждения | 101.0 л |
Картер двигателя* | 34.0 л |
Бортовые редукторы (каждый) | 15.0 л |
Рамы катков (каждая) | 45.0 л |
Отсек оси качания | 30.0 л |
Масло в гидробаке (только) | 89.0 л |
Силовая передача | 164.0 л |
Отвалы
Тип | 9SU |
Вместимость (согласно SAE J1265) | 13.5 м3 |
Ширина (по боковым накладкам) | 4310.0 мм |
Высота | 1934.0 мм |
Глубина резания | 606.0 мм |
Дорожный просвет | 1422.0 мм |
Максимальный перекос | 940.0 мм |
Масса* (без учета средств управления гидросистемой) | 6863.0 кг |
Полная эксплуатационная масса** (с отвалом и однозубым рыхлителем) | 50098.0 кг |
Тип | 9U |
Вместимость (согласно SAE J1265) | 16.4 м3 |
Ширина (по боковым накладкам) | 4650.0 мм |
Высота | 1934.0 мм |
Глубина резания | 606.0 мм |
Дорожный просвет | 1422.0 мм |
Максимальный перекос | 1014.0 мм |
Масса* (без учета средств управления гидросистемой) | 7388.0 кг |
Полная эксплуатационная масса** (с отвалом и однозубым рыхлителем) | 50623.0 кг |
Рыхлители
Тип | Одностоечный, с регулируемым параллелограммным механизмом |
Суммарная длина | 1570.0 мм |
Число гнезд | 1 |
Максимальная высота подъема зуба над грунтом (до наконечника, палец в нижнем отверстии) | 882.0 мм |
Максимальная глубина рыхления (со стандартным наконечником) | 1231.0 мм |
Максимальное усилие внедрения (зуб в вертикальном положении) | 153.8 кН |
Сила отрыва | 320.5 кН |
Масса (без учета средств управления гидросистемой) | 4854.0 кг |
Общая эксплуатационная масса* (с полусферическим отвалом и рыхлителем) | 50098.0 кг |
Тип | Многостоечный, с регулируемым параллелограммным механизмом |
Число гнезд | 3 |
Суммарная длина | 1330.0 мм |
Общая ширина балки | 2640.0 мм |
Максимальная высота подъема зуба над грунтом (до наконечника, палец в нижнем отверстии) | 885.0 мм |
Максимальная глубина рыхления (со стандартным наконечником) | 798.0 мм |
Максимальное усилие внедрения (зуб в вертикальном положении) | 147.9 кН |
Усилие вырыва (многозубый рыхлитель с одним зубом) | 332.0 кН |
Масса (однозубый, без средств гидравлического управления) | 5550.0 кг |
Дополнительный зуб | 340.0 кг |
Общая эксплуатационная масса** (с полусферическим отвалом и рыхлителем) | 50794.0 кг |
Лебедки
Модель лебедки | PA140VS |
Масса* | 1790.0 кг |
Вместимость резервуара для масла | 15.0 л |
Увеличенная длина трактора | 557.0 мм |
Ширина барабана | 326.0 мм |
Диаметр реборды барабана | 610.0 мм |
Общие габариты лебедки | 1227.0 мм |