Как обслуживать и ремонтировать ВОМ на тракторе МТЗ-82

Основная регулировка (при ремонте вала)

При полном или частичном выходе из строя оси, в связи с окончанием срока ее службы, после ремонта требуется регулировка. Это действие выполняется в следующем порядке:

  1. После установки эксцентрикового вала в крайнее правое положение зафиксируйте его болтом и пластиной.
  2. Обязательно повторите шаг 1 подготовительной регулировки.
  3. Затянув регулировочные винты до 10 Н*м, ослабьте их после затяжки на 2 — 2,5 оборота.
  4. Ввернуть регулировочный болт до 32 — 35 мм в рычаг, зафиксировать его положение контргайкой.
  5. Снимите вспомогательную тягу с задней оси и рычага.

Дополнительные установки

По заказу иногда устанавливают дополнительное оборудование, например, для установки гусеницы на трактор, что способствует лучшей работе моста. Установка выглядит следующим образом:

  1. Масло сливается из редуктора.
  2. Блок сцепления отключен.
  3. Левая крышка снята с коробки передач.
  4. При необходимости создается дорожка для установки лианы.
  5. С шестерни на первой передаче и задней передаче стопорное кольцо вынимается из паза в концевом валу, освобождая место для перемещения шестерни в направлении оси.
  6. На левом люке коробки передач размещена гусеница и стянута семью крепежными болтами. Под головки болтов устанавливаются шайбы (лучше медные).
  7. Производится аккуратная пересборка и заливается масло в редуктор.

Для обеспечения работы навесного оборудования, используемого на тракторах МТЗ, необходим карданный вал. Именно это устройство позволяет «навесам» выполнять свои непосредственные функциональные обязанности, что значительно расширяет возможности тракторной техники. Поговорим сегодня о том, что такое ВОМ МТЗ-80, его конструктивных особенностях, неисправностях и возможностях регулировки.

Практические советы по использованию.

Конструктивные особенности приводных валов применяемых машин часто носят характер открытых, активно вращающихся частей

Во избежание травм и аварийных поломок при работе с приводными машинами следует соблюдать осторожность и обращать внимание на следующие аспекты и правила:

  1. Агрегатная машина с трактором должна быть в исправном техническом состоянии.
  2. Машина должна использоваться только по назначению при соблюдении соответствующих условий. При подготовке к работе ВОМ следите за совпадением шлицов на полуоси и приводной муфте бывшей в употреблении машины (8 шлицов или 21). В случае отклонения полуось подлежит замене.
  3. Проверить наличие и надежность крепления защитных кожухов, вращающихся частей приводной машины, регулировку предохранительных звеньев и исправность карданных шарниров привода.
  4. Привод монтируется непосредственно на месте использования агрегата.Соединение фиксируется специальным стопорным болтом при совпадении выемки на шлицах вала и отверстия в муфте карданной передачи агрегатируемой машины.
  5. Маршрут и радиус поворота должны соответствовать конструктивным характеристикам устройства.
  6. Во избежание перегрузки конструкций устройства выбор скорости, рабочей глубины, ширины захвата, режим работы устройства должны соответствовать нормам и требованиям.
  7. Отключение производится после полной остановки оси в нейтральном положении рычага переключателя режимов движения и выключении коробки отбора мощности.

При оптимальном соотношении частоты вращения двигателя и нагрузки достигается значительное снижение расхода топлива на единицу объема работы, выполняемой агрегатом.Если агротехнические и технологические условия выполнения работ не ограничивают скорость агрегата, выбирают передачу исходя из оптимальной нагрузки без признаков перегрузки трактора и механизмов используемого приводного двигателя. При работе с энергоемкими машинами с недостаточной мощностью двигателя, в ситуации неполной загрузки производительности агрегата на скоростях свыше 7 км/ч применяется редуктор редуктора.

Необходимый для привода навески в движение механизм

Валы отбора мощности (ВОМ) трактора МТЗ-82 — устройства, предназначенные для передачи энергии вращения от двигателя к рабочим органам передвижных или стационарных машин, агрегатируемых с трактором; орудия, активные прицепы и другие механизмы. Как и большинство современных тракторов, МТЗ-82 оснащен задним валом отбора мощности и задней трехточечной навеской. Поскольку оборудование встречается гораздо реже, работа требует постоянного контроля со стороны оператора машины и, следовательно, переднего ВОМ.

Следует сразу отметить: карданный вал МТЗ-82 аналогичен установленному на МТЗ-80. При работе карданного вала существует два вида нагрузок:

  • ВОМ приводит в движение все механические узлы навесного или прицепного агрегата либо напрямую, либо через узлы трансмиссии (редукторы, карданы, клиноременные передачи). Это наиболее распространенный тип использования ВОМ, когда вал полностью нагружен.
  • ВОМ приводит в действие гидравлическую систему сцепления или муфты. Этот тип коробки отбора мощности используется только для небольшого набора специальных механизмов и агрегатов, оснащенных собственной гидросистемой. Тогда коробка отбора мощности работает только на гидронасос.

Основная регулировка (при ремонте вала)

При полном или частичном выходе вала из строя, в связи с истечением эксплуатационного срока, требуется после ремонтная регулировка. Осуществляется это действие в следующем порядке:

  1. Установив эксцентриковую ось в крайнее правое положение, зафиксируйте её болтом и пластиной.
  2. Обязательно повторите действие пункта 1. из подготовительной регулировки.
  3. Закрутив винты регулировки до 10 Н*м, отпустите их после закручивания на 2 – 2,5 оборота.
  4. Вкручивая в рычаг болт регулировки до 32 – 35 мм, зафиксируйте его положение контргайкой.
  5. Из заднего моста и рычага вытащите вспомогательный стержень.

Дополнительные установки

На заказ иногда выполняют установку дополнительного оборудования, например, монтаж ходоуменьшителя на трактор, что способствует более качественной работе вала. Установка производится следующим образом:

  1. Из КПП сливается масло.
  2. Сборный механизм муфты сцепления отсоединяется.
  3. С коробки передач снимается левая крышка.
  4. При необходимости создаётся прорезь для установки ходоуменьшителя.
  5. С шестерёнки первой передачи и реверса из канавки в шпицевом валу выводится стопорное кольцо, освобождая пространство для перемещения шестерёнки в направлении оси.
  6. На левый люк КПП ставится ходоуменьшитель и затягивается семью крепёжными болтами. Под шляпки болтов устанавливаются шайбы (лучше медные).
  7. Производится точная обратная сборка и заливается масло в КПП.

Для обеспечения работоспособности используемого на тракторах МТЗ навесного оборудования необходимо наличие вала отбора мощности. Именно это приспособление позволяет «навесам» выполнять свои непосредственные функциональные обязанности, существенно расширяя возможности тракторной техники. О том, что являет из себя ВОМ МТЗ-80, его конструктивных особенностях, неполадках и вариантах регулировки мы и побеседуем сегодня.

Схема заднего ВОМ МТЗ-80(82)

На этой диаграмме показано:

1 — Пластина, 2 — Крышка ВОМ, 3 — Прокладка, 4 — Валы, 5 — Задний ВОМ, 6 — Подшипник, 7 — Тормозная лента с колодками, 8 — Подшипник, 9 — Втулка, 10 — Барабан, 11 — Солнечная шестерня , 12 — Держатель, 13 — Сателлит, 14 — Вал сателлита, 15 — Подшипник, 16 — Коромысло, 17 — Стакан, 18 — Подшипник, 19 — Стопорные кольца, 20 — Вал, 21 — Муфта сцепления, 22 — Корпус ВОМ.

Работа ВОМ МТЗ-82 может быть как зависимой (скорость вращения зависит от скорости движения трактора), так и независимой (скорость вращения зависит от частоты самого двигателя).

При зависимом приводе коробка отбора мощности связана с приводом на 2 ступени на редукторе трактора. В этом случае скорость ВОМ будет равна 3,5 оборота на метр пути. Такую операцию можно включить только при остановленном тракторе.

При автономной работе коробка отбора мощности связана с маховиком двигателя, при этом скорость вращения уже не зависит от скорости трактора. Независимый привод имеет две скорости вращения: 540 и 1000 об/мин. Включить привод можно при выключенном двигателе или на минимальной скорости.

Режим вождения меняется из кабины. Поворот переключателя по часовой стрелке включает независимую станцию, против часовой стрелки включает зависимую станцию. В нейтральном положении коробка отбора мощности выключена.

Типичные проблемы и поломки ВОМ у трактора МТЗ-80(82)

Шумы, увеличивающиеся при увеличении оборотов, а также следы масла на крышке.

  • Значительный износ шлицов вала или планетарного редуктора. Масло на крышке говорит о том, что манжеты пора менять.

Вал работает слишком шумно и рывками.

  • Износ шлицевых соединений или сточились зубцы центральной шестерни. Для ремонта вала его выпресовывают и смотрят в каком состоянии шестерня. При этом отсоединяется задний мост и кулачковая муфта. При наличии больших зазоров и свободного хода шестерни, ВОМу потребуется серьезный ремонт, после которого вновь проводится его регулировка.

Низкая мощность двигателя при работе с ВОМ.

  • Износ ленточных тормозов, требуется их замена при толщине менее 2,5 мм.

Свободный ход хвостовика ВОМа.

  • Слабое натяжение фиксирующей гайки. ВОМ нужно снять с трактора, фиксирующую гайку затянуть, в случае срыва резьбы нарезать новую.

Масло на крышке ВОМ.

  • Нужно менять манжеты и прокладки. Вал снимается с трактора МТЗ-82 и меняется прокладка между крышкой и задним мостом. Если есть следы масла со стороны хвостовика то снимается стопорное кольцо, выпресовывается вал и меняются манжеты.

Регулировка.

Регулировка фрикционных лент редуктора  ВОМ и рычага включения осуществляется в следующем порядке:

  • Ось переключения фиксируют совмещением отверстий на рычаге и корпусе заднего моста 7 трактора болтом 5 м10х60 мм.
  • Отсоединяют пружинный усилитель от рычага (соблюдая вышеперечисленный порядок демонтажа), предварительно сжав пружину болтом и зафиксировав её в сжатом состоянии стопорным болтом 1, ввёрнутым в отверстие стакана корпуса 2 усилителя.

Привод управления ВОМ МТЗ 82(80)

  • Регулировочные винты 8 лент заворачиваются до упора без излишнего усилия, затем отпускаются на полтора оборота. При этом хвостовик ВОМа должен свободно вращаться от усилия руки. Если вращения затруднительно винты отворачивают ещё на «пол-оборота».
  • Положение винтов фиксируется пластиной в крышке, закрывающей регулировочный люк.
  • Соединяя рычаг с вилкой, регулируют положение от нижней плоскости пола кабины до вилки рычага управления. Во включённом положении расстояние должно быть — 45-50 мм. Шарнирные вилки на резьбе рычага фиксируются контрольными гайками.

Состав ВОМ

Основными компонентами вала отбора мощности относятся 2-х скоростной редуктор, переключатель привода с независимого на синхронный и планетарный редуктор.

Главным механизмом, который отвечает за включение определенного типа привода и изменение крутящего момента является планетарный редуктор.

Планетарный редуктор

Основной его частью является водило. На ступицу водила на бронзовой втулке установлена солнечная шестеренка. В водило запрессованы втулки, на которых смонтированы три сателлита. С помощью шлицевого соединения водило зацеплено с валом. Вал оканчивается хвостовиком, с которого производится отбор мощности. Само водило охвачено коронной шестерней с валом привода, на который через муфту передается вращение.

Переключение производится с помощью рукоятки, которая находится в кабине тракториста. Поворачивая против часовой стрелки включают зависимый режим, по часовой – независимый. Для отключения ВОМ необходимо перевести поводок в среднее положение.

Редуктор располагается в корпусе заднего моста трактора.

Механизм включения ВОМ состоит из тормозных барабанов и лент и устройства привода лент. Один из тормозных барабанов установлен на водило. Другой жестко привязан к солнечной шестерне. Оба барабана могут блокироваться тормозными лентами, расположенными вокруг них.

Принцип работы заключается в следующем: рычаг включения ВОМ перемещается назад в положение «Вкл». При этом барабан солнечной шестерни тормозится и блокируется тормозной лентой, а барабан водила, наоборот, отпускается. Таким образом, сателлиты перемещаются по застопоренной солнечной шестерне, соответственно проворачивается водило и его вал.

Чтобы выключить ВОМ, необходимо перевести рычаг вперед, в положение «Выкл», и происходит зеркальный процесс. Тормозная лента стопорит барабан водила, а солнечная шестерня разблокируется. Соответственно коронная шестерня через сателлиты передает энергию на солнечную шестерню, которая вращается без какой-либо нагрузки.

Эксплуатация

Основные правила, которые необходимо соблюдать при эксплуатации ВОМ:

  • при работах, в которых не планируется использование ВОМ, тип привода необходимо переключить в нейтральное положение, а редуктор независимого привода переключить на низкие обороты;
  • зависимый привод разрешается включать только на остановленном тракторе на запущенном дизеле после включения скорости, при плавном включении сцепления;
  • независимый привод подключают при самых минимальных оборотах двигателя.

Схема заднего ВОМ МТЗ-80(82)

На этой схеме отображены:

1 – Плита, 2 – Крышка ВОМ, 3 – Прокладка, 4 – Оси, 5 – Вал заднего ВОМ, 6 – Подшипники, 7 – Тормозные ленты с накладками, 8 – Подшипник, 9 – Втулка, 10 – Барабан, 11 – Солнечная шестерня, 12 – Водило, 13 – Сателлит, 14 – Ось сателлита, 15 – Подшипник, 16 – Шестерня коромысла, 17 – Стакан, 18 – Подшипник, 19 – Стопорные кольца, 20 – Вал, 21 – Муфта, 22 – Кожух ВОМ.

Скачать схему можно здесь.

Привод ВОМ МТЗ-82 может быть как зависимым (частота вращения зависит от скорости движения трактора), так и независимым (частота вращения зависит от частоты работы самого двигателя).

При зависимом приводе ВОМ соединяется с ведущей шестернёй 2-й ступени редуктора коробки передач трактора. В таком случае частота вращения ВОМ будет равна 3,5 оборота на каждый метр пути. Включать такой привод можно только на стоящем тракторе.

При независимом приводе ВОМ соединяется с маховиком двигателя, при этом скорость вращения уже не зависит от скорости движения трактора. Независимый привод имеет две скорости вращения: 540 и 1000 об/мин. Включать привод можно при заглушенном двигателе или при минимальных оборотах.

Переключение типа привода осуществляется из кабины. При повороте переключателя по часовой стрелке включается независимый привод, против часоврй – зависимый. В нейтральном положении вал отбора мощности выключен.

Регулировка ВОМ

Чтобы вал отбора мощности, который установлен на трактор, нормально функционировал, его необходимо периодически осматривать и регулировать. Это касается не только МТЗ-82, а вообще всех тракторов. Схема, по которой проходит регулировка, выглядит следующим образом:

  1. Ось эксцентрика устанавливается в первоначальное положение. Нанесённая риска должна быть справа и располагаться вертикально. Положение фиксируется при помощи стопорных пластин.
  2. Отсоединяется тяга.
  3. Откручиваются болты стакана с целью высвободить пружины.
  4. Демонтируется крышка лючка заднего моста. Это обеспечивает доступ к головке натяжного винта.
  5. Рычаг переводится в нейтральное положение и фиксируется болтом. Затем стопорную пластину снимают, а винт затягивают до упора. После этого болт фиксирующий рычаг можно убирать.
  6. Упорный болт заворачивается в наружный стакан.
  7. Рычаг переставляется в положение «вкл». Устанавливается тяга.
  8. Путём регулировки тяги, выставляется необходимый люфт рычага.
  9. По завершении регулировки, все детали возвращаются на свои места, тяги и крепёжные болты усиливаются контргайками.

Общие сведения

Задний ВОМ МТЗ 82 имеет двухскоростной независимый и синхронный приводы.

Независимый привод осуществляется от опорного диска сцепления через одну из двух пар шестерён привода заднего ВОМ 26 или 27 (рис. 1), размещённых в корпусе сцепления, вала привода ВОМ в КП, муфту переключения привода 27 (рис. 2) на вал коронной шестерни 26 планетарного редуктора ВОМ.

Синхронный привод осуществляется посредством переключения муфты 27, соединяющей вал коронной шестерни 26 планетарного редуктора ВОМ с шестерней КП.

Планетарный редуктор ВОМ расположен в корпусе заднего моста и состоит из коронной шестерни 22, установленной на валу 26, крышки 15 с установленными в ней водилом 25 с тремя сателлитами 23, установленными на осях 21, вала 20, эксцентриковой оси 3, неподвижной оси 14 и солнечной шестерни 24 посредством шлиц связанной с барабаном включения 17, который вместе с тормозной лентой 16 образует ленточный тормоз включения. Водило 25 выполнено за одно целое с тормозным барабаном 19 и вместе с тормозной лентой 18, образуют ленточный тормоз выключения. Водило 25 посредством шлицевого соединения связано с валом 20.

На оси 3 имеется эксцентрик с рычагом 5 для осуществления внешней подрегулировки зазора в ленточных тормозах путем поворота оси 3. Внутри корпуса заднего моста установлен валик управления 6, связанный посредством двух регулировочных винтов 11 с рычагами 4 и 5.

ВОМ включен, когда тормозная лента 16 затянута, а тормозная лента 18 отпущена. В этом случае барабан включения 17 и соединенная с ним солнечная шестерня 24 остановлены. Вращение от коронной шестерни 22 через сателлиты 23, обегающие остановленную солнечную шестерню 24, передается на водило 25 и вал 20 со сменным хвостовиком ВОМ 10.

ВОМ выключен, когда тормозная лента 18 затянута, а тормозная лента 16 отпущена. В этом случае вал 20 остановлен.

Регулировка ВОМ для МТЗ-80 и 82

Что такое вал отбора мощности трактора

Огромные машины (например, самые большие и тяжелые автокраны) имеют два двигателя. Один приводит в движение непосредственно автомобиль, а другой (обычно с меньшей мощностью и рабочим объемом) используется только для привода оборудования (в данном конкретном примере — стрелы автокрана). А вот на более мелких транспортных средствах (например, тракторах) дело обстоит совсем не так. Двигатель один для обеспечения всех операций — как для движения машины, так и для работы агрегатов.

Трактор сам по себе очень универсальная вещь. Он может справиться с различными задачами, с необходимыми вложениями. На тракторах коробка отбора мощности расположена сзади (например, ЮМЗ), спереди или сбоку. Питание берется от коробки передач или напрямую от двигателя (в обход коробки). На шасси Т16 ось установлена ​​в конечном корпусе.

Расположение оси зависит от конкретных потребностей человека, управляющего трактором, т.е задач, которые необходимо выполнить. Задняя часть в этом случае наиболее популярна. Но есть оборудование, которое можно разместить только впереди — это обеспечивает постоянный визуальный контроль водителя (оператора).

Устройство

Основные элементы следующие:

  • планетарный редуктор (это собственно и есть сам вал);
  • выключатель. Необходимо выбрать тип станции;
  • снижение. Используется для переключения скоростей независимого привода (если речь идет о тракторах МТЗ, то он двухскоростной — 540/545 и 1000 об/мин). Эти значения общеприняты и стандартизированы для всех – то есть не бывает случаев, когда, например, один производитель тракторов выбирает 360 об/мин, другой 680, а третий 890. Такого не бывает.

Основной частью коробки отбора мощности является планетарный редуктор (есть и вал), из которого выходят шлицы, необходимые для соединения механизмов. Карданный вал МТЗ и некоторых других тракторов расположен сзади. В этом случае коробка передач располагается непосредственно в картере заднего моста. Если он спереди, то это отдельный блок, имеющий привод, как и задний. Если ВОМ находится сбоку, в нем нет планетарного редуктора. Это простая конструкция, которая устанавливается слева от коробки передач и приводится в движение от нее (точнее, от шестерни).

Важные характеристики базового грузовика МАЗ-5334 и нескольких популярных модификаций

Переключатель, с помощью которого осуществляется выбор режима привода, представляет собой муфту кулачково-зубчатого типа, которая расположена на приводном валу планетарного механизма. Для управления в кабине имеется рычаг, имеющий три положения:

  • независимая станция;
  • синхронный привод;
  • нейтральный

Для того чтобы сцепление находилось в нужном положении, предусмотрен специальный фиксатор.

Коробка передач для переключения передач независимого привода установлена ​​непосредственно в картере сцепления трактора. Он состоит из двух пар шестерен и муфты, меняющей скорость. На картер коробки передач установлен ремень, который приводит в движение это сцепление. В кабине нет средств управления этим процессом.

Принцип работы

В зависимости от типа коробка отбора мощности работает по-разному. Особенно, если речь идет о зависимом узле, он вращается одновременно со сцеплением. Такая ось должна включаться и выключаться отдельным рычагом, и делать это следует только при полной остановке трактора. Бывает, что в механизмы попал мусор. После этого трактор останавливается, но коробка отбора мощности не отключается. После восстановления нормальной нагрузки можно продолжать работу.

Независимый вал не соединен с муфтой. Поэтому дополнительные механизмы можно включить независимо от двигателя, например запустить косилку до того, как агрегат наберет рабочие обороты, а затем подъехать к полю и начать косить траву.

Первый этап

Регулировка МТЗ-80 проводится в следующей последовательности (здесь указанные цифры соответствуют номерам, указанным на чертеже).

Этапы работ:

  • Эксцентриковая ось устанавливается в исходную позицию таким образом, чтобы лыска «В» располагалась в вертикальном положении с правой стороны. Ее необходимо зафиксировать стопором 17 и болтом 16.
  • Далее отсоединяют тягу 4.
  • Выкручивают болт 9, освобождая при этом пружину 6. В целях безопасности при выворачивании болта 9 следите за тем, чтобы стакан 7 постоянно контактировал с посадочным местом до момента полного разжимания пружины.
  • Снимают крышку люка на заднем мосту, получив доступ к винтам 13.
  • Закрепите рычаг 11 в нейтральном положении при помощи болта М10*60 либо стержень 10, диаметром 8 мм. Его вставляют в гнездо на рычаге и соответствующее отверстие на заднем корпусе.

Подготовительная (внешняя) регулировка

Порядок подготовительной регулировки прост, но имеет свой лимит запаса, после чего порядок действий несколько меняется.

  1. Установив рычаг в нейтральное положение, нужно зафиксировать его 8 мм стрежнем.
  2. Снять с вала плиту и ограждение.
  3. Открутив крепёжный болт, снять с торца эксцентриковой оси стопорную пластину, провернув саму ось по ходу часовой стрелки до совпадения зазора между барабаном и тормозной лентой. Для проворачивания оси потребуется ключ на 13.

Внимание: Если лимит запаса регулировки превышен, то ось не остановится в необходимой точке. Тогда её вращение необходимо производить против часовой стрелки и лишь после совмещения зазоров выполнять дальнейшие (нижние) пункты регулировки

  1. При помощи стопорного болта поставьте пластину.
  2. Удалите стопорный стержень из рычага.

При точном выполнении подготовительной регулировки рукоять будет стоять на Вкл/Выкл не более, чем на 30 мм от пазов пульта управления. К тому же, появится щелчок при переходе с нейтрального положения.

Вероятные поломки

ВОМ, установленный на трактора МТЗ-82, может некорректно работать по следующим причинам:

Трактор МТЗ-80, однозначно ставится в ремонт, схема устранения неисправностей выглядит так:

совмещают отверстия переключающего валика и заднего моста. Сделать это можно при помощи рычага управления. Когда отверстия совпадают, в них заворачивается установочный болт;
ослабляется контргайка регулировочного болта, который, в свою очередь, до упора вкручивается в рычаг переключающего валика;
стопорный болт закручивается в стакан

Затем осторожно вынимается болт регулировки;
таким образом, стакан с пружинами снимается целиком. Затем его разбирают и заменяют изношенные или повреждённые детали.

Проблемы с кулачковой муфтой

В этом случае демонтируется кабина трактора МТЗ-82 и от заднего моста отсоединяется коробка передач. После этого происходит замена муфты. Ремонт этой детали нецелесообразен.

Посторонние шумы, которые издаёт задний мост

Вал отбора мощности, установленный на трактор МТЗ-80, работает рывками. Скорее всего, пришли в негодность шлицевые соединения или сточились зубья центральной шестерни. Схема проведения работ выглядит так:

Для начала необходимо демонтировать ВОМ. Вал выпрессовывают и оценивают состояние шестерни. Для этого отсоединяется задний мост и кулачковая муфта. Если визуально наблюдаются большие зазоры или шестерня свободно перемещается, вал отбора мощности необходимо отправить в ремонт. После замены вал устанавливается на место и проводится регулировка.

Хвостовик ВОМ свободно перемещается

Это означает, что ослабла фиксирующая гайка. Как и в предыдущем случае, агрегат полностью демонтируется с трактора МТЗ-82. Если есть возможность, резьба восстанавливается, а гайку затягивают до упора. Если нет, придётся разбирать всю конструкцию и проводить более трудоёмкий ремонт.

Муфта

При визуальном осмотре видны масляные подтёки на крышке вала.

Это свидетельствует об износе манжеты или прокладки. В этом случае вал демонтируется и происходит замена прокладки между крышкой ВОМ и задним мостом. Если протечка идёт со стороны хвостовика, снимается кольцо стопора, выпресовывается вал и заменяются манжеты.

Трактор МТЗ-80 не выдаёт максимальной мощности при работе с навесным оборудованием

Вероятная причина в ленточных тормозах. Им нужна регулировка или полная замена. Если регулировка не помогла решить проблему, необходимо снять ВОМ с трактора и замерить толщину лент тормоза. Если толщина меньше 2,5 миллиметров, ленты заменяют.

Задний ВОМ

Задний вал представляет собой комбинированный механизм, то есть может работать в двух режимах:

  1. Независимый. При таком режиме число оборотов вала зависит от оборотов двигателя трактора. Привод, связанный через муфту с маховиком дизеля, обеспечивает две частоты работы – 540 об/мин и 1000 об/мин при оборотах двигателя выше 2100 об/мин.
  2. Зависимый (или синхронный). В данном режиме обороты вала определяются скоростью движения трактора. ВОМ в данном случае получает вращение непосредственно от КПП. Вал проворачивается на 3.5 оборота за 1 метр пройденного трактором расстояния. Соответственно, чем выше скорость движения, тем быстрее будет крутиться ВОМ.

Регулировка при ремонте вала

Проводится послеремонтная регулировка следующим образом:

  • Ось эксцентрикового типа переводится в крайнюю правую позицию и стопорится болтом и пластиной;
  • Рычаг переводится в нейтральную позицию и фиксируется посредством особого стержня;
  • Винты регулировочные затягиваются с моментом в 10Н*м, после чего слегка отпускаются (примерно на 2-2,5 оборота);
  • Посредством регулировки длины тяг, рычаг переводится в среднюю позицию паза на пульте;
  • Болт регулировочный ввинчивается в рычаг до размера А – 32…35мм. после чего фиксируется контргайкой;
  • Из рычага и корпуса заднего моста извлекается вспомогательный болт или стержень.

Уход за задним валом отбора мощности трактора МТЗ-82 (МТЗ-80)

Шлицевая ступица водила жестко связана со шлицами вала 15, на конце которого также выполнены шлицы для привода агрегатируемых машин. Лебедка и приводное устройство автомобиля ЗИЛ Рекламные предложения:.

Разборку стакана производят с особой осторожностью и в определенной последовательности. Зафиксируйте рычаг 11 в нейтрали, введя болт М10X60 или стержень 10 диаметром 8 мм в отверстие на рычаге и соответствующее ему отверстие на корпусе заднего моста; 6

Планетарный редуктор заднего ВОМ управляется двумя ленточными тормозами.

Как снять стакан пружины механизма усиления в сборе трактора МТЗ: 1 — установочный болт; 2 — регулировочный болт; 3 — контргайка; 4 — стопорный болт; 5 — рычаг валика переключения Если определилось, что вышла из строя кулачковя муфта переключения, отключают коробку передач от заднего моста, ну а далее меняют изношенные детали. Такое прицепное устройство облегчает поворот агрегата за счет меньшего момента сопротивления повороту, создаваемого крюковой нагрузкой. Переключение частоты вращения независимого ВОМ осуществляется зубчатой муфтой 5 рис.

Планетарный редуктор заднего ВОМ управляется двумя ленточными тормозами. Переключение частоты вращения независимого ВОМ осуществляется зубчатой муфтой 5 рис. Для проверки технического состояния его заднюю крышку зажимают в тисках.

Читайте дополнительно: регулировка топливного насоса МТЗ

В этом случае ВОМ снимают с трактора. Техническое обслуживание заднего ВОМ заключается в проверке резьбовых соединений и периодической регулировке механизма управления.

Управляющие маслопроводы 6 соединяют кран 2 с гидроцилиндром 7. Выпрессовка подшипника из барабана включения 1 — подшипник; 2 — барабан; 3 — инерционный съемник. Однако во всех случаях вал шкива располагается параллельно оси ведущих колес, так как натяжение приводного ремня осуществляется перемещением всего трактора.

Устройство вала отбора мощности «МТЗ-82»

Тормозной барабан выключения на валу закреплен неподвижно. Проверка бокового зазора в зубьях шестерен главной передачи 1 — ведомая шестерня главной передачи; 2 — индикатор Рис.

Настройка ленточных тормозов Эта операция части регулировки ВОМ МТЗ выполняется методом внешней корректировки, а именно: Устанавливают рычаг 11 в нейтральную позицию, фиксируют его в этом положении, посредством ввода стержня 10 в предусмотренные отверстия. Электрогидрораспределитель 7 управляет потоком масла, подводимым к гидроцилиндру механизма управления ленточными тормозами планетарного редуктора переднего вала отбора мощности.
Мтз 82.1 передний мост включения/отключение

Возможные неисправности ВОМ МТЗ-80, 82, способы обнаружения и устранения

Особо внимательно проверяют механизм усиления, включая и выключая вал отбора мощности и наблюдая за его работо

При этом соблюдают осторожность и придерживаются строгой последовательности:

1)переводят рычаг управления ВОМ в положение, при котором совмещаются технологические отверстия в рычаге 5 валика переключения и в заднем мосту, и заворачивают в них установочный болт 1;

2) свинчивают контргайку 3 по направлению к головке регулировочного болта 2 и после этого заворачивают болт до отказа в рычаг 5 валика п

3) заворачивают до упора стопорный болт 4 в стакан пружины и, придерживая его рукой,осторожно выкручивают регулировочный болт. При его выкручивании освобожденная крышка стакана не должна перемещаться относительно его корпуса

Убедившись в надежности фиксации стакана с корпусом, снимают стакан в сборе. При необходимости разборки зажимают его в струбцине или под прессом и выворачивают стопорный болт 4. Обнаруженные дефектные детали заменяют. Для сборки также используют струбцину или пресс. При неисправности кулачковой муфты снимают кабину и отсоединяют коробку передач от заднего моста. Затем выполняют операции, показанные на рисунке 2, и заменяют изношенные детали

При его выкручивании освобожденная крышка стакана не должна перемещаться относительно его корпуса. Убедившись в надежности фиксации стакана с корпусом, снимают стакан в сборе. При необходимости разборки зажимают его в струбцине или под прессом и выворачивают стопорный болт 4. Обнаруженные дефектные детали заменяют. Для сборки также используют струбцину или пресс. При неисправности кулачковой муфты снимают кабину и отсоединяют коробку передач от заднего моста. Затем выполняют операции, показанные на рисунке 2, и заменяют изношенные детали.

Шумы и стуки в корпусе заднего моста, вращение вала привода ВОМ рывками свидетельствуют об износе шлицев или зубьев

Выпрессовку В

Чтобы спрессовать подшипник № 210 с вала и снять коронную шестерню, выполняют операции, показанные на рисунках 8, 9.

Перед запрессовкой вала с коронной шестерней в сборе в корпус заднего моста совмещают отверстие для болта и проточку в стакане подшипника. Ощу

Чтобы это устранить, ВОМ снимают с трактора. В случае повреждения резьбы гайку свинчивают с вала (рис. 11) и, при возможности, восстанавливают резьбу механической обработкой.

Если резьба не восстанавливается без снятия вала, механизм разбирают. Для этого выполняют операции,

Следы масла на крышке ВОМ указывают на потерю эластичности или разрушение манжет вала.

Чтобы устранить эту неисправность, ВОМ снимают и осматривают прокладку между задним мостом и крышкой, при прорывах прокладку заменяют. Если масло подтекает из-под хвостовика, выполняют операции, показанные на рисунках 11–13, снимают стопорное кольцо, выпрессовывают вал из крышки и заменяют манжеты.

Заметное снижение мощности, передаваемой от трактора к сельскохозяйственной машине, продолжение вращения хвостовика при выключении ВОМ свидетельствуют о нарушении регулировки тормозных лент или о чрезмерном их износе.

При возникновении таких признаков в первую очередь регулируют тормозные ленты.

Если регулир

Значительный шум, увеличивающийся с повышением нагрузки, вращение вала ВОМ с остановками и рывками свидетельствуют о значительном износе подшипников, шлицев, сателлитов или их осей.

Техническое состояние этих деталей определяют после снятия ВОМ. Для осмотра крышку ВОМ зажимают в тисках и, прокручивая хвостовик, осматривают зубья, рукой проверяют перемещение хвостовика в подшипниках. Обнаружив сколы на зубьях, большие перемещения в сопряжениях отдельных деталей или заедание вала, вал отбора мощности разбирают (рис.11–16) и заменяют непригодные детали.

При полной или частичной разборке понижающего редуктора, коробки передач, заднего моста, замены отдельных шестерен, подшипников проводят обкатку трансмиссии, для чего поддомкрачивают ведущее колесо и специальной рукояткой проворачивают хвостовик вала отбора мощности, включая поочередно все передачи. Вал ВОМа при этом должен быть включен на синхронный привод. Все шестерни должны вращаться свободно, без заедания.

Вывод заднего ВОМ на переднюю навеску трактора.

Для привода оборудования МТЗ 82, навешиваемого на переднюю навеску, используют дополнительный комплект деталей и узлов для вывода вращательного момента от заднего ВОМ.

В состав комплекта входит:

  • Дополнительный редуктор, который крепится к корпусу заднего ВОМ и преобразует вращение от приводного хвостовика в сторону передней навески под картером заднего моста.
  • Система кронштейнов и крепежей для переоборудования задней навески, обеспечивающих место для монтажа дополнительного редуктора.
  • Система промежуточных опор и крепежей для установки карданного вала.
  • Карданный вал, передающий вращение от фланцевой муфты доп. редуктора на переднюю навеску.

Детали комплекта крепятся в штатные отверстия на корпусе картера трансмиссии и рамы трактора МТЗ 82 (80).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий