Устройство и области применения бульдозеров разных классов

Типы трансмиссии

Среди конструкций тракторов существуют следующие типы трансмиссий:

  • Механическая
  • Гидромеханическая
  • Электоромеханическая
  • Гидрообъёмная

Механическая трансмиссия подразумевает передачу мощности на ходовую часть через систему механических редукторов в составе с зубчатыми передачами и муфтами. Данная система является самой распространённой. Таким типом трансмиссий оснащены трактора от самого малого до 3 тягового класса.


Схема механической трансмиссии МТЗ 82

Гиромеханическая трансмиссия дополнительно к механической части имеет в своём составе гидроподжимные муфты, работу которых обеспечивает отдельная гидросистема. Такой тип трансмиссии позволяет работать технике без разрыва мощности, при переключении передач, позволяет упростить и повысить комфорт управления. Примером тракторов с гидромеханической трансмиссией являются марки: Т-150(Т-150), К-700 (и его версии), МТЗ 3022, МТЗ 2022, МТЗ 3522, МТЗ 4522.


Принцип работы гидромеханической КПП

Электромеханическая трансмиссия подразумевает передачу мощности на ходовую часть трактора через преобразование крутящего момента от основного двигателя внутреннего сгорания в электрическую энергию посредством встроенного генератора, который в свою очередь питает электродвигатели, передающие мощность через ведущие мосты на ход машины. Преимуществом такой системы является бесступенчатое регулирование скорости движения и дистанционность передачи энергии. Недостатками является высокая стоимость механизма и относительно невысокий КПД передачи энергии.


Схема электромеханической трансмиссии

Примером машины с такой трансмиссией является промышленный дизель-электрический трактор ДЭТ-250 (ДЭТ-320, ДЭТ-400). А также данная система реализована на грузовых автомобилях марки БелАЗ и МоАЗ.

Гидрообъёмная трансмиссия построена следующим образом — двигатель внутреннего сгорания машины своим крутящим моментом передаёт мощность на гидронасос; давление, созданное насосом, поступает на гидроматоры, с помощью которых осуществляется привод ходовой части. На сегодня данная система в конструкции тракторов применяется редко и не является популярной.

Принцип работы бульдозера

Конструкция бульдозера предусматривает следующий принцип его функционирования:

  1. Отвал опускается ниже поверхности грунта, в зависимости от характеристик техники, на 50-200мм;
  2. При движении вперед отвал автоматически опускается на заданную глубину и срезает верхний слой грунта, который формируется в призму;
  3. После образования призмы достаточного объёма она транспортируется в зону погрузки или хранения. При этом бульдозер продолжает подрезать грунт для компенсации потерь через боковые стороны отвала;
  4. После доставки призмы на место, бульдозер поднимает отвал, ссыпая грунт, и задним ходом возвращается в рабочую зону.

Таким же образом выполняется засыпка котлованов и траншей, а также погрузка на грузовой транспорт.

1,4 класс

Изучая такой вопрос, как «тяговый класс трактора», постепенно переходим к более массивным и мощным экземплярам. Класс 1,4 считается наиболее массовым в аграрном секторе, строительстве, сфере ЖКХ, и многих других отраслях. Поэтому это едва ли не самый широкий тяговый класс. Тракторов МТЗ и «Беларусов», среди отечественных представителей, в нем больше всего. К данному классу относятся такие ветераны как: МТЗ-50/52, МТЗ-80/82, «Беларус-80/82», все модификации ЮМЗ-6, ЛТЗ-95Б, ЛТЗ-60АВ и многие другие. Из более современных можно выделить модели 900 серии «Беларуса». Что касается зарубежных вариантов, то наибольшей популярностью пользуются американские модели: John Deere JD6020/JD5020, AGCO MF3600/ MF3400. На рынке также есть «немцы» : Dong Feng, Xingtai и другие.

Тяговые и ходовые параметры

Тяговые параметры бульдозеров способствуют их разделению на следующие категории (в скобках – класс и мощность техники):

  • Сверхтяжелые варианты (35-й класс, мощность – свыше 510 кВт).
  • Тяжелые модели (25-34; 220-405 кВт).
  • Средняя категория (6-15; 104-144 кВт).
  • Легкие модификации (1,4-4; 37-95 кВт).
  • Сверхлегкий класс (до 0,9 класса; 18,5-37 кВт).

Что касается ходовой части, здесь выделяют гусеничные и пневмоколесные вариации, а также отвал поворотного или неповоротного типа. Кроме того, управление рабочим органом может осуществляться механическим, гидравлическим или пневматическим способом. Наиболее распространены модели с гидравликой, которая имеет ряд существенных плюсов перед механикой и пневматикой.

Классификация тракторов по назначению, тяговому классу, ходовой

Тракторы – разновидность сельскохозяйственных, промышленных или других самоходных машин, обладающих определенными техническими характеристиками, возможностями и отличающиеся конструкцией. В комплекте с дополнительным навесным, полунавесным и специальным рабочим оборудованием значительно расширяются возможности и функционал тракторов, что превращает их в машинно-тракторный агрегат. Классифицируют данные агрегаты по ряду признаков.

Рассмотрим наиболее распространенные и важные классификации.

Классификация тракторов по назначению и специфике работ

По данному критерию трактора можно разделить на 2 большие группы – сельскохозяйственные и промышленные.

Классификация сельскохозяйственных тракторов включает такие типы агрегатов:

  • общего назначения – для выполнения широкого спектра полевых работ (кроме уборки и обработки урожая);
  • универсальные – кроме подготовки грунта, используются для обработки и уборки урожая;
  • универсально-пропашные – используются для подготовки грунта, для посадки, уборки и обработки урожая. Не активно используются на целинных грунтах;
  • специализированные – используются зависимо от культуры и вида производства. Бывают виноградниковые, садоводческие, тепличные и т. д.

Промышленные агрегаты делятся на:

  • общего назначения – в основном используются с бульдозерными отвалами и разнообразными бурами;
  • болотоходные;
  • специализированные (погрузчики, трубоукладчики, для подземных и подводных работ и т. д.);
  • лесопромышленные. В свою очередь также делятся на трелевочные, болотоходные и плавающие.

Классификация по типу ходовой системы

По типу ходовой системы делятся на колесные, гусеничные и смешанные.

Колесные трактора передвигаются с помощью колесного движителя. В стандартной компоновке агрегаты имеют 4 колеса. 2 передних колеса обычно имеют меньший диаметр и являются управляемыми, 2 задние колеса имеют больший диаметр и являются ведущими. Коротко такая колесная формула обозначается 4К2.

Гусеничные трактора, соответственно, передвигаются с помощью гусениц. Агрегаты со смешанным типом движителя приводятся в движение одновременно колесами и гусеницами.

Классификация тракторов по тяговому классу

Тяговый класс трактора зависит от усилия агрегата при полной его эксплуатационной массе, которое он развивает на поверхности средней плотности и влажности. Для сельскохозяйственных и промышленных тракторов общего назначения класс тяги тракторов представлен в таблице ниже:

Рассмотрим классификацию по мощности тракторов более подробно. Трактора и мотоблоки 0,1 и 0,2 тягового класса относятся к малогабаритным агрегатам малой мощности, которые подойдут для владельцев небольших участков. Ярким примером агрегатов тягового класса 0,2 является минитрактор КМЗ.

Трактора 04, 06, и 0,9 тяговых классов уже более мощные и функциональные, способные справляться с широким спектром работ на больших земельных участках.

Механизмы тягового класса 1,4 относятся к агрегатам средней мощности и представлены в основном универсально-пропашными тракторами. Их функциональность очень обширна – от обработки грунта и посевных работ до транспортировки и лесозаготовки.

2 тяговый класс представлен усиленными колесными и гусеничными моделями, которые при соответствующем навесном оборудовании могут выполнять фактически весь известный спектр работ. Трактора этого класса можно считать самыми распространенными и популярными.

Трактора 3 тягового класса активно используются не только в сельском хозяйстве, но и в разных отраслях промышленности. 4 тяговый класс представлен в большинстве гусеничными моделями с высоким уровнем проходимости в любых условиях. Трактора 5-7 классов характеризуются большой массой и проходимостью, широким функционалом, предназначены для сложных условий труда.

Классификация тракторов по экологичности

Четко определить экологический класс трактора той или иной модели сложно, поскольку строгой классификации по данному критерию не существует. При выборе агрегата с точки зрения экологичности, в первую очередь руководствуйтесь мощностью двигателя и устройством топливной системы.

Чем меньше мощность силового агрегата – тем меньше расход горючего и, соответственно, выбросы в атмосферу.

Устройством топливной системы современных тракторов в большинстве случаев предусмотрены хорошие системы очистки топлива и отработанного выхлопа, поэтому данные машины могут считаться безопасными в экологическом плане.

Типы трансмиссии

Среди конструкций тракторов существуют следующие типы трансмиссий:

  • Механическая
  • Гидромеханическая
  • Электоромеханическая
  • Гидрообъёмная

Механическая трансмиссия подразумевает передачу мощности на ходовую часть через систему механических редукторов в составе с зубчатыми передачами и муфтами. Данная система является самой распространённой. Таким типом трансмиссий оснащены трактора от самого малого до 3 тягового класса.

Схема механической трансмиссии МТЗ 82

Гиромеханическая трансмиссия дополнительно к механической части имеет в своём составе гидроподжимные муфты, работу которых обеспечивает отдельная гидросистема. Такой тип трансмиссии позволяет работать технике без разрыва мощности, при переключении передач, позволяет упростить и повысить комфорт управления. Примером тракторов с гидромеханической трансмиссией являются марки: Т-150(Т-150), К-700 (и его версии), МТЗ 3022, МТЗ 2022, МТЗ 3522, МТЗ 4522.

Принцип работы гидромеханической КПП

Электромеханическая трансмиссия подразумевает передачу мощности на ходовую часть трактора через преобразование крутящего момента от основного двигателя внутреннего сгорания в электрическую энергию посредством встроенного генератора, который в свою очередь питает электродвигатели, передающие мощность через ведущие мосты на ход машины. Преимуществом такой системы является бесступенчатое регулирование скорости движения и дистанционность передачи энергии. Недостатками является высокая стоимость механизма и относительно невысокий КПД передачи энергии.

Схема электромеханической трансмиссии

Примером машины с такой трансмиссией является промышленный дизель-электрический трактор ДЭТ-250 (ДЭТ-320, ДЭТ-400). А также данная система реализована на грузовых автомобилях марки БелАЗ и МоАЗ.

Гидрообъёмная трансмиссия построена следующим образом — двигатель внутреннего сгорания машины своим крутящим моментом передаёт мощность на гидронасос; давление, созданное насосом, поступает на гидроматоры, с помощью которых осуществляется привод ходовой части. На сегодня данная система в конструкции тракторов применяется редко и не является популярной.

Рыхлитель и прочее вспомогательное рабочее оборудование бульдозера:

Рыхлитель – длинное, похожее на коготь устройство, устанавливаемое на задней части бульдозера и предназначенное для рыхления тяжёлых, каменистых и мёрзлых грунтов.

Рыхлительное оборудование устанавливается не только на бульдозера, но и во многих случаях также на тягачи и автогрейдеры.

Рыхлитель может быть выполнен в виде одного устройства (зубы) либо в группах из 2 и более устройств (зубьев).

Различаются рыхлители общего и специального назначения. У первых глубина рыхления составляет до 100 см. Вторые предназначены для более глубокого рыхления.

Бульдозеры снабжаются и другим сменным рабочим оборудованием (откосниками, уширителями, открылками и другими), расширяющим область их применения и повышающим эффективность на отдельных работах.

Виды тракторов по назначению

В классификации самоходных машин различают следующие виды назначения:

  • Сельскохозяйственные (в том числе сельскохозяйственные модели промышленных тракторов)
  • Промышленные (в том числе промышленные версии сельскохозяйственных тракторов)
  • Лесные (в том числе лесозаготовительные и лесопромышленные)

Сельскохозяйственные

Тракторы сельскохозяйственного назначения делятся на виды по специализации:

  1. Общего назначения для выполнения работ в животноводстве и растениеводстве (без  возделывания пропашных культур)
  2. Универсально-пропашные тракторы с использованием как на общих работах так и на пропашных работах.
  3. Пропашные, применяемые только для возделывания и уборки пропашных культур.
  4. Специализированные, применяемые только при возделывании определённых культур (рисоводческие, хлопковые, виноградниковые, овощеводческие, свекловодческий, табаководческий, чаеводческий, хмелеводческий)
  5. Специальные трактора по области применения (болотоходные, горные, тепличные, животноводческие для обслуживания ферм)
  6. Вспомогательные (погрузчики и другие машины для внутрихозяйственных работ)


Универсально-пропашной МТЗ 82.1


Пропашная обработка

Пропашные трактора своей общей конструкцией, ходовой частью вместе с формируемыми передаточными числами КПП соответствуют и обеспечивают выполнение технологических операций в составе агрегатов по возделыванию и обработки пропашных культур (в соответствии с междурядьями возделываемых культур). Универсально-пропашные трактора подразумевают широкое использование машин данной классификации как в пропашных операциях, так и других сельскохозяйственных и общих промышленных работах.


Хлопковый пропашной трактор МТЗ 80Х


Тепличный трактор

Промышленные

Для промышленных работ трактора классифицируются по специализации применения:

  1. Общего назначения (для работ с бульдозером, рыхлителем, скрепером, каналокопателем и др.).
  2. Специализированные по назначению (одноковшовые погрузчики; трубоукладчики; тягачи; экскаваторы и другие).
  3. Специализированные по области применения (мелиоративные и болотоходные; подземные; земноводные для строительных работ в прибрежных зонах; подводные; малогабаритные для работ в трюмах, вагонах и зданиях).


Промышленный колёсный Кировец


Промышленный гусеничный Т-170(Б10)

Лесные

Самоходные машины для лесных работ классифицируются по признакам специализации:

  1. Лесопромышленные для лесозаготовительных работ (трелёвочные, лесовозные, лесозборочные).
  2. Специализированные по назначению (валочные, сукорезные, раскряжовочные, окорочные, дробильные, лесопогрузочные, валочно-трелёвочные, валочно-лесовозные и другие).
  3. Специализированные по области применения (плавающие для работ на лесосплавах, болотоходные для лесозаготовок на слабых грунтах).
  4. Лесохозяйственные для лесовосстановительных, лесопожарных и осушительных работ (болотоходные, лесопожарные, общего назначения).

Применение бульдозеров

Бульдозеры имеют огромную область применения, в связи с чем данная техника пользуется огромным спросом по всему миру. По своей сути эта машина “сокрушает” на своём пути практически все.

Основные работы, которые может выполнять бульдозер:

  • послойное снятие (срезание) грунта;
  • разравнивание перекопанного грунта;
  • срезание плодородного слоя земли при подготовке разной строительной площадки (укладка в валик грунтового слоя);
  • перемещение грунта на разные расстояния;
  • засыпка труб (канализационных, водопроводных магистралей), ям и т.д.;
  • планировка территорий;
  • валка кустов и деревьев;
  • укладка и перемещения разных сыпучих материалов;
  • устройство съездов на крутых спусках (подъемах);
  • сооружения насыпей;
  • пресс для некоторых деталей (гибких);
  • корчевка пней;
  • в качестве толкача;
  • работа на складе песка, щебня;
  • уборка территории от снега;
  • устройство каналов;
  • удаление камней и другие.

Технические характеристики бульдозеров

Характеристики, по которым обычно распределяются бульдозеры:

  • Рабочий вес бульдозера определяет его общую массу, включая машину, двигатель, отвал и другие компоненты. Рабочий вес может варьироваться в зависимости от размера и типа бульдозера. Например, маленькие бульдозеры могут иметь рабочий вес около 10 тонн, в то время как большие гусеничные бульдозеры могут достигать рабочего веса более 100 тонн.
  • Мощность двигателя определяет силу, с которой бульдозер может двигаться и выполнять свои задачи. Она измеряется в лошадиных силах (л. с. ) или киловаттах (кВт). Мощность двигателя бульдозера также может варьироваться в зависимости от его размера и типа. Например, маленький бульдозер может иметь мощность около 100 л. с., в то время как большие модели могут иметь мощность свыше 500 л. с.
  • Отвал — это рабочий орган бульдозера, который используется для сдвига грунта и материалов. Он может быть прямым или угловым. Габариты отвала, такие как ширина и высота, также могут различаться в зависимости от размера и модели бульдозера.
  • Глубина погружения рабочего органа бульдозера указывает на максимальную глубину, на которую отвал может проникать в грунт или материалы.
  • Высота бульдозера определяет вертикальное пространство, которое он занимает в положении рабочей готовности.
  • Полная длина отвала с брусьями указывает на полную длину отвала бульдозера, включая его рабочую часть и брусья.

Бульдозеры способны перемещать материалы на определенное расстояние перед собой. Это расстояние зависит от мощности двигателя, условий грунта и других факторов. Расстояние перемещения может быть несколькими метрами или больше, в зависимости от конкретной модели и задачи бульдозера.

Устройство и особенности эксплуатации

ЧЕТРА Т 35 имеет стандартную для моделей бренда конструкцию с прочной рамой и 3-точечной полужесткой конструкцией, главной особенностью которой является вынесенная ось качания. Подобная конструкция способствует уменьшению ударных нагрузок, улучшению условий труда и тягово-сцепных характеристик. 7 опорных катков, расположенных с каждой стороны, направляют и поддерживают колеса. На направляющих колесах находятся самоподжимные уплотнения конусной формы.

В составе ходовой части используются непостоянно замкнутые фрикционы и постоянно замкнутые тормоза, представленные в форме многодисковых муфт в масле, что гарантирует плавность управления бульдозером. Гусеницы сборные с 1 грунтозацепом и уплотнением, способствующим герметизации смазки шарниров на полный срок работы.

Описание основных элементов бульдозера

Внешний вид бульдозера может немного отличаться в зависимости от модели и производителя, но в целом он имеет следующее устройство:

  • Отвал является основным рабочим органом бульдозера. Он представляет собой большое лезвие, установленное на передней части машины. Отвал может быть регулируемым и иметь различные формы в зависимости от конкретных задач. Он используется для сдвига, разравнивания и удаления грунта и материалов.
  • Толкающие брусья и раскосы служат для крепления переднего отвала непосредственно к бульдозеру. Они обеспечивают надежную и жесткую связь между отвалом и основной машиной.
  • Несущая рама является основной структурной частью бульдозера, которая поддерживает все компоненты машины. Подрамник представляет собой вспомогательную раму, на которой устанавливаются различные элементы, такие как двигатель и гидравлические системы.
  • Бульдозер обычно оснащен гидроцилиндрами, которые позволяют перемещать отвал в одной или нескольких плоскостях.Гидравлические системы управляют движением отвала вверх, вниз и в разных направлениях.
  • Некоторые модели бульдозеров могут иметь дополнительные устройства, такое как рыхлитель для размягчения грунта, траншеекопатель для создания каналов или тяговую лебедку для выполнения задач, связанных с тягой.

Типы, виды и классы бульдозеров:

Бульдозеры классифицируют по назначению, типу ходового устройства, конструкции рабочего оборудования, тяговому классу базового трактора, типу системы управления.

По назначению различают бульдозеры общестроительного назначения и специальные бульдозеры. Первые представляют собой бульдозеры для выполнения основных видов землеройно-транспортных и вспомогательных работ в различных грунтовых и климатических условиях. К специальным бульдозерам относятся, например, различные инженерные военные машины, тягачи, толкачи, подземные и подводные модели, т.е. они предназначены для выполнения работ в специфических грунтовых условиях или технологических условиях.

По типу ходового устройства бульдозеры бывают гусеничные или колесные бульдозеры в зависимости от типа исполнения базовой машины.

Широкое применение получили гусеничные бульдозеры благодаря их высокой проходимости на различных типах грунтов (в т.ч. в болотах, песках и пр.), высокой мощности и высоким тягово-сцепным свойствам. Они обеспечивают минимальное давление на грунт. Однако перемещение их по дорогам с асфальтовым покрытием требует использования специальной техники – трала.

Колесные бульдозеры отличаются высокой мобильностью и возможностью самостоятельного перемещения на длинные расстояния по дорогам с асфальтовым покрытием. Они могут быть использованы в основном на площадках с твердым основанием.

По тяговому классу, который означает номинальную силу тяги базового трактора, различают следующие бульдозеры:

– малогабаритные бульдозеры (сила тяги до 0,9 т, мощность 18,5-37 кВт),

– легкие бульдозеры (сила тяги 1,4-4 т, мощность 37-96 кВт),

– тяжелые бульдозеры (сила тяги 6-15 т, мощность 103-154 кВт),

– сверхтяжелые бульдозеры (сила тяги 50-100 т, мощность 510-880 кВт).

По конструкции рабочего оборудования различают бульдозеры:

– с неповоротным отвалом,

– с поворотным отвалом,

– с отвалом из двух шарнирно сочленённых половин,

По типу системы управления отвалом различают бульдозеры:

– с гидравлическим управлением,

– с механическим (канатно-блочным) управлением.

Технические характеристики бульдозеров таблица

Основные параметры бульдозеров

к этим параметрам бульдозера (рис. 7) относят тяговый класс; мощность двигателей N; массу М и положение центра масс a, d, I; переднюю рабочую скорость движения vp и заднюю холостую vx; длину продольной базы ходовой части L£ колею гусениц или колес Бт; ширину гусениц Ъ или размер шин колесного трактора; дорожный просвет С; радиус поворота (на рисунке не показан); удельное давление и эшору давления на грунт qn, q3; габаритные размеры LxBxA.

Бульдозерное оборудование характеризуется следующими пара-метрами: шириной В и высотой Н отвала; углом въезда машины а и съезда р; высотой подъема Нп и опускания h отвала; скоростью подъема уп и опускания v0 оборудования; углом перекоса отвала ± е; напорным Т и вертикальным Р усилием на режущей кромке. К параметрам отвала относят также радиус кривизны отвала R, углы — резания у, заострения ножей 6, задний угол резания т, угол опрокидывания отвальной поверхности 9.

Поворотные бульдозеры дополнительно характеризуются углом поворота отвала в плане относительно среднего положения в обе стороны: налево и направо по ходу машины.

У бульдозера-погрузчика кроме основных параметров учитывают

угол запрокидывания и разгрузки ковша, а также высоту выгрузки материала.

Рыхлительное оборудование (рис. 8) характеризуется в основном количеством рыхлительных зубьев, заглублением t в грунт, высотой нижней рамы над опорной поверхностью К, расстоянием L от зуба до задней звездочки, углом резания у и углом съезда р машины, напорное Т и вертикальное Р усилия, развиваемые на наконечнике зуба рыхлителя.

Тяговый класс базового трактора — главный параметр бульдозеров, бульдозеров-рыхлителей и бульдозеров-погрузчиков. Он характеризует напорное усилие или силу тяги, развиваемую при скорости рабочего хода 0,7 и 0,9 м/с и минимальном буксовании гусениц 7 % или колес 20 %.

По тяговому классу строится типоразмерный ряд гусеничных бульдозеров: 4; 6; 10; 25; 35 при соответствующей мощности двигателей 55, 96,129, 243. 272,250. 342 кВт.

Бульдозеры-рыхлители выпускают на гусеничных тракторах. Типоразмерный ряд — 10, 25 и 35 при мощности двигателей 129. 342 кВт.

Бульдозеры-погрузчики изготовляют класса 1,4 и грузоподъемностью 0,75 т.

Выпускают гусеничные бульдозеры с неповоротным отвалом ДЗ-42Г на тракторе типа ДТ-75НР, ДЗ-101А на тракторе Т-4АП2, ДЗ-171.1 на тракторе Т-170, ДЗ-132-1 на тракторе ДЗТ-250М2, бульдозеры с поворотным отвалом ДЗ-171.1.05 на тракторе Т-170.

Производят бульдозеры-рыхлители Д3-171.3 (неповоротный бульдозер ДЗ-171.1 с рыхлителей ДП-26С) на тракторе Т-170, Д3-171.3.05 (поворотный бульдозер ДЗ-171.1.05 с рыхлителем ДП-26С) на тракторе Т-170, ДЗ-126В-1 (неповоротный бульдозер ДЗ-118 с рыхлителем ДП-9ВХЛ) на тракторе ДЭТ-250М2, неповоротный бульдозер ДЗ-158 и рыхлитель ДП-34 на тракторе Т-25.01, ДЗ-94С (неповоротный бульдозер ДЗ-59С и рыхлитель ДП-10С) на тракторе Т-330, ДЗ-141ХЛ на тракторе Т-500.

Бульдозер-погрузчик Д3-133 грузоподъемностью 0,75 т и вместимостью ковша 0,38 м3 изготовляют на колесном тракторе «Беларусь” МТЗ 80/82 класса 1,4.

Данные о гусеничных бульдозерах и колесном бульдозере-погруз-чике приведены в табл. 1, бульдозерах-рыхлителях на гусеничных тракторах — в табл. 2.

Рис. 7. Основные параметры бульдозера (а),отвала (б), ножа (в)

Определение и области применения

Современные бульдозеры, несмотря на широкую номенклатуру типоразмеров, объединяет единый принцип компоновки конструкции. Они представляют собой строительную технику на гусеничном ходу, оснащенную отвалами. Дополнительные обвесы на бульдозер: зубья, откосники, толкающие рамы, уширители и т.п. встречаются достаточно редко и используются для выполнения специфических работ. Наиболее распространенным дополнительным оборудованием является “клык”, который в зависимости от конструкции, используется для рыхления грунта или съема верхнего слоя дорожного покрытия, а также различные модификации отвалов.

Несмотря на достаточно узкую специфику выполняемых функций, бульдозер применяется практически во всех сферах строительной индустрии, начиная от возведения зданий и сооружений и заканчивая дорожными работами. Основное назначение – послойное снятие грунта и его перемещение в зону погрузки на грузовой транспорт. Таким образом, при помощи бульдозера выполняется подготовка строительной площадки, отсыпка отвалов и формирования насыпей (откосов), разработка котлованов и широких траншей.

Бульдозеры классифицируются по следующим признакам:

По назначению.Бульдозеры общего назначения для выполнения землеройных, транспортных и вспомогательных работ.Бульдозеры специального назначения при работе на специфических грунтах и в специальных технологиях.По тяговым показателям.Сверхлёгкие бульдозеры—малогабаритные—сила тяги до 25кН, при мощности трактора 25-50л.с.Лёгкие бульдозеры—сила тяги 25-135кН, при мощности трактора 50-130 л.с. с рабочей массой 10-11 тонн.Средние бульдозеры—мощность трактора составляет 140—209 л.с.Тяжёлые бульдозеры—мощность трактора составляет 300-550л.с. масса 45 тонн.Сверхтяжёлые бульдозеры—мощность трактора 510 кВт и более.

Рыхлитель и прочее вспомогательное рабочее оборудование бульдозера:

Рыхлитель – длинное, похожее на коготь устройство, устанавливаемое на задней части бульдозера и предназначенное для рыхления тяжёлых, каменистых и мёрзлых грунтов .

Рыхлительное оборудование устанавливается не только на бульдозера, но и во многих случаях также на тягачи и автогрейдеры.

Рыхлитель может быть выполнен в виде одного устройства (зубы) либо в группах из 2 и более устройств (зубьев).

Различаются рыхлители общего и специального назначения. У первых глубина рыхления составляет до 100 см. Вторые предназначены для более глубокого рыхления.

Бульдозеры снабжаются и другим сменным рабочим оборудованием (откосниками, уширителями, открылками и другими), расширяющим область их применения и повышающим эффективность на отдельных работах.

Область применения

Области применения разнятся в зависимости от тягового класса техники, ее массы, а также устанавливаемого рабочего оборудования. В целом же можно сказать, что предназначение данных машин — послойная разработка и планировка, а также перемещение грунта и горных пород на короткие расстояния. Кроме этого, им под силу выполнение некоторых других вспомогательных работ. Сферы использования — строительство, мелиорация, горно-добывающая отрасль.

В зависимости от тяговых возможностей выделяют бульдозеры от 10 (легкие строительные работы) до 35 (выполнение больших объемов работ в тяжелых условиях) класса. Отметим, что если для рыхления грунтов до IV категории твердости вполне достаточно машин начального уровня, то в регионах, для которых характерно круглогодичное промерзание земли, предпочтительно оборудование 25 класса и выше. Также стоит сказать, что если в сегменте более легкой техники в первую очередь востребованы представители экономкласса, то лидерами среди представителей 30-35 тягового класса остаются премиум-бренды, что обусловлено условиями их эксплуатации.

Основная масса бульдозеров изготавливается на гусеничном шасси. Значительно реже встречаются колесные модели, которые находят применение на вспомогательных зачистных работах и при разработках слабых пород. Также они заменяют автогрейдеры при содержании карьерных дорог: в сравнении со своими собратьями колесные бульдозеры обладают более высокими показателями мощности и проходимости, а также способны подготовить съезд или спланировать трассу (автогрейдеры для данных операций не годятся).

Второй критерий, который можно взять за основу классификации, — конструкция рабочего оборудования. Основными типами отвалов являются:

  • Прямой (S-отвал). Представляет собой лобовой лист, изогнутый в вертикальной плоскости и прямой в горизонтальной. При этом доступен вариант без боковых щитков с возможностью поворота в трех плоскостях (легкие бульдозеры) или неповоротный со щитками (средние и тяжелые машины, используется для разработки твердых и мерзлых грунтов). Во втором случае можно регулировать угол продольного наклона отвала.
  • Сферический (S-U). Состоит из лобового и боковых листов, последние расположены под углом до 25 град. Такая конструкция позволяет минимизировать потери грунта, благодаря чему она нашла широкое применение для перемещения сыпучих и разрыхленных материалов на относительно большие расстояния.
  • Полусферический (U). Относится к универсальному оборудованию и является промежуточным вариантом между прямыми и сферическими вариантами.

Отметим также, что прямые отвалы являются основным рабочим инструментом бульдозеров легкого класса с универсальной рамой, а полусферические — средних и тяжелых машин.

Еще больше повысить эффективность при выполнении определенных задач помогают специальные отвалы, а также такие приспособления, как откосники, уширители и др. В частности, доступны модификации для угля, торфа, бытовых отходов. Сзади дополнительно можно навешивать рыхлитель.

Технические характеристики бульдозеров

· длина отвала — до 5,550мм

· масса отвала — до 10т

· размеры отвала: ширина — до 6100 мм, высота — до 2200мм

· высота с козырьком — 2300мм

· подъем отвала — 1780мм

· заглубление отвала — 800мм

· расстояние перемещения породы — до 200 м

· мощность двигателя — до 386кВт

· масса — до 120 т

Отвалы бульдозеров оснащаются механизмами поворотов в плане, перекосов в поперечной плоскости, наклона вперёд—назад по ходу.

Бульдозеры с поворотным и неповоротным отвалами могут оснащаться системами комбинированного автоматического управления положением отвала, например, «Копир-Авто-план-10/ЛП» и «Комбиплан-10Л» на бульдозерах класса 10 ДЗ-110А.

Бульдозеры снабжаются сменным оборудованием (рыхлителями, откосниками, уширителями, открылками и др.), расширяющим область их применения и повышающим эффективность на отдельных работах.

Основные виды дополнительного сменного оборудования к бульдозерам с неповоротным отвалом

1 —трех (пяти) секционный сферический отвал; 2 — открылки; 3 — удлинители; 4 — передние и задние рыхлительные зубья; 5— ; кирка для взламывания асфальтовых покрытий; 6 — ножи для мерзлых грунтов; 7 — кусторезный нож; 8 — канавная наставка; 9 — отвал планировщика; 10 — откосник с жестким креплением и гидроуправляемый откосник-планировщик; 11 — передние и задние лыжи; 12 — отвальная приставка для работы от стенки; 13 — грузовые вилы; 14—подъемный крюк; 15 — снегоочиститель; 16 — толкающая плита; 17 — грабельный корчеватель.

Основные виды дополнительного сменного оборудования к бульдозерам с неповоротным отвалом

а — уширители, б — открылки, в — удлинители, г — передние и задние рыхлительные зубья, д — кирка для взламывания асфальта, е — ножи для разработки высокопрочных грунтов и наледей, ж — кусторезная приставка, з — канавная надставка, жесткий и и — гидроуправляемый откосник и откосник-планировщик, к — передние и задние лыжи для точной планировки грунта, л — отвальная приставка для работы от стенки, м — грузовые вилы, н — грузоподъемный крюк.

Бульдозер ДЗ-27С на базе Т-130.1.Г-1

1 – толкающий брус; 2 – нож; 3 – отвал; 4 – винтовой раскос; 5 – гидроцилиндр; 6 – трактор

Погрузчик-бульдозер ДЗ-133

Бульдозер-погрузчик ДЗ-133 1 — ковш; 2 — устройства для смены рабочих органов; 3 — стрела; 4 — попарно работающие гидроцилиндры; 5 — управление стрелой и ковшом; 6 — базовый трактор; 7 — тяг; 8 — несущая рама.Сменное дополнительное рабочее оборудование 1 — увеличенный ковш; 2 — ковш для снега; 3 — сельскохозяйственные вилы; 4 — грузовые вилы; 5 — монтажный крюк; 6 — челюстной захват; 7 — удлинитель; 8 — уширитель и рыхлитель заднего хода.

Бульдозер ДЗ-42Г

1 — нож; 2 — отвал; 3 — козырек; 4 — кронштейн; 5 — гидроцилиндр подъема-опускания; б — базовый трактор; 7 — рычаг управления гидрораспределителем; 8 — поперечная балка с цапфами; 9 — толкающий брус.

Таблица 1.2 Технические характеристики бульдозеров на тракторах тягового класса 3 и 4

Бульдозер ДЗ-101 А

1 — толкающий брус; 2 — отвал; 3 — гидрораскос; 4 — гидроцилиндр подъема-опускания; 5 — опора гидроцилиндров; б — базовый трактор Т-4АП2-С1.

Бульдозеры тягового класса 10 выпускают на базе гусеничных тракторов Т-130МГ-1, его модернизированной модели Т-170 и ее модификации Т-170.01, Т-170.40 и Т-170.41.

1 — бульдозерное оборудование; 2 —г базовый трактор Т-130МГ-1 (Т-170.01). Бульдозер ДЗ-110В (ДЗ-171.1)

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

голоса

Рейтинг статьи

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий