Колесные и гусеничные трактора СССР ?: все старинные модели, история, фото

«Фордзон-Путиловец»

Все трактора СССР, которые страна производила в начале двадцатых годов прошлого века, изготавливались либо небольшими партиями, либо единичными образцами. Это не удовлетворяло потребности сельского хозяйства. Первый трактор в СССР, который был запущен в массовое производство, произвели в Ленинграде в 1924 г. За дело взялись рабочие завода «Красный Путиловец». Это были первые колесные трактора СССР, которые массово сходили с конвейера.

В результате отсоединения муфты, трактор остановился, после отключения шестерни водитель поднял инструмент и переместил трактор, избегая препятствия, а затем снова оставил инструмент. Целью такого трактора был специалист по полевым работам с крупными инструментами, оросительными работами или бульдозерами в строительстве.

Поэтому во второй половине шестидесятых годов в Гожуве было решено провести работы, направленные на разработку прототипа современного гусеничного трактора, который должен был стать следующим мазуром. Основная задача заключалась в том, чтобы получить высокую мощность трактор, большая тяга и сцепление, что позволяет выполнять широкий спектр работ в сложных условиях. Но это были небольшие экономические конструкции, все еще основанные на двигателях Сталина.

В качестве образца советские конструкторы взяли американскую модель Fordson фирмы Ford, выпускавшуюся еще с 1917 г. Это были первые трактора СССР (фото смотрите ниже), которые благодаря своей конструкции имели низкую стоимость. Кроме того, эти агрегаты по своим характеристикам превосходили «Коломенец» и «Запорожец».

Первоначально в каюте было 1 пассажир. Новый трактор разработан практически с нуля. Конструкция поддерживалась на мощной раме. Коробка позволила получить более точный выбор отдельных скоростей для данного типа работ. Оператор имел здесь до 6 вперед и 2 реверса. Управление было выполнено обычным способом для «гусениц», то есть для двух звеньев, соединенных с боковыми муфтами и независимых ленточных тормозов левой и правой силосных палочек. Последний предназначался для вождения канатных съемников, а первый для популярных сельскохозяйственных машин.

Модели «Фордзон-Путиловец» оснащались карбюраторным керосиновым двигателем в 14,7 кВт и развивали максимальную скорость 10,8 км/час. Их мощность на крючке составляла 6,6 кВт. В этих тракторах конструкторы предусмотрели трехскоростную коробку передач.

Данная модель выпускалась вплоть до 1933 г. За этот период с конвейера сошло порядка 36-49 тысяч агрегатов. Конечно, подавляющее большинство этих тракторов отправляли сразу на поля колхозов. Однако старые трактора СССР прекрасно зарекомендовали себя и в строительстве, которое испытывало нехватку моторизированной тяговой техники. На базе «Фордзона-Путиловца» устанавливали кран-укосину, который служил для выполнения погрузочных и разгрузочных работ. Также эти трактора выступали тягачами для прицепных рыхлителей.

Пожалуйста, обратите внимание на насос-нагнетатель, работающий на одном валу с 2-цилиндровым компрессором. Гусеничные гусеницы с самоочищающимися дисками характеризовались хорошей проходимостью. Мощный привод, гидравлика и подъемная система

Обратим внимание на широкие пластины самоочищающихся гусениц

Мощный привод, гидравлика и подъемная система

Обратим внимание на широкие пластины самоочищающихся гусениц

Тот факт, что это был трактор, разработанный с нуля, можно было увидеть с первого взгляда. Трактор получил очень современную стилистическую форму и форму кабины. Особенно в глазах появилась опускающаяся, остекленная одноместная каюта. Его форма была изменена в последующих прототипных изданиях, на двух дверях и расширена, так что в нее могли вписаться два человека.

Кабина трактора МТЗ-80: обзор

Кабина на МТЗ-80 сварная, из тонколистовой стали. Внутренняя обшивка специальными материалами утепляет и шумоизалирует рабочее место тракториста. К остову трактора кабина крепится на четыре резиновых амортизатора, существенно смягчающих тряску и вибрацию.

Обзорность обеспечена хорошая, для очистки переднего и заднего окон в непогоду установлены стеклоочистители. Для естественного притока воздуха, крыша и заднее окно могут открываться и фиксироваться в открытом положении.

Для удобства, с обеих сторон кабины есть поручень и две ступеньки. Рулевая колонка имеет возможность регулирования в двух плоскостях. Наличие отопления делает кабину пригодной для круглогодичной работы. В современных моделях, опционально может быть установлен кондиционер.

Перед сиденьем находятся приборная панель и органы управления. Расположение органов управления принципиально не отличается от других тракторов. Классическое расположение педалей с раздельным тормозом, рычаги управления гидравликой справа от рулевой колонки, справа от сиденья рычаг включения ВОМ.

Для тракториста предусмотрено комфортное мягкое сиденье, с гидравлическим амортизатором либо торсионной подвеской. Регулируется сиденье в вертикальной и горизонтальной плоскости, а также можно менять наклон спинки и жесткость амортизатора.

В настоящее время в трактора данной модели устанавливаются более комфортные сиденья на пневмоподвеске, с современным дизайном.

«Кировец»: шаг в будущее

Первые в нашей стране энергонасыщенные колёсные трактора марки «Кировец» выпускаются с 13 июля 1962 года – в этот день первый «К-700» покинул сборочный цех Кировского завода в Ленинграде.

Эти мощные трактора пятого тягового класса, способные работать в высоком темпе с широкозахватным сельскохозяйственным оборудованием, позволяли в 2,5-3 раза увеличить производительность сельхозработ, про сравнению с обычными тракторами, и соответствующим образом снизить временные и трудозатраты.

Многолетний опыт эксплуатации «Кировцев» в различных условиях и климатических зонах показал высочайшую надёжность работы, простоту и удобство обслуживания, высокую ремонтопригодность и длительный срок службы.

За прошедшие десятилетия было выпущено более 480 тысяч «Кировцев». Абсолютное большинство из них – это те самые «К-700» и их модификации. Последние представители этого славного семейства – модификации «К-700А» и «К-701» – были сняты с производства в 2002-м году. Это решение было объяснено тем, что классические «Кировцы» морально устарели, а их кабины не соответствуют современным нормам безопасности.

Вместо них основной моделью Петербургского тракторного завода стал трактор «К-744» – осовремененный и доведённый до массового серийного производства проект ещё из начала 90-х годов (первые серийные трактора «К-744» были выпущены в 1995 году, исключительно для поставки на экспорт).

Однако трактора нового семейства тракторов «К-744» оказались гораздо более дорогими, чем проверенные годами «К-700». В связи с этим говорить о по-настоящему массовом производстве этих машин не приходится. А на рынке ещё долгие годы продолжал и до сих пор продолжает сохраняться некоторый спрос на недорогие восстановленные трактора «К-700», а также тягачи, бульдозеры, погрузчики и специальные машины на их базе, выпускаемые другими машиностроительными предприятиями России и самим ПТЗ («К-703М»).

Механика или гидравлика?

Несмотря на ощутимый прогресс в создании мощных гидравлических экскаваторов, пока довольно высока доля мощных механических лопат с ковшами вместимостью 10…15 м3 на горных работах. Более того, в этом классе мощные механические лопаты успешно конкурируют с гидравлическими экскаваторами. Причин тому несколько. Вообще горная отрасль довольно консервативна, и внедрение новой техники происходит быстро лишь в случае ощутимого повышения эффективности проведения горных работ. Механическая лопата до сих пор является более надежной и живучей машиной, она проще и дешевле в обслуживании. Применительно к крупным долговременным карьерам с развитыми электросетями, где горно-геологическая обстановка не требует выборочной экскавации на уровне одного горизонта, механические лопаты подходят наилучшим образом. В свою очередь в сложных горно-геологических условиях более предпочтителен гидравлический экскаватор как технологически более гибкий. Масса гидравлического экскаватора меньше, он может быть оборудован как «прямой лопатой», так и «обратной», наделен большей удельной мощностью, мобилен, позволяет проводить качественную селективную выемку.

Конечно, конструктивную схему механической лопаты прогрессивной не назовешь, и других преимуществ у морально устаревшего оборудования перед современной гидравлической техникой, кроме простоты и надежности, попросту нет. Более того, постоянное повышение надежности гидроагрегатов, внедрение электронных систем контроля рабочих параметров, более доступная агрегатная компоновка оборудования позволят создавать машины, сравнимые по надежности с механическими лопатами.

Стоимость новых машин во многом определяется ценой на исходные материалы, т. е. в нашем случае ценой на черные и цветные металлы. И когда отечественная механическая лопата имеет массу в среднем на 40…60% выше, чем у гидравлического экскаватора с базовым ковшом той же вместимости, ценовое преимущество уже у гидравлики. Все это приводит к массовому вытеснению механических лопат в классе карьерных экскаваторов с базовым ковшом вместимостью до 10 м3, особенно на открывающихся карьерах. Такое перевооружение является вполне закономерным процессом.

Эта тенденция наблюдается во всем мире, в том числе на всем бывшем постсоветском пространстве. Отдельные горнодобывающие предприятия уже отказались от ЭКГ-5А и ЭКГ-8И и успешно эксплуатируют гидравлические экскаваторы рабочей массой до 100…120 т. Выпуск машин данного класса уже налажен у многих известных производителей, в том числе на предприятиях, ранее не производивших тяжелую экскавационную технику.

Экскаватор гидравлический ЭГ-110
Параметр«Прямая лопата»«Обратная лопата»
Вместимость ковша, м34…73…6
Радиус копания, м9,915,1
Высота копания, м11,314,5
Высота выгрузки, м9,458,2
Вырывное усилие, кН640640
Скорость движения по плотной горизонтальной трассе, км/ч2,52,5
Среднее удельное давление на грунт при движении, кПа178178
Давление в гидросистеме, МПа3232
Мощность дизельной установки, кВт450450
Преодолеваемый подъем, град≤20≤20
Расчетная продолжительность цикла, с, при повороте на 90°2525
Рабочая масса экскаватора, т105105

Производители сельскохозяйственного оборудования

Вкупе с развитием аграрного сектора успешно развиваются и российские производственные предприятия, выпускающие современную сельхозтехнику, спрос на которую растет с каждым годом. Россия считается одним из крупнейших игроков среди других стран, поставляющих на рынок высокоэффективную технику и современное оборудование для сельского хозяйства.

Российские производители сельскохозяйственного оборудования – это сотни заводов, выпускающих с конвейеров высокотехнологичные машины для обработки почвы, ухода за посевами и уборочной техники (кормоуборочных комбайнов, тракторов и других современных средств механизации).

Не последнее место занимают американские, немецкие и итальянские производители, выпускающие действительно надежную технику, окупающую все затраты на ее приобретение. Но самую обширную нишу занимают китайские предприятия, которые весьма популярны среди сельхозпроизводителей.

Основа производства многих компаний Китая – это сотрудничество и выпуск техники по лицензии зарубежных предприятий и под их полным контролем. Предоставление современных технологий производства, в свою очередь, обеспечивает разработку и выпуск техники для сельского хозяйства высокого качества, но с минимальными издержками. Поэтому китайское аграрное производство занимает далеко не последние позиции в рейтингах, предлагая на рынок сбыта недорогую, в сравнении с российскими и другими производствами, технику, с таким же хорошим процентом окупаемости.

Получите выгодное предложение от прямых поставщиков:

«Карлик»

Не отошел от своих дел и изобретатель Мамин. Он вошел в историю тем, что выпускал трактора России и СССР. После усовершенствования собственной дореволюционной конструкции Мамин стал руководителем проекта по созданию тракторов семейства «Карлик».

Их выпуск начался в 1924 г. Так, сельское хозяйство получило трехколесные трактора «Карлик-1», оснащенные одной передачей. Их скорость развивалась до 3-4 км/час. Выпускались и трактора «Карлик-2», оснащенные реверсом.

Таким образом, несчастные случаи были не редкостью, часто такая поездка заканчивалась встречей трактора с деревом. Быстрое развитие механизации сельского хозяйства установило новые технические условия, которые должны соблюдаться современными сельскохозяйственными тракторами, особенно в отношении увеличения использования сельскохозяйственной техники. Такой комплект трактора с подъемным инструментом вызвал сокращение его длины, упрощение преобразования и уменьшение ширины мыса.

Каждый производитель продвигал свои решения. Можно было различать группы механических, пневматических, гидравлических и ручных подъемников. Количество способов крепления машин было очень разнообразным: от четырехточечных систем, одноточечного подъема с подъемным рычагом до систем рамы.

Тракторный завод в Харькове

В 1930 г. в стране началось возведение ХТЗ, которому было присвоено имя Серго Орджоникидзе. Производственные мощности находились в пятнадцати километрах восточнее Харькова. Строительство этого гиганта было осуществлено всего за 15 месяцев. Трактора СССР начали сходить с конвейера предприятия уже 01.09.1931 г. Это были модели, заимствованные у Сталинградского завода – СХТЗ 15/30.

Однако основной задачей предприятия было создание нового отечественного трактора «Катерпиллар», обладающего мощностью 50 л. с. Над решением этого вопроса трудились конструкторы под руководством П. И. Андрусенко. Ими разрабатывался дизельный двигатель, которым бы смогли оснащать все гусеничные трактора СССР. В 1937 г. завод начал выпуск серии новой модели, созданной на базе СХТЗ-НАИТИ. В ней устанавливали более производительный и в то же время наиболее экономичный мотор, работающий на дизельном топливе.

После начала войны предприятие пришлось эвакуировать в Барнаул. Позже здесь был создан Алтайский тракторный завод. В 1944 г., после того как Харьков был освобожден, производство заработало на прежней площадке. В серию вновь вошли легендарные СХТЗ-НАИТИ.

Основные модели тракторов СССР, выпущенных на Харьковском заводе:

  • колесные СХТЗ 15/30 (1930 г.);
  • гусеничные СХТЗ-НАИТИ ИТА (1937 г.);
  • колесные ХТЗ-7 (1949 г.);
  • гусеничные ХТЗ ДТ-54 (1955 г.);
  • гусеничные Т-75 (1960 г.);
  • гусеничные Т-74 (1962 г.);
  • гусеничные Т-125 (1962 г.).

В 70-х годах завод претерпел коренную реконструкцию, не останавливая основного производства. После этого был освоен выпуск колесных трехтонников Т-150К и гусеничных Т-150. Первый из них на испытаниях, проведенных в 1979 г. в США, показал самые лучшие характеристики среди известных мировых аналогов. Этим было доказано, что трактора СССР ни в чем не уступали зарубежным моделям.

В конце восьмидесятых годов на ХТЗ был освоен выпуск новой техники марки ХТЗ-180 и ХТЗ-200. Они стали на 50 % производительнее предыдущих моделей и на 20 % экономичнее.

ТОП 7 новых тракторов производства России

RSM 2375

Универсально-пропашной трактор 6 тягового класса производства Ростсельмаш. Был разработан в 2001 году и в течение 15 лет продавался под маркой Versatile-2375. Предназначен для средних и крупных хозяйств, используется для обработки больших площадей.

Машина агрегатируется с почвообрабатывающими орудиями для глубокой и поверхностной вспашки. Незаменима во время посевных работ, работает с девяти- и одиннадцатикорпусным плугом, 21-метровой пружинной и 11-метровой дисковой бороной, 12-метровым комплексом сеялок.

В стандартной комплектации на RSM 2375 установлены сдвоенные колеса, что предупреждает уплотнение почвы и не нарушает ее плодородности.

ДТ-75

Гусеничная самоходная машина от Волгоградского завода. Считается легендой отечественного производства. Ценится за высокую тяговитость и универсальность. Модернизированной версией ДТ-75 считается модель ВТ-90, применяемая для пахоты, культивирования, боронования, лущения стерни, посева и уборки сельскохозяйственных культур. Машина работает на лесозаготовке, выполняет ряд землеройных работ, совмещается с бурильными, сварочными и водоотливными установками.

К-707Т

Разработка ГК Балтиец. Колесная машина 5 тягового класса с гидромеханической многоступенчатой коробкой передач и двигателем мощностью 235 л.с. В стандартной комплектации продается с бездисковыми шинами низкого давления и протекторами повышенной проходимости.

Основное назначение – пахотные работы, культивация, боронование. Возможна докомплектация, что расширяет функциональность: К-707Т используется в мелиоративных и дорожных работах, а также выполняет задачи тягача прицепов до 60 т.

Петра-ЗСТ 390

Трактор производства Завода спецтехники г. Санкт-Петербург. Идеально подходит для выполнения работ в сельскохозяйственной отрасли. Предназначен для пахоты, боронования, посева и сбора урожая, культивирования.

Преимущества – комплектация мощными дизельными двигателями ЯМЗ 65854 и ЯМЗ 65855, сбалансированная подвеска переднего моста. Возможна эксплуатация во всех климатических зонах России. Работает в сочетании с бульдозерным оборудованием.

ATM 7360

Модель марки Terrion от Агротехмаша. Разработка 2011 года. Машина используется в сочетании с высокопроизводительными широкозахватными агрегатами, применяется для выполнения сельскохозяйственных и дорожных работ.

В стандартной комплектации трактор выпускается с бесступенчатой трансмиссией ZF и гидравлической системой Bosh. Преимущество этой модели – двигатель с водным охлаждением TCD 2013 L06 4V мощностью 260 л.с. Объем топливного бака – 700 литров.

Универсальность и востребованность Terrion ATM 7360 обусловлена высокой грузоподъемностью заднего устройства (13500 кг).

К-744Р

Кировец К-744Р – полноприводная универсальная машина общего назначения на шарнирно-сочлененной раме. Основное преимущество – выполнение широкого спектра работ с сохранением высоких показателей проходимости и выносливости.

ТТХ-215

Разработка Камского тракторного завода. Машина 3 тягового класса, выполняющая полный спектр сельскохозяйственных работ. Она не боится большого объема и по производительности и скорости превосходит многих конкурентов в своем классе. Экономична в потреблении топлива за счет комплектации дизельным двигателем Iveco. Плюс модели – система Power Management, отвечающая за постоянную скорость во время выполнения операций.

Используется в крупных аграрных хозяйствах, незаменим при проведении посевных и уборочных работ. Универсальность машине придает возможность работы с широким спектром навесного оборудования.

Тракторный завод в Минске

МТЗ был основан 29.05.1946 г. И до сих пор этот завод считается самым успешным предприятием, сохранившим имевшиеся со времен СССР производственные мощности, выпуская транспортные средства под маркой «Беларусь».

До того момента как СССР прекратил свое существование, МТЗ выпустил практически 3 млн единиц колесной и гусеничной техники. Среди них такие марки, как:

  • гусеничный КД-35 (1950 г.);
  • гусеничный КТ-12 (1951 г.);
  • колесные МТЗ-1 и МТЗ-2 (1954 г.);
  • гусеничный ТДТ-40 (1956 г.);
  • колесный МТЗ-5 (1956 г.);
  • колесный МТЗ-7 (1957 г.).

В 1960 г. на Минском заводе начала проводиться масштабная реконструкция. Одновременно с размещением нового оборудования конструкторы разрабатывали перспективные модели. Это были трактора МТЗ-50, а также более мощный агрегат с полым приводом МТЗ-52. Их серийный выпуск был налажен, соответственно, в 1961 и 1964 г.

Начиная с 1967 г. завод начал производить гусеничные модификации Т-54В с различными наполнениями. На предприятии выпускался и необычный трактор МТЗ.

СССР нуждался в хлопководческой технике. В связи с этим была разработана модификация МТЗ-50Х. Она отличалась спаренными передними колесами, а также повышенным клиренсом. Такие модели производились с 1969 г. Также завод поставлял крутосклонные МТЗ-82К.

Следующий этап деятельности завода заключался в освоении линейки МТЗ-80. Ее массовый выпуск был налажен в 1974 г. После этого были разработаны специальные модификации МТЗ-82Н и МТЗ-82Р.

В середине 80-х годов Минским тракторным заводом была освоена техника, обладающая мощностью более ста лошадиных сил. Это такие модели, как МТЗ-102, МТЗ-142. В то же время с конвейера предприятия сходила и маломощная мини-техника, в конструкции которой предусматривался двигатель от 5 до 22 л. с.

Тракторный завод в Челябинске

Это предприятие внесло свой весомый вклад в дело оснащения сельского хозяйства необходимой для него техникой. А во время войны здесь был налажен выпуск «самоходов» и танков.

Строительство ЧТЗ было начало в открытом поле, находящемся вдали от основных магистралей. При проектировании завода, первые производственные мощности которого были пущены в 1930 г., учитывался опыт аналогичных предприятий США.

01.06.1933 г. с конвейера ЧТЗ сошел первый гусеничный трактор «Сталинец-60». В 1936 г. их было выпущено уже более 61 тыс. На сегодняшний день эти трактора считаются устаревшими. Но в 30-е годы по своим характеристикам они почти вдвое превосходили технику, выпускаемую СТЗ и ХТЗ.

Начиная с 1937 г. на ЧТЗ стали выпускаться более экономичные модели С-65. Уже через год этот трактор получил высшую награду – «Гран-при» на выставке в Париже. Увидеть С-65 можно и в кино. Его использовали при проведении съемок знаменитого фильма «Трактористы».

В 1946 г. завод претерпел коренную реконструкцию. Одновременно с модернизацией оборудования начался выпуск С-80. В 1948 г., после окончательной перестройки предприятия, ЧТЗ выпускал в сутки от 20 до 25 единиц техники. В 1955 г. конструкторским бюро завода были начаты работы по созданию более мощного трактора модели С-100. В это же время не прекращалась разработка новых вариантов, которые позволили бы повысить долговечность С-80.

Модели тракторов, выпущенных ЧТЗ в период СССР, представлены следующими гусеничными:

  • С-60 (1933 г.);
  • С-65 (1937 г.);
  • С-80 (1946 г.);
  • С-100 (1956 г.);
  • ДЭТ-250 (1957 г.);
  • Т-100М (1963 г.);
  • Т-130 (1969 г.);
  • Т-800 (1983 г.);
  • Т-170 (1988 г.);
  • ДЭТ 250М2 (19789 г.);
  • Т-10 (1990 г.).

Гусеница

Гусеница может оснащаться шарнирами открытой и закрытой конструкции. При открытой схеме звенья соединяются между собой пальцами, вставленными в отверстия. Звенья не проходят механическую обработку, обладают малым весом. Палец термически обрабатывается и имеет повышенную твердость поверхности. С одной стороны он оснащен головкой, которая не дает ему провалиться в отверстие, выполненное в звене. Другая сторона оснащена проточкой или отверстием под установку фиксатора (пружинной шайбы или шплинта).

Альтернативным решением является гусеница с шарниром закрытого типа. Звенья такого устройства изготовлены методом литья с последующей механической обработкой. Возможно использование составных звеньев, собираемых из нескольких элементов. Закрытый шарнир обладает износоустойчивостью, но для разборки узла требуется специальная оснастка.

Зацепление гусеницы и ведущей звездочки осуществляется при помощи цевки, которой служит проушина или специальная втулка. При движении в них упирается зуб звездочки.

Стальные гусеницы разрушают дорожное покрытие, что способствует появлению резинометаллических конструкций. Прочность такой гусеницы ниже, поэтому они применяются для оснащения колесных тракторов.

Первенец России

Наша страна всегда была богата талантами. Славилась она и своими изобретателями. Были среди них и такие, которые работали в сфере создания техники для сельского хозяйства.

Вопрос о механизации земледелия был поднят еще в 18-м в. агрономом И. М. Комовым. К середине 19-го в. Д. А. Загоякским и В. П. Гурьевым были разработаны паровые тягачи, предназначенные для пахоты. Первый такой агрегат на гусеничном ходу был собран и испытан в 1888 г. Ф. А. Блиновым.

Улучшение таких отношений достигается за счет подпочвы, но это очень энергоемкая и, следовательно, дорогостоящая процедура. Лучше предотвратить эту угрозу, чем удалить ее последствия. Отслеживаемое шасси уменьшает проскальзывание на 50% при уменьшении уплотнения.

Однако, принимая во внимание преимущества системы треков, это, несомненно, хорошая инвестиция, которая быстро окупится

История автомобиля для самого важного в мире. Первые тракторы далеки от современных моделей

Кондиционирование воздуха с фильтрами, снижение вибрации, гидравлическая подвеска кабины, даже рулевое управление с усилителем были немыслимы. Однако видение замены одной лошади лошади несколькими или даже дюжинами механических было чрезвычайно привлекательным для тогдашних фермеров

Первые тракторы далеки от современных моделей. Кондиционирование воздуха с фильтрами, снижение вибрации, гидравлическая подвеска кабины, даже рулевое управление с усилителем были немыслимы. Однако видение замены одной лошади лошади несколькими или даже дюжинами механических было чрезвычайно привлекательным для тогдашних фермеров.

Однако официальной датой появления российского тракторостроения считают 1896 г. Именно тогда на ярмарке в Нижнем Новгороде собравшейся публике был продемонстрирован самый первый в мире паровой трактор на гусеничном ходу.

К началу 20-го в. конструктором Я. В. Маминым был изобретен бескомпрессионный двигатель, который работал на тяжелом топливе. Он замечательно подходил для работы транспортных средств. Первый трактор, в котором был установлен 18-киловаттный двигатель внутреннего сгорания, был собран в 1911 г. Этот агрегат назвали очень патриотично – «Русский». После модернизации на этом тракторе появился двигатель на 33 кВт. Это придало ему больше мощи. Малосерийное производство таких тракторов было освоено на Балаклавском заводе. Штучно эта техника производилась в Коломне и Брянске, Харькове и Ростове, Кичкассе и Барвенкове, а также в некоторых других населенных пунктах. Однако общее количество выпускаемых в России тракторов было настолько малым, что не могло оказать существенного влияния на положение дел в сельском хозяйстве. К 1913 г. в стране насчитывалось 165 тракторов. Однако при этом Российская империя активно импортировала сельхозтехнику. Уже к 1917 г. в страну было завезено 1500 шт.

Сегодня трактор является постоянным элементом сельскохозяйственного ландшафта. Производители превосходят друг друга не только в отношении облегчения и параметров, но и в супер-дополнениях, которые они могут предложить пользователям. Неудивительно, что решение сложное и должно быть продумано – покупка одной из более мелких, более дешевых моделей – это затраты нескольких раз на покупку нового легкового автомобиля. Кроме того, он рассчитан на работу, надёжность до предела, управление оборудованием и хорошее обслуживание.

Затем они служили главным образом для автомобильного транспорта. Кто придумал это, чтобы использовать их в сельском хозяйстве? Имя мужчины – Джон Фройлич. Когда паровые двигатели, используемые в то время, были недостаточны для топлива, и, таким образом, для того, чтобы машины обмолотили зерно, оно создало умное альтернативное решение. Он установил бензиновый двигатель на шасси Робинсона, добавил к нему ручной механизм и решил заняться молотьбой. Трактор, названный в честь создателя Фролиха, был образцом для создания более позднего Ватерлоо-мальчика.

«Запорожец»

Это также первые трактора СССР. Их выпуск состоялся в 1922 г. на предприятии «Красный прогресс» в Кичкассе. Однако данная модель оказалась несовершенной. У нее было всего одно ведущее колесо – заднее. Кроме того, трактора «Запорожец» оснащались маломощным двигателем на 8,8 кВт, который смог разогнать «железного коня» всего до 3,4 км/ч. У этого трактора была одна передняя передача, а мощность на крючке составляла 4,4 кВт. Несмотря на такие низкие характеристики, данное транспортное средство все же смогло значительно облегчить труд колхозников.

Трактор был оснащен простой однодисковой муфтой, колесо которой было прижато к маховику через девять пружин. Коробка передач имела шесть скоростей вперед и две скорости вперед. Двухцилиндровый двигатель требовал балансировки коленчатого вала с использованием тяжелого маховика весом 150 кг, который уже был сбалансирован на заводе вместе с коленчатым валом.

Первая серия тракторов, поставленных в Польшу, еще не была оснащена электрическими пускателями, ручной пуск облегчил так называемые выключатель или рычаг, поднимающий всасывающие клапаны, так что давление в цилиндрах не препятствует вращению коленчатого вала. В то же время типичной рывкой первых систем рулевого управления была величина до ¼ оборота рулевого колеса.

В дивизионной артиллерии

Нехватка тягачей вынуждала использовать «Комсомольцы» для буксировки более тяжелых артсистем, например, пушек дивизионной артиллерии. В качестве примера можно привести описание деятельности специальной батареи полка Артиллерийских краснознаменных курсов усовершенствования командного состава (АККУКС). По директиве начальника Генерального штаба № 395889 от 23 декабря 1937 г. в районе Луги в период с 14 февраля по 17 марта предполагалось провести испытания пушек Ф-22 с участием вновь сформированной по особому штату четырехорудийной батареи артполка АККУКС.

По штату, разведка и связь должны были перевозиться тракторами «Комсомолец», а пушки – СТЗ-5. Однако тракторы СТЗ-5 не были готовы вовремя, и буксировку пушек было решено осуществлять «Комсомольцами». Это позволяло выяснить их возможности по обеспечению необ­ходимой маневренности батареи 76-мм пушек Ф-22 на походе и в бою, определить тактическую подвижность батареи, установить прочность и надежность трактора в целом и отдельных его механизмов, а также удобство прицепки орудий, укладки имущества разведки и связи, размещения личного состава.

Всего на испытания поступили одиннадцать тракторов «Комсомолец», прибывших непо­сред­ственно с завода №37. В состав батареи были введены восемь тракторов: четыре из них предна­зна­чались для возки орудий и четыре – для перевозки разведки и связи. Пушка Ф-22 весила 1670 кг, а в походном положении с груженым передком – 2400 кг, и была для «Комсомольца» явно тяжела, поэтому в ходе испытаний перевозилась без передка. Сцепное устройство трактора позволяло цеплять Ф-22 без передка только за одну проушину, что затрудняло поворот с пушкой и приводило к порче хоботовых листов сошника и их креплений по-походному.

В ходе испытаний батарея выполнила дневные марши протяженностью 100 км (длительностью 5 ч 40 мин) и 150 км (8 ч) по скользкому, накатанному снежному шоссе. Предполагался и ночной марш на 35 км по лесному проселку, который начался в 2 ч, но из-за тяжелых дорожных условий (глубина снега до 0,5 м) он длился 10 ч и закончился в 12 ч дня, т.е. большая часть пути была пройдена при дневном свете. Хотя средняя скорость составила 3,5 км/ч, фактически на преодоление отдельных участков протяженностью всего 500 м было потрачено до 3 ч.

В ходе испытаний были выявлены: средняя тактическая скорость батареи при движении по шоссе, покрытому плотным, накатанным и скользким снегом (фактически гололед) – 19 км/ч; средняя техническая скорость – 22 км/ч; максимальная скорость – 40 км/ч. Средние техническая и тактическая скорости при движении по целине днем и ночью с зажженными фарами были примерно одинаковыми и составляли около 3,5 км/ч. Снежная целина глубиной более 350 мм оказалась практически непроходимой для «Комсомольца», так как он садился на брюхо и буксовал.

С орудием на прицепе тракторы Т-20 по мерзлому песчаному грунту преодолевали подъемы в 25° и косогоры до 25°. При снежном покрове глубиной более 200 мм они из-за буксования не могли преодолеть подъемы более 11°.

В целом тракторы Т-20 «Комсомолец» показали удовлетворительную проходимость на местности, преодолевая присыпанные снегом разрушенные окопы, ямы глубиной 1 м и шириной 3,5 м. Однако их надежность на этих испытаниях оставляла желать лучшего.

Эксплуатационные удобства были охарактеризованы как недостаточные. В частности, указывалось на жесткость сидений, малую длину брезентовых поясов, предназначенных для привязки личного состава (своеобразный аналог современных автомобильных ремней безопас­ности), и неудачную конструкцию их пряжек. Испытатели носили буденовки, которые цеплялись за тент, что, как о.

В целом, несмотря на букет производственных дефектов, было признано, что до поступления в армию транспортных тракторов СТЗ-5 «Комсомольцы» могут применяться для возки орудий дивизионной артиллерии (исключая 152-мм орудия обр. 09/30 г.), но без передков.

Также отмечалась необходимость создания прицепной повозки для перевозки выстрелов за трактором «Комсомолец», вес которой с грузом не должен был превышать 1,5 т. Такие специальные одноосные прицепы были изготовлены и прошли испытания. Выпуск прицепов, различавшихся конструктивно, осуществлялся на нескольких предприятиях.

Т-150

Гусеничный трактор Т-150 лучшая модель советского тракторостроения. Благодаря своим высоким техническим характеристикам, он получил широкое применение в различных областях. Машина отличается скоростью и проходимостью по пересеченной местности.

Основой машины служит рама из двух лонжеронов и поперечных балок. На передней части рамы закреплен силовой агрегат трактора. Двигатель установлен на резиновые подушки, для снижения вибрации в кабине водителя. Задняя часть рамы жестко соединена с коробкой передач. Над коробкой переключения передач установлена кабина.

Коробка переключения передач имеет четыре режима:

  • Тяговый (медленный);
  • Рабочий;
  • Транспортный;
  • Задний ход.

Для каждого режима предусмотрено по 4 передачи. Переключение передач осуществляется гидромуфтами. Это позволяет переключать передачи во время движения, не снижая оборотов двигателя. Назначение и общее устройство трансмиссии гусеничного трактора отличается от колесного варианта ХТЗ. Существует возможность включать передачи отдельно для каждого трака, благодаря этому можно выполнить разворот трактора на одном месте. КПП оборудована валом отбора мощности (ВОМ), предназначенным для передачи крутящего момента к навесному оборудованию.

Т-150 оснащается шестицилиндровым дизельным двигателем СМД60. Номинальная мощность силовой установки составляет 150 л.с. Двигатель имеет V образное расположение цилиндров и смешанное (вода-масло) охлаждение. Запуск мотора комбинированный. Электростартером запускается бензиновый пускатель, приводящий в действие основной силовой агрегат. В холодное время года для облегчения запуска предусмотрен предпусковой подогреватель.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий