Сроки и цена разработки
Специальные технические условия и проектная документация не имеют единой стоимости. Все это потому, что каждый из объектов индивидуальный и нельзя заранее просчитать, сколько труда нужно вложить для грамотного составления документации. Стоимость определяют по следующим принципам:
- за основу берут оценку затрат труда исполнителей (количество задействованных специалистов);
- цена проекта рассчитывается разработчиками по определенным методикам, основываясь на различных параметрах: типах и сложности объектов, нестандартности проектных решений, необходимости согласования документов с различными службами, собственном опыте в создании ТУ для схожих проектных работ;
- стоимость рассчитывается отдельно к каждому индивидуальному объекту, после изучения информации о нем.
Порядок оформления проектной документации и СТУ при строительстве общественных зданий
Часто лишь в процессе проектирования общественных зданий, возможно, понять, что клиент задумывает использовать оригинальное проектное решение, которое будет за рамками нормативной базы. Лишь тогда, когда началось создание ПД (проектной документации) приходит понимание, что объект преобразуется в нестандартный, и поэтому надо создать СТУ на ПД данного объекта. Создание СТУ идет параллельно разработке ПД, но иногда и предшествует данному процессу.
Создание и оформление ПД исполняется при положительном решении по месту расположения общественного здания.
ПД делается в большей степени по итогам конкурса.
ПД на возведение общественного здания, созданное в согласовании с гос. нормами, удостоверяется подписью отвечающего за проект лица, согласуется с органами госнадзора.
Утверждается ПД на постройку общественного здания по возможностям его финансирования в таких случаях:• при возведении строения за счет гос. средств — по правилам Минстроя РФ;• при возведении за счет средств регионов — соответствующими органами гос. управления;• при возведении за счет своих средств — клиентами(инвесторами).
При оформлении общестроительных СТУ при возведении общественных зданий на его титульном листе показывают такие данные:• вверху — наименование предприятия, создателя СТУ, с указанием основного и почтового адреса;• слева вверху — оставить часть незаполненной для подписи от Минрегиона РФ;• справа вверху — место утверждения СТУ клиентом. Там ставится: УТВЕРЖДАЮ, Ф.И.О. руководящего лица, собственная подпись, дата;• по центру находится заголовок СТУ, с указанием объекта, показанный в юридических документах, почтовый адрес, слова Спец. Тех. Условия;• в центре листа ниже заглавия СТУ — подпись и печать главы фирмы создателя СТУ;• внизу части по центру — указание города и год появления СТУ.
Перечень создателей СТУ помещают на другой странице после главного листа и продолжают с заголовка, помещенного вверху, посредине.
Содержание располагают после тех, кто выполнял эту работу, и продолжают с заглавия, помещенного вверху страницы, по центру. В содержании есть заглавие и номера разделов СТУ.
“Общие положения” предлагают в виде раздела 1, в нем:• название и адрес объекта;• сведения о заказчике;• сведения о ген. проектной фирмы;• сведения о создателе СТУ;• причины для возведения строения;• основания для создания СТУ;• причины создания СТУ.
Виды проектной документации
Чтобы строительство осуществлялось в полном соответствии действующего законодательства то начальным этапом процесса должна выступать разработка проектной документации.
По типологии входящих в проект материалов различают следующие виды проектной документации:
- генеральный план. Содержит изображение подлежащей застройке площади с указанием контуров уже существующих и проектируемых объектов, определением благоустройства территории, топографических особенностей местности;
- общие чертежи. Включают чертежи фасадов с обозначением всех архитектурных элементов и внешнего вида конструкции, поэтажные планы, схемы зданий в продольном и поперечном разрезах с наличием места расположения инженерных коммуникаций и способов их увязки между собой;
- чертежи деталей. Составляются для сложных узлов с указанием геометрических размеров всех элементов и деталей сооружения, обозначением спецификации, сечения и сопряжения конструктивных элементов;
- паспорт проекта. Это документ, в котором обязательно присутствует краткое описание объекта, его изображение и основные технические характеристики;
- пояснительная записка. В ней подробно описывается вся информация о проектируемом объекте: назначение, внешний вид, организация внутреннего пространства. В записке обязательно наличие основных технических показателей сооружения и конструктивных особенностей. Также должна присутствовать аргументация того, почему именно данный вариант будет лучшим проектным решением для конкретного строительного объекта;
- расчеты. Для установления параметров зданий и отдельных конструктивных элементов выполняются аэродинамичесие, тепловые, физико-химические, гидравлические, на сейсмичность и другие расчеты. Все полученные результаты отображаются в табличном или текстовом виде;
- сметы. Могут быть отдельным разделом проекта или выполняться в виде приложения к документации. В любом случае сметы должны присутствовать, поскольку строительство невозможно провести качественно и эффективно без точного определения финансовых затрат.
Все указанные виды материалов составляют определенные разделы проектной документации. Для более быстрого и понятного восприятия изложенной в проекте информации некоторые рисунки, графики и схемы выполняются в цвете. В аксонометрии выполняются технические изображения и в перспективе рисуются художественные.
Оформление проектной документации на строительство
Само по себе проектирование бывает двух видов:
- одностадийное;
- двухстадийное.
При двухстадийном проектировании во время первой стадии, которая называется «Проект», разрабатываются принципиальные основы по результатам тактико-технических обоснований строительства. На второй стадии – «Рабочая документация», все составленные расчеты максимально детализируются в тот вид, чтобы их можно было реализовать на практике.
Одностадийное проектирование проводится тогда, когда известны принципиальные решения. Здесь в процессе составления «Рабочего проекта» происходит лишь детализация показателей для их практического применения.
Разработка СТУ для уникального здания
Уникальными именуются строения, с такими особенностями:
· высота 100 м. и более;· пролеты от 100 м;· углублением более 15 м от отметки;· консоль 20 м. и более.
Еще СТУ делают для создания проектов строений, недопустимые изменения в работе которых угрожают людям и находящейся вокруг среде. К таким строениям относят:
· электрокоммуникации и сооружения, работающие с напряжением 330 кВ;· космические или авиационные сооружения;· строения в атомной индустрии;· гидротехнические системы;· тепловые электростанции от 150 МВт;· строения транспортной сферы: ж/д вокзалы, порты и т.д.;· строения, признанные по закону опасными и требующие регистрации в гос. реестре.
Для строений высотой 75 м и построек с конкретной численностью подземных уровней также нужно делать СТУ.
Заказать исполнение СТУ возможно в специализированной фирме. Работники фирмы принимают заявку, оформленную в письменном виде, обрабатывают информацию и оформляют заключение об уникальности строения.
Заказчик дает проектировщикам документацию, Сотрудники исследуют ее и нормативные акты, регламентирующие конструирование строений. В специализированной фирме этот процесс минимален по времени.
Создание СТУ – операция трудозатратная. У создателей проектов нет возможности учитывать имеющиеся формулы, стандарты, все подсчеты и выводы делаются «вручную».
При создании СТУ уделяется внимание таким вопросам:
· соблюдение ПБ (пожарной безопасности);· сохранению атмосферы и экосистемы;· принятие мер по гражданской обороне.
Продолжительность и стоимость исполнения раздела СТУ особенные для любого варианта. От сложности строения зависят все условия и требования СТУ. Сроки сдачи работ и формы оплаты фиксируют при подписании контракта с покупателем.
В составе СТУ предусмотрены такие сведения для оригинального строения:
· задачи, которые стояли перед создателями СТУ, с указанием необходимости их оформления;· список отклонений от имеющихся норм ПБ, и перечень мер по исправлению отмеченных отклонений;· список имеющейся разрешительной документации по строению;· документация по проекту, выступающая в качестве причины для построения капитального сооружения, строения или построек;· реквизиты и главные данные о проектных и практических свойствах строения;· точное отображение самых принципиальных строительных, объемно-планировочных решений.
Зачем нужна проектная документация
Рабочая документация нужна не только потому, что этого требует закон. Строительство объекта по проекту обеспечивает решение ряда важных задач:
- еще перед началом строительного процесса определить соответствие реконструируемого или возводимого с нуля объекта требованиям технических регламентов;
- установить соответствие объекта техническому заданию на проектирование;
- установить точные сроки строительных работ;
- составить смету, необходимую для выделения бюджетных средств на возведение сооружения;
- получение согласования строительства со смежными собственниками и необходимыми ведомствами;
- предотвратить непредвиденные затраты и существенно понизить общую стоимость строительства;
- избежать глобальных ошибок в ходе работ и учесть все законодательные требования и пожелания заказчика;
- получить разрешение на проведение строительных работ.
Разработка проектно-технической документации сводит к минимуму риски ошибок и неожиданных «сюрпризов» как для заказчика, так и для исполнителя работ.
Кроме этого проект необходим для ввода уже построенного сооружения в эксплуатацию, а также для обслуживания здания в соответствии его назначения.
Исходные данные для разработки СТУ
Для разработки СТУ по пожарной безопасности требуются следующие исходные данные:
1. Общая пояснительная записка по проекту.
2. Генплан.
3. Архитектурно-строительные решения:
- поэтажные планировки и разрезы, в том числе лестниц, по которым осуществляется эвакуация;
- описание архитектурно-строительных решений с указанием огнестойкости принятых строительных конструкций, стен, колонн, кровли и т.п.
4. Объемно – планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений:
- описания проектных решений по стенам и перегородкам, в том числе и противопожарным, сведения о количестве людей в каждом помещении;
- сведения о размерах помещений, о наличии фальшполов, фальшпотолков, кабельных каналов и приямков, выходов из лестничных клеток на кровлю, пожарных лестницах на наружных стенах и в местах перепада высот кровли;
- сведения о наличии открывающихся оконных проёмов, фонарях и дефлекторах на кровле в производственных помещениях, в том числе и на высоте более 2,2м, и имеющих механические устройства для открывания.
5. Инженерное оборудование:
- сведения о наружном противопожарном водопроводе, с указанием расхода, месторасположения пожарных гидрантов, количестве и характеристиках водоисточников, возобновляемости запасов воды в резервуарах и т. д.;
- сведения о внутренних пожарных водопроводах в каждом проектируемом здании с указанием расходов и количеств пожарных кранов, источников водоснабжения;
- сведения об автоматических установках пожаротушения, с кратким описанием этих установок (если это возможно на данном этапе), местах хранения 100-процентного запаса огнетушащих порошков.
- сведения об автоматических установках пожарной сигнализации, а также оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- сведения о системах вентиляции, в том числе и аварийной с системой автоматического включения от газоанализаторов;
- сведения о системах дымоудаления;
- сведения об электроснабжения. (категории надёжности источников электропитания, наличие и описание электроподстанций;
- сведения о молниезащите.
6. Категории зданий и помещений по взрывопожарной и пожарной опасности.
7. Сведения о наличии и количестве пожароопасных веществ и материалов, а также о количестве людей в помещениях.
8. Сведения о силах (численности) и средствах пожарной охраны, имеющейся на объектах, а также на территории в районах их расположения, прибывающих по расписанию выезда на тушение пожара.
Область применения Порядка разработки и согласования СТУ (п.1 Порядка)
Сохранилось противоречие, давно заложенное в п.1, где написано, что настоящий Порядок устанавливает требования к разработке и согласованию СТУ в случае, установленном частью 8 статьи 6 Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». При этом, далее в п.3 содержится требование к порядку согласования другого типа СТУ, разрабатываемых на основе другого Закона, — СТУ, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Нигде в законодательстве РФ нет указания на то, что СТУ, разработанные на основании 123-ФЗ, одновременно подпадают под случаи, установленные частью 8 статьи 6 384-ФЗ. Но в данной формулировке (п.1) усматривается попытка предложить нам именно такую логику. Область применения Порядка Минстроя вроде бы касается только СТУ по 384-ФЗ (п.1 Порядка), но при этом в содержательной части зачем-то предъявляются требования и к СТУ по 123-ФЗ, (п.3 и п.16 Порядка). То есть, казалось бы, это вне границ Порядка, исходя из его же области применения — речь вообще о другом законе и другом типе СТУ.
Попытаться объяснить это противоречие можно, но такое объяснение будет основано на логике несуществующего «всеобъемлющего» статуса 384-ФЗ. Логика является, на наш взгляд, ошибочной, но кратко разберём её. Есть мнение, что закон 384-ФЗ и основания для разработки СТУ по этому закону имеют «всеобъемлющий» статус по отношению к основаниям для разработки СТУ по 123-ФЗ. В этой парадигме подразумевается, что вся группа «СТУ по 123-ФЗ» (СТУ, в результате применения которых соблюдаются требования 123-ФЗ), по умолчанию входит в группу «СТУ по 384-ФЗ» (СТУ, в результате применения которых соблюдаются требования 384-ФЗ). Как будто бы основания для разработки СТУ по 384-ФЗ имеют более высокий приоритет и всеобъемлющий статус по отношению к основаниям для СТУ по 123-ФЗ.
Но на самом деле это не так! Никакого «всеобъемлющего» статуса и приоритета у 384-ФЗ, в части оснований для разработки СТУ, нет! И дальше мы покажем почему!
123-ФЗ и 384-ФЗ — это два разных Федеральных закона (равных по статусу), за которыми «стоят» две разные системы норм, разные перечни нормативных документов, разные критерии необходимости разработки СТУ. И поэтому речь идёт о двух разных как юридических, так и сущностных основаниях для разработки СТУ!
На рисунке 1 (ниже) показана противоречивость той логики (о «всеобъемлющем» статусе), которая описана выше, и которая может быть усмотрена кем-то в п.1 Порядка Минстроя. Если бы «СТУ по 123-ФЗ» по умолчанию входили бы в группу «СТУ по 384-ФЗ», то такой самостоятельной группы, как «СТУ по 123-ФЗ», не существовало бы вообще! То есть все «Пожарные СТУ» подпадали бы под исключение пункта 3 Порядка Минстроя (ссылка на п.16) — Общие СТУ (384-ФЗ и 123-ФЗ одновременно). И тогда существовало бы только два типа СТУ:
- СТУ по 384-ФЗ,
- Общие СТУ по 384-ФЗ и 123-ФЗ (содержащие одновременно требования к двум законам).
При этом существование основного правила в пункте 3 Порядка было бы бессмысленным, т.к. именно в этом пункте сейчас явно обозначен отдельный тип СТУ — «СТУ по 123-ФЗ».
Рис.1. Область применения ПОРЯДКА РАЗРАБОТКИ И СОГЛАСОВАНИЯ СТУ Минстроя России
Порядок разработки
Компания, которой требуется разработать условия для своего объекта, должна последовательно пройти следующие этапы.
- Определить основания для создания особых условий на объект.
- Составить техническое задание на СТУ.
- Собрать необходимые документы, в которых содержится полноценное описание объекта, включая планировочные решения, проектные и иные характеристики, правоустанавливающую документацию и иные сведения.
- Выбрать исполнителя работ.
- Своими силами или с привлечением специализированной организации выполнить разработку технических условий.
- Произвести согласование СТУ в установленном порядке с контролирующими государственными органами.
- Выполнить окончательное согласование СТУ заказчиком.
Разработка специальных технических условий (СТУ) должна осуществляться в соответствии с требованиями приказа № 248/пр.
Какие разделы должны включать СТУ?
В соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Нормативно-техническим советов Минрегиона, разработка СТУ по промышленной безопасности или другого вида документа предполагает включение в его состав следующих данных:
- обоснование необходимости разработки техусловий;
- перечень необходимых дополнительных требований, которые будут разработаны для объекта (составленных по образцу уже оформленных нормативов);
- информация о самом объекте (месторасположение, заказчик, цель постройки, назначение, проектная организация, застройщик);
- данные о разработчике;
- основные инженерные и планировочные решения с приложенными чертежами, планами и схемами.
Сроки разработки
В действующем законодательстве не содержится четких требований относительно сроков разработки такого документа. Поэтому разработка СТУ в Москве или любом другом регионе осуществляется в срок, определенный договором между исполнителем и заказчиком. Продолжительность этой работы зависит от нескольких факторов. Основными из них являются:
- сложность объекта, для которого разрабатывается документ;
- наличие действующих нормативов и официальных актов, регламентирующих хотя бы часть требований к безопасности такого объекта;
- необходимость учета факторов, которые оказывают влияние на безопасность объекта, – например, пожарных рисков или сейсмической активности в регионе, где планируется строительство здания;
- наличие опыта такой работы у исполнителя и уровень квалификации специалистов, привлекаемых к выполнению задачи.
Для относительно простых объектов, которые будут располагаться в нормальных климатических и иных условиях, разработка технических условий занимает 2-3 недели. В более сложных случаях этот срок увеличивается до нескольких месяцев. Сроки согласования учитываются отдельно.
Стоимость разработки
Аналогичным образом определяется и стоимость разработки СТУ: этот показатель зависит от уровня сложности объекта и возможностей исполнителя. Окончательная цена работ фиксируется в договоре между заказчиком и компанией, выбранной для разработки технических условий. В соответствии со сложившейся ситуацией на рынке стоимость такой услуги начинается от 300 тысяч рублей. Но она может существенно увеличиться, если речь идет о сложном объекте, расположенном в особой климатической или иной зоне.
Какие документы должны присутствовать в проектной документации
Грамотно составленный проект должен в полной мере представлять заказчику не только весь перечень предстоящих работ, но также прогнозируемых результаты их проведения. Поэтому в нем должны присутствовать большое количество разных документов, которые разделяются на три основные части документации: проектная, рабочая и сметная.
В проектных материалах должны быть изложены основные технические и инженерные аспекты строительных работ, в частности:
- общая информация о строительном проекте;
- схематическая информация и планировке площадки;
- подробный план проведения работ и их объем;
- архитектурные решения;
- виды и характеристики инженерного оборудования;
- данные о пожарной безопасности;
- сведения о коммуникационном оснащении: отопление, водоснабжение и водоотвод, энергоснабжение, вентиляция и другие системы;
- план демонтажа;
- решения, направленные на повышение энергоэффективности здания;
- решения по созданию специальных условий на объекте для людей с ограниченными возможностями.
В рабочих документах должны содержаться сведения, направленные на воплощение в реальности всех проектных решений.
Проектно-сметная документация объекта должна четко представлять застройщику все предстоящие в ходе строительства финансовые расходы. Расчеты проводятся на основании рабочих документов. В проекте должны присутствовать следующие сметы:
- локальные – включают первичные документы, которые для каждого вида работ составляются отдельно;
- сводные – объединяют в себе расчеты из отдельно взятых локальных смет и определяют общую стоимость работ по реконструкции или возведению объекта;
- на конкретные операции – необходимы для установления денежного лимита на определенный тип работ.
Наряду с наличием общеустановленных смет к ним могут дополнительно составляться прогнозы на специальные затраты, сводки расходов и другие финансовые операции.
В зависимости от количества разделов и объемности входящей в них информации согласовываются сроки проектной документации, необходимые для выполнения чертежей, расчетов и сбора других материалов.
Порядок разработки СТУ
СТУ разрабатываются в порядке, который введен приказом Минстроя РФ № 734/пр от 30.11.2020. Если требуется внести дополнения в уже согласованные СТУ или отступить от их требований, то изменения в эти СТУ вносятся в соответствии с тем же порядком.
Требования, которые устанавливаются в СТУ, должны быть конкретными и обоснованными. Способы их обоснования перечислены в части 6 статьи 15 техрегламента. К ним относятся результаты исследований и испытаний, моделирование возможных сценариев событий, расчеты, оценка риска. Требования формулируются так, чтобы потом можно было проконтролировать их выполнение.
Согласование СТУ
Подготовленные СТУ должны быть согласованы с Минстроем РФ. Порядок их согласования приведен в Приказе № 734/пр от 30.11.2020.
После того как СТУ прошли согласование, их утверждает заказчик.
Стоимость и сроки разработки документа
Этапы нашей работы:
- Экспертно-консультационные услуги по вопросам разработки СТУ
- Участие в подготовке технического задания на разработку СТУ
- Разработка СТУ и пояснительной записки к СТУ
- Сопровождение согласования СТУ в МЧС РФ и Минстрое РФ
Этап | Наименование этапа | Сроки |
1. | Подготовка технического задания (проекта), разработка первой редакции СТУ | 10 дней (срок указан в расчете на то, что заказчик сразу предоставит исчерпывающие и достоверные исходные данные) |
2. | Доработка СТУ по замечаниям заказчика, подготовка пояснительной записки | 10 дней |
3. | Сопровождение согласования СТУ в Минстрое России | 20 дней (срок установлен Приказом Минстроя 734/пр) |
Состав проектной документации
Требования к составу разделов документации четко регламентированы пунктом 13 статьи 48 Градостроительного кодекса. Кроме этого Постановление Правительства РФ № 87 содержит перечень требований.
Постановлением установлено, что проект должен состоять из двух взаимосвязанных между собой частей – текстовой и графической. В текстовой фиксируется вся информация о технических характеристиках объекта, указываются ссылки на все используемые при проектировании технические и нормативные документы, обосновывается целесообразность принятых решений.
Графическая состоит из схем, чертежей, планов и других схематических материалов.
Состав проектной документации на строительство для производственных и непроизводственных объектов капитального строительства состоит из 12 разделов:
- Раздел 1– Пояснительная записка.
- Раздел 2– Схема планировочной организации земельного участка.
- Раздел 3– Архитектурные решения.
- Раздел 4– Конструктивные и объемно-планировочные решения.
- Раздел 5– Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений.
- Подраздел – Система водоснабжения.
- Подраздел – Система водоотведения.
- Подраздел – Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети.
- Подраздел – Сети связи.
- Подраздел – Система газоснабжения.
- Подраздел – Технологические решения.
- Раздел 6– Проект организации строительства.
- Раздел 7– Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства.
- Раздел 8– Перечень мероприятий по охране окружающей среды.
- Раздел 9 – Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.
- Раздел 10– Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов.
- Раздел 10.1– Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов.
- Раздел 11– Смета на строительство объектов капитального строительства.
- Раздел 12– Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Разделы проектной документации для линейных объектов следующие:
- Раздел 1 – Пояснительная записка.
- Раздел 2 – Проект полосы отвода.
- Раздел 3 – Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения.
- Раздел 4 – Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта.
- Раздел 5 – Проект организации строительства.
- Раздел 6 – Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта.
- Раздел 7 – Мероприятия по охране окружающей среды.
- Раздел 8 – Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.
- Раздел 9 – Смета на строительство.
В постановлении № 87 можно подробно ознакомиться с требования к содержанию проектов. Комплектуется готовая документация отдельно по конкретным разделам и подразделам. В таблицах А.1 и А.2 ГОСТа 21.1101-2013 приведены все наименования разделов и их шифры.
Порядок согласования «Пожарных СТУ» (123-ФЗ) (п.3 Порядка)
Сохранилось важное положение (п.3) о том, что СТУ по 123-ФЗ (в части обеспечения пожарной безопасности), согласовываются в порядке, установленном Административным регламентом предоставления гос. услуги по согласованию СТУ в МЧС России (утв. приказом МЧС России от 28.11.2011 года № 710) (далее — Регламент МЧС)
То есть для этой группы СТУ установлен свой отдельный порядок согласования, который подразумевает необходимость согласование документа только в МЧС России (и нигде более)
приказом МЧС России от 28.11.2011 года № 710) (далее — Регламент МЧС). То есть для этой группы СТУ установлен свой отдельный порядок согласования, который подразумевает необходимость согласование документа только в МЧС России (и нигде более).
«Пожарные СТУ», разработанные на основании 123-ФЗ, нужно согласовывать только в МЧС России иНЕ нужно согласовывать в Минстрое России!
Исключением являются Общие СТУ (по 384-ФЗ и 123-ФЗ), которые, как указано в п.16 Порядка, одновременно содержат и технические требования, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований 123-ФЗ, и технические требования, предусмотренные 384-ФЗ. Эти СТУ нужно согласовывать и в МЧС, и в Минстрое. Однако формулировка в п.16 очень странна, потому как непонятно кто и как должен определять: содержат ли конкретные «Пожарные СТУ» требования, предусмотренные 384-ФЗ, и нужно ли согласовывать документ в Минстрое по этой причине? По сути, разработчик СТУ, автор документа, сам определяет (в заявительном порядке) — СТУ какого типа он разрабатывает.
Наличие исключения в п.3 (с учетом ссылки на п.16) говорит о том, что в основном правиле пункта 3 всё-таки признаётся существование отдельной группы СТУ — «СТУ, применение которых обеспечивает соблюдение требований 123-ФЗ», которая никак не связана с 384-ФЗ. Другими словами, в п.3 Порядка сказано: есть СТУ по 123-ФЗ и есть исключение — это Общие СТУ по 384-ФЗ и 123-ФЗ одновременно.
На рисунке 2 схематично показано какой порядок согласования действует для разных типов СТУ, исходя из общей логики пунктов 1, 3, 5 и 16 Порядка.
Рис.2. Порядок согласования СТУ разных типов — по разным юридическим основаниям (384-ФЗ и 123-ФЗ)
Таким образом, через противоречия и через «костыли» была реализована попытка устранить лишний административный барьер — избыточную процедуру двойного согласования «Пожарных СТУ» (в МЧС и в Минстрое), и легализовать одноэтапное согласование таких СТУ — только в МЧС России.
Всё это должно сочетаться с «Положением о составе разделов проектной документации …» (ПП РФ от 16.02.2008 № 87). В п.5 Положения Минрегион (сейчас это Минстрой) еще давно обеспечил наличие формулировки, которая требует, чтобы порядок согласования для любых СТУ был установлен именно Минстроем России.
Ранее в старом Порядке согласования СТУ было закреплено, что все СТУ (в том числе «Пожарные СТУ») должны согласовываться в Минстрое, если такие СТУ разрабатываются для проектной документации в рамках Положения (ПП РФ № 87). При этом, не было учтено несколько факторов:
- Область нормирования — «Пожарная безопасность», в рамках которой разрабатываются «Пожарные СТУ», — относится к компетенции прежде всего МЧС России (профильного министерства), а не Минстроя;
- На тот момент для «Пожарных СТУ» уже существовал свой порядок согласования — Регламент, утвержденный Приказом МЧС № 710;
- В п.5 Положения отсутствовало разграничение об установлении порядков согласования СТУ разных типов — разными министерствами. Тогда в Положении была бы прямая ссылка на Регламент МЧС, как на отдельный порядок согласования для «Пожарных СТУ» (123-ФЗ).
Теперь, с учетом п.3 в новом Порядке Минстроя, работает такая схема:
- СТУ по 123-ФЗ, согласовываются только с МЧС России в рамках Регламента МЧС,
- такое согласование можно признать выполненным в соответствии с порядком Минстроя (п.3),
- такая процедура будет соответствовать п.5 Положения: СТУ по 123-ФЗ будут согласовываться в порядке Минстроя при том, что на документе будет стоять только печать МЧС России.
Рис.3. Порядок согласования СТУ по пожарной безопасности (123-ФЗ) в рамках «Положения о составе разделов проектной документации …» (ПП РФ от 16.02.2008 № 87)
Состав проектной строительной документации
Градостроительный кодекс Российской Федерации регламентирует общий состав проектной документации. Положение о составе разделов проектной документации конкретизированы требования к содержанию.
В соответствие с этими нормативно-правовыми актами любая проектная документация должна состоять из следующих разделов:
- пояснительной записки;
- схемы планировочной организации земельного участка;
- архитектурных решений;
- конструктивных и объемно-планировочных решений;
- сведений об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечня инженерно-технических мероприятий, содержаний технологических решений:
- система электроснабжения;
- система водоснабжения;
- система водоотведения;
- отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети;
- сети связи;
- система газоснабжения;
- технологические решения.
- проекта организации строительства;
- проекта организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства;
- перечня мероприятий по охране окружающей среды;
- мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
- мероприятий по обеспечению доступа инвалидов;
- сметы на строительство объектов капитального строительства;
- иной документации в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Исходными данными для проектировщика, которые передает ему застройщик являются градостроительный план, результат инженерного исследования и входящих в него целого комплекса изысканий, возможности по техническому подключению к инженерно-техническим сетям.
В качестве дополнительных исходных данных для составления проектной документации могут использоваться:
- разрешительные письма градостроительных муниципальных комитетов;
- задания на проектирование;
- технологические задания;
- инвентарный план этажей окружающей постройки;
- чертежи реконструкций;
- результаты обследования фундамента;
- рекомендации структур ГО и ЧС.