Введение
Зерноубо́рочный комба́йн
— сложная зерноуборочная машина (жнея-молотилка), выполняющая последовательно непрерывным потоком и одновременно: срезание хлеба, подачу его к молотильному аппарату, обмолот зерна из колосьев, отделение его от вороха и прочих примесей, транспортировку чистого зерна в бункер и механическую выгрузку из него.
Одна из важнейших сельскохозяйственных машин, способная выполнять сразу несколько различных операций. Например, зерноуборочный комбайн срезает колосья, выбивает из колосков зёрна и очищает зёрна струёй воздуха. Сложная машина выполняет функции трёх простых — жатки, молотилки и веялки.
К зерноуборочным комбайнам выпускаются дополнительные приспособления, позволяющие собирать разные сельскохозяйственные культуры.
Устройство и особенности обслуживания
Колос СК 6 базируется на прочной раме. Ведущий мост оборудован 2 редукторами планетарного типа. На комбайн устанавливается двухходовая трансмиссия и главная передача (3 передних и 1 задняя скорость). Конструкция заднего моста выполнена в виде коробчатой балки, к которой крепятся поворотные рычажные механизмы. Усилие передается с вала коробки передач на главную передачу, затем с шестеренки главной передачи на бортовые редукторы, контактирующие с передними колесами.
Гидравлическая система выполнена по общей с другими комбайнами бренда конструкции и представлена главным блоком и блоком управления рулем. Главный блок контролирует работу подключенных механизмов, в качестве которых могут выступать мотовило, копнитель, жатка и другие устройства. Посредством данного блока выполняется управление очистным клапаном, установленным на воздухозаборнике радиатора. Блоки гидросистемы имеют один масляный резервуар, подача масла осуществляется за счет секционного распределителя, работа которого контролируется оператором из кабины при помощи рычагов.
Процесс управления и вождения техникой облегчается за счет рулевого узла, состоящего из гидравлического усилителя, планетарного насоса и золотника. Руль связан с валом насоса. При изменении положения руля начинается движение зубьев сателлита, которые вытесняют масло из рабочих углублений. Масло через канал распределителя всасывается через штуцер или поступает под давлением в гидроцилиндр. За счет этого происходит управление комбайном.
В модели Колос СК 6 используется классическая схема производственного процесса уборки. Машина выполняет сбор культур прямым или раздельным комбайнированием. Основные рабочие органы комбайна:
- мощные жатки различной ширины (до 7000 мм). Наиболее популярными являются 6-метровые жатки, демонстрирующие лучшие показатели эффективности;
- система очистки;
- молотильное устройство;
- зерновой бункер большого объема (3000 л).
Кабина комбайна Колос СК 6 расположена не слишком удачно – в центре рамы (по бокам устанавливаются бункеры). Она монтируется на одном с молотильным механизмом узле, что негативно влияет на показатели шума и вибрации. Звуковая изоляция присутствует, но ее качество является очень низким. Из-за бункеров хороший обзор обеспечивается только в передней области. Движение задним ходом затруднено, несмотря на то, что кабина располагается вверху. Вентилятор для обдува и жалюзи, защищающие от солнечных лучей, добавляют комфорта работы. На некоторых моделях присутствует увлажнитель воздуха, который задумывался как средство понижения температуры в салоне. Однако при повышении температуры до 40 градусов данный механизм оказывается бесполезным. Рычаги управления основными узлами установлены рядом с водительским креслом. Рабочие органы приводятся в работу комбайнером или его помощником.
В передней части техники находятся 2 фары ФГ-305, в задней области – 2 фары ФГ-304. Комбайн комплектуется поворотниками и стоп-сигналами. Все сектора функционирующих узлов оснащаются сигнальным освещением.
В стоковой комплектации комбайн имеет следующие механизмы:
- бункер, состоящий из 2 отсеков;
- унифицированная жатка;
- 2-барабанный молотильный механизм.
Достоинства комбайна Колос СК 6:
- доступное техническое обслуживание, отсутствие проблем с комплектующими и запчастями, стоимость которых является небольшой;
- бункер имеет удобную систему выгрузки, позволяющую выполнять разгрузку в процессе работы;
- широкая молотилка с высокой производительностью;
- сигнализация, оповещающая о заполнении бункера, рабочих процессах в зерновых шнеках, копнителе и соломотрясе. Ее наличие позволяет контролировать основные операции из салона;
- надежность конструкции и неприхотливость. Многие экземпляры собраны еще в 1970-х годах, но эксплуатируются и в настоящее время.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМБАЙНОВ СК6 КОЛОС
На комбайне Колос применяется электросеть однопроводного типа, которая обеспечивает рабочее напряжение 12 В. На СК 6, в принципе, как и на других комбайнерских агрегатах, электрические приборы отвечают за включение и нормальное функционирование почти всех основных рабочих элементов. От нормального функционирования электроприборов зависит качество запускных и остановочных моментов в работе мотора, включение и выключение сигнальных ламп, работа тревожного оповещения при получении повреждений на технических соединительных узлах транспорта, уровень контроля над технологическими операциями техники. Источником электропотребляющих устройств на комбайне выступают специальные аккумуляторы и генераторное приспособление. Дизельный двигатель, установленный на комбайне, запускают в работу при помощи стартерного устройства СТ-352Д.
Система освещения комбайна Колос состоит из двух фар ФГ-305, в передней части транспорта, и двух осветительных элементов ФГ-304, сзади комбайна. Поворотные и стоп-сигнальные элементы расположены и спереди и сзади агрегата. Также на такой комбайнерской технике установлены сигнальные элементы в секторах всех активно-функционирующих механизмов и рабочих комплексов. Приборы оповещения имеются в бункерном отсеке транспорта, в копнительной зоне, в зерновых и растительных шнековых приспособлениях. Благодаря такой сигнальной системе, возможно контролировать объем загружаемости накопительного бункера, закрытие (открытие) и нормальное функционирование копнителей, шнековых приспособлений и соломотрясов.
Результатом постоянной модернизации комбайна Колос, последним обновлением в конструкции техники, является увеличение пропускных способностей мотовильного механизма. Производительные качества молотильного приспособления составляют уровень наработки до девяти килограмм растительной массы за одну секунду. Доступность технического обслуживания и сменных деталей, а также сравнительно небольшая стоимость техники, на фоне цен на аналогичный зарубежный транспорт, выдвигает Колос в ряды самой востребованной, для фермерских хозяйств нашей страны, техники.
Достоинства, недостатки
Положительные черты:
- Наличие двухсекционного бункера для хранения обмолотого зернового продукта. Бункер легко выгружается, даже во время движения комбайна СК-6.
- Огромное наличие новых запчастей для ремонта техники. Стоимость запчастей не такая высокая, как у импортных аналогов.
- Встроенный датчик наполнения бункера. Встроены сигнализационные системы для работы копнителя, соломотряса или зернового шнека.
- Молотилка с широким захватом поля.
- Надежная, выносливая техника. Срок эксплуатации может достигает 50-60 лет.
Отрицательные черты:
- Ужасный обзор из водительской кабины. Отличный обзор только в переднее стекло, боковой и задний осмотр затруднен конструкцией каркаса.
- Над мотором нет свободного места для проведения ремонтных работ.
- Мощность двигателя слабовата, для машины такой комплекции желательно ставить мотор помощнее.
- Хорошая проходимость по ровному участку. Любые неровности комбайном проходятся со большими сложностями.
Это интересно: Знакомство с минитракторами из Китая
Комбайн Колос СК-6
Эту модель создали в семидесятых годах прошлого века в Таганроге, на комбайновом заводе. Над разработкой машины трудилось конструкторское бюро под руководством талантливого инженера Изаксона. «Колосов» было несколько. Однобарабанный вариант (названный СК-6) выпускался с 1973 по 1979 год. Модификация с двумя барабанами, которая получила название СК-6- II, производилась чуть дольше – с 1971 по 1984 год. После 1985 года вновь решили вернуться к конструкции с одним барабаном – теперь с именем СК-6А.
Стоит упомянуть еще две модификации «Колоса», предназначенные для работы в условиях высокой влажности и для уборки риса. Это были машины СКГ-6 (с полным гусеничным ходом) и СКПР-6 (с полугусеничным ходом). Их сейчас тоже уже не выпускают.
Особенности
Первая особенность сразу бросается в глаза – это двойной бункер для зерна, аналогов которому не было. Ввиду этого шнеков для зерна тоже имеется два. У одного – правая навивка спирали, у другого – левая. Поток зерна, ссыпающийся по наклонной доске, делится на две части и отправляется по скребковым элеваторам в левый или правый бункерный отсек.
Между зерновыми бункерами вписана кабина механизатора, которая располагается по центру молотильного приспособления. Оно у комбайна тоже нестандартное – полутораметровой длины. Это значительно больше, чем у других комбайнов тех времен. Что касается жатки, а также обоих мостов (ведущего и ведомого), то они такие же, как у «Нивы».
Преимущества и недостатки
Плюсы:
- Двойной бункер для зерна с удобной системой выгрузки, позволяющей осуществлять ее во время работы комбайна.
- Нет никаких проблем с запасными частями, цена которых невысокая. Техническое обслуживание также вполне доступно.
- Хорошо оборудована кабина: в ней есть жалюзи, отопление, вентилятор, предусмотрена изоляция от шума.
- Имеется сигнализация о заполнении бункера, работе копнителей, соломотряса и зерновых шнеков, позволяющая контролировать эти процессы из кабины.
- Широкая молотилка, дающая возможность повысить эффективность работы.
- Надежность и выносливость всех элементов конструкции – многие комбайны, выпущенные в семидесятые годы, работают до сих пор.
Минусы:
- Задний обзор затруднителен, из-за чего сдавать назад приходится на ощупь. А боковому обзору несколько мешают зерновые бункеры, между которыми зажата кабина.
- Сверху вокруг мотора маловато места, поэтому его обслуживать не очень удобно (по сравнению, например, с «Нивой»).
- Двигатель слабоват и не дает в полной мере использовать все преимущества высокотехнологичной конструкции.
- По ровному полю машина идет отлично, а по косогорам – с трудом.
- Усложненная конструкция требует определенных навыков и квалификации при настройке и использовании.
Фото комбайна Колос СК-6
О предприятии-производителе
ОАО «Таганрогский комбайновый завод» (ТКЗ) – уже не существующее машиностроительное предприятие в городе Таганроге Ростовской области.
Оно было образовано в военном 1915 году и выпускало патроны (в том числе и в период гражданской войны, когда атаман Краснов провозгласил самостийное, независимое от России Всевеликое Войско Донское.
После подавления этого сепаратизма большевиками предприятие (с 1923 года) стало выпускать гражданскую продукцию и был переименовано в Таганрогский инструментальный завод (ТИЗ); позже – «Таганрогский инструментальный завод № 65 имени товарища Сталина».
Развитая производственная база позволила решать и более сложные задачи. В начале ЗО-х годов ТИЗ начал делать запчасти для тракторов, а затем наладил массовое серийное производство мотоциклов. Самая распространённая модель, которая к началу 40-х была повсюду – и в народном хозяйстве, и в НКВД и Красной армии (с турелью для пулемёта) – ТИЗ-АМ-600.
Он выпускался в основном с коляской, с 1935-го года до июля 1941-го, когда завод был эвакуирован в Тюменскую область. Там эти мотоциклы продолжили делать и далее.
ТИЗ-АМ-600 был клоном британского мотоцикла BSA Sloper с 600-кубовым нижнеклапанным двигателем и четырёхступенчатой коробкой передач. Это были самые мощные советские мотоциклы того времени. Они показали отличные результаты в испытательно-показательном пробеге на 7 тысяч км, в том числе в горах Памира и во Всесоюзных соревнованиях по мотоспорту. Это действительно были исключительно надёжные, неприхотливые и долговечные мотоциклы. Советский Союз, всегда славившийся неуместной щедростью для «братских» народов, большое количество ТИЗ-АМ-600 отправил китайским «товарищам».
После войны завод был в короткие сроки восстановлен, однако вместо тракторных запчастей и мотоциклов стал выпускать сельхозтехнику – культиваторы и жатки. Уже с 1947 года был освоен выпуск самоходных комбайнов, производством которых завод и занимался до всеобщего хаоса и разрухи 90-х. СК-6 «Колос» стал самой массовой моделью предприятия. Ежегодный объём производства комбайнов этой модели составлял свыше 10-ти тысяч единиц. Также предприятие в массовом количестве выпускало тракторные самоходные шасси СШ-75 «Таганрожец».
С начала 1985 года на смену комбайну СК-6 «Колос» пришла модель СК-6А: решено было делать всё-таки не двухбарабаный, а однобарабаный комбайн.
Таганрогский комбайновый завод был огромным по площади, построенным с советским размахом. Чтобы обойти пешком всю его территорию, нужно было потратить весь световой день.
Экономический упадок 90-х завод не пережил. Однако на его производственной базе в 1997 году финансовой группой «Донинвест» Михаила Парамонова был создан ТагАЗ – Таганрогский автомобильный завод. При его создании использовали уже имеющийся на предприятии универсальный конвейер, который переоборудовали для сборки автомобилей.
Десять лет ТагАЗе собирались корейские легковые автомобили и лёгкие коммерческие грузовики марок Daewoo и Hyundai, а также китайские легковушки Chery BYD. Некоторые из них (а именно: Дэу Нексия, Хёндай Акцент, Хёндай Соната; грузовички Хёндай Портер и Портер II) стали очень популярными в России – настоящими «народными автомобилями».
С 2007 года завод фактически прекратил свою производственную деятельность, распродавая товарно-материальные ценности и оборудование. Михаил Парамонов к тому времени уже давно вошёл в список российских миллиардеров от Форбс и перебрался с семьёй на ПМЖ во Францию. Предприятие же является банкротом с миллионными долгами и пребывает в полном запустении. Так закончилась история Таганрогского комбайнового завода.
ОСНАЩЕНИЕ ЗЕРНОУБОРОЧНЫХ КОМБАЙНОВ КОЛОС СК6
Для увеличения функциональных возможностей комбайна Колос, технику оснащают дополнительными устройствами, которые расширяют диапазон регулировки технических узловых соединений и рабочих механизмов. Дополнительное оснащение позволяет использовать такую технику для обработки и сбора бобовых и других, не зерновых, культур. В процессе сбора урожая с полей жатвенные приспособления комбайна образовывают массу из хлебных культур и, следующим процессом, данная масса подается на валковые приспособления для очистки от лишнего растительного состава.
Колос СК 6 оснащен жатвенным приспособлением, имеющим два опорных элемента. Жатвенные опоры называют башмаками. Также основными компонентами в устройстве комбайнерской техники являются наклонная камера, молотильный механизм с двумя барабанными элементами и вспомогательным механизмом для обмолота растений, опрощенное трясущее приспособление для соломы. Кроме перечисленных устройств на комбайн данной модели устанавливается комплекс очищающих и транспортирующих механизмов, битер, выгрузной накопительный бункерный отсек, мостовые рамы (задний мост является управляемым).
Зерноуборочный комбайн Колос работает от дизельного двигателя СМД-64, имеет устройство для свободной вариации скоростного передвижения, силовую передачу. На транспорт устанавливается операторская кабина с отопительными и вентилируемыми функциями. Беспрерывная и качественная эксплуатация сельскохозяйственной техники данного типа, обеспечивается качественным и высокоэффективным, гидравлическим и электрическим оборудованием.
Гидравлическое оборудование комбайна Колос выполняет функции регулировки частотных движений мотовильного приспособления. Также гидравликой устанавливают, необходимую для осуществления рабочего процесса, высоту расположения и параметры размещения по горизонтали мотовила. Скорость вращения барабанного механизма, для обмолота собираемых культур, регулируют сменой передаточного показателя для клиноременной подачи скорости к барабану. В операторской кабине оборудованы специальные рычаги, с помощью которых водитель транспортного средства, может управлять расстоянием между планками подбарабанья и барабанными бичами.
Инструкция по эксплуатации
Согласно данным производителя, средний эксплуатационный срок зернодробилок Колос составляет порядка десяти лет. Стоит отметить, что это минимальный срок, т.е. агрегаты продолжают работать и по его истечении. Однако, чтобы это было возможным, необходимо в строгости соблюдать основные рекомендации производителя:
- Перед тем, как загрузить в специальный резервуар продукцию для перемолки, надо сначала включить двигатель. Если это сделать в обратной последовательности, то двигатель может выйти из строя. То же самое относится и к отключению двигателя – это нужно делать только после того, когда весь продукт в резервуаре переработается.
- В резервуар нужно загружать только сухие культуры и корнеплоды. Если в них будет присутствовать влага, то это приведет к налипанию культура на стенках бункера, а также на вращательных механизмах. Иными словами, присутствует риск поломки режущих элементов.
- В процессе эксплуатации нужно делать перерывы между сеансами, т.е. по истечении каждого часа необходимо отключать аппарат, чтобы двигатель немного остыл.
- Если в процессе эксплуатации вы замечаете излишнюю вибрацию или иные признаки неполадок, нужно незамедлительно отключить устройство от сети, а также освободить резервуар от материала. Только после этого нужно приступать к выяснению причин, а также к проведению ремонтных работ.
Особенности комбайна СК 4
Этот зерноуборочный самоходный комбайн производился с 1962-1974 гг., за время чего был удостоен наград и медалей, как на отечественном, так и международном уровне.
Среди особенностей, которые помогли ему продвинуться вперед своих предшественников, можно назвать:
- оснащенность большой молотилкой;
- возможности регулировать при движении агрегата рабочие узлы и механизмы;
- большую маневренность благодаря гидроусилителю поворотного движения;
- модернизацию клавиш соломотряса;
- использование крупнокалиберных шнеков;
- конструктивное усовершенствование копнителя и элеваторных скребков.
Технические характеристики
Технические характеристики зерноуборочного комбайна Колос СК-6:
Характеристики | Показатели | Ед. измерения |
Тип двигателя | СМД-64 | |
Мощность двигателя (эксплуатационная) | 110 | кВт |
Частота вращения (номинальная) | 1900 | об/мин |
Число цилиндров двигателя | 6 | шт. |
Объем бака для горючего | 190 | л |
Расход горючего (удельный) | 251,5 | г/кВт*ч |
Скорость (транспортная, максимум) | 18,7 | км/ч |
Скорость (рабочая, максимум) | 7,4 | км/ч |
Производительность комбайна | 8,5 | т/ч |
Тип молотилки | с одним бильным барабаном | |
Число бичей | 8 | шт. |
Ширина молотилки | 1,5 | м |
Диаметр барабана | 0,6 | м |
Длина барабана | 1,485 | м |
Угол охвата барабана | 146 | ° |
Скорость вращения барабана (без редуктора) | 750-1235 | об/мин |
Скорость вращения барабана (с редуктором) | 330-540 | об/мин |
Тип жатки | фронтальная | |
Механизм резания | с одинарными кованными пальцами из стали | |
Захват жатки | от 3,2 до 7 | м |
Высота среза с копированием (меняется перестановкой башмаков) | 5, 10, 13 или 18 | см |
Высота среза без копирования (меняется гидроцилиндрами) | от 10 до 95 | см |
Тип соломотряса | двухвальный, с пятью клавишами | |
Длина клавиши | 3,618 | м |
Ширина соломотряса | 1,477 | м |
Тип зернового бункера | двухсекционный | |
Объем зернового бункера | 3 | м3 |
Поворотный радиус (минимум) | 7,5 | м |
Вес | 9,455 | т |
Размеры (с пятиметровой жаткой): | ||
— длина транспортная | 10,92 | м |
— длина рабочая | 10,49 | м |
— ширина транспортная | 5,3 | м |
— ширина рабочая | 5,34 | м |
— высота транспортная | 3,92 | м |
— высота рабочая | 4 | м |
На видео зерноуборочный комбайн Колос СК-6 в работе:
Двигатель комбайна СК-6 «Колос»
На комбайны СК-6 «Колос» устанавливались дизельные шестицилиндровые V-образный двигатели с турбонаддувом модели СМД-64, производства Харьковского завода «Серп и Молот».
Объём данного мотора составляет 9,2 литра, его номинальная мощность равна 150 лошадиных сил, при 1900 об/мин. Удельный расход дизтоплива составляет 185 г/л.с. в час, ёмкость топливного бака равна 300 литров.
Диаметр цилиндра – 130 мм, ход поршня – 115 мм.
Порядок работы цилиндров: 1-4-2-5-3-6 (нумерация: правый ряд – 1,2,3; левый ряд – 4,5,6).
Форсунки – безштифтовые, закрытого типа, с фиксированными распылителями. Топливный насос НД-22/6Б4 (двухплунжерный распределительного типа, с центробежным всережимным регулятором) установлен в задней части, имеет привод от механизма газораспределения. Двигатель имеет фильтры предварительной и тонкой очистки дизельного топлива (со сменными бумажными фильтрующими элементами).
Масляный насос: двухсекционный шестерённый. Масляный фильтр – полнопоточная центрифуга и сетчатый фильтр, установленный перед турбокомпрессором.
Система охлаждения – жидкостная принудительная, закрытого типа, с шестилопастным вентилятором, имеющим привод от коленчатого вала двигателя.
Запуск дизельного двигателя СМД-64 осуществляется при помощи бензинового пускового мотора П-350 с одноступенчатым редуктором. Мощность мотора увеличивается при помощи турбокомпрессора ТКР11Н-1. Такой же использовался на гусеничных тракторах ДТ-75, ДТ-175, Т-150; комбайнах «Нива» СК-6, ККС-6, ККСЦ.
Для облегчения пуска при низких температурах двигатель оборудован предпусковым подогревателем. На двигателе установлен генератор переменного тока.
Цилиндры мотора СМД-64 расположены в два ряда под углом 90 градусов, и выполнены в общем блоке вместе с верхней частью картера. Левый ряд цилиндров смещён относительно правого на 36 мм, чтобы расположить два шатуна противолежащих цилиндров на одну шатунную шейку коленчатого вала.
В развале цилиндров размещены турбокомпрессор и выпускные коллекторы. Воздухоочиститель – циклонного типа, с автоматическим удалением пыли из пылесборника. Водяной насос – центробежного типа, располагается на передней крышке блок-картера и имеет клиноременной привод от шкива, установленного на носке коленчатого вала.
Расположение деталей газораспределительного механизма дизельного мотора СМД-64 отличается от широко распространённой схемы. Особенность состоит в том, что шестерни привода распределительного вала и топливного насоса НД-22/6Б4 размещены со стороны маховика.
Распредвал, расположенный по центру блок-картера, является общим для клапанов правого и левого ряда цилиндров. Вращается в четырёх опорах, расточенных в блок-картере. Задняя опора имеет бронзовую втулку. Изготовлен вал из углеродистой стали. Четыре опорные шейки и кулачки для повышения износостойкости закалены токами высокой частоты. По числу клапанов вал имеет двенадцать кулачков: шесть впускных и шесть выпускных. Впускные и выпускные кулачки имеют разные профили. Взаимное расположение кулачков и их профиль определяют порядок работы цилиндров и фазы газораспределения.
На заднем крае распределительного вала болтами закреплён блок шестерён, который состоит из шестерни привода и промежуточной шестерни для привода топливного насоса. Осевое усилие от распредвала воспринимается упорным фланцем, который установлен между опорой вала и шестернёй.
Общее устройство комбайна СК-6 «Колос»
У комбайна СК-6 использована классическая схема выполнения производственного процесса уборки. Как и другие отечественные зерноуборочные сельхозмашины, он может выполнять сбор хлеба:
- прямым комбайнированием, когда процесс скашивания сопровождается подбором и обмолотом зерновой массы;
- раздельным комбайнированием, когда сначала скашивается зерно в валок, там оно просушивается и дозревает, используя соки от стеблей, а потом подбирается подборщиком и обмолачивается.
Устройство комбайна СК-6 «Колос»: 1 – режущий аппарат (косилка); 2 – эксцентричное мотовило; 3 – шнековый транспортёр, собирающий зерновую массу к центру жатки; 4 – наклонный транспортёр, направляющий массу на обмолот; 5 – приёмный битер, растягивающий стебли для лучшего обмолота; 6 –молотильный барабан бильного типа; 7 – выгрузной зерновой шнек; 8 – зерновой бункер; 9 – отбойный битер, направляющий колоски на щелевую деку; 10 – зерновой элеватор подачи зерна в бункер;11 – шнековый колосовой элеватор; 12 – двигатель СМД-64; 13 – пятиклавишный соломотряс; 14 – пресс-соломонабиватель; 15 – автоматический копнитель; 16 – задний мост управляемых колёс; 17 – нижняя решётка; 18 – вентилятор очистки зерновой массы; 19 – передний мост ведущих колёс; 20 – грохот отсева пыли; 21 – щелевая дека.
Данный комбайн комплектуется жатками с разной шириной захвата. От 3200 мм до 7000 мм. Наибольшее применение нашли жатки с шириной захвата 6000 мм. Оказалось, что именно с этой жаткой достигнуты лучшие результаты по эффективности использования комбайна. В таблице показаны сравнительные характеристики эффективности уборки пшеницы, полученные по результатам производственной проверки на машинно-испытательной станции Ростовской области в 1988 г.
Показатели эффективности | Ширина захвата жатки, м | ||||
3,2 | 3,6 | 5,0 | 6,0 | 7,0 | |
Удельный расход топлива при скашивании пшеницы, кг/га | 12,3 | 11,4 | 9,6 | 8,7 | 7,8 |
Расход топлива при прямом комбайнировании, кг/т | 9,8 | 9,3 | 8,7 | 8,4 | 8,6 |
Следует отметить, что при испытаниях скорость перемещения выбиралась близкой к оптимальной, чтобы молотильно-сепарирующее устройство обеспечивало минимум потерь зерна. Урожайность составляла 42…46 ц/га. Со всеми жатками работали одни и те же механики-водители. Они только ежедневно пересаживались с одного комбайна на другой. Всего в испытании участвовали пять комбайнов и пять комбайнеров.
Особенности реализации комбайна СК-6 «Колос»
Зерноуборочный комбайн СК-6 «Колос» стал первой уборочной машиной, которую экспортировали за рубеж. Кроме стран Юго-Восточной Азии его приобретали Сирия, Ирак, Иран, КНР, Монголия и другие. В тот период Госкомсельхозтехника организовала большое количество сервисных центров, которые получали запасные части и агрегаты.
Практически в каждом районе имелось предприятие, которое могло провести не только текущий ремонт. Капитальный ремонт и полное переоборудование выполнялось в самые кратчайшие сроки. Практически везде комбайны СК-6 «Колос» ремонтировались в первую очередь. Даже в республиках Средней Азии, где доминирующей сельскохозяйственной культурой был хлопок, ремонт зерноуборочной техники выполнялся в первую очередь. Объяснялся такой подход довольно просто – хлеб всему голова.
Возможные ошибки при приобретении комбайна СК-6 «Колос»
- За свою историю выпуска были три основные модификации комбайна. Сначала его выпускали с одним молотильным барабаном. Потом с 1979 по 1984 гг. выпускалась модель (СК-6-II). На ней были установлены два молотильных барабана. С 1985 г. завод начал выпускать снова однобарабанную модель (СК-6А). Некоторые покупатели узнают об особенностях молотильно-сепарирующего устройства только после приобретения комбайна. Потом ищут замену бильных барабанов.
- Некоторые покупатели ищут дизельный двигатель СМД-64, который устанавливался на базовой модели. Сегодня есть лучшая замена. Это ЯМЗ-236 (185 л.с.) или ЯМЗ-238 (300 л.с.). У ЯМЗ-236 наблюдается некоторый дефицит мощности, но как показывает практика, при эксплуатации комбайна на ровных полях большой протяженности этот недостаток заметен мало. Поэтому желательно комплектовать дизелем ЯМЗ-238, здесь имеет солидный запас мощности.
- Жители Сибири иногда комплектуют имеющиеся комбайны дизелем А-01М, Алтайского моторного завода. К сожалению, мощности этого дизеля (130 л.с.) крайне недостаточно для нормального функционирования всех агрегатов.
Общий вид зерноуборочного комбайна СК-6 «Колос». Этот комбайн был выпущен под номером 00001. Через десять лет после начала эксплуатации его вернули на завод, выполнили капитальный ремонт и установили на постамент перед входом на ОАО «Таганрогский комбайновый завод».