Трансмиссия
Ранее самосвалы КамАЗ-6540 и четырехосные шасси на их базе оснащались коробками передач КамАЗ-154. Это механическая, трехходовая, десятиступенчатая коробка передач, которая состоит из пятиступенчатой главной коробки передач и двухступенчатого делителя, расположенного перед главной коробкой передач. Шестерни снабжены синхронизаторами.
Затем (с 2010 года) ее сменила девятиступенчатая механическая коробка передач ZF 9S1310, а затем ZF 9S1315 (установлена в настоящее время). Коробка передач ZF 9S состоит из четырехступенчатой понижающей и реверсивной с промежуточным валом. Количество этих передач удвоено благодаря использованию заднего планетарного демультипликатора. Таким образом, вместе с редуктором получается девять передних передач. Шестерни с 1 по 4 относятся к низшему, а шестерни с 5 по 8 — к высшему диапазону демультипликатора. Коробка передач оборудована запасным насосом рулевого управления с приводом от ведущих колес, что обеспечивает работу гидроусилителя руля в случае выхода из строя основного насоса гидроусилителя.
Оба типа МКПП соединены с двигателем посредством однодискового диафрагменного сцепления с гидравлическим приводом (с пневмоусилителем). Конечное передаточное число 7,22 или 5,94.
Устройство
КамАЗ 6540 базируется на четырехосном шасси с колесной формулой 8 х 4 и сдвоенной ошиновкой. В основе автомобиля лежит классическая рамная конструкция повышенной прочности, оснащенная зависимыми подвесками на полуэллиптических рессорах спереди и сзади. Общее количество колес – 8 (ведущие – 4).
Двигатель самосвала комплектуется 2 типами коробок передач:
- механическая коробка передач КАМАЗ-154 собственного производства с дистанционным управлением. Коробка передач имеет 10 скоростей и отличается плавным переключением;
- 9-ступенчатая механическая коробка передач ZF 9S1310 с дистанционным управлением.
Оба типа механических коробок передач связаны с двигателем через однодисковое диафрагменное сцепление с гидравлическим приводом.
Тормозная система с пневматическим приводом включает барабанные механизмы, действующие на все колеса (диаметр барабана — 400 мм, ширина колодок — 140 мм).
Электросистема включает генератор (2000 Вт) и 2 аккумуляторные батареи по 190 Ач.
КАМАЗ 6540 оборудован стандартной металлической кабиной без капота. Он расположен над двигателем и имеет механизм опрокидывания, позволяющий подобраться вплотную к силовой установке. Для автомобиля доступно 2 варианта кабины: с низкой или высокой крышей. При этом спать негде, поэтому дальние поездки с самосвалами не рекомендуются.
Колебания и вибрации, возникающие при движении, водителем практически не ощущаются. Сиденья в купе регулируются по углу наклона и уровню расстояния от панели приборов. В стандартной версии нет кондиционера, поэтому в жаркую погоду приходится открывать окна. Базовый автономный отопитель работает очень хорошо и прогревает салон даже в самые сильные морозы. На автомобиле установлена червячная передача с гидроусилителем. В стандартной версии также есть звуковая система для проигрывания дисков со сменных носителей или прослушивания радио. При необходимости предлагается установка дополнительного оборудования для работы в особых климатических условиях.
КАМАЗ 6540 оснащен задним кузовом рельефного типа и задним бортом, увеличивающим вместительность. Изготовлен из прочного металла, что снижает риск коррозии. Доска имеет запирающий механизм, предотвращающий самопроизвольное открывание во время движения. Гидравлический самосвал оснащен ограничителем угла наклона, защищающим систему от чрезмерной нагрузки.
Достоинства и недостатки
Резюмируя, можно выделить все положительные стороны грузовика:
- высокая надежность и ремонтопригодность;
- универсальность за счет длинной рамы;
- низкая нагрузка на ось за счет большего количества осей;
- высокая грузоподъемность.
Но при всем этом у автомобиля есть и недостатки, в основном связанные с маневренностью: увеличенные габариты и большой радиус поворота делают машину менее маневренной.
В целом КАМАЗ-6540 хороший вариант покупки для различных видов работ и транспорта за счет своей универсальности. Высокая грузоподъемность и длинная рама позволяют работать как самосвалом или грузовиком, так и строительным бетоносмесителем или автокраном. А низкие затраты на обслуживание и высокая надежность делают модель столь распространенной и незаменимой.
Устройство самосвала
В основе автомобиля рамная конструкция повышенной прочности, оснащенная зависимыми подвесками на полуэллиптических рессорах в передней и задней части, с межосевой и межколесной блокировкой. Обе передние оси КамАЗ-6540 управляемые. Дополнительная четвертая ось, помимо повышения устойчивости грузовика в любых условиях, также снижает нагрузку на каждую из осей, до восьми тонн. В подавляющем большинстве случаев самосвал КамАЗ-6540 используется для перевозки сыпучих промышленных и строительных грузов, общий вес которых не превышает девятнадцати тонн.
Кузов самосвала цельнометаллический сварной коробчатой формы. Передняя часть наклонная, с защитным козырьком, закрывающим пространство между кузовом и кабиной. Технологическое оборудование самосвальной платформы включает гидравлическое опрокидывающее устройство с приводом от коробки отбора мощности, сварную верхнюю раму и верх кузова. Дверь багажника оснащена запорным механизмом, предотвращающим самопроизвольное открывание во время движения автомобиля. Гидравлическое опрокидывающее устройство самосвального кузова оснащено ограничителем угла наклона, что избавляет систему от чрезмерной нагрузки.
Пневматическая тормозная система включает в себя барабанные механизмы, работающие на все колеса. Диаметр барабанов по 400 мм, ширина колодок по 140 мм. Электросистема включает генератор (2000 Вт) и 2 аккумуляторные батареи по 190 Ач. Колесо – диск, используется с ободьями разных размеров: 7,5-20 или 8,25-22,5 (7,5-22,5). Размер шин — 11.00 R20 или 11.00 R22.5, на грузовиках этой модели применялись как камерные, так и бескамерные.
Технические характеристики в цифрах
- Полная масса грузовика составляет 31 тонну.
- Разрешенная масса надстройки с грузом 22 тонны.
- Нагрузка на заднюю тележку составляет 18,8 тонны.
- Нагрузка на первую и вторую ось составляет 12,2 тонны.
- Собственная масса шасси составляет 8 925 тонн.
- Нагрузка на заднюю тележку составляет 3,65 тонны.
- Нагрузка на первую и вторую ось составляет 5 275 тонн.
- Длина — 7,3 м… 8,09 м.
- Ширина (без учета боковых зеркал) – 2,5 м.
- Общая высота грузовика составляет 2,9 м.
- Внешний полный радиус поворота составляет 10,5 м.
- Угол подъема — не менее 25%.
- Емкость топливных баков составляет 2 х 210 литров.
- Средний расход дизельного топлива составляет 35 литров на 100 километров.
Модификации
- КамАЗ 6540-3028-48(А5) – длина 4925 мм, емкость бака – 210 л (2 бака), коробка передач ZF9;
- КамАЗ 6540-3911-48(А5) – длина 5745 мм, емкость бака – 210 л (2 бака), коробка передач ZF9;
- КамАЗ 6540-3928-48(А5) – длина 4925 мм, емкость бака – 210 л (2 бака), коробка передач ZF9;
- КамАЗ 6540-3938-48(А5) – длина 5360 мм, емкость бака – 350 л, коробка передач ZF9;
- КамАЗ 6540-3910-23(А4) – длина 5855 мм, емкость бака – 210 л (2 бака), коробка передач ZF9, мощность мотора – 300 л.с.;
- КамАЗ 6540-3911-23(А4) – длина 5855 мм, емкость бака – 210 л (2 бака), коробка передач ZF9, мощность мотора – 300 л.с.;
- КамАЗ 6540-1910-62 – длина 5855 мм, емкость бака – 210 л (2 бака), коробка передач 154, мощность мотора – 280 л.с.;
- КамАЗ 6540-1911-62 – длина 5855 мм, емкость бака – 210 л (2 бака), коробка передач 154, мощность мотора – 280 л.с;
- КамАЗ 6540-018-62 – коробка передач 154, мощность мотора – 280 л.с;
- КамАЗ 6540-018-62 – коробка передач ZF9, мощность мотора – 280 л.с.
Шасси и грузовая платформа
Как было сказано ранее, модель КамАЗ имеет колесную формулу 8х4. Такая компоновка обеспечила значительное увеличение грузоподъемности, которая составляет 22 тонны по сравнению с 15 тоннами у трехосного КамАЗ-65115. Но у этого решения есть и отрицательные стороны, например, значительно увеличился радиус поворота – 10,5 м, что ограничивает маневренность грузовика в узком пространстве, например, на стройке или в карьере.
Шасси имеет 2 версии: с короткой и длинной базой. Короткая база КамАЗ-6540 имеет размер 2080 мм, длинная – 2840 мм. Монтажная рама имеет длину 4985 или 5745 мм.
Подвеска всех осей рессорная, на полуэллиптических рессорах. Блокировка между осью и колесом.
Тормозная система пневматическая, с барабанными тормозами на всех колесах. Колеса — диски. Тип шины: пневматическая, камерная или бескамерная.
Благодаря габаритам монтажной рамы и высокой грузоподъемности на КамАЗ можно устанавливать различные надстройки, от самосвальной платформы до автокрана или бетономешалки.
Экстерьер
Изначально на модель устанавливалась стандартная камазовская кабина из штампованных металлических панелей. Он расположен над двигателем, имеет газовые упоры для опрокидывания. Кабина имеет большое ветровое стекло, удобные зеркала заднего вида, ступеньки для подъема внутрь.
После рестайлинга КамАЗ оснастили новой легкой кабиной, разработанной с учетом требований Евросоюза. Кабина 6540 имеет новый бампер и новые противоскользящие подножки. Вместо металлических ручек для открывания дверей установлены пластиковые. Обе кабины доступны с высокой или низкой крышей.
На раме под кузовом крепятся запасное колесо, топливный бак (один или два по 210 литров каждый) и ящик для инструментов.
КамАЗ обычно окрашен в светло-оранжевый или серый цвет.
КАМАЗ — 6540
КАМАЗ-6540 — уникальный четырехосный самосвал с колесной формулой 8х4, предназначенный для использования в строительной отрасли (для перевозки грунта, песка, щебня и других сыпучих материалов). Автомобиль оснащен турбированным двигателем мощностью 280 лошадиных сил и механической 10-ступенчатой коробкой передач, сцепление мембранного типа и представляет собой двухдисковое.
В смешанном цикле КАМАЗ-6540 расходует всего 45 литров топлива на 100 км пути. При этом максимальная скорость составляет 85 км/ч, что очень неплохо для тяжелого самосвала с кузовом, вмещающим 11 кубов песка! Автомобиль оснащен топливным баком емкостью 210 литров. При необходимости танк может быть продублирован другим таким же, что позволяет перевозить грузы на расстояние до 450 км (в том числе туда и обратно).
Максимальная грузоподъемность самосвала КАМАЗ-6540 достигает 18 500 кг. Это при том, что собственная масса составляет 12 350 кг. Таким образом, полная масса составляет 31 000 кг, которая равномерно распределяется на все четыре оси шасси и, таким образом, способствует хорошему сцеплению с асфальтом и поверхностями и отличным ходовым качествам на любых дорогах.
Кабина КамАЗ-6540
С 2001 по 2010 год четырехосные автомобили КамАЗ комплектовались кабинами старого образца. Эти кабины были поставлены на конвейер еще в 1970-х годах и даже побили рекорд по продолжительности производства (принадлежали кабинам ГАЗ-51, которые выпускались двадцать девять лет). Модернизации кабин КамАЗ были, и не раз. Однако изменения в конструкции чаще всего оказывались настолько незначительными, что результаты были мало или вовсе не заметны широкому кругу автомобилистов.
Разговоры об оснащении камских грузовиков принципиально новыми кабинами ведутся уже более десяти лет. Ставка была сделана на приобретение лицензии на кабину грузовиков предыдущего поколения одним из снятых с производства европейских брендов.
Рассматривались DAF и MAN (договаривались купить кабину грузовиков TGA предыдущего поколения). В результате был заключен договор с Daimler на сборочное производство кабин грузовиков Mercedes Aktros (а затем Aksor). Это была уже не дальнобойная кабина для магистральных тягачей, которая ранее была показана в «лакированном виде», а целая серия кабин, что позволило КамАЗу завершить модернизацию грузовиков всех моделей.
В салоне старого образца по современным меркам было очень мало комфорта. Он жесткий, неустойчивый, шумный. Но горячо: водители «дореформенных» КамАЗов, работающих в таких регионах, как Ямал, Ханты-Мансийский автономный округ, не дадут соврать.
По комфорту и эргономике новая кабина на пневмоподвеске не сравнима с обычной классической кабиной КамАЗ. С салоном здесь тоже все в полном порядке: он ничем не уступает «Мерседесу». Нет спального места, что является традиционным решением для грузовиков с полуприцепом.
Технические характеристики самосвала Камаз-6540
Весовые параметры и нагрузки | |
Грузоподъемность автомобиля, кг | 18 500 |
Полная масса, кг | 31000 |
нагрузка на заднюю тележку, кг | 18 800 |
нагрузка на первую и вторую ось, кг | 12 200 |
Собственная масса, кг | 12 350 |
нагрузка на заднюю тележку, кг | 5350 |
нагрузка на первую и вторую ось, кг | 7075 |
Двигатель | |
Инженерная модель | Cummins ISB6.7e4 300 (4 евро) |
Тип двигателя | Дизель с турбонаддувом, с промежуточным охлаждением воздух-воздух |
Номинальная мощность двигателя, кВт (л.с.) | 219 (298) |
Объем двигателя, л | 6.7 |
Максимальный крутящий момент, Нм | 1097 (при 1400 об/мин) |
Расположение и количество цилиндров | Ряд, 6 |
Основное оборудование | |
Обмен передач | 5,94 |
Коттедж | |
Исполнение | Нет кровати |
Тип кабины | Расположен над двигателем, с высокой крышей |
Приостановка | Пневматический |
Колеса и шины | |
Размер обода | 7,5-20 или 8,25-22,5 |
Размер шин | 11:00 20 рэндов или 11:00 22,5 рэндов |
Тип колеса | Диск |
Тип шины | Пневматический, камерный или бескамерный |
Передача | |
Тип коробки передач | Механическая, девятиступенчатая |
Контроль | Механический, дистанционное управление |
Самосвальная платформа | |
Объем платформы, куб.м | одиннадцать |
Поперечное сечение | Прямоугольный |
Направление выброса | Назад |
Угол подъема платформы, град | 55 |
Система выхлопа и нейтрализации | |
Тип | Глушитель в сочетании с преобразователем |
Емкость бака с нейтрализующей жидкостью, л | 35 |
Система снабжения | |
Емкость топливного бака, л | 210+210 |
Тормоза | |
Водить машину | Пневматический |
Диаметр барабана, мм | 400 |
Ширина тормозных колодок, мм | 140 |
Характеристики полной массы автомобиля | |
Максимальная скорость, км/ч | 85 |
Угол набора высоты, % (градусы) | 25 (14) |
Внешний полный радиус поворота, м | 11,0 |
Электрическое оборудование | |
Аккумуляторы, В/А•ч | 2х12/190 |
Генератор, V/W | 28/2000 |
Напряжение, В | 24 |