Технические характеристики КамАЗ 5320
Габариты и вес
Длина КамАЗ 5320 составляет 9,64 метра, ширина — 2,5 метра, высота — 3,4 метра. Масса автомобиля без нагрузки — 10,8 тонны, грузоподъемность — до 10 тонн. Максимальная масса автомобиля вместе с грузом может достигать 23 тонн.
Двигатель и трансмиссия
КамАЗ 5320 оснащен дизельным двигателем мощностью 240 л.с. и объемом 10,85 литров. Максимальная скорость автомобиля составляет 85 км/ч. КПП автоматическая, количество передач — 10. Привод — полный.
Тормозная система
КамАЗ 5320 оснащен пневматической тормозной системой с приводом на все колеса. Для повышения безопасности автомобиль также оснащен системой ABS.
Колесная формула и подвеска
КамАЗ 5320 имеет колесную формулу 6×4. Передняя ось — рулевая, задняя — ведущая. Подвеска мостов — рессорная. Амортизаторы на кабине и мостах — гидравлические.
Кабина и салон
КамАЗ 5320 имеет двухместную кабину с высокой крышей. В кабине имеются комфортные кресла водителя и пассажира, кондиционер, обогреватель и подогрев сидений. Для безопасности водителя и пассажира установлены подушки безопасности.
История
Начать, пожалуй, стоит с того, что новый КамАЗ 54901 разделит продукцию Камского завода на до и после. Если посмотреть объективно, предыдущие 40 лет предприятие просто штамповало один и тот же грузовик без серьезных вложений в собственные технические наработки. К тому же по итогам финансового отчета 2014 года, производитель даже не смог окупить производство, не говоря уже о прибыли.
Шевелиться и думать над конкурентным грузовиком начали в 2015 году, когда «сверху» ясно дали понять, что ждут от предприятия серьезных изменений, а дилеры ратовали о 50% падении продаж.
Были и другие важные различия, но в купе все это заставило предприятие искать пути решения накопившихся проблем. Получив в начале 2020 года финансирование из госбюджета на сумму в 9.8 млрд. рублей, завод подписывает договор о сотрудничестве с «ДК РУС» (российский филиал Daimler AG) и серьезно вкладывается в транспортное производство.
Итогом 3 летней расчетливой работы стал выпуск грузовика с индексом 5490, который в скором времени перерос в 54901-й. Но отбросив в сторону патриотические настроения, «ДК РУС» рассказывает в своем комментарии о повальном заимствовании немецких материалов и серьезной зависимости от импорта.
Как можно будет убедиться ниже, новый тягач КамАЗ 54901 — это клон Mercedes-Benz Actros 4 поколения. Даже новая кабина визуально повторяет габариты и дизайнерские решения грузовика из Штутгарта, ведь был позаимствован даже каркас, а двигатель — это доработанный Liebherr 946, выпущенный одноименным немецким предприятием в 2012 году. КПП также европейская наработка инженеров из ZF.
Сравнение КамАЗ 54901 и Мерседес Актрос
Производство КамАЗ 5320: начало
Создание команды и разработка концепции
Начало производства КамАЗ 5320 началось с создания профессиональной команды инженеров и дизайнеров. Главная цель была разработать грузовик, способный работать в любых условиях и соответствующий высоким стандартам качества.
В период разработки особое внимание было уделено концепции грузовика — он должен был быть надежным, мощным и легким в управлении
Строительство завода
Начиная с 1969 года, КамАЗ начал строительство завода, где будут производить грузовики. Завод был построен на высокотехнологичном уровне, с последними инновациями и современным оборудованием. Были привлечены лучшие специалисты для установки оборудования и тех, кто будет работать на линии производства.
Сборка первого грузовика
В 1976 году на заводе был собран первый грузовик КамАЗ 5320. Это был важный этап в истории производства грузовиков в России. Грузовик был проведен полный цикл испытаний перед выпуском на рынок.
С первых же дней КамАЗ 5320 заслужил высокую оценку из-за своей мощности, надежности и качества.
- Он является одним из самых популярных грузовиков на территории России.
- На сегодняшний день он используется в различных отраслях промышленности, от строительства до сельского хозяйства.
- За время производства грузовика КамАЗ 5320, он подвергался множеству модификаций и модернизаций, что позволило ему оставаться актуальным и востребованным на рынке.
Использование КамАЗа в армейских подразделениях
КамАЗы с момента поступления на производство поступали и в соединения Вооружённых сил СССР.
Основными отличиями армейской модификации КамАЗа от гражданской линейки было: усиленная конструкция, бампер изменённой формы, обязательное наличие системы регулирования давления в шинах. Были и другие отличия, не столь значительные. Сфера же применения машин в армии была достаточно широка:
- транспортное средство для перевозки объёмных грузов и личного состава;
- использование в качестве платформы для установки различного радиооборудования: КШМ, командные пункты управления пусками и мобильные станции для выполнения других задач;
- бронированные автомобили для транспортировки личного состава на театре военных действий, этот вид автомобиля серийно не выпускался, бронирование навешивалось на базовую модель;
- автомашины для сопровождения колонн, «ган-траки» с вооружением ЗУ-23-3.
О «ган-траках» стоит рассказать чуть подробнее, эти автомашины изначально имели своей задачей сопровождение колонн при проводке их в горах Афганистана. В кузове машины устанавливалась зенитная установка ЗПУ-4 или ЗУ-23-2.
Эти установки обладали возможностью кругового обстрела, имели зенитный угол возвышения и мощные патроны, их снаряды и пули могли достать противника на большой дальности и высоте. Что позволило эффективно бороться с засадами на дороге.
Сама установка ЗУ прикрывалась дверьми от БМП или другими подручными средствами, задачей которых была защита расчёта установки, хотя она и была минимальная. Впоследствии производство подобных средств поддержки было приостановлено.
Бронированные «Уралы» и «КамАЗы» появившиеся во время Кавказских войн и получившие прозвище «покемоны» также продукт кустарного производства, в серии таких машин практически нет. Хотя и доказана их высокая эффективность в эксплуатации.
Модели машины КамАЗ на базе шасси 5320
Автомобиль КамАЗ 5320 — это трехосный грузовик-тягач бортового типа, с колесной формулой 6×4. Несмотря на то, что модель по праву считалась самой удачной, с целью увеличения функциональности машины на базе шасси 5320 были разработаны другие автомобили для грузоперевозок:
- самосвал КамАЗ 551 — отличается хорошей проходимостью, устойчивостью к разным климатическим условиям, разгрузка занимает мало времени;
- удлиненный тягач 5325 — двухосный автомобиль, используемый в основном для работы с прицепом того же размера;
- среднетоннажный грузовик 53212 — считается удлиненной версией КамАЗа 5320;
- седельный тягач КамАЗ 5410 — конструкция, включающая седельно-сцепной механизм с двумя степенями свободы.
Использование КамАЗа в армейских подразделениях
КамАЗы с момента поступления на производство поступали и в соединения Вооруженных сил СССР.
Основными отличиями армейской модификации КамАЗа от гражданской линейки было: усиленная конструкция, бампер измененной формы, обязательное наличие системы регулирования давления в шинах. Были и другие отличия, не столь значительные. Сфера же применения машин в армии была достаточно широка:
- транспортное средство для перевозки объемных грузов и личного состава;
- использование в качестве платформы для установки различного радиооборудования: КШМ, командные пункты управления пусками и мобильные станции для выполнения других задач;
- бронированные автомобили для транспортировки личного состава на театре военных действий, этот вид автомобиля серийно не выпускался, бронирование навешивалось на базовую модель;
- автомашины для сопровождения колонн, «ган-траки» с вооружением ЗУ-23-3.
О «ган-траках» стоит рассказать чуть подробнее, эти автомашины изначально имели своей задачей сопровождение колонн при проводке их в горах Афганистана. В кузове машины устанавливалась зенитная установка ЗПУ-4 или ЗУ-23-2.
Эти установки обладали возможностью кругового обстрела, имели зенитный угол возвышения и мощные патроны, их снаряды и пули могли достать противника на большой дальности и высоте. Что позволило эффективно бороться с засадами на дороге.
Бронирование таких автомобилей зачастую было кустарным и заключалось в обвешивании дверей кабины бронежилетами, реже обшивали металлом.
Сама установка ЗУ прикрывалась дверьми от БМП или другими подручными средствами, задачей которых была защита расчета установки, хотя она и была минимальная. Впоследствии производство подобных средств поддержки было приостановлено.
Бронированные «Уралы» и «КамАЗы» появившиеся во время Кавказских войн и получившие прозвище «покемоны» также продукт кустарного производства, в серии таких машин практически нет. Хотя и доказана их высокая эффективность в эксплуатации.
Обновление
Спустя некоторое время после выпуска КамАЗа-5320 инженеры Камского автозавода разработали на его основе другие грузовые машины:
- Седельный тягач 5410, который способен транспортировать полуприцеп с грузоподъемностью 13,5 тысяч кг. При этом масса загруженного прицепа составляет 19 000 кг.
- Самосвал 5511 – выдерживает до 10 тонн. Машина оборудована металлической ковшеобразной платформой, задний борт отсутствует. Загружается строительными материалами и промышленными грузами.
- Тягач 53112. Может перевозить до 10 000 кг, имеет увеличенную колесную формулу и большую платформу. Масса прицепа для этой модели увеличилась до 20 тонн.
- КамАЗ-55102 – самосвал для работы с прицепом (в основном ГКБ 9527).
Грузоподъемность и вместимость
Камаз 5320 является одним из самых популярных грузовиков в России и за ее пределами. Это связано с его впечатляющей грузоподъемностью и вместимостью, которые позволяют перевозить большие объемы грузов.
Грузоподъемность Камаза 5320 составляет до 15 тонн, что является весьма впечатляющим показателем. Это означает, что грузовик способен перевозить крупные и тяжелые грузы без особых проблем. Благодаря своей высокой грузоподъемности, Камаз 5320 часто используется в сфере строительства, дорожных работ и других отраслях, где требуется перевозка крупногабаритных или тяжелых материалов.
Вместимость Камаза 5320 также является значимым преимуществом этой модели. Общий объем грузового отсека составляет до 15 кубических метров. Это означает, что грузовик может вместить большое количество груза, что позволяет экономить на количестве рейсов и сокращать время доставки.
Для удобства погрузки и разгрузки, Камаз 5320 оснащен различными погрузочными и разгрузочными механизмами. Его платформа имеет достаточно просторное пространство для установки надстройки или другого оборудования, в зависимости от нужд предприятия.
В целом, грузоподъемность и вместимость Камаза 5320 делают его идеальным выбором для предприятий, занимающихся перевозками грузов и строительных работ. За счет своих характеристик, данный грузовик способен выполнить различные задачи эффективно и оперативно.
Стоимость и модификации
Мы уже говорили о том, что в 2001 году с конвейера сошел последний «КАмАЗ». Между тем, эта модель достаточно активно продается на вторичном рынке. Цена на нее зависит от пробега и года выпуска, может колебаться от 150 000 до 500 000 рублей. Также есть возможность взять в аренду КамАЗ-5320. За каждый час эксплуатации будет необходимо оплатить 900 – 1 500 рублей.
Уже в 1984 году создали прототип, и была разработана общая концепция производства газодизеля на платформе дизельной машины. В следующем, 85-м году, проводились испытательные заезды, какие дали понять, что, применяя газодизельный метод, улучшается экономность топлива, дымность и степень шумности мотора.
Уже спустя 3 года, в 1987 году, в г. Набережные Челны был запущен выпуск грузовиков КамАЗ-53208 и КамАЗ-5312 с моторами на газодизельной системе. Мощность мотора составляла 210 л. с. Газодизельное шасси с платформой 3190 мм обладало значением КамАЗ-53217.
КамАЗ-532007 | вариант грузовой машины для тропиков КамАЗ-5320. |
КамАЗ-53201 | производство для широких использований типа топливовоза, пожарной машины, авто-бетономешалок, автомобилей для дорожно-уборочных и коммунальных служб, а также НефАЗ при строении самосвала для сельского хозяйства КамАЗ-55102. |
Шасси КамАЗ-53201 | с мотором от 7403.10 обладало наименованием КамАЗ-53211. |
КамАЗ-53202 | Одновременно с описываемым КамАЗом проходил испытательное вождение и производился в скромном числе бортовой грузовик с выросшими до 3690 мм базой колес и длиной – 6100 мм. Он мог перевозить все те же 8 000 кг. Уже в 1980 году его сменил КамАЗ-53212, который перевозил уже 10 тонн. Шасси автомобиля КамАЗ-53202 обладало значением КамАЗ-53203. |
КамАЗ-53208 | Середина 80-х годов обозначилась тем, что вместе с Научным автомобильным и моторным институтом (НАМИ) и участием Камского и Ярославского заводов, придумали производительную вариацию применения газов в дизельных агрегатах – функцию ГД-НАМИ (газодизельная система). По данной схеме в строение дизельного мотора внесли перечень поправок и преобразований – добавлялся газовый смеситель, функция хранения, управления и впуска газа, функция взаимосвязанного регулирования рейкой насоса, отвечающего за подачу солярки, и газовый редуктор. Более того, свое место нашла функция предохранения мотора от перегрузок и аварии, если перестанет функционировать система подачи топлива. |
Силовые агрегаты и трансмиссия
На КамАЗ-5320 устанавливались четырёхтактные V-образные восьмицилиндровые дизеля разработки Ярославского Моторного Завода 10,85 л, мощностью 210 или 180 л. с., при максимальном числе оборотов 2600 в минуту. На дизелях для первых КамАЗов были применены конструктивные решения, которые на тот момент являлись для отечественного автомобилестроения новинками или ещё не находили широкого применения, например, азотированный коленчатый вал или полнопоточная система фильтрации масла с центрифугой. Автоматический контроль за правильностью работы системы охлаждения осуществляют гидромуфта в приводе вентилятора и два термостата. Система охлаждения сделана закрытой и была рассчитана на постоянное использование охлаждающей жидкости Тосол. Была введена система очистки воздуха с фильтром сухого типа и автоматическим отсосом пыли из фильтра посредством эжектора, действующего за счёт энергии отработавших газов. Среди других новшеств можно отметить коллоидно-графитовое покрытие юбок поршней, съёмные металлокерамические направляющие втулки для клапанов, молибденовое покрытие нижнего поршневого кольца, активно-реактивный глушитель шума выпуска. В силовых агрегатах КамАЗ-5320 использованы двухдисковые сцепления. В гидравлическом приводе механизма управления сцеплением имеется пневмоусилитель, облегчающий пользование педалью. Особенностью трансмиссии тягача КамАЗ является делитель, или мультипликатор — дополнительная двухступенчатая коробка передач, установленная после сцепления перед основной коробкой. Одна передача делителя сделана прямой, а вторая — повышающей. Собственно коробка передач — пятиступенчатая, синхронизированная на второй, третьей, четвёртой и пятой передачах. Управление коробкой — дистанционное, с механическим приводом. В делителе передачи переключаются посредством пневматического привода. Карданная передача — открытого типа, состоит из двух трубчатых валов. Карданные шарниры на игольчатых подшипниках с постоянным запасом смазки. Главная передача ведущих мостов была сделана двойной: пара конических шестерён со спиральными зубьями и пара цилиндрических косозубых шестерён. В среднем мосту установлен блокируемый симметричный межосевой дифференциал.
Подвеска
Рессоры передней подвески (полуэллиптические, со скользящими задними концами) работают совместно с гидравлическими телескопическими амортизаторами двойного действия. Задняя подвеска — балансирного типа. Её рессоры тоже полуэллиптические, со скользящими передними и задними концами. Листы рессор имеют Т-образное сечение.
Колёса и шины
Автомобиль оснащался бездисковыми колёсами со съёмными бортовыми и замочными кольцами. Шины — радиального типа, 12-слойные, размером 260—508Р (9,00-20), обычно — с универсальным рисунком протектора.
Тормоза
КамАЗ-5320 снабжён несколькими системами тормозов: рабочей, стояночной, вспомогательной и запасной. Тормозные механизмы всех колёс — барабанного типа, с двумя колодками. Привод рабочего тормоза — пневматический, двухконтурный, с раздельным действием для колёс передней оси и колёс задней тележки. На стоянке автомобиль удерживается тормозными механизмами колёс задней тележки, которые в этом случае приводятся в действие от пружинных энергоаккумуляторов. Механизмы вспомогательного тормоза установлены в приёмных трубах глушителя. Их действие основано на создании противодавления в системе выпуска газов посредством заслонок, перекрывающих проходные сечения. При аварийном отказе одной из основных систем автомобиль можно остановить запасным стояночным тормозом. Рабочими тормозами водитель управляет, нажимая на педаль, связанную рычагами и тягами с двухсекционным тормозным краном. Справа от сиденья водителя расположен кран с рукояткой стояночного тормоза. Запасная система включается вместе со стояночной, а вспомогательная — при помощи кнопочного включателя, расположенного на полу кабины под рулевой колонкой.
Рулевое управление
Рулевое управление включает в себя гидроусилитель, объединённый с рулевым механизмом.
Прицепное устройство
В задней части рамы находится буксирное приспособление с двусторонней амортизацией. Оно рассчитано на постоянную работу с прицепом общим весом до 11,5 тонн.
Трансмиссия
Данная модель имеет многоступенчатую систему, состоящую из двигателя с 2-мя ступенями и коробки передач с пятью скоростными режимами. Такие составляющие позволяют кроме стандартных передач, делать дополнительные передние и задние передачи. Специально для этой системы был установлен синхронизатор.
Коробка передач построена на двухдисковом сцеплении. Это устройство запускается с помощью гидро-пневмоусилителя. Управление происходит посредством пружин, расположенных на периферии.
Длина тормозного пути на средней скорости 60 километров в час составляет 36,7 метра. Для обеспечения полной безопасности рекомендуется производить техническое обслуживание после каждой сотни километров пробега.
Основные технические характеристики автомобиля
Грузоподъемность самосвала КамАЗ-5320 – 8 тонн. Габаритные размеры самосвала составляют 7435*2500*3350 мм, где каждое из чисел обозначает длину, ширину и высоту конструкции. Помимо основной загруженности, машина может выдержать такой же вес на прицепе.
При этом масса самого грузовика составляет 7 080 кг. С прицепом и максимальной загрузкой тягача общий вес может достигать 26 тонн.Перед тем как купить сеялку для газона, необходимо определиться с разновидностями данной техники.
А здесь вы узнаете особенности изготовления культиватора для мини-трактора своими руками.
Тормозная система
Для регулирования скорости транспорта и эффективной остановки используется специальная конструкция. Для ее создания каждое из шести колес тягача оборудовано тормозными устройствами, которые выполняют свои функции при помощи приводного механизма пневматического типа.
Его двухконтурная конструкция позволяет водителю переключать переднюю ось в рабочее положение, при этом задняя тележка автомобиля запускается отдельно.
Чтобы управлять системой, необходимо использовать ножную педаль, при помощи механики соединенную с тормозящим краном.
Технические характеристики двигателя
В движение КамАЗ-5320 приводит высокопроизводительный двигатель повышенной надежности, рабочий объем которого равен 10 857 куб. см.
Эта восьмицилиндровая четырехтактная дизельная модель имеет мощность 155 кВт при 2 600 оборотах в минуту, что позволяет выдавать в итоге 210 л. с.
Технические характеристики автомобиля
Габаритные размеры | |
Длина | 8,395 м |
Ширина | 2,5 м |
Высота | 2,83 м |
Задняя колея | 1,85 м |
Передняя колея | 2,01 м |
Погрузочная высота | 1,37 м |
Колесная база | 1,32 м |
Радиус поворота внешний | 9,3 м |
Дорожный просвет | 3,45 м |
Весовые данные | |
Масса общая | 15,205 т |
Масса снаряженная | 7,5 т |
Максимальная грузоподъемность | 8 т |
Допустимая масса прицепа | 8 т |
Динамические значения | |
Угол подъема | 30% |
Предельно допустимая скорость | 85 км/ч |
Тормозной путь при скорости в 40 км/ч | 21 м |
Параметры двигателя | |
Общее количество цилиндров | 8 |
Объем двигателя рабочий | 10,85 л |
Мощность номинальная | 210 л. с. |
Система питания | |
Вместимость топливных баков | 250 л |
Расход топлива (средний) | 34 л на 100 км |
Тормозная система КамАЗа 5320 представлена 6 специальными устройствами, установленными на каждом из колес. Свои основные функции они выполняют благодаря приводу пневматического типа. Для управления используется педаль, которая соединена с тормозящим краном. Довольно сложную систему представляет собой трансмиссия, состоящая из таких частей:
- двухступенчатого делителя;
- пятиступенчатой коробки передач.
В отличие от стандартного устройства, переключающего скорость, данный механизм дополнительно обеспечивает передачи заднего и переднего хода. Сцепление в автомобиле двухдисковое, управляется особыми периферийными пружинами и функционирует по фрикционному типу. За запуск среднего и заднего моста отвечает карданная передача, состоящая из двух валов.
Тормоза
Каждое колесо модели 5320 оснащено тормозным устройством. Это обеспечивает хорошее реагирование машины на снижение скорости и резкую остановку. Вмонтированные устройства торможения действуют посредством приводного механизма. Из-за того что здесь действует двухконтурная система есть возможность переключения задней оси в активное положение при раздельном старте тележки, установленной сзади.
Бортовой тягач КамАЗ 5320, технические характеристики которого были рассмотрены, в свое время стал незаменимым помощником при транспортировке крупных грузов. Несмотря на ряд минусов, данный автомобиль по праву и сейчас является одним из лучших среди всех отечественных моделей.
Расход топлива на 100 км в за городском режиме
Камаз 5320 – грузовик, который успешно эксплуатируется как в городском, так и в загородном режиме. При этом, расход топлива на 100 км может существенно отличаться в зависимости от условий эксплуатации и нагрузки грузовика.
В за городском режиме расход топлива на 100 км Камаза 5320 будет ниже, чем в городе, так как вне города грузовик может развивать более высокие скорости и трогаться с места реже.
Примерные значения расхода топлива на 100 км в загородном режиме составляют:
Тип двигателя | Расход топлива |
---|---|
Дизельный | 25-30 литров |
Бензиновый | 30-35 литров |
Однако, стоит учитывать, что конкретные значения расхода топлива могут варьировать в зависимости от обслуживания автомобиля, состояния дороги, погодных условий и других факторов. Поэтому при планировании длительных поездок лучше учитывать дополнительные запасы топлива.
При выборе грузовика Камаз 5320 для работы в за городском режиме, обратите внимание на тип двигателя, так как он может существенно влиять на расход топлива. Дизельные двигатели обычно более экономичны по сравнению с бензиновыми
Описание используемых коробок
Схема переключения передач напрямую зависит от типа установленной на автомобиле КамАЗ трансмиссии. Большинство используемых машин применяют коробку на пять скоростей вперед и одна назад, это модель с индексом 14. Механизм актуален в случае, если не требуется буксировать прицеп, или перевозимый груз весит менее 10т.
Коробка КамАЗ-14:
Техника, используемая для перевозки больших грузов, или участвующая в составе автопоездов, использует трансмиссию с маркировкой 15. В этом случае нужен навык, как управлять КамАЗом самосвалом, поскольку в состав коробки входит редуктор. Это та же трансмиссия 14 с пятью передними и одной задней передачей. Делитель, если надо, включает скорости пониженного диапазона, как следствие, у автомобиля появляется в два раза больше передач.
Коробка передач КамАЗ-ZF:
Применяемая коробка с индексом 16, с восемью ступенями механического типа. Предусмотрен редуктор на четыре ступени и пониженная передача. Так же устанавливаются коробки ZF, которые оснащены девятью передачами и вспомогательной понижающей ступенью.
Не зависимо от модели трансмиссии, коробки механического типа, управление ведётся при помощи педали сцепления. Переключение проходит поэтапно, с учетом низшего и высшего режимов. За переключение режимов отвечает рычаг на ручке кулисы. При создании, учтено, что КамАЗ это тяжёлый автомобиль, в нагруженном состоянии нуждающийся в снижении усилия. И наоборот, если ездить с пустым кузовом, это не приведёт к перегреву и расходу топлива.
Использование КамАЗа в армейских подразделениях
С момента поступления в производство КамАЗы поступали и в соединения вооруженных сил СССР.
Основными отличиями военной модификации КамАЗа от гражданской линейки стали: усиленная конструкция, измененный бампер и обязательное наличие системы контроля давления в шинах. Были и другие отличия, не столь существенные. Сфера применения автоматов в войсках была довольно широкой:
- автомобиль для перевозки сыпучих грузов и личного состава;
- использовать в качестве площадки для установки различного радиооборудования: КШМ, командных пунктов управления пуском и мобильных станций для выполнения других задач;
- бронеавтомобили для перевозки личного состава на театре военных действий, этот тип машин серийно не выпускался, на базовую модель навешивалась броня;
- автомашины для сопровождения колонн, «артиллерийские машины», вооруженные ЗУ-23-3.
Стоит еще немного рассказать о «артиллерийских грузовиках», этим машинам изначально ставилась задача сопровождения колонн при их сопровождении в горах Афганистана. В задней части машины устанавливалась зенитная установка ЗПУ-4 или ЗУ-23-2.
Эти установки имели возможность кругового обстрела, имели зенитный угол возвышения и мощные патроны, их снаряды и пули могли достигать противника на большом расстоянии и высоте. Это позволяло эффективно бороться с засадами на дороге.
Бронирование таких машин чаще всего было ручным и заключалось в завешивании дверей кабины бронежилетами, реже они были обшиты металлом.
Саму установку ЗУ прикрывали дверцами от БМП или других подручных средств, задачей которых была защита расчета установки, пусть даже минимальная. Впоследствии производство таких вспомогательных изделий было приостановлено.
Бронеавтомобили «Уралы» и «КамАЗы», появившиеся во время Кавказских войн и получившие прозвище «Покемоны», также являются кустарным продуктом; таких машин в серии практически нет. Хотя доказана их высокая эффективность в эксплуатации.