Какими транспортными средствами можно управлять?
Получив права на трактор, вы можете управлять не только определёнными видами тракторов в соответствии с открытой категорией, но и другим самоходным транспортом, который разрешён открытой категорией.
Например:
- Подкатегория I даёт право на управление снегоходами, квадроциклами и мотосанями, скорость которых не превышает 50 километров в час.
- Подкатегория II даёт законную возможность управлять различными вездеходами с шинами низкого давления.
- Подкатегория III открывает возможность управления вездеходами на пневмошинах.
- Подкатегория IV разрешает управление аэродромными автобусами, которые предназначены для перевозки пассажиров между зданием аэропорта и лётным транспортом.
- Категория «В» разрешает управление миниэкскаватором (до 35 лошадиных сил).
- Категория «С» даёт право на управления тракторами, погрузчиками и экскаваторами (от 35 до 150 лошадиных сил).
- Категория «D» даёт право управлять трактором, оборудованным пневмошинами. Такие шины ставят на строительные краны, если стройка идёт в труднодоступных местах (например, заснеженная территория, пустыни и т.п.), (от 150 лошадиных сил и более).
- Категория «Е» разрешает управление экскаваторами и бульдозерами с мощностью от 35 лошадиных сил.
- Категория «F» даёт право на управление самоходными машинами в сельхоз сфере, например, уборочным комбайном.
Что означает категория М
С 2019 года действует закон о введении новой категории, позволяющей управлять соответствующими видами транспортных средств. Её не существовало ранее, и теперь она получила обозначение М. Но не все пока знают, что открывает эта категория и для чего ставить в правах такую отметку.
Но большинство поддерживает новую категорию. Это адекватное и во многом долгожданное решение, поскольку появление новых прав позволит несколько снизить уровень аварийности на дорогах. Следует детальнее изучить сведения, приведённые в новом законе о безопасности движения.
Нововведение распространяется на маломощные двух и трёхколёсные ТС, объём двигателя которых не превышает 50 кубических сантиметров. Под эту категорию попали скутеры и мопеды, включая модели маленьких габаритов, но с указанными показателями мощности.
Подобное новшество было ожидаемым и во многом правильным. Очень часто на российских дорогах происходят аварии и ДТП, непосредственными участниками, а зачастую виновниками, становятся малолетние граждане на ТС, для управления которыми ранее разрешение не требовалось. Потому каждый желающий даже без опыта и знаний хотя бы теории о правилах безопасности, мог сесть за руль и выехать на дороги общего пользования.
Новая категория подразумевает, что управлять мопедом или скутером теперь можно исключительно при условии предварительного получения полноценного водительского удостоверения, которое могут выдавать с 16 лет. Для начала водителю требуется пройти обучение по теоретической части, после чего сдать практические экзамены, успешно пройти медицинскую комиссию и подтвердить полученные навыки путём сдачи экзамена уже непосредственно в ГИБДД.
Все, кто получает права М, становятся полноценными и полноправными участниками дорожного движения. Это означает, что они получают не только соответствующие права и привилегии, но также несут ответственность за совершённые правонарушения. К ним применяется закон по всей строгости, без каких-либо исключений.
Также получение прав на управление ТС, входящими в понятие категории М, обязаны оформить страховку по системе ОСАГО.
Важно понимать, что М распространяется только на маломощный транспорт типа мопедов и скутеров с объёмом двигателя не более 50 кубических сантиметров. Если же объём составляет от 51 до 125 кубических сантиметров, тогда предусмотрено открытие другой категории. А именно А1, которая распространяется на мотоциклы
А именно А1, которая распространяется на мотоциклы.
Некоторые уверены, что при сдаче экзаменов на более сложные категории, нежели М, она будет проставляться в правах автоматически. Достаточно лишь написать соответствующее заявление. Такая схема действовала раньше, но теперь её отменили.
Даже при наличии прав с отметкой В или А1, водителю всё равно придётся пройти экзамен по теории и практике, чтобы дополнительно иметь возможность управлять мопедом или скутером. Только после успешной сдачи экзаменов пишется заявление в ГИБДД и права обновляются. Но есть исключение. Если с момента сдачи на предыдущую категорию прошло менее 3 месяцев, заявитель имеет право предъявить результаты предыдущего теста по теории, а также ранее оформленную медицинскую справку.
М считается начальной и наиболее простой категорией, но и она требует знаний теории и успешного прохождения практических испытаний. Такие права разрешается получать с 16 лет. Как и с отметкой А1. А вот следующую по иерархии категорию А для мотоциклов (более 125 кубических сантиметров) получают только в 18 лет и старше.
Касательно новой категории прав с обозначением М в водительском удостоверении можно добавить следующее:
- Чтобы пройти обучение в автошколе, а затем сдать экзамены в ГИБДД, разрешение со стороны родителей, либо лиц, которые их заменяют, не требуется.
- Будущий водитель имеет право начать обучение в 15 лет. Но при условии, что к моменту завершения обучения ему уже исполнится 16.
- На М действуют самые низкие расценки за обучение. В среднем цена составляет от 2 до 5 тысяч рублей. Но бывают и более дорогие курсы.
- За оформление водительского документа предусмотрена госпошлина. Её размер составляет 2 тысячи рублей на ламинированной карточке.
- Чтобы получить права на бланке потребуется заплатить 500 рублей.
- Обучение длится от 1 до 3 месяцев, включая теорию и практику.
- Медицинская справка после оформления считается действительной 2 года.
Все эти нюансы важно знать тем, кто планирует получить свои первые водительские права и иметь разрешение на управление мопедом или скутером с ограниченным рамками категории М объёмом двигателя
Где получать ПТМ
За выдачу тракторного удостоверения ответственна инспекция Гостехнадзор. Это организация, которая следит за техническим состоянием СМ, а также за соблюдением норм использования для обеспечения физической и экологической безопасности.
Но перед тем как обращаться в Гостехнадзор, необходимо пройти курс подготовки. Сделать это можно в учебных центрах при Гостехнадзоре, в техникумах подходящего профиля и в некоторых автошколах, расположенных в населенных пунктах регионального значения. Проще говоря, выбирайте учебное заведение в том регионе, где вы постоянно проживаете.
Удостоверение тракториста-машиниста выдается только после сдачи теоретического и практического экзамена, который принимает инспектор Гостехнадзора. Экзамен можно сдать по месту постоянной регистрации (согласно паспортным данным). Если постоянной регистрации нет, экзамен принимается:
- По месту нахождения организации, в которой вы проходили обучение.
- По месту расположения воинской части – для военнослужащих.
- Вне зависимости от места жительства – в исключительных случаях по решению главного государственного инженера-инспектора Гостехнадзора соответствующего региона. Такие условия могут предоставить беженцам, морякам, прописанным на судне, гражданам, находящимся в долгосрочной командировке.
Получение ПТМ через Единый портал госуслуг
При получении ПТМ может помочь Единый портал госуслуг.
Через него можно:
- Подать заявление на получение удостоверения тракториста-машиниста.
- Приложить документы для первичной проверки органами Гостехнадзора.
Запись через Госуслуги помогает сэкономить время и спланировать свой график: вы сможете выбрать удобное время для посещения инспекции.
Но не думайте, что современные технологии полностью оградят вас от необходимости личного посещения необходимой инстанции: вам все равно необходимо будет явиться в Гостехнадзор для предоставления оригиналов документов и сдачи экзаменов.
ПТМ для иностранцев
Иностранные граждане обязаны обменять удостоверение, дающее право на управление СМ, на российские ПТМ, предварительно пройдя медицинское освидетельствование и сдав теоретический экзамен в инспекции Гостехнадзора. Это положение утверждено п. 39 ПП № 796.
Для получения российских тракторных прав иностранный гражданин должен явиться в Гостехнадзор в соответствии с регистрацией по месту пребывания. Помимо основного пакета документов для получения ПТМ необходимо иметь нотариально заверенный перевод на русский язык национальных прав на управление СМ. После оформления российских тракторных прав, национальное удостоверение (и все остальные оригиналы документов) вернут владельцу.
Когда необходимо обращаться в Ростехнадзор
В открытых источниках названия инспекций Гостехнадзор и Ростехнадзор иногда употребляют как синонимичные понятия. На самом деле это разные инспекции. Получать удостоверение тракториста-машиниста и регистрировать самоходную технику необходимо именно в органах Гостехнадзора.
Но есть и виды СМ, подлежащие регистрации в Ростехнадзоре, который является службой по технологическому и экологическому контролю и прав на СМ не выдает. Например, в соответствии с п. 3 Приказа Ростехнадзора № 533, в данной инспекции необходимо регистрировать грузоподъемную технику, в том числе и относящуюся к СМ.
Как получать тракторное удостоверение
Для получения документов, дающих допуск на управление СМ, необходимо выполнить следующие действия:
- Выбрать, какой самоходной машиной вы хотите управлять.
- Пройти курс обучения на выбранном типе техники в аккредитованном Гостехнадзором учебном центре. По результатам обучения выдается свидетельство о пройденной программе подготовки. Свидетельство о прохождении обучения без сдачи экзамена не дает права на управление СМ мощнее 4 кВт. На основании этого документа вас допустят к прохождению экзаменов. Надпись о наличии соответствующей квалификации (или квалификаций) в ПТМ вносится также на основании Свидетельства после подтверждения знаний и навыков.
- Сдать экзамен в Гостехнадзоре. Как и при получении автомобильного ВУ, необходимо сдать теоретический экзамен, затем продемонстрировать навыки управления на полигоне и в реальных условиях. Сначала сдается теоретический экзамен, затем практический. В случае провала пересдавать экзамен можно 3 раза (каждая пересдача возможна не раньше, чем через неделю после прошлой попытки). Кандидаты, не сдавшие экзамен 3 раза подряд, отправляются на повторное обучение.
Особенности категорий прав А1-4
После присвоения конкретной категории машинист получает возможность управлять транспортными средствами определённого вида. Есть возможность увеличения количества категорий, чтобы водитель смог садиться за руль любого трактора или специальной техники.
Основные характеристики категорий:
- Категория А1. Внедорожники, относящиеся к группе мотоциклов – это могут быть транспортные средства, подходящие для поездок по снегу или бездорожью.
- Категория А2. Внедорожники, которые обладают максимальной массой в 3.5 тонны. Количество свободных мест в таком транспорте не должно превышать 8. Такое внедорожное транспортное средство отдалённо напоминает обычную машину, однако оно используется для бездорожья.
- Категория А3. Внедорожник, общая масса которого превышает 3.5 тонны. Исключениями являются ТС, которые попадают в 4-ю категорию.
- Категория А4. В эту группу входит автомобильный транспорт различного вида, который способен перемещаться по бездорожью и имеет более 8 дополнительных мест в салоне или кузове.
Последние 3 группы являются аналогами категорий для обыкновенного автотранспорта (В, С и D), однако такая техника используется только для поездки вне дороги. Именно поэтому сдача экзаменов необходима для получения прав. Рассмотрим разновидности тракторных категорий:
- В – транспорт с гусеницами или колёсами с общей мощностью ДВС до 25 кВт.
- С – трактор с колёсами и ДВС мощностью до 110 кВт.
- D – ТС с колёсами и ДВС мощностью выше 110 кВт.
- Е – трактор с гусеницами и ДВС мощностью выше 25 кВт.
Какие категории прав нужны на трактор
После определения техники, которая будет предназначена для работы, требуется прохождение обучения именно на том же техсредстве. Право управления трактором и прочей самоходной спецтехникой даёт удостоверение тракториста машиниста с категориями.
Право управления трактором даёт удостоверение тракториста машиниста
Категория A — предоставляет права к управлению внедорожными автотехсредствами, непредназначенными для дорог с общим пользованием в виде снегоходов, квадроциклов, складских погрузчиков и других техсредств с мощностью меньше 4 кВт.
- подкатегория А1 — внедорожный мототранспорт в виде мотовездеходов (снегоходов, болотоходов, снегоболотоходов).
- подкатегория А2 — внедорожные автотехсредства с разрешённой максимальной массой меньше 3,5 тонн, с сидячими местами свыше 8 человек (вездеходы).
- подкатегория А3 — внедорожные автотехсредства с допустимой максимальной массой больше 3,5 тонн в виде вездеходов спецназначения, карьерных самосвалов.
- подкатегория А4 — пассажирские внедорожные автотехсредства для перевозки более 8 человек в виде перронных, вахтовых автобусов.
Категория B — допускает к работе колёсные, гусеничные транспортные средства, с мощностью от 4 до 25.7 кВт.
Категория C — подразумевает права на управление колёсными техсредствами, мощность от 25,7 до 110,3 кВт.
Категория D — допускает езду на колёсных машинах с силовой установкой, мощнее 110,3 кВт.
Категория E — подразумевает доступ на вождение гусеничного автотранспорта, мощнее 24,7 кВт.
Категория F — подразумевает доступ на вождение самоходного сельскохозяйственного транспорта.
Расшифровка категорий тракторных прав:
- Категория B — подразумевает профессиональные навыки тракториста по вождению данных самоходных техсредств, включая вариант использования техсредства с прицепным грузом и разными приспособлениями. Умение вести контроль погрузочно-разгрузочного процесса и способностью выполнять оперативный и плановый ремонт.
- Категория C — предполагает навыки вождения подобного трактора, включая разные прицепные устройства с различной массой и размером. Подтверждается возможность ремонта двигателя и других механизмов.
- Категория D — подтверждает навыки вождения определённых мощных тракторов, также имеющих разные прицепные грузы. Подтверждается возможность выполнять плановый и ситуативный ремонт.
- Категория E — такие же навыки вождения гусеничных тракторов с возможным добавлением разнообразных грузов. Допускается самостоятельно ремонтировать двигатель.
Наряду с категориями прав тракториста машиниста сейчас при получении предусматривают указание разрядов, присваивает их инспектор на экзамене. Все последующие документы предусматривают указание разряда. Вот их перечень:
- 2 разряд — разрешает водителю управлять самоходным техсредством под опекой опытного наставника, с этим разрядом допускается выполнение ремонта погрузочно-грузозахватной техники;
- 3 разряд — разрешает водителю управлять аккумуляторной погрузочной и грузозахватной техникой, выполнять погрузку, выкладку грузов штабелями, выполнять ремонт и обслуживание тракторной механики;
- 4 разряд — предполагает работу тракториста машиниста на погрузочной технике, мощность двигателя которых менее 100 л/с, прочих техсредствах, выполняющих перемещение и укладку. По этому разряду работник самостоятельно занимается ремонтом и обслуживанием техсредства;
- 5 разряд — разрешает машинисту управлять трактором больше 100 л/с или менее, с использованием в виде скреперов к экскаваторам, бульдозерам.6 разряд — предназначен для управления тракторами, мощнее 200 л/с (бульдозерами, экскаваторами).
Выдачу всех категорий водительских прав на трактор осуществляет только инспекция Гостехнадзора.
Как проходит сдача экзамена?
Если вы уже получили водительское удостоверение категории В или С, то можно получить удостоверение тракториста категории А1-4 без необходимости посещения занятий в автошколе. Достаточно сдать теорию и практику в Госавтоинспекции. Если вы сомневаетесь, что сможете успешно сдать теорию, то можно договориться о прохождении курса повторно в одной из аудиторий автошкол. Если вы хотите получить категорию А2 после 2-летнего стажа вождения, достаточно просто написать заявление и сделать медицинскую справку.
Для получения удостоверения тракториста необходимо сдать экзамен. Он проходит в два этапа: ответы на теоретические вопросы, связанные с ПДД, и практическая часть. Все подробности прохождения можно узнать у представителя учебного заведения. Для получения прав категории А3 кандидат должен соответствовать следующим требованиям:
- Клиент школы может получить удостоверение тракториста категории А1 в возрасте 16 лет.
- После достижения возраста в 17 лет есть возможность управлять спецтехникой практически всех категорий.
- В 18 лет можно начинать управлять транспортом категории D.
- В 19 лет открывается возможность получить категорию А2 и А3 в тракторных правах А3.
- В 22 года можно оформить категорию А4.
Также для допуска к управлению транспортным средством необходимо получить медицинскую справку определённого вида
Важно пройти профессиональную подготовку на основе требований потенциального работодателя
Важно! Следует выбрать проверенное учебное заведение, которое обладает хорошей репутацией среди клиентов. В этом случае можно рассчитывать, что экзамен будет сдан на хорошую оценку
Пошаговая инструкция получения водительского удостоверения
Весь процесс получения нового ВУ, после переподготовки с категории прав B на C, можно разделить на несколько основных этапов:
- В первую очередь требуется направить в ГИБДД заявление на получение нового документа. Сделать это можно как в отделении, так и через портал Госуслуг.
- В назначенное время требуется прийти в ГИБДД (необходимо обращаться в отделение, за которым закреплена автошкола). При себе достаточно иметь удостоверение личности и документ, подтверждающий уплату пошлины.
- На месте сотрудники ГИБДД сделают фотографию и распечатают новое ВУ, где помимо уже открытых, будет присутствовать категория С и подкатегория С1. Вся процедура занимает не более 30 минут.
Где можно продлить срок действия удостоверения тракториста-машиниста?
Если срок действия вашего разрешения на эксплуатацию трактора истекает, вам необходимо продлить его в компетентном государственном органе. Какие документы необходимы для продления разрешения? Куда я могу обратиться?
Для продления срока действия разрешения на эксплуатацию трактора необходимо предоставить следующие документы
- Старое удостоверение на право управления трактором,
- медицинскую справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний к работе на тракторе; и
- Документ, подтверждающий вашу личность,
- фотография размером 3×4 см.
Если у вас есть старое удостоверение тракториста-машиниста, вы можете обменять его на новое, соответствующее белорусским требованиям. Для этого необходимо обратиться в уполномоченный государственный орган и предоставить необходимые документы.
Заменить удостоверение тракториста-машиниста можно также через МФЦ. Для этого необходимо обратиться в местное отделение МФЦ и предоставить необходимые документы. Также необходимо заполнить заявление на замену удостоверения.
Нюансы
В целом, программа переподготовки с B на C мало чем отличается от обычной сдачи экзаменов на категорию С. Немало общего у нее и с обучением управлению легковыми автомобилями. Однако и здесь существуют свои нюансы и особенности.
- В настоящее время существует не так много автошкол, занимающихся подготовкой водителей грузовиков (далеко не каждая компания может позволить себе купить и обслуживать такой транспорт). Организаций, занимающихся переподготовкой – еще меньше. Поэтому следует внимательно отнестись к поиску учебного заведения. Следует тщательно изучить договор и проверить наличие лицензии. Только так можно застраховать себя от лишних расходов и гарантировать получение ВУ. Программа подготовки для водителей легковых автомобилей существенно сокращена, а стоимость обучения в несколько раз ниже.
- Не стоит обращаться в автошколу, если имеются серьезные проблемы со здоровьем. Требования к водителям грузовиков более строгие, а медкомиссия включает нескольких дополнительных врачей. Поэтому наличие ВУ не гарантирует прохождение медосмотра. Также нужно быть готовым к тому, что придется оплатить оформление справки (стоить она будет около 2000 рублей).
- Одно из главных условий для получения прав – это успешная сдача экзаменов. В целом, они мало чем отличаются от аналогичных испытаний на категорию B. Разница лишь в том, что здесь водитель сидит за рулем многотонного грузовика. Как правило, бывалые автомобилисты справляются с экзаменами в ГИБДД с первого раза. Если же сделать это по каким-то причинам не удалось, всегда можно пройти пересдачу. Главное – не затягивать. В противном случае гражданина могут направить для повторного прохождения обучающего курса.
- Для получения нового водительского удостоверения требуется оплатить госпошлину. В настоящее время ее размер составляет 2000 рублей. Но и здесь можно сэкономить. При подаче электронной заявки на портале Госуслуг и безналичной оплате, гражданин получает скидку в размере 30%. Таким образом, размер пошлины сократится до 1400 рублей.
Это были основные нюансы переподготовки водителей. На самом деле, открыть категорию С не так сложно. Большинство людей, уже имеющих ВУ, справляются с этим с первого раза. Все, что нужно – это серьезно отнестись к учебному процессу и заранее позаботиться о подготовке необходимых документов.
Экзамен в ГИБДД
Когда водитель полностью освоил программу переподготовки и успешно прошел все внутренние испытания, он получает возможность сдать экзамен в ГИБДД (порядок его проведения регулируется п83-123 Приказа МВД от 20.10.2015 №995 и Постановлением Правительства от 24.10.2014 №1097). Проверка мало чем отличается от аналогичного теста для категории В.
Сначала соискатель должен сдать теорию. Она включает в себя 40 билетов, в каждом из которых присутствует по 20 вопросов. Отвечая на них, водитель должен показать, что он освоил программу подготовки и знает ПДД, основы безопасности движения, методики оказания первой помощи, и правила эксплуатации ТС. Оценка «Не сдал» (Приказ №995 п97-98) ставится в том случае, если при ответе было допущено 3 ошибки, 2 ошибки в одном тематическом блоке или 1 ошибка в дополнительных вопросах (согласно п98 Приказа №995, за каждый неправильный ответ в основной части дается 5 дополнительных вопросов).
После успешной сдачи билетов, водитель попадает на автодром. Здесь он должен выполнить ряд упражнений. Сюда входит параллельная парковка, «бокс», змейка, троганье на подъеме и разворот (в этом программа для грузовых и легковых ТС не различается).
Если автодром сдан без ошибок, водитель получает экзаменационный лист. С ним он отправляется на сдачу «города». В отличие от полигона, здесь в кабине грузовика будут также присутствовать инструктор и инспектор ГИБДД. В ходе проверки водитель должен показать свои навыки управления, проехав регулируемый и нерегулируемый перекрестки, пешеходный переход и остановку. Также потребуется выполнить разворот, перестроение и обгон. За каждую ошибку дается определенное количество баллов (грубые ошибки – 5 баллов, средние – 3, мелкие – 1). Экзамен считается сданным, если набрано менее 5 баллов (Приказ №995 п129-130).
Пересдать теорию и практику можно будет только через неделю. Но если на сдачу теории дается неограниченное число попыток, то «город» можно выполнять только 3 раза подряд. Если водитель так и не смог его выполнить, то до следующего экзамена ему придется ждать 30 дней. В случае, когда испытания не сданы за 6 месяцев, соискатель отправляется на переобучение.
Ход экзамена и его результаты обязательно должны быть оформлены в виде протокола.
Если водитель успешно сдаст все экзамены, он сможет заменить имеющееся водительское удостоверение. Сделать это можно в день сдачи экзамена или на следующий день (результаты теоретического экзамена действительны в течение 6 месяцев). Владельцу ВУ потребуется посетить отделение ГИБДД (выдача производится по месту обращения) и сфотографироваться. В течение нескольких минут будет изготовлен новый документ, где помимо уже открытых, будет присутствовать категория С и подкатегория С1. С этого момента водитель может вполне легально управлять грузовыми ТС.
Где получают тракторные права?
Выдачей удостоверений трактористов-машинистов, а соответственно и проверкой знаний, занимается Гостехнадзор. В отличие от водительского удостоверения, ГИБДД / ГАИ не имеет к данному процессу отношения.
Процесс обучения может быть делегирован отдельным учебным заведениям, однако проверкой (приемом экзаменов) и выдачей прав занимаются представители Гостехнадзора, и удостоверения, выданные без участия этой организации, считаются сфальсифицированными.
Не стоит путать организации Гостехнадзор и Ростехнадзор. Это разные ведомства, и только первое из них ответственно за выдачу прав тракториста.
Как проходит обучение?
Программа обучения по профессии водителя самоходных машин утверждена Ростехнадзором. В среднем занятия длятся 1,5 месяца и разбиты на теорию и практику. Из обязательных тем:
- основы вождения трактора;
- перевозка грузов;
- конструкция спецтехники;
- оказание первой медицинской помощи;
- ПДД.
Учебное заведение, проводящее курсы, должно иметь собственный полигон для отработки практических навыков вождения.
По окончании обучения проводится теоретический экзамен, на котором проверяют уровень знания ПДД и теоретические основы безопасной эксплуатации транспортных средств в зависимости от получаемой категории. Экзамен проходит в форме компьютерных тестов. Если кандидат уже имеет действующие права, то от проверки ПДД он освобождается.
Если теоретический экзамен не сдан, в течение 7 дней предусмотрена вторая попытка. Без подтверждения сдачи теоретической части кандидаты не допускаются к экзамену по практике. Сертификат действителен в течение 3 месяцев.
Категории и разряды
Конкретная категория определяется видом транспорта, управление которым интересует в настоящее время. Самих категорий действует несколько:
- Категория «А» – для мото- и авто- внедорожника, пересекающих загородную местность, находящихся за пределами обычных дорог.
Внутри категории присутствует разделение по разрядам. А1– в случае с транспортом со скоростью, рассчитанным на скорость до 50 километров в час. А2 – для владельцев внедорожников с общей массой до 3,5 тонн. Пассажирские машины в этом случае не учитываются. А3 – аналогичная группа прав. А4 разработана для внедорожников, у которых есть 8 и более пассажирских мест. Тогда внешний вид удостоверения тракториста не меняется, корректировки коснутся содержания.
- Категория «B» — для колёсных или гусеничных агрегатов, мощность двигателей у которых не превышает 2,7 киловатт.
- Категория «C». В данном случае рассматривают мощность от 27,5 до110 киловатт. Группа Д – следующая ступень;
- Категория «D» – разновидность колёсных машин с мощностью от 110 киловатт и выше;
- Категория «Е». Обозначение для гусеничного транспорта с двигателем мощностью примерно в 27,5 киловатт;
- Категория «F». Категория для самоходных машин сельхозназначения согласно новому образцу.
Узнайте, где можно получить права на трактор:
Для каждой из приведенных категорий действуют свои особенности правил сдачи на права.
Категории водительских прав на трактор
Для получения водительских прав, в первую очередь, следует определиться с тем, каким видами спецтехники вы хотите управлять. Для этого существуют категории прав тракториста-машиниста нового образца, определенные постановлением Правительства РФ N 796.
Первой из них является категория «А», позволяющая управлять автомототранспортом, не предназначенным для использования по дорогам общего применения или не способным развивать скорость свыше 50 км/ч.
К ней относятся складская техника, снегоходы, квадроциклы и другой транспорт небольшой мощности, в том числе и мотоблоки. Поэтому в 2023 году права на мотоблок с прицепом нужны для управления этой техникой.
В категории «А» также существуют подкатегории, позволяющие управлять отдельными видами внедорожных транспортных средств:
- I — мототранспорт;
- II — автотранспорт, весящий не больше 3,5 тонн и имеющий не более 8 сидений (водительское место не считается);
- III — автотранспорт, вес которого превышает 3,5 тонны;
- IV — автотранспорт, имеющий более 8 пассажирских мест.
Получение категории «В» предоставляет возможность управлять машинами на гусеницах и колесах с двигателем, не способным развивать мощность больше 25,7 кВт. На текущий момент можно управлять с правами тракториста-машиниста категории «С» колесными транспортными средствами, имеющими мощность мотора от 25,7 до 110,3 кВт.
При получении категории «D» тракторист обретает право управлять машинами на колесах, способных развивать мощность более 110,3 кВт. Следующая категория — «Е» — позволяет использовать транспорт на гусеницах мощностью более 25,7 кВт. После получения последней категории — «F» — водитель может использовать самоходный сельскохозяйственный транспорт.