Общие (для всех типов аккумуляторов) правила ухода за ними
На всех без исключения автомобильных АКБ кислотой необходимо регулярно осуществлять контроль за герметичностью их корпуса и заливных пробок; содержать в чистоте специальные дренажные отверстия. В случаях появления признаков подтекания электролита нужно устранить течь. И не забыть тщательно промыть корпус и аккумуляторный отсек автомобиля нейтрализующим щелочным составом (содой, проще говоря). Нельзя опускать недозаряда аккумулятора при поездках (для этого нужно следить за работой генератора). Без промедления обращаться к автоэлектрику, если обнаруживаются какие-либо отклонения в работе любого электрического оборудования из того «арсенала», что имеется «на борту» автомобиля.
Также необходимо периодически качественно очищать и немного смазывать клеммы (литиевой смазкой). Тем самым достигается удаление постепенно нарастающих окислов между клеммами аккумулятора и зажимами проводов и защита клемм от электрокорозийного разрушения. Нужно проверять также, не ослабло ли крепление клемм.
Раз в полгода надо подзаряжать автомобильную аккумуляторную батарею при помощи стационарного зарядного устройства от сети (это в особенности важно для возрастных аккумуляторов). Если зима морозная, то не помешает и ежемесячная подзарядка АКБ сетевым устройством
Постоянно нужно следить за внешним видом аккумулятора, обтирать его корпус ветошью, смоченной в содовом растворе, удалять возникающие загрязнения.
Периодически нужно практиковать проверки напряжения на клеммах АКБ при работающем на холостом ходу двигателе. Данная процедура позволяет определить уровень заряда, который обеспечивает генератор. Если напряжение находится в пределах от 12,5V до 14,5V, то это означает, что агрегат исправен и работает в штатном режиме. Отклонения от указанных параметров говорят об износе генератора и необходимости его диагностики для устранения неисправности. И после ремонта нужно тоже повторить контрольные мероприятия, в разных режимах работы. В том числе и при включенных фарах и иных потребителях электрической энергии.
В случаях, если напряжение на клеммах падает ниже 10,5 V, то это уже то значение, которого будет недостаточно для запуска двигателя. Такую аккумуляторную батарею необходимо заряжать.
Если автомобиль в течение длительного времени не будет использоваться, то обязательно нужно отключить массу. Данное простое действие позволит избежать естественного саморазряда аккумуляторной батареи.
Имеет немалое значение и проверка надёжности крепления батареи, своевременная, при необходимости, подтяжка гаек или болтов. Разболтанные крепления и «пляшущий» в ходе поездки аккумулятор создают условия для повреждения корпуса и (или) подтекания электролита.
Как обслужить и долить воду в необслуживаемый аккумулятор
Перед тем как приступить к самостоятельному изменению конструкции АКБ следует оценить все плюсы и минусы от выполнения такой операции. Во многих случаях утраты необслуживаемым аккумулятором способности выдавать высокий разрядный ток, является признаком его скорой гибели. То есть отсутствие воды уже привело к непоправимым последствиям. Даже если удастся вернуть его к жизни, то на факт, что он проживет долго.
Если принято окончательное решение о ремонте батареи, то следует позаботиться о безопасности, ведь внутри корпуса аккумулятора находится несколько литров кислоты, которая при разбрызгивании может причинить серьёзный ущерб здоровью. Сделать необслуживаемый аккумулятор обслуживаемым можно несколькими способами.
Самый сложный вариант – снять верхнюю крышку полностью. Сделать это можно с помощью ножовки или электроинструмента, но такая операция потребует слишком много времени, а по завершении обслуживания необходимо будет качественно установить этот элемент обратно, что является ещё большей проблемой. Поэтому не рекомендуем этим заниматься.
Восстановить можно только кислотно-кальциевый аккумулятор, если у Вас AGM, EFB или Гелевый то ничего не получится.
Наиболее простым способом обслужить АКБ этого типа является сверление отверстий в крышке. Двенадцативольтовая батарея состоит из 6 банок, поэтому достаточно сделать по 1 отверстию на каждый отсек, чтобы можно было осуществлять независимую регулировку уровня и плотности электролита.
Снятая лабиринтная крышка
Пробки на банках неразборного аккумулятора делаются в такой последовательности:
- Маркером отметить на верхней крышке середину каждой банки. Если вертикальные стенки не просматриваются на корпусе, то для выполнения этой операции необходимо замерить ширину крышки с точностью до миллиметра. Затем получившееся число необходимо разделить на шесть. В результате вычислений будет получено расстояние между пробками. Отступ от края для первой пробки можно получить, если ранее вычисленный результат разделить на 2.
- Чтобы минимизировать загрязнение электролита пластмассовой стружкой сверление корпуса рекомендуется осуществлять в 2 этапа. Вначале следует по ранее отмеченным маркером точкам сделать отверстия сверлом диаметром 3 мм. После этого, следует расширить отверстия инструментом, сечение которого составляет 12 мм.
- Для того, чтобы плотно закрыть такие отверстия и тем самым исключить вероятность разбрызгивания кислоты во время использования, необходимо взять 6 пробок от лекарственных спиртовых вытяжек, например, валерьянки и установить их в сделанные отверстия.
Таким образом можно сделать довольно качественную переделку одного типа аккумулятора в другой. Отверстия диаметром 12 мм позволяют, при необходимости, долить дистиллированную воду или электролит, если проблема неработоспособности АКБ заключалась в утечке кислотного раствора.
Профилактика сульфатации
Это относится к покрытию пластин аккумулятора, изготовленному из сульфата свинца PbSO4. Развитие этого процесса приводит к снижению емкости батареи. В целом, сульфатация — это естественный и неизбежный ход событий. Однако правильный уход за автомобильным аккумулятором позволит значительно замедлить этот процесс и продлить срок службы изделия. Только специализированное оборудование может точно определить степень сульфатации. При обслуживании батареи вы можете заметить, что пластины повреждены: на них появился белый налет. Этот процесс вызывается:
- Длительное неиспользование аккумулятора (например, когда автомобиль долгое время простаивает).
- Хранение разряженной батареи.
- Короткие поездки, требующие частого запуска двигателя (например, постоянное использование автомобиля в городе).
- Чрезмерный разряд батареи.
Если сульфатация уже произошла, существует несколько способов остановить этот процесс. Один из них — сделать или купить электронное устройство, излучающее импульсные токи. Однако его трудно найти в продаже, и изготовить его может только человек с электротехническим образованием. По этой причине стоит рассмотреть более простой метод регенерации батареи. Как потом обслуживать батарею? Десульфатация включает в себя многократную зарядку. Действовать нужно следующим образом:
- Проверьте плотность электролита в каждой банке и запомните ее, чтобы потом можно было провести сравнение.
- Установите зарядный ток на зарядном устройстве на 0,04 от емкости батареи. То есть, если ваша батарея имеет емкость 55 Ач, то при напряжении 14 В она будет иметь силу тока 2,2 А. Время процесса составляет 8 часов.
- Оставьте аккумулятор в состоянии покоя на 12-14 часов для выравнивания потенциалов на свинцовых пластинах.
- Измерьте плотность: если она увеличилась, значит, процесс начался, и процедуру следует повторить.
Как откорректировать состояние электролита
Существует три возможности корректировки плотности электролита:
- Если он нормальный, то плотность низкая. Извлеките все содержимое банки с помощью ареометра и перелейте в стеклянную емкость. Добавьте концентрированную кислоту, доведите плотность до рекомендуемого значения. Налейте электролит в банку до уровня.
- Когда уровень электролита низкий, плотность высокая. Добавьте дистиллированную воду, перемешивая электролит стеклянной палочкой. По окончании измеряется плотность.
- Когда уровень нормальный, плотность высокая. Слейте электролит, добавьте дистиллированную воду, заполните до уровня.
Для обслуживания батареи весь электролит можно перелить в стеклянную или эмалированную емкость, перемешать и проверить плотность. Залейте нормальный электролит обратно в банки, при недостатке долейте свежий электролит соответствующей плотности. Доливать следует равномерно во все банки, чтобы количество свежей серной кислоты было одинаковым во всех банках.
Как проверить плотность электролита
Опытные автомобилисты уже давно придумали свою классификацию АКБ, особо выделив «малообслуживаемую» аккумуляторную батарею с открытым доступом к банкам. В данном случае есть возможность проверить уровень электролита в банке, долить воды и поставить на зарядку. Кстати, если аккумулятор кипит при зарядке в самом начале процесса, скорее всего, уровень электролита изначально был слишком низким.
Если же в батарее нет отверстий вообще, значит она полностью лишена возможности обслуживания, и такому автомобильному аккумулятору можно помочь только периодически его заряжая.
В случае, когда приходится иметь дело с «классическим» примером АКБ, а не с необслуживаемыми аккумуляторами, придется научиться самостоятельно определять плотность электролита внутри батареи.
Для определения плотности аккумулятора существует специальный прибор, который называется ареометр. Проверка осуществляется при комнатной температуре около +20°С. Перед этим батарея вынимается из машины и тщательно очищается, чтобы при проведении манипуляций грязь и пыль не попали внутрь нее.
В течение всего времени работы автомобильного двигателя, а также при изменении температуры происходит постоянное изменение уровня плотности электролита. При нормальном цикле «заряда-разряда» эти изменения носят обратимый характер. Однако, когда электролит закипает или испаряется вода, плотность его изменяется уже необратимо, увеличиваясь в случае повторения подобного процесса.
Если плотность электролита выше нормы, это неблагоприятно сказывается на емкости аккумулятора и уменьшает срок его продуктивной работы. При низкой плотности уровень напряжения становится ниже, что затрудняет работу стартера и запуск двигателя.
Плотность электролита определяется следующим образом. В каждую банку аккумулятора по отдельности погружается наконечник ареометра, и часть жидкости забирается из банки резиновой грушей. В процессе забора жидкости нужно следить за тем, чтобы поплавок прибора всплывал в корпусе трубки и не касался ее стенок. Показания снимаются тогда, когда поплавок перестает двигаться, с ориентиром на специальную шкалу, которую хорошо видно по линии жидкости.
Корректировка плотности электролита проводится либо корректирующей жидкостью (при пониженном уровне плотности — например, зимой, во избежание риска его замерзания), либо, если плотность высока, электролит просто разбавляется дистилированной водой.
После этого АКБ заряжается малым током 1,5-2 А. О том, сколько заряжать аккумулятор, читайте здесь →
Определение необслуживаемых аккумуляторов
С появлением аккумуляторов типа Са/Са стали применять понятие необслуживаемых источников питания. Подобный вариант исполнения характеризуется следующими особенностями:
- Положительные и отрицательные решетки изготавливаются из сплава свинца и кальция. Обслуживаемые варианты исполнения изготавливали при использовании сплава свинца и сурьмы.
- Высокая концентрация сурьмы приводит к быстрому испарению воды. Вследствие этого уровень электролита существенно падал, и приходилось периодически добавлять воду.
- При изготовлении пластин учитывается, что концентрация сурьмы должна быть не более 6%. Современные технологии производства позволяют контролировать концентрацию этого химического элемента с высокой точностью.
Несмотря на то что необслуживаемые варианты исполнения изготавливаются при применении малого количества сурьмы, жидкость также со временем уходит. Это связано с особенностями химических и других процессов, которые проходят внутри конструкции на момент эксплуатации батареи и ее длительного хранения.
Обслуживание необслуживаемого аккумулятора автомобиля нужно проводить по причине постепенного падения уровня электролита. К особенностям работы современных аккумуляторов относятся следующие моменты:
- При разрядке автомобильного АКБ на аноде происходит восстановление диоксида свинца серной кислоты. При этом одновременно на катоде происходит окисление свинца.
- На момент зарядки АКБ процесс идет в противоположном направлении.
- Использовать пластины из чистого свинца не получается по причине их малой прочности. Именно поэтому стали добавлять сурьму, которая может существенно повысить прочность структуры.
- Сурьма становится катализатором гидролиза — процесса разложения воды на элементы водорода и кислорода. Внешне процесс выглядит как кипение, в ходе которого происходит уменьшение количества воды.
В последнее время в продажу стали поставлять большое количество АКБ без отверстий, которые обеспечивают доступ к внутренней части банок. Для проверки емкости на корпусе создается специальная шкала. Поэтому использовать обычный метод проверки емкости, который предусматривает применение стеклянного стержня, в этом случае не получится.
Визуальный осмотр и чистка
Внешняя чистка аккумулятора необходима для поддержания его правильной работоспособности. Обслуживание и чистка АКБ должны проводиться в одно время, за исключением тех моментов, когда батарея слишком грязная. Но 10 минут вполне достаточно для протирки аккумулятора влажной ветошью, не снимая его с автомобиля.
При осмотре необходимо убедиться в целостности корпуса аккумуляторной батареи, отсутствии потёков электролита, а также следов масла, тосола или антифриза. После осмотра можно приступать к чистке: качественно протереть корпус аккумулятора влажной ветошью. Для протирки клемм лучше использовать сухие тряпки.
После протирки, клеммы АКБ следует смазать специальным гелем, предотвращающим появление окислительной плёнки и токопроводящего налёта. Если геля нет, то вполне подойдёт простой солидол или циатим, который применяют для смазки подшипников электродвигателей, работающих на высоких оборотах.
Правила обслуживания АКБ
Работа автомобиля напрямую зависит от состояния АКБ. Для этого следует неукоснительно соблюдать все этапы обслуживания аккумуляторной батареи.
Визуальный осмотр
Осмотр проводят не реже 2 раз в месяц. Если при диагностике обнаружена соль на корпусе или потеки электролита, их удаляют, используя щелочные растворы. Допустимо также применять для чистки пищевую соду. Она нейтрализует кислоту, удаляет грязь и пыль с корпуса. Множественные потеки электролита могут быть спровоцированы микроповреждениями корпуса батареи. При отсутствии регулярной очистки и ремонта это приведет к саморазрядке аккумулятора и его поломке.
Измерение уровня заряда
Проводится с помощью мультиметра или вольтметра. Для этого от выводов АКБ отсоединяют клеммы бортовой системы автомобиля, на их место подключают датчики прибора. Приемлемым уровнем напряжения принято считать 12,6-12,9 В. Если показания прибора ниже стандарта, аккумулятор нуждается в зарядке от сети. Для проверки напряжения в бортовой сети клеммы соединяют, запускают двигатель, включают несколько электроприборов. Показатель напряжения должен быть 13-14,4 В.
Важно! Европейские приборы для измерения напряжения отличаются от Российских расположением клемм
Проверка уровня и плотности электролита
На многих современных моделях на корпусе размещены панели, на которых отображается информация о плотности и уровне электролита. Если подобная функция отсутствует, можно произвести замеры самостоятельно. Для этого не требуется демонтаж батареи. Снимают крышки с отверстий расположенных на банках и погружают в них прозрачную трубку из стекла или пластика. Когда она коснется пластин, ее вынимают и оценивают высоту оставшегося следа. В идеале он должен быть не менее 10 мм.
Справка! Замеры проводятся при полностью заряженном аккумуляторе и температуре не ниже 25 градусов.
Для измерения плотности электролита используют ареометр или денсиметр. Кончик прибора погружают в жидкость, следя, чтобы он не касался стенок батареи, после чего считывают показания. Нормой принято считать результаты 1, 27-1, 29 гр/куб.см. Если результат неудовлетворительный, его корректируют, заливая в АКБ дистиллированную воду или электролит.
Измерение тока утечки
Проводят так же, как и заряд аккумулятора. Различие операций в том, что мультиметр выставляют в режим замера тока. Утечка тока будет способствовать быстрой разрядке батареи и не даст ей полностью восстановить заряд. При обнаружении проблемы, необходимо выяснить причины утечки и устранить их.
Зарядка АКБ
В условиях регулярной эксплуатации зарядка батареи происходит от генератора. При использовании сетевого зарядного устройства речь идет о подзарядке. Такая процедура должна проводиться не реже 1 раза в 3 месяца. Внеплановая зарядка осуществляется, если батарея полностью разряжена. Такую ситуацию могут спровоцировать: длительное нахождение авто в гараже без движения, включенный дальний свет и музыкальный проигрыватель. Проводят зарядку в режиме бесперебойного напряжения.
Справка! В зимний период, когда аккумулятор находится под постоянным воздействием низких температур, понадобится более частая зарядка.
Проверка состояния АКБ нагрузочной вилкой
Этот прибор дает нагрузку на аккумулятор, имитирующую ту, которая возникает при запуске двигателя. В нормальном рабочем состоянии напряжение не должно падать более 5 секунд.
Как подготовить аккумулятор автомобиля к зиме
Если нет уверенности в старой батарее, самое простое решение — приобрести на зиму новую. В данном случае придется немного потратиться. Но этого можно избежать, если заранее подготовить имеющуюся АКБ к работе в зимний период.
Полная диагностика и обслуживание АКБ
Работы можно провести самостоятельно:
- отключить АКБ, отсоединив минусовую клемму;
- отсоединить плюсовую клемму;
Плюсовая и минусовая клеммы АКБ
- снять крепление батареи;
- демонтировать аккумулятор, держа его в горизонтальном положении;
- удалить загрязнение с корпуса при помощи раствора соды;
- очистить клеммы и наконечники АКБ от окисления;
Очистка клемм аккумулятора металлической щеткой
установить аккумулятор на место.
Плохой контакт увеличивает сопротивление, снижает пусковой ток и ведет к потере электроэнергии, вырабатываемой генератором авто.
Этапы очистки наконечников и клемм:
- нейтрализовать остатки серной кислоты, протерев тряпочкой, увлажненной содовым раствором;
- очистить до металлического блеска с помощью щетки по металлу или наждачной бумаги;
- поверхность клемм и наконечников обработать солидолом.
Выравнивание плотности электролита
Проверка уровня жидкости — основная составляющая обслуживания аккумулятора перед зимой. Если он недостаточен, то ячейка потеряет емкость, что негативно отразится на работе батареи. Уровень легко проверить в домашних условиях, не снимая аккумулятор с машины. Для этого необходимо приготовить специальную стеклянную трубку — пипетку Мора.
Пипетка Мора
Процедура проверки:
- снять пробку банки АКБ;
- вставить пипетку до упора;
- закрыть верхнее отверстие пальцем руки;
- вынуть трубку — уровень должен быть в пределах 1,5-2 сантиметра;
- при необходимости долить дистиллированную воду до нужной высоты.
Измерение уровня жидкости при помощи пипетки Мора
После определения уровня электролита целесообразно проверить его плотность в каждой ячейке при помощи ареометра. Конструкция прибора состоит из стеклянной колбы с измерительным поплавком внутри. С одной стороны колба имеет резиновую трубочку для забора электролита, на другом конце закреплена резиновая груша для создания необходимого разрежения.
Ареометр
Как проводится замер:
- Прибор опустить трубочкой в горловину банки АКБ.
- С помощью груши закачать электролит в стеклянную трубку до всплытия поплавка.
- По измерительным отметкам поплавка определить уровень плотности жидкости. Вычисление произвести по соотношению дистиллированной воды к серной кислоте. На одну часть воды приходится 1,25 части кислоты.
Проверка плотности электролита ареометром
Чтобы поднять плотность электролита в банке до нужного уровня, надо удалить залитую жидкость и добавить в ячейку новый электролит.
Полный заряд батареи
Данный этап заканчивает процедуру подготовки аккумулятора к зиме. После определения плотности электролита нужно зарядить АКБ. К работам разрешается приступать только в том случае, когда величина разрядки менее 80 %. Для выполнения мероприятий должно использоваться проветриваемое помещение или открытое пространство.
Процесс зарядки аккумулятора:
- Подключить зарядное устройство к АКБ, соблюдая полярность.
- Прибор включить в сеть электропитания.
- Настроить устройство на 14,4 В.
- В процессе зарядки корпус аккумулятора не должен нагреваться.
- Оставить подключенный прибор на 12 часов.
Зарядка автомобильного аккумулятора
Правила ухода за необслуживаемой АКБ
Аккумуляторные батареи делятся на три типа: обслуживаемые, малообслуживаемые и необслуживаемые. С точки зрения ухода, отличаются они незначительно – стандартный перечень правил для первых двух типов дополняется необходимостью периодической проверки уровня электролита и его доливки. Кроме того, для обслуживаемых моделей возможен даже ремонт аккумуляторов, вплоть до замены пластин. Но это требует высокой квалификации, поэтому для начала рассмотрим базовый уход на примере необслуживаемых АКБ. Для них требуется регулярно проводить:
Очистку клемм и контактных частей силовых проводов
Металл имеет свойство окисляться, поэтому важно не допустить прикипания проводов к клеммам, иначе могут возникнуть проблемы при их отсоединении во время аварийной ситуации. Клеммы и контакты чистятся металлической щеткой с нашатырным спиртом или водным раствором соды
После очистки следует закрепить контакты и намазать клеммы литолом, солидолом или другой подобной смазкой во избежание их повторного окисления. Очистку корпуса. Нельзя допускать загрязнения корпуса аккумуляторной батареи
Если у вас необслуживаемый аккумулятор, то особое внимание следует уделить очистке газоотводного отверстия, поскольку его загрязнение может привести к отказу устройства. Проверку креплений
Жесткое крепление АКБ необходимо, чтобы избежать повреждения пластин из-за вибрации и ударов. Поэтому вы должны убедиться, что прижимные планки обеспечивают хорошую фиксацию устройства.
В базовые правила ухода входит и периодическая зарядка аккумулятора автомобиля. В стандартных условиях АКБ заряжает генератор транспортного средства, но при его длительном простое, а также в зимнее время, часто требуется дополнительная подзарядка батареи с помощью специализированного зарядного устройства.
Чтобы определить, нужно ли зарядить аккумулятор автомобиля, нет другого способа, кроме как проверить аккумулятор мультиметром. Нормальное напряжение на его клеммах при неработающем двигателе должно быть на уровне 12,5-13 В. Если оно меньше, то батарею лучше зарядить. Для этого аккумулятор необходимо снять и перенести в сухое отапливаемое помещение.
Для зарядки АКБ подойдет любое устройство, которое позволяет регулировать ток заряда аккумулятора автомобиля – он должен находиться в промежутке от 5 до 10% от емкости батареи. При этом необходимо следить, чтобы напряжение на клеммах не поднялось выше 14,4 В, иначе АКБ может просто «закипеть», что для необслуживаемых батарей равносильно выходу из строя. После того как зарядка была завершена, сначала отключают зарядное устройство, а затем и аккумулятор, начиная с минусовой клеммы.
Правила правильной эксплуатации АКБ
Корректное использование аккумулятора – это регулярный контроль электрических характеристик и оберегание от факторов, влияющих на саморазряд и разрушение пластин.
Режим непрерывного подзаряда
Максимальный ресурс батареи рассчитан на постоянное заряженное состояние, чтобы избежать сульфатации. Необходимо пресекать даже среднюю потерю 20-30% емкости. Глубокий разряд, а тем более уход в «ноль» – серьезное испытание для электрохимических схем, которые подвергаются ускоренному износу и могут не восстановиться полностью. Эта проблема особенно актуальна для кальциевых АКБ, которые боятся глубокого разряда.
Частичный разряд при низких температурах
При старте двигателя в мороз полностью заряженный аккумулятор с максимальной плотностью электролита может просаживаться по напряжению до 6-7 вольт из-за замедления реакции всех пусковых систем авто и необходимости генерации высоких токов холодной прокрутки. Чтобы восстановить рабочие параметры на клеммах, активно израсходуются запасы электроемкости. Несколько неудачных запусков нередко становятся причиной глубокой разрядки.
Намного хуже с задачей старта справляется уже частично разряженная АКБ, у которой более низкая плотность электролита становится причиной значительной потери емкости. Аккумулятор в таком состоянии не только подвержен риску замерзания, но и ускоренно саморазряжается. Иногда достаточно одной морозной ночи под капотом, чтобы уйти в «ноль»
Именно поэтому важно не оставлять батарею с частичным разрядом на холоде, рассчитывая на подзарядку от генератора при следующем выезде. Этой попытки может не быть, а сразу придется обращаться в прием автомобильных аккумуляторов
Лучше заранее перенести АКБ в достаточно теплое помещение и после выравнивания температур подключить к ЗУ.
Заряд аккумулятора
При каких условиях можно заряжать аккумулятор
Если показания работоспособности аккумулятора определились таким образом, что требуется его зарядка, нужно соблюдать следующие условия: хорошая проветриваемость помещения, температура аккумулятора соответствует 10 градусам Цельсия, при повышении температуры электролита до уровня 55 градусов процедуру нужно прекратить. Нарушение последнего может привести к перегреву или даже закипанию электролита, отчего могут покоробиться пластины, в итоге это приведёт к выходу из строя АКБ. Необходимо помнить, что попытки ускорения заряда аккумулятора могут привести к ее повреждению. Для необслуживаемых АКБ основным показателем во время зарядки считается напряжение.
Приборы для заряда аккумулятора:
- Зарядное устройство (ЗУ).
- Автоматическое зарядное устройство.
- Адаптер для заряда аккумулятора.
Как зарядить аккумулятор
ЗУ должно обеспечивать напряжение заряда 16–16,6 В. Батареи заряжают двумя способами: постоянным током или напряжением.
При зарядке постоянным током необходимо каждые 1–2 часа контролировать его величину. Такой заряд производят током равным 10% ёмкости аккумулятора в течении 20-ти часов. Для АКБ ёмкостью 45 А/ч ток заряда составляет 4,5 А, эту величину тока необходимо поддерживать на протяжении всего времени заряда.
В конце заряда АКБ может возникать повышенное выделение газа, для минимизации этого эффекта, а также для повышения степени заряженности АКБ необходимо ступенчатое уменьшение тока. При достижении напряжения 14,4 В ток уменьшают в два раза, на примере ёмкости в 45 А/ч, до 2,75 А, при напряжении 15 В его снова уменьшают в два раза, до 1,38 А.
АКБ считается заряженным если напряжение и ток не меняются в течении одного, двух часов, обычно это соответствует напряжению в 16,3-16,4 В.
При зарядке постоянным напряжением скорость заряда зависит от величины напряжения:
- при 14,4 В потребуется до 32 часов заряда;
- при 15 В потребуется до 28 часов;
- при 16 В потребуется до 25 часов;
На полную зарядку АКБ в течении суток необходимо напряжение в 16,4 В.
В момент включения ЗУ ток заряда может достигать 50 А и больше, для избегания такого большого зарядного тока ЗУ ограничивает его до 25 А.
По мере приближения полного заряда напряжение на выводах АКБ повышается до 14,4 В, а ток заряда уменьшается до нуля, что позволяет осуществлять заряд в полностью автоматическом режиме без участия человека.
Уделите внимание глубоко разряженному аккумулятору
Если АКБ установлена на автомобиле при его хранении, то следует ожидать так называемого саморазряда аккумуляторной батареи при наличии постоянного действующего потребителя электрического тока.
Показатель, при котором аккумулятор соответствует состоянию глубоко-разряженного, равно плотности электролита не выше 1,14 г/см3 что примерно соответствует напряжению в 11,9 В.
Такие батареи необходимо заряжать пониженным током 1–2 А или напряжением 12–13 В, так как при больших значениях батарея не сможет набрать свою полную ёмкость. При зарядке необходимо следить чтобы ток заряда не повысился до 5% от номинальной ёмкости батареи, например, для 45 А/ч ток должен составлять не более 2,25 А.
Особые указания:
- Аккумулятор подвержен замерзанию при отрицательной температуре вследствие увеличения количества воды в составе электролита. Которая возникает при его разрядке.
- Если аккумулятор «замерз», его ждет неминуемая замена, так как герметичность корпуса может быть нарушена из-за трещин. Если аккумулятор уцелел его можно зарядить, но только после того, как он отогреется в помещении не менее суток. После заряда такого АКБ теряется до 50% ёмкости и его можно эксплуатировать лишь короткий срок до покупки нового, так как его отказ неизбежен.
- Реакция сульфатации электродов, или иными словами образование твердого слоя, характерна для глубоко разряженных аккумуляторов, это влияет на мощность аккумулятора: она снижается. Такой реакции можно избежать, если глубоко разряженный аккумулятор подзарядить как можно быстрее.
- Заряду аккумулятора нужно уделить не менее суток или более.
При обслуживании автомобильного аккумулятора важно помнить, что он является источником повышенной опасности. Ввиду своей конструкции и принципа работы, составляющие батареи представляют собой агрессивные химические вещества, поэтому помните, что своевременный сервис и замена АКБ очень важный пункт в правильной эксплуатации вашего автомобиля.