Трактор Т-150К

Модификации трактора Т-150к

  • Т 158 – промышленный вариант, оснащался специальным тягово-сцепным устройством автомобильного типа и использовался для перевозки грузов массой до 20 тонн с помощью прицепов или полуприцепов.
  • Т 157 – лесопромышленная версия, отличалась повышенной проходимостью, специальным каркасом безопасности для защиты кабины и наличием трелевочного оборудования для транспортировки спиленных деревьев.
  • Т 156 – фронтальный погрузчик, оборудованный навесным ковшом грузоподъемностью до 3 тонн, используется для погрузки мелкокусковых материалов и сыпучих грузов в транспортные средства.
  • Т-150КД – версия общего назначения с установкой бульдозерного оборудования для работ по помещению грунта и других материалов на расстоянии не превышающие 100 метров. Бульдозерная навеска используется Т-150к зимой для расчистки дорог от снега.

Устройство трансмиссии агрегата

В конструкцию трактора входит механическая трансмиссия на ручном управлении. Она состоит з таких элементов:

  • Двухдискового сухого сцепления, оснащенного пневмоусилителем привода;
  • Коробки переключения скоростей;
  • Главной передачи;
  • Карданного вала;
  • Межколесного дифференциала;
  • Конечной передачи;

Узлы и механизмы трансмиссии расположены в отдельных корпусах.
Крутящий момент передается к дифференциалам заднего и переднего мостов посредством карданного вала. Они могут работать даже при сильном смещении задней и передней полурамы по отношении друг к другу.

Карданная передача снабжается промежуточной опорой с подшипником подвесного типа. И передний, и задний мост трактора являются ведущими. При этом задняя часть подключена постоянно, что гарантирует более безопасное управление агрегатом.

В конструкцию главной передачи входит ведомая и ведущая шестерни, имеющие спирально-конической зацепление. Этот механизм гарантирует различные частоты вращения колес при входе в поворот.

Сам привод выполняется при помощи колесных редукторов или конечных передач. Ведомый механизм каждой передачи установлен в отдельный корпус, расположенный в непосредственной близости к колесу.

Конструкция трансмиссии трактора не отличается сложностью. Благодаря этому даже новички, не знающие, как управлять агрегатом, достаточно быстро разберутся в принципе работы его ходовой части.

Отличия от предшественника – гусеничного трактора Т-74

Т-150 отличается от предшественника увеличением эксплуатационной массы (в полтора раза) и мощности дизельного двигателя (более чем в два раза). Также в его конструкции центр тяжести смещен вперед относительно центра опорной поверхности. Это позволяет при приложении тяги выравнивать давление по всей длине гусеницы, на которой опирается гусеничная цепь. Центр тяжести был перемещен за счет отделения коробки передач с рулевым механизмом от задней оси и перемещения их вперед, непосредственно на двигатель.

По сравнению с Т-74, Т-150 обеспечивает значительное увеличение производительности за счет более высоких скоростей и большей тяги. Снижает повреждающее воздействие на плодородный слой почвы: давление и скольжение. Передача мощности в 2 потока позволяет значительно снизить нагрузку, продлить срок службы всех приводных агрегатов, уменьшить их габариты и увеличить дорожный просвет. По условиям работы Т-150, конечно, был намного предпочтительнее более архаичного Т-74.

Кабина трактора Т-150К: обзор

Управление машиной осуществляется квалифицированным механизатором для обеспечения, работы которого созданы комфортные условия.

Трактор Т-150К снабжен кабиной закрытого типа с панорамным остеклением, где сосредоточены органы управления, контрольно-измерительные приборы и коммутационное оборудование.

Для размещения водителя предназначено подрессоренное кресло, регулируемое по высоте и положению относительно продольной оси. Перед ним установлены органы управления:

  • Рулевое колесо на колонке с кнопкой включения звукового сигнала и рычажным переключателем ближнего и дальнего света.
  • Рычаг ручного управления ТНВД, сблокированный с педалью акселератора.
  • Педали сцепления и тормоза.
  • Рычаги переключения диапазонов КП и переключения передач.
  • Рычаг стояночного тормоза с фиксатором-защелкой.
  • Рычаг включения привода переднего моста.
  • Рычаги управления насосом гидросистемы навесного оборудования.

Перед водителем установлена приборная панель со спидометром, указателем уровня топлива, индикаторами давления масла в двигателе.

Для создания комфортного микроклимата в кабине в зависимости от комплектации устанавливается воздухоочиститель с вентилятором или климатическая установка с кондиционером .

Допускается перевозка одного пассажира в неподрессоренном кресле, расположенном слева от водительского.

В целом рабочее место механизатора с точки зрения эргономики достаточно удобное. Панорамное остекление обеспечивает хороший обзор во все стороны практически без мертвых зон. Органы управления трактором легкодоступны, при работе они не требуют приложения чрезмерных усилий. Это служит сохранению работоспособности водителем в течение длительного времени.

Конструкция

У машины переднее расположение двигателя. К его задней части жестко прикреплена коробка передач, а на нее установлена кабина в комплекте с топливным баком емкостью 315 литров.

Коробка передач может включать транспортный, тяговый (медленный), рабочий режим и задний ход. Переключение передач (всего их 4 для каждого режима) осуществляется гидромуфтами без остановки, под нагрузкой и в движении.

Шасии базируется на несущей раме, включающей в себя два продольных швеллерных лонжерона, которые поперечно соединены передним и двумя промежуточными стальными брусьями. Управление поворотами гусеничного варианта машины рулевое. Также в нем реализована возможность включения различных передач на каждую гусеницу. Это позволяет разворачивать машину практически на месте.

В колесном варианте агрегат имеет раму из двух частей, соединенных шарнирно с возможностью поворота в горизонтальной плоскости. Передняя полурама несет на себе мотор, коробку передач, кабину и заправочный бак. Другая часть снабжена навесной системой, предназначенной для закрепления орудий. Задний и передний мост трактора являются ведущими (задний может отключаться).

Силовая установка самоходного агрегата Т-150К

Движение трактора возможно благодаря двигателю СМД-60(62), предназначенному для агрегата.

Двигатель СМД-60(62):

Двигатель СМД-60

Показатели силовой установки трактора Т-150, СМД-60(62):

  • Тип установки: дизельный двигатель внутреннего сгорания;
  • Количество тактов двигателя — 4;
  • Количество объемных камер двигателя, шт. – 6;
  • Формирование смеси двигателя: непосредственный впрыск рабочей смеси, турбонаддув турбины;
  • Охлаждение двигателя — жидкостное;
  • Мощность двигателя, кВт/л.с. – 121,4/165;
  • Частота вращения коленчатого вала двигателя, мин-1 — 2100;
  • Работа объемных камер двигателя, порядок 1-4-2-5-3-6;
  • Объем установки, литров — 9,15;
  • Объемные камеры двигателя, V-образное расположение (90°);
  • Диаметр объемной камеры двигателя, миллиметров — 130;
  • Расстояние от НМТ до ВМТ, миллиметров — 115;
  • Компрессия двигателя — 15;
  • Масса двигателя (в зависимости от комплектации), кг. — 950/1100;
  • Удельный расход дизеля, г/кВт*ч – 248;
  • Пусковое устройство — двухтактный бензиновый двигатель Р-350 (13,5 л.с.).

Коленчатый вал и поршневая группа

Коленчатый вал «3М3-511» литой, с противовесами. Изготавливается из высокопрочного чугуна «ВЧ-50», легированного магнием, на двигателях 90-х годов выпуска — с закаленными шейками, на более поздних — без закалки. Диаметр коренных пальцев 70 мм, шатунных пальцев 60 мм. Спереди и сзади на коленчатом валу установлены сальники, при этом передний — самозажимной резиновый, задний — на основе асбестового шнура. В задней части к оси четырьмя болтами крепится маховик, в передней части — привод распредвала (на шпонке), а также фланец для шкива привода генератора и водяного насоса.

Стальные шатуны закреплены на оси через втулки (со специальными отверстиями для утечки масла). Крышки шатунов крепятся болтами, которые дополнительно фиксируются герметиком.

Поршни литые, изготовлены из алюминиевого сплава. Они выполнены в простой конфигурации с плоским дном. Стандартный диаметр поршня 92 мм (есть также 5 ремонтных размеров для рассверленных гильз). Компрессионная высота поршня 51 мм. Вес — 565 гр. Поршень имеет 3 канавки под 2 компрессионных кольца и маслосъемное кольцо. Поршень устанавливается на шатун с помощью стального штифта диаметром 25 мм. Поршневой палец имеет внешний диаметр 25 мм, внутренний диаметр 16 мм. Внешняя поверхность новых поршней покрыта лужением для оптимизации приработки.

Техническое обслуживание

Техническое обслуживание Особенностью гусеничных и колесных тракторов является простота технического обслуживания. Эти машины предназначены для работы в течение длительного периода времени. Перед каждой поездкой проверяйте и, при необходимости, доливайте топливо, охлаждающую жидкость и масло, следите за исправностью тормозной и рулевой систем и проверяйте заряд аккумулятора.

Замена моторного масла должна производиться после 500 часов работы. Масло М-10Г2к рекомендуется использовать летом, а М-10ДМ — зимой. Трансмиссионное масло необходимо менять раз в год, перед началом работы или после 1000 часов работы.

Основные виды неисправностей

Многие владельцы тракторов Т-150 заметили проблемы с шестерней отбора мощности.

При сильном нагреве в этом узле.

Проверьте радиальный люфт игольчатых подшипников.

  • Если зазор превышает 0,5 мм, необходимо заменить ползун вместе с подшипником.
  • Если он меньше 0,5 мм, просто смажьте его снова.

Если на приводном валу имеется радиальное биение.

Проверьте фланцы коробки передач на наличие радиального перемещения.

Если они ослаблены, снимите приводной вал и подтяните болты и гайки, удерживающие фланцы на месте.

По следующим причинам гидравлический насос может не поднимать навесное оборудование

  1. Он выключен.
  2. Посторонние частицы попали на рабочую кромку седла перепускного клапана.
  3. Холодное масло.

Звезда мирового масштаба

С 1973 по 1977 год трактор получил пять золотых наград на международных выставках! В 1979 году на испытаниях в США (международный тракторный полигон, штат Небраска) Т-150К развил тягу, которая почти равнялась его весу, и американцы тут же окрестили его трактором, который может сам себя поднять.

В 1980 году создатель революционного агрегата Харьковский тракторный завод получил международную премию «Золотой Меркурий» за мир и сотрудничество. Благодаря мировому признанию Т-150К ХТЗ значительно увеличил экспорт. С 1976 по 1990 год в США, Канаду, Австралию, страны Европы, Азии и Африки было поставлено 21 863 таких модели.

Конструкция и технические характеристики моделей Т-150 и Т-150К

Оба агрегата представляют собой колесную или гусеничную конструкцию. Основа трактора состоит из рамы, в конструкцию которой входят передняя и задняя часть, соединенные шарнирами. Такой принцип изготовления, в паре с надежной коробкой передач, делают трактор Т 150 и его улучшенную версию достаточно маневренными, даже при наличии навесной лопаты.

Смена траектории движения машины выполняется посредством поворота полурам на шарнирном соединении вокруг вертикальной оси. Управление машиной осуществляется путем поворотов рулевого колеса. В качестве исполнительного механизма выступает гидропривод, функционирующий на базе масляного шестеренчатого насоса.

Передняя полурама оснащается мотором, трансмиссией, кабиной и расположенными внутри нее органами управления. Чтобы трактор Т 150К передвигался более плавно, его мост располагается на рессорах полуэллиптической формы. При этом задняя часть трактора жестко соединена с конструкцией рамы. Крутящий момент передается посредством открытого карданного вала.

Трактор Т 150 К обладает следующими характеристиками:

  • Максимальное усилие тяги –3 тс;
  • Скорость передвижения вперед – от 1,8 км/ч., до 31,1 км/ч., назад – 6,6–10,3 км/ч.;
  • Масса в полном снаряжении – примерно 8 т.;
  • Тормозная система – пневматический барабан, работающий под воздействием крана или педали;
  • Ленточное стояночное устройство блокирует вал под воздействием рычага.

Ниже рассмотрим каждый из узлов отечественного трактора более подробно.

Устройство трактора Т-150К

Трактор Т-150К

Трактор Т-150К имеет переднее расположение двигателя также как у  МТЗ 892. За двигателем располагается (жестко закрепляется) коробка передач, на ней — кабина с топливным баком в задней части. Коробка передач имеет несколько режимов (транспортный, рабочий, тяговый (медленный), задний ход), в каждом из которых 4 передачи переключаются (гидромуфтами) без разрыва потока мощности (без остановки, в движении, под нагрузкой). В конечных передачах применены планетарные редукторы.

Т-150К состоит из двух полурам: передней — с двигателем, коробкой передач и кабиной и баком; и задней — с навесной системой для крепления орудий. Ведущие мосты — одинаковые, ведущие (задний мост отключаемый), с одинаковыми широкими колесами большого диаметра. Это позволяет использовать трактор как дополнительное обородуование для  комбайна Дон 1500.

Двигатель

Специально для трактора Т-150К был разработан дизельный двигатель с турбонаддувом СМД-60.

Тип двигателя: 4-тактный дизель водяного охлаждения с турбонаддувом.

Мощность (эксплуатационная), кВт (л.с.): 110 (150).

Номинальная частота вращения коленчатого вала, мин-1: 2000.

Число цилиндров: 6.

Расположение цилиндров V-образное, угол развала 90°.

Порядок нумерации цилиндров

  • правый ряд: 1-2-3
  • левый ряд: 4-5-6

Порядок работы цилиндров: 1-4-2-5-3-6.

Диаметр цилиндра, мм: 130.

Ход поршня, мм: 115

Топливный насос 2-плунжерный распределительного типа, с центробежным всережимным регулятором.

Форсунка безштифтовая закрытого типа, с фиксированным распылителе.

Фильтры топливные грубой и тонкой очистки (со сменными бумажными фильтрующими элементами).

Масляный насос 2 -секционный шестеренный.

Масляный фильтр полнопоточная центрифуга и сетчатый фильтр перед турбокомпрессором.

Система охлаждения жидкостная принудительная, закрытого типа.

Вентилятор 6-лопастный, с приводом от коленчатого вала.

Система пуска: пусковой двигатель с редуктором, приспособленные к дистанционному запуску. Запуск осуществляется пусковым бензиновым двигателем, который в свою очередь запускается электростартером.

Турбокомпрессор ТКР11Н-1

Трансмиссия

Трактор оборудуется механической трансмиссией с гидроподжимными муфтами включения передач, что позволяет переключать передачи без разрыва потока мощности (на ходу, под нагрузкой). Режимы движения (транспортный, рабочий, медленный, задний ход) переключаются при остановке трактора.

У колесного трактора Т-150К крутящий момент от коробки передач передается на раздаточную коробку (в том же корпусе), а от нее — к ведущим мостам. Кроме того, от коробки передач осуществляется отбор мощности для привода навесных орудий типа  КЗК-10.

Органы управления трактором и контрольные приборы

Органы управления трактором Т-150К

1 — манометр двухстрелочный, 2 — указатель давления масла в системе смазки, 3 — указатель давления масла в гидросистеме, 4 — указатель температуры охлаждающей жидкости двигателя, 5 — амперметр, 6 — тахоспидометр, 7 — рычаг переключения передач, 8 — рычаг подачи топлива, 9 — рулевое колесо, 10 — рукоятка центрального переключателя света, 11 — включатель стартера, 12 — рычаг центрального (стояночного) тормоза, 13 — педаль управления муфтой сцепления, 14, 15, 16 — рычаги управления распределителем гидросистемы заднего навесного устройства, 17—рычаг включения привода редуктора вала отбора мощности, 18 — рычаг включения привода переднего моста, 19 — рычаг переключения диапазонов коробки передач.

Модификации

Трактор Т-150К имеет армейскую модификацию Т-154, предназначенную для буксировки артиллерийских орудий и выполнения армейских инженерно-строительных работ. Отличается от базовой модели отсутствием задней маятниковой навески (она заменена буксировочным крюком), наличием предпускового подогревателя двигателя, увеличенной скоростью движения, удлиненной задней полурамой и размещением на ней грузового кузова.

Модификациями трактора Т-150К являются трактор Т-156, предназначенный для работы с погрузчиком и трелевочный трактор ЛТ-157.

На базе трактора Т-150К рыбинским заводом дорожных машин выпускается одноосный тягач для работы в составе самоходных асфальтовых катков ДУ-62, ДМ-476 и скреперов ДЗ-12, ДЗ-121, отличающийся тем, что заднняя полурама заменена рамой машины (катка, скрепера). Шарнирный узел между полурамами модифицирован.

Модификации трактора Т-150К

На его базе создано семейство самоходных машин, предназначенных для выполнения разных видов работ.

Харьковский тракторный завод производит следующие модификации Т-150К:

Т-155 – армейская инженерная машина, используется для выполнения инженерно-заградительных работ и буксировки артиллерийских орудий разного калибра.

Легкий колесный тягач Т-155К со специальным оборудованием для инженерных войск и артиллерии. Модификация имеет бульдозерный отвал и модуль для рытья траншей и выполнения других земляных работ.

Тягач существенно отличается от базовой версии конструкцией прицепного устройства, вместо маятникового подвеса установлен стандартный крюк. На удлиненной задней полураме смонтирована грузовая платформа.

Т-156 — фронтальный погрузчик, предназначен для выполнения погрузочных работ и имеет специальное оборудование в виде вместительного ковша объемом в 1,3 куб, м. Трактор оснащен 8-ю фарами для освещения места проведения работ, для обеспечения из работы добавлен еще один аккумулятор 6СТ-140А3.

ЛТ-157 — трелевочный трактор, спректирован специально для работ в лесу. Основные отличия от базовой версии: наличие каркаса безопасности, улучшена тепло- и шумоизоляция кабины. Машина оборудована трелевочным чокером, мощной лебедкой, стальным щитом и бульдозерным отвалом, по специальному заказу возможна комплектация с клещевым захватом.

Т-158 — трактор колесный промышленный предназначен для выполнения технологических и транспортных операций. Комплектуется тяговым крюком с демпфером и автомобильным седельным прицепным устройством.

Т-150КД — оснащен бульдозерным отвалом

Все представленные версии трактора Т-150К изготовлены из стандартных узлов и механизмов. Унификация упрощает снабжение организаций и предприятий запасными частями, расходными материалами и комплектующими.

Схема переключения передач трактора Т-150

Коробка передач модели Т-150 настроена на 3 или 4 диапазона вперед и назад. Схема зависит от года выпуска автомобиля (до 1983 и после).

Механическая коробка передач с гидравлическим управлением позволяет менять ее на ходу, хотя первые автомобили этой серии требовали полной остановки оборудования. Эта функция не приводит к разрыву мощности, но значительно повышает производительность трактора. При работе на малых скоростях в зубчатую часть устанавливается гусеничный ход, благодаря которому при снижении скорости удается добиться увеличения тягового усилия.

В механической коробке передач трактора Т-150 разработчики уложили 4 режима: рабочий, ускоренная работа, медленный и сверхмедленный. Каждая из них имеет 4 передачи и 4 сцепления на другой оси. Для изменения режима необходимо остановить трактор, после чего включаются передачи. Они же передают вращение с первичного вала на промежуточный.

Диаграммы диапазонов:

  • рабочие: первичный вал 2 — втулка 45 — муфта 20 смещена влево — шестерни 19 и 46 — промежуточный вал 16;
  • ускоренная работа: узел 2 — втулка 45 — муфта 20 со сдвигом вправо — шестерни 24 и 25 — вал 16.
  • медленный: ось 2 — передачи 29 и 27 — узел с медленной передачей и задним ходом 15 — передачи 22, 23, 24 и 25 — ось 16.
  • сверхмедленная: ось 2 — передачи 29 и 27 — ось 15 — передачи 26, 24 и 25 — ось 16.
  • задний ход: ось 2 — шестерни 29 и 27 — ось 15 — шестерни 21, 19 и 46 — узел 16.

Ходовая часть

Гусеничная машина приводится в движение двумя гусеницами, каждая из которых установлена ​​на двух подпружиненных балансировочных тележках подвески и двух опорных катках. Винт оснащен винтовыми пружинами и гидравлическими амортизаторами, предназначенными для уменьшения ударов при столкновении с препятствиями.

Резиновая версия выполнена с четырьмя колесами, по одному с каждой стороны передней и задней оси. Шина на тракторе установлена ​​широкой, что позволяет снизить давление от его веса на грунт. Все четыре шины одинаковые, модели FD-14A или FD37, и имеют маркировку 530R610 (21.3R24) и 610R655 (23.1R26) соответственно).

Технические характеристики трактора Т150-05-09

Габаритные размеры и весМоторПередача инфекцииЕмкость заправки

Масса трактора, кг8150 ± 2,5%
Длина плавно (с зацепом), мм5000 ± 50
Ширина, мм1880 ± 30
Высота, мм2680 ± 40
База, мм1800
Колея, мм1435
Высота от земли (не ниже) мм300
ШаблонЯМЗ-236
Номинальная мощность, кВт (л.с.)128,7 (175)
Максимальный крутящий момент Нм (кгс м)716 (73)
Количество и расположение цилиндров6, V-образный
Диаметр цилиндра / ход поршня, мм130/140
Рабочий объем, л11.15
Номинальная частота вращения коленчатого вала дизельного двигателя, об / мин2100
Система запускаэлектрический старт
Удельный расход топлива N при номинальной мощности, г / кВт · ч (Г / л.с. · ч.)220 (162)
Схватить:сухой, двухдисковый с использованием нажимного диска с кожухом ЯМЗ
Адаптер:механический, переключаемый на лету под нагрузкой в ​​каждом диапазоне
Количество диапазонов / передач переднего хода:3/9
Количество диапазонов / реверс:1/3
Скорость движения, курс вперед, км / ч
Я диапазон4,26–5,88
II диапазон6,72–9,28
III диапазон11.09-15.31
Скорость движения назад, км / ч5,74-7,93
Толкающая сила в бульдозерном режиме5000
Масло моторное, л25
Трансмиссионное масло, л38
Масло в ведущих мостах, л34
Масло в гидросистеме подъемника, л38
Масло в коробке передач ВОМ, л6
Топливо, л330
Охлаждающая жидкость, лтридцать
Тип хладагентаантифриз или вода

Достоинства и недостатки

Машины обеих модификаций отлично зарекомендовали себя при выполнении различных работ. Несмотря на то что специфика эксплуатации тракторов значительно отличалась, техника могла органично дополнять друг друга.

Трактор Т-150

Из преимуществ можно отметить облегчённый доступ к основным узлам, большую ремпригодность и удобство в обслуживании. В отличие от большинства тракторов советского времени, у машин полностью отсутствовали протечки масла. Техника обычно вырабатывала заявленный производителями моторесурс, обходясь без капитального ремонта. Если случались поломки, то, как правило, по вине тракториста.

Не обошлось и без недостатков. Конструктивные недоработки имелись у обоих вариантов машин. Например, гусеничный Т-150 мог передвигаться в городских условиях только с использованием специальных накладок на траки.

Несмотря на сельскохозяйственную направленность и высокие показатели тяговой мощности, трактор практически не мог работать с широкоохватными плугами. В этом виновата укороченная база машины. При вспашке не используется большая часть плуга, он просто «провисает» между сцепкой и бороздой. Поэтому качество пахоты, оставляет желать лучшего.

Не оправдал себя и кинематический поворот трактора, рулевое управление требует определённых усилий.

Для колёсного Т-150К основной недостаток заключается в завышенном расходе топлива. Кроме того, машина сильно повреждает грунт при агротехнических работах и пробуксовывает на влажном грунте. Стоит отметить, что колёсная версия стоит заметно дороже, чем гусеничный трактор. При этом производительность существенно меньше.

Схема подключения генератора

Схема подключения генератора к встроенной сети трактора не зависит от модели техники.

В конструкции предусмотрено 3 или 4 выхода:

  • точка В или + используется для переключения плюсового провода от аккумулятора;
  • блок М подключен к отрицательному полюсу аккумулятора;
  • разъем D (используется на новых модификациях) идет через индикатор заряда и замок зажигания на плюсовую клемму аккумулятора;
  • штекер Ш выведен на корпус трактора (минусовой полюс);
  • точка W находится на той части генераторов, которая связана с тахометром.

Описание процесса

Генератор монтируется на двигатель, затем регулируется натяжение ремня, после чего затягивается верхний болт крепления. Провода подключаются к розеткам на задней части машины, в соответствии с электрической схемой трактора. При неправильном переключении генератор работать не будет, при повороте ключа в замке должна загореться красная лампочка отсутствия зарядки. После запуска двигателя индикатор автоматически выключается, указывая на правильную работу системы зарядки аккумулятора.

Проверка обмотки

Проверка обмотки проводится при выключенном двигателе и отсоединенных кабелях от генератора. Для тестирования требуется сигнальная лампа и заряженная батарея 12 В. Для проверки катушек возбуждения подать отрицательный ток на колодку М, а плюсовую клемму аккумулятора замкнуть через лампу с разъемом Ш. Когда катушка работает, ток в цепи падает, лампа светится тускло.

Дополнительные испытания для проверки обмотки статора и выпрямителя:

  1. На точку М подать отрицательный сигнал, а на клемму В подключить положительный полюс, включив в цепь контрольную лампу. В нормальном состоянии индикатор выключен, при повреждении диодов или обрыве плюсового вывода корпуса электромашины лампа включится.
  2. Подайте отрицательный ток на любую розетку переменного тока (до выпрямителя) и замкните положительный провод на блок B через контрольную лампочку. Если выпрямитель работает, лампа не включится, при выходе из строя диодов прямой полярности она загорится.
  3. Подсоедините положительный провод к клеммам переменного тока, а отрицательный провод — к клемме М. Если лампа горит, необходимо заменить диоды обратной полярности. Также имеет место короткое замыкание между обмоткой статора и корпусом генератора.

Модификации

Всего к выпуску было представлено 3 типа машин «Т-150К»:

Т-150КС1

Он имеет бортовое гидравлическое соединение и индивидуальный карданный вал. Трактор в данной модификации комплектуется прицепным оборудованием в виде дужки и подвесной системы. Кроме того, в моторную часть модификации добавлен предпусковой подогреватель ПБЖ-3000.

Т-150КС2

Трактор унифицирован с моделью предыдущей модификации, но отличается отсутствием задней навески. К тому же трактор выпускался без ПБЖ.

Т-150КС3

Трактор в данной модификации отличается наличием тягово-сцепного устройства в виде гидравлического крюка. Трактор оборудован, в принципе, так же, как и первая модификация, но не имеет на борту кронштейна и шлейки. Также доступен PBG.

История создания спецтехники

Создать мощную колесную технику для сельского хозяйства было очень сложно, так как соответствующая база советского автопрома не могла обустроить производственный цикл. В то же время в 1967 году удалось разработать опытный вариант колесного трактора Т 150 К, который выпускал Харьковский тракторный завод (ХТЗ). За основу новой модели было решено взять основу существующей машины Т-125. Только через 40 лет после выпуска опытной партии удалось пройти испытания качества в американском штате Небраска, где были подтверждены отличные параметры сельхозтехники. По классификации трактор относится к третьей группе тяговой группы спецтехники.

Из 1974 года – в XXI век

Т-150 — энергоемкий универсальный сельскохозяйственный гусеничный трактор производства Харьковского тракторного завода. Выпускался с 1974 года до недавнего времени. Более распространен более унифицированный с ним энергонасыщенный колесный трактор Т-150К. Различия между ними заключаются в операционных системах, поворотных механизмах, стойках, редукторах (унифицированных по элементам), в системах управления. Разработка и серийное производство семейства не только родственных, но колесных и гусеничных тракторов с высочайшей степенью унификации — очень сложная задача. Это оказалось по плечу только советской промышленности и корпорации John Deere. О гусеничном Т-150 — в этой публикации.

Система навесного оборудования

Трактор Т-150К колесный относиться к машинам общего назначения и может быть использован для выполнения широкого спектра операций.

Перечень основных видов работ:

  • Сельскохозяйственные: пахота, культивации, обработка почвы перед посевом и буксировка сеялок, дискование, а также уборка зерновых культур при помощи несамоходного комбайна. Скорость движения от 7 до 14 км/ч.
  • Транспортные операции с буксировкой прицепов и полуприцепов на скорости до 30 км/ч.
  • Выполнение дорожных, дорожно-строительных и других видов работ с применением навесного и полунавесного и буксируемого оборудования.

Трактор отличается высокой энергонасыщенностью и оснащен прицепным устройством специальной конструкции.

Помимо прочего имеется вал отбора мощности для подключения соответствующего навесного оборудования.

Агрегатирование трактора с машинами осуществляется в строгом соответствии и с инструкцией. Перечень навесного оборудования и агрегатов включает в себя:

  1. Лущильник дисковый с шириной захвата в 15 м.
  2. Плуги: лущильники; пятикорпусные навесные;
    шестикорпусные полунавесные; пятикорпусный для тяжелых и каменистых грунтов.
  3. Бороны дисковые тяжелые и стандартные.
  4. Культиваторы в сцепке (две или три единицы).
  5. Сеялки. Сцепка из трех или четырех агрегатов.
  6. Катки для прикатывания.
  7. Буксируемые комбайны силосо- и кукурузоуборочные.
  8. Разбрасыватели удобрений минеральных, органических, пылевидных и жидких.
  9. Транспортные работы с использованием двухосного полунавесного и трехосного прицепа.
  10. Культиватор-плоскорез для глубокого рыхления почвы.
  11. Борона игольчатая в сцепке из пяти устройств.
  12. Сеялки-культиваторы для посева зерновых культур.

Широкое применение колесного трактора Т-150К объясняется его многофункциональностью и возможностью передвижения по дорогам общего пользования. Высокая проходимость делает его незаменимым при выполнении многих видов сельскохозяйственных работ.

Трансмиссия трактора Т-150

В состав механизмов, соединяющих двигатель с колесом, входят:

  • Устройство сухого принципа, соединяющее друг с другом концы валов. Имеет два диска и пневматический усилитель привода;
  • КПП;
  • Кардан;
  • Главная и конечная передачи;
  • Дифференциал между колёсами.

Импульс раздаточной коробки передаётся на дифференциалы колёс (передних и задних) с помощью кардана. Вал оборудован промежуточной опорой и соединением шлицами, за счет которых меняется протяжённость детали на поворотах машины. Если смещение двух половин рам существенно, агрегат не теряет работоспособность. Установка с полным приводом, на задних колёсах привод постоянен, переднее шасси подключаемое.

Трактор Т-150: технические характеристики

Все модели тракторов Т-150 оборудованы дизельным 6-цилиндровым четырехтактным наддувным двигателем СМД-60. Его мощность – 158 лошадиных сил. Размещение цилиндров – V-подобное, охлаждение – жидкостное. Запускается двигатель по двойному алгоритму – с начала стартером заводится пусковой бензиновый мотор, который в свою очередь разгоняет главный двигатель. Очистка воздуха для топливной системы трехуровневая – 2-ступенчатая очистка сухим фильтром от пыли плюс инерционно-масляная (так называемая тонкая очистка). При отрицательных температурах (от –5°С) двигатель запускается с помощью специальной нагревательной системы ПЖБ-300.

Другие технические параметры трактора:

  • вместительность бачка для горючего – 315 л;
  • средний расход топлива – 258 г*кВт/час;
  • габариты – 2945*6130*2220;
  • вес агрегата – 7685 кг;
  • ширина колеи – 1860 мм.

Трансмиссия трактора Т-150

В состав механизмов, соединяющих двигатель с колесом, входят:

  • Устройство сухого принципа, соединяющее друг с другом концы валов. Имеет два диска и пневматический усилитель привода;
  • КПП;
  • Кардан;
  • Главная и конечная передачи;
  • Дифференциал между колёсами.

Импульс раздаточной коробки передаётся на дифференциалы колёс (передних и задних) с помощью кардана. Вал оборудован промежуточной опорой и соединением шлицами, за счет которых меняется протяжённость детали на поворотах машины. Если смещение двух половин рам существенно, агрегат не теряет работоспособность. Установка с полным приводом, на задних колёсах привод постоянен, переднее шасси подключаемое.

История создания спецтехники

Создавать мощные колесные машины для сельского хозяйства было очень сложно, так как соответствующая база советского автопрома не могла оборудовать производственный цикл. В то же время в 1967 году появилась возможность разработать опытный вариант колесного трактора Т 150 К производства Харьковского тракторного завода (ХТЗ). Принято решение взять за основу новой модели базу существующей машины Т-125. Всего через 40 лет после выпуска опытной партии удалось пройти качественные испытания в штате Небраска, США, где были подтверждены прекрасные параметры специальной сельхозтехники. По классификации трактор относится к 3-й группе тяговой группы спецтехники.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий