Типичные проблемы и способы устранения
В целом агрегат достаточно надёжен и прост по конструкции. Однако ремонт КПП т 150 должны выполнять специалисты (водители или механики) с опытом работы именно с подобными механизмами, поскольку в противном случае возможно выполнить работу некачественно.
Основные неисправности таковы:
- для переключения передач приходится применять солидные усилия. Есть вероятность, что проблема в золотнике распределителя – нужно промыть как его самого, так и место в корпусе распределителя;
- педаль муфты сцепления не хочет возвращаться в исходное положение, а ряды при этом включаются тяжело. Следует отрегулировать длину тяги блокировки;
- при переключении падают обороты двигателя. Виновник – распределитель КПП. В нём разорвана прокладка, изношены кольца или крышка;
- переключение происходит с сильными рывками. Случилось залегание перебросных клапанов. Возможно, заклинило гидроаккумулятор – тогда его нужно снять и промыть;
- передачи плохо фиксируются в своих положениях. Возможно, пружина фиксатора распределителя ослабла. Следует установить фиксатор ролика, а затем натянуть пружину регулировочным винтом. Или же бывает, что ролик соскочил с посадочного места;
- пониженное давление на передачах. Значит, залёг перепускной клапан. Нужно выполнить его снятие, промывку, а также промыть и фильтр КПП Т 150. В свою очередь, повышенное давление – симптом того, что залёг перепускной клапан или распределительный перепускной клапан;
- если на манометре указано неправильное значение, то вариантов два – либо забито отверстие дросселя, либо поломался, собственно, манометр. Во втором случае его нужно заменить.
Техническое обслуживание
Техническое обслуживание Особенностью гусеничных и колесных тракторов является простота технического обслуживания. Эти машины предназначены для работы в течение длительного периода времени. Перед каждой поездкой проверяйте и, при необходимости, доливайте топливо, охлаждающую жидкость и масло, следите за исправностью тормозной и рулевой систем и проверяйте заряд аккумулятора.
Замена моторного масла должна производиться после 500 часов работы. Масло М-10Г2к рекомендуется использовать летом, а М-10ДМ — зимой. Трансмиссионное масло необходимо менять раз в год, перед началом работы или после 1000 часов работы.
Основные виды неисправностей
Многие владельцы тракторов Т-150 заметили проблемы с шестерней отбора мощности.
При сильном нагреве в этом узле.
Проверьте радиальный люфт игольчатых подшипников.
- Если зазор превышает 0,5 мм, необходимо заменить ползун вместе с подшипником.
- Если он меньше 0,5 мм, просто смажьте его снова.
Если на приводном валу имеется радиальное биение.
Проверьте фланцы коробки передач на наличие радиального перемещения.
Если они ослаблены, снимите приводной вал и подтяните болты и гайки, удерживающие фланцы на месте.
По следующим причинам гидравлический насос может не поднимать навесное оборудование
- Он выключен.
- Посторонние частицы попали на рабочую кромку седла перепускного клапана.
- Холодное масло.
Отличия от предшественника – гусеничного трактора Т-74
Т-150 отличается от своего предшественника увеличенными эксплуатационной массой (в полтора раза) и мощностью дизельного двигателя (более чем в в два раза). Также в его конструкции реализовано смещение центра тяжести вперёд, относительно середины опорной поверхности. Что позволяет при приложении силы тяги выровнять давление по всей длине опорной поверхности гусеничной цепи. Произведено смещение центра тяжести было за счёт отделения коробки передач с механизмом поворота от заднего моста и переноса их вперёд, непосредственно к двигателю.
По сравнению с Т-74, Т-150 обеспечивает значительное увеличение производительности, за счёт работы на повышенных скоростях, и с бо́льшей силой тяги. Он уменьшает пагубное воздействие на плодородный слой грунта – давлением и буксованием. Передача мощности 2-мя потоками позволяет значительно снизить нагрузки, укрепить долговечность всех узлов трансмиссии, уменьшить её габариты и поднять дорожный просвет. По условиям труда, Т-150, конечно, был гораздо предпочтительнее более архаичного Т-74.
Технические параметры и конструкция агрегатов Т-150
Двигатель
На трактор устанавливались следующие дизельные четырехтактные силовые агрегаты с водяным охлаждением:
- СМД-61 — производства ХЗТД.
- ЯМЗ-236Д — производства Автодизель.
Двигатели Т-150 имели следующие технические характеристики (в скобках для модели ЯМЗ-236Д):
- Выход — 160 литров. С. (175).
- Количество цилиндров и расположение — 6 шт., V-образное.
- Скорость вращения — 2000 об/мин (2100).
- Объем – 9,15 л (11,15).
- Вес — 0,95 т (1,00).
- Способ запуска — электростартер.
- Расход топлива – 217 г/кВтч (220).
Кабина
Кабина, которая устанавливалась на трактор, выполнена в двухместном варианте. Сиденья были подрессоренными, сиденье водителя регулировалось по высоте.
Сама кабина имела каркасную конструкцию, малый вес, хорошую шумоизоляцию, высокую герметизацию, сплошное остекление, передние окна оснащались стеклоочистителями. Его дополнили специальным утеплителем для работы в холодную погоду.
Характеристики
Трактор имеет следующие характеристики:
- Длина — 5,00 м.
- Ширина — 1,88 м.
- Высота — 2,68 м.
- Агропросвет — 0,30 м.
- Масса — 7,95 тонны.
- База — 1,80 м.
- Колея — 1,45 м.
- Грузоподъемность оборудования — 3,50 тонны.
Параметры наполнения сельхозмашины:
- Масло::
- Двигатель – 19,8 л.
- Рулевой – 33 л.
- Коробка передач — 38,0 л.
- Гидравлическая система — 50 л.
- Приводной вал — 34 л.
- Коробка отбора мощности – 3,6 л.
- Топливо — 15 л.:
- Охлаждающая жидкость — 41 л.:
Трактор Т-150К – технические характеристики
Аналог 150-ой модификации – промышленный трактор Т-150К получил повышенные характеристики. Это сделало его более универсальной машиной, которая сегодня активно используется не только в сельском хозяйстве, но и в строительной, коммунальной сферах, а также в горнодобывающей промышленности.
Параметры модели включают:
- мощность ДВС СМД-60/ЯМЗ-236 – 165/180 л. с.;
- вместительность топливного резервуара –– 375 л;
- расход топлива при эксплуатации – 212 г/л. с. ч.;
- высота дорожного просвета – 40 см;
- ширина колеи – 3,17 м;
- максимальная скорость движения без навесного оборудования – 30,8 км/ч;
- рабочий вес – 8,4 т.
Среди особенностей сельхозмашины выделяются ее достаточно большие габариты. В длину агрегат составляет 6,13, а в ширину – 2,46 м.
Конструкция и технические характеристики моделей Т-150 и Т-150К
Оба агрегата представляют собой колесную или гусеничную конструкцию. Основа трактора состоит из рамы, в конструкцию которой входят передняя и задняя часть, соединенные шарнирами. Такой принцип изготовления, в паре с надежной коробкой передач, делают трактор Т 150 и его улучшенную версию достаточно маневренными, даже при наличии навесной лопаты.
Смена траектории движения машины выполняется посредством поворота полурам на шарнирном соединении вокруг вертикальной оси. Управление машиной осуществляется путем поворотов рулевого колеса. В качестве исполнительного механизма выступает гидропривод, функционирующий на базе масляного шестеренчатого насоса.
Передняя полурама оснащается мотором, трансмиссией, кабиной и расположенными внутри нее органами управления. Чтобы трактор Т 150К передвигался более плавно, его мост располагается на рессорах полуэллиптической формы. При этом задняя часть трактора жестко соединена с конструкцией рамы. Крутящий момент передается посредством открытого карданного вала.
Трактор Т 150 К обладает следующими характеристиками:
- Максимальное усилие тяги –3 тс;
- Скорость передвижения вперед – от 1,8 км/ч., до 31,1 км/ч., назад – 6,6–10,3 км/ч.;
- Масса в полном снаряжении – примерно 8 т.;
- Тормозная система – пневматический барабан, работающий под воздействием крана или педали;
- Ленточное стояночное устройство блокирует вал под воздействием рычага.
Ниже рассмотрим каждый из узлов отечественного трактора более подробно.
Устройство трансмиссии агрегата
В конструкцию трактора входит механическая коробка передач. Он состоит из следующих элементов:
- Двухдисковое сухое сцепление с пневмоприводом;
- Переключение передач для переключения передач;
- Основная трансмиссия;
- Карданный вал;
- Дифференциальные прерывания;
- Конец передачи;
Приводы и приводные механизмы размещены в отдельных корпусах.
Крутящий момент передается на дифференциалы заднего и переднего мостов через карданный вал. Они могут работать даже тогда, когда передняя и задняя рамы сильно смещены друг относительно друга.
Карданная передача оснащена промежуточной опорой с подвесной опорой. И передняя, и задняя оси трактора приводные. При этом задняя часть подключена постоянно, что обеспечивает более безопасное управление агрегатом.
Конструкция главной передачи включает ведомую шестерню и ведущую шестерню, которые имеют спирально-коническую шестерню. Этот механизм гарантирует разную скорость вращения колес при входе в повороты.
Сам привод осуществляется с помощью шестерен или бортовых передач. Ведомый механизм каждой шестерни установлен в отдельном корпусе, расположенном в непосредственной близости от колеса.
Конструкция трансмиссии трактора не сложна. Благодаря этому даже новички, не умеющие пользоваться агрегатом, быстро поймут принцип работы его корпуса.
Особенности конструкции
Шасси трактора Т-150 базируется на жесткой несущей раме, включающей в себя два мощных продольных швеллерных (коробчатых) бруса, поперечно соединенных с передней, и три промежуточных стальных бруса — поперечины, соединенных заклепками. К раме через узел рессорной подвески крепятся 2 подвижные тележки с гусеничным приводом по 46 звеньев в каждой, ведущие колеса, направляющие катки с натяжителями и амортизаторами, опорные и опорные колеса.
Рулевое управление гусеничного варианта машины. Также можно включать разные передачи для каждой дорожки. Поэтому развернуть тяжелую машину можно практически на одном месте.
В колесном варианте Т-150К рама состоит из двух частей, шарнирно закрепленных, с возможностью поворота в горизонтальной плоскости. На передней полураме расположены двигатель, коробка передач, кабина и дизельный бак. На задней полураме имеется шарнирная система, предназначенная для крепления навесного оборудования. Оба моста трактора, задний и передний, являются ведущими. В этом случае заднюю крышку можно отключить.
На тракторе Т-150 двигатель расположен спереди. К задней части двигателя жестко прикреплены сцепление и двухпоточный редуктор, два выходных вала которого соединены карданными валами с правой и левой коническими бортовыми передачами, установленными в заднем мосту. Главные передачи связаны с планетарными бортовыми редукторами, на которых установлены звездочки гусеничных цепей.
Повернуть трактор можно двумя способами. Кинематический способ предполагает включение с помощью гидромуфт разных передач с левой и правой сторон. При кинематическом способе поворота обе гусеницы остаются ходовыми (активными) и весь вес трактора используется для создания тяги. Силовой способ заключается в снижении давления масла в гидромуфте на отстающей стороне. Управление трактором при силовом способе поворота осуществляется штурвалом. Наименьший радиус поворота дается при включении тормоза с нужной стороны после полного отключения гидромуфты.
На коробку передач устанавливается кабина и дизельный бак емкостью 315 литров. Коробка передач включает транспортный, тяговый (медленный), рабочий режим и задний ход. Переключение передач (всего их четыре, для каждого из перечисленных режимов) осуществляется гидромуфтами — без остановки, под нагрузкой и в движении. Тормоза — ленточные, с двумя подтянутыми ветвями. Гидравлическое оборудование: отдельная отдельная агрегатная система управления навесными и прицепными машинами; отдельная система рулевого управления и переключения передач. Рулевое управление гидромеханическое.
Как устроена машина
Устройство Т 150К
1 — насосный агрегат гидросистемы; 2 — дизельный двигатель; 3 — кабина с органами управления; 4 — магистраль гидросистемы; 5 – устройство рекуперации энергии; 6 — задний мост; 9 — элементы трансмиссии; 10 – передний мост
Ходовая пневмоколесная часть
Рама трактора навесно-молоточного типа собирается из двух полурам, соединенных двойным шарниром. Конструкция допускает отклонения передней и задней части узла на +/- 15° в вертикальной плоскости и +/- 30° в горизонтальной плоскости. Такая схема повышает проходимость и устойчивость машины, позволяет менять направление движения, не затрагивая колеса передней оси.К передней раме прикреплены: через рессорный узел переднего моста (в режиме экскаватора действие рессор блокируется механическим упором); силовая установка, агрегаты трансмиссии, кабина управления.Задняя полурама жестко связана с задним мостом.Колеса низкого давления взаимозаменяемы, их можно сдвоить. Размер 350—610R, модель ФД-14. Вес колеса Т-150К (шины) 144 кг.
Узлы трансмиссии
Сцепление в сухом исполнении однодисковое с пневматическим приводом. Коробка передач механического типа, режимы передачи энергии вращения выбираются вручную, они активируются гидромуфтами. 12 скоростей коробки передач разделены на 4 диапазона: медленное движение, работа, транспорт, задний ход.Раздаточная коробка через карданный вал, редукторы дифференциального устройства, главная передача, бортовые редукторы обеспечивают постоянную работу заднего ведущего моста и ручное подключение переднего моста.
Силовая установка трактора ХТЗ Т-150
Под капотом Т-150 первоначально устанавливался дизельный двигатель, выдающий 150 «лошадей». Поздние версии трактора получили еще 30 л. с. за счет доработки мотора. Имеется версия и с силовой установкой, полученной от ЯМЗ, мощность которой не превышает 175 л. с.
Запуск силовой установки осуществляется при помощи вспомогательного двухтактного двигателя ПД-10, работающего на бензине. В условиях низких температур пуск мотора облегчается предварительным нагревом солярки подогревателем ПЖБ-10.
Для предотвращения перегрева мотора используется пневматическая система охлаждения, имеющая циклонно-масляные воздушные фильтры.
Топливный бак трактора изначально вмещал 375 литров солярки. Новые модификации оснащены баком, емкость которой равна 430 л.
Модификации трактора Т-150к
- Т 158 – промышленный вариант, оснащался специальным тягово-сцепным устройством автомобильного типа и использовался для перевозки грузов массой до 20 тонн с помощью прицепов или полуприцепов.
- Т 157 – лесопромышленная версия, отличалась повышенной проходимостью, специальным каркасом безопасности для защиты кабины и наличием трелевочного оборудования для транспортировки спиленных деревьев.
- Т 156 – фронтальный погрузчик, оборудованный навесным ковшом грузоподъемностью до 3 тонн, используется для погрузки мелкокусковых материалов и сыпучих грузов в транспортные средства.
- Т-150КД – версия общего назначения с установкой бульдозерного оборудования для работ по помещению грунта и других материалов на расстоянии не превышающие 100 метров. Бульдозерная навеска используется Т-150к зимой для расчистки дорог от снега.
Модификации
Трактора серии 150 на сегодня имеет четыре модификации, причем все они относятся к модели Т-150К.
На ее базе выпущен армейский вариант Т-154, с помощью которого выполняют инженерно-строительные работы и буксируют несамоходные артиллерийские установки.
Отличия от базовой модели состоят в наличии буксировочного крюка вместо маятниковой навески, возможности предпускового прогрева двигателя, более высокой скорости передвижения. Кроме того, задняя полурама сделана удлиненной и несет на себе грузовой кузов.
Модифицированная машина Т-156 оснащена ковшом и способна выполнять погрузочные работы, а ЛТ-157 является трелевочным трактором и используется на лесозаготовках.
Машины харьковского завода явился базой и для разработки Рыбинским заводом одноосного тягача, работающего в составе самоходных скреперов и асфальтовых катков. У него задняя рама заменена рамой соответствующей машины и модифицирован шарнир между полурамами.
Технические характеристики
Вес и габариты
- Размеры ДШВ: 5735 (без прицепных орудий)/2340/3165 мм.
- База — 2860 мм, клиренс 40 см.
- Радиус поворота — до 6, 5 м.
Вес Трактора Т-150 — 8100 — 8750 кг в зависимости от комплектации и модификации. Соответственно, трактор с крупным навесным оборудованием будет весить больше.
Двигатель
Тип двигателя на тракторе Т-150 — шестицилиндровый дизельный агрегат СМД60, четырехтактный с V-образным расположением цилиндров. Поддерживает функцию турбонаддува. Насос для подачи топлива двухплунжерный, с функцией распределения топлива.
Дизельный двигатель активируется с помощью бензинового двигателя (от электростартера).
КПП трактора Т-150
- Коробка переключения передач на тракторе Т-150 механическая.
- Переключение передач может производиться на ходу, с учетом нагрузки в каждом скоростном диапазоне.
- Количество передач переднего хода: 12, количество передач заднего хода: 4.
- Диапазон скоростей (задний ход) — от 5 до 9 км/час.
- Диапазон скоростей переднего хода — от 3 до 30 км/час.
Управление
Схема органов управления трактором Т-150 показана на фото далее. На приборной панели перед машинистом трактора располагаются такие датчики, как манометр, указатель давления масла, амперметр, датчик температуры охлаждающей жидкости.
Также там расположены рычаги: переключения передач, подачи топлива, стояночного тормоза, гидросистемы навесных орудий, ВОМ, привода переднего моста.
Непосредственно перед оператором располагается рулевое колесо, ниже педаль сцепления.
Трансмиссия и ходовая часть
Механическая трансмиссия. Переключение передач машинистом трактора допустимо без глушения двигателя и остановки машины в процессе работы. Менять скоростной диапазон на Т-150 значительно легче, чем на моделях тракторов более ранних поколений.
Доступно четыре режима движения:
- транспортный (максимальная скорость);
- медленный;
- рабочий;
- движение назад.
Устройство кабины
Кабина трактора Т-150 цельнометаллическая. С 2013 года все тракторы, сошедшие с конвейера ХТЗ, оснащаются защитным каркасом. Он повышает прочность конструкции и позволяет защитить оператора от аварийных ситуаций, например, от падений груза на крышу (при строительных работах).
Герметизация кабины хорошая, внутрь не попадает пыль. Конструкция обогревается, оснащена вентиляцией. Есть стеклоочистители и козырек, защищающий от лучей солнца при работе летом. Присутствует зеркало заднего вида. Дополнительная опция: обдув лобового стекла при запотевании.
Назначение
Трактор — это универсальная техника, которую используют во всех сферах. Существует 3 вида спецтранспорта:
- Специальные. К ним относится транспорт, сделанный исключительно для сельского хозяйства. Использовать его для других целей проблематично или невозможно, т.к. он имеет узкоспециализированные запчасти.
- Общего назначения. Подходят для всех сельскохозяйственных работ. Обладают меньшим количеством настроек, но может быть использована для возделывания любых культур. Двигатель трактора общего назначения всегда имеет мощный двигатель и небольшой дорожный просвет.
- Универсальные. Необходимы для работы с насаждениями. На такую техники устанавливают широкие колеса для лучшего сцепления с землей. Размер колеи при этом можно регулировать по расстоянию между рядами.
Колесный Т-150 относится к тракторам общего назначения. Наибольшее распространение он получил в сельском хозяйстве. Иногда применяется для строительства дорог. Эту модель фермеры выбирают из-за высокой скорости движения. Хорошие ходовые характеристики позволяют ездить по любому типу почвы вне зависимости от погоды. Такой параметр особенно важен владельцам участков с суглинком.
Внимание! Разноразмерные колеса с широкой резиной не травмируют почву.
Особенности конструкции
Шасси трактора Т-150 базируется на несущей раме жесткого типа, включающей в себя два мощных продольных швеллерных (коробчатых) стрингера, соединенных поперечно спереди и три промежуточных стальных стержня — поперечных балки, соединенных заклепками К раме через узел рессорной подвески прикреплены 2 подвижные тележки с гусеничным ремнем из сорока шести звеньев каждая, звездочки, направляющие катки с натяжителями и амортизаторами, опорные и опорные колеса.
Рулевое управление гусеничного варианта машины. Также можно включать разные передачи для каждой дорожки. Поэтому развернуть тяжелую машину можно практически на одном месте.
В варианте с колесами Т-150К рама состоит из двух частей, шарнирно закрепленных, с возможностью поворота в горизонтальной плоскости. На передней полушасси расположены двигатель, коробка передач, кабина и бак для дизельного топлива. На задней полураме имеется шарнирная система, которая предназначена для крепления навесного оборудования. Обе оси трактора, задняя и передняя, вынесены вперед. В этом случае заднюю часть можно отключить.
На тракторе Т-150 двигатель расположен спереди. К задней части двигателя жестко прикреплены двухпоточная муфта и коробка передач, два выходных вала которых соединены карданными передачами с расположенными на заднем мосту левой и правой коническими бортовыми передачами. Главные передачи связаны с планетарными бортовыми редукторами, на которых установлены звездочки гусеничной цепи.
Поворот трактора можно осуществить двумя способами. Кинематический способ предполагает включение с помощью гидромуфт разных передач с левой и правой сторон. При кинематическом методе поворота обе гусеницы продолжают двигаться (активны), и для создания тяги используется весь вес трактора. Силовой метод заключается в снижении давления масла в гидромуфте с задней стороны. Управление трактором методом силового поворота осуществляется с помощью руля. Наименьший радиус поворота обеспечивается активацией тормоза на нужной стороне, после полного отключения гидромуфты.
На КПП установлена кабина и бак для дизельного топлива емкостью 315 литров. Коробка передач включает транспорт, ход (ползучий ход), режим движения и задний ход. Переключение передач (всего их четыре, для каждого из перечисленных режимов) осуществляется гидромуфтами, безостановочно, под нагрузкой и на ходу. Тормоза — ленточные, с двумя тугими ветвями. Гидравлическое оборудование: отдельная агрегатная система для управления навесными и прицепными машинами; Отдельная система рулевого управления и переключения передач. Адрес гидромеханический.
Пневматическое оборудование: управление сцеплением и тормозами прицепа.
Электрооборудование: бортовая сеть с внутренним напряжением 12 В. Пусковое напряжение — 24 В. Аккумуляторные батареи — 6СТ-190А3 (2 шт.)
Навеска трактора гидравлическая, моноцилиндрическая, с регулировкой 2 и 3 точки.
История создания трактора Т-150
Выпуск данной модели был освоен Харьковским тракторным заводом более 40 лет назад. Первый трактор Т-150К покинул конвейер в 1971 году значительно раньше, нежели гусеничная модификация. Именно колесные машины данного производителя получили наибольшее распространение в народном хозяйстве.
Прототипом для создания Т-150К послужил трактор Т-125 оригинальной конструкции. Машина была разработана инженерами завода, что называется, с чистого листа на основании общих требований и технического задания. Предшественник выпускался с 1962 по 1967 год, глубокая модернизация модели привела к появлению Т-150К. Это позволило успешно пройти международные испытания в Соединенных Штатах Америки в 1979 году.
Модификация оказалась исключительно удачной, трактор выпускается и до сих пор. Машина поставляется во многие страны мира и эксплуатируется в разных климатических условиях. Зачастую техника не получает надлежащего регламентного обслуживания при этом сохраняя работоспособность. Данные обстоятельства говорят о значительном запасе прочности и огромном ресурсе механизмов и систем.
С момента начала производства трактор подвергался несколько раз модернизации. В частности, был заменен двигатель, постоянно совершенствуются системы управления машиной
Большое внимание уделяется улучшению условий труда тракториста. Это позволило ХТЗ в значительной мере сохранить свои позиции в данном сегменте рынка