Преимущества и недостатки
Модель имеет много положительных качеств.
- Простота конструкции.
- Ремонтопригодность.
- Надежность силового агрегата.
- Хорошая тяга.
- Возможности долгосрочного бега.
- Увеличенный топливный бак.
К недостаткам трактора относятся.
- Неудобная кабина.
- Сложное управление рычагами и сцеплением.
- Повышенный расход топлива при максимальной мощности.
Эти недостатки не повлияли на популярность модели.
Первый запуск и обкатка
Сразу после первого запуска двигателя необходимо провести процедуру обкатки, которая может значительно увеличить срок службы дизельного трактора DT-54. Период обкатки длится около 8 часов, начиная с прогрева двигателя и работы без нагрузки в течение 2,5-3 часов.
В период обкатки движущиеся части двигателя и коробки передач шлифуются, проверяются сцепление, скорость и тормозная система. По окончании периода приработки необходимо полностью заменить масло в тракторе.
Необходимые масла:
- В тракторах этого класса используются следующие масла: M-10DM и M-10G2k.
- В тракторе ДТ-54, помимо моторного масла, используется трансмиссионное масло марки ТП-15В.
Особенности
Формально ДТ-54 не первый советский дизельный трактор. Тем не менее, именно он стал самой массовой моделью и настоящей легендой отечественного дизельного тракторостроения, потому что ощутимо превосходил более ранние разработки по эксплуатационным и техническим характеристикам.
Трактор ДТ-54 — сельскохозяйственная советская техника на гусеничном ходу. Машина по праву считается легендой машиностроения и пользуется популярностью и сегодня. Поскольку ДТ-54давно снят с производства, ценители тяжелых машин советского времени неоднократно восстанавливали ДТ-54 из металлолома и доводили до исправного состояния старые машины.
ДТ-54 (как и его «младший брат» ДТ-54А) во всех отношениях стал лучшим. Главное его отличие от предшественников — пятиступенчатая коробка передач (плюс одна задняя передача). Кроме того, трактор был укомплектован:
- четырёхцилиндровым бескомпрессорным дизельным двигателем (с жидкостным охлаждением);
- кабиной, размещенной в задней части ДТ-54;
- гидронасосом;
- системой раздельного торможения.
Ходовая часть
По сравнению с предыдущими моделями DT54 получил модернизированное шасси. Это состоит из:
- Две дорожки;
- Две ведущие шестерни;
- Рули;
- Опорные ролики;
- Защитные накладки.
Гусеницы состоят из звеньев, соединенных друг с другом при помощи пальцев. Составные части гусениц изготовлены из высококачественной стали. Это увеличивает ресурс гусениц.
Гусеницы приводятся в движение ведущими колесами. Для предотвращения провисания верхней части гусеницы предусмотрены опорные ролики. Гусеницы натянуты направляющими колесами.
Для предотвращения трения канавок о картер производитель устанавливает предохранительные накладки. Вместе с защитой картера они являются направляющими для гусеницы.
Отличительной особенностью ДТ54 от предыдущих моделей тракторов является то, что все подшипники ходовой части закрыты кожухами. Они предотвращают вытекание смазки и попадание пыли во время работы механизма. В некоторых пылезащитных чехлах есть места для установки смазочных шприцов. Это позволяет смазывать устройство, не снимая защитный кожух.
Преимущества и недостатки
Поскольку на момент разработки ДТ-54 был одним из самых новаторских решений, современники выделяли в нём мало недостатков (например, его трудно было завести в мороз). Зато достоинств оказалось много:
- почти полная универсальность (на ДТ-54 можно было навешивать любые устройства), позволяющая очень широко применять трактор;
- хорошая тяга при невысоких оборотах силовой установки;
- неплохая маневренность;
- хорошая ремонтопригодность и возможность ставить на ДТ-54 запчасти от других гусеничных тракторов без потери функциональности;
- высокая проходимость (особенно в сравнении с колёсной техникой).
В перечне основных недостатков тракторе ДТ-54 — несовершенная тепло и звукоизоляция кабины, повышенная вибрация, плохой обзор задней полусферы, отсутствие на рабочем месте регулировок по росту и весу оператора.
Периодичность и особенности планового ТО
Чтобы обеспечить бесперебойную и безаварийную работу, а также увеличить срок службы и добиться минимальных показателей экономичности, необходимо своевременное техническое обслуживание.
Периодичность определена в инструкции по эксплуатации и составляет 60 моточасов перед ТО-1, 240 моточасов перед ТО-2, 960 моточасов перед ТО-3.
Дополнительно проводят сезонное ТО и, при ремонте. При эксплуатации трактора в сложных условиях лучше пройти сервисное обслуживание в специализированном центре.
Ремонт узлов и механизмов, а также промывку и регулировку систем самостоятельно производить не рекомендуется.
Трактор ДТ 54 (Гусеничный) – Технические характеристики
В СССР гусеничная техника была востребована в сельском хозяйстве. Трактор ДТ54 стал одной из самых массово выпускаемых гусеничных машин с 1949 по 1979 год.
ДТ54 использовался не только в советском союзе, он пользовался популярностью в более чем 30 государствах планеты.
За время производства было выпущено более 950 000 единиц техники.
Назначение машины
На протяжении 30 лет ДТ54 выпускался одновременно на трех тракторных заводах. Он предназначен для выполнения сельскохозяйственных работ на почвах различной степени твердости. Тяговые характеристики позволяли использовать трактор для выполнения следующих работ:
- Вспашка. Машина может работать с пятикорпусным плугом;
- Культивация;
- Посев;
- Уборка урожая;
СПРАВКА: Дополнительно модель может укомплектовываться фронтальным отвалом. Это позволяет использовать ДТ54 на строительных площадках в качестве бульдозера.
Трактор оказывает минимальное давление на плодородные слои почвы. Это возможно, благодаря большой площади соприкосновения ходовой части с поверхностью. Дополнительно производители оснащали трактор широкими гусеницами. Это повышало проходимость машины и позволяло использовать ее в болотистой местности.
Технические характеристики ДТ 54
По сравнению с предшествующей моделью СТЗ-НАТИ, трактор ДТ54 имел высокие тяговые свойства и технические показатели. Улучшенные характеристики машине придавал дизельный силовой агрегат. Он был неприхотлив к качеству топлива, и имел большой моторесурс.
Габариты модели
Трактор легенда ДТ54 имеет следующие габаритные размеры:
- Снаряженная масса машины – 5400 килограмм;
- Длина с прицепным устройством в крайнем верхнем положении – 3660 миллиметров;
- Высота от почвы до верхнего края крыши – 2300 мм;
- Ширина по наружным краям траков – 1865 мм;
- Дорожный просвет в районе коробки переключения передач – 260 мм;
- Колея по центрам гусениц – 1435 мм;
- Максимальное давление на поверхность – 410 г/см2;
- Тип ходовой части – гусеничная;
- Кабина – цельнометаллическая;
- Коробка переключения передач – механическая;
- Количество передач для движения вперед – 5;
- Количество передач для движения назад – 1;
- Максимальная скорость движения – 7.9 км/ч;
- Объем топливного бака – 185 литров.
ВНИМАНИЕ: Машина оснащается раздельной тормозной системой. Это позволяет выполнять разворот практически на одном месте
Силовой агрегат
Гусеничный трактор ДТ54 оснащен дизельной силовой установкой. Мотор надежен и неприхотлив к условиям работы.
Основная часть поломок силовой установки – мелкие неисправности, которые можно устранить в полевых условиях в кратчайшие сроки.
Простота конструкции позволяет трактористу выполнять ремонт самостоятельно, без привлечения высококвалифицированных механиков.
Мотор имеет следующие технические характеристики:
- Тип силового агрегата – дизельный четырехтактный;
- Количество цилиндров – 4;
- Расположение цилиндров – рядное;
- Объем силовой установки 7.45 л;
- Полная масса агрегата – 1100 килограмм;
- Мощность – 54 лошадиных силы;
- Диаметр цилиндров – 125 мм;
- Ход поршня от верхней, до нижней мертвой точки – 152 мм;
- Газораспределительный механизм – клапанный;
- Максимальный расход дизельного топлива – 205 грамм/л. с за один час работы.
Двигатель имеет комбинированную систему охлаждения. Масло охлаждается, проходя через трубчатый радиатор. Циркуляция жидкости в системе охлаждения осуществляется водяной помпой. Комбинированная система позволяет использовать машину в любых климатических условиях.
Запуск силовой установки осуществляется при помощи бензинового одноцилиндрового пускателя. Его мощность составляет 10 лошадиных сил. После запуска основного агрегата привод пускателя выходит из зацепления автоматически. Запуск двухтактного пускателя осуществляется путем раскручивания маховика кожаным шнуром.
Кабина и пост управления
Производители оборудовали модель ДТ-54 цельнометаллической кабиной. В кабине установлено двухместное сидение и элементы управления машиной.
Кабина закрытого типа с остеклением. К задней стенке кабины крепится спинка сидения и емкость для топлива. На передней стенке расположен щиток контрольно измерительных приборов.
Он позволяет оператору контролировать работу систем во время управления трактором. На полу кабины расположены педаль сцепления, акселератора и две педали раздельного тормоза.
Достоинства и недостатки
Отзывы владельцев машин ДТ-54А и 74 позволяют выделить ряд положительных сторон техники:
- возможность работы с агрегатами для культивирования почвы;
- маневренность;
- проходимость;
- ремонтопригодность;
- низкая цена, возможность применения запасных частей от другой техники;
- возможность модернизации двигателя СМД-14А путем установки турбины и измененной поршневой группы.
Отрицательными чертами тракторов являются:
- устаревшая конструкция, сложности с приобретением запасных частей;
- сложности с запуском двигателя СМД-14А в зимнее время;
- шумная кабина;
- отсутствие регулировок сидения оператора;
- малая транспортная скорость, усложняющая перегонку машины.
Трансмиссия
Трактор ДТ54 оснащен механической коробкой передач. Имеет 5 передач переднего хода и 1 передачу заднего хода. Для повышения тяговых характеристик коробка передач снабжена гусеничным пальцем. Он имеет два режима работы.
Передача крутящего момента от силового агрегата к коробке передач осуществляется при помощи сцепления сухого типа. Нормальное положение сцепления включено. Сцепление выключается нажатием педали в кабине.
Редуктор устанавливается отдельно от приводного вала. С 1956 года производители оснащают автомобиль раздельной системой управления и торможения. Также вы можете прочитать про Минитрактор Уралец — Технические характеристики.
Особенности конструкции и модернизация
ДТ-54 (как и его «младший брат» ДТ-54А) был лучшим по всем параметрам. Главным отличием от предыдущих моделей была пятиступенчатая коробка передач (плюс одна передача заднего хода). Дополнительно он был оснащен:
- бескомпрессорный четырехцилиндровый дизельный двигатель (с жидкостным охлаждением);
- задняя кабина;
- гидронасос;
- раздельная тормозная система.
Уже в процессе производства разработчики оптимизировали конструкцию, основываясь не на своих знаниях технологии, а на мнениях реальных сотрудников, работавших на тракторах. Так, ДТ-54 получил закрытую вентилируемую кабину, а также был снижен расход смазки в картере и износ поршней.
Трактор ДТ-74
Машина гусеничная, относится к тяговому классу 3,0 т, создана в конструкторском бюро Харьковского тракторного завода на базе тракторов моделей ДТ-54А и Т-75. Производство тракторов осуществлялось с 1962 по 1983 год заводами в Харькове (под маркой ХТЗ) и Рубцовске (под маркой АТЗ). Всего было выпущено более 880 000 машин.
Особенностью трактора было использование 4-цилиндрового дизельного двигателя СМД-14А с жидкостной системой охлаждения.
Улучшение процессов сгорания топлива позволило увеличить мощность до 75 л.с. На двигатель был установлен оригинальный воздухоочиститель с циклонной камерой, соединенной патрубком с выпускным коллектором. При работающем двигателе поток выхлопных газов создавал вакуум, который вытягивал собранную пыль из фильтра.
Повысить технические характеристики трактора удалось за счет применения механической 6-ступенчатой коробки передач и усиленного сцепления, оснащенного 2 дисками. После заказа на коробку был установлен крипер. Позднее тракторы ДТ-74 стали оснащаться модернизированной коробкой передач с 1 задней передачей вместо 2. Привод вала навесного оборудования осуществляется муфтой.
Описание габаритов и веса машины:
- длина — 4 225 мм,
- ширина — 1845 мм,
- высота — 2 325 мм,
- снаряженная масса – 5 910 кг.
Гидравлическая система оснащалась рабочим баком, установленным под крылом с правой стороны. В более поздних версиях использовалась модернизированная рычажная система с телескопическими нижними тягами и верхним амортизатором. Пробу отбирали по 2-х и 3-х бальной форме.
Модификации
За время существования ДТ-54 в качестве базовой версии трактора производители успели выпустить несколько модификаций спецтехники. Наиболее удачными вариациями гусеничного трактора стали:
- ДТ-54А-С1 получил раздельно-агрегатную гидравлическую систему и навесной механизм, позволившие расширить сферы применения ДТ-54;
- ДТ-54А-С2 модифицированный базовый трактор ДТ-54, оснащенный всеми возможными агрегатами навесной системы кроме механизма для навешивания орудий и силового цилиндра;
- ДТ-54А-СЗ — версия ДТ-54 без агрегатов гидронавесной системы;
- ДТ-54А-С4 — версия, соответствующая модификации ДТ-54А-С1, лишенная выносных цилиндров. Последняя модификация была рекомендована советскими инженерами для использования во всех регионах страны.
От своего предшественника – трактора «СТЗ-НАТИ» – ДТ-54 отличался не только двигателем, но и новой 5-скоростной коробкой передач, которая значительно улучшила использование его мощности при агрегатировании с прицепным оборудованием.
В 1952 году в конструкцию ДТ-54 были внедрены такие усовершенствования, как термообработка задней оси, декомпрессионный механизм улучшенного типа, новая водо-помпа, головка цилиндра с уменьшенным диаметром всасывающего клапана. Вес трактора снизился на 25 кг при экономии 40 кг металлопроката.
В 1953 году на трактор ДТ-54 стали монтировать кабину закрытого типа. Специалисты заводы старались оперативно реагировать на все «сигналы с мест». В частности, было найдено оригинальное конструкторское решение, позволившее ликвидировать такое ставшее распространённым неприятное явление, как возможность отрыва болтов противовесов.
Конструкторы устранили также дефекты базового ДТ-54, как повышение расхода картерной смазки, преждевременный износ поршневой группы, которые были характерны для тракторов самых первых годов выпуска, налажена кокильная отливка звёздочек, создан новый оригинальной конструкции задний мост с раздельным управлением.
Новая конструкция гусеничного трактора ДТ-54, предложенная инженером В. А. Волчковым, давала возможность значительно упростить механизм и сократить более чем вдвое усилия механизатора на рычаги при поворотах. С 1952 года двигатель ДТ-54 начали оборудовать показателем моточасов.
С 1956 года в конструкции трактора ДТ-54 стали использовать специальные предохранительные накладки для исключения трения гусениц о картер конечной передачи. Они же служили направляющими для скольжения гусениц трактора.
Трактор ДТ 54
Трактор ДТ-54 начал свою историю еще в 1949 году. Именно в этом году произошла смена СТЗ-НАТИ на данную модель.
Эта модель и ее модернизированная версия 54А выпускалась еще 30 лет.
Дизельные тракторы на территории СССР производились в Рубцовске, Волгограде и Харькове. Данный трактор применялся в период освоения целинных земель, благодаря чему стал легендарным предметом спецтехники. За время производства было выпущено 958 000 изделий.
Данные машины применялись не только для внутренних потребностей страны, но также экспортировались в другие страны и производилось по лицензии.
В качестве базы для машины служит рама, созданная из двух швеллеров, двух поперечин, переднего бруса, а также кормовой оси круглого сечения.
На четырех каретках размещаются опорные катки, оснащенные пружинными подвесками.
Применение гусеничной ходовой дает возможность применять эту спецтехнику в местах с трудной проходимостью и на болотистой местности. У данной модели есть качественный дизельный двигатель Д-54. Мотор оснащался единой головкой блока.
Количество оборотов данного мотора составляет 1 300 об/мин при мощности 54 л.с., а также объем 7460 см³. ПД-10 — это мотор, который выполняет пуск посредством вмонтированного двухступенчатого редуктора. В данном трелевочном тракторе применяется 5-ступенчатая коробка передач, а также сухое сцепление с одним диском. Также присутствует дополнительный ходоуменьшитель. Отдельный заказ давал возможность комплектовать технику специальным валом и приводными шкивами, которые были предназначены для работы с навесным оборудованием.
Управление в данной спецтехнике осуществляется рычагами и педалями, которые установили в операторской кабине. Ранние модели были оснащены системой управления тормозами поворота и бортовыми фрикционами. В будущем система стала раздельной. У тракторной кабины была собственная система отопления. Она имеет закрытый тип. Нагретый воздух в эту кабину поставлялся посредством вентилятора в отверстия, которые были оставлены в передней части данной кабины. Можно регулировать процесс подачи воздуха при помощи качественной поворотной заслонки. В середине 50-х годов была проведена модернизация, в результате которой двигатель получил маркировку 54А и некоторые конструктивные изменения. В новом моторе стали использовать генератор переменного тока, были изменены фазы впрыска топлива и его распределения, а также поршневая группа. Улучшенные технические характеристики дают возможность существенно повысить производительность, но при этом были существенно снижены затраты на обслуживание данного мотора, а также на техническое обслуживание. При этом номенклатура и тяговые свойства не изменились.
Сохранилась гидравлическая система раздельной подачи жидкости к агрегатам. При этом навесной механизм мог быть исполнен по соединению с 2 или 3 точками крепления. При этом для оборудования используется качественный вал, который подключается к валу заднего хода в коробке передач посредством специальной муфты кулачкового типа.
История создания
Одной из инициатив Ленина, помимо тотальной электрификации, была механизация сельского хозяйства. Сам Владимир Ильич не дожил до расцвета промышленности, но развитие шло сверху: уже в 1922 году Коломенский завод (ныне Куйбышевский) выпустил первый в СССР колесный трактор «Коломент-1». Он был основан на модели American Mogul и работал на нефти.
Так, например, в 1933 году был создан С-60 «Сталинец», по идее завода в Челябинске.
После войны машиностроение пережило новый подъем, ознаменовавшийся созданием в 1949 году гусеничного трактора ДТ-54. За всю «карьеру» тракторные заводы ДТ-54 в Харькове (1949-1961), Сталинграде (1949-1963) и Алтае (1952-1979) выпустили 957 тысяч — почти миллион единиц! — такие тракторы.
ДТ-54 надолго стал символом работы промышленников СССР. Он снялся во множестве фильмов («Первый Эльшелон», «Чужой родственник», «Калина Красная») — многие из этих фильмов популярны и сегодня.
Технические характеристики
Трактор «ДТ-54» сконструирован по классической для гусеничных тракторов схеме, которую можно разделить на следующие основные группы: ходовая часть, двигатель, силовая передача, механизмы управления, вспомогательное и рабочее оборудование.
Двигатель
Дизельный мотор марки «Д-54» (как и его модификация «ДТ-54А») представляет собой безкомпрессорный четырёхтактный дизель водяного охлаждения с вихрекамерным смесеобразованием.
- Количество цилиндров – четыре, их расположение – рядное, вертикальное.
- Рабочий объём мотора – 7,45 литров.
- Номинальную мощность 54 лошадиных силы (39,7 кВт) данный двигатель развивает при 1300 оборотах в минуту.
- Максимальный крутящий момент составляет 35кГм.
- Сухая масса двигателя (без радиатора) равна 1100 кг.
- Диаметр цилиндра составляет 125 мм, ход поршня – 152 мм.
- Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2.
- Степень сжатия – 16.
- Минимальное устойчивое число оборотов холостого хода – 600 об/мин.
- Распределение – клапанное. Расположение клапанов – верхнее вертикальное в головке цилиндров.
- Ёмкость топливного бака – 185 литров (в последующем на «ДТ-54» стали также устанавливать 250-литровые баки). К баку прилагалась специальная мерная линейка.
Запуск дизеля происходит за счёт бензинового пускового двигателя «ПД-10» (затем «ПД-10М») – «пускача», который обладает мощностью в десять лошадиных сил. Объём дизтоплива, подаваемого в цилиндры, регулируется центробежным всережимным регулятором с корректором.
Топливо проходит через два фильтра под воздействием подкачивающей поршневой помпы. Ленточный металлический фильтр обеспечивает грубую очистку, а фильтр для тонкой очистки представляет собою сменные патроны, на которые намотана банкаброшная хлопчатобумажная нить.
В качестве материала для изготовления поршней был использован алюминиевый сплав. Силовой агрегат трактора «ДТ-54»отличается высокой надёжностью, исключительной неприхотливостью, достойными тяговыми характеристиками и, конечно же, солидным эксплуатационным ресурсом. Всё это также имеет большое значение при работе в сельском хозяйстве.
В целях увеличения долговечности работы двигателя была применена центробежная очистка масла при помощи специальных полостей, имеющихся в шатунных шейках коленчатого вала. Кроме того, на двигателе установлен масляный фильтр с реактивной центрифугой. Пробка сливного отверстия картера двигателя имеет магнит, очищающий картерное масло от металлических частиц.
В «ДТ-54» использован двухпозиционный декомпрессор. Декомпрессионное устройство представляет собой систему рычагов и валиков с лысками, приподнимающих впускные клапаны. Топливный насос – четырёх-плунжерный «4ТН-8,5Х10Т», без-отсечный, с дозированием на впуске.
Диапазон тяговых усилий трактора «ДТ-54» составляет до 2850 кг, диапазон рабочих скоростей – от 3,59 до 7,9 км/ч (назад – 2,43 км/ч), коробка передач имеет 5 передач вперёд и одну заднюю.
Трансмиссия, рулевое и тормозное управление
На тракторе «ДТ-54» установлена пятискоростная механическая коробка переключения передач. Предусмотрена установка ходоуменьшителя с двумя диапазонами. Он обеспечивает движение трактора дополнительно ещё на десяти замедленных скоростях.
Силовая передача трактора используется для передачи вращения валу отбора мощности и ведущим колесам. в целом, трансмиссия «ДТ-54» включает в себя муфту сцепления, коробку передач, задний мост, конечные передачи и соединительный вал.
Задний мост имеет раздельное управление муфтами поворота и тормозами, что облегчает управление трактором, создаёт удобство регулировки муфт и тормозов, а также позволяет работать более продолжительное время без их регулировки.
До 1956-го года раздельное управление не применялось. Тормоза на «ДТ-54» – бортовые, механические, ленточного типа, двухстороннего действия.
Тип подвески трактора – с балансирными каретками. Каждая гусеничная лента приводится в движение ведущим колесом, установлено также направляющее колесо и два поддерживающих ролика. Сама гусеница состоит из сорока одного звена, которые имеют цевочное зацепление.
Ходовая часть
Жесткий каркас трактора ДТ-54 собран из 2-х прочных швеллерных балок, соединенных поперечинами. Спереди установлен передний брус. По обе стороны рамы имеются каретки с балансирами, опорными катками и подрессоренными пружинами. Гусеница состоит из 41 трека с цевочным зацеплением. Натянуто гусеничное полотно между звездочкой, ведущим и опорным катками.
Гидравлика
Для облегчения работы с навесным функциональным оборудованием используется гидравлическая система раздельно-агрегатного типа. Состоит гидросистема из гидронасоса и распределителя с тремя клапанами.
Трактор ДТ-54 — главный советский сельхозпроизводитель с хорошими техническими данными
Советский гусеничный трактор ДТ-54 (фото представлено на странице) создан в 1949 году на заводе в Харькове. Здесь было налажено серийное производство новой сельскохозяйственной техники.
Немного истории
Трактор ДТ-54 — удачная разработка на базе устаревшей модели АЗТЗ-НАТИ, с множеством новых технических решений и применением современных технологий. Конструкция автомобиля вполне совершенна, дизель экономичный, расход масла и дизтоплива не превышает нижние границы установленных норм эксплуатации. В моторе впервые применена система центробежной очистки масла с использованием специальных камер в шатунных шейках.
По такому же принципу работала масляная центрифуга, совмещенная с обычным фильтром. Пробка для слива отработанного масла из картера представляла собой мощный магнит, собирающий мелкие частицы металла.
На трактор был установлен двухдиапазонный приводной ремень, благодаря которому к пяти главным передачам добавилось еще десять. Это устройство позволяло подобрать оптимальную нагрузку на двигатель и поддерживать его работоспособность.
Задний мост был оборудован раздельным управлением поворотными фрикционами и тормозами, что значительно облегчило управление машиной. До 1956 года такого деления не было. Тогда же были введены тормоза ленточного типа, работающие в обе стороны. Эффективность замедляющих механизмов значительно возросла.
Недостатки
Одним из недостатков ДТ-54 было трение гусениц о конечную раздаточную коробку. В связи с этим установили специальные промежуточные подкладки, которые одновременно стабилизировали направление движения гусеницы и выполняли роль подкладки между гусеницей и картером. Эти новшества применялись также в 1956. Одновременно было усовершенствовано прицепное устройство, скоба которого была удлинена, усилена поперечной полосой, а серьга сделана шире для пальца большего диаметра.
Модернизация
В 1952 году двигатель оснастили специальным счетчиком, отслеживающим время работы двигателя. Таким образом исключался холостой ход трактора или его использование не по прямому назначению. Счетчик был опломбирован в начале работы, его показания снимались после окончания рабочего дня.
После 1956 года была усовершенствована передача вращения коленчатого вала, которая функционировала периферийно. Рядом с главным валом, который подводился к раздаточной коробке, вращался дополнительный щелевой цилиндр, к которому можно было присоединить специальную муфту, соединяющую трансмиссию с «квази» передачей. К валу отбора мощности подключалось дополнительное навесное оборудование, которое предполагалось использовать в данный момент и которое было оснащено собственным механизмом поворота.
В стандартном заказе механизмы отбора мощности не входили в комплектацию, но могли быть установлены по отдельному запросу покупателя.
Трактор ДТ-54: технические характеристики
Основными функциями ДТ-54 была работа в комплексе с четырех- или пятисекционным плугом. Тяговые характеристики позволяли вспахивать землю любой плотности. Кроме того, трактор ДТ-54 мог взаимодействовать с рядом дополнительных прицепных устройств.
Диапазон тяги мощной машины составлял 1200 — 2850 кг, что делало возможным ее широкое применение. Рабочие скорости машины составляли от 3,58 до 7,8 км/ч, трансмиссия имела пять передних передач и одну заднюю. Дизельный двигатель при номинальной частоте вращения 1300 об/мин развивал мощность 54 л.с., этого хватало для любых полевых работ.
Масса и габаритные параметры
Полная масса — 5400 кг.
(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});
(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});
Техническое обслуживание
Своевременная замена масла в картере двигателя и трансмиссии позволит гусеничной машине сохранять свои эксплуатационные характеристики в течение длительного времени. Замена масла в картере двигателя производится каждые 100 часов работы, а встроенный счетчик моточасов помогает трактористам не пропустить этот срок. Перед началом этой процедуры необходимо прогреть двигатель и не забыть слить отработанное масло.
Консервация трактора DT-54 в периоды неиспользования также должна осуществляться правильно.
- Очистите машину от любых загрязнений.
- Смазывайте.
- Слейте топливо и масло.
Устройство
Конструкция трактора состоит из расположенного в передней части силового агрегата, трансмиссии, размещенной сзади и кабины над ней. Коробка передач обладает пятью ступенями. Возможна установка уменьшителя хода, способствующая движению с малой скоростью. Сцепление однодисковое.
Задний мост располагается независимо от коробки передач. Позволяет осуществлять контроль муфт поворота и тормозов по отдельности. Мост делится на три части. В средней части установлена основная передача. В отделениях сбоку располагаются поворотные муфты.
Трактор производит движение гусеницами. Гусеничная лента перемещается за счет ведущего колеса. А также имеется направляющее колесо и два ролика для поддержки. Модели, выпущенные после 1956 года, оснащаются специальными накладками для гусеничной ленты для предупреждения соприкосновения с картером. Еще эти накладки играли роль направляющих.
Передовые решения
Характеристика трактора ДТ-54 будет неполной, если не указать на его технические особенности, которые на момент его производства были действительно передовыми. Так, в частности, в машине применили центробежный тип очистки масла с использованием для этого полостей шеек коленчатого вала. Такой подход позволил существенно увеличить срок безаварийной эксплуатации силовой установки. На самом же двигателе монтировали передовой фильтр для масла, оснащенный реактивной центрифугой. На пробке сливного отверстия картера стоял магнит, защищающий рабочую жидкость от металлических включений.
Габаритные размеры
- Длина с прицепным устройством – 3,660 м.
- Ширина – 1,865 м.
- Высота – 2,30 м.
- Дорожные просвет – 260 мм.
- База (расстояние между осямикрайних опорных катков) – 1,622 м.
- Колея (расстояние между серединами гусениц) – 1,435 м.
- Удельное давление на почву – 0,41 кгс/см2.
Коробка передач трактора ДТ-54 была 6-ти ступенчатая, из которых пять передач для движения вперед и одна назад. Диапазон рабочих скоростей трактора варьировался от 3,5 до 8 км/ч. Тяговое усилие трактора составляло от 1000 до 2850 кг.
Кабина
На тракторе «ДТ-54» установлена закрытая двухместная кабина, оснащённая мягким сиденьем, минимальным набором органов управления и щитком приборов. Впоследствии кабина начали также комплектовать отопителем и питьевым бачком ёмкостью 2,5 литра.
После перехода на раздельное управление тормозами и бортовыми фрикционами, в кабине начали устанавливать правую и левую тормозные педали.
Естественно, ни о каком комфорте в кабине говорить не приходится. Тогда и понятия-то такого, применительно к технике, просто не было. Кабина хоть и закрытая, но не герметичная, и совершенно не защищена ни от шума, ни от вибрации, ни от пыли. К тому же, у трактора «ДТ-54» достаточно тяжёлое, особенно по нынешним меркам, управление рычагами и муфтой сцепления.
В кабине трактора «ДТ-54» и спинка сиденья на бак навешивалась, и при заправке солярка частенько попала под спинку, так как бак топливный был, фактически, вместо задней стенки кабины трактора.
Навесное оборудование
Стоит отметить, что данный трактор был разбит на несколько моделей, к которым прилагалось то или иное дополнительное навесное оборудование. Но в основном из этого оборудования трактор может использовать различные плуги как навесного, так и прицепного типа. Для эксплуатации трактора в сельском хозяйстве имеется следующий набор узлов дополнительного навесного оборудования:
- Различные плуги, такие как ПН-4-35, ПРН-4-35 и ПБН-2-60.
- Агрегаты для культивирования почвы, а именно КРН-3, КРН-5, КРН-3К и 3КПН-3В.
- Оборудование, предназначенное для кошения, а именно КН-14.
- Оборудование, предназначенное для боронирования, а именно ЗБДН-2 и ЗРБН-3.
- Рассадочные агрегаты СРН-8.
- Машина, предназначенная для посадки деревьев СЛН-1.
- Сельскохозяйственная машина, предназначенная для полива кормовых, овощных, зерновых и технических культур, которая также активно применяется в работе на лугах и пастбищах ДДА-100М.
Модификации
В 1957 году ДТ-54 прошел модернизацию, после которой на тракторе установили раздельную агрегатированную гидросистему, динамо-машину вместо 2-х фар, 4, а также 4 розетки для подключения осветительных приборов, расположенных на соединяемых агрегатах и оборудовании, были использованы. Трактор можно выбрать в одной из следующих версий:
- ДТ-54А-С1. Полностью оборудованная отдельная агрегатная гидросистема с силовыми гидроцилиндрами и сцепкой для присоединения гидравлически навесных или прицепных агрегатов.
- ДТ-54А-С2. Отличием от предыдущей является отсутствие навесного узла и гидроцилиндров.
- ДТ-54А-С3. Отличием от ДТ-54А-С1 является отсутствие навесных агрегатов гидросистемы.
- ДТ-54А-С4.
Версия ДТ-54Ф-С4 не позволяет использовать внешние гидроцилиндры, но в остальном аналогична ДТ-54А-С1. Опционально трактор может быть оснащен фиксированным бульдозерным отвалом.
Аналоги
Прямые аналоги ДТ-54 (кроме разновидности ДТ-54А) отсутствуют. Но его конструкция легла в основу создания тракторов следующего поколения: Т-75, Т-74, ДТ-75. Они были мощнее, имели улучшенную коробку передач, более экономичные двигатели. ДТ-75 выпускается до сих пор и является единственным, кто превосходит ДТ-54 по серийному производству (более 2,5 миллионов единиц).
Несмотря на то, что ДТ-54 уже явно устаревшая машина, он так и остался легендой. Его поклонники существуют и сейчас. В России много памятников ДТ-54, а власти Вьетнама, куда СССР активно экспортировал свои автоматы, даже разместили изображение ДТ-54 на своих банкнотах.