Работа плуга с трактором

Где устанавливается предплужник?

ПРЕДПЛУЖНИК: По конструкции предплужник больше похож на полноценный корпус с отвалом и лемехом, но меньшего размера чем основные корпуса плуга. Имеет следующие особенности: Устанавливается перед основным корпусом, а следовательно уменьшает просвет между стойками плуга.

Предплужник крепится на раме тракторного плуга впереди корпуса.

Причем при вспашке задернелой и очень плотной почвы предплужник крепят дальше от корпуса, малосвязной почвы – ближе к корпусу. Углосним устанавливается на тракторных плугах, назначением которых является вспашка почвы, засоренной камнями. Он выполняет ту же роль, что и предплужник, но срезает только угол земельного пласта.

Настройки: начинаем с трактора

Плуг — достаточно трудоемкое в настройках орудие. И 50% успешности его работы, по мнению Анатолия Павлова, зависят от настроек трактора. При этом начинать настройки нужно с трактора, а не с плуга, убежден Дмитрий Носов. По его наблюдениям, довольно часто поступают наоборот. Или действуют бессистемно, настраивая то одно, то другое. «Этого делать нельзя, — предупреждает специалист, — необходимо методично придерживаться последовательности: трактор, затем плуг. Иначе начнутся огрехи во время вспашки, и настройка превратится в бесконечный процесс подлаживания и подкручивания».

Игорь Иванов отмечает, что в первую очередь нужно догрузить трактор балластами (грузами), которые предоставлены заводом-изготовителем. «Согласно инструкции, балластировка трактора традиционной компоновки осуществляется в соотношении 40/60, однако у машин с шарнирным сочленением соотношение отличается, об этому нужно помнить», — замечает Василий Лебедь.

Далее необходимо проверить давление в шинах трактора, чтобы оно было одинаковым во всех колесах, а также длину рычагов задней навески трактора. Чего в хозяйстве зачастую не делают. Это вообще считается среди аграриев «дурным тоном», иронизирует Василий Лебедь. Однако от этого напрямую зависит правильность дальнейших настроек.

Можно ли установить плуг на культиватор?

Чтобы установить плуг для культиватора Мастеру требуется наличие сцепки. При выполнении всех видов работ с плугом необходимо обязательно использовать пневмоколёса или же грунтозацепы, которые обеспечивают надлежащее сцепление с грунтом и повысит качество производимых работ.

Для того чтобы прицепить плуг, необходимо установить его и мотокультиватор на возвышение. При отсутствии подходящего рельефа, можно использовать несколько кирпичей. Затем плуговую сцепку необходимо приложить к фаркопу машины так, чтобы оба отверстия четко совпадали. После этого в них вставляется крепеж, чаще всего в виде болта, который аккуратно зажимают. Не стоит это делать до конца, так как инструменту еще нужна правильная регулировка.

Роль плуга в сельском хозяйстве

Плуг — это один из наиболее важных инструментов сельского хозяйства, который используется для обработки почвы и создания условий для посева сельскохозяйственных культур. Он является неотъемлемой частью процесса обработки земли и является основным инструментом для оборота почвы.

Плуги выполняют ряд важных задач:

  • Оборот почвы: Плуг проникает в почву и переворачивает ее слои. Это полезно для обновления плодородия почвы, так как слои, лежащие ниже поверхности, содержат больше питательных веществ.
  • Уничтожение сорняков: Плуг помогает уничтожить сорняки, оборачивая их корни и оставляя их на поверхности почвы, где они могут высохнуть и погибнуть.
  • Улучшение водоудерживающих свойств: Плугинг помогает повысить водоудерживающую способность почвы, создавая более проницаемую структуру почвы, что в свою очередь способствует сохранению влаги.
  • Улучшение продуктивности почвы: Плугинг помогает разрыхлить почву, облегчая проникновение воздуха, воды и питательных веществ к корням растений, что способствует их более активному росту и развитию.

Плугом также можно выполнять другие операции, такие как создание борозды для посева, создание ровных участков для полива и подготовку почвы для уборки урожая.

В сельском хозяйстве плуги используются в различных формах и размерах, в зависимости от типа почвы, условий и требований к определенной культуре. Основные типы плугов включают плуги с одним корпусом, двухкорпусные и многоскорпусные, а также специализированные плуги для работы в специфических условиях, таких как гористые местности или мокрые земли.

Важно отметить, что в последние десятилетия с развитием сельскохозяйственных технологий и механизации, плуги стали использоваться в меньшей степени, поскольку были разработаны более эффективные методы обработки и посева почвы. Тем не менее, плуги все еще являются неотъемлемой частью сельскохозяйственной практики и играют важную роль в подготовке почвы для успешного роста сельскохозяйственных культур

Описание инструмента

Плуг — это сельскохозяйственный инструмент, предназначенный для обработки почвы перед посевом. Он используется для орошения, основной обработки, перелопачивания и пропольки почвы.

Основной принцип работы плуга заключается в глубоком разрыхлении почвы, вытаскивании сорняков и переворачивании земли. Плуг состоит из несущего органа — рамы и рабочего органа, в виде лемеха или долота. Долото закреплено на раме и выполняет основную работу разрыхлителя, вспашки или перекладки земли.

Вид и конструкция плугов может быть различными, в зависимости от поставленных задач и типа почвы. Для каждого типа почвы есть своя оптимальная глубина обработки и угол наклона лезвия плуга.

Основные типы плугов:

  • Вспахивающие плуги используются для глубокой обработки и вспашки почвы;
  • Переворачивающие плуги применяются для перекладывания поверхностного слоя земли;
  • Рыхлители используются для глубокого рыхления почвы;
  • Слитные плуги применяются для обработки участков без поворота почвы;
  • Мотыжные плуги используются в садоводстве для работы с междурядью.

Основные элементы плуга:

  1. Рама — основная несущая часть плуга;
  2. Рабочий орган (лезвие) — основной элемент контакта с почвой;
  3. Стойка — соединяет раму с рабочим органом;
  4. Держатель — обеспечивает крепление рабочего органа;
  5. Зацепы — используются для крепления плуга к трактору;
  6. Ломтик — представляет собой губчатую элемент на рабочем органе, который способствует более равномерному перекладыванию почвы.

Плуг является одним из основных сельскохозяйственных инструментов, позволяющим обработать почву перед посевом и обеспечить хороший урожай. Он широко используется в сельском хозяйстве и садоводстве.

Как подготовить к работе навесной плуг?

Подготовка плуга к работе включает проверку креплений, смазку солидолом УС-1 подшипников колеса, пальцев навески, винта и стойки опорного колеса. Предплужники устанавливаются в зависимости от необходимой глубины пахоты. Положение предплужника по высоте фиксируется цилиндрическим выступом скобы.

Подготовка плуга к работе включает: — проверку комплектности, правильности сборки и оценку технического состояния; — установку на плуге рабочих органов; — настройку плуга на заданную глубину вспашки; — проведение технического ухода.

Проверку правильности сборки выполняют на ровной площадке. Полевые обрезы лемехов и отвалов у корпусов должны находиться в одной вертикальной плоскости и выступать за поверхность стойки на 5…8 мм.

Эксплуатация: вовремя и правильно

Рекомендуемая рабочая скорость во время вспашки — 7-8 км/ч, при такой скорости осуществляется качественная вспашка и минимальный износ рабочих органов. Если машина работает медленнее — теряется производительность, а если скорость выше 9 км/ч, то, по исследованиям компании Lemken, износ рабочих органов при пахоте увеличивается на 15%.

Не стоит также экономить на оригинальных запчастях, замечает Абишек Мишра. Самым распространенным примером он называет использование контрафактных, а зачастую и вовсе некондиционных деталей, которые эксплуатируются в качестве срезного болта. Результат — поврежденные стойки, сломанные рамы.

Василий Лебедь наблюдает, что порой в целях экономии на спаренные колеса ставится неширокая, 520 профиля, резина. Тогда как при вспашке, особенно в борозде, спаренные колеса снимаются. И остается 4 колеса. Но работать трехсотсильным трактором на шинах с таким узким пятном контакта чревато плохим сцеплением с почвой и высоким процентом пробуксовки, что отрицательно сказывается на ресурсе машины, качестве вспашки и, собственно, самих шинах. Процент пробуксовки при работе в поле не должен превышать рекомендованный производителем для данной машины, подчеркивает специалист.

Он также призывает перед выходом в поле вспомнить о таком понятии, как «спелость почвы». «Как правило, те, кто начинают работу в поле ранней весной, когда оно больше похоже на болото, или осенью до дождей, в «каменную засуху», мотивируют свои действия дефицитом времени. Однако, по факту, сражаясь с природой, они больше времени тратят на ремонт машины, чем на реальную вспашку, — комментирует он. — По сути, эти аграрии занимаются ранними ремонтными работами, нежели реальной обработкой почвы, и агрономический результат, как правило, не достигается».

Рекомендации от практиков

  • Для обработки не паханых, задернелых и поросших кустарником площадях корпуса плуга модернизируют, устанавливая усиленные, широкие полевые доски для работ в жёстких условиях. Применение удлинённой полевой доски на последнем корпусе повышает устойчивость хода агрегата в борозде.
  • При допустимом износе лемеха реставрируют кузнечной оттяжкой с  последующей заточкой лезвия. Толщина тела режущего органа допускает до 4х подобных восстановлений.
  • Электродуговая наварка электродами марки Т-590, Т-620 режущих кромок лемехов и наиболее стираемых поверхностей полевых досок значительно увеличивает ресурс работы деталей. Электродами данной марки обеспечивают легированный, твердосплавный защитный слой. Наплавку осуществляют максимум в два слоя. При значительном износе для восстановления геометрических размеров детали наварку осуществляют электродами типа «Ф» с фтористо – кальциевой обмазкой УОНИ 13/45, 13/55, 13/65, которые обеспечивают высокую ударную вязкость и мелкозернистую структуру без трещин в наплавленном слое. После наплавки тела детали восстановленный участок покрывают последующей наплавкой защитного слоя электродами Т-590,620.
  • При засорённом поле с крупными пожнивными остатками и сорняками часто механизаторы сталкиваются забиванием плуга. Особенно часто это происходит на плугах ПЛН 3-35 советского производства с низкими стойками корпусов с зазором от полевой доски до рамы 600 мм. Для увеличения уровня можно переустановить рабочий орган, смещая  вертикальное крепление корпуса к стойке на одно крепёжное отверстие вниз. При этом корпус устанавливается только на три болта, вместо четырёх. Таким образом, просвет между рамой и нижним ходом корпуса увеличиться на 50 мм и засорение плуга значительно снизится.
  • При постановке на хранение плуга для предотвращения коррозии  зеркала зашлифованных рабочих поверхностей — корпуса можно покрыть тонким слоем смазки.

Применение тракторов МТЗ 82(80) с другими пахотными машинами обусловлено мощностью трактора. Передовые технологии обработки земли предполагают работу с чизельными плугами для безотвального глубокого рыхления. К сожалению самая малая модификация такой машины с захватом в ПЧ 2,5 требует мощности не менее  130 л.с и агрегатируется с новыми марками МТ3 , , 2022.


Чизельный плуг ПЧ 2,5

В частных условиях механизаторы конструируют чизельные плуги для МТЗ 82(80) используя мощные части рам старых тяжёлых дисковых борон БДТ или культиваторов КПС присоединяя пару регулируемых опорных колес. Рабочие органы приобретают у производителей сх. машин обеспечивая ширину захвата до 1,5 м.

Загрузить по максимуму

Определяющими факторами при выборе плуга специалист по продукту (почвообрабатывающая, посевная и опрыскивающая техника) компании John Deere Абишек Мишра называет возможности машинно-тракторного парка хозяйства, геометрию и размер полей, а также типы почв, где предстоит работать агрегату. Так, если в хозяйстве имеются мощные тракторы, их можно загрузить прицепными или полунавесными широкозахватными плугами, имеющими 10-13 корпусов.

При этом руководитель направления «Плуги» компании Kverneland Игорь Иванов обращает внимание, что в базовой комплектации мощных тракторов, представленных на нашем рынке, часто отсутствует трехточечная навеска. Потому в хозяйстве должны заранее подумать о заказе этой опции на заводе или найти другие решения для агрегатирования таких тракторов с плугами, советует он

Например, существует специальная тележка-переходник, позволяющая использовать с такими тракторами широкозахватные высокопроизводительные плуги.

Продукт-менеджер компании Amazone Анатолий Павлов подчеркивает, что необходимо внимательно отнестись к значению предела мощности, рекомендуемой для работы с тем или иным плугом. «Если номинальная мощность трактора превосходит это значение, то его нельзя агрегатировать с данным плугом: машина будет плохо чувствовать орудие. А отсюда возможно возрастание пиковых нагрузок и, как следствие, риск повреждения рамы, а также другие последствия», — предупреждает он. Впрочем, бывает и обратная ситуация: из-за нехватки мощности трактора будет страдать качество пахоты и производительность, добавляет Игорь Иванов.

При подборе пары трактор-плуг, директор регионального развития компании Pöttinger Дмитрий Муратов советует ориентироваться на соотношение 40 л.с. на корпус. Соответственно, при восьмикорпусном плуге нужен трактор мощностью около 280 л.с. (плюс-минус 20 «лошадей»), подсчитывает специалист.

Виды плугов для тракторов и их особенности

В современных фермерских хозяйствах используются разные виды плугов.

В зависимости от типа установки на трактор, орудия для пахоты делятся на следующие виды:

  • прицепные плуги – оборудование этого типа приводиться в действие исключительно посредством прицепных колес. Данные орудия используются крайне редко, так как практически каждый пропашной трактор оборудован мощной навесной системой с гидравлическими цилиндрами, в связи с чем для работы с ним чаще всего используются навесные плуги. В число основных преимуществ прицепных плугов входит более равномерная и гладкая пахота. Основной минус – это довольно большой радиус поворота, из-за чего использовать в одном загоне прицепной и навесной или полунавесной плуг крайне затруднительно;
  • полунавесные плуги – данные орудия приводятся в действие при помощи собственных транспортировочных колес и навесного механизма трактора. В зависимости от тягового класса трактора, полунавесной плуг может состоять из нескольких корпусов – их может быть не более 6 для трактора, чей класс составляет 3 т, и не более 12 в случае, если трактор для пахоты относиться к 5-ому тяговому классу. Основным преимуществом таких плугов считается большое количество корпусов – чем их больше, тем выше производительность оборудования. Среди недостатков выделяется большой радиус поворота и довольно сложная конструкция;
  • навесный плуги – данные орудия приводятся в действие только посредством навесного механизма трактора. Количество корпусов также зависит от тягового класса трактора. Такого рода плуги обладают сравнительно небольшим весом и малым радиусом поворота. Кроме того, они отличаются сравнительно простой конструкцией. Недостатком обладает только роторный навесной плуг с большим количеством корпусов – поднять такое орудие сможет далеко не каждый трактор. Оптимальный агрегат для этого – бульдозер Б-10 или другие мощные спецмашины.

Такого рода классификация позволят подобрать тот плуг для трактора, который будет оптимальным для выполнения пахоты в тех, или иных эксплуатационных условиях.

Виды плугов и их преимущества

Существует несколько видов плугов, которые отличаются по форме, конструкции и принципу работы. Каждый вид плугов имеет свои преимущества и подходит для определенных задач и условий работы.

  1. Простые плуги: этот вид плугов имеет прямую форму, состоит из одной стойки и лемеха. Простые плуги применяются для движения по ровной поверхности, их удобно использовать на небольших участках земли.

  2. Вспомогательные плуги: этот вид плугов имеет дополнительные элементы, такие как колесо или ось, что облегчает работу и повышает точность возделывания земли. Вспомогательные плуги позволяют более глубоко проникать в почву и улучшают качество обработки земли.

  3. Реверсивные плуги: этот вид плугов имеет возможность менять направление работы, что позволяет осуществлять обработку земли в обоих направлениях. Реверсивные плуги позволяют увеличить производительность и эффективность работы.

  4. Многокорпусные плуги: этот вид плугов имеет несколько корпусов, что позволяет обрабатывать большие участки земли за один проход. Многокорпусные плуги повышают производительность работы и экономят время и усилия фермера.

Каждый вид плугов имеет свои преимущества в зависимости от задач и условий работы. Выбор конкретного типа плуга зависит от потребностей сельхозпроизводителя, типа почвы, размера участка и других факторов. Правильно выбранный плуг поможет эффективно осуществлять обработку земли и получать хорошие урожаи.

Требуйте испытаний

Общим трендом в сельском хозяйстве постепенно становится автоматизация процесса. На рынке также появляются ISOBUS-совместимые плуги (например, уже есть у Kverneland и Lemken). Это значит, что любые настройки для идеальной борозды можно выполнять прямо из кабины трактора, поясняет Игорь Иванов, что существенно облегчает работу механизаторов.

Работа по навигации уже стала нормой при вспашке плугами. Такая автоматизация сильно облегчает труд оператора и уменьшает нагрузку, связанную с контролем за работой. И если в хозяйстве сильная кадровая текучка (а это довольно частое явление) или практикуется работа с сезонными механизаторами, Абишек Мишра рекомендует обязательную установку навигационного оборудования в трактор с плугом.

Игорь Иванов при выборе плуга советует считать стоимость владения плугом, то есть учитывать стоимость запчастей, обращать внимание на вес плуга, ведь все это будет влиять на скорость работы, производительность, расход ГСМ и т. д

«Кроме того, пользуйтесь тем, что некоторые компании не боятся и предоставляют свои плуги для испытаний, для сравнения с плугами других производителей», — призывает он.

Применение пропашных тракторов с плугом

Для работы с плугом, вспашки и всех основных работ сельского хозяйства используются в основном пропашные трактора. Эти машины имеют мощные двигатели и отличаются большой шириной колеи и дорожным просветом. А некоторые модели также оборудованы сменными ведущими колесами с широкими и узкими шинами для общих работ и обработки междурядьев.

Кроме пропашных, для работы с плугом применяются специальные трактора. Они необходимы при обработке почвы в специфических условиях болотистой или горной местности, для ухода за определенными видами культур. Только оценив все условия, в которых приходится обрабатывать поле, и модификацию машин, специалисты выбирают, какой трактор лучше для пахоты.

Функциональные роторные плуги

На оборотных плугах рабочие детали в виде лемехов имеют вид клиньев. Оно располагаются под особенным углом. Эту конструкцию используют, когда необходимо получить криволинейные отвалы и активно измельчить землю.

Тяжелые и твердые почвы, которые чрезмерно увлажняются, требуют использования дисковых плугов, которые оснащены сферическими рабочими элементами. Острые края сфер легко разрезают пласты земли.

Самые современные роторные плуги работают на основе нескольких лемехов, которые укрепляются на специальный вал. Роторные плуги функционируют значительно быстрее, сельскохозяйственная техника активнее передвигается, вспашка трактором поля происходит экономнее. Выбор плуга обусловливается также тем, какую схему вспашки применяют на определенном сельскохозяйственном предприятии.

Как правильно пахать землю трактором?

Вспашка земли трактором должна выполняться с выполнением ряда важных условий. От этого напрямую зависит качество обработки грунта и скорость роста урожая.

В число наиболее важных правил входит:

перед тем, как начать работу, следует установить плуг на трактор и правильно отрегулировать его. Оптимальной считается глубина, порядка 20–25 см. В некоторых условиях также может осуществляться более мелкая или более глубокая пахота на тракторах. При этом следует помнить, что на ровном рельефе глубина вспашки может составлять от 15 до 30 см, а на территориях с неровным покрытием этот показатель не должен быть ниже 17 и выше 28 см;
вспашка трактором поля должна выполняться таким образом, чтобы верхний слой грунта, толщиной от 7 до 10 см, был разрыхлен полностью. Нижние слоя могут иметь комки, диаметром до 5 см. Полностью подрезанными должны быть корни сорняков, а остатки их стеблей должны находится только в нижних слоях грунта;
все внесенные перед пахотой удобрения обязательно должны находиться под верхним слоем грунта. Толщина и ширина пластов земли должна быть практически одинаковой. Глубина проделанных борозд и высота гребней грунта не должна превышать 10 см;
вспашка грунта плугом должна выполняться таким образом, чтобы исключить необработанные участки между линиями, по которым проходил трактор, а также в местах, где он разворачивался

Для этого следует повторно пройтись трактором по самым крайним рядам огорода;
выполняя пахоту участка, очень важно правильно выбрать направление движения трактора. Оптимальным считается пахота по направлению в поперек к направлению, в котором выполнялась предыдущая обработка

Более детально о правилах вспашки участка плугом расскажет видео.

Техническое состояние

В классическом составе пахотного агрегата с МТЗ 80 используют плуг марки ПЛН 3-35 (Плуг Лемешный Навесной 3 х корпусный с шириной захвата 35 см каждый) с культурными, винтовыми и полувинтовыми отвальными корпусами с предплужниками или углоснимами. ПЛН 3-35 широко применяются на старопахотных площадях с глубиной вспашки от 20 до 32 см. Эффективная работа МТЗ обусловлена техническим состоянием трактора и плуга, а также верной настройке агрегата.


Плуг ПЛН 3-35

Корпус

Кромка лезвия лемеха должна быть не выше 1 мм. Поверхности корпуса и креплений должны быть без вмятин, заусенцев, трещин. Потайные головки болтов не должны выступать над поверхностью, утопание головок не должно превышать 1 мм. Отвал не должен выступать над поверхностью лемеха. Лемех должен заходить на отвал не более 2 мм. Полевая доска крепится к стойке корпуса с тыльной стороны под углом 2-3 градуса к стенке борозды. Для уменьшения сил сопротивления рабочую поверхность отвала полируют.

Предплужник

Предплужник устанавливают на расстояние 30-35см от носка лемеха предплужника до носка корпуса 5. При недостаточном выносе предплужника пласт будет забиваться между корпусом и предплужником. Чрезмерный пласт, отрезанный предплужником, будет упираться в стойку впереди идущего корпуса. Заглубление органа должно соответствовать срезу слоя 8..12 см. с шириной захвата 2/3 ширины корпуса. Положение глубины работы предплужника выбирается в соответствии с установленной глубиной вспашки. Чрезмерное заглубление предплужника создаст дополнительное тяговое сопротивление и плохую заделку дёрна. Производят проверку состояния лемехов и отвала предплужника, затяжку и целостность креплений.


рабочие органы плуга

Полевой нож

Дисковый нож 6 плуга размещают перед последним корпусом своим центром вращения над носком предплужника 4 или впереди него на расстоянии до 130 мм. Нижняя кромка ступицы диска должна быть выше плоскости поля 1-2 см. Плоскость вращения ножа устанавливают на 1-3 см сторону поля от полевого обреза.

Колесо плуга

Смазанные винтовой механизм изменения уровня хода и подшипник оси обеспечат  комфортное регулирование и работу плуга. Опорное регулируемое колесо, оборудованное чистиком, избавит от уменьшения заглубления при налипании влажного грунта и освободит водителя от постоянных остановок для чистки колеса.

Навеска

Также важно правильно осуществить настройку навески трактора, отрегулировав симметрично левую и правую сторону. «Если раскосы будут разной длины, качественной вспашки не получится из-за того, что усилие будет неодинаковым», — делится опытом Анатолий Павлов

Но при правильной настройке (если мысленно продолжить верхнюю и нижнюю тяги прямыми линиями), они должны сойтись около передней оси трактора.

В навесных плугах навеска должна быть закреплена жестко, говорит Дмитрий Носов. Он также напоминает, что перед выходом в поле на навесных машинах подстраивается линия тяги.

При навешивании плуга, обращает внимание Анатолий Павлов, для навесных агрегатов необходим свободный ход нижних рычагов навески в стороны (около 10 см), чтобы плуг мог сам себя направлять. А верхний рычаг передней навески при этом должен иметь более плавный угол, чтобы создавалось усилие, направленное вниз

В противном случае есть риск выглубления плуга в процессе работы. Дмитрий Носов добавляет, что в полунавесном агрегате башню (точнее, шарнир ее крепления) необходимо настроить так, чтобы она была перпендикулярна земле.

Тонкости установки плуга

Устанавливаются плуги для тракторов в зависимости от того, сколько имеют плужных корпусов и какую величину захвата при вспахивании земли. Плуги с шириной 1,05 метра с одним или тремя корпусами присоединяются к навеске трактора по трем точкам крепления на центральной и продольных тягах трактора. Если плуг имеет больше трех корпусов, его устанавливают на трактор по двухточечной схеме. При таком соединении плуг может выбирать при движении подходящую для него траекторию нагрузки.

Ширина рабочего захвата плугов влияет на ширину колеи, которая подстраивается при настройке работы трактора. Перед тем, как правильно пахать землю трактором, проводится регулировка плуга на поле, где будет происходить вспашка. Увеличивается или уменьшается длина центральной тяги в зависимости от необходимой глубины вспахивания.

Защита

При выборе защиты корпуса специалисты советуют учитывать условия работы и тип почвы. Василий Лебедь, рекомендует сельхозпроизводителям, имеющим каменистые и переуплотненные почвы, приобретать плуги с пружинной, рессорной или гидравлической защитой корпусов. Иначе частое срабатывание традиционной болтовой защиты приведет к повышенному расходу запчастей или, что еще хуже, использованию не оригинальных запчастей, поясняет он.

«Часто защитный болт заменяют сомнительным металлическим профилем, параметры которого значительно отличается, от оригинального болта, — рассказывает Василий Лебедь. — Отсюда нередки повреждения стоек плуга при встрече корпуса с препятствием»

Он советует обратить внимание на гидравлическую защиту: помимо прочего, в гидравлической защите нет сложных трущихся деталей, которые со временем начинают разбалтываться. Более того, усилие срабатывания гидравлической защиты на плуге легко отрегулировать так, чтобы защитить рабочий орган, не выворачивая при этом все камни на поверхность поля

Если плуг работает на твердых каменистых почвах, а также часто используется для расчистки залежных земель, то лучше всего брать усиленные модели с увеличенными стойками и корпусами и специальной износостойкой «лесной» резиной на колесах, советует сервисный инженер российского представительства компании Lemken («Лемкен-Рус») Дмитрий Носов.

Если же в хозяйстве липкие, тяжелые или каменистые почвы, эксперты рынка рекомендуют применять не стандартные (плоские), а перьевые (полосовые) отвалы. На них меньше налипает почва, что делает такие плуги подходящими для применения в любое время года. Кроме того, изношенные компоненты отвала плуга проще и дешевле поменять на перьевых моделях, чем на плоских, утверждает Абишек Мишра. К тому же показатели крошения почвы с такими отвалами выше, добавляет он.

Дмитрий Носов отмечает, что на полях с обильными пожнивными остатками, например, после кукурузы и подсолнечника, лучше работать плугом с увеличенным отвалом. Также при вспашке по таким полям рекомендуется установка предплужников. В этом случае растительные остатки лучше заделываются в почву, поясняет Анатолий Павлов.

На усиленных плугах, работающих по «залежам», кроме предплужника еще дополнительно ставится «углосъем», который позволяет лучше заделывать растительные остатки на дно борозды, и проводить тем самым профилактику забивания, добавляет Дмитрий Носов.

Как правильно установить полевую доску на плуг?

Полевые доски отдельных корпусов плуга должны располагаться строго параллельно друг другу. Для контроля можно замерить линейкой расстояние между первым и вторым корпусами по полевым доскам.

Когда мы опускаем плуг на ровную площадку, режущая часть лемеха должна плотно прилегать к поверхности, при этом зазор между землей и полевой доской должен составлять примерно 1,5-2 см. Делается это для того, чтобы полевая доска не изнашивалась. Если она будет идти по дну борозды, опираясь на пятку, то быстро сотрется Положение полевой доски регулируется центральным винтом. Закручиваем винт — полевая доска поднимается, откручиваем — опускается.

Классификация плугов

Выбор механизма для вспашки зависит от того, какие грунты приходится обрабатывать с помощью плуга, и какие растения будут на них выращивать. Специалисты распределяют, какие бывают плуги для тракторов, по их конструкции и назначению. Существует несколько основных групп плугов:

  • В зависимости от устройства рабочих органов плуги бывают оборотными или лемешными, дисковыми и роторными.
  • В зависимости от варианта установки плуга на трактор, механизмы бывают навесными, полунавесными и прицепными.
  • По назначению плуги распределяют на механизмы общего использования и специального использования.

Не широкозахватом единым

Однако широкозахватные плуги будут оптимально работать далеко не на всех больших по площади полях, замечает продукт-менеджер направления почвообработка компании «КУН ВОСТОК» Василий Лебедь. «Иногда поле, средний размер клетки которого 80 га, девятикорпусным плугом можно вспахать быстрее, чем двенадцатикорпусным, благодаря тому, что первый меньше времени тратит на развороты», — поясняет он.

Кроме того, после работы такого «монстра» требуется дополнительная вспашка разворотных полос маленькими навесными плугами. А стало быть, хозяйству потребуется дополнительно еще один плуг. «Или, например, восьмикорпусный полунавесной плуг по производительности проигрывает навесному семикорпусному, потому что последний более маневренный (при развороте ему нужно только поднять навеску), и после него вспашка разворотных полос практически не требуется», — добавляет Василий Лебедь.

В целом, для огромных полей с правильной геометрией в ЮФО, Зауралье и других регионах Анатолий Павлов советует выбирать широкозахватные машины, для небольших полей сложной геометрии или рисовых чеков — маленькие трех-четырехкорпусные орудия, а для основной массы хозяйств, имеющих поля среднего размера, — плуги, состоящие из 6-8 корпусов.

По наблюдениям Абишека Мишры, самыми популярными у сельхозпроизводителей остаются плуги, имеющие 7-8 корпусов.

Как объясняет Игорь Иванов, ширина захвата корпусов на разных моделях плугов может быть фиксированной (неизменяемой), ступенчато регулируемой (как правило, пошагово, с шагом 5 см) или гидравлически изменяемой из кабины трактора. И если в хозяйстве актуально изменение ширины захвата корпусов в процессе работы (например, при работе на разных типах почв, на холмистой местности, при вспашке в разные сезоны и т. д.), то стоит подумать о гидравлическом регулировании.

Так, когда слякотной весной пашут в предгорьях, то при заезде в гору ширину захвата слегка уменьшают, чтобы помочь машине, а с горки — увеличивают, чтобы не терять производительность, объясняет Игорь Иванов. Сделать это с помощью гидравлики легко и просто, в отличие от моделей с пошаговой регулировкой, где изменение ширины захвата корпусов занимает определенное время, так как необходимо менять значение на каждом корпусе.

Дмитрий Муратов также рекомендует отдавать предпочтение плугам с гидравлической регулировкой, если нужно будет часто менять настройку ширины захвата. «Иначе трудоемкость процесса в конце концов заставит механизатора игнорировать данную необходимость, — поясняет специалист, — что приведет к повышенному износу машины и агрегата, лишнему расходу ГСМ и другим нежелательным последствиям».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий