Одной веры и инжиниринга мало
От лица русских машиностроителей на встрече выступил директор ООО «КМЗ» Павел Иванов. Он рассказал о том, как происходит процесс импортозамещения на заводе, входящем в структуру холдинга «Трактородеталь» — того самого, на который лесозаготовители возлагают столь большие надежды.
Более предусмотрительными оказались специалисты ООО «Газпромнефть СМ»: программу импортозамещения они развернули ещё в 2014 году, когда санкции против России только начинали вводиться, и это происходило не столь массово, как в 2022-м. Но уже тогда производитель смазочных материалов оценил риски для себя как высокие и решил подстраховаться. Как показало время, не зря.
Параллельные пути
А что же параллельный импорт, о котором, казалось бы, участники дискуссии забыли? О том, как работает эта схема в сегодняшних условиях, рассказал коммерческий директор ООО «СТЭП» Иван Лобанов. По основному роду деятельности компания осуществляет работы в области гражданского и промышленного строительства. Но, как и многие бизнесмены, в эти неспокойные времена её руководители ищут новые возможности для развития своего бизнеса.
При этом за рамками обсуждения остался ответ на вопрос, что делать, если производитель не хочет, чтобы его продукция попала в Россию. Есть ли обходные пути, чтобы сделать это без его ведома? Ведь этот вид импорта потому и называется параллельным, что товар попадает в страну товаров без согласия производителя или правообладателя.
Впрочем, если и есть решения этой задачи, вряд ли об этом открыто расскажут на отраслевом совещании. Какой будет при этом стоимость поставки, сложно даже представить, если, даже путешествуя по относительно легальным каналам, товар дорожает в разы.
Текст: Мария Кармакова
Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №5 2022
Будем ждать чуда
Надежды лесопромышленников на поддержку китайских и белорусских производителей разделили не все участники круглого стола. Председатель правления ассоциации «Союз лесопромышленников Архангельской области» Андрей Зубов поделился информацией, источник которой называть не стал, о том, что машиностроители в КНР получили от своих западных партнёров запрет на отправку в Россию техники, укомплектованной их запчастями и двигателями. Что касается белорусской техники, то её глава ассоциации охарактеризовал ёмко: «Ничего плохого про неё сказать не могу, но и хорошего не слышал».
Оценивая перспективы использования дорогой европейской техники и белорусской, цена на которую тоже будет повышаться (в этом сомнений нет ни у кого), Андрей Зубов высказал мнение, что в итоге баланс будет одинаковый — минусовой.
По сравнению с другими холдингами в ГК «Титан» ситуация с обеспечением спецтехникой чуть лучше: за последние годы здесь успели существенно обновить парк лесных машин. А потому в своих оценках генеральный директор Алексей Кудрявцев был несколько более оптимистичен: по его мнению, в режиме ремонта и восстановления компания продержится и год, и даже два. При этом «Титан» не отказывается от планов принимать на тест-драйв новую технику
Но с важной оговоркой: чтобы она полностью соответствовала ТЗ компании
Пилорамы
Станки для разделки древесины устанавливаются непосредственно на участках первичной обработки или лесопилках. В функции пилорам входит отделение коры, изготовление досок и бруса. В зависимости от механизма работы различают несколько модификаций:
- дисковые;
- цепные;
- рамные.
Пилорамы ленточного вида считаются наиболее распространенными. Подходят для всех пород деревьев, в том числе кругляка. Принцип работы заключается в продольном распиливании ствола. Главным плюсом является минимальное количество отходов.
https://youtube.com/watch?v=QnT4PAKOfts
Лесозаготовительные станки рамного типа содержат несколько пил, закрепленных на одной станине. Основная функция – отделение обрезного и необрезного материала.
Цепные пилорамы выполняют диагональный и поперечный распил бревна. Такой способ незаменим при производстве бруса. Минусом является большое количество отходов в виде опилок.
Лесозаготовительная техника практически заменила ручной труд. Рабочим остается только направлять и контролировать процесс обработки древесины. Этот вид промышленности стремительно развивается, а значит будут появляться новые и более технологичные модели.
Трелевка бревен
В понятие трелевка входит транспортировка целых бревен или из составных частей от места валки до погрузочной площадки. Трелевочная машина может тянуть бревна в горизонтальном или подвешенном виде.
В основе конструкции трелевочной техники заложены различные модификации тракторов. Они могут быть колесными и гусеничными. В зависимости от заложенного функционала различают следующие типы техники:
- чокерные;
- безчокерные.
Трелевочная техника чокерного типа собирается на базе тракторов ТДТ-55 и МСН-10. Используются для транспортировки и перемещения поваленных стволов.
Бесчокерные машины относятся к категории валочно-трелевочных машин. В их конструкцию заложен гидроманипулятор для валки деревьев и перетаскивания деревьев. Наиболее часто встречающиеся модели – трактора ЛТ-187 и ЛТ–154.
Появление отдельного агрегата для комплектации экскаватора
В 90-х гг. производители продолжали совершенствовать свою продукцию, и в конструировании механизмов появился новый подход. Если раньше харвестер создавался как единая конструкция, включающая передвижную базу с манипулятором и сам агрегат, который осуществлял ряд процессов, то в этот момент концепция несколько модифицировалась – агрегаты стали создаваться отдельно. Ими стало можно комплектовать любой экскаватор или трактор, который подходит по требованиям и который изначально не создавался непосредственно для лесозаготовки.
Возможность переоборудовать экскаватор в харвестер в короткое время была очень привлекательной, так как позволяла, во-первых, экономить на приобретении харвестера целиком, а, во-вторых, трактор мог эксплуатироваться для земляных работ тогда, когда он не нужен на лесосеке. Такие агрегаты продаются и сегодня наряду с другим многофункциональным оборудованием на специализированной колесной или гусеничной платформе. Их применяют там, где использовать экскаватор с агрегатом не представляется возможным.
Кстати, авторство этой технологии также принадлежит уже упомянутой компании, которая ранее называлась Umeå Mekaniska, а затем, несколько раз сменив собственников, сегодня продолжает работать в составе промышленной группы Komatsu. Таким образом, опыт, который нарабатывался в течение долгих десятилетий, продолжает оказывать глобальное влияние на трансформацию рынка оборудования для этой отрасли.
Лесопогрузка
Данный вид работ заключается в транспортировку обработанной древесины с трелевочных машин на лесовозы. Для повышения эффективности данного этапа создаются специальные погрузочные пункты, включающие в себя:
- участки для перемещения бревен с использованием специальных погрузчиков;
- участки для складирования материала до начала погрузки, в том числе для крупногабаритных грузов;
- площадки для отгрузки с помощью автомобильного транспорта;
- места для установки сучкорезов.
Для погрузки может используют следующие модели лесозаготовительной техники:
- погрузчики челюстного типа.
- подъемные краны стрелового вида;
- автопоезда с функцией автозагрузки.
Современные модификации лесозаготовительной техники имеют универсальный набор функций. Технологические машины типа форвардеров и харвестеров последнего поколения способны выполнять операции на любом участке работ, в том числе транспортировку и лесопогрузку.
На кого делать ставку?
Далее он передал слово своему коллеге Олегу Зубенко, который возглавляет в компании направление Shantui. Этот китайский производитель, специализирующийся, как и корейский Hyundai, на ДСТ, тоже не против сотрудничества с российскими лесозаготовителями.
Не только зарубежные, но и российские производители дорожно-строительной техники активно переключились на российский сектор. Компания «Четра» готова поставлять как бульдозеры, которые являются ключевым продуктом компании, так и новые модели машин, разработка которых в настоящее время ведётся в сотрудничестве с российскими и иностранными партнёрами.
Появление многофункциональных агрегатов
Однако эволюционный процесс, которому подвергалась не только лесозаготовительная отрасль, но и вся промышленность в целом, продолжал развиваться, конкурентная среда требовала более совершенной техники. Впрочем, направления основных векторов не изменились – повышение уровня безопасности работников, ускорение рабочего процесса, увеличение объемов добычи.
На рынке присутствовала потребность в комбайнах, способных последовательно выполнять ряд операций одну за другой – спиливание, раскряжевку хлыстов, штабелирование. И в восьмидесятых годах появился первый однозахватный харвестер, который осуществлял валку, раскряжевку ствола, удаление сучьев. Это была первая машина, которой не требовалось перехватывать ствол при смене операций, что занимало дополнительное время. При всех операциях сохранялся первоначальный захват. Кроме того, комбайн был оснащен поворотной кабиной, где присутствовала функция выравнивания.
Таким образом, теперь на лесозаготовке для целого комплекса операций требовался лишь один агрегат и, соответственно, один оператор. Оставалось только обеспечить транспортировку древесины, полностью готовой к последующей переработке.
Сегодня можно было бы сказать, что такой подход не претерпел изменений за последние 40 лет, однако, это только на первый взгляд. С тех пор было разработано огромное множество инновационных решений, которое позволило сделать оборудование более точным, удобным, долговечным, а также добавились дополнительные функции.
Год, в лучшем случае два
Правда, как выяснилось, большинство представителей лесозаготовительной отрасли этого региона не торопятся делать ставку на проверенные европейские и американские машины, несмотря на то, что именно они составляют сегодня большую часть их автопарков.
И доклады лесозаготовителей её подтверждают. Например, описывая текущую ситуацию в Группе «Илим», директор филиала в Коряжме Сергей Кривошапкин отметил, что компания располагает 33 лесозаготовительными комплексами производства компаний John Deere и Ponsse. Потребность в новой технике на 2023 год составляет восемь комплексов. И в «Илиме» не уверены, что это будут машины тех же производителей.
С коллегой согласился представитель другого крупного игрока на рынке лесной промышленности: по словам генерального директора по лесообеспечению ООО «Карелия Палп» Анатолия Артеева, «год ещё ОК». А что дальше? Объёмы заготовки снижаются, сказывается и падение курса доллара, и катастрофическое снижение цен на пиломатериалы. А значит, и техника эксплуатируется меньше (как говорится, нет худа без добра).
Он также заявил об интересе предприятия к китайским производителям спецтехники. Правда, напрямую сотрудничать с инженерами из Поднебесной в «Карелия Палп» не планируют — посредниками выступят всё те же дилерские организации, связи с которыми уже налажены. По мнению Анатолия Артеева, для них открывается огромное окно возможностей, вопрос в том, как они им воспользуются.
Эволюция продолжается
На текущий момент техника производителей лесозаготовительного оборудования лидеров глобального рынка очень эффективна, однако продолжают разрабатываться новые модели, изыскиваются и тестируются новые способы лесозаготовки.
Таким образом, можно ожидать, что в скором времени будут появляться новые решения, которые позволят дополнительно сокращать трудозатраты, расходы на обслуживание техники, а также увеличивать продуктивность работы на лесосеке.
Так, Komatsu постоянно разрабатывает новые решения для техники и приемы работы, чтобы использование форвардеров и харвестеров было не только эффективным, но и удобным.
О том, почему работа на технике Komatsu удобна для операторов, читайте в отдельной статье: «Как достигается удобство работы оператора в лесозаготовительной технике Komatsu».
Валочная техника
К понятию валочная техника относятся приспособления, которые перекусывают или спиливают стволы деревьев, а также делают обрезку веток и сучьев. Могут быть навесными и самоходными. Конструкции навесных приспособлений содержат следующие элементы:
- Основной блок. Он состоит из манипулятора в виде захвата и режущего устройства.
- Поворотный узел. Он позволяет основному блоку совершать повороты вокруг своей оси.
- Крепления для монтажа устройств на экскаватор или трактор.
Для спиливания деревьев большой толщины используют механизмы с цепной пилой. Все элементы работают за счет подключения к гидравлической системе механизма, на который они установлены.
К механизированным машинам для валки леса относят:
- харвестер;
- мульчеры;
- бульдозеры;
- валочно-пакетирующая техника.
Харвестер – самоходная машина, способная выполнять различные операции на всех этапах первичной заготовки древесины. Она предназначена для валки леса, обрезки сучьев и распила ствола на бревна. С помощью специальной головки машина харвестерного типа обрезает макушки, формирует штабели из хлыстов и бревен.
Мульчер представляет собой мини-трактор. Предназначен для очистки участка от кустов и молодой поросли. С его помощью можно прокладывать лесосеки, а также создавать противопожарные полосы.
Бульдозер – универсальная механизированная техника. На лесозаготовках его применяют для корчевания пней, расчистки и подготовки участков для валки, а также прокладки дорог в лесном массиве.
Валочно–пакетирующие машины заменили работу бензопилами. Они могут спиливать деревья большого диаметра и укладывать в штабели для дальнейшей транспортировки. Такой тип техники незаменим в местах где требуется бескорневая валка леса. Оснащены гусеничным ходом с балансирной подвеской. Благодаря этому лесозаготовительная техника может двигаться по любой местности. Для увеличения эффективности валочно-пакетирующее оборудование оснащают дополнительным оборудованием.
https://youtube.com/watch?v=eLp9YWeFUEk
Лесотранспортирующая техника
Транспортировка готового материала может стать непростой задачей. Часто участки вырубки находятся в чаще леса без нормальных подъездов. Для облегчения этого этапа работы специалисты создают перевалочные пункты. На каждом из них функционирует свой вид лесозаготовительной техники.
Форвардер – самоходная машина, имеющее шестиколесное шасси с независимой подвеской. Благодаря продуманной ходовой части, машина способна пройти практически по любому бездорожью. Форвардер используют для сбора и транспортировки заготовленных бревен. Содержит кран манипулятор и платформу для погрузки. Как правило, его применяют для транспортировки древесины непосредственно от участка вырубки до ближайшего пункта или лесопилки.
На более дальние расстояния используют лесовозы. Они представляют собой прицепы или полуприцепы, а также грузовые машины. Данный тип техники имеет следующие характеристики:
- повышенная проходимость;
- полный привод;
- увеличенный дорожный просвет;
- система регулировки давления в шинах.
В конструкцию лесовоза заложены стальные каркасы, позволяющие лучше удерживать груз.
Еще один вид транспортировки древесины предусматривает перевозку груза по узкоколейной дороге. В этом случае используются вагоны-лесовозы. В их состав входят погрузочные платформы, оборудованные металлической сеткой, а также вагоны-сцепы.
Взгляд в сторону Китая
Как уже было сказано, базовые требования к лесозаготовительной технике в нынешних условиях — надёжная работа и гарантированное сервисное обслуживание, и модератор площадки Виктор Иконников каждому выступающему от лица компании-производителя или дилерской организации задавал один и тот же вопрос: «Качество обеспечите? А сервис?». Ответы были сплошь утвердительные — а как же иначе?
На выставочной площадке чемпионата «Лесоруб XXI века» в этом году было представлено как никогда много китайской техники
О том, насколько важно для партнёров из Поднебесной сотрудничество с российскими лесопромышленниками, свидетельствует тот факт, что в Архангельской области их интересы представляли не дилеры, а специалисты самих заводов
Так, от имени Sany на круглом столе выступил генеральный директор представительства компании в РФ Ло Эрси. Начал он с традиционных для жителей восточных стран пространных благодарственных слов в адрес руководства государства и заверений в братских отношениях между русскими и китайцами. Затем последовал рассказ о мощностях и возможностях компании. Завершил свою речь г-н Ло Эрси гарантиями на обеспечение российских партнёров техникой, запчастями и сервисными услугами.
Он также прокомментировал возможные проблемы с поставками из Китая в Россию из-за влияния западных партнёров на примере ситуации с компанией Sany в 2012 году из-за запрета, выданного Бараком Обамой, в то время президентом США.
Суть инцидента такова: компания Ralls (аффилированное представительство Sany в США) хотела приобрести четыре электростанции на ветряных генераторах вблизи военно-морской базы США в штате Орегон. Но администрация американского президента и Комитет по иностранным инвестициям под предлогом интересов национальной безопасности заблокировали покупку объектов. Китайская сторона подала иск в суд и в 2014 году выиграла его.
Звучит впечатляюще, если бы не одно но: в описанной ситуации были затронуты интересы двух государств, тогда как в нынешней международной обстановке заинтересованных сторон гораздо больше. И вряд ли конфликт, если он случится, будет решаться через судебную систему. Но даже если так, ждать решения два года (а возможно, и больше) в нынешней ситуации не вариант — российским лесозаготовителям техника нужна как можно быстрее.
Среди китайских производителей конкуренцию Sany составляют LiuGong и FAW. С первой компанией ООО «ВологдаСкан» сотрудничает уже шесть лет, в линейке имеются харвестеры, грейдеры и другие лесные машины.
С брендом FAW вологодская компания только начинает совместную работу, но уже к октябрю совместно с компанией «Подъёмные машины» (входит в холдинг «Трактородеталь») планирует представить полноценный лесовоз с манипулятором и предложить его лесозаготовителям для тестирования в реальных производственных условиях.