Инженерная техника. Шасси со сваебойным оборудованием для организации переправ
На последнем стоит остановиться чуть подробнее. Именно с появлением КрАЗ-255Б он стал намного компактнее и мобильнее. В состав ПМП входило 32 речных звена, четыре береговых, четыре выстилки и 16 буксирных катеров. Все это размещалось на 54 одиночных автомобилях, вместо 98 «зилов» с прицепами. К примеру, один КрАЗ-255Б перевозил одно звено, состоящее из двух средних и двух крайних понтонов, соединенных шарнирными соединениями. В транспортном положении звено находилось в сложенном виде.Сборка наплавного моста проходила вдоль реки. Автомобили КрАЗ, выстроившись в ряд, задним ходом съезжали в воду. По команде каждый водитель освобождал стопор крепления звена на автомобиле, и оно по роликам съезжало в воду. Затем звено автоматически в течение минуты раскладывалось. Дальнейшая операция состояла в том, чтобы с помощью буксиров состыковать каждое звено в ленту моста. Время наводки 60-тонного моста в дневное время составляло 30 минут.
Эксплуатационные параметры и особенности двигателя КрАЗа-255
Практически на протяжение всего периода серийного производства внешний вид КРАЗ 255 не менялся. Угловатая, трехместная деревометаллическая кабина с максимально упрощенным щитком приборов устраивала и производителей, и потребителей на протяжение десятков лет. Улучшения по большей части касались деталей подвески и ходовой части.
В 1979 году на КРАЗ 225Б1 появился раздельный привод тормозов. В 1985 году техническому усовершенствования подверглись оси балансирных подвесок и рессоры. Было внесено еще несколько технических усовершенствований, однако в целом автомобиль существенно не модернизировался. На некоторых модификациях устанавливалась лебедка барабанного типа с червячным редуктором, развивающая тяговое усилие от 8 до 12 т.с.
В качестве силовой установки в автомобиле используется двигатель с отличными рабочими величинами под названием ЯМЗ-238. Год разработки – 1950-й, его сконструировали на Ярославском моторном заводе.
В качестве топлива применяется самый обычный дизель
Причем качество его не важно: в рабочей камере одинаково хорошо сгорит как топливо класса ЭКТО, так и старая советская солярка
ЯМЗ-238 имеет следующие особенности конструкции:
- современная версия оснащается турбонаддувом (ранее данная опция не устанавливалась);
- двигатель может оснащаться 6-ю или 8-ю цилиндрами;
- количество рабочих тактов – 4;
- в качестве системы питания используется механический ТНВД;
- блок цилиндров изготавливается из чугуна;
- охлаждается работающий двигатель при помощи жидкости;
- все цилиндры располагаются друг по отношению к другу под углом 90 градусов V-образным способом;
- тип нижневального механизма – OHV с верхним расположением клапанов;
- расстояние от нижней до верхней мертвой точки – 140 мм.
Так как в качестве системы питания камер сгорания используется самый обычный, механического типа ТНВД, то каждый цилиндр оснащается своей собственной насосной станцией. Все они осуществляют непосредственный впрыск.
Именно за счет этого достигается столь большой крутящий момент – 1 765 Н×м. Мощность двигателя ЯМЗ-238 (базовой его версии) составляет 177 кВт или 240 л. с.
Непосредственно в развале блока цилиндров расположились впускные магистрали. OHV находится рядом с коленчатым валом. В движение он приводится при помощи пары шестерен, которые крепятся в передней части корпуса самого двигателя.
Количество клапанов – пара на каждый рабочий цилиндр.
Сами гильзы цилиндров изготавливаются из высокопрочного чугуна, благодаря этому ресурс двигателя увеличивается во много раз, что позволяет осуществлять капитальный ремонт всего один раз на 800 тыс. км пробега.
Коленчатый вал выполнен из высокопрочной стали методом горячей штамповки. Четные и нечетные по счету кривошипные механизмы располагаются друг по отношению к другу под углом в 180 градусов (находясь при этом в одной плоскости).
Совсем недавно были выпущены КрАЗы с новыми, модифицированными двигателями на основе ЯМЗ-238. Конструкция их позволяет выполнять экологические нормы ЕВРО-3.
Максимальная скорость, развиваемая грузовиком, равна 71 км/ч. До 60 км/ч время разгона составляет 40 с.
Варианты и модификации[править]
- ПМП/ПМП-М — понтонный парк;
- ТММ-3 — тяжёлый механизированный мост;
- Э-305БВ — экскаватор;
- КС-3572 — армейский стреловой подъёмный кран;
- ОПС — передвижная опреснительная станция на шасси КрАЗ-255Б;
- ПРВ-16Б — передвижной радиолокационный радиовысотометр ПРВ-16 на шасси КрАЗ-255Б;
- ЭОВ-4421 — гидравлический экскаватор (объем ковша 0,65 м³, глубина выемки грунта до 3,25 м, радиус действия до 7,34 м);
- ТЗ-8-255Б — топливозаправщик;
- АЦ-8,5-255Б — автоцистерна;
- Варяг — техничка для Украинской Армии;
- МБПК — мобильный банно-прачечный комплекс, разработан в 2015 г.;
- 122-мм РСЗО “Град” на шасси КрАЗ-255 — модель для вооружённых сил Таджикистана (десять машин были впервые представлены 23 февраля 2020 г. на военном параде в Душанбе);
- Jupiter III — 122-мм самоходное орудие на шасси КрАЗ-255Б, разработанное на Кубе (советская 122-мм пушка Д-30 на шасси КрАЗ-255Б);
- Jupiter IV — 130-мм самоходное орудие на шасси КрАЗ-255Б, разработанное на Кубе (советская 130-мм пушка М-46 на шасси КрАЗ-255Б с новой бескапотной кабиной);
- PTH-130-K255B — 130-мм самоходное орудие на шасси КрАЗ-255Б, разработанное во Вьетнаме (демонстрационный образец представлен в 2021 г.).
Трехосные грузовые автомобили КрАЗ-255
Трехосные грузовые автомобили КрАЗ-255
Семейство трехосных автомобилей высокой проходимости с тремя ведущими мостами состоит из автомобиля общего назначения КрАЗ-255Б, автомобиля-седельного тягача КрАЗ-255 В и автомобиля-лесовоза KpA3-255 Л.
Автомобиль КрАЗ-255Б предназначен для перевозки разнообразных грузов, а также для буксировки прицепов и различных прицепных систем по дорогам с усовершенствованным покрытием, грунтовым и бездорожью. Выпускается с 1967 года вместо автомобиля КрАЗ-214Б.
Автомобили КрАЗ-255Б значительно превосходят ранее выпускаемые по скорости, грузоподъемности и проходимости. На них устанавливается более мощный дизельный двигатель, рулевое управление с гидроусилителем, повышена проходимость благодаря устройству для регулирования давления воздуха в шинах в зависимости от дорожных условий. Повышена надежность трансмиссии и ходовой части.
Седельный автомобиль-тягач КрАЗ-255 В является модификацией базового автомобиля КрАЗ-255Б, выпускается с 1967 года. Предназначен для буксировки полуприцепов по различным видам дорог и бездорожью. На нем устанавливается седельное устройство, унифицированное с автомобилем КрАЗ-258.
Основное отличие автомобиля КрАЗ-255 В от базового — отсутствие коробки отбора мощности и лебедки.
Автомобиль КрАЗ-255 Л используется в составе автопоезда в сцепе с двухосным прицепом-роспуском TM3-803K. Предназначен для перевозки леса в хлыстах и стволов с кроной по дорогам с твердым покрытием. Выпускается с 1969 года.
Технические характеристики грузовых автомобилей КрАЗ 255Б
Грузоподъемность (без лебедки) – 8020 кг.
Снаряженная масса (с дополнительным снаряжением) – 11170 кг.
В том числе:
– на переднюю ось – 4920 кг.
– на тележку – 6250 кг.
Полная масса – 19415 кг.
Допустимая полная масса прицепа – 10000 кг.
Максимальная скорость автомобиля – 71 км/ч.
Время разгона автомобиля до 60 км/ч – 40 с.
Максимально преодолеваемый подъем автомобилем – 58 %
Тормозной путь автомобиля КрАЗ 255 с 40 км/ч – 17,2 м.
Контрольный расход топлива автомобиля, л/100 км, при скорости 60 км/ч – 35,3 л.
Глубина преодолеваемого брода с твердым дном при номинальном давлении воздуха в шинах – 1,0 м.
Радиус поворота – 13,5 м.
Автомобили КрАЗ-255Б выпускаются с платформой для перевозки разнообразных грузов и без платформы — шасси автомобилей, используемые для монтажа различных спецустановок. Автомобиль с платформой может работать как одиночное транспортное средство и в составе с прицепом.
Перед началом работы на автомобиле следует установить в соответствующее положение режимное кольцо тормозного крана, обеспечив надежную работу тормозов автомобиля и прицепа.
Установка широкопрофильных шин с регулируемым давлением воздуха в них, блокировка межосевого дифференциала раздаточной коробки, включение привода на передний ведущий мост, использование лебедки позволяют автомобилям КрАЗ-255 Б успешно преодолевать труднопроходимые участки пути.
Установленная на автомобиле лебедка предназначена для вытаскивания другого автомобиля, самовытаскивания и облегчения погрузки тяжелых неделимых грузов.
Для вытаскивания лебедкой застрявшего автомобиля КрАЗ 255 надо выполнить следующее:
– Затормозить автомобиль стояночным и рабочим тормозами, закрепив педаль рабочего тормоза специальной защелкой.
– Установить рычаг управления лебедкой в верхнее положение I (выключенное) и вытянуть трос вручную к месту назначения.
– Установить рычаг управления лебедкой в нижнее включенное положение (положение II).
– Запустить двигатель, нажать на педаль сцепления и установить рычаг управления раздаточной коробкой в среднее положение (нейтральное), а затем установить рычаг включения коробки отбора мощности в крайнее переднее положение (включенное) .
– Включить вторую передачу коробки передач автомобиля КрАЗ 255 и, плавно отпуская педаль сцепления и одновременно увеличивая обороты, произвести подтягивание лебедкой.
Если усилие на трос достигнет величины, выше допустимой (на первом слое— 12000 кг, на последнем — 8000 кг), может произойти срез предохранительного болта фланца вилки карданного вала. Допустимые углы отклонения троса от продольной оси (при выдаче назад) не должны превышать 45°.
Источники[править]
Бронетехника Украины
Основные боевые танки:
Т-55АГМ • Т-62-5ТДФ • Т-55-64 • Т-64Б • Т-64БМ Булат • Т-64БМ1М • Т-64БМ2 • Т-64БВ • Т-64БВ1 • Т-64Б1 • Т-64Б1В • Т-64Б1М • Т-64Е • Т-64-5ТДФМ • Т-64-6ТД-1 • Т-64 Краб • Т-72Б1 • Т-72УА • Т-72АГ • Т-72УМ • Т-72-120 • Т-72Е • Т-72МП • Т-72АМТ • Т-80УД • Т-84 • Т-84У • Т-84У Оплот • Т-84-120 Ятаган • БМ Оплот • БМ Оплот-T • M60A3-84 • VT-1A • Arjun-6ТД-5 • Т-90С-6ТД-3
Боевые машины огневой поддержки:
Азовец • Страж
Боевые машины пехоты:
БМП-1У • БМП-1М Шквал • БМП-1УМ • БМП-1УМД • БМП-1Т • БМП-55 • БМПВ-64 • БМПТ-64 • БМП-К-64 • БМТ-72 • АБ-13 • БТМП-84 • МТ-ЛБМШ • МТ-ЛБР6 • МТ-ЛБР7 • БМП-3-3ТД-4 • БРМ-1К • БМД-2 • БМД-1П • BMP-1AK
Боевая робототехника:
Фантом • Ласка FP01 • Ласка MP01 • Пиранья
Боевые разведывательные машины:
БРДМ-2ДИ • БРДМ-2ДП • БРДМ-2ЛД • БРДМ-2М • БРДМ-2Т • БРДМ-2 ВЕПР • БКМ Геккон • Барс-8AR
Бронетранспортёры:
БТР-50-УТД-20 • БТР-60М • БТР-60Т • БТР-70М • БТР-70 Гром • БТР-70-КБА-2 • БТР-7 • БТР-70ДИ-02 • БТР-70П • БТР-70Т • Варан • БТР-80-КБА-2 • БТР-80УМ • БТР-80УП • БТР-94 • БТР-3ДА • БТР-3Е • БТР-3Е1 • БТР-3Е1Д • БТР-3У • БТР-3У1 • БТР-4 • БТР-4А • БТР-4В • БТР-4Е • БТР-4ЕН • БТР-4Е1 • БТР-4М • БТР-4МВ • Богдан-5316 • Казак • Казак-2 • Казак-2М • Казак-4 • Казак-5 • Овод • Варта-Редут
Бронеавтомобили:
Варта • Дозор-Б • Отаман • Тритон • Cobra • Cougar • Spartan • KRAZ MPV • КрАЗ-6322 Раптор • КрАЗ Спартан • КрАЗ-01-1-11 • HMMWV ЛРМЗ • HMMWV АвтоАльянс • ASV Panthera K10/K10CMD • KrAZ Convoy • KrAZ Fiona • KrAZ Hurricane • KrAZ Hulk • Барс • Тапир • Годзилла • Отаман 6×6 • Отаман 8×8 • МТ-ЛБ-Т-23-2 • Барс-8 • Барс-8 Тайпан • Shield
Технички:
Амфибия • Анаконда • Ангелина • Балу • Бандеромобиль • БронеКамАЗ • Броневик • Броняшка • Верблюд • Варяг • Волк • Гранд-Джихад • Дракон • Дракоша • Жук • Киборг • Скорпион
Самоходные гаубицы:
Богдана
Самоходные миномёты:
БТР-3М1 • БТР-3М2 • БТР-60М1 • БТР-70М1 • Барс-8ММК
Реактивные системы залпового огня:
ЛуАЗ-969М УБ-32-57 • 80-мм РСЗО на базе МТ-ЛБ • БМ-21К • Бастион-01 • Бастион-02 • Верба • Бастион-03 • Ольха
ОТРК:
Сапсан • Гром
Зенитные установки:
ASGLA • Донец • Квадрат-2Д • Днепр
БРЭМ:
БТС-5Б • БРЭМ-84 • БТР-3БР • БРЭМ-4К • БРЭМ-7К
Инженерные и специальные машины:
БРЭМ-4РН • БРЭМ-84 • ТММ-3 • ТММ-3М • ТММ-3М1 • ПМП-М • УСМ-2 • ГПМ-64 • ГПМ-72 • АВС-30 • АВС-40 • И-52 • БМУ-84 • МОП Держатель • БТР-70ДИ-02 • ВЕПР-С • Положение-2 • Р-330УМ • Оболонь-А
БММ:
СЭМ • МТ-ЛБ С • Эскулап • БММ-70 • БТР-3С • БММ-4С
Машины управления и радиостанции:
БТР-70ДИ-02 • Р-142 • Р-125Б2 • Р-125Б1 • 1В12-1 • 1В16 • 1В19 • Р-423-1МУ • Р-417МУ • Р-140-0,5 • Р-118 • П-241 • Р-330УМ • Кольчуга • Кольчуга-М • Кольчуга-КЕ • 1АР1 • СНАР-10 • Вал • AN/TPQ-36 • Рысь
Санитарно-медицинские машины:
БММ-4С • БММ-70 • МТ-ЛБ С • БММ-1С
Багги:
VOLS
Легковые автомобили:
Богдан-2251 • KIA KM420 • Пегас • Богдан Карго
Грузовые автомобили:
КрАЗ-6446 • КрАЗ-260 • КрАЗ-6322 • КрАЗ-63221 • КрАЗ-6321 • КрАЗ-255Б • КрАЗ-214 • КрАЗ-5233ВЕ • КрАЗ-5233НЕ • Богдан-5316 • КрАЗ-257 • КрАЗ-250 • BURTEK B4731 • ЭМ-320.12 Электрон • Богдан-3373
Автобусы:
ЛАЗ-695Б • ЛАЗ-695Н • ЛиАЗ-677М
Общие технические характеристики КрАЗа модели 255
Габариты, мм | |
Длина | 8645 |
Ширина | 2750 |
Высота по кабине (без нагрузки) | 2940 |
Высота по тенту (без нагрузки) | 3170 |
Погрузочная высота платформы | 1640 |
База КрАЗа | 5300 |
База задней тележки | 1400 |
Колея | 2160 |
Дорожный просвет (при полной загрузке) | 360 |
Весовые характеристики, кг | |
Полная масса | 19675 |
Снаряженная масса | 11700 |
Масса КрАЗа с дополнительным снаряжением | 11950 |
Сухой вес КрАЗа | 10960 |
Технические характеристики допустимых нагрузок, т | |
Полезная нагрузка машины | 7,5 |
Допустимый полный вес буксирного прицепа (полуприцепа): | |
дороги с твердым покрытием | 30 |
грунт, бездорожье | 10 |
Максимальная скорость движения КрАЗа-255 составляет 71 км/ч. При условии, что автомобиль едет с наибольшей нагрузкой без прицепа или с прицепом общим весом 10 т на высшей передаче по асфальтированной, ровной, сухой трассе.
Габариты КрАЗ-255В
Расход топлива (дизель) у максимально загруженного КрАЗа без прицепа на 100 км пути при скорости движения 40 км/ч на высшей передаче составляет 40 л.
Технические характеристики грузовика позволяют ему без труда преодолевать косогоры, подъемы и броды глубиной в 1 м.
Эксплуатационные параметры двигателя
Трехосный автомобиль КрАЗ-255 выпускался с четырехтактным восьмицилиндровым дизельным двигателем модели ЯМЗ-238, цилиндры которого имеют V-образное расположение. Номинальная мощность силового агрегата доходит до 240 л. с. при 2100 об/мин. Показатель максимального крутящего момента равен 883 Н*м при 1500 об/мин.
Параметры двигателя ЯМЗ-238
Система питания мотора состоит из:
- топливного насоса высокого давления со всережимным регулятором числа оборотов;
- топливоподкачивающего насоса;
- автоматической муфты опережения впрыска;
- форсунок;
- фильтров грубой, тонкой очистки;
- топливопроводов и двух топливных баков.
Технические характеристики рулевого управления
Передаточное число рулевого механизма – 23,6. В системе рулевого управления стоит гидравлический усилитель привода (силовой цилиндр+распределитель), который скомпонован как один рабочий агрегат. Производительность лопастного насоса гидроусилителя двойного действия не менее 9,5 л/мин (при 600 об/мин двигателя и давлении в гидросистеме 55 кгс/см²).
Насос гидроусилителя руля КрАЗ
Технические характеристики трансмиссии
В автомобиле КрАЗ работает фрикционное, механическое, сухое, двухдисковое сцепление ЯМЗ-238.
Установлена трехходовая, пятиступенчатая, механическая коробка передач ЯМЗ-236Н. Пять передач обеспечивают движение вперед и одна – движение назад. За счет синхронизаторов инерционного типа происходит плавное переключение передач.
Раздаточная коробка механическая. В ее конструкцию входит: двухступенчатая дополнительная коробка с межосевым дифференциалом в приводе к задним мостам, коробка отбора мощности лебедки и привод на передний ведущий мост.
У машины КрАЗ-255 три ведущих моста – передний, средний и задний.
Технические характеристики тормозной системы
Рабочие тормоза колодочного вида работают от пневматического привода, идут на все колеса. Ручник с внутренними тормозными колодками и механическим приводом. Двухсекционный тормозной кран поршневого типа имеет пневматические тормозные цилиндры. Вспомогательный тормоз с пневматическим приводом, моторный, компрессионный.
Тормозной цилиндр КРАЗа-255
Величина тормозного пути КрАЗа, движущегося со скоростью 40 км/ч по ровной, асфальтированной дороге составляет:
- 20 м – с наибольшей нагрузкой без прицепа;
- 21 м – с максимальной нагрузкой и полным прицепом.
Регулятор давления воздуха поддерживает давление в пневмосистеме в пределах 6–7,65 кгс/см². В случае его выхода из строя предохранительный клапан не даст подняться давлению выше чем 8,75 кгс/см².
Стояночный тормоз КРАЗа-255
В систему тормозов машины входит: влагомаслоотделитель, воздушные баллоны (3 шт. по 20 л), соединительная головка (соединяет тормозной привод авто с прицепом), буксирный клапан, краны (разобщительный и отбора воздуха) и вакуумный усилитель.
О технологических уступках
Первые 3D-модели, полученные от китайских разработчиков, озадачили: кабина оказалась непропор-ционально узкой, остальные пропорции были хоть и не идеальны, но близки к истине. Впоследствии выяснилось, что разработчики исходной математической модели попались на кажущуюся внешнюю схожесть КрАЗов с их ярославскими предками. Из-за чего ширина кабины была принята близкой к таковой от ЯАЗ-210, которая в оригинале была меньше почти на 300 мм. После исправления этого недочёта основные размеры модели вошли в норму и далее существенно не изменялись.
Ещё одной исходной ошибкой разработчиков стала неверная ширина шин, появившаяся из-за путаницы с более узкими шинами «214-го» семейства. После нормализации базовых размеров вся дальнейшая правка велась в направлении уточнения формы по фотографиям. Чертежи КрАЗ-255 в варианте экскаватора и понтонного транспорта ранее были опубликованы в модельной периодике и использованы при разработке модели. К чертежам подошли критически, уточняя спорные моменты по фотографиям, в результате чего форма кабины и особенно крыши вышла точнее, чем на упомянутых чертежах. Вообще крыша оказалась самым сложным местом в кабине, её дольше всего доводили. Но зато в результате кабина модели НАП вышла наиболее точной по форме среди других моделей, превзойдя даже сборную модель в масштабе 1:35.
Мне, как стендовику, часто приходится сталкиваться с досадной ситуацией, когда из-за невозможности выемки отливки из формы при литье имитации целого узла модели в одну деталь приходилось отказываться от воспроизведения некоторых особенностей формы или фактуры, присущей прототипу. И если бы при изготовлении сборной модели эта проблема зачастую решалась бы разделением детали на несколько частей, то для выпускающейся готовой модели 43-го масштаба такой вариант не подходил. Преодолеть эту проблему в принципе можно только литьём из смолы в мягкие формы, но это совершенно не подходит для массового промышленного производства.
После проведения правок модели в несколько этапов в конечную конфигурацию просочилась только пара мелких неточностей. Одну ошибку как консультант прозевал лично. Что верхняя дудка сигнала коротковата относительно нижней, заметил уже тогда, когда исправлять было поздно, и это удалось поправить только на моделях 6х4. Вторую ошибку внесли непосредственно китайские производители: на утверждённой к выпуску 3D-модели на боковинах шин имелся рельеф, который, к сожалению, не был воплощён в готовой модели из-за технологических проблем.
Относительно столь обсуждаемого отсутствия усов-габаритных указателей спешу заверить: это не ошибка, а совершенно сознательный выбор авторов проекта. Прекрасно осознавая, что сделать эти детали изящно не получится, а иметь вместо масштабно тонких деталей две палицы, торчащих из крыла, не хотелось, то от убогой имитации просто отказались. Такой вариант был сочтён допустимым – при эксплуатации многие машины быстро теряли габаритные указатели. По тем же соображениям не стали имитировать швы стыков жести на дверях кабины. При имевшихся технологических возможностях получилось бы немасштабно грубо и утрированно.
В сравнении с моделями МАЗов удалось более удачно разместить узлы крепления модели к подставке, посадочные практически нигде не проходят сквозь детали модели, пострадала только ось балансирной тележки. Новинкой в модели стал материал зеркал заднего вида. Пластик, из которого сделана модель, очень мягкий, почти резиноподобный, мнения обладателей моделей по этому вопросу разделились – кому-то больше по душе старый, более жёсткий пластик. Однако другие коллекционеры, а тем более продавцы моделей, наоборот, в восторге от такого решения, так как отломанных зеркал практически не стало. Вероятно, в данном случае практичность такого решения побеждает.
На боевом посту
Не смотря на то, что «Лаптежник» приобрел самое широкое распространение в различных отраслях народного хозяйства, не секрет, что он создавался, в первую очередь, для нужд вооруженных сил страны.
Примечательно, что на шасси КрАЗа не устанавливалось боевых комплексов и систем вооружения, однако, он стал базовым автомобилем для армейских инженерных служб.Каждая из модификаций инженерных спецмашин, построенных на базе КрАЗ-255Б, уникальна, и заслуживает детального описания. Большинство из них с успехом эксплуатируются и в наши дни. Чего стоит только понтонно-мостовой парк ПМП и его модифицированный вариант ПМП-М! В 80-е годы прошлого века эта инженерная система признавалась лучшей в своем классе во всем мире.
Краз-255 ПМП за работой
Система понтонной переправы советского производства стояла на вооружении не только стран-участниц Варшавского договора, но и некоторых капиталистических стран. К примеру, ПМП на шасси КрАЗа до сих пор находится на вооружении армии Финляндии.
Совершенными в техническом плане оказались и тяжелый механизированный мост ТММ и общевойсковой мобильный экскаватор ЭОВ-4421, который эксплуатируют не только инженерные подразделения армий стран СНГ, но и миротворческий контингент ООН.
Немало спецтехники на базе КрАЗ-255 создано и для подразделений аэродромного обеспечения. Это различные модификации топливозаправщиков, уникальные аэродромные установки контроля гидросистем тяжелых транспортных самолетов, пожарные краны, буксировщики.
В войсках противовоздушной обороны хорошо известны радиолокационные дальномеры, установленные на шасси «Лаптежника», использовались КрАЗы и в качестве транспортно-заряжающих машин ракетных комплексов. В РВСН седельные тягачи КрАЗ-225В применялись для буксирования полуприцепов с ракетными комплексами.
В вооруженных силах государств-союзников СССР на базе 255-го создавались боевые комплексы. Так, в Анголе на шасси КрАЗ-225Б были построены суррогатные бронетранспортеры, на Кубе грузовик был адаптирован под самоходную артиллерийскую установку с бронированной кабиной. В вооруженных силах Северной Кореи, после удлинения рамы грузовика, на его шасси устанавливался пусковой комплекс ЗРК С-125 «Печора».