ИМР-3М и УБИМ: инженерные терминаторы
С 1999 года в войска РФ поступает новый инженерный танк ИМР-3, созданный на базе Т-90. Работы были начаты еще в конце 1980-х на Новокраматорском машиностроительном заводе, но с распадом СССР они прекратились, а часть производства машин ИМР осталась на Украине. Возобновлены работы были уже на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле. Позже на базе ИМР-3 была разработана модифицированная версия ИМР-3М.
Задачи у машины остались прежними, но по сравнению с предыдущей моделью появился ряд нововведений. Так, ножевой колейный минный трал КМТ-Р3 оснащался электромагнитной приставкой. Устройство формирует электромагнитное поле, подобное полю танка, на которое при приближении реагируют магнитные взрыватели мин, взрывая их на безопасном расстоянии. Противоминная защита экипажа машины была улучшена за счет перекомпоновки сидений и увеличения толщины днища.
ИМР-3М. Фото: Минобороны РФ
ИМР-3М также может работать в условиях радиации, но по сравнению с предыдущим поколением кратность ослабления гамма-излучения увеличена с 80 до 120 крат. В системе жизнеобеспечения экипажа ИМР-3М есть все необходимое, чтобы выполнять боевые задачи без выхода из машины в течение трех суток.
На месте оператора смонтирована зенитно-пулеметная установка НСВТ-12,7, которая может вести прицельную стрельбу по наземным целям на расстоянии до 2000 м и по воздушным – до 1500 м, а также применяться для уничтожения мин, лежащих на грунте, на дальности до 60 м.
ИМР-3М – универсальный инструмент для эффективного решения любых инженерных и дорожных задач в интересах армии, который может применяться и в мирное время, например в условиях чрезвычайных ситуаций, для ликвидации природных и техногенных катастроф.
УБИМ. Фото: Минобороны РФ
Одна из новейших разработок УВЗ в этом направлении − универсальная бронированная инженерная машина УБИМ. Она способна решать задачи сразу трех инженерных агрегатов − бронированной ремонтно-эвакуационной машины (БРЭМ), инженерной машины разграждения (ИМР) и бронированной машины разминирования (БМР). Этот инженерный терминатор может работать под плотным вражеским огнем и прокладывать дорогу войскам даже по зараженной территории. Натурный образец УБИМ впервые был показан на стенде уральцев в ходе военно-технического форума «Армия-2023».
Скребок и привод машины
Еще одна важная часть инженерной машины – это скребок-разрыхлитель. Здесь все достаточно просто и, кроме двух основных элементов, скребка и разрыхлителя, сюда входит лишь центральная часть, представленная двумя балками. Важна также механическая часть, отвечающая за выдачу скребка. Она включает в себя такие небольшие детали, как рамка, коромысло, кривошип, гидроцилиндр и кронштейны. На конце рамки имеется специальный наконечник. Именно на него и надевается скребок-разрыхлитель. В таком случае считается, что он находится в транспортном положении.
Одна из важнейших частей – гидропривод. Он используется для того, чтобы перевести как стрелочное, так и бульдозерное оборудование ИМР из транспортного в рабочее положение. Кроме этого, гидропривод обеспечивает управление этими элементами во время работы, обеспечивает нормальную деятельность механизма, отвечающего за поворот башни. Другими словами, гидропривод обеспечивает практически все возможные движения тяжелых механических деталей инженерной машины.
Рабочее оборудование
Бульдозерное оборудование инженерного танка ИМР-2 является универсальным. Оно предназначено для разработки и перемещения грунта, расчистки снега и кустарника, валки деревьев, корчёвки пней, обустройства проходов в лесных завалах и разрушениях. Оно может работать в любом из трёх положений:
- Двухотвальном, которое считается основным и предназначено для прокладывания проходов в завалах и разрушениях, обустройства колонных путей для движения войск, снятия слоя грунта и планировки местности.
- Бульдозерном, которое используется для устройства съездов, засыпки выемок, перемещения грунта, окапывания и самоокапывания.
- Грейдерном, применяемом при прокладке колонных путей на косогорах и на любых работ, предполагающих перемещение грунта или снега на одну сторону.
Бульдозерное оборудование состоит из рамы, механизмов подъёма, опускания и перекоса, небольшого центрального отвала и двух больших боковых подвижных крыльев. Центральный отвал – это сварная конструкция, которая прикрепляется к раме и может поворачиваться вправо и влево на 100 градусов.
Крылья отвала (правое и левое) по конструкции являются аналогичными, а их лобовые листы отличаются криволинейной поверхностью. К нижней части лобового листа болтами прикрепляются ножи. Благодаря подвижности боковых крыльев, бульдозер может занимать одно из трёх положений: бульдозерное, двухотвальное (путепрокладочное) и грейдерное. Управление универсальным бульдозером производится механиком-водителем, без покидания своего места в машине.
Телескопическое стреловое оборудование оборудовано захватом-манипулятором, выполняющим значительный комплекс работ по обустройству проходов в лесных и каменных завалах.
Телескопическая стрела шарнирно прикреплена к кронштейну башни, размещённой на поворотной платформе. Стрела снабжена многофункциональным манипулятором, который копирует движения человеческой руки и может занимать 6 различных независимых положений. Управление стрелой и манипулятором осуществляется оператором машины, с пульта из башни, при помощи электрогидравлической системы.
В процессе выполнения работ можно производить разнообразные операции: поворот стрелы, её подъём и опускание, выдвижение и втягивание стрелы, подъём и опускание захвата, его поворот, раскрытие и закрытие захвата. Конструкцией стрелового оборудования предусмотрено совмещение отдельных операции (но не больше двух). К примеру, поворот стрелы и раскрытие (закрытие) захвата.
К 1990 году, в результате модернизации, клещевой захват манипулятора был заменён универсальным рабочим органом ковшового типа, который мог не только удерживать предметы любого размера, но и работать как грейфер, обратная и прямая лопата, скребок и рыхлитель.
В качестве дополнительного оборудования, на инженерную машину устанавливались пусковое устройство разминирования и противоминный трал.
КМТ-Р (колейный минный трал) – это составная часть ИМР-2, предназначенная для преодоления спецмашиной противотанковых минных полей, в том числе и с противоднищевыми минами со штыревыми взрывателями. Трал составлен из 3-х основных частей: ножевых секций правой и левой (аналогичных) и механизма перевода.
В составе ножевой секции – рабочий орган (3 черенковых ножа, отвал коробчатой формы, откидывающее крыло), балансир, уравновешивающее устройство, штыревое устройство траления противоднищевых мин, лыжа, копирующая рельеф и тралящее зимнее устройство. При работе ножи трала зарываются в землю. Если они на пути встречают мину, она ножами удаляется из грунта, попадает на отвал и отводится в сторону, за колею танковых гусениц.
Установка разминирования (УР-83) – это устройство для проделывания проходов в минных полях и минно-взрывных заграждениях, с целью обеспечения продвижения войск. Она смонтирована на корпусе машины сзади и состоит из двух направляющих (правой и левой) для пуска зарядов разминирования.
На направляющей располагается реактивный двигатель, который при пуске вытягивает за собою заряд разминирования и отправляет его на минное поле. Сами заряды разминирования упакованы в деревянные кассеты (по 2 на каждый борт), в задней части корпуса, на надгусеничных полках. Подготовку зарядов к пуску требуется производить вручную, с выходом экипажа из машины.
Описание конструкции и основные ТТХ
Конструктивно машина разграждения ИМР-2 состоит из базового танкового шасси и рабочего оборудования.
Это бронированная гусеничная машина, изготовленная на базе узлов и агрегатов танка Т-72А. Однако в корпус «изделия 637» были внесены изменения: усилили дно, изменили конструкцию подбашенного листа, приборы наблюдения заменили смотровыми стёклами, на носовую часть корпуса приварили элементы крепления для стандартного рабочего оборудования.
Танковый корпус ИМР-2 разделён на 2 отделения: отделение управления (спереди и посередине) и трансмиссионное (сзади). В передней части отделения управления располагается место механика-водителя. В средней части находится место оператора. В трансмиссионном отделении, которое занимает заднюю часть корпуса, размещён двигатель. Он расположен поперечным образом и несколько смещён к левому борту машины.
Для выполнения вождения по заданному курсу при плохой видимости и в условиях отсутствия ориентиров базовая машина снабжена гирополукомпасом. Приборы наблюдения механика-водителя состоят из дневного и ночного приборов наблюдения, обеспечивающих возможность вождения ИМР-2 и работу на ней в любое время суток. Кроме того, машина оснащается системой защиты от ОМП, системой дымопуска и пожарным оборудованием. Единственное стрелковое вооружение ИМР-2 – 7,62-мм пулемётом, установленный над башней оператора.
Примеры боевой работы ИМР-2
При выполнении основных инженерных задач спецмашина проделывает проходы в лесных завалах. При этом основная масса завала раздвигается бульдозерным отвалом, а отдельные деревья, затрудняющие работу бульдозера, убираются стрелой с манипулятором. Отвал бульдозера при этой работе ставится в двухотвальное положение, а стрелу с манипулятором разворачивают и устанавливают захватом впереди отвала.
Проходы в каменных завах устраиваются либо расчисткой до твёрдого основания (если высота завала до 50 см), либо, при бо́льшей высоте, устраивается въезд и съезд с завала. При серьёзной высоте завала его гребень обрушивают манипулятором, а крупные обломки убирают в сторону.
Съезды к переправам спецмашина ИМР-2 делает методом срезания береговой крутизны (обрыва) или срезанием косогора. Полоса проезда формируется как полувыемка – полунасыпь, последовательным подрезанием косогора. Отвал при этом ставят в грейдерное положение, а само подрезание выполняют крылом отвала, повернутым вперёд.
Валку небольших деревьев спецмашина производит, срезая их отвалом. Деревья покрупнее валятся манипулятором, с одновременным либо предварительным подрезанием корневой системы.
Рытьё котлованов, окапывание и самоокапывание ИМР-2 производит отвалом, поставленным в бульдозерное положение, при последовательном возвратно-поступательном движении. Землю из котлована при этом перемещают на брустверы.
На местности, заражённой радиацией или химическими веществами, инженерная машина герметизируется и продолжает выполнять любые виды работ.
Поэтому, когда случилась авария на Чернобыльской АЭС, почти все ИМР-2, что были тогда в рабочем состоянии, оказались в Чернобыле и остались там навсегда. За время работы эти спецмашины набрали очень много радиации.
Во второй половине 1990-х годов на базе ИМР-2 и ИМР-2М были созданы инженерные машины разграждения ИМР-3 и ИМР-3М – на базе танков Т-90.
Об истории данной модели
Первая советская ИМР-1 была создана в Омске, на гусеничной базе танка Т-55. Её приняли на вооружение в 1969 году. Основным оборудованием машины разграждения также были универсальный бульдозерный отвал и крановое оборудование с захватом-манипулятором.
В Соединённых Штатах подобная машина была принята на вооружение на 4 года раньше: это инженерно-сапёрный танк М-728. Он значительно превосходил советскую ИМР-1 по грузоподъёмности кранового оборудования (8000 кг против 2000 кг у ИМР), однако советская машина получилась легче, маневреннее и универсальнее – благодаря манипулятору с захватом.
С принятием на вооружение танков нового поколения (Т-64, Т-72, Т-80) и изменением штатной структуры танковых и мотострелковых подразделений (по программе «Дивизия-86») появилась надобность в новой машине разграждения, на базе более современного танка. Этой военной техникой и стала ИМР-2, сделанная на базе танка Т-72А.
Работы над созданием ИМР-2 стартовали ещё в 1975 году. Общая идея и конструкция данной машины были разработаны в Омске, а рабочее оборудование для неё, доведение проектной, конструкторской и технологической документации произвели в Челябинском СКБ-200. На Новокраматорском машиностроительном заводе, который стал головным разработчиком опытных машин, была осуществлена доработка шасси и гидравлики.
Основное рабочее оборудование – телескопическую стрелу и бульдозерный отвал – взяли от ИМР-1, хорошо отработанными, и их модернизация с адаптацией к ИМР-2 проблем не вызывали. Новым оборудованием на инженерной машине разграждения сделали противоминный трал и пусковую установку разминирования.
После серии полигонных испытаний, в июне 1980 года ИМР-2 была принята на вооружение Советской Армии.
Сначала производство этих спецмашин планировалось наладить на Омском заводе транспортного машиностроения. Но его, за время разработки ИМР-2, переориентировали на выпуск танков Т-80. Поэтому эту обязанность возложили на Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле, где было запланировано строительство специальных цехов для этого производства. Однако строительство это серийное производство шасси ИМР-2, достраивавшихся затем на Новокраматорском механическом заводе, было запущено в Нижнем Тагиле лишь к 1985 году.