Устройство дизеля Д-130
Данный двигатель состоит из корпуса, кривошипно-шатунного механизма, газораспределительной системы, декомпрессора, систем питания, смазки и охлаждения, электрооборудования, а также из дополнительного оборудования и приборов. Картер двигателя Д-130 – его основная деталь. В картере смонтированы три цилиндра, а в нижней его части, под цилиндрами, установлены уплотнительные прокладки.
На заднем торце картера размещён картер маховика, при помощи которого двигатель крепится к раме трактора или спецмашины. На переднем торце картера двигателя Д-130 установлен лист, предназначенный для крепления топливного насоса и крышки распределительных шестерён. Внутри блока картера установлены перегородки, с плоскостями – для укладки коренных вкладышей коленчатого вала двигателя. Постели под коренные вкладыши расточены вместе с постелями в крышках и поэтому замена или перестановка крышек не допускается. Снизу блок картера двигателя стянут нижним листом и плотно закрыт крышкой масляного картера.
Кривошипно-шатунный механизм при сгорании дизельного топлива в рабочих полостях цилиндров преобразует движение поршней во вращение коленчатого вала. Под давлением газов на поршни шатун, соединённый шарнирно с поршнем и шатунной шейкой, передает усилие коленчатому валу, и он вращается под воздействием данной энергии.
Маховик, расположенный на торце коленчатого вала, приуменьшает неравномерность работы мотора. Крутящий момент через муфту сцепления передается к трансмиссии трактора или спецмашины. Коленчатый вал удерживается от осевого движения удерживается четырьмя полукольцами. Они установлены в расточках второй перегородки блока двигателя, а также крышки коренного подшипника.
На поршни установлены три компрессионных кольца и одно комбинированное маслосъёмное. Камера сгорания находится в днище поршня. В двигателе предусмотрен уравновешивающий механизм, назначение которого –выравнивать силу инерции от возвратно-поступательного движения кривошипно-шатунного механизма. Состоит этот уравновешивающий механизм из дополнительного валика с закреплёнными на нем грузами, а также специальных приливов на переднем шкиве и на маховике двигателя. Валик вращается с одинаковой с коленчатым валом угловой скоростью, однако в противоположном направлении.
Привод валика производится от ведущей шестерни газораспределительного механизма, через промежуточную и ведомую шестерни. Устанавливаются шестерни – в обязательном порядке – по меткам, нанесённым на них. Механизм газораспределения управляет рабочим процессом двигателя, регулирует своевременный доступ в цилиндры воздуха и удаление отработавших газов. Приводится в движение распределительный вал через промежуточную шестерню от коленчатого вала, и при помощи кулачков через толкатели и штанги, нажимающие на коромысла при этом открывающие впускные, затем и выпускные клапаны дизеля.
При дальнейшем вращении под воздействием пружин кулачки отпускают толкатели, закрывая тем самым клапаны. Коромысла, штанги и толкатели возвращаются в своё положение. Дальше цикл повторяется снова Декомпрессор облегчает пуск непрогретого двигателя, а также может применяться для остановки двигателя.
Механизм декомпрессора состоит из рейки, трёх валиков и трёх рычагов, которые при помощи шарнирного соединения прикреплены к рейке. Рычаги жёстко соединены с валиками, входящими своими концами в проточки толкателей клапанов. Рычаги с валиками поворачиваются перемещением рейки, и цилиндрической поверхностью поднимают толкатели, а те, в свою очередь, через штанги и коромысла приоткрывают клапана.
Топливный насос подаёт дизельное топливо, автоматически увеличивая его подачу в процессе пуска двигателя, и предоставляет при перегрузках необходимый запас крутящего момента. Топливный насос смазывается автономным образом. Подшипники кулачкового вала располагаются в масляной ванне, а детали регулятора смазываются посредством разбрызгивания.
На дизельных двигателях Д-130Т устанавливается пневмо-корректор, который служит для перемены цикличной подачи дизтоплива на переходных режимах. Дополнительный механический «стоп-рычаг» может остановить работу мотора с пульта управления, вне зависимости от положения рычага подачи дизтоплива.
Двигатель
Стоит обратить внимание на то, что основная специализация завода заключается в производстве тракторов. Большим спросом у потребителей пользуются дизельные двигатели, и Д130 – один из них, использующий в своей работе термодинамический цикл с изохорно-изобарным подводом теплоты
О высокой производительности двигателя Д130 свидетельствует достаточно высокий коэффициент полезного действия двигателя.
При первом такте воздух втягивается в цилиндр через открытый впускной клапан. Второй такт характеризуется сжатием воздуха в объеме примерно в 17 раз (от 14:1 до 24:1), причем стоит учесть, что впускной и выпускной клапаны закрыты. Таким образом, объем становится меньше в 17 раз по сравнению с общим объемом цилиндра, а воздух, соответственно, очень горячим.
Впрыск топлива в камеру сгорания Д130 через распылитель форсунки – это начальный этап третьего такта. При впрыске нелетучая смесь распыляется на мелкие частицы, которые равномерно перемешиваются со сжатым воздухом для создания само воспламеняемой смеси. Четвертый такт начинается, когда открывается выпускной клапан, через который проходят выхлопные газы.
По техническим характеристикам дизельный двигатель Д130 заметно отличается от своих предшественников. Так, эксплуатационная мощность дизельной модели Д130 равна 45 л.с. Модель Д130 является трехцилиндровой, причем расположение цилиндров является вертикальным.
Рабочий объем цилиндров составляет 3,12 л. Дизельный двигатель выдаёт высокий крутящий момент в широком диапазоне оборотов, что делает технику более «гибкой» в движении. Удельный расход топлива при номинальной мощности дизельной модели Д130 равен 236, г/(кВтхч), а при эксплуатационной – 241 г/(кВтхч).
Расхода топлива бульдозера Т-130
Установленный мотор имел достаточно большую мощность, поэтому и расход топлива у модели достаточно большой. Он составляет порядка 244,3 г/кВт.ч или 180 г/л.с.ч. Для хранения запаса топлива в тракторе предусмотрен бак емкостью 290 литров, а объем системы смазки составляет 32 литра. Стоит отметить, что для основного и пускового двигателей используется разное топливо. Так, основной мотор питается дизельным топливом, а пусковой – смесью бензина марки А-72 (либо А-76) с дизельным маслом в массовой пропорции 20 к 1.
Во время выполнения землеройных работ, а также при разрешении задач в строительстве или сельском хозяйстве использование спецтехники является жизненной необходимостью. Наличие дополнительного оборудования позволяет оптимизировать рабочий процесс и добиться желаемого результата в кратчайшие сроки.
Трактор Т-130 используется с целью проведения целого комплекса дорожных, плантажных, землеройных и мелиоративных работ. Также данная модель активно используется на строительных площадках и в сельском хозяйстве (пахота, посев, культивирование).
Т-130 является , который функционирует с 1933 года. Данное предприятие позиционируется в качестве одного из крупнейших производителей гусеничных машин. Впоследствии такие трактора использовались как основа для строительства бульдозерно-рыхлительных агрегатов, трубоукладчиков и другой вариации техники. Основным направлением Челябинского тракторного завода является производство тракторов и бульдозеров наиболее массовых тяговых классов (10-15 т).
Модель Т-130 была поставлена на конвейер в 1969 году, а в 1988 году серийное производство было официально прекращено. Несмотря на это, выпущенные модели продолжают пользоваться популярностью по причине большого эксплуатационного ресурса и высокой ремонтопригодности.
Принцип работы дизельного двигателя Д-130
Принцип работы дизельного двигателя Д-130 основан на термодинамическом цикле с изохорно-изобарным подводом теплоты и состоит в последовательной смене операций. На первом такте очередная порция атмосферного воздуха втягивается в цилиндр через открытый впускной клапан. На втором такте работы – впускной и выпускной клапаны находятся в закрытом состоянии, и воздух в цилиндрах сжимается в объёме примерно в 17 раз, что очень раскаляет его (до температуры самовоспламенения дизельного топлива 800 — 900 С).
Перед началом третьего такта (такта рабочего хода), дизельное топливо впрыскивается в камеры сгорания через распылители форсунок. При впрыске дизтоплива происходит распыление его на мелкие частицы, которые равномерно перемешиваются со сжатым воздухом, в ходе чего происходит создание самовоспламеняемой смеси. При сгорании дизтоплива происходит высвобождение энергии, и поршни двигателя Д-130 двигаются в такте рабочего хода. Впрыски дизтоплива повторяются и продолжаются, вызывая поддержание постоянного давления сгораемого топлива на поршень. При четвертом такте выпускной клапан открывается, и выхлопные газы проходят через выпускной клапан.
По сравнению с двигателем Д-120, предшествующей основной моделью Владимирского моторо-тракторного завода, в дизеле Д-130 значительно улучшены технические характеристики. Эксплуатационная мощность данного силового агрегата достигает 45 л.с., а номинальная мощность равняется 40 л.с. Цилиндры дизеля Д-130 располагаются в три ряда, вертикально, и их суммарный рабочий объём составляет 3,12 л. Удельный расход топлива двигателем Д-130 при номинальной мощности равен 236 г/кВтхч, а при эксплуатационной – 241 г/кВтхч.
Преимущества и недостатки бульдозера Т-130
Выпуск этой модификации тяжелого бульдозера проводился в течение 19 лет на ЧТЗ. Несмотря на то что такая техника надежна и мощна, она морально устарела в плане конструкции.
Раньше подобные машины использовались практически во всех областях промышленности, строительства, на их базе создавались различные сельскохозяйственные агрегаты.
Очень прочная конструкция бульдозера отличается простым обслуживанием, крайней неприхотливостью и хорошей ремонтопригодностью. Этот тяжелый агрегат мог быть использован для различных работ на стройке, в сельском хозяйстве, различных областях промышленности.
Считалось, что подобная техника не способна подвести даже в самых тяжелых условиях.
Эксплуатировалась модель бульдозера Т-130 в любом климате, она считалась незаменимой в сельском хозяйстве, строительстве, дорожных работах. Остекление вкруговую давало прекрасный обзор, сама кабина имела хорошую звукоизоляцию и утепление.
Несмотря на все плюсы, недостатков в этой тяжелой спецтехнике тоже хватало.
Заводился такой тяжелый бульдозер бензиновым двигателем с одним цилиндром, а не аккумулятором, что очень неудобно при зимней погоде.
Полужесткая подвеска спецтехники ограничивала тяговые возможности, механическая трансмиссия агрегата снижала управляемость, за счет чего КПД машины был очень низким.
Однако та польза, которую приносило и приносит это мощное оборудование, не идет ни в какое сравнение с мелкими недостатками.
Варианты модификаций и комплектаций
В зависимости от назначения, двигатели Д-130 выпускались в комплектациях с частотой вращения коленчатого вала 1500 либо 2000 оборотов в минуту. Отличия комплектаций дизельных двигателей Д-130 и Д-130Т состоят в наличии или отсутствии на моторе мест для присоединения обогрева кабины. А также – установкой или отсутствием гидронасосов НШ-10 или НШ 32; датчика аварийного давления масла, установкой или отсутствием пневмокомпрессора и воздухоочистителя на двигателе.
Вариации могут также состоять в разном расположении мест установки турбокомпрессора, в использовании маховиков различных конструкций, впускного и выпускного трубопроводов. На дизеле может быть установлена или отсутствовать сетка вентилятора; генератор и стартер могут работать в сети с напряжением 12В либо 24В; может иметься в наличии отсутствовать дополнительный рычаг стопа или электростопа на топливном насосе.
Кроме указанных отличий в комплектации моторов, двигатели с заводскими индексами Д130-18, Д130-18М, Д130Т-04, Д130Т-04М имели насос импортного производства (компании Motorpal, Чехия). Наличие в заводском индексе цифр «02» на конце означает, что это дизель в экспортном исполнении, для стран с умеренным климатом, а «03» – для стран с тропическим климатом. Технические характеристики всех вариантов двигателей Д-130 оставались при этом без каких-либо изменений.
Гидравлика и приводы
Тракторы Т-130 производятся с раздельно-агрегатной гидравлической и навесной системами. Навесная система позволяет подсоединять к машине различные агрегаты (навесные манипуляторы, прицепные механизмы, полунавесные конструкции), благодаря чему значительно расширяется сфера использования трактора. Гидравлическая система осуществляет руководство всеми присоединенными приспособлениями.
Для возможности эксплуатации в замерзшей или слишком плотной земле осуществлено принудительное углубление рабочего механизма. Маленькие затраты времени на полный разворот уменьшают потери времени при работе с навесными и полунавесными устройствами. Все части гидравлической системы связаны трубопроводами. Раздельно-агрегатная гидросистема состоит из:
- Насоса;
- Трубопровода;
- Масляных баков;
- Силовой трубы;
- Редуктора привода гидронасосов;
- Шестерней;
- Механизмов включения насосов;
- Гидрораспределителя;
- Управляющих рычагов;
- Гидроцилиндров.
Характеристики рыхлительного оборудования
Вид | Однозубый | Многозубый |
Максимальное заглубление, см | 65 | 65 |
Предельное количество зубьев, шт | 1 | 3 |
Число положений зубьев по вертикали | 3 | 3 |
Масса, кг | 1155 | 2245 |
Угол рыхления с коротким башмаком, градусы | 45 | |
Угол рыхления с длинным башмаком, градусы | 30 |
Характеристики бульдозерного оборудования
Тип отвала | Прямой | Полусферический |
Ширина отвала, см | 342 | 331 |
Максимальный подъем, см | 102 | |
Объем призмы волочения, м3 | 4,28 | 4,75 |
Высота при угле резания 55 градусов | 1,31 | |
Максимальный перекос при 10 градусах, см | 63 | |
Регулирование угла резания, градусы | 10 | |
Максимальное заглубление, см | 44 | |
Масса, кг | 2240 | 2313 |
Назначение машины
Бульдозер Т-130 был создан для разработки грунтов различной плотности. Универсальная машина слоями снимает полосы грунта, перемещает земельную массу по поверхности рабочей зоны.
Соответствующие времени технические характеристики позволяли с большой эффективностью применять агрегат:
- на бульдозерных и рыхлительных земляных работах;
- для вспашки почвы целинных земель;
- при проведении специальных агромероприятий по глубокой пахоте и при больших объёмах боронования;
- для перемещения транспортных прицепов, грузов волоком в условиях бездорожья.
Эксплутационные параметры, обеспечившие машине широкую сферу использования:
- Достаточный запас мощности и крутящего момента, при требуемых показателях по расходу горючего и смазочных материалов.
- Параметры производительности, сочетающиеся с надёжностью и долговременной эксплуатацией.
- Способность заменить несколько агрегатов спецназначения, задействуя гидрофицированные узлы навеса дополнительного оборудования.
- При проведении рабочих операций вверх по склону машина применяется на углах до 25°, вниз — 35°, поперечно до 30°.
- Заложенные в конструкции бульдозера возможности: простого управления, ремонта и обслуживания.
- Разумная цена агрегата и легкодоступных запасных частей.
Технические характеристики трактора/бульдозера Т-130
Абсолютным бестселлером челябинского завода стал многофункциональный трактор Т-100М, знаменитая «сотка», обладатель многих мировых рекордов, в том числе и массовости: с 1963 по 1983 годы было сделано 412 145 таких машин. Трактор Т-130 — прямой потомок «сотки», разработанный и запущенный в серию в условиях продолжающегося производства Т-100М, усовершенствованный его вариант.
По сравнению со своим предшественником, трактор ЧТЗ Т-130 заметно прибавил в мощности. До 1981 года на него устанавливали дизельный двигатель Д-130, в 1981-1988 годах — силовую установку Д-160 мощностью 140 лошадиных сил. Естественно, выросла и масса трактора Т130 — до 30-ти тонн. Успешно была решена проблема эргономики в кабине.
Характерные особенности технического устройства трактора/бульдозера Т-130 — высокий запас прочности всех узлов и механизмов, надежность и неприхотливость, высокая ремонтопригодность и конструктивная преемственность моделей Т-100М—Т-130—Т-170.
Для потребителей это означает буквально следующее: запчасти на снятый с производства ЧТЗ Т-130 можно легко найти и в наше время. Возможность установки новых узлов на старые тракторы и бульдозеры не представляет проблемы.
Технические характеристики (таблица)
Масса трактора/бульдозера Т-130, кг | 12720 |
Тяговый класс, тс | 6 |
Варианты двигателей | Д-130, Д-160 |
Мощность, л.с. | 130 — 160 (зависит от года выпуска) |
Тип двигателя | Многотопливный |
Объем гидросистемы, л | 100 |
Давление, производимое на грунт, МПа | 0,05 МПа |
Потребление топлива, г/кВт*ч | 244,3 |
Объем бака для дизеля, л | 290 |
Объем бака для смазывающей жидкости, л | 32 |
Объем бака для охлаждающей жидкости, л | 60 |
Объем бака бортовых редукторов, л | 2*12 |
Объем бака гидросистемы, л | 100 |
Длина, мм | 5193 |
Ширина, мм | 2475 |
Высота, мм | 3085 |
База, мм | 2478 |
Клиренс (агротехнический просвет), мм | 415 |
Ширина колеи, мм | 1880 |
Заправочные емкости ЧТЗ Т-130:
- топливный бак – 290 л;
- гидросистема – 100 л;
- охлаждающая система – 60 л;
- система смазки мотора – 32 л.
Характеристики для дополнительного оборудования тракторов ЧТЗ Т-130 (лопаты):
- Значение объема призмы, кубометры: полусферический отвал — 4,75, прямой — 4,28.
- Ширина, м: полусферический отвал — 3,31, прямой — 3,42.
- Регулировка угла (в градусах): 10.
- Заглубление, м: 0,44.
- Высота отвала при рабочем угле 55: 1,31.
- Подъем, м: Не больше 1,02.
- Погрешность при установке (перекос): 10 градусов (0,63 м).
Т-130: технические характеристики, обзор, описание
Источник фото: techstory.ruФото Уралтрак Т-130
В число основных элементов Т-130 входили двигатели Д-130/Д-160, оборудованные турбонаддувом, и механическая трансмиссия с постоянно замкнутой муфтой сцепления.
Количество передач — восемь вперед и четыре назад. По своей конструкции это была простая модель, а значит, с высокой ремонтопригодностью.
Базовый гусеничный трактор использовался в качестве промышленной и сельскохозяйственной техники.
Управление тормозами и поворотом у Т-130 выполнялось с помощью одного рычага. Еще одна особенность — один поддерживающий ролик в гусеницах вместо двух. Подвеска была выполнена полужесткой, с балансирной поперечной рессорой. Она изготавливалась из двух штампованных лонжеронов.
Максимальная скорость, которую мог развивать бульдозер при передвижении вперед, — 10,65 км/ч. Предельное значение при езде назад — 8,63 км/ч. Самое большое тяговое усилие достигалось при скорости в 2,6 км/ч. Тормоза конструкторы установили ленточного типа. Ширина стандартных башмаков составляла 500 мм.
Технические характеристики Т-130, масса
Вес бульдозера Т-130 составлял чуть более 12 тонн. Базовая версия характеризовалась удельным давлением на грунт на уровне 0,05 МПа.
Масса конструкционная | 12 720 кг |
Тяговый класс | 10 |
Мощность двигателя | 140-160 л.с. (в зависимости от модели) |
Удельное давление на грунт | 0,05 МПа |
Гидравлическая система | 100 л |
Габариты
Габаритные размеры у рассматриваемого трактора составляли 5,2 м (длина), 2,5 м (ширина) и 3 м (высота).
Длина | 5 193 мм |
Ширина | 2 475 мм |
Высота | 3 085 мм |
Дорожный просвет | 415 мм |
База | 2 478 мм |
Колея | 1 880 мм |
Двигатель Т-130
Первые образцы, выпускавшиеся на Челябинском тракторном заводе, комплектовались 140-сильным двигателем Д-130. С середины 70-х годов бульдозеры начали оснащать более мощными дизелями Д-160, вырабатывающими до 160 л.с.
Источник фото: techstory.ruБолее поздние модели бульдозеров Т-130 оснащались двигателем Д-160
Нормативный расход топлива бульдозера составлял 244,3 г/кВт*ч. Машина комплектовалась топливным баком, вмещающим 290 л.
Тип дизельного двигателя Д-130: четырехцилиндровый, четырехтактный с камерой сгорания в днище поршня. Чтобы осуществить запуск дизельного двигателя, использовался вспомогательный карбюраторный мотор с электрическим стартером. Для пускового двигателя использовалась смесь бензина с моторным маслом.
Марка двигателя | Д-130 |
Диаметр цилиндра | 145 мм |
Ход поршня | 205 мм |
Удельный расход топлива | 244,3 г/кВт*ч |
Топливный бак | 290 л |
Система смазки двигателя | 32 л |
Система охлаждения | 60 л |
Техническое обслуживание
Модели Т-130, Т-170, а также разработанные после них бульдозеры Т-10 и Т-11 имеют конструктивную преемственность. В том числе они схожи по габаритным размерам и своим весовым характеристикам.
Это позволяет производителю заявлять, что запчасти, подходящие для установки на уже снятые с производства машины, можно приобрести и сегодня.
Причем речь идет как об изготовлении или ремонте в заводских условиях комплектующих, так и о замене старых узлов на более современные и производительные.
Источник фото: techstory.ruФото Уралтрак Т-130 с двигателем
Одним из самых слабых мест т 130 считались бортовые фрикционы. Их конструкция была позаимствована у более старого трактора С-80 и отличалась весьма незначительным сроком службы.
Модификации
Трактор Т-130 был создан на основе модели Т-100, однако довольно сильно отличался от своего предшественника: базовая машина была подвергнута глубокой модернизации. Следующим же этапом развития бульдозерной техники производства «ЧТЗ-Уралтрак» стала модель Т-170 (главное отличие — увеличенная до 174 л.с. мощность).
Источник фото: ru.wikipedia.orgДлина бульдозера Т-130 составляла 5,2 метра
Покупателям предлагалось две версии бульдозера т 130: стандартная и болотоходная (Т-130Б) с более широкими гусеницами. Кроме этого, после оснащения соответствующим оборудованием базовый трактор использовался в качестве трубоукладчика, свайного копра, буровой установки и проч. Также была доступна версия для сельскохозяйственной отрасли (Т-170МГС).
Аналоги
Среди сходных по своим возможностям моделей можно назвать: УМЗ УРБ-10М.01, УМЗ УРБ-10М.01Б, УМЗ УРБ-10М.01Я, Балтиец БКУ-703Б, ЧТЗ Т-170, УралТракГрупп УТГ10, Ярстройтехника Д3-110, Резонанс Б421, ПТК К-703 МА-БК, ЧЗПТ Т10М П 5-катковый.
Т-130 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Т-130 | |
---|---|
Выпускался, гг. | 1969 — 1988 |
Назначение | промышленный |
Тип движителя | гусеничный |
Тяговый класс, тс | (6) |
Кабина | сзади |
Двигатель | переднее |
Длина, мм | 5193 |
Ширина, мм | 2475 |
Высота, мм | 3085 |
Марка двигателя | Д-160 (до 1981 г. Д-130) |
Мощность, л.с. (кВт)
160 (118) (до 1981 г. 130)
Тип подвески
полужесткая
Способ управления поворотом
бортфрикционами и тормозами
Тормоза
бортовые
Гидрооборудование
фронтальные гидроцилиндры, задний гидроцилиндр, трехклапанный распределитель
Пневмооборудование
нет
Медиафайлы на Викискладе
Т-130 (Т-10.01, трактористы часто по традиции называют трактор Т-100, или даже С-100; разг. — «сотка») — советский сельскохозяйственный и промышленный гусеничный трактор, выпускавшийся Челябинским тракторным заводом. Является глубокой модернизацией трактора Т-100. Трактор выпускался в двух модификациях: обычной и болотоходной (Т-130Б) с увеличенной площадью гусениц.
Трактор используется в составе бульдозерно-рыхлительного агрегата, а также как базовая машина для трубоукладчика и свайного копра.
Дальнейшим развитием трактора Т-130 стала модель Т-170 с увеличенной до 174 л.с. мощностью двигателя.
Имеется сельскохозяйственная модификация Т-170МГС для пахоты рисовых полей.
Трактор имеет 8 передач.
Тракторы Т-130 и Т-170 заслуживают неоднозначной оценки. К их преимуществам следует отнести простую конструкцию и невысокую стоимость (по сравнению с тракторами аналогичного класса). В то же время к моменту начала массового производства конструкция трактора, «уходящая корнями» в 30-е годы уже серьёзно устарела. Механическая трансмиссия не позволяла полностью реализовывать мощность двигателя при работе с высокой нагрузкой и усложняла процесс управления трактором. Полужёсткая подвеска также не позволяла трактору реализовать тяговый потенциал двигателя ни за счёт скорости, ни за счёт тягового усилия. Срок службы бортовых фрикционов, не претерпевших изменений со времён трактора С-80 у трактора Т-130, а особенно у Т-170, оказался крайне малым. Запуск дизеля осуществлялся архаичным пусковым четырехтактным двухцилиндровым бензиновым двигателем, который, в свою очередь, было не так-то просто запустить, особенно в холодную погоду. Рычаги и педали управления, воздействовавшие непосредственно на элементы трансмиссии, при работе сильно вибрировали. Тракторы аналогичного класса, выпускавшиеся в эти годы за рубежом (США, Япония) уже имели в базовой комплектации гидромеханическую трансмиссию, эластичную подвеску, подрессоренную герметичную кабину, дистанционное управление трансмиссией и ходовой частью, исключавшее передачу вибраций на органы управления.
Рама разобранного трактора Т-130.
Инструкция по эксплуатации
Для того, чтобы завести пусковой двигатель, нужно выполнить ряд действий:
- Открыть кран топливного бака;
- Нажать зажигание;
- Закрыть воздухозаслонку;
- Открыть дроссельную заслонку;
- Подкачать топливо;
- Включить стартер на 5 секунд;
- Установить пусковую рукоятку на гусенице;
- Медленно провернуть валик;
- Рукоятку резко повернуть;
- Приоткрыть воздухозаслонку.
Далее включают дизельный двигатель, действия при этом следующие:
- Повернуть ручку редуктора в замедленное положение;
- Повернуть ручку бендикса в состояние «включено»;
- Осуществить плавный запуск сцепления;
- В течение одной минуты провернуть коленвал дизельного двигателя;
- Включить сцепление;
- Ручку редуктора повернуть в положение ускорения;
- Выключить сцепление;
- В течение двух минут провернуть коленвал дизельного двигателя на ускоренной скорости;
- Рукоятку декомпрессора повернуть в положение работы;
- Подать топливо;
- Ручку акселлератора повернуть на середину;
- Выключить пусковой двигатель, убедившись, что дизельный работает.
Дизельный двигатель во время морозов нуждается в предварительном подогреве. В этих целях предусмотрен нагреватель ПЖБ-400Б, осуществляющий нагревание воды и масла. Сливные его краны и краны блока двигателя необходимо закрыть. Кран радиатора, используемый для слива, пробки горловины водяного радиатора, трубы нагревателя нужно наоборот открыть. Пока нагреватель работает, заслонка отопителя кабины должна быть закрыта.
Технические характеристики Двигатель Д130
Марка двигателя | Д130 | |
Эксплуатационная мощность, кВт (л.с.) | 33,1 (45) | 29,4 (40) |
Номинальная частота вращения, об./мин. | 2000 | 1800 |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 105/120 | |
Число и расположение цилиндров | 3р | |
Рабочий объем цилиндров, л | 3,12 | |
Максимальный крутящий момент, Нм (кгс.м) | 177 (18,1) | 174,7 (17,8) |
Номинальный коэффициент запаса крутящего момента, % | 15(-3,+10) | |
Удельный расход топлива, г/кВт.ч.(г/л.с.ч.) при эксплуатационной мощности | 241+7 (177+5) | 236,6+7 (174+5) |
Относительный расход масла на угар от расхода топлива, % | 0,3 — 0,5 | |
Масса дизеля в состоянии поставки, сухого, кг | 329 — 340 (в зависимости от комплектации) | |
— длина | 772 | |
— ширина | 672 | |
— высота | 860 |
Навесное оборудование
Трактор Т-130 оборудован гидравлической системой раздельно-агрегатного типа. Кроме этого, модель оснащается передними и задними навесками, а также прицепным устройством маятникового или жесткого типа. Ввиду этого трактор может быть оборудован бульдозером и прочими видами навесного оборудования.
Наличие дополнительного навесного оборудования существенно упрощает технологический процесс и значительно расширяет имеющийся функциональный потенциал. Трактор Т-130 может оснащаться различными вариациями отвалов, предназначенных для широкого перечня работ. В случае необходимости можно произвести установку прямого, полусферного или угольного отвала. Также для это может использоваться болотоходный отвал или трехзубый рыхлитель. Однако в случае транспортировки трактора на железнодорожной или низкорамной автомобильной платформе комплектующее навесное оборудование придется демонтировать.