Технические характеристики и устройство пассажирского автобуса МАЗ-241

Создание МАЗ 257

Через некоторое время после изготовления МАЗ 241S выяснилось, что данная автотехника не устраивает заказчика.  Она больше подходила для езды по городским дорогам, а не по сельским. Не удовлетворяла и вместимость автобуса. Поэтому в конце августа появилось техническое задание на разработку другой модели. В документе предусматривалось изготовить опытный образец автобуса для перевозки детей длиной до 8,8 м, пассажировместимостью 31 человек (29 школьников и двое сопровождающих) с двигателем мощностью 177 л.с. стандарта Евро 5.

МАЗ 257

Первые сведения о создаваемой новинке представители средств массовой информации получили на пресс-конференции, посвященной презентации новых моделей  пассажирской техники. Выступая на данном мероприятии, которое  проходило на столичном автозаводе в ноябре 2014-го, Юрий Дмитриевич рассказал журналистам, что предприятие приступило к разработке конструкции другой специальной модели среднего класса для перевозки учеников сельских школ.  Планировалось, что она будет напоминать автомобиль МАЗ-256 (к тому времени уже снятый с производства), иметь несколько измененный кузов и двигатель Евро-5, мощностью около 200 л.с. Ее вместимость составит 31 человек (29 школьников и 2 сопровождающих).

Пресс-конференция

А первое очное знакомство с автотехникой, получившей индекс МАЗ 257S,  произошло в сентябре 2016-го во время очередной передачи партии МАЗ 241S (они продолжали еще выпускаться) потребителю в Могилевскую область. Тогда же после завершения официальной части события всех желающих отвезли в экспериментальный цех, где проходили испытания макетного экземпляра машины, имеющей,  в отличие от предшественницы,  рамную конструкцию с ресорной подвеской и колесами дисковыми размерности 6,75х19.5 под бескамерные шины.

МАЗ 257S

По просьбе потребителей пол в салоне сделали ровным. В автотранспортном средстве учли все требования технического регламента Таможенного союза по безопасности к школьным автобусам, вступившего в силу с 1 января 2016 г. В частности, каждое место оснащено четырехточечными ремнями безопасности. Еще одним нововведением стало появление водительской двери.

Салон автобуса МАЗ 257S

Водительское место автобуса МАЗ 257S

Одним из требований технического задания на “двести пятьдесят седьмой” стала взаимозаменяемость и максимальная унификация с серийно выпускаемой продукцией. Автозаводцы выбрали среднетоннажник МАЗ-4370, от которого взяли двигатель, коробку передач, мосты, карданный вал и другие основные узлы шасси.

Что касается новой модели, то Дмитрий Катеринич, возглавлявший тогда Минский автозавод, отметил, что в ноябре-декабре 2016 года запланировано ее серийное производство, а с января следующего года – поставка потребителям.

“Я считаю, что МАЗ создал хороший экспортный продукт и попрошу  быстрее закончить сертификацию этого автобуса для того, чтобы “Банк развития” мог способствовать продвижению этого автобуса как экспортного продукта в сопредельные страны”, – сказал председатель правления “Банка развития Республики Беларусь” Сергей Румас.

С.Румас и Д.Катеринич

Было изготовлено три автобуса МАЗ-257 – два в школьном варианте для последующих испытаний и для участия в презентационных и выставочных мероприятий,  а третий – 31-местный для перевозки обычных  пассажиров передан  на эксплуатационные испытания в ОАО “Банк Развития Республики Беларусь”.

Дорожные испытания МАЗ 257S

Краш-тест автобуса МАЗ 257S

После установки на МАЗ-257 170-дизельного мотора Cummins ISF 3.8s5168 Евро-5 модели обрели свой окончательный индекс МАЗ 257030 и МАЗ 257S30. А после завершения сертификации и получения документа на одобрение типа транспортного средства с 25 августа 2017 года они пошли в серийное производство. Документ несколько раз продлевался и сейчас он действует до 2023-го.

МАЗ 257030 на выставке Белагро-2021

Подробное описание, устройство

Модель была разработана в рамках программы создания школьного автобуса. Впервые автобус был представлен в 2011 году. Серийное производство началось в 2013 году.

Модель оснащена большим количеством электронных систем безопасности. Климатическая установка превосходно справляется со своими функциями независимо от сезона. Автобус имеет отличное соотношение цены и качества исполнения.

Автобус имеет визуально привлекательный облик. Его основа обладает высокими износостойкими характеристиками. Пассажирский салон имеет большую площадь остекления. Ветровое стекло также отличается размерами. Следует отметить наличие прочного несущего кузова, багажных полок.

Городской/пригородный автобус МАЗ-241. Фото МАЗ

По стандарту, на крыше МАЗ-241 имеется люк для полноценной вентиляции. Как правило, дизайн выполняется в светлой гамме. Если он для перевозки школьных групп, машина окрашивается в желтый цвет. Также, распространение получили модели цвета металлик, зеленых оттенков.

Внешний дизайн сочетает четкие линии. ЛКП стойко себя проявляет к воздействию дождя, снега и т.д. Материал, из которого сконструирован кузов, отвечает стандартам качества.

При создании автобуса производитель необходимое внимание уделял качеству обустройства салона. В результате было установлено 22 удобных пассажирских сиденья, каждому обеспечен соответствующий уровень безопасности

Кресло водителя отличается удобством, имеет мягкое наполнение, оборудовано ремнями безопасности и поддается регулировке.

Следует отметить большой объем салона, интерьер которого имеет изысканную отделку. Управление дверьми МАЗ-241 является электронным, при этом отмечается высокая скорость реагирования. Машина может оснащаться мультимедийной системой.

Наличие климатической установки способствует поддержанию оптимальной температуры в салоне. Благодаря системе внутреннего освещения обеспечиваются комфортные условия для каждого пассажира. Силуэт кабины симметрично дополняют посаженные элементы оптики.

Штатная внешняя оптика отличается своей выразительностью, гарантирует водителю транспорта максимальную освещенность дороги. С помощью боковых зеркал представляется возможным полноценно просмотреть обстановку позади машины. Зеркало абсолютно не искажает изображение.

Ходовая часть автотранспорта позволяет водителю совершать маневры на проезжей части, противодействует кренам при повороте. На автобусе производитель установил зависимую пневматическую подвеску с телескопическими амортизаторами, которая создает оптимальные условия пребывания в салоне для пассажиров. Все элементы, относящиеся к подвеске, рулевой системе отличаются качеством исполнения, способны прослужить долгое время.

Технические характеристики

Технические характеристики автобуса МАЗ-241 отражают особенности этой компактной модели. Длина автомобиля составляет 6,79 метра, ширина — 2,55 метра и высота — 2,9 метра. Допустимый радиус поворота ограничен 9 метрами. Вес автомобиля составляет более 8 000 кг.

Максимальная скорость автомобиля составляет 105 км/ч. При перевозке детей допустимая скорость составляет 60 км/ч. Тормозная система дополнена ABS, которая обеспечивает антиблокировку и контроль тяги. Средний расход топлива при скорости 60 км/ч составляет примерно 0,37 литра на 100 км.

Он приводится в движение передним мостом, оснащенным конической коробкой передач. Автомобиль оснащен просторным багажным отделением. Объем топливного бака составляет 190 литров.

Рулевое управление является интегральной системой, обеспечивающей маневренность и управляемость автомобиля. Он оснащен дисковыми колесами и шестиступенчатой трансмиссией Fast Gear 6J70T.

Система подвески в передней части автомобиля пневматическая и оснащена амортизаторами. В средней части машины установлены рессоры, а задний блок имеет цилиндрическую подвеску, дополненную телескопическими амортизаторами.

Грузовик оснащен двигателем Cummins isf3 8s, который соответствует стандарту Евро-4. Мощность двигателя составляет 130 кВт. Допустимая полезная нагрузка на центральную и заднюю оси составляет 5 200 кг. Нагрузка на переднюю ось может достигать 4 100 кг.

ПараметрыЗначение
Габаритные размеры, мм6800/2550/2785
База, мм3800
Колесная база (передняя/задняя), мм2011/1824
Высота ступеньки над поверхностью дороги, мм380
Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг3775
Допустимая нагрузка на заднюю ось, кг5000
Вес брутто, кг8775
Вместимость сидений22
Пассажировместимость, человек36
Макс. скорость, км/ч100
ДвигательCummins ISF 3.8s
Мощность двигателя, кВт (л.с.)125 (170)
Редукторы6J70T механическая быстрая передача
КолесоДиск, 6,75 x 19,5
ШиныБескамерный 245/70R19.5

Устройство

Компактный автобус МАЗ-241 сконструирован на белорусском автозаводе для перевозки пассажиров в пригородах, между крупными населенными пунктами. За счет небольших габаритов и комфортабельности машина подходит для организованных экскурсионных поездок, перевозки сотрудников крупных предприятий, учащихся и т.д.

В салоне длиной 6,8 м располагается 22 посадочных места, номинальный показатель вместимости достигает 36 человек. Схема расположения сидений классическая, все кресла развернуты в одном направлении, за исключением сиденья для экскурсионных сотрудников, педагогов.

Комфорт в поездке обеспечивают кресла с мягким наполнителем, дополненные безопасными креплениями. Конструкция сидений разработана фирмой Vogel Sitze (Германия). Вентилирование осуществляется через сдвижные створки форточек, люк крыши, с помощью электрических приборов. Конструктивное решение также предусматривает дополнительную вентиляцию над каждым местом.

Дизайн салона выполнен в светлой цветовой гамме. Предусмотрена 1 входная дверь для сотрудника транспортного предприятия и путешественников. Устройство кресла водителя предусматривает возможность регулирования угла наклона, высоты. Место снабжено пневматической подвеской.

Конструктивное решение включает панорамные стекла, усовершенствованную панель приборов. Запасное колесо размещается в закрытом блоке и оперативно извлекается с помощью роликовой системы.

Комплектация пассажирского транспорта вмещает верхние отсеки для вещей. Установлены система предпускового подогревателя мотора, гидроусилитель руля, вентиляционные приборы на крыше. Модель укомплектована противотуманными фарами.

Салон

Транспортное средство малой категории МАЗ-241 предназначено для различного типа пассажирских перевозок. Машина имеет длину 6800 мм, оборудована 22 комфортабельными сиденьями.

Основная вентиляция в салоне производится через люк, открывающиеся форточки, а также принудительно с использованием вентиляторов. Чтобы поддерживать соответствующие микроклиматические условия, внедрена конструкция распределенной персональной вентиляции для пассажиров.

Кресло для водителя регулируется в нескольких позициях, имеет память положений для разных шоферов. Обновленная панель управления соответствует эргономическим и дизайнерским требованиям современности. Колонка рулевого управления представляет собой проработанную конструкцию, предотвращающую возможность получения травмы в нестандартной ситуации.

` reviewsOverall ` / 5 Пользователей ( Оценок)

Надежность

Удобство и комфорт

Ремонтопригодность

Ходовые качества

Количество отзывов Сортировать по: Самые последниеНаивысший баллНаиболее полезноХудшая оценка

Будьте первым, чтобы оставить отзыв.

Проверенный отзыв

{` review`.`rating_title `}

Показать еще {{ pageNumber+1 }}

Модификации автомобилей МАЗ

Итак, какие же модификации автомобилей МАЗ сейчас встречаются.

Самые распространённые модификации, это самосвалы МАЗ, седельные тягачи, автобетоносмесители МАЗ, автобетононасосы, бортовые автомобили МАЗ, лесовозы, автокраны, коммунальные автомобили МАЗ, полуприцепы, топливозаправщики, прицепы, фургоны, краны — манипуляторы и даже автобусы МАЗ.

Как мы видим модификаций автомобилей МАЗ огромное количество. Вкратце рассмотрим каждую модификацию в отдельности.

Про самосвалы МАЗ мы писали в предыдущей статье, поэтому повторяться не будем, сразу начнем с седельных тягачей.

Цена и аналоги

Цена нового автобуса зависит от места покупки (производитель или дилер), комплектации, марки и мощности двигателя и т д. На российском рынке стоимость компактной модели составляет более 3,6 млн рублей. Предлагаются варианты покупки б/у техники, стоимость таких предложений ниже и зависит от технических характеристик, сохранности деталей и срока эксплуатации.

Выпускается несколько модификаций автобуса. Вариант 241030 оснащен более мощным двигателем Cummins (до 170 л.с.), автоматизированной системой трансмиссии Fast Gear и 6-ступенчатой ​​коробкой передач.

241S30 специально разработан для перевозки студентов. Конструктивное решение предполагает только пассажирские места (21-22), дополнительный аварийный люк, обшивку крыши тепло- и звукоизоляционным материалом, сиденья оснащены износостойкими накладками.

Специализированной версией автобуса является модель 257, предназначенная для перевозки школьников в сельской местности. Техника разрабатывалась с учетом сложных дорожных условий (гравий, щебень).

Модель отличается от базовой наличием:

  • проблесковые маяки;
  • динамики внешней связи;
  • стойки для рюкзаков;
  • отведенное место для учителя.

Аналогичная модель другого производителя – ПАЗ-320412. Специалисты отмечают надежность техники, однако по сравнению с продукцией белорусского завода конструкция менее комфортна из-за отсутствия в подвеске пневматических элементов, обеспечивающих плавность хода.

Шоферский форпост

С водительской точки зрения уже не все так просто. Для начала не мешало бы попасть в кабину. И вот тут шофёра встречает первый прикол – водительская дверь отсутствует как класс. Причина такой «нелюбви» довольно прозаична – персональный вход в левом борту это трудоёмкий и дорогой элемент, к тому же он, как ни крути, ослабляет жёсткость кузова. И если при крупносерийном производстве в итоге хотя бы можно снизить цену этой дверки, то в условиях мелкой серии проще сделать левый борт «глухим». Правда, при этом вход на рабочее место водителя производится через салон, а при используемой компоновке «двигатель над передней осью» это практически всегда сопряжено с выполнением эффектных, но в большинстве случаев неприятных акробатических движений.

Естественно, что МАЗ не был бы МАЗом, если бы не предложил своё решение данной проблемы. Двигатель просто сместили вправо, и в результате – слева между кожухом двигателя и креслом водителя получился удобный широкий проход, который даже рычагом переключения передач, не говоря уже о версиях с автоматической КП. Правда, на автобусах с двигателем Cummins и Navistar в правой части образовался неприкаянный закуток неясного назначения. Зато минский ММЗ использует это пространство для своих нужд, так что всё довольно логично.

Оказавшись на рабочем месте, водитель получает в своё распоряжение удобный «капитанский мостик» с грамотным расположением рабочих органов. Панель приборов – это обновлённый вариант городских автобусов первого поколения, показанный еще в 2009 году, но так и недошедший до конвейера. Комбинация приборов может быть двух типов – с полностью стрелочными приборами и комбинированными. Описывать их не буду, всё видно на фото, отмечу только, что второй пользоваться удобнее – она компактнее и верхний ряд циферблатов не перекрывается ободом руля ни при каких обстоятельствах.

А вот чего категорически не хватает, так это отсеков для мелочей – две неглубокие ниши на панели и малюсенький кармашек слева от водителя выглядят на фоне огромных незадействованных площадей как издевка. Над этим однозначно еще придется поработать.

Благодаря большой площади остекления обзор с места водителя очень хороший. Его немного портят широкие стойки, но не критично. А вот два простеньких зеркала, хоть и справляются со своей задачей, смотрятся ущербными на фоне современного дизайна. Да и пара дополнительных секций, позволяющих контролировать правый передний угол, не помешала бы. К тому же с учётом «глухого» окна и сложной компоновки правой части кабины, сюда просто напрашивается электрорегулировка правого зеркала. Пока процесс его настройки вызывает кучу негативных эмоций.

Дела салонные

МАЗ-241 – самый спорный в дизайнерском плане белорусский автобус. Выразительная пластиковая поясная линия, панорамное ветровое стекло и общее «аквариумное» остекление в сочетании с максимально возможной шириной (2550 мм) и низкой посадкой несущего кузова (высота всего 2785 мм), создавая эффект этакого брусочка на колёсах, заставляют уже год вести споры, красив он или страшен. Лично мне «мазёнок» напоминает лобастую кабину МАЗов 500-й серии, от которой веяло не технологичностью, а чем-то душевным. В любом случае неповторимый образ у «241-го» есть, и это главное.

Оригинальность, тем не менее, не сказалась на удобстве пассажиров. В салон ведёт одностворчатая дверь прислонно-сдвижного типа, довольно редкого для такого класса автобусов. На входе три небольшие ступеньки, каждая из них имеет индивидуальную подсветку. Все сиденья установлены на подиумах, позволяющих более свободно разместить элементы подвески и увеличить размеры технологических отсеков без ущемления пространства для пассажиров.

В настоящее время есть три типа салонов – для междугородных, пригородных и школьных перевозок. Отличаются они в основном типом установленных кресел в зависимости от назначения. Из того, чего не видно на фото, отмечу возможность продольного перемещения рядов в междугородной машине – в остальных крепление неподвижное.

Компоновка классическая: 21 место расположено лицом по ходу движения и одно, справа от 1-й двери, – «метроместо». С учётом специфики это даже неплохо, в экскурсионном варианте там может комфортно разместиться гид, а в школьном – ответственный за перевозку детей.

Объединяет все эти версии ширина салона и его высота, позволяющая свободно перемещаться. Правда, настораживает отсутствие потолочных поручней у машин, предназначенных для регулярных перевозок, в сочетании с заявленной возможностью провозить десяток пассажиров стоя. Парадоксально, но поручни есть только у «школьника», в котором перевозка стоя запрещена.

Немного озадачила система разветвлённых воздуховодов и индивидуальных блоков в пригородном варианте – ненужная роскошь. Зато во всех версиях развитая система отопления и в наличии форточки для естественной вентиляции. К тому же с пассажирской точки зрения я так и не смог найти серьёзных просчётов ни в плане эргономики, ни в плане обзорности.

Этот факт приятен еще и потому, что, несмотря на кажущуюся эксклюзивность, крыша, оконная линия, заднее стекло, накладки дверей, полки и потолок аналогичны МАЗ-231. А значит, конструкторам и дизайнерам удалось при серьёзной унификации сохранить не только оригинальность, но и обойтись без компромиссных проколов, обычно сопровождающих подобные решения.

Общие сведения

На автобусе установлен дизельный силовой агрегат Cummins ISF3.8 S с четырьмя цилиндрами. Двигатель отвечает требованиям экологического стандарта на уровне «Евро-4», оснащен шестиступенчатой механической коробкой передач. На каждой зависимой пневматической подвеске с парой баллонов имеется два телескопических амортизационных элемента.

Автобус МАЗ-241 оборудован тормозным блоком с защитой от пробуксовки и блокировки. Оснащение индивидуальными обдувочными панельными приборами, вентиляторами, зафиксированными на потолочной части крыши и в люке транспортного средства, способствует созданию максимально приемлемых климатических условий.

К объективным плюсам автобуса МАЗ-241 относится панорамное остекление, которое гарантирует прекрасный обзор, а также модернизированная приборная панель и удобная система размещения багажных отделений. Для запасного колеса оборудован специальный закрытый отсек, защищенный снизу. Дополнительно легкость извлечения запаски обеспечивает практичный роликовый механизм. Вместимость автобуса составляет 36 человек, сидячих мест при этом в нем насчитывается 22 штуки.

Модификации

Модельная линейка автобусов МАЗ-241 содержит различные комплектации, которые обозначаются посредством добавления некоторых символов после общего названия транспортного средства.

Автобус оснащался двигателем ISF3.8s (Cummins, 177 л.с.) или ММЗ Д-245.35Е4 (Минский моторный завод, 170 л.с.). Модели с американским двигателем имеют обозначение МАЗ-241000 (пригородный) и 241S00 (школьный), с белорусским — МАЗ-241030 (пригородный) и 241S30 (школьный).

Автобус МАЗ-241, школьная модификация. Фото МАЗ

Вариация МАЗ-241030 оснащена мотором Cummins мощностью 170 конских сил, автоматическим трансмиссионным блоком от Fast Gear с коробкой передач на шесть ступеней.

Автобус под индексом 241S30 – это модель для тех, кто ценит комфорт. Конструкторы предусмотрели все необходимые детали, чтобы путешествие в подобном транспортном средстве было действительно удобным как для пассажиров, так и для водителя.

Заключение

Покупатели высоко оценили автобус МАЗ-241. Отзывы свидетельствуют, что “малыш” получился на славу. Это доказывает тот факт, что отечественные дизайнеры и конструкторы вполне способны создавать и качественные, и красивые машины. Все элементы экстерьера и внутреннего оснащения этого автобуса выполнены практично, с учетом удобства и эргономики.

Данное транспортное средство широко используется на постсоветском пространстве — как внутри регионов, так для междугородних перевозок и в корпоративном сегменте.

Об устройстве, особенностях модели автобуса читайте здесь. В данной статье мы рассмотрим технические характеристики МАЗ 241. Пассажирскую автотехнику оснастили двигателем Navistar Acteon 4.12TCE, который в будущем планируют собирать на заводе МАЗ. Агрегат сочетается с АКПП Allison.

В данной модели есть особенность – колпак двигателя сдвигается к водителю. Это связано с расположением мотора над передней осью со смещением, а также компоновкой автобуса вагонного типа. За счет такого решения выполнять техобслуживание намного удобнее.

За счет качественных запчастей МАЗ 241 имеет хорошие эксплуатационные характеристики. Рессоры обеспечивают уверенное движение техники даже по проселочным дорогам, а пневмодемпфер — комфорт на асфальте.

Тормоза МАЗ дополнены системами антипробуксовки и антиблокировки. При скорости в 60 км/ч удельный расход топлива МАЗ 241 составляет 0,37 л на 100 км. Ремонт МАЗ 241 не вызывает особых сложностей.

Благодаря высокому уровню безопасности, оптимальным техническим характеристикам, возможности эксплуатации в сельской местности и низкому расходу топлива на 100 км, МАЗ 241 имеет широкую сферу применения. На предприятии создали отдельную модификацию для перевозки школьников. Ее отличия от базовой версии заключаются в наличии:

  • Выдвигающейся ступени;
  • Проблесковых маячков;
  • Устройств внешней громкой связи;
  • Сидений, оборудованных ремнями;
  • Полок для ранцев;
  • Места для сопровождающего.

Современные автобусы имеют лимит скорости в 60 км/ч. Убрать такое ограничение водитель не может. Модификация выпускает серийно и активно используется в Беларуси. В дальнейшем ключевым рынком планируется сделать Россию.

Интересно, что стоимость школьного автобуса МАЗ 241 для российского рынка будет существенно ниже, чем для ЕС. Однако машины будут иметь определенные различия. В России на борту будет написано «Дети», а не «Школьный», как к примеру, в Беларуси, а форточки будут более узкими. К тому же в РБ используется автобус с двигателем ММЗ, в России – Cummins.

Одно из важнейших преимуществ транспортного средства – доступность комплектующих. Запчасти МАЗ 241 имеют невысокую стоимость, но отличаются достойным качеством.

Все необходимое для прохождения технического осмотра, ремонта вы можете заказать на нашем сайте. Гарантируем самые доступные цены на детали, быструю доставку в любой город России, а также бесплатную консультацию по выбору комплектующих к белорусским автобусам.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий