Оценка и калибровка угла опережения впрыскивания топлива ЯМЗ-7511
Для настройки УОВТ на картере маховика ЯМЗ 7511 есть пара люков. На самом диске в двух точках стоят отметки углов: для нижнего указателя эти сведения указываются в числовом формате, для бокового – в буквенном формате.
Определенным буквам отвечают определенные параметры:
- «А» – 20е;
- «Б» – 15с;
- «Ei» – 10D;
- «Г» – 5с.
Совет! Угол опережения впрыскивания топлива должен составлять 6J*1.
Крутить коленвал слева направо (со стороны кулера) необходимо до тех пор, пока не будет совмещения штриха на диске, который соответствует УОВТ. Стоит отметить, что поршни первого цилиндра должны быть закрыты.
Как говорилось ранее, крутить коленвал необходимо особым ключом за шуруп фиксации шкива. Метка маховика должна совместиться с меткой указателя. Если совмещения не произошло, то стоит сделать следующее:
- расслабить фиксации шурупа клеммового соединения;
- кручением гасителя совместить штрихи;
- аккуратно зафиксировать болт.
При этом отклонение пакета пластин от положения в одной плоскости допустимо на 1 мм в обе стороны. Измерять отклонение нужно в местах фиксации пластин.
История создания ЯМЗ 7511
Начало серийного производства дизельных V образных, имеющих восемь цилиндров, двигателей, стало естественным результатом усовершенствования и доработок классических восьми цилиндровых двигателей ЯМЗ 238. Этот ДВС смело можно называть базовым для ЯМЗ 7511. По правде говоря, новый дизель, это форсированный вариант, проверенного временем, ЯМЗ 238. Поэтому, историю создания нового мотора можно начинать с 1962 года.
Тогда, с конвейеров ЯМЗ вышли первые восьми цилиндровые двигатели 238 модели. Их созданию, способствовало предписание Коммунистической партии в конце 50-х годов, разработать экономичный, дизельный, четырёхтактный двигатель, вместо морально и технически устаревших на то время двухтактных моторов ЯАЗ 204 и 206. Созданный, через три года дизельный, четырёхтактный ДВС, стал настоящим прорывом в отечественном моторостроении.
Его силовые, технические и экономичные характеристики, намного превосходили многочисленные на то время, двухтактные моторы. ЯМЗ 238 оказался удачным и надёжным мотором, это доказывает тот факт, что его конструкция под видом ЯМЗ 7511 успешно выпускается уже более полу века. Многолетним потребителем четырёхтактного дизеля стали такие гиганты отечественного машиностроения: МАЗ, КрАЗ, МоАЗ, ЧЕТРА, МТ-ЛБ, МЗКТ, ЧСДМ, МПТ, ВПРС, ДЗ, Кировец и другие. На начало выпуска, 1962 год, 238 модель дизеля была очень современной с высокими техническими показателями. Которые к концу 90-х устарели, особенно по сравнению с заграничными образцами. Поэтому конструкция устаревшей модели была изменена и доработана. В результате чего, появился более современный дизельный мотор ЯМЗ 7511.
Дизельный двигатель 7511 модели ЯМЗ, выпускается с 1996 года, и относиться к новому поколению тяжёлых силовых агрегатов. За, более чем 20-ти летний производственный период, было создано большое количество модификаций этого силового агрегата. Данные модели покрывают показатели мощности от 360 до 420 л., сил, что отвечает возросшим техническим, экономическим и в определённой степени экологическим требованиям, к современным видам тяжёлой техники.
Все созданные модификации проходят необходимые испытания, для подтверждения их технических и экологических характеристик. О чём выдаются международные сертификаты соответствия европейским экологическим требованиям Евро 2. Одновременно с производством ведутся проектно-конструкторские исследования, направленные на достижение более высоких требований экологической безопасности. А именно, создание модификаций, нормативные требования которых, будут соответствовать Евро 3.
Перспективные, постоянно совершенствующиеся моторы данного семейства, пользуются спросом потенциальных потребителей. Среди них: крупнейшие создатели магистральных автопоездов, грузовых автомобилей, сельскохозяйственной, дорожной и другой, тяжёлой техники России и множества других стран мира.
Модификации и назначение 7511 модели ЯМЗ
Дизельные силовые агрегаты семейства ЯМЗ 7511, после начала производства в короткий срок стали применяться на грузовых автомобилях, многотонных тягачах, автобусах, сельскохозяйственной и другой технике. В связи с этим было разработано около 20 модификаций данного силового агрегата. Главное отличие модификаций, это их предназначение. Каждая из моделей, проектировалась под потребности конкретного вида техники.
Так выглядит перечень самых распространённых модификаций:
ЯМЗ 7511.10
1.Основная базовая модель ЯМЗ 7511.10 поставляется потребителям Ярославским заводом в комплекте со сцеплением ЯМЗ 184 и КПП ЯМЗ 239. Потребителем данного силового агрегата является Минский завод, выпускающий колёсные тягачи. Базовый двигатель устанавливается на модели МЗКТ: 74181 и 65272. Также потребителем основной модификации является МАЗ, Урал и сельскохозяйственная техника типа комбайнов Torum740 и RSM1401. Мощность основного дизельного двигателя семейства ЯМЗ 7511, составляет 400 л., сил.
ЯМЗ 7511.10-01
2. ЯМЗ 7511.10-01, аналог базовой версии, применяется для шасси тягачей МЗКТ 8×4, 6×6, 8×8. Эти тягачи применяются в качестве колёсной базы для мощного отечественного оружия, такого как: комплекс ПВО С300, ЗРК Печора, Тополь М. Мощность данной модификации составляет 420 л., сил.
ЯМЗ 7511.1010
4. ЯМЗ 7511.1010, данный аналог поставляется с ярославским сцеплением ЯМЗ 184 и МОМ, механическим устройством для отбора мощности. Эту модификацию можно встретить на снегоуборочной технике Северодвинского завода, занимающегося производством дорожной техники.
ЯМЗ 7511.1011
5. ЯМЗ 7511.1011, этот силовой агрегат используется на шасси колёсных тягачей Бердянского завода. Данный двигатель имеет в комплекте сцепление ЯМЗ 184 и КПП ЯМЗ 239303
Тягачи БЗКТ могут перевозить груз до 40 тонн, при этом обладают высокой проходимостью, что прежде всего важно для военной техники
ЯМЗ 7511.18
8. ЯМЗ 7511.18, данный силовой агрегат нашёл своё применение на колёсных тягачах Минского завода, а так же на челябинских, энерго насыщенных, тяжёлых, промышленных бульдозерах-тракторах с названием ДЭТ-250.
ЯМЗ 7511.1034
9. ЯМЗ 7511.1034, очередной аналог, предназначенный для колёсных тягачей минского завода. Им комплектовались шасси МЗКТ65272.
ЯМЗ 7511.1035
10. ЯМЗ 7511.1035, данный мотор предназначен для колёсных тягачей минского завода МЗКТ8021102 и МЗКТ802102. Эта техника предназначалась для работы в жарком, тропическом климате.
ЯМЗ 7511.1036
11. ЯМЗ 7511.1036, данная модификация, комплектовалась сцеплением ЯМЗ 18415 и КПП ЯМЗ 23912 или ЯМЗ 23922. Сфера использования: лесовозы и другая тяжёлая техника Минского завода, тягачи и бортовые автомобили.
ЯМЗ 7511.1037
12. ЯМЗ 7511.1037, потребителем данной силовой установки стали кормоуборочные комбайны Ростсельмаш, мотор устанавливался на РСМ1401.
ЯМЗ 7511.1038
13. ЯМЗ 7511.1038, очередной аналог для сельскохозяйственной техники завода Ростсельмаш. Мотор устанавливался на РСМ181.
ЯМЗ 7512.10
14. ЯМЗ 7512.10, потребитель модификации самосвалы и погрузчики могилёвского автозавода, и кормоуборочные комплексы Полесье. Мощность агрегата составляет 360 л., сил.
ЯМЗ 7512.1004
15. ЯМЗ 7512.1004, мотор является силовой установкой мощностью до 360 л., сил, встречается на погрузчиках МоАЗ4048 и самосвалах МоАЗ75051.
ЯМЗ 7512.1005
16. ЯМЗ 7512.1005, данная модификация нашла применение на кормоуборочных комбайнах Полесье, завода Гомсельмаш. Мощность ограничена 360 л., силами.
ЯМЗ 7513.10 и ЯМЗ 7513.1003
17. ЯМЗ 7513.10 и ЯМЗ 7513.1003, применяются на шасси колёсных тягачей МЗКТ 74181 и МЗКТ 65272. Мощность мотора, для тягачей такого типа, составляет 420 л., сил.
ЯМЗ 7514.10 и ЯМЗ 7514.1001
18. ЯМЗ7514.10 и ЯМЗ7514.1001, данные модификации применяются для дизельных электрических подстанций мощностью до 200 кВт.
Технические характеристики двигателя ЯМЗ-7511
Высокая стойкость и эффективная производительность двигателей ЯМЗ-7511 обусловлены рядом факторов, включая использование специальной низкоуглеродистой марки ковкого чугуна. Этот материал, в числе прочих, является ключевым элементом, способствующим улучшению долговечности и общей надежности агрегата.
Еще одной важной составляющей, обеспечивающей высокие технические характеристики двигателей ЯМЗ-7511, является уникальная конструкция V-образного блока цилиндров. Угол развала блока, составляющий 90 градусов, играет существенную роль в обеспечении оптимальной работы двигателя
Он позволяет добиться баланса между мощностью и экономичностью, а также снизить вибрации и повысить общую плавность работы агрегата.
Мне нравитсяНе нравится
Благодаря этому инновационному решению, блок цилиндров выполняет дополнительную функцию – становится основой, на которой собраны и совмещены многие узлы и детали двигателя. Эта конструкция обеспечивает большую компактность, улучшает распределение веса и оптимизирует работу двигателя в целом.
Основные технические характеристики ЯМЗ-7511 представлены в таблице ниже:
Характеристика | Значение |
---|---|
Сила крутящего момента | 1715 Н·м (175 кгс·м) |
Размер цилиндра (диаметр) | 130 мм |
Рабочий объем двигателя | 14,86 литров |
Дистанция хода поршня | До 140 мм |
Удельный расход дизельного топлива | До 195 г/кВт·ч или до 143 г/л.с.·ч |
Степень сжатия | В пределах 16,5 |
Номинальная мощность | 360-400 лошадиных сил |
Расход масла на угар | До 0,2% |
Средний расход топлива для МАЗ | 27 литров на 100 км пробега |
Допустимый расход масла | 0,2% к среднему расходу топлива |
Ресурс двигателя
При правильном техническом обслуживании и бережной эксплуатации, ожидаемый ресурс двигателя ЯМЗ 7511 может превысить отметку в 800 тысяч километров. Такое выдающееся достижение связано с оптимизированной конструкцией и высокой надежностью данного агрегата.
Для достижения максимально возможного ресурса необходимо придерживаться строгих принципов регулярного технического обслуживания
Важно осуществлять своевременную замену масла, воздушных и масляных фильтров, а также проводить диагностику и профилактику с учетом рекомендаций производителя
Бережная эксплуатация играет решающую роль в продлении ресурса. Регулирование нагрузок на двигатель, соблюдение рекомендованных режимов работы и избегание чрезмерных нагрузок содействуют сохранению его работоспособности на продолжительные расстояния.
О масле для двигателя
Забота о правильной моторной смазке играет ключевую роль в обеспечении долгой и надежной работы двигателя ЯМЗ-7511. В зависимости от времени года и условий эксплуатации, рекомендуется использовать соответствующее масло для оптимальной производительности.
Мне нравитсяНе нравится
В теплое время года предпочтительным является масло класса М-10, которое обеспечивает хорошую смазку и защиту при более высоких температурах. В зимних условиях, для надежной работы при низких температурах, рекомендуется использовать масло класса М-8, которое обеспечивает легкую подачу смазки и предотвращает излишнее загустевание в холодные периоды.
Важно также следить за объемом моторной смазки в поддоне картера, который составляет 32 литра. Этот объем обеспечивает необходимый запас масла для надежной работы двигателя в различных режимах эксплуатации
Чтобы обеспечить оптимальное функционирование двигателя и продлить его срок службы, замену масла следует проводить регулярно. Рекомендуется менять масло не позднее, чем после 1000 часов работы двигателя. Эта процедура помогает поддерживать высокую эффективность смазки и предотвращает износ деталей двигателя.
Руководство по ремонту
Неполадки движка время от времени знают о себе знать. Зачастую, это связано с износом основных узлов и агрегатов или неправильной эксплуатацией. Также, весьма важным фактором можно считать и обслуживание мотора.
Наиболее частыми поломками можно считать:
- Неисправности ТНВД, связанную с плохим качеством горючего на территории СНГ.
- Система охлаждения. Эта поломка возникает вследствие механического износа узлов.
- Схема электрооборудования несовершенная.
- Износ поршневой группы.
- Клапанный механизм.
- Стартер и генератор.
Наиболее частый вопрос, который задают автомобилисты в интернете — момент затяжки головки блока цилиндров. Для затяжки креплений ГБЦ имеется схема, которой необходимо руководствоваться.
Затягиваться должны с силой предусмотренной заводом изготовителем, которая составляет — гайки шпилек крепления головки цилиндров 240–260 (24–26) Н·м (кгс·м).
Если крепления ГБЦ слишком сильно затянуты, то возможны неисправности мотора, в том числе пробой и выдавливание прокладки.
Описание ДВС
ЯМЗ 7511, является дизельным, четырёхтактным двигателем, оборудованный турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива. Воспламенение горючей смеси происходит от сжатия. По отечественной квалификации, его считают третьим поколением восьми цилиндровых моторов, имеющих V образное расположение цилиндров.
Данный двигатель представляет модернизированную версию своих предшественников, но он имеет определённые особенности, среди которых:
ТНВД 7511 модели более производительный и эффективный насос
Его маркировка Компакт-40, энергия впрыска данной топливной аппаратуры достигает 1200 кг., на см., квадратный;
силовой агрегат имеет обновлённую ЦПГ, она имеет лучшие технические показатели и улучшенную систему охлаждения моторным маслом;
важной особенностью является масляно-жидкостный теплообменник встроенного типа, он имеет более производительный водяной насос;
дизельный мотор оборудован промежуточным охладителем воздуха. Тип охладителя воздух-воздух.;
благодаря тому, что система наддува воздуха установлена на раме силового агрегата, мотор не перегревается даже во время интенсивной, длительной работе;
коленчатый вал, благодаря усовершенствованной конструкции имеет гаситель крутильных колебаний;
возможности впускных каналов горючий смеси и выпускных каналов отработанных газов значительно улучшены;
на новом дизелей стоит улучшенная система очистки моторного масла
Она имеет полнопоточные фильтрующие элементы, со съёмными фильтрами, в количестве двух штук. А так же центробежный фильтрующий элемент, который имеет реактивный привод;
на данном силовом агрегате установлена центростремительная, радиальная турбина, имеющая центробежный компрессор. Турбокомпрессор имеет обозначение 12.1118010, он же ТКР 100.
Такой тип дизельных двигателей, относят к серии моторов, имеющих увеличенную мощность. Это естественно, так как техника на которую устанавливаются эти моторы, предназначена для выполнения больших объёмов тяжёлой работы. Данный силовой агрегат, адаптирован к работе с коробками российских, белорусских и других производителей запасных частей и комплектующих.
Технические данные ЯМЗ 7511
Четырёхтактный дизельный двигатель ЯМЗ 7511 с непосредственным впрыском горючего, с 1996 года выпускается в Ярославле на Автодизеле. Ограниченный выпуск продолжается в наши дни.
- Восьми цилиндровый, V образный блок цилиндров выполнен из особо прочного чугуна, он имеет мокрые гильзы.
- Система газораспределения представлена в виде распределительного вала имеющего нижнее расположение. Клапанов 16, по одному впускному и одному выпускному клапану на каждый цилиндр.
- Длинна хода поршня, больше диаметра цилиндра 140 и 130 мм., соответственно. Двигатели с большей длиной хода поршня, отличаются высокой отдачей КПД.
- Точный объём ДВС равно 14866 сантиметров. Степень сжатия 7511 модификации 16.5:1.
- Мощность силового агрегата зависит от модификации ДВС и при 1900 оборотов мин., бывает от 360 до 420 л., сил.
- Крутящий момент при оборотах 1100-1300 в мин., составляет от 1570 до 1765 Нм.
- Нормы европейского экологического соответствия по выбросам вредных веществ Евро 2. На силовой установке используется турбокомпрессор типа ТКР-100.
- Вес силовой установки 1250 кг.
- ДВС имеет габариты: в длину он 1388 мм., его ширина 1045 мм., высота 1100 мм.
Расход топлива
Средний расход горючего для автомобиля типа МАЗ составляет 27 литров на 100 км., пробега. Допустимый расход моторной смазки составляет 0.2% к среднему расходу горючего.
Масло для двигателя
Используемое масло для дизеля в лётнее время М-10, зимой М-8. Объём моторной смазки в поддоне картера 32 литра. Замену необходимо проводить не позже чем через 1000 работы мотора.
Особенности устройства семейства дизелей семейства ЯМЗ-840
От успешно зарекомендовавшей себя на практике архитектуры устройства «V-образная на 12 цилиндров» конструкторы Ярославского моторного завода отказываться не стали. Однако, для оптимизации полезных эксплуатационных характеристик данного семейства дизелей, в их конструкцию было внесено несколько немаловажных изменений.
В частности, были увеличены до 140 миллиметров диаметры цилиндров. Благодаря этому, при ходе поршня в 140 мм, общий рабочий объём камер сгорания данного мотора возрос до 25,86 литра.
Была изменена конструкция головки блока цилиндров, получивших по четыре клапана на каждый цилиндр. Это потребовало монтажа распределительного вала нового образца. Принятые меры позволили повысить эффективность мотора – за счёт лучшего наполнения цилиндров горючей смесью.
Поскольку с самого начала предполагалось оснащать все моторы семейства ЯМЗ-840 системой турбонаддува, то была понижена степень сжатия – до соотношения 14,1:1. Турбокомпрессора было установлено два, и повышена степень нагнетания во впускном тракте.
В итоге и был получен мощный энергонасыщенный двигатель с высоким эксплуатационным ресурсом, способный длительное время выдерживать весьма значительные нагрузки.
Было применено использование индивидуальных для каждого цилиндра унифицированных головок цилиндров, что упростило конструкцию отливки, унифицировало головки цилиндров для моторов с различным числом цилиндров, улучшило приспособленность дизеля к ремонту и упростить проблему уплотнения газового стыка.
Применение стальных прокладок кардинальным образом решило проблему уплотнения газового стыка и регулировку надпоршневого зазора – за счёт установки прокладок разной толщины.
Использование поршней с относительно короткими юбками, с 2-мя компрессионными и 1-м маслосъёмным кольцом уменьшило габариты двигателя по высоте и ширине, повысило жёсткость цилиндровой части блока и гильз цилиндров, а также повысить механический КПД дизеля за счёт сокращения потерь на трение.
Было использовано полостного масляное охлаждение поршней. Конструкция привода газораспределения, топливного насоса и агрегатов автомобиля от заднего конца коленчатого вала обеспечило защищенность двигателя от вибрации и уменьшило его шумность.
Использование четырёх клапанов на каждый цилиндр двигателя с целью улучшения наполнения и снижения насосных потерь, профилированные впускные каналы, обеспечивающие заданный момент закрутки воздушного заряда, существенно повлияли на улучшение топливной экономичности мотора.
Был установлен эффективный гаситель крутильных колебаний коленвала с целями понижения напряжений в его элементах. Для повышения рабочего ресурса (свыше 10-ти тысяч часов) шейки коленчатого вала были азотированы.
Были применены масляные фильтры полнопоточного типа, с высокой степенью очистки и бессопловый центробежный масляный фильтр – для улучшения качества фильтрации моторного масла. Выносными высокоэффективными воздушными фильтрами сухого типа предотвращается вероятность износа цилиндров и улучшаются показатели дизеля.
Гидравлической или дисковой муфтой в приводе вентилятора обеспечиваются автоматическое и ручное управление включением вентилятора.
Был применён встроенный (в систему охлаждения мотора) охладитель наддувочного воздуха типа «вода-воздух» для снижения теплонапряжённости, улучшения экономичности и ресурса.
В процессе выработки оптимальной конструкции были подобраны оптимальные фазы газораспределения, форма камеры сгорания, угол опережения впрыска дизтоплива, элементы топливной системы с целью получения высоких показателей по топливной экономичности, дымности, токсичности и шуму.
Были применены новые топливные насосы высокого давления с максимальным давлением впрыска дизтоплива до 800 кГс/см2.
Особенности конструкции ДВС ЯМЗ 7511
Производство рассматриваемого двигателя началось в эпоху тяжёлых, с экономической точки зрения 90-х годов. Огромные средства на проектирование нового двигателя взять было негде. Поэтому было принято решение доработать до современных требований, популярный в то время ЯМЗ 238. Только так, в короткие сроки, удалось получить восьми цилиндровый современный, на конец девяностых, дизельный двигатель. Он получил название ЯМЗ 7511.
Рассматривать особенности нового двигателя, имеет смысл в сравнении с его старшим прототипом ЯМЗ 238. Основой для нового мотора является чугунный блок цилиндров от старой модели. Этот блок имеет восемь цилиндров, V образного расположения. Угол, между соседними противоположными цилиндрами составляет 90. В БЦ установлены масляные форсунки. Они предназначены для дополнительного охлаждения ЦПГ.
Внутри блока, на девяти опорах, установлен коленчатый вал, полностью идентичный с конструкцией вала предыдущий 238 модели Ярославского завода. Опоры, предназначенные для коренных шеек коленчатого вала имеют крышки. Обработка крышек производиться совместно с блоком. От сюда следует, что крышки нельзя менять местами. В обратном случае, могут появиться задиры на коленчатом валу и даже проворот сальников скольжения. Это в итоге приведёт к дорого стоящему, капитальному ремонту ДВС.
Диаметр коренных шеек коленвала составляет 110 мм, у шатунных шеек диаметр меньше, всего 88 мм. Всё точно так, как на коленвале 238ДК. Высота поршней равна 85 мм., поршневой палец 52 мм., поршневые кольца, шатуны всё точь-в-точь как на предыдущей модели. Гильзы цилиндров мокрого типа, это значит, что каналы с охлаждающей жидкостью проходят вдоль гильз. Охлаждающая жидкость имеет непосредственный контакт с внешними стенками гильз, что обеспечивает большой отвод тепла. Маховик взят без изменений от старой модели.
Для 7511 модели были взяты восьми клапанные чугунные головки от старого мотора, по 2 клапана на отдельный цилиндр. Распределительный вал, так же как у прототипа нижнего расположения, размещён в блоке. Воздействие на коромысла клапанов осуществляет при помощи штанг толкателей. Регулировка клапанов, на новом моторе, нужна после каждой тысячи часов работы. Зазоры для регулировки клапанов, нужно выставлять такие же, как на предыдущей модели, впускных, а так же выпускных клапанов 0.25-0.30 соответственно. Фильтр тонкой очистки используется тоже от предшественника. Все вышеперечисленные механизмы и детали, такие же как у предыдущего хозяина. Так что, получился такой же двигатель.
Ничего подобного, существуют серьёзные изменения, о которых по порядку:
- на 7511 моторе установлен топливный насос ВД 175 и форсунки — 26701. Данная система питания обеспечивает давление в форсунках 270 кгс/сантиметр квадратный;
- рассматриваемый двигатель турбодизель, здесь применяется другая турбина ТКР 100. Она увеличила давление наддува до 1.23 бар, вместо прежних 1.08 бар;
- установленный масляный насос, имеющий производительность 165 литров в час, вместо прежних 140 литров. Новый насос позволяет создать давление в масляной системе, в пределах 4-7 кгс, на см., кв.
Существуют и другие, небольшие конструкционные изменения, они подробно описаны в начале статьи в главе ” Описание ….”, но значительного влияния на характеристики ДВС они не имеют, поэтому повторяться нет смысла.
Параллельно с этим дизелем, выпускался шести цилиндровый ЯМЗ 7601. Разница между ними в меньшем количестве цилиндров и всеми вытекающими из этого последствиями: меньшей мощностью, меньшем количеством шеек на коленчатом вале и т.д.
Семейство восьми цилиндровых дизелей ЯМЗ 7511 в настоящее время находиться в производственном процессе. Однако экологические характеристики и технические данные постоянно ужесточаются. Поэтому, рассматриваемый нами мотор, постепенно вытесняется с рынка более современным и чистым силовым агрегатом ЯМЗ 658.