Технические характеристики самосвала и других модификации грузовика ЗИЛ-4331

Габаритные и весовые характеристики ЗИЛ-4331

Автомобиль относительно компактен, его габариты на сегодняшний день позволяют использовать его в условиях города – большинство дорожных сооружений не станут препятствием на пути этого грузовика:

  • общая длина от переднего до заднего бампера – 6 370 мм;
  • ширина кузова от оси левого зеркала заднего вида до правого – 2 500 мм;
  • высота от протектора до габаритных фонарей на крыше – 2 655 мм.

Колесная база также довольно невелика для автомобиля такого формата:

  • расстояние между передними колесами – 1 930 мм;
  • между задними – 1 850 мм.

Клиренс может порадовать даже самых требовательных водителей и тех, кто совершает перевозки по крайне неблагоустроенным дорогам: его величина составляет целых 330 мм. Ширина колеи в среднем составляет 1 930 мм.

Масса самого автомобиля – 4 820 кг (без учета заправочных жидкостей). Максимальный груз, который может перевозить ЗИЛ-4331, составляет 6 000 кг.

Таким образом, данный грузовик не может составить серьезную конкуренцию заграничным аналогам из-за довольно большого расхода топлива и малой грузоподъемности. Но простота ремонта и дешевизна делает рассматриваемый автомобиль чрезвычайно востребованным.

Суммарная масса ЗИЛа с полной нагрузкой и заправочными жидкостями приблизительно составляет 11 700 кг. Такой вес вполне сможет выдержать большинство различных мостов и иных подобных инженерных коммуникаций на дорогах.

Модификации

  • ЗИЛ-433100 – базовая модель с базой в 4500 мм и мотором «ЗИЛ-645»;
  • ЗИЛ-433102 – стандартное шасси;
  • ЗИЛ-433104 – шасси для пожарных автомобилей;
  • АЦ-3-40(433104) и АЦ-40(433362)-63Б.01 – пожарные автоцистерны;
  • ЗИЛ-433110 – базовая модификация с агрегатом «ЗИЛ-508.10»;
  • ЗИЛ-433116 – базовая версия с силовой установкой «ЗИЛ-509.10»;
  • ЗИЛ-43314Б – длиннобазный бортовой вариант с мотором «ЗИЛ-6454» с колесной базой в 6100 мм;
  • ЗИЛ-4332А – специальная версия с удлиненной базой (5600 мм) и двигателем «ЗИЛ-645»;
  • ЗИЛ-4333 – короткобазная модификация с мотором «ЗИЛ-645» и колесной базой в 3800 мм;
  • ЗИЛ-433302 – короткобазное шасси;
  • ЗИЛ-433360 – модель с укороченной базой и силовой установкой «ЗИЛ-508.10»;
  • ЗИЛ-433362 — короткобазное шасси, оборудованное мотором «ЗИЛ-508.300»;
  • ЗИЛ-442100 – седельный тягач с базой в 3800 мм и агрегатом «ЗИЛ-645»;
  • ЗИЛ-442160 – седельный тягач с базой в 3300 мм и мотором «ЗИЛ-508.10»;
  • ЗИЛ-442300 – седельный тягач со спальным местом и удлиненной базой (4500 мм).

Самая популярная модификация

Речь идет о «ЗИЛ-4333». Укороченная база выпускалась в виде грузовика и комплектовалась тремя различными двигателями: ЗИЛ-645; ЗИЛ-508.10 и ЗИЛ-508.300. Определенные изменения добавляли префикс к основному индексу.

Внешний вид и устройство было аналогично базовой вариации, только длина была не 6 370 мм, а 3 800 мм. Данные модели обрели свою популярность за счет практичности размеров. Маневрировать в городском трафике удобнее на более короткой машине, а груз доставлять быстрее. Благодаря этому дизельные вариации 433302, 433360, 433362 выпускаются до сих пор.

История модели и назначение ЗИЛ-4331

В 70-ые годы 20 века на территории СССР наблюдалась ощутимая нехватка производительной техники с выносливым характером и высокими эксплуатационными данными. Перед инженерами Лихачевского и Камского автозаводов была поставлена сложная задача. При решении которой они создали уникальный по своему времени грузовик. С одной стороны, она выступала модификацией КамАЗа, но оснащалась улучшенной оптикой, обновленным двигателей и более современным внешним видом. Получился автомобиль, отличающийся проходимостью и надежностью.

Первые грузовики оснащались бензиновым мотором 150 лошадей в тандеме с 5-скоростной механикой. Уже позже начался выпуск дизельных версий. Силовая установка имела дизельный атмосферник 165 лошадей с объемно-пленочным смесеобразованием. К нему в пару устанавливали 9-скоростную механическую синхронизированную трансмиссию.

Интересно! Камаз 54901 — технические характеристики и модификация

Стандартная внешность грузовика напоминает крупный прямоугольник. Спереди выделяется высоко расположенная решетка радиатора

Эта деталь привлекает внимание, занимая много места. Резко отходят от кузова в стороны боковые брызговики

Они прячут глубоко посаженные колеса. Прочный металлический бампер выступает спереди и обеспечивает дополнительную защиту, а его концы охватывают практически весь кузов, защищая кабину от повреждений. Кабина оператора получила довольного угловатое строение.

Автомобили ЗИЛ 4331 сегодня имеют порядка 10 модификаций, которые вышли в свет благодаря регулярной модернизации грузовика. Наиболее прогрессивной доработкой специалисты называют модель 1992г. Она получила место для полноценного отдыха 2 человек. Более мощный мотор на 200 лошадей объемом 9,55 литра и обновленные боковые обтекатели быстро нашли своего покупателя и снискали его любовь. Все последующие преобразования были ориентированы на установку современной кабины на старые шасси.

Основные модификации ЗИЛ 4331:

  • 433100 – базовая модель с ДВС ЗИЛ 645;
  • 433102 – имеет шасси базовой версии;
  • 432900 – дизельная версия с короткой базой;
  • 433104 – пожарный автомобиль;
  • 433116 – экспортная модель;
  • 4332А – несерийная версия с длинной базой и мотором 645;
  • 442100 – седельный тягач с колесной базой 3,8 м;
  • 442160 – седельный тягач с колесной базой 3,3 м;
  • 442300 – седельный тягач с колесной базой 4,5 м оснащен спальной кабиной.

Интересно! Технические характеристики и обзор ГАЗ-62

Особенности конструкции

Задачи конструкторы СКБ решили непростые: они сделали всепроходимый и плавающий автомобиль, при этом достаточно лёгкий, но и вместительный. Стеклопластиковый кузов-лодка; огромные колёса с шинами И-159 и системой централизованной подкачки обеспечивают машине плавучесть. Трёхосная конструкция позволяет проезжать по пересечённой местности с самым сложным и неоднородным ландшафтом, а возможность их стравить – по непрочным грунтам, которые не выдерживают большого удельного давления.

Вездеходы ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 имеют максимально унифицированную конструкцию. Они отличаются только оборудованием грузовой площадки (ЗИЛ-4906) или пассажирского блока (ЗИЛ-49061) в кормовой части корпуса. В первом случае вездеход оснащался подъёмным краном и подходящим по форме ложементом для спускаемого аппарата, а во втором – герметичной, оборудованной всеми медицинско-спасательными средствами и климатической установкой, пассажирской кабиной.

Корпус, силовая установка, трансмиссия, шасси обеих этих машин – совершенно одинаковые. Согласно опыту предыдущих подобных проектов, вездеходы-амфибии ЗИЛ-4906/ ЗИЛ-49061 были построены на основе корпуса рамной конструкции.

В его составе – сварная облегчённая рама из алюминиевого сплава, составленная из продольных и поперечных профилей, плюс нескольких косынок и раскосов в наиболее нагруженных местах. Рама скреплена со стеклопластиковым водоизмещающим корпусом амфибии. Передний свес корпуса выполнен изогнутым, с несколькими продольными ребрами жёсткости. Над колёсами разместили вертикальный борт с крупными колёсными арками. Задняя часть корпуса, с вертикальной кормовой панелью, имеет поднимающееся днище. Данное решение было связано с конструктивной необходимостью монтажа пары наружных гребных винтов.

Для передвижения по водной поверхности вместо танковых водомётов, которые применялись на экспериментальных ЗИЛовских вездеходах, в «Синих птицах» применили гребные винты.

Поскольку вездеходы ЗИЛ-4906/ ЗИЛ-49061 – аэромобильные, за счёт материалов кузова их постарались сделать как можно более лёгкими: раму сдалали из алюминиевых профилей, сам кузов – из стеклопластика. Для ЗИЛовцев этот материал уже в середине 1960-х был не чем-то инновационным, а вполне знакомым, поэтому кузов был выполнен очень профессионально, и получился очень качественным.

Те, кому удалось покататься на «Синих птицах» в наше время, рассказывают, что сегодня этот кузов утратил часть своих свойств. Он просто-напросто постарел. Дело в том, что с течением времени эпоксидная смола, которая соединяет многочисленные слои стеклопластикового кузова, утратила свою эластичность. И если «молодой» кузов ЗИЛ-49061 с лёгкостью валил деревья толщиной в руку, прогибался и деформировался, как угодно, возвращаясь потом в исходное состояние; то сегодня его приходится беречь: кузов неэластичный и хрупкий стал.

Интересным было выполнено крыло, которое идёт вдоль борта автомобиля. Оно сделано откидным. Его не сломаешь в кустах или непролазной чаще, а на воде его можно откинуть, получив мостик, по которому можно проходить вдоль всего борта. А когда крылья висят, они закрывают доступ к двум бензобакам, которые расположены симметрично по обоим бортам машины.

Кабина и кузов

В первую очередь, изменился внешний вид кабины. Она приобрела угловатые, четко обозначенные, без плавных переходов очертания. Корпус полностью выполнен из металла, имеет общую основу. Однако, компоновка его не совсем стандартна. Главное отличие заключается в том, что крылья, капот и передняя решетка изготовлены единой жесткой деталью.

Доступ к двигателю обеспечивается подъемом этой конструкции вверх и вперед на шарнирах, которые закреплены за передним бампером на силовой раме автомобиля. При этом ремонтировать двигатель стало очень удобно, доступ открывается ко всем системам двигателя. Со временем такой способ был упразднён из-за некоторых неудобств в эксплуатации.

В последующих версиях модели капот открывается обычным «аллигаторным» способом. На фронтовой части грузовика «ЗИЛ-4331» установлен новый передний бампер, в который вмонтированы передние фары и поворотники. Причем, конструктивно они расположены таким образом, чтобы была наименьшая опасность их повреждения при случайном столкновении. Внутри салон стал более комфортабельным.

Удобное сиденье водителя подрессорено и имеет регулировки во всех направлениях. Рядом могут располагаться два пассажира. Среднее сиденье поднимается, и образуется столик. Большая площадь остекления кабины и боковые зеркала позволяют полностью контролировать дорожную обстановку.

Кабина ЗИЛ модели «4331» оснащается отличной тепло- и звукоизоляцией, что позволяет разговаривать внутри грузовика, не повышая голоса, а также не испытывать неудобств из-за холодной погоды. Имеется три посадочных места, одно из них – водительское. Одной из наиболее популярных стала модификация со спальным местом, появившаяся в начале 90-х годов.

Модель получила универсальную «юбку» бампера, обтекатели по бокам кузова и драгфойлер, установленный на крыше. ЗИЛ-4331, в сравнении с иностранными аналогами, выделялся значительно меньшей стоимостью. Помимо кабины, рассчитанной на трех человек, производилась и версии с 2-рядным вариантом кабины с 7 посадочными местами.

Кузов ЗИЛ-4331 бортовой представляет собой деревянную платформу с металлическими поперечными брусьями основания, с откидными задним и боковыми бортами. В конструкции кузова предусмотрена возможность установки надставных бортов и тента с каркасом.

Новое на фоне старого

На этом фоне грузовик ЗИЛ-433180, созданный с минимальными усилиями, можно сказать, из подручных средств, отличается лучшими удельными показателями, например, коэффициентом тары (отношение полной массы к грузоподъемности) и ценой за одну тонну номинальной грузоподъемности. Опыт продаж показывает, что ЗИЛ-433180 пользуется повышенным спросом, другое дело, что объем производства сравнительно невелик. В семейство пока включены две основные версии: бортовой грузовик 433180 и шасси 433182 под комплектацию разнообразными надстройками, например, изотермическими фургонами, мусоровозными кузовами. Разработана версия шасси 494582 под самосвальный кузов.

Сам автомобиль получился внешне довольно привлекательным благодаря удлиненной в процессе компоновки нового двигателя передней маске капота с новой облицовкой радиатора округлой формы. Но мягкий голубой тон внешней окраски кабины контрастирует с убогим интерьером. Попадаешь в другой мрачный мир, с черным дерматином сидений, черным пластиком передней панели, черной обивкой и черной эмалью окраски металлических деталей. Только лампочки и стрелочки панели приборов выделяются на этом «ровном» фоне разноцветной мишурой. К сожалению, показанный на ММАС-2006 рестайлинговый проект «Тапир» с вполне симпатичным вариантом оперения кабины пока остается только прототипом с неясными перспективами серийного производства.

Порадовала работа передней подвески – она сохранила традиционную мягкость и хорошую энергоемкость. В задней подвеске, правда, только в качестве опции, предусмотрен стабилизатор поперечной устойчивости, рассчитанный на осевую нагрузку 10 т. Предусмотрена и заказная блокировка дифференциала. Девятиступенчатая КП с автоматически управляемым демультипликатором оснащена синхронизаторами на всех передачах, кроме первой. Включение демультипликатора осуществляется пневмоприводом с управлением от рычага КП (простым покачиванием рычага в стороны).

Техническая характеристика ЗИЛ-433180
Снаряженная масса, кг6200
Полная масса, кг14 500
Грузоподъемность, кг8000
Двигатель: рабочий объем, см3

  • мощность, л.с.
  • максимальный крутящий момент, Н·м
  • минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч
  • ТНВД
ММЗ Д-260.11 Е2, турбодизель I-6, OHV 7120 178 при 2100 мин–1708 при 1400 мин–1206 РР6М10Рli
Коробка передачСААЗ-5423А3, механическая с демультипликатором 9/ 1
Главная передача5,29
ШиныКама И-А185 10.00R20
Вместимость топливного бака, л170
Максимальная скорость, км/ч95

Наиболее благоприятное впечатление произвела работа АБС. На скользкой зимней дороге даже при движении по прямой задняя часть автомобиля постоянно стремилась к заносу, но при торможении в этих же условиях автомобиль четко сохранял направление движения и позволял его корректировку. В различных источниках мы обнаружили разночтение относительно контрольного расхода топлива при скорости 60 км/ч, в одном случае 22 л/100 км, в другом – 20,4 л/100 км, а в третьем – 19 л/100 км. На наших же испытаниях мы получили значение всего в 16,3 л/100 км, что только подтверждает привлекательность дизеля с точки зрения расходов на эксплуатацию. К сожалению, сравнить эти данные с расходами топлива аналогов мы пока не можем из-за отсутствия у нас собственной базы данных по автомобилям такого класса.

Пример ЗИЛ-433180 показывает, что нынешний вектор развития АМО ЗИЛ направлен в сторону улучшения потребительских свойств и качеств продукции, но хочется видеть более уверенное и быстрое движение в этом направлении. Несомненно, в перспективе дизельный двигатель нового технического уровня с использованием электронных систем управления топливоподачей, турбокомпрессором и системой нейтрализации уровня Euro 3 и Euro 4 позволит традиционной линейке грузовых моделей ЗИЛ оставаться в строю еще достаточно долго.

Результаты испытаний по топливной экономичности
Масса автомобиля при испытаниях, кг14 500
Расход топлива, л/100 км, при скорости, км/ч:

  • 40
  • 50
  • 60
  • 70
  • 80
  • 90
13,8 14,6 16,3 18,8 22,2 26,4
Максимальная скорость, км/ч96,1
Расход топлива в ИГД*, л/100 км (при средней скорости движения, км/ч)23,9(39,3)
Время разгона с места, с:

  1. на пути 400 м
  2. на пути 1000 м
35,2 63,0
Время разгона до 60 км/ч, с29,9
Время разгона до 80 км/ч, с51,7
Выбег со скорости 50 км/ч, м966
Погодные условия при проведении испытаний
Температура, °С+18
Скорость ветра, м/с1…3
Давление, гПа978
Относительная влажность, %45

Испытания проводились на динамометрической дороге ФГУП НИЦИАМТ в соответствии с методикой, изложенной в ГОСТ 20306–90.

Устройство

В наследство от своего родителя (ЗИЛ-130) автомобиль получил бортовой кузов, задний привод и колесную формулу 4×2. По замыслу разработчиков эта модель должна была стать младшим братом для базового автомобиля серии. В соответствии с этими планами для разработки применили шасси с короткой базой и 5-ступенчатую механическую коробку передач. Кабину автомобиль получил полностью повторяющую базовую версию. По моде тех лет — она имеет строгую угловатость, резкие черты и соединенные в единый блок капот и передние крылья. Для доступа в подкапотное пространство он откидывается вперед.

Отличительной чертой модели стало то, что она появилась на конвейере в переломный момент, когда двигатель ЗИЛ-508.10, разработанный специально для нее, меняли на более новый 508300. Этот силовой агрегат отвечал экологическим нормам Евро-3.

В электросхеме ЗИЛа-433360 все потребители подключаются на общий провод, что дает возможность просто установить и настроить дополнительные устройства. В системе используется 12В. На стоянке питание подается от аккумулятора 6-СТ-78 (в последних версиях 81) на 78 Ач. Во время работы двигателя генератор Г130 выдает 350 Вт и 28 А для работы всех как штатно установленных, так и внешних потребителей.

Для стоянки, остановки, управления машиной на уклонах разработчики предусмотрели несколько систем тормозных контуров:

Главная система активируется нажатием соответствующей педали в кабине. Для каждого колеса предусмотрены отдельные тормозные камеры, контролируемые парой независимых гидравлических контуров.

Стояночная и запасная системы включаются поворотом рычага в кабине, прижимая тормозные колодки к осям. При движении срабатывает главный трансмиссионный контур, который автоматически снижает обороты двигателя, помогая грузовику плавно остановиться.

Тюнинг

Тюнинг предполагает проведение ряда работ по улучшению транспортных характеристик и повышению уровня комфорта во время движения.

Например, можно сделать кабину водителя более удобной. Для этого потребуется установить шумоизоляцию, чтобы снизить уровень слышимости в кабине во время выполнения работ. Можно установить пневматическое сиденье, которое будет регулироваться по высоте, благодаря чему водитель будет меньше уставать.

Для более мягкого хода транспортного средства по бездорожью, рекомендуется установить пневматическую подвеску или заменить амортизаторы. Благодаря этому водитель практически не будет чувствовать неровности дороги.

Кабина автомобиля ЗИЛ-133ГЯ

Транспортное средство относится к грузовикам капотного типа. На автомобиле ЗИЛ-133ГЯ использована трехместная кабина от модели ЗИЛ-130 с общим диваном и жестко закрепленной спинкой. В передней части ее установлены фары, пофарники и указатели поворотов, между которыми расположена радиаторная решетка с характерными горизонтальными прорезями. Из кабины обеспечивается хороший круговой обзор через ветровое, боковые и заднее окна. Попасть внутрь можно через запираемые двери, снабженные опускающими окнами и поворотной форточкой.

Рабочее место водителя оборудовано приборным щитком, рулем, педальным узлом, рычагами переключения передач и стояночного тормоза. Органы управления автомобилем расположены удобно и в меру информативны, что упрощает вождение. На щитке установлены следующие приборы и устройства:

  • Спидометр со счетчиком пробега.
  • Указатели тока, температуры двигателя, количества топлива.
  • Манометр двухстрелочный, указывает давление воздуха в рабочей тормозной системе.
  • Сигнальная лампа перегрева охлаждающей жидкости.
  • Контрольные лампы: дальнего света – синяя, указателя поворотов – зеленая.
  • Выключатель зажигания с ключом.
  • Трехпозиционная ручка переключателя света.
  • Ручки управления дроссельной заслонкой карбюратора, стеклоочистителя, подачей горячего воздуха из отопителя, жалюзи радиатора.
  • Кнопка включения насоса омывателя.
  • Выключатели плафона освещения кабины, вентилятора кабины и двухпозиционный для управления противотуманными фарами.
  • Трехпозиционный переключатель управления электродвигателем печки.
  • Ножной переключатель ближнего и дальнего света фар.

Для управления агрегатами и механизмами автомобиля предусмотрены три педали: сцепление, тормоз и акселератор. Кнопка звукового сигнала находится в центре рулевого колеса, что упрощает ее использование при необходимости. На потолке кабины установлена розетка для переносной лампы, которая может работать даже при отключенной массе, поскольку находится в цепи аварийной сигнализации.

Устройство

Устройство этого транспортного средства включает в себя такие элементы, как:

  1. Силовой агрегат. Здесь установлен бензиновый двигатель, оборудованный карбюратором и двумя камерами с падающим потоком. Внутри мотора есть насосный элемент и экономайзер, а также механизм для принудительного включения холостого хода. Агрегат выполнен в соответствии с международным экологическим стандартом Евро-0.
  2. Тормозная система.
  3. Электрооборудование, включающее в себя звуковую и световую сигнализацию, фары, ближний и дальний свет.
  4. Пневматическая система, которая делает ход автомобиля более мягким.
  5. Трансмиссия. Здесь установлена механическая КПП. Переключение передач осуществляется при помощи специального рычага управления.
  6. Механизм сцепления, колеса и шины.
  7. Передний и задний ведущий мост.

Тормозная система

Тормоза, оборудованные пневматическим приводом, оснащены воздушным компрессором, а также поршнями, двухцилиндровой системой охлаждения рабочей жидкости. Такие тормозные устройства расположены на правой части корпуса внутри автомобиля и приводятся в действие при помощи передачи ременного типа, которая подается от шкива водяного насосного элемента.

Все цилиндрические механизмы системы выполнены из чугуна и укреплены на картере. Поршневая часть соединяется с верхней головкой шатуна при помощи пальца плавающего типа.

При отпускании педали тормоза доступ сжатого воздушного потока к камерам прекращается, благодаря чему транспорт продолжает свое движение.

Электрооборудование

Тип системы электрических приборов и механизмов этого транспортного средства — однопроводной. Отрицательно заряженные клеммы источников тока соединяются с массой ЗИЛа. Номинальное напряжение в системе составляет 12 В. Внутри механизма используются провода низкого напряжения типа ПГВА и высокого напряжения — ПВВ.

Для того чтобы проверить исправность изоляционного покрытия электросхемы, необходимо провести внешний осмотр электрического оборудования. При обнаружении обрыва цепи рекомендуется изолировать оголенный провод низкого давления специальной лентой. Если из строя вышел провод высокого напряжения, необходимо заменить его на новый в соответствии со схемой электрооборудования, приведенной в руководстве по ремонту транспорта. Провода высокого напряжения не подлежат ремонту.

Пневматическая система

Пневмосистема ЗИЛа включает в себя следующие элементы:

  • компрессор с пробками;
  • трубка, ведущая от стеклоочистителя;
  • тормозная камера;
  • трубка тройника;
  • штуцер;
  • угольник крана;
  • крестовина раздаточного типа;
  • крепежная скоба;
  • регулятор уровня давления в системе;
  • кронштейн;
  • шланги;
  • хомут;
  • предохранительный клапан.

Перед началом движения рекомендуется измерить уровень давления в пневматической системе. Он должен быть не ниже 4,5 кг/см². Если показатель будет превышать отметку в 7,4 кг/см² , значит, поврежден регулятор давления или разгрузочное устройство.

Во время резкого нажатия на тормозную педаль давление в баллонах должно снизиться, а в тормозных камерах — сравняться с показателями баллона. Если этого не произошло, рекомендуется разобрать механизм и провести внешний осмотр деталей на износ.

Весовые параметры отдельных узлов и механизмов автомобиля

Каждая система ЗИЛ-4331 имеет довольно внушительный вес:

  • полностью укомплектованное колесо (диск, камера, шина) – 93 кг;
  • платформа (без расширительных опор и других механизмов) – 860 кг;
  • вес радиатора (без хладагента) – 20 кг;
  • дополнительная рессора из листовой стали – 27 кг;
  • рессора задней части платформы – 75 кг;
  • рессора передней части платформы – 60 кг;
  • карданный вал – 59 кг;
  • ведущий мост (без колес) – 290 кг;
  • мост задний (без установленных на нем колес) – 520 кг;
  • вес силовой установки – 720 кг;
  • вес силовой установки со всем дополнительным оборудованием – 960 кг;
  • КПП – 200 кг;
  • вес водительской кабины вместе с креслами и остальным наполнением – 550 кг;
  • рамная конструкция (вместе с буфером) – 540 кг.

Назначение

Основной областью применения ЗИЛ-4331 стали региональные перевозки на небольшие расстояния. Автомобиль отличает надежность, простота обслуживания и ремонта, а также низкие эксплуатационные расходы. Его можно с уверенностью назвать «рабочей лошадкой» для различных отраслей промышленности, сельского хозяйства, лесозаготовительной отрасли и жилищно-коммунальных хозяйств. Машина уверенно чувствует себя на вязких грунтах и крутых подъемах. Автомобиль отлично показал себя не только в различных климатических зонах России, но и условиях субтропического и тропического климата. ЗИЛ-4331 одинаково надежен как на равнинной местности, так и высокогорных районах. В России и странах ближнего и дальнего зарубежья эксплуатируется около полутора миллионов единиц ЗИЛ-4331.

Двигатель

На ЗИЛ 431412 устанавливался проверенный временем 4-тактный бензиновый агрегат ЗИЛ-508.10 собственного производства. Двигатель имел 2-камерный карбюратор с инерционно-масляным фильтром, дополненным 2-степчантой очисткой воздуха, падающим потоком смеси и экономайзером принудительного холостого хода.

Конструктивные особенности:

  • чугунный блок цилиндров с резиновыми уплотнителями и легкосъемными вставными гильзами;
  • алюминиевые поршни;
  • смешанная система смазки (под давлением, разбрызгиванием);
  • принудительная вентиляция картера;
  • закрытая жидкостная система охлаждения.

Характеристики двигателя ЗИЛ-508.10:

  • рабочий объем – 6 л;
  • номинальная мощность – 110,4 (150) кВт (л.с.);
  • максимальный крутящий момент – 402 Нм;
  • степень сжатия – 6,5;
  • количество цилиндров – 8 (V-образное расположение);
  • диаметр цилиндра – 100 мм;
  • удельный расход топлива – 313 (230) г/кВт в час (г/л.с. в час).

Топливный бак ЗИЛ 341412 вмещал до 170 л горючего. С учетом среднего расхода топлива на скорости 60 км/час (25,8 л/100 км) одной заправки хватало на 650-680 км пути.

Особенности конструкции ЗИЛ-4331

Простота конструкции ЗИЛа выступает залогом его надежности. С первых версий автомобиль получил просторную кабину с прекрасным обзором, расположенную под рессорами ЗИЛ 4331. Первоначально для доступа к основным узлам и деталям двигателя необходимо было поднять одновременно крылья, решетку радиатора и капот, что перекрывало доступ к ремонту на случай аварии с перекосом рамы. Это заставило инженеров перейти на привычный аллигаторный тип открывания капота и перенести навесное оборудование мотора.

Установка на бампер освещения стала главным отличием ЗИЛа-4331. Здесь расположились поворотные указатели, габариты и фары. Передняя часть кабины оснащена пластиковой решеткой радиатора. Пластик раньше не применялся на грузовиках.

Ничем не примечательная отделка кабины сохраняет невысокий уровень шума и дает возможность лицам внутри свободно общаться при движении. Также она удерживает тепло и дает комфорт даже в холодное время года. Все три сиденья в кабине оснащены ремнями безопасности. Посажена кабина на два амортизатора. Цельнометаллический блок кабины легко откинуть вперед. Лобовое стекло ЗИЛ 4331 обладает хорошим углом обзора.

Интересно! Техосмотр 2022 для грузовых автомобилей — регламент

Основные достоинства модели:

  • отличная проходимость;
  • внушительная грузоподъемность;
  • хорошая герметичность салона;
  • недорогое сервисное обслуживание за счет сокращения точек смазки шасси и автоматике регулирования тормозной системы ЗИЛ 4331.

Основные технические характеристики

Технические характеристики грузовика ЗИЛ-4331 представлены в таблице:

Габариты, ммДлина6370
Ширина2500
Высота2655
Клиренс330
Передняя колея1930
Задняя колея1850
Колесная база4500
Характеристики по весу, кгМасса транспортного средства4 820
Масса грузовика со стандартным оборудованием при полной загрузке11 700
Максимальная грузоподъемность6 000
Емкости для заправки рабочими жидкостями, лСистема охлаждения мотора26,5
 Гидравлический привод включения сцепления0,5
 Вместимость топливного бака170
Гидроусилитель3
Смазочная система коробки передач10,5
Смазочная система двигателя18
 Весовые характеристики рабочих узлов, элементов кг Рама (с буфером)540
Платформа (без вспомогательного оборудования)860
Узел переднего моста290
Узел заднего моста520
Карданная передача59
Радиатор (пустой)20
Вся конструкция кабины550
Масса двигателя со всеми агрегатами960
Двигатель720
Вес одного колеса93
Коробка передач200
Рессора передняя60
Рессора задняя75

В зависимости от модификаций, количество которых приравнивается к 20, рабочие параметры грузовика могут изменяться.

Габариты грузовика ЗИЛ-4331

Тормозная система, подвеска и ходовая часть

Колеса в грузовике используются дискового типа, обод имеет габаритные размеры 7.0-20. Закрепляются они при помощи 8 шпилек, на которые накручиваются специальные фиксирующие гайки.

Внимание! Шины имеют вездеходный протектор, который дает возможность легко перемещаться даже в очень сложных дорожных условиях.

На заводе ЗИЛ-4331 комплектовался шинами 9.00R20, а также моделями под номером И-Н142Б-1.

Допустимо использование баллонов импортного производства (12-EX). Давление во всех колесах имеет одинаковое значение – 6 кгс/см2.

Амортизационная система представляет собой довольно простую конструкцию.

Подвеска ведущего моста состоит из комплекта полуэллиптических рессор. Торцевые части их являются скользящими. Также совместно с рессорами работает пара амортизаторов.

Подвеска в задней части включает в себя пару рессор, также там расположены специальные дополнительные механизмы. Конструкция рассчитана на следующие нагрузки:

  • передний мост – 3 735 кг;
  • задний мост – 8 005 кг.

Также грузовик может включаться в состав автопоезда – суммарная масса его не должна превышать 23 000 кг.

Максимальный возможный уклон, который самосвал сможет преодолеть с полностью загруженным кузовом, – 25%.

В составе автопоезда (23 500 кг) это значение уменьшается до 18%.

Тормозная система имеет конструкцию, довольно типичную для автомобилей данного класса. Ее основные составные части:

  • тормозные барабаны (радиус – 210 мм, ширина передних тормозных накладок – 100 мм, задних – 140 мм);
  • разжим колодок кулачкового типа;
  • два тормозных контура пневматического типа.

Интересной особенностью является то, что дополнительный тормозной контур совмещен с контуром стояночным. Последний воздействует на задний мост при помощи механических энергоаккумуляторов.

Давление в пневматической системе может колебаться в довольно широких пределах – 6-8 кгс/см2.

Торможение на скорости в 65 км/ч при полностью загруженном прицепе составляет 36 м. Несмотря на ранние годы разработки, в системе тормозов присутствует специальный предохранитель (спиртового типа), предотвращающий смерзание конденсата.

Подводим итоги

Закончив производство «ЗИЛ-4331» в 2004 году, производитель не оставил автомобиль без средств существования. Благодаря этому грузовик остается популярным за счет простоты своего обслуживания. Конечно, силовые агрегаты довольно неэкономичны и грузоподъемность сравнительно мала, но это не мешает машине до сих пор оставаться популярной во многих сферах.

При покупке этой модели придется раскошелится на сумму от 200 до 2500 тысяч рублей. При этом покупатель получает версию производства годов 1995-2004 с небольшим пробегом и в отличном состоянии. Все что остается — это следить за качественным уходом и использовать все положительные стороны этого автомобиля.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий